Научная статья на тему 'Разработка метода расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса'

Разработка метода расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
56
6
Поделиться
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РАСЧЕТ / ВЫВОЗ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Зенкова Н.Ю.

Неотъемлемой частью функционирования регионального товарного рынка являются межрегиональные торгово-сбытовые связи, которые с количественной точки зрения характеризуются объемом ввоза и вывоза продукции. В официальной статистике представлены данные о вывозе продукции из региона только по крупным и средним предприятиям. В настоящее время масштабы деятельности субъектов малого предпринимательства таковы, что требуют учета их деятельности. В настоящей работе представлен метод расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса и результаты его апробации на примере Новосибирской области.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Разработка метода расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса»

РАЗРАБОТКА МЕТОДА РАСЧЕТА ВЫВОЗА ПРОДУКЦИИ ИЗ РЕГИОНАСУЧЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Н. Ю. ЗЕНКОВА, аспиранткафедры прикладной математики E-mail: zenkovanat@mail.ru Новосибирский государственный технический университет

Межрегиональные торгово-сбытовые связи являются неотъемлемой частью функционирования регионального товарного рынка. От степени достоверности оценки вклада межрегиональной торговли в экономику региона зависит правильность принятия целого ряда управленческих решений как на уровне предприятия (организации), так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: межрегиональные связи, товарный рынок, малый бизнес, расчет, вывоз продукции.

С количественной точки зрения межрегиональные торгово-сбытовые связи характеризуются объемом ввоза и вывоза продукции (товаров). В статистике иод вывозом товаров понимается объем проданной продукции (товаров) как собственного производства, так и приобретенных на стороне для целей перепродажи [4]. Источником информации об объемах межрегиональной торговли являются данные федерального государственного статистического наблюдения по форме № 1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)» (далее — ф. № 1-вывоз), объектами учета которого выступают крупные и средние предприятия субъекта Российской Федерации; на представителей малого бизнеса (малые предприятия и индивидуальные предприниматели) данное обследование не распространяется.

Потребность в ненаблюдаемых статистических данных о вывозе продукции обусловила выбор цели исследования: разработка метода расчета вывоза с учетом деятельности малого бизнеса.

Практически все современные исследователи регионального рынка так или иначе затрагивают вопросы межрегиональной торговли. Большинство авторов используют показатели межрегиональной торговли для оценки результативности рынков

отдельных товаров [1], сбалансированности спроса и предложения на товарных рынках, для оценки состояния и перспектив развития рынков [2; 6].

Оптовая и розничная торговля как вид экономической деятельности является наиболее привлекательной для большинства малых предприятий Российской Федерации. Так, в 2007г. 510,6тыс. малых предприятий (44,9% от их общего числа), осуществляющих деятельность в оптовой и розничной торговле, формировали 71,1 % оборота малых предприятий страны в целом. На малых предприятиях оптовой и розничной торговли были заняты 3 261,8тыс. чел., включая внешних совместителей и работающих по договору гражданско-правового характера, что составило 32,1 % от общей численности работников малых предприятий по всем видам экономической деятельности.

В 2007 г. доля малого бизнеса в объеме производства пиломатериалов Новосибирской области составила около 80 %, масла растительного — 72,0, кондитерских изделий — 45,0 %, а электросварочное оборудование выпускалось только малыми предприятиями. Поскольку представители малого бизнеса не отчитываются по ф. № 1-вывоз, то можно предположить, что часть товара, проданного за пределами региона (далее — вывоз), не находит отражения в официальной статистике.

Подавляющее большинство современных авторов, обращающихся к теме межрегиональной торговли, в том числе и упомянутых, игнорируют специфику показателей ввоза и вывоза товара на региональном уровне, а это может привести к необъективным выводам при анализе процессов, связанных с межрегиональной торговлей, и на этой основе может быть принято неверное управленческое решение.

Одним из способов получения необходимой информации в условиях недостатка официальных статистических данных является косвенный (расчетный) метод. Полученные в результате расчета теоретические значения, характеризующие с определенной степенью точности недостающие параметры экономической деятельности, признаются лучшим выходом, чем игнорирование проблемы [3].

Таким образом, разработка метода расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса представляется актуальной и своевременной.

Расчет вывоза товаров из региона базируется на обосновании предпосылок:

• о том, что часть проданной в других регионах продукции, произведенной в регионе, остается неучтенной в официальной статистике;

• объем вывоза товара определяется его производством.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Для любого года из выбранного интервала расчетное значение вывоза можно представить как функцию от индекса физического объема производства:

Xi = / (I,), (1)

где I. — индекс физического объема производства в /-м году.

В основе метода оценки вывоза продукции лежит построение линейной регрессионной модели вида:

ХгР = а0 + ахПз, (2)

где Пъ — объем производства продукции.

Рассчитанное для каждого /-го года значение вывоза принимается, если оно больше отчетного значения соответствующего периода. В противном случае в качестве теоретического значения принимается отчетный показатель.

Таким образом, метод досчета вывоза товара из региона можно реализовать с помощью следующего алгоритма:

1) выбор период расчета, состоящего из п лет;

2) определение теоретического вывоза X для и=1:

Х\т. р. = Х1отч, (3)

где Х1отч. — вывоз по данным официальной статистики;

3) построение регрессионной модели зависимости вывоза продукции от ее производства за выбранные п лет: Х1р = а0 + ахП3;

4) оценка значимости коэффициента аппроксимации уравнения регрессии Я2: если Я2<0,6, то следует провести улучшение регрессионной

модели. Например, исключить свободный коэффициент ад. Лучшей признается модель с наибольшим Я2 [5];.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5) расчет вывоза продукции Х-п по принятому уравнению регрессии;

6) определение теоретического значения вывоза

принимается наибольшее из отчетного значения вывоза отчетного и расчетного годов;

7) расчет повторяется с п. 4 до тех пор, пока выбранный период не окажется исчерпанным, т. е. при выполнении условия 1>п расчет вывоза завершается.

Метод расчета вывоза продукции из региона был апробирован на примере вывоза стеновых материалов, колбасных, кондитерских, макаронных изделий, воды минеральной из Новосибирской области в 2001—2008 гг.

Регрессионные модели зависимости вывоза исследуемой продукции Уот ее производства П. на уровне доверительной вероятности а=0,95 представлены в табл. 1.

Таблица 1

Регрессионные модели зависимости вывоза продукции из

Новосибирской области

Продукция Уравнение регрессии Коэффициент аппроксимации (Л2)

Стеновые материалы 7=-71,0 + 0,33#. ' 1 0,82

Колбасные изделия 7= 0,34 Л". ' 1 0,98

Кондитерские изделия 7= 0,07 П ' 1 0,70

Макаронные изделия 7= 0,20#. ' 1 0,74

Вода минеральная 7= - 30949,90 + + 0,38 П ' 1 0,72

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

С помощью построенных уравнений регрессии были рассчитаны теоретические значения вывоза продукции в 2008 г. и сопоставлены с данными официальной статистики1. Результаты сравнительного анализа приведены в табл. 2.

Как показывают результаты сопоставительного анализа, расчетные объемы вывоза исследуемой продукции в целом достаточно близки к суммарным данным по крупным, средним и малым предприятиям, а величина расхождений колеблется в пределах от — 15,7% до +7,1%. Таким образом, предложенный метод расчета позволяет с достаточной степенью приближения определять объемы вывоза продукции.

Метод расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса может быть

1В 2008 г. в обследование по ф. № 1-вывоз согласно указаниям

Росстата впервые были включены малые предприятия.

Таблица 2

Скорректированные значения вывоза продукции из Новосибирской области в 2008 г.

Продукция Вывоз Отклонение от факта

в процентах в натуральном выражении

Стеновые материалы, млн усл. шт. 106,7 -11,9 -14,4

Колбасные изделия, т 19 637,4 +7,1 + 1 309,2

Кондитерские изделия, т 2 633,1 -3,4 -93,1

Макаронные изделия, т 1 881,8 -15,7 -351,2

Вода минеральная, тыс. полулитров 230 822,6 -13,1 -34 679,1

использован для проведения соответствующих досчетов в период между сплошными обследованиями по ф. № 1-вывоз.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Касьянова А. В. Структура и результативность рынков основных строительных материалов на территории Новосибирской области: монография. Новосибирск, 2003. 92 с.

2. Куратова Э. С. Оценка эффективности межрегиональных связей. //Вопросыстатистики. 2006, № 3. С. 62-77.

3. Методологические положения Госкомстата. Вып. 2. М.: Госкомстат России. 1998. 346 с.

4. Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)»: Постановление Росстата от 23.10.2007 № 79.

5. Сулицкий В. Н. Методы статистического анализа в управлении. учеб. пособие. М.: Дело, 2002. 520 с.

6. ТаловскийА. И. Рынок потребительских товаров региона: состояние и перспективы в условиях глобализации. Томск, 2005. 179 с.