Научная статья на тему 'Разработка инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением на основе построения «Дома качества»'

Разработка инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением на основе построения «Дома качества» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INNOVATIVE STRATEGY / MEDICINE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна

Цель исследования - разработка инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением на основе построения «дома качества» аптек. В процессе исследования была обоснована инновационная стратегия, включающая оптимизацию социально-экономических параметров деятельности аптек, направления совершенствования потребительских требований на основе расширения перечня консультационных услуг, увеличения доли высококвалифицированного фармацевтического персонала, снижения цен на лекарственные препараты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джупарова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE STRATEGY OF MEDICINE MAINTENANCE CONTROL SYSTEMS ON THE BASIS OF «QUALITY HOUSE» CREATION

The objective of research is development of innovative strategy of medicine maintenance control system on the basis of «quality houses» drugstores. The innovative strategy including optimization of social and economic parameters of drugstores activity, the directions of improvement of consumer demands based on the extension of the consulting services list, augmentations of share of the highly skilled pharmaceutical personnel, reduction of prices of medicinal preparations was proved in the research.

Текст научной работы на тему «Разработка инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением на основе построения «Дома качества»»

№ 6 - 2013 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 615.014:338.24

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ «ДОМА

КАЧЕСТВА»

И. А. Джупарова

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

Цель исследования — разработка инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением на основе построения «дома качества» аптек. В процессе исследования была обоснована инновационная стратегия, включающая оптимизацию социально-экономических параметров деятельности аптек, направления совершенствования потребительских требований на основе расширения перечня консультационных услуг, увеличения доли высококвалифицированного фармацевтического персонала, снижения цен на лекарственные препараты.

Ключевые слова: инновационная стратегия, лекарственное обеспечение.

Джупарова Ирина Алексеевна — кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-13, e-mail: [email protected]

Введение. Для повышения обеспечения доступности и качества лекарственной помощи населению необходим поиск методов управления, использование которых позволит сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать выбор инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением.

Цель исследования: заключается в разработке инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением на основе конкурентно-интеграционного бенчмаркинга и построения «дома качества» аптек [1, 2].

Материалы и методы. Для разработки инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением исходной информацией служили показатели деятельности аптечных организаций, данные о стоимости лекарственных препаратов (ЛП) в анализируемых аптечных сетях (прайс-листы, базы данных), материалы собственных

социологических исследований (400 анкет, заполненных посетителями аптек). Использовались следующие методы: контент-анализ, графический, метод анализа иерархий, непараметрические методы (ранговый), экспертных оценок, парных сравнений, социологические методы (анкетирование), матричный, метод структурирования функции качества.

Практическое применение процесса бенчмаркинга было исследовано в условиях региональной аптечной сети ООО «Радуга-Сибирь».

Результаты и обсуждение. Первым этапом рассматриваемого процесса являлось определение требований потребителей ЛП к аптечным организациям в форме описания ожидаемых выгод, которые потребитель может получить от инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением.

В результате социологического опроса 400 посетителей аптек ООО «Радуга-Сибирь» составлен перечень потребительских требований к аптечным организациям: «ассортимент фармацевтических товаров, обеспечивающих удовлетворение спроса»; «предоставление консультационных услуг»; «применение прогрессивных методов продаж фармацевтических товаров»; «наличие дисконтных программ, акций»; «ценовая доступность ЛП»; «высокий профессиональный уровень фармацевтического персонала».

Поскольку не все требования потребителей одинаково для них значимы, была определена их важность на основе экспертной оценки 30-ти специалистов-провизоров в соответствии с методом парных сравнений. Результаты исследования показали, что наивысший приоритет установлен у критерия «ассортимент фармацевтических товаров, обеспечивающих удовлетворение спроса» — 0,39, «высокий профессиональный уровень фармацевтического персонала» — 0,27.

Ранжированный список требований потребителей лекарственных препаратов служил входной информацией для построения «дома качества» и заносился в левую часть «дома качества», образуя, таким образом, его «пристройку». На следующем этапе определены социально-экономические параметры или «надстройка» «дома». В соответствии с методом структурирования функций качества каждому требованию потребителей должно соответствовать не менее одного социально-экономического параметра, которые размещаются в верхней части «дома качества».

В результате контент-анализа фармацевтической литературы, логического анализа были определены социально-экономические параметры, соответствующие выявленным требованиям потребителей: широта ассортимента ЛП; устойчивость ассортимента ЛП; расположение аптеки, проходимость; средняя цена упаковки ЛП; полнота консультационных услуг (общее число видов консультационных услуг: обучающих, информационных и др.), предоставляемых покупателям; удельный вес фармацевтических работников, прошедших обучение на курсах повышения квалификации в общей численности персонала; количество посетителей в день на одного фармацевтического работника; удобные торговый зал и расположение товара в аптеке; гарантия качества ЛП; время работы аптеки.

В результате была построена прямоугольная матрица, где по строкам расположены потребительские требования, а по столбцам — социально-экономические параметры. На следующем этапе строили матрицу соответствий для анализа взаимосвязи между требованиями потребителей и социально-экономическими параметрами.

Коэффициент парной корреляции характеризует силу корреляционной зависимости

между потребительским требованием и социально-экономическим параметром. Значение

равное +1 (—1), означает пропорциональное увеличение удовлетворения требования потребителей при увеличении (уменьшении) значения социально-экономического параметра. Ноль означает отсутствие зависимости между социально-экономическим параметром и степенью удовлетворения потребителей ЛП.

Для оценки силы взаимосвязи использовали специальные шкалы с символами, предложенные Л. Сулливаном. Матрицу соответствия заполняли специалисты-провизоры. Затем были определены приоритеты социально-экономических параметров для обоснования инновационной стратегии. Для этого рассчитывался интегральный показатель важности по формуле (1):

где Н, — оценка интегрального показателя важности для j-го социально-экономического параметра; j = 1, 2,.. М;

М — количество социально-экономических параметров; 1 = 1, 2, ... N N — количество требований потребителей;

Rij — значение коэффициента корреляции между j-м социально-экономическим параметром и 1-м требованием потребителей; Р; — важность 1-го требования потребителей.

По величине интегрального показателя важности (Н,) социально-экономического параметра определяли направление смещения данного параметра для повышения степени удовлетворенности потребителей.

Для сравнительной оценки социально-экономических параметров нами проведено их нормирование по формуле (2):

Нормированные интегральные показатели важности (Н™рм) показывают, какие социально-экономические параметры оказывают наибольшее влияние на удовлетворение требований потребителей. В анализируемой аптеке приоритеты по параметрам — «количество посетителей в день на одного фармацевтического работника», «количество фармацевтических работников, повысивших квалификацию», «гарантия качества ЛП» и «расположение аптеки, проходимость» составили: 16, 14, 12,3 и 12,2 % соответственно. В связи с вышеизложенным данным социально-экономическим параметрам было уделено особое внимание при разработке инновационной стратегии системы управления лекарственным обеспечением.

Затем проводилась оценка степени выполнения изучаемыми аптеками ООО «Радуга-Сибирь» требований потребителей ЛП на основе экспертных оценок провизоров (30 человек) по 5-балльной шкале.

Результаты исследования показали, что у аптеки-эталона конкурентные преимущества связаны с ассортиментом фармацевтических товаров (5 баллов), доступностью ЛП по цене (4 балла) и профессиональным уровнем фармацевтического персонала (4 балла).

На последнем этапе были определены социально-экономические параметры, требующие

улучшения в соответствии с требованиями потребителей, разработки инновационной стратегии.

В результате исследования были выявлены следующие направления изменений характеристик аптеки относительно конкурирующих аптек: характеристики «предоставление консультационных услуг», «применение прогрессивных методов продажи фармацевтических товаров», «наличие дисконтных программ, акций», «ценовая доступность ЛП» и «профессиональный уровень фармацевтического персонала», которые нуждаются в совершенствовании до 5-ти баллов. Требуемая степень совершенствования установлена на основе расчета целевых значений показателей по формуле (3):

где Тсс — требуемая степень совершенствования показателей; Цзп — целевое значение показателя; Тбо — текущая балльная оценка.

Результаты исследования показали, что степень совершенствования аптеками показателей должна составлять от 1,25 до 1,33.

«Дом качества» аптек, построенный на примере аптек ООО «Радуга-Сибирь», представлен в таблице.

«Дом качества» аптек ООО «Радуга-Сибирь»

Социально-экономические параметры

Степень выполнения требований

потребителей (1 — очень низкая;

2 — низкая;

3 — средняя;

4 — выше среднего; 5 — высокая)

Требования потребите-лей ЛП

Важность для потреби-теля

Ши- Ус- Рас-

ро- той- поло-

та чи- же

ас- вость ние

сор- ас- ап-

ти- сор- теки,

мен- ти- про-

та мента ходи-

ЛП ЛП мость

Средняя цена упаковки ЛП

Полнота кон-суль-таци-он-ных услуг

Коли-чест-

во фарм. работников, повысив-ших ква-лифи-кацию

Коли-чест-

во посети-телей в

день на 1 фарм. работ-ника

Удобные торговый зал и рас-положение товара

Га-ран-тия ка-чест-ва ЛП

Время

работы аптеки

Аптека-лидер

Аптека-партнер

Аптека-партнер

Ас- сортимент фармацевтических това- ров, обес-печи-ваю- щих удов-летво-рение спроса

0,39

О

О

О

4

3

5

Предоставление косуль-таци-онных услуг населению 0,19 О О О О • • О ▲ О 4 4 4

Применение прог- рес-сив- ных мето- дов про- даж фарма-цевти-ческих това- ров 0,09 О О О ▲ О • • ▲ О ▲ 4 4 4

Нали- чие дис- конт-ных программ, акций в аптеке 0,04 О О О О ▲ О ▲ 4 4 4

Цено- вая дос- туп-ность ЛП 0,03 О ▲ • • ▲ ▲ ▲ О ▲ 4 3 3

Высо- кий про- фес-сио- наль-ный уровень фарма-цев-тичес-кого персонала 0,27 О О О О • • • • • ▲ 4 3 3

Примечание: связь между требованиями потребителей ЛП и социально-экономическими параметрами: • - сильная; ▲ - слабая; О - средняя

Разработанный проект «дома качества» реализован организациями ООО «Радуга-Сибирь».

Вывод. В результате исследования данных методом бенчмаркинга была обоснована инновационная стратегия, которая включала оптимизацию социально-экономических параметров деятельности аптек, направления совершенствования потребительских требований в аптеках на основе расширения перечня консультационных услуг, увеличения доли высококвалифицированного фармацевтического персонала, а также снижения цен на ЛП.

Список литературы

1. Джупарова И. А. Применение технологии бенчмаркинга для повышения конкурентоспособности аптечных организаций / И. А. Джупарова, С. Г. Сбоева, Ю. В. Белова // Вестн. НГУ. — 2010. — Т. 10, № 2. — С. 93-102.

2. Джупарова И. А. Построение конкурентной карты рынка аптек / И. А. Джупарова, С. Г. Сбоева // Фармация. — 2010. — № 5. — С. 25-28.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE STRATEGY OF MEDICINE MAINTENANCE CONTROL SYSTEMS ON THE BASIS OF «QUALITY HOUSE»

CREATION

I. А. Dzhuparova

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)

The objective of research is development of innovative strategy of medicine maintenance control system on the basis of «quality houses» drugstores. The innovative strategy including optimization of social and economic parameters of drugstores activity, the directions of improvement of consumer demands based on the extension of the consulting services list, augmentations of share of the highly skilled pharmaceutical personnel, reduction of prices of medicinal preparations was proved in the research.

Keywords: innovative strategy, medicine maintenance.

About authors:

Dzhuparova Irina Alekseevna — candidate of pharmaceutical sciences, assistant professor, head pharmacy management and economy chair head SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

List of the Literature:

1. Dzhuparova I. A. Application of benchmarking technology for rising the competitiveness of pharmaceutical organizations / I. A. Dzhuparova, S. G. Sboyeva, Y. V. Belova // Bulletin of NSU. — 2010. — V. 10, № 2. — P. 93-102.

2. Dzhuparova I. A. Creation of the competitive card of drugstores market / I. A. Dzhuparova, S. G. Sboeva // Pharmaceutics. — 2010. — № 5. — P. 25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.