тельный инструмент государственного регулирования, используется в большей степени развивающимися странами для защиты внутреннего рынка от импорта, а развитыми странами - в основном как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами государственной власти. Многие методы скрытого протекционизма противоречат принципам и правилам международной торговли. По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого правительство страны может в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. Основные из них - технические барьеры и требования по качеству.
Технические барьеры и регламенты на современном этапе - наиболее
эффективные скрытые методы торговой политики. Они основаны на разработке национальных технических регламентов и правил с тем, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов и необходимости получения сертификатов качества на импортируемую продукцию, а также требования к упаковке и маркировке товаров, соблюдению определенных санитарно-гигиенических норм и мероприятий по охране окружающей среды, требования по соблюдению законов о защите потребителей и многие другие.
Во многих случаях введение технических барьеров продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 г. действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей.
В России в 2002 г. принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который должен защитить интересы отечественных товаропроизводителей на основе разработки и принятия отраслевых стандартов и регламентов. К сожалению, эта работа находится только на начальной стадии и не способствует эффективной защите продовольственного рынка.
Таким образом, в условиях глобализации и усиления влияния транснациональных компаний на продовольственном рынке необходимо повысить роль государства в регулировании внешнеэкономических отношений с целью защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и обеспечения продовольственной безопасности страны. С точки зрения теории международной торговли, внешнеэкономическая политика государства должна быть направлена на поддержку производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, снижение издержек в этих сферах и повышение качества продукции.
УДК 664
Пищевая промышленность Иркутской области:
состояние и развитие
Е.В. Макаренко, аспирант, В.В. Верхотуров, д-р биол. наук, профессор Иркутский государственный технический университет
Производство пищевых продуктов - важнейший аспект обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом. Развитие производства пищевой продукции стимулирует подъем смежных отраслей и повышает занятость населения. За счет налогов и акцизов, поступающих от организаций пищевой индустрии, формируется доходная часть бюджета области.
Пищевая промышленность в Иркутской области представлена предприятиями по производству мяса и мясопродуктов, алкогольной продукции, переработке и консервированию рыбы, фруктов и овощей, производству растительных и животных масел и жиров, молочных продуктов, продуктов мукомольно-кру-пяной промышленности, напитков,
Ключевые слова: Иркутская область; пищевая промышленность; предприятия; основные виды продукции.
Key words: Irkutsk region; food-processing industry; the enterprises; the principal types of products.
хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий и др.
С учетом малого бизнеса на территории Иркутской области существует 497 организаций, занимающихся производством пищевых продуктов (на треть меньше, чем в 2005 г.). Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по всем производителям пищевой продукции в
2010 г. составил 22,1 млрд руб. (в фактических ценах на 4 % больше, чем в 2009 г.). Из общего объема 89 % было отгружено предприятиями частной формы собственности. За год резко (в 3,1 раза) вырос объем отгрузки крупных и средних предприятий по производству готовых кормов для животных, а также продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахма-лопродуктов (в 1,5 раза). Однако эти виды деятельности не оказали существенного влияния на ситуацию в целом. В то же время существенно снизилась отгрузка по «производству напитков» - на 24,5 %.
Общий спад производства в 90-х годах прошлого века затронул и пищевые предприятия, прежде всего пострадала сырьевая база. Несмотря
ECONOMICS AND MANAGEMENT
на последовавшее затем наращивание производства, дореформенный уровень не достигнут (41,8 % к 1991 г.). По отношению к 2005 г. объем составляет 118,1 % (в целом по обрабатывающим производствам - 124,3 %).
В регионе действует порядка 23 крупных и средних предприятий, выпускающих пищевые продукты. Около 30 % предприятий ориентированы на выпуск социально значимых продуктов, таких как хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские и макаронные изделия. Немногим меньше (26 %) занимаются производством напитков. Мясо и мясопродукты производят 17 % предприятий, выпускающих пищевые продукты, а молочные продукты - 13 %. Основной вклад в развитие пищевых производств вносят крупные организации, занимающие ведущие позиции по формированию областного рынка продовольствия в своих товарных сегментах (ОАО «Иркутский масложиркомбинат», ЗАО «Иркутский хлебозавод», ОАО «Иркутский мясокомбинат», ЗАО «Падунский мясокомбинат», ОАО «Ангарский молокозавод», ЗАО «Мясоперерабатывающий комбинат «Ангарский», Молка ФЛ ОАО «Вимм-Билль-Данн» и др.).
За прошедшие 5 лет число крупных и средних предприятий, производящих пищевые продукты, сократилось более чем в 2 раза - с 54 до 23. Такая динамика обусловлена за счет трехкратного уменьшения числа предприятий, производящих молочные и прочие пищевые продукты. Проблемы со сбытом безалкогольных напитков в предшествующий период привели к тому, что треть предприятий, выпускающих напитки, работали неполный календарный год.
Следует отметить, что порядка 43 % действующих предприятий-производителей пищевой продукции были созданы в первой половине ХХ века, 22 % - в 1961-1970 гг. и столько же в 1991-2000 гг. Предприятия, образованные на рубеже веков, как правило, создавались на базе имущественного комплекса ранее существовавших организаций. За последнее десятилетие вообще не было создано ни одного крупного или среднего предприятия данного вида деятельности.
На начало 2011 г. уставный капитал крупных и средних организаций составил 150,4 млн руб. Вклад коммерческих организаций в уставный капитал - лишь 10 %, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления -всего 6 %. Основными учредителя-
Производство основных видов продукции пищевой промышленности Иркутской области
в натуральном выражении
Продукция 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Мясо и субпродукты, тыс. т 81,8 32,5 17,9 30,9 34,0 36,1 35,6 39,5 43,8
Колбасные изделия, тыс. т 45,3 31,5 22,4 30,4 1,1 32,9 33,4 29,1 26,9
Масло животное, т 6090 4236 883 439 627 834 1187 1443 1618
Цельномолочная продукция (в перерасчете на молоко), тыс. т 389,0 93,6 82,6 106,8 117,2 121,9 125,7 136,2 134,9
Консервы, тыс. условных банок 9360 1431 860 3071 4593 5140 16994 17715 17235
Мука, тыс. т 427,0 128,3 62,5 39,2 44,6 51,2 53,4 42,4 45,6
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 326,0 148,4 98,6 115,5 120,4 117,7 105,9 97,9 92,1
Кондитерские изделия, тыс. т 36,9 12,7 12,5 18,8 20,4 22,0 23,2 23,6 23,0
Пиво, тыс. дал 5614 2297 6426 7357 8447 10816 15459 21797 18278
ми являются физические лица, им принадлежит 84 % уставного капитала.
На территории области данным видом деятельности занимаются субъекты малого бизнеса: 63 малых предприятия (без учета микропредприятий) и индивидуальные предприниматели (ИП). Категорию индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, фактически действующих в рамках рассматриваемого вида деятельности, можно оценить только по данным оперативной отчетности. В 2009 г. в этой сфере действовало 99 микропредприятий и 517 ИП.
Из числа малых предприятий, выпускающих продукты, производством прочих пищевых продуктов занимается 38 %, мяса и мясопродуктов - 22, молочных продуктов и напитков - по 13, переработкой и консервированием рыбо- и морепродуктов - 8 %. Остальные предприятия занимаются производством продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крах-малопродуктов (3 %), переработкой и консервированием картофеля, фруктов и овощей (2 %), готовых кормов для животных (2 %).
В сфере производства пищевых продуктов, включая малые предприятия, занято порядка 10840 человек (80 % к 2005 г. и 9,4 % от числа работников обрабатывающих производств). Порядка 38 % персонала занято на производстве социально значимых продуктов (хлеб и хлебобулочные изделия, макароны, кондитерские изделия), несколько меньше - на производстве мяса и мясопродуктов (24 %), по 13-14 % персонала работает на производстве напитков и молочных продуктов.
Высокие цены на сырьевые ресурсы ведут к росту цен производителей. Максимальный рост цен в производстве пищевых продуктов в Ир-
кутской области был отмечен в 2007 г. (индекс 124,2 %), что свойственно не только нашему региону, но и стране в целом. В отдельные годы (2005 г., 2009 г.) рост цен был сдержанным (на 3-4 %). В 2010 г. цены возросли на 7 % к предыдущему году. Наиболее значимый рост произошел в производстве растительных масел и жиров - 17,1 %. Однако общий рост не исключает удешевления отдельных товаров в какие-то периоды. За 5 лет (по отношению к 2005 г.) цены в производстве продуктов выросли в 1,7 раза (по России - в 1,8 раза).
К началу 2011 г. крупные и средние предприятия-производители пищевой продукции подошли со следующими результатами: прибыль составила 925 млн руб. (по отношению к 2009 г. она снизилась на 16,4 %), при доле убыточных предприятий на уровне прошлого года - 5,3 %.
Основные цели развития пищевой промышленности любого региона нашей страны - увеличение объемов производства, сокращение импорта продовольствия, расширение рынков сбыта на основе обеспечения эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, входящих в данную отрасль.
Анализируя объемы производства основных пищевых продуктов за ряд лет, можно отметить с 2005 г. рост производства мяса и мясопродуктов, цельномолочной продукции (см. таблицу). К сожалению, производительность практически по всем видам продукции ниже уровня 1990 г.
В 2009 г. по сравнению с 2005 г. производство мяса увеличилось на 127,8 %, масла животного - в 3,3 раза, кондитерских изделий - на 125,5 %, пива - на 296,3 % (почти в 3 раза), безалкогольных напитков-на 191,3, цельномолочной продукции и муки - на 127,5 и 108,1 % соответственно. Производство консервов
увеличилось в 5,8 раза. В то же время за указанный период сократилось производство колбасных изделий на 95,7%, хлебобулочных и макаронных изделий - на 84, 8 и 51,3 % соответственно. Безусловно, снижение производства данных видов продуктов обусловлено ввозом аналогичной продукции из других регионов РФ.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. отмечен рост по мясу и пищевым субпродуктам убойных животных и домашней птицы (за счет увеличения производства парного, остывшего, охлажденного мяса свинины на 7,3 %, мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы на 10,5 %), рыбе, сливочному маслу, муке, комбикормам, минеральным водам, газированным неподслащенным и неаро-матизированным напиткам.
Основные цели развития пищевой промышленности любого региона нашей страны - увеличение объемов производства, сокращение импорта продовольствия, расширение рынков сбыта.
Сохранилась тенденция падения объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий, в основном за счет хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения из пшеничной муки 1-го сорта (на 11,3 %). Кроме того, снизился объем производства колбасных изделий (на 7,8 % к 2009 г.), в основном за счет вареных колбас (на 12,8 %). По мясу, колбасным изделиям и хлебу доля нашего региона в российском объеме производства снизилась. Рост данного показателя отмечается по молоку и сливочному маслу.
В разрезе муниципальных образований наибольший объем отгруженной пищевой продукции приходится на г. Иркутск, Ангарское МО, Усоль-ское районное МО. Именно в этих муниципальных образованиях расположены крупные предприятия-производители пищевой продукции.
Больше всего на территории нашей области производится цельномолочной продукции и хлеба и хлебобулочных изделий, ежедневно, соответственно, 370 и 253 т. В расчете на душу населения в Иркутской области пищевых продуктов выпускается меньше, чем в целом по России, что свидетельствует о недостаточной обеспеченности населения продуктами местного производства. Следует отметить, что пива в 2009 г.
на душу населения в Иркутской области было выпущено больше, чем в среднем по России.
Анализ показывает, что потребительский спрос обеспечен по яйцу, картофелю, по молоку - на 86,1 %, по мясу - на 58,6, по овощам - на 75,8 %. Кроме того, область поставляет яйцо в Бурятию, Якутию, Читинскую область и экспортирует его в Монголию.
В сложившейся ситуации в 2010 г. по сравнению с 2009 г. за пределы области увеличился вывоз: изделий колбасных - на 23 %, масла животного - на 86 и пива - на 2 %. Вывоз указанной продукции стабильно увеличивался весь рассматриваемый период, только кризисный
2008 г. вызвал некоторое снижение. По отношению к 2009 г. вывоз кондитерских изделий снизился на 18 %, мяса и птицы - на 13, муки -на 7 %.
По данным Сибирского таможенного управления, за 2010 г. экспорт продукции из Иркутской области составил 4825,7 млн долл. США (рост к
2009 г. на 24,4%), импорт -1039,4 млн долл. (рост на 15,4 %). Продовольственные товары и сырье для их производства в общем объеме областного экспорта составляют 4,3 %, в объеме импорта - 2,1 %. Практически все экспортные продукты отправляются в Монголию, а мороженая рыба - в Китай. Традиционные статьи экспорта - молоко и молочные продукты, продукция му-комольно-крупяной промышленности, ранее - водка.
Экспорт водки начал снижаться еще в 90-е годы и совсем прекратился к 2008 г. в связи с ликвидацией товаропроизводителей. Экспорт продукции мукомольно-крупяной промышленности, солода снижается, в 2010 г. он составил всего 2,5 % от 2005 г. (13 т). За исследуемый период эпизодически экспортировались мясо и пищевые мясные субпродукты, продукты животного происхождения, жиры и масло животного или растительного происхождения. Наибольший объем экспорта жиров, животного и растительного масла был отмечен в 2007 г. - 5216 т, в
2010 г. он составил 80 % от указанного объема. Положительная тенденция наметилась только в экспорте молока и молочных продуктов, мёда и других пищевых продуктов, по отношению к 2005 г. - 121,5 %. Однако и по этому изделию объем экспорта 2007 г. был наивысшим. Последующее снижение экспорта всех групп товаров вызвано мировым финансовым кризисом, в условиях которого многие контракты на
поставку продукции сорвались. Импорт готовых продуктов из мяса и рыбы в 2010 г. составил всего 40 т (5,6 % от импорта 2007 г.), мяса и пищевых мясных субпродуктов - 2 тыс. т (50 %).
Таким образом, объемы производства пищевых продуктов в 20052009 гг. неизменно росли, но в 2010 г. произошло снижение на 3,6 % по отношению к предыдущему году. Снижение отмечено по хлебу и хлебобулочным изделиям, пиву, колбасным, макаронным и кондитерским изделиям.
Можно выделить немало проблем, препятствующих развитию производства пищевых продуктов Иркутской области:
недостаточное сырьевое обеспечение, вызванное затянувшейся стадией восстановления сельского хозяйства;
несоответствие современным требованиям производственно-технологического потенциала большинства организаций;
динамичное изменение структуры спроса в результате насыщения продовольственного рынка продукцией широкого ассортимента и агрессивного воздействия рекламы;
массовая экспансия продуктов из-за пределов области.
Для развития пищевой промышленности в регионе необходимо развивать интеграционные процессы с сельхозтоваропроизводителями, увеличивать закупки сельхозпродукции в личных подсобных хозяйствах для промышленной переработки и расширять ассортимент продукции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Статистический сборник «Промышленное производство Иркутской области». Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. - Иркутск, 2011. - 91 с.
2. Статистический сборник «Сельское хозяйство, охота и лесоводство». Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. -Иркутск, 2011. - 198 с.
3. Статистический сборник «Уровень жизни населения Иркутской области». Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. -Иркутск, 2011. - 129 с.
4. Статистический сборник «Приан-гарье: год за годом». Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. - Иркутск, 2011. - 179 с.