В нашем исследовании мы рассматриваем компе-тентносгаый подход как стратегию, акцентирующую внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые; это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Таким образом, с нашей точки зрения, формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности является сложным педагогическим феноменом, что требует применения комплекса методологических подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик исследуемого явления. Наиболее адекватным и целесообразным теоретико-методологическим инструментарием исследования формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с учётом сложности и многоуровневости процесса может стать интеграция антропоцентрического, субъектно-деятельностного и компетентностного подходов.
Библиографический список
1. Вихорева О.А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования. - Челябинск: Изд. центр «Уральская Академия», 2008. - 188 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 240 с.
3. Мандрикова Г.М. Основные положения антропоцентрической лексикографии // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2011. -№ 2 (5). - С. 8-12.
4. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы. - М.: МАН-ПО, 2006. - 154 с.
5. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воло-виковой. - М., 2002. - 368 с.
6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 416 с.
7. Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Игнатова Н.Н. Высшее образование в ведущих странах мира. - Ставрополь: АГРУС, 2006. - 120 с.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.
9. Яковлев Е.В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
УДК 159.9:616
Шеронов Евгений Александрович
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
sheron of@mail. ги
РАЗРАБОТКА КОСТРОМСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИГОДНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ НА МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ
КТМС является Костромским тестом на определение пригодности к обучению на медицинских специальностях. Методика разрабатывается на основе американских и европейских тестов на успешность и соответствует по своей конструкции известному Тесту для медицинских специальностей (ТМС). КТМС не является переводом или адаптацией ТМС к русским условиям. Он будет заново сконструирован при помощи новых заданий, исходя из принципов классического тестового конструирования.
Ключевые слова: психологический тест, конструирование психологического теста, классическая теория тестового конструирования.
Данной работой мы хотим обратить внимание на развитие психологического инструментария направленного на диагно-обностей, необходимых для успешного обучения в медицинском вузе, уточняя тем самым заявленную тематику.
КТМС является Костромским тестом на определение пригодности к обучению на медицинских специальностях. Он помогает при отборе подходящих студентов для успешного обучения. Тест предназначен для прогнозирования успешности обучения
на медицинских специальностях будущего студента, пока он находится в статусе абитуриента.
Обучение в медицинском высшем учебном заведении предполагает наличие неких специальных качеств и способностей [7]. Другими словами, стать успешным студентом на медицинском факультете сможет не каждый. Система приёма студентов в медицинские вузы не предполагает замер этих характеристик. Превосходство числа абитуриентов над числом бюджетных мест предполагает наличие качественной системы отбора. В США и в некоторых
© Шеронов Е.А., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
119
Таблица1
Построение и временные рамки тестового исследования КТМС
Название подтеста Количество заданий Время работы (минуты)
Опознание рисунка 24 22
Медико-естественнонаучное понимание 24 60
Фигуры, состоящие из шлангов 24 15
Количественные и формальные проблемы 24 60
Концентрированная и тщательная работа 34 (1200 знаков) 8
Пере рыв 60 минут
Заучивание фигур 20 (групп заданий) 4
Заучивание фактов 15 (групп заданий) 6
Понимание текста 24 60
Припоминание фигур 20 5
Припоминание фактов 20 7
Диаграммы и таблицы 24 60
странах Европы для этих целей используется Тест для медицинских специальностей (ТМС) [6].
ТМС был разработан в Германии Г. Тростом и его коллегами на основе американской батареи тестов «Медицинские Университетские Вступительные Испытания» (МСАТ) [6]. В результате длительных исследований американских учёных было выявлено, что именно измеряемые тестом показатели имеют высокие корреляционные показатели с успешностью при обучении на медицинских специальностях [7]. Далее, по поручению Постоянной конференции министров образования Германии (1978) ТМС был сконструирован заново для того, чтобы охватить все возможные показатели пригодности к обучению и применяться в дополнение к экзаменационной оценке в качестве критерия к допуску в рамках ограниченного набора на специальности в Германии [4]. Цель заключалась в том, чтобы как можно более объективно и надежно оценить индивидуальную пригодность к обучению с помощью специального психологического теста.
Свою работу мы посвятили конструированию Костромского психологического теста на определение пригодности к обучению на медицинских специальностях высшего учебного заведения (КТМС). КТМС разрабатывается на основе американских и европейских тестов на успешность и соответствует по своей конструкции известному тесту для медицинских специальностей (ТМС) (см. табл. 1). КТМС не является переводом или адаптацией ТМС к русским условиям. Он будет заново сконструирован при помощи новых заданий, исходя из принципов классического тестового конструирования.
КТМС состоит из 9 подтестов, то есть однотипные задания объединены по группам. Пять подтес-тов (Часть «А») прорабатываются в первой половине дня, оставшиеся четыре (Часть «Б») - во второй половине дня. К каждому подтесту прилагается краткое указание к работе, в котором поясняется, на проверку каких способностей направлен данный под-тест, и каким образом его нужно прорабатывать. КТМС наполнен зрительными образами и тексто-
выми заданиями. Измеряемые тестом характеристики отражены в названиях подтестов (см. табл. 1).
Все задания сконструированы по принципу множественного выбора. После каждого задания предлагается пять вариантов ответа (А-Д), из которых нужно выбрать лишь один. Внутри подтеста задания расположены по степени возрастания трудности. Временные рамки проведения тестирования строго регламентированы [4].
Как пишет В.С. Аванесов (2000), современный тест - это не только надежный, но и валидный тест, однако не на все случаи жизни, а разработанный для конкретной цели; а современный психологический тест - это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств. В наши дни тесты являются наиболее развитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно соотносить теорию с эмпирикой. Именно такое понимание тестов все в большей мере начинает утверждаться в новейшей отечественной и зарубежной литературе (А. Анастази, 2007; Л.Ф. Бурлачук, 2000; М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов, 1998; Б.В. Кулагин, 2001; В.Л. Марищук, 2001; В.М. Мельников, Л.Т Ямпольский, 2003; И. Шванцара, 2001 и др.) [1; 2; 3; 5].
С помощью КТМС станет возможным судить о степени развития способностей, которые необходимы для успешного обучения на медицинских специальностях российского вуза. Кроме того, стоит отметить возможность использования КТМС для составления индивидуальных тренинговых программ, так как результат тестирования указывает на способности, которые находятся на недостаточном для обучения на медицинских специальностях уровне развития [6]. Составление таких развивающих программ является длительной перспективой на будущее. Это станет возможным, когда КТМС будет полностью сконструирован и проверен на объективность, надёжность, валидность.
120
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
Библиографический список
1. АнастазиА. Психологическое тестирование. -СПб.: Питер, 2007.
2. БодалевА.А., Столин А.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000.
3. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев, 1994.
4. Gessmann H.-W. et al. UTMS 95/96 - Ubungstest fur Medizinische Studiengange im Orginalformat -
3. Testrevision - Jungjohann Verlagsgesellschaft, Neckarsulm. - Stuttgart, 1995.
5. Lienert G.A., Raatz U. Testaufbau und Testanalyse. 5., voellig neubearbeitete und erweiterte Auflage, Weinheim, Beltz, 1994.
6. Trost G. Test fur medizinische Studiengange (TMS). - Bonn, 1970.
7. Trost G. Test fur medizinische Studiengange
(TMS). - Bonn: Inst. fur Test- und
Begabungsforschung, 1997.
УДК 378
Боциева Нино Иосифовна
кандидат педагогических наук, доцент,
Боциев Игорь Федорович
кандидат физико-математических наук, доцент Северо-Осетинская государственная медицинская академия, г. Владикавказ
ninoboc@mail.ru
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Охарактеризован интегративно-модульный курс физики с математикой, адаптированный к новым требованиям высшего медицинского образования. Рассматривается значение физико-математического образования для сту-дентов-медиков. Установлена интеграция физики и математики с теоретическими и клиническими дисциплинами. Ключевые слова: медицинское образование, физика и математика, интегративно-модульное обучение.
Процессы, происходящие во всех сферах жизни общества, предъявляют новые тре. бования к профессиональным качествам специалистов, в том числе специалистов-ме-диков. Сегодня, в рамках новых тенденций образования, одним из главных требований к выпускнику вуза является его конкурентоспособность. Особое значение в характеристике конкурентоспособного специалиста имеют его профессиональные и личностные компетенции. Компетентностный формат государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения предполагает оценку качества профессионального образования через компетенции выпускника, под которыми понимается общий результат освоения образовательной программы. Компетенции выпускника медицинского вуза должны позволить ему успешно работать в избранной профессиональной сфере, приобрести социально-личностные и общекультурные качества, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
В решении этой задачи важная роль, на наш взгляд, принадлежит курсу физики с математикой, которая является составной частью системы медицинского образования. Физика и математика позволяют формировать не только частные, общепредметные, физико-математические компетенции, но и ключевые, надпредметные.
Физико-математические дисциплины в медицинских вузах приобретают большое значение в связи
с проникновением точного знания в медицину и смежные дисциплины. Это связано с совершенствованием и усложнением методов диагностики и лечения, оборудования, необходимостью ясного понимания и правильной оценки результатов исследования. Без глубокого понимания физических процессов в организме, физических основ воздействия внешних факторов на организм, законов молекулярной физики невозможно правильно назначить лечение, рекомендовать пациенту правила здорового образа жизни. В практической деятельности врач имеет дело с количественными показателями. Важно знать, как получены эти величины, какова их точность. Математической базой этих вопросов являются теория вероятностей и математическая статистика.
Физика оказывает влияние почти на все стороны жизни общества, затрагивает всю культуру в целом и образ мышления. Революцию в биологии обычно связывают с возникновением молекулярной биологии и генетики. Молекулярная биология для обнаружения, выделения и изучения своих объектов использует физические методы и оборудование: электронные и протонные микроскопы, рентгеноструктурный анализ, электронография, нейтронный анализ, метод меченых атомов и многое другое. Не располагая этими средствами, родившимися в физических лабораториях, биологи не сумели бы осуществить прорыв на качественно новый уровень исследования процессов, протекающих в живых организмах [8, с. 15].
© Боциева Н.И., Боциев И.Ф., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012
121