Научная статья на тему 'Разработка метода расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса'

Разработка метода расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РАСЧЕТ / ВЫВОЗ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зенкова Н.Ю.

Неотъемлемой частью функционирования регионального товарного рынка являются межрегиональные торгово-сбытовые связи, которые с количественной точки зрения характеризуются объемом ввоза и вывоза продукции. В официальной статистике представлены данные о вывозе продукции из региона только по крупным и средним предприятиям. В настоящее время масштабы деятельности субъектов малого предпринимательства таковы, что требуют учета их деятельности. В настоящей работе представлен метод расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса и результаты его апробации на примере Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка метода расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса»

РАЗРАБОТКА МЕТОДА РАСЧЕТА ВЫВОЗА ПРОДУКЦИИ ИЗ РЕГИОНАСУЧЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Н. Ю. ЗЕНКОВА, аспиранткафедры прикладной математики E-mail: zenkovanat@mail.ru Новосибирский государственный технический университет

Межрегиональные торгово-сбытовые связи являются неотъемлемой частью функционирования регионального товарного рынка. От степени достоверности оценки вклада межрегиональной торговли в экономику региона зависит правильность принятия целого ряда управленческих решений как на уровне предприятия (организации), так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: межрегиональные связи, товарный рынок, малый бизнес, расчет, вывоз продукции.

С количественной точки зрения межрегиональные торгово-сбытовые связи характеризуются объемом ввоза и вывоза продукции (товаров). В статистике иод вывозом товаров понимается объем проданной продукции (товаров) как собственного производства, так и приобретенных на стороне для целей перепродажи [4]. Источником информации об объемах межрегиональной торговли являются данные федерального государственного статистического наблюдения по форме № 1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)» (далее — ф. № 1-вывоз), объектами учета которого выступают крупные и средние предприятия субъекта Российской Федерации; на представителей малого бизнеса (малые предприятия и индивидуальные предприниматели) данное обследование не распространяется.

Потребность в ненаблюдаемых статистических данных о вывозе продукции обусловила выбор цели исследования: разработка метода расчета вывоза с учетом деятельности малого бизнеса.

Практически все современные исследователи регионального рынка так или иначе затрагивают вопросы межрегиональной торговли. Большинство авторов используют показатели межрегиональной торговли для оценки результативности рынков

отдельных товаров [1], сбалансированности спроса и предложения на товарных рынках, для оценки состояния и перспектив развития рынков [2; 6].

Оптовая и розничная торговля как вид экономической деятельности является наиболее привлекательной для большинства малых предприятий Российской Федерации. Так, в 2007г. 510,6тыс. малых предприятий (44,9% от их общего числа), осуществляющих деятельность в оптовой и розничной торговле, формировали 71,1 % оборота малых предприятий страны в целом. На малых предприятиях оптовой и розничной торговли были заняты 3 261,8тыс. чел., включая внешних совместителей и работающих по договору гражданско-правового характера, что составило 32,1 % от общей численности работников малых предприятий по всем видам экономической деятельности.

В 2007 г. доля малого бизнеса в объеме производства пиломатериалов Новосибирской области составила около 80 %, масла растительного — 72,0, кондитерских изделий — 45,0 %, а электросварочное оборудование выпускалось только малыми предприятиями. Поскольку представители малого бизнеса не отчитываются по ф. № 1-вывоз, то можно предположить, что часть товара, проданного за пределами региона (далее — вывоз), не находит отражения в официальной статистике.

Подавляющее большинство современных авторов, обращающихся к теме межрегиональной торговли, в том числе и упомянутых, игнорируют специфику показателей ввоза и вывоза товара на региональном уровне, а это может привести к необъективным выводам при анализе процессов, связанных с межрегиональной торговлей, и на этой основе может быть принято неверное управленческое решение.

Одним из способов получения необходимой информации в условиях недостатка официальных статистических данных является косвенный (расчетный) метод. Полученные в результате расчета теоретические значения, характеризующие с определенной степенью точности недостающие параметры экономической деятельности, признаются лучшим выходом, чем игнорирование проблемы [3].

Таким образом, разработка метода расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса представляется актуальной и своевременной.

Расчет вывоза товаров из региона базируется на обосновании предпосылок:

• о том, что часть проданной в других регионах продукции, произведенной в регионе, остается неучтенной в официальной статистике;

• объем вывоза товара определяется его производством.

Для любого года из выбранного интервала расчетное значение вывоза можно представить как функцию от индекса физического объема производства:

Xi = / (I,), (1)

где I. — индекс физического объема производства в /-м году.

В основе метода оценки вывоза продукции лежит построение линейной регрессионной модели вида:

ХгР = а0 + ахПз, (2)

где Пъ — объем производства продукции.

Рассчитанное для каждого /-го года значение вывоза принимается, если оно больше отчетного значения соответствующего периода. В противном случае в качестве теоретического значения принимается отчетный показатель.

Таким образом, метод досчета вывоза товара из региона можно реализовать с помощью следующего алгоритма:

1) выбор период расчета, состоящего из п лет;

2) определение теоретического вывоза X для и=1:

Х\т. р. = Х1отч, (3)

где Х1отч. — вывоз по данным официальной статистики;

3) построение регрессионной модели зависимости вывоза продукции от ее производства за выбранные п лет: Х1р = а0 + ахП3;

4) оценка значимости коэффициента аппроксимации уравнения регрессии Я2: если Я2<0,6, то следует провести улучшение регрессионной

модели. Например, исключить свободный коэффициент ад. Лучшей признается модель с наибольшим Я2 [5];.

5) расчет вывоза продукции Х-п по принятому уравнению регрессии;

6) определение теоретического значения вывоза

принимается наибольшее из отчетного значения вывоза отчетного и расчетного годов;

7) расчет повторяется с п. 4 до тех пор, пока выбранный период не окажется исчерпанным, т. е. при выполнении условия 1>п расчет вывоза завершается.

Метод расчета вывоза продукции из региона был апробирован на примере вывоза стеновых материалов, колбасных, кондитерских, макаронных изделий, воды минеральной из Новосибирской области в 2001—2008 гг.

Регрессионные модели зависимости вывоза исследуемой продукции Уот ее производства П. на уровне доверительной вероятности а=0,95 представлены в табл. 1.

Таблица 1

Регрессионные модели зависимости вывоза продукции из

Новосибирской области

Продукция Уравнение регрессии Коэффициент аппроксимации (Л2)

Стеновые материалы 7=-71,0 + 0,33#. ' 1 0,82

Колбасные изделия 7= 0,34 Л". ' 1 0,98

Кондитерские изделия 7= 0,07 П ' 1 0,70

Макаронные изделия 7= 0,20#. ' 1 0,74

Вода минеральная 7= - 30949,90 + + 0,38 П ' 1 0,72

С помощью построенных уравнений регрессии были рассчитаны теоретические значения вывоза продукции в 2008 г. и сопоставлены с данными официальной статистики1. Результаты сравнительного анализа приведены в табл. 2.

Как показывают результаты сопоставительного анализа, расчетные объемы вывоза исследуемой продукции в целом достаточно близки к суммарным данным по крупным, средним и малым предприятиям, а величина расхождений колеблется в пределах от — 15,7% до +7,1%. Таким образом, предложенный метод расчета позволяет с достаточной степенью приближения определять объемы вывоза продукции.

Метод расчета вывоза продукции из региона с учетом деятельности малого бизнеса может быть

1В 2008 г. в обследование по ф. № 1-вывоз согласно указаниям

Росстата впервые были включены малые предприятия.

Таблица 2

Скорректированные значения вывоза продукции из Новосибирской области в 2008 г.

Продукция Вывоз Отклонение от факта

в процентах в натуральном выражении

Стеновые материалы, млн усл. шт. 106,7 -11,9 -14,4

Колбасные изделия, т 19 637,4 +7,1 + 1 309,2

Кондитерские изделия, т 2 633,1 -3,4 -93,1

Макаронные изделия, т 1 881,8 -15,7 -351,2

Вода минеральная, тыс. полулитров 230 822,6 -13,1 -34 679,1

использован для проведения соответствующих досчетов в период между сплошными обследованиями по ф. № 1-вывоз.

Список литературы

1. Касьянова А. В. Структура и результативность рынков основных строительных материалов на территории Новосибирской области: монография. Новосибирск, 2003. 92 с.

2. Куратова Э. С. Оценка эффективности межрегиональных связей. //Вопросыстатистики. 2006, № 3. С. 62-77.

3. Методологические положения Госкомстата. Вып. 2. М.: Госкомстат России. 1998. 346 с.

4. Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)»: Постановление Росстата от 23.10.2007 № 79.

5. Сулицкий В. Н. Методы статистического анализа в управлении. учеб. пособие. М.: Дело, 2002. 520 с.

6. ТаловскийА. И. Рынок потребительских товаров региона: состояние и перспективы в условиях глобализации. Томск, 2005. 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.