УДК 664:571.54/55
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
PROSPECTS OF FOOD INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE TRANSBAIKAL TERRITORY
H. П. Шишкина, Читинский институт Байкальского государственного
университета экономики и права, г. Чита
Shishkina_n_p@mail.ru
N. Shishkina, Chita Branch of Baikal State University of Economics and Law, Chita
Пищевая промышленность Забайкальского края в настоящее время испытывает большие трудности. Проблемы связаны с устаревшей производственной базой предприятий отрасли и недостатком средств для ее обновления. Развитию отрасли мешают высокие тарифы на электроэнергию, услуги ЖКХ, транспортные расходы, острая нехватка квалифицированных отраслевых специалистов. Для развития мясоперерабатывающей промышленности у производителей ощущается недостаток сырья — мяса говядины и свинины, для молокоперерабатывающей
— сырого молока. Вследствие этого потенциальные предприниматели размещают свои производства в других регионах с более благоприятными условиями для бизнеса.
Оценка емкости рынка показала, что значительная доля рынка продукции пищевой промышленности не занята местными производителями. По молоку и молочным продуктам, маслу животному, сыру, рыбе и рыбопродуктам, мясу и мясопродуктам забайкальские производители не занимают даже четверти емкости рынка. Недостаток собственного производства этих и других продуктов покрывается за счет привозной продукции из других регионов и из-за рубежа, снижая продовольственную безопасность Забайкальского края.
Данные товарного баланса свидетельствуют о том, что потребности экономики региона в ряде продуктов, по данным официальной статистики, покрываются полностью за счет привозной продукции. Между тем, некоторые ее виды, а именно: крупы, макаронные изделия, продукты молочные сгущенные, вино-водочная продукция
— ранее производилась на территории Забайкальского края. Вместе с тем, пищевая промышленность имеет огромные перспективы развития, связанные с использованием ее конкурентных преимуществ и внедрением современных форм организации производства, что становится особенно актуальным в условиях экономических санкций, применяемых к России
Ключевые слова: пищевая промышленность, Забайкальский край, состояние пищевой промышленности, товарный баланс, конкурентоспособность отрасли, емкость рынка, рыночные факторы
The food industry of the Transbaikal Territory is currently experiencing great difficulties. The problems are associated with obsolete production base of the industry and lack of funds for its renovation. High electricity tariffs, housing and communal services, transport costs, acute shortage of qualified industrial professionals prevents the development of this industrial branch. For the development of meat industry the producers experience a shortage of raw materials — beef and pork, in dairy — raw milk. As a consequence, potential entrepreneurs place their production in other regions with more favorable conditions for business.
The evaluation of market capacity has showed that a significant market share of food industry is not occupied by local producers. In milk and dairy products, butter, cheese, fish and fish products, meat and meat products the transbaikal manufacturers have not even reach a quarter of the market capacity. Lack of own production of these and other products is covered by imported products from other regions and abroad, reducing the food security of the Transbaikal territory.
Trade balance data indicate the needs of the region's economy in some products, according to official statistics, is covered entirely by imported products. Meanwhile, some of its species: cereals, pasta, dairy products, concentrated wine beverages were earlier produced on the territory of Transbaikal territory. However, the food industry has great prospects of development associated with the use of its competitive advantages and introduction of modern forms of production organization, which is particularly actual in the context of economic sanctions imposed by Russia
Key words: food industry, Transbaikal territory, state of food industry, trade balance, competitiveness of industry, market capacity, market factors
Экономика Забайкальского края в настоящее время находится в состоянии глубокого кризиса. Причин этому множество: это устаревшие производственные мощности предприятий и недостаточное их обновление, недостаток квалифицированной рабочей силы, конкуренция со стороны привозной продукции и др. На фоне этой ситуации особое положение в экономике региона занимает пищевая промышленность.
Проблемам изучения и оценки перспектив развития перерабатывающих производств посвящено множество работ [1; 2; 3; 4; 5; 6; 8]. В научной литературе неоднократно отмечалось, что основная цель, стоящая перед предприятиями пищевой промышленности, заключается в обеспечении продовольственной безопасности населения Забайкальского края. Рассмотрим сложившуюся ситуацию в отрасли в настоящее время.
По данным на конец 2014 г., число крупных и средних организаций, основным видом деятельности которых является производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, составляло 211 единиц, среднегодовая численность работников — 4273 человека. Значительная доля произ-
водства большинства видов продукции приходится на них.
Заметную роль в пищевой промышленности в последние годы играют малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Так, доля производства малыми предприятиями в общем объеме производства в 2014 г. составила по мясу и субпродуктам 39,3 %, хлебу и хлебобулочным изделиям — 18,4 %, кондитерским изделиям
— 30,5 %, воде минеральной и газированной - 30,9 %.
Доля производства индивидуальными предпринимателями в общем объеме производства по отдельным видам продукции велика. По колбасным изделиям она составила 13,4 %, мясным полуфабрикатам — 27,7 %, рыбе и продуктам рыбным, переработанным и консервированным, -33,3 %, хлебу и хлебобулочным изделиям
— 20,9 %. Таким образом, развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства являются перспективными направлениями развития пищевой промышленности.
Вместе с тем, объем производства пищевой продукции местными производителями недостаточен для обеспечения потребностей населения края (табл. 1).
Таблица 1
Емкость рынка продуктов пищевой промышленности Забайкальского края в 2014 г.*
Группы продуктов Рекомендуемые объемы, кг/ чел. в год Емкость рынка, т Производство на территории Забайкальского края,т Свободная емкость, т Доля местного производства, %
Хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые, всего 95 103578,5 88984 14594,5 85,9
в том числе мука пшеничная, обогащенная микронутриентами 30 32709 19994,6 12714,4 61,1
Мясо и мясопродукты, всего 70 76321 18971,9 57349,1 24,9
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко, всего 320 348896 14203,1 334692,9 4,1
из них:
масло животное 4 4361,2 62,9 4298,3 1,4
сыр 6 6541,8 925,9 5615,9 14,2
рыба и рыбопродукты 18 19625,4 4472,9 15152,5 22,8
Окончание табл. 1
Группы продуктов Рекомендуемые объемы, кг/ чел. в год Емкость рынка, т Производство на территории Забайкальского края,т Свободная емкость, т Доля местного производства, %
сахар 24 26167,2 0,0 26167,2 0,0
масло растительное 10 10903 0,0 10903 0,0
соль 2,5 2725,75 0,0 2725,75 0,0
*Производство продуктов на территории Забайкальского края показано с учетом полного круга организаций: крупных и средних, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Составлено автором на основе данных: Статистический ежегодник Забайкальского края. 2014: Стат. сб. / Забайкалкрайстат. Чита, 2014. 310 с.
Емкость рынка определена умножением численности населения региона на нормы потребления продуктов питания [7], утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания». Данные таблицы свидетельствуют о наличии значительной доли рынка продукции пищевой промышленности, не занятой местными производителями. Особенно это относится к молоку и молочным продуктам, маслу животному, сыру, рыбе и рыбопродуктам, мясу и мясопродуктам. Забайкальские производители не имеют в этих производствах даже четверти емкости рынка. Следует отметить, что данные, представленные в табл. 1, показывают потенциальную емкость рынка продуктов пищевой промышленности согласно рациональным нормам потребления и могут отличаться от фактического объема и структуры потребления продуктов населением.
Учитывая сложившуюся тенденцию к сокращению численности населения Забайкальского края — среднегодовой темп роста численности за последние 10 лет составил 99,62 %, следует прогнозировать пропорциональное сокращение емкости рынка продукции пищевой промышленности. Однако даже с учетом этого факта, у местных производителей имеются хорошие перспективы роста.
Рассмотрим товарный баланс продукции пищевой промышленности Забайкальского края, представленный в табл. 2.
Согласно данным РОССТАТа, экспорт продукции пищевой промышленности предприятиями Забайкальского края за последние годы осуществлялся только в Монголию — поставлялись алкогольные и безалкогольные напитки.
На территорию края ввозится ряд продуктов пищевой промышленности: из стран СНГ — молоко и сливки сгущённые или с добавлением сахара, мясо и пищевые мясные субпродукты, сахар и кондитерские изделия; из Австрии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Великобритании, Финляндии, США — алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; из Австралии, Испании, Монголии — мясо и пищевые мясные субпродукты; из Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Швейцарии — какао и продукты из него; из Германии, Голландии, Польши, Швейцарии — сахар и кондитерские изделия из него.
Данные табл. 2 свидетельствуют о сильной зависимости экономики региона от внешних поставок продукции пищевой промышленности. Потребность даже в традиционных для производств Забайкальского края товарах в основном покрывается за счет ввоза из других регионов России и из-за рубежа. Так потребность в мясе и субпродуктах на 66,5 % покрывается за счет привозной продукции, цельномолочной продукции — на 58,9 %, в масле сливочном на 77,5 %, муке — на 60 %, кондитерских изделиях — на 54,3 %.
Таблица 2
Товарный баланс продукции пищевой промышленности в Забайкальском крае
за 2013 г.**
Наименование продукции Производство крупными и средними предприятиями Производство малыми предприятиями Производство ИП Итого производство в Забайкальском крае Ввоз Вывоз Внутреннее потребление и пополнение запасов
Мясо и субпродукты пищевые убойных животных, т 1066,2 691,3 0,3 1757,8 3497,6 5255,4
Изделия колбасные, т 11563,9 223,4 1827,9 13615,2 1102,1 14717,3
Полуфабрикаты мясные (мясосодержа-щие) подмороженные и замороженные), т 2281,5 319,2 998,2 3598,9 3598,9
Рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные, т 2817 165,8 1490,1 4472,9 358,1 4831
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), т 11466,6 1529,9 1206,6 14203,1 20429,7 34632,8
Масло сливочное и пасты масляные, т 34,9 27,3 0,7 62,9 216,5 279,4
Сыр и творог, т 854,9 38,8 32,2 925,9 205,6 1131,5
Мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смеси из них, тыс. т 18,5 1,4 19,9 30,1 50,1
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 41,845 12,7033 14,4411 68,9894 68,9894
Кондитерские изделия, т 3721,8 2041,7 922,4 6685,9 7950 14635,9
Воды минеральные и газированные не подслащенные и не ароматизированые, тыс, полулитров 55,45 24,8 80,2 9,3 70,9
Напитки безалкогольные - всего, тыс., дкл 1141,8 71 1212,8 324,9 887,9
**Статистический ежегодник Забайкальского края. 2014: Стат. сб. / Забайкалкрайстат. Чита, 2014. 310 с.
Отметим, что в табл. 2 показаны только те виды продукции, которые производятся на территории Забайкальского края. Потребности экономики региона в таких продуктах, как консервы мясные и мясо-содержащие, масла растительные, маргариновая продукция, продукты молочные сгущенные, крупы, сахар, макаронные изделия, соль поваренная, вино-водочная
продукция, по данным официальной статистики, покрываются полностью за счет привозной продукции. Между тем, часть этой продукции: продукты молочные сгущенные, крупы, макаронные изделия, вино-водочная продукция ранее производилась на территории Забайкальского края. Многие товары из перечисленных являются резервами для развития пищевой про-
мышленности региона при условии создания благоприятной ситуации.
Динамика цен оказывает сильное влияние как на спрос, так и на предложение продуктов питания на рынок. В целом можно отметить, что цены на продукты возрастали неравномерно, однако за 2014 г. рост цен наблюдался на привозную продукцию: макаронные изделия — 128,1 %, рыбопродукты 121,0 %, сыр — 119,1 %. Эти виды продукции ранее производились на территории Забайкальского края, однако по разным причинам их производство было практически прекращено. Эти группы товаров являются перспективными направлениями для развития местного производства.
В процессе анализа рыночных факторов пищевой промышленности проведен экспертный опрос руководителей предприятий отрасли. Основными результатами опроса являются следующие выводы.
Для развития мясоперерабатывающей промышленности у производителей ощущается нехватка сырья — мяса говядины и свинины. Местные перерабатывающие заводы вынуждены привозить сырье из других регионов, а также из КНР. Необходимо создание и развитие животноводческих комплексов, возможно, совместно с перерабатывающими предприятиями.
Для предприятий молочной промышленности нехватка сырья ощущается особенно остро. Мощности заводов по этой причине загружены только на 30...40 %. Организовать регулярный сбор молока в хозяйствах населения не удается из-за большой отдаленности поселений друг от друга и низкого качества получаемого сырья. Для коренного изменения ситуации необходимо создание молочных ферм в комплексе с перерабатывающими производствами.
Руководители предприятий отмечали острую нехватку квалифицированных кадров. В первую очередь, это относится к отраслевым специалистам, имеющим опыт работы на современном производстве: технологам, инженерам, операторам производства.
Респонденты отметили, что активному развитию пищевой промышленности
мешают высокие тарифы на электроэнергию, услуги ЖКХ, транспортные расходы. Вследствие этого, потенциальные предприниматели размещают свои производства в других регионах с более благоприятными условиями для бизнеса.
Проблемой для дальнейшего развития местного производства, по мнению респондентов, является устаревшая производственная база и технологии производства. Для повышения конкурентоспособности местной продукции необходимо срочное обновление основных средств, внедрение и отладка новых технологий производства и упаковки готовой продукции. Это требует больших финансовых ресурсов практически в каждой отрасли.
К положительным факторам, влияющим на развитие пищевой промышленности, можно отнести принятие ряда законодательных актов как на федеральном, так и на региональном уровнях, в числе которых: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», Стратегия развития пищевой промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации 17 апреля 2012 г. № 559-р), долгосрочная целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края (2013—2017) (постановление Правительства Забайкальского края от 28.02.2011 г. № 55) [8].
Положительно на развитии пищевой промышленности и агропромышленного комплекса Забайкальского края в целом могут отразиться сложившиеся условия внешней торговли. В частности, санкции, наложенные правительством России на ввоз широкого ряда продукции из стран Европы, США, Прибалтики и некоторых других, могут положительным образом отразиться на состоянии пищевой промышленности края. Определенные возможности в этом смысле открываются перед мясной, молочной, консервной промышленностью, традиционными для экономики Забайкальского края. Обозначенные отрасли необхо-
димо в ближайшие годы наиболее активно поддерживать, что позволит в будущем полностью обеспечить потребности региона в данной продукции и экспортировать ее за пределы региона.
План мероприятий по повышению конкурентоспособности пищевой промышленности в ближайшее время включает следующие направления.
1. Создание и развитие интегрированных агропромышленных систем в традиционных для Забайкальского края сферах производства: мясной, молочной, мукомольной и хлебопекарной промышленности.
Основными формами создания интегрированных агропромышленных систем могут быть:
— вертикально-интегрированная промышленная компания с полным производственно-сбытовым циклом, охватывающим все звенья продуктовой цепочки от разработки рецептуры нового продукта до его реализации через фирменную торговую сеть, как это происходит в настоящее время на ОАО «МПК», ООО «Мясокомбинат «Даурский». Примерами такой интеграции в определенной степени могут служить торговые сети «Привоз» и «Спутник», которые кроме непосредственно торговли осуществляют на своих площадях производство полуфабрикатов, салатов, готовых блюд, выпечки;
— горизонтально-интегрированная промышленная компания, объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», на основе совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии.
2. Ориентация как новых, так и действующих предприятий на максимальное удовлетворение спроса на разнообразные продукты питания с учетом введения экономических санкций.
Конъюнктура рынка также влияет на способность предприятий быть в определенной степени конкурентоспособными. От экономической обстановки, вкусов и предпочтений потребителей зависят стратегические шаги, предпринимаемые ком-
паниями в целях удержания конкретного сегмента рынка выпускаемой продукции. Цель развития предприятия в данном случае — наладить производство и выпуск продукции таким образом, чтобы предложение удовлетворяло в полной мере платежеспособный спрос. При разработке ассортимента продукции необходимо ориентироваться как на население со средним и низким уровнем достатка, предлагая им бюджетные продукты, так и на высокодоходный сегмент рынка, разрабатывая для него элитные виды дорогостоящей продукции. Это позволит максимально удовлетворить разнообразные потребности населения и занять нишу рынка, освободившуюся при введении экономических санкций по отношению к продовольствию, поступавшему ранее из стран Европы, США, Прибалтики и некоторых других. Этот сектор рынка является высокодоходным, что делает его более привлекательным для потенциальных инвесторов. К таким продуктам могут относиться элитные сорта сыров, сырокопченые колбасы, мясные и рыбные деликатесы и др.
3. На протяжении последних лет в пищевой промышленности наблюдается явная тенденция к переходу на использование ресурсосберегающих технологий в производстве продуктов питания. Особое внимание необходимо уделить тому, что должна быть пересмотрена технология, при которой вторичное сырье, остающееся от первичной переработки, используется в производстве нового качественного продукта. Применение в своем производстве так называемых ресурсосберегающих технологий несет в себе одно важное преимущество: снижается себестоимость изготовляемого продукта, сокращаются транспортные и эксплуатационные издержки, растет объем производства и сумма прибыли. Кроме того, сэкономленные аккумулированные средства можно направить для развития своей деятельности.
4. Обновление техники и технологий производства продукции на действующих предприятиях.
Это направление может развиваться следующими способами:
— путем использования вторичного сырья для производственных нужд. Например, производя мясную продукцию, можно изготавливать из отходов производства комбикорма, белковые добавки, используемые в корм животным и для удобрений, что обеспечит дополнительную выручку от реализации без привлечения новых источников сырья;
— путем внедрения новой техники и технологий в соответствии с вступившими и разрабатываемыми техническими регламентами РФ в пищевой промышленности. Такое обновление техники и технологий требует от производителей государство, однако и для предприятий оно принесет дополнительные конкурентные преимущества в виде более качественной продукции и экономичного процесса производства.
5. Создание инфраструктуры по закупке сельскохозяйственного сырья у населения в отдаленных районах Забайкальского края.
Речь идет в основном об организованной и регулярной закупке сырого молока в хозяйствах населения края. В настоящее время основное поголовье крупного рогатого скота находится в собственности населения, которые часто не могут реализовать молоко из-за удаленности населенного пункта от перерабатывающих предприятий. В то же время перерабатывающие предприятия испытывают острую нехватку сырья, поэтому перерабатывающие мощности на них недогружены. Это в равной степени может относиться к закупке мяса, птицы, рыбы, овощей.
6. Создание инфраструктуры по хранению и транспортировке сельскохозяйственного сырья и готовой продукции пищевой промышленности.
Во многих районах края недостаточно развита система транспортировки и хранения овощной продукции, зерна, муки. Их создание повысит заинтересованность местных производителей в увеличении объемов выращивания и переработки сельскохозяйственного сырья.
7. Развитие малого предпринимательства в производствах, не требующих больших инвестиционных затрат, а также в производствах, расположенных в отдаленных районах Забайкальского края и обеспечивающих местный рынок скоропортящейся продукцией.
К таким производствам можно отнести первичную переработку молока, изготовление мясных и прочих полуфабрикатов, выпечку хлеба и хлебобулочных изделий. Наиболее заметное развитие малое предпринимательство края получило именно в этих производственных сферах. Однако это не означает, что невозможна организация малого предпринимательства в других направлениях, например, в производстве сыров, переработке рыбы, кондитерской промышленности. Сюда же можно отнести создание предприятий в сфере производства соусов, майонезов, кетчупов для местного рынка.
8. Создание и развитие предприятий в сферах производств, которые в настоящее время не представлены в Забайкальском крае ни одним предприятием. Некоторые из них ранее были развиты в крае и обеспечивали потребности местного населения.
К таким производствам можно отнести выпуск алкогольной продукции, кондитерских изделий длительного хранения: ванильных сухарей, печенья, мармелада, зефира, пастилы и других продуктов, маргарина, майонезной продукции, консервы мясные и мясосодержащие, масла растительные, макаронные изделия, консервы плодовые и ягодные, вина плодовые, пиво.
Учитывая имеющиеся конкурентные преимущества пищевой промышленности в современной экономике Забайкальского края и имеющийся постоянный спрос на пищевую продукцию со стороны населения, инвестиционные проекты, реализуемые в данной сфере, являются перспективными.
Список литературы _
1. Бронникова Т.С. Методология исследования потенциальных возможностей развития предприятия / / Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 2. Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=12265 (дата обращения 15.10.2015).
2. Дугина Е.Л. Усиление конкурентных преимуществ предприятий хлебопекарной промышленности / / Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 3. С. 52—59.
3. Закирова В.Н. Методологические аспекты оценки конкурентоспособности отрасли / / Экономические науки. 2012. Ноябрь. С. 45-48.
4. Зарецкая А.С. Статистическая оценка обеспеченности населения региона продуктами питания в системе продовольственной безопасности страны // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2014. № 82. С. 91-95.
5. Маршова Т.Н. Производственные мощности российской промышленности через призму кризисных собыггий // Российский экономический журнал. 2010. № 4. С. 11-31.
6. Неретина Е.А. Проблемы развития экономики регионов в контексте их конкурентоспособности. Режим доступа: http://regionsar.ru/node/53 (дата обращения 15.10.2015).
7. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Вильямс, 2010. 592 с.
8. Развитие перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2011-2015 гг.: республиканская целевая программа. Режим доступа: http://egov-buryatia.ru/index. php?id=584&print=1&no_cache=1 (дата обращения 15.10.2015).
9. Ревуцкий Л.Д. Инвестиционный капитал и инвестиционный потенциал предприятия // Московский оценщик. 2010. № 6. С. 7-13.
10. Тертышник М.И. Оценка производственного потенциала предприятия и научно-технического уровня производства // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 1 (81). С. 98-102.
11. Grant D., Hudson J. Business Result. Oxford University Press, 2009. 159 p.
12. Soars J., Soars L. New Headway. Oxford University Press, 2011. 159 p.
List of literature _
1. Bronnikova T.S. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (News of Irkutsk State Academy of Economics), 2012, no. 2 Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=12265 (accessed 15.10.2015).
2. Dugina E.L. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (News of Irkutsk State Academy of Economics), 2012, no. 3, pp. 52—59.
3. Zakirova V.N. Ekonomicheskie nauki (Economic sciences), 2012, November, pp. 45—48.
4. Zaretskaya A.S. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im Yaroslava Mudrogo (Bulletin of the Novgorod State University named after Yaroslav Mudry), 2014, no. 82, pp. 91—95.
5. Marshova T.N. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal (Russian Economic Journal), 2010, no. 4, pp. 11—31.
6. Neretina E.A. Problemy razvitiya ekonomiki regionov v kontekste ih konkurentosposobnosti [Problems of thee regional economy development in terms of their competitiveness] Available at: http://regionsar.ru/node/53 (accessed 15.10.2015).
7. Porter M. Konkurentsiya [Competition]. Moscow: Izd. dom «Viliyams», 2010. 592 p.
8. Razvitie pererabatyvayushhey promyshlennosti agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Buryatiya na 2011—2015 gody: respublikanskaya tselevaya programma (The development of agricultural processing industry of the Republic of Buryatia for 2011—2015: republican target program) Available at: http://egov-buryatia.ru/ index.php?id=584&print=1&no_cache=1 (accessed 15.10.2015).
9. Revutskiy L. D. Moskovskiy otsenshhik (Moscow evaluator), 2010, no. 6, pp. 7—13.
10. Tertyshnik M.I. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (News of the Irkutsk State Academy of Economics), 2012, no. 1 (81), pp. 98-102.
11. Grant D., Hudson J. Business Result [Business Result]. Oxford University Press, 2009. 159 p.
12. Soars J., Soars L. New Headway [New Headway]. Oxford University Press, 2011. 159 p.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Шишкина Наталья Петровна, канд. экон. наук, доцент каф. «Коммерция и предпринимательство», Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, г. Чита, Россия. Область научных интересов: пищевая промышленность Shishkina_n_p@mail.ru
Natalya Shishkina, candidate of economic sciences, associate professor, Commerce and Enterprise department, Chita Branch of Baikal State University of Economics and Law, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: food industry
Образец цитирования _
Шишкина Н.П. Перспективы развития пищевой промышленности Забайкальского края // Вестн. Заб. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 1. С. 138-146.