Научная статья на тему 'Разработка экономико-математической модели формирования товаров аптечного ассортимента'

Разработка экономико-математической модели формирования товаров аптечного ассортимента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АПТЕКА / КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ / DRUGSTORE / CRITERIA OF OPTIMALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна

Цель исследования разработка методики многокритериального формирования оптимального ассортимента товаров аптек на основе применения экономико-математических методов. В процессе исследования применялись методы: контент-анализа, равномерной оптимизации, справедливого компромисса, свертывания критериев. В процессе исследования были определены критерии оптимальности и сформирован на их основе товарный ассортимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC-MATHEMATICAL MODEL DEVELOPMENT OF FORMATION OF GOODS OF DRUGGISTS RANGE

The objective of research is the development of technique of multi-objective formation for the optimum range of goods of drugstores based on the application of economic-mathematical methods. In the course of research the applied methods were: content analysis, uniform optimization, fair compromise, coagulation of criteria. The criteria of optimality were defined in the course of research and the commodity range was created on that basis.

Текст научной работы на тему «Разработка экономико-математической модели формирования товаров аптечного ассортимента»

№ 2 - 2012 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 615.12:339.13

РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИКОМАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРОВ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА

И.А. Джупарова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России (г. Новосибирск)

Цель исследования - разработка методики многокритериального формирования оптимального ассортимента товаров аптек на основе применения экономикоматематических методов. В процессе исследования применялись методы: контент-анализа, равномерной оптимизации, справедливого компромисса, свертывания критериев. В процессе исследования были определены критерии оптимальности и сформирован на их основе товарный ассортимент.

Ключевые слова: аптека, критерии оптимальности.

Джупарова Ирина Алексеевна - кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-13, e-mail: uefarm@mail.ru

Введение. Розничная торговля фармацевтическими товарами является одной из важнейших сфер лекарственного обеспечения населения страны. Ассортимент товаров аптечных организаций постоянно обновляется в связи с научно-техническим прогрессом, появлением новых технологий производства лекарственных средств (ЛС), методов лечения, усилением конкуренции на фармацевтическом рынке, повышением платежеспособности населения. Все это обусловливает тщательное изучение процесса управления ассортиментом товаров аптечных организаций с целью его многокритериальной оптимизации, в том числе на основе применения экономикоматематических методов [1, 2].

Цель исследования: разработка методики многокритериального формирования

оптимального ассортимента товаров аптек на основе применения экономикоматематических методов.

Материалы и методы. Для формирования рациональной структуры ассортимента товаров аптечных организаций была разработана методика, схематично представленная на рис. 1.

Методика была апробирована на примере ООО «Радуга-Сибирь». Исходной информацией служили данные о товарообороте, прибыли ООО «Радуга-Сибирь» за 2011 год, анкеты провизоров (11). Расчеты производились по 11-ти ассортиментным группам ООО «Радуга-Сибирь».

В процессе исследования использовались методы: контент-анализа, равномерной

оптимизации, справедливого компромисса, свертывания критериев. В результате экспертной оценки руководителей аптек (11 провизоров) были определены критерии оптимальности формирования товарного ассортимента - это максимум валовой прибыли, максимум товарооборота, максимум доли рынка. Поскольку критерии оптимальности имеют разные единицы измерения, они были приведены к единому масштабу измерения, т.е. нормализованы. Для этого использовали формулу:

где } - нормализованное значение критерия по соответствующему варианту решения задачи формирования товарного ассортимента предприятия;

Ш)

3 - текущее значение соответствующего критерия оптимальности по

рассматриваемому варианту (1-3);

3 /ш хгпт

*3 ~ *3

(1)

соответственно минимальное и максимальное значения исследуемого

критерия оптимальности.

Рис. 1. Методика многокритериальной оптимизации ассортимента фармацевтических

товаров аптек

В соответствии с методом равномерной оптимизации лучшим считается тот вариант формирования товарного ассортимента, при котором суммарная величина принимает максимальное значение, и все критерии оптимальности являются равноценными для аптечной организации. Расчет оптимального товарного ассортимента по методу равномерной оптимизации производился по формуле:

где т - количество вариантов (1-3); п - количество критериев оптимальности (3);

)

; ! - эффективность варианта по критерию XI.

В соответствии с методом справедливого компромисса формируется новый критерий, который максимизируется (критерии оптимальности также должны быть максимальными):

где т - количество вариантов (1-3); п - количество критериев оптимальности (3);

^3 ' ^ - эффективность варианта по критерию Хі.

В результате использования метода свертывания критериев формируется новый (свернутый) критерий Д(х), который максимизируется. При этом критериям оптимальности присваиваются весовые коэффициенты в результате экспертной оценки руководителей аптек. Расчет оптимального товарного ассортимента производится по формуле:

где ai - весовые коэффициенты критериев оптимальности; п - количество критериев оптимальности (3);

Г{а,(Х,)) .. „

3 1 1 - эффективность варианта по критерию Хг.

Результаты и обсуждение. В соответствии с разработанной методикой был рассчитан и выбран наилучший вариант формирования ассортимента по трем альтернативным вариантам (табл. 1).

Таблица 1

Результаты расчета прогноза формирования товарного ассортимента ООО «Радуга-Сибирь» по вариантам и критериям оптимальности

Номер варианта прогноза, формировали* ассортимента (і) Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Максими заіііія прибыли (тыс руо.) Максимизация товарооборота(тыс. ру5) Максими заиия доли рыньа ООО «Рддуп-Сибирь» (тыс .ед.)

1. Максимизация прибыли 22100,33 103669.32 651,45В

2. Максимизация товароо йроїд 22011,9 103561,49 651Т447

3. Максимиіащия Доли рынка 22Ш$$ Ш549£:19 651,454

Затем выбирали максимальные и минимальные значения критериев оптимальности по вариантам максимизации валовой прибыли, товарооборота, доли рынка. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Численные значения различных критериев оптимальности по трем альтернативным вариантам решения задачи формирования товарного ассортимента ООО «Радуга-

Сибирь»

Номер варианта формирования ассортимента (і) Объем валовой прибыли, (тыс. р^.) f№> Объем реализации товаров аптечного ассортимента, {тыс.руб.) ЮІ1) Общая доля рынка фармацевтических тої ар о а (тыс.ед) ЙХз)

] 22100,33 max 103бб9;32 max 651,455 тах

2 22077.9 103261,49 631.447 тіп

3 2206S.9Smm 10349S.19 тіл 65) ,454

На следующем этапе исследования приводили рассчитанные показатели критериев оптимальности к безразмерным величинам. Результаты расчетов представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты нормализации критериев оптимальности

Вариант плана формирования ассортимента \ Безразмерные величины критериев оптимнгаини

F (Хи) F(XK) F(Xj=:) F(Xj=,}

Вариант 1 1 1 ] ■Чі У

Вариант 2 0 0 0 0

Вариант 3- (US 0,37 0.64 1.29

Результаты расчета и выбора оптимального варианта формирования ассортимента представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты расчета и выбора оптимального варианта формирования ассортимента

Метод формирования ассортимента (і) Расчет Эффективный вариант формирования оптимального ассортимента то® аров

Метод равномерн ой оптимизации та* {1 +J + 1=3;0-0-^0 = 0; 0.2S-Q.3" - 0,64 = 1,29} = щах <3; 0; 1,29) =3 Вариант 1 Максимизация прибыли

Метод справедливого коїшромнсса шах {1x1* 1 = 1;0x0x0 = 0; 0,28 хО,37 *0,64 = 0,066} = max {1; 0; 0,066} = 1 Вариант 1 Максимизация поиоылн

Метод свертывания критерії ЄЕ &L 'макиизсмши лрдёк™:^ 0,2; Ct: ''цкмапи TCbipDOtrpCTjl — ■'. 3 : 'т„у-і^ісі-лгтгігпп-и оЬЗО-і! ' fl(Xi) = 1*0,2 + 1x0,3 - 1хОгІ = 1 f:(Xj =0x0,2 -г 0x0,3 - 0x0,5 = 0 fi(Xj)=0,2S х 0,2 + 0,37 х 0,3 - 0,64 х 0,5 = -0.153 Max |l: 0: -0.153) — 1. Вариант 1 Максимизация прибыли

В результате проведенного исследования был сформирован оптимальный ассортимент фармацевтических товаров ООО «Радуга-Сибирь» (табл. 5).

Таблица 5

Оптимальная структура товарного ассортимента ООО «Радуга-Сибирь»

№ Л n Ншмсновалне группы товара Тыс. руо. Е МЄСЯЦ Тыс. руо. в год

1 Лекарственные препараты 771.96 9263.52

у і- Изделия медицинского назначения 245.S2 2949.84

ъ Биологически активные дооавкн 79,02 945,24

4 Косметика н парфюмерия 2S.9S 347, ^6

3 Гитненическне н деїинфшіир^тоигне- товары 19.2 І90А

б Медтехнита 3 36

7 Предметы и средства ухода 14,76 177,12

£ Детемое питание 10.6S 128,16

9 Л етекяе товары 3.42 410.4

10 Диетическое питание 2,82 33.84

Вывод. На основании различных методов решения рассматриваемой многокритериальной модели формирования оптимального ассортимента выбор следует сделать в пользу первого варианта - максимизации прибыли.

Список литературы

1. Бурцева Т. А. Управление маркетингом : учебное пособие / Т. А. Бурцева, В. С. Сизов, О. А. Цень. - М., 2005. - 271 с.

2. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер - СПб. : Питер, 2006. - 464 с.

ECONOMIC-MATHEMATICAL MODEL DEVELOPMENT OF FORMATION OF GOODS OF DRUGGISTS RANGE

І.А. Dzhuparova

SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)

The objective of research is the development of technique of multi-objective formation for the optimum range of goods of drugstores based on the application of economic-mathematical methods. In the course of research the applied methods were: content analysis, uniform optimization, fair compromise, coagulation of criteria. The criteria of optimality were defined in the course of research and the commodity range was created on that basis.

Keywords: drugstore, criteria of optimality.

About authors:

Dzhuparova Irina Alekseevna — candidate of pharmaceutical sciences, assistant professor, pharmacy management and economy chair head SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», e-mail: uefarm@mail.ru

List of the Literature:

1. Burtseva T. A. Marketing management: the manual / T. A. Burtseva, V. S. Sizov, O. A. Tsen. — M, 2005. — 271 P.

2. Kotler F. Marketing. Management. An express course. — SPb.: Peter, 2006. — 464 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.