Научная статья на тему 'Разработка концепции воспитательной деятельности педагога в контексте профессионального развития'

Разработка концепции воспитательной деятельности педагога в контексте профессионального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФИЛОСОФСКАЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ / UPBRINGING ACTIVITY / CONCEPTION / TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PHILOSOPHICAL / METHODOLOGICAL / SCIENTIFIC APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Елена Александровна, Новикова Галина Викторовна, Рябцев Владимир Константинович, Ряшина Вера Викторовна

Развитие педагогического профессионализма в сфере воспитания в контексте современной социокультурной ситуации связано с общей культурой педагога. Мы предполагаем, что в профессиональном развитии педагогов возникают следующие задачи: во-первых, обнаружение способов знакомства педагогов-практиков с философским, культурным и научным наследием; во-вторых построение перехода к реализации профессиональной деятельности. В статье рассмотрены уровни профессионального самоопределения педагогов относительно выстраиваемой ими воспитательной деятельности и предложен вариант моделирующей деловой игры по погружению педагогов в философскую, научную и методологическую традиции, что способствует проектированию концепции собственной воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The design of the conception of upbringing activity of the teacher in the context of professional development

The development of pedagogical professionalism in the field of upbringing in the context of contemporary socio-cultural situation is connected with cultural development of the teacher and, consequently, there arise such tasks, as: first, discover how to introduce the philosophical, cultural and scientific heritage to the practicing teachers; secondly, how to construct their own professional activity on this base. In the article are described the levels of professional self-determination of teachers in their upbringing activity and is offered a type of simulating business game for immersion teachers into the philosophical, scientific, methodological traditions that, according to the authors, will facilitate the process of working out their own conception of upbringing activity.

Текст научной работы на тему «Разработка концепции воспитательной деятельности педагога в контексте профессионального развития»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №4

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

разработка концепции воспитательной деятельности педагога в контексте профессионального развития

Е. А. Михайлова, Г. В. Новикова, В. К. Рябцев, В. В. Ряшинл (факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, лаборатория антропологических основ профессионального развития педагогов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»; e-mail: fpo.mgu@mail.ru)

Развитие педагогического профессионализма в сфере воспитания в контексте современной социокультурной ситуации связано с общей культурой педагога. Мы предполагаем, что в профессиональном развитии педагогов возникают следующие задачи: во-первых, обнаружение способов знакомства педагогов-практиков с философским, культурным и научным наследием; во-вторых - построение перехода к реализации профессиональной деятельности. В статье рассмотрены уровни профессионального самоопределения педагогов относительно выстраиваемой ими воспитательной деятельности и предложен вариант моделирующей деловой игры по погружению педагогов в философскую, научную и методологическую традиции, что способствует проектированию концепции собственной воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, концепция, педагог, профессиональное развитие, профессиональное самоопределение; философская, методологическая и научная традиции в воспитании.

Решение современных задач воспитания предполагает наличие подготовленного профессионала, способного к их решению . Другими словами, необходимо обсуждение вопроса о специфике современного педагогического профессионализма и способах его формирования В наиболее общем виде структура профессионализма может быть задана четырьмя компонентами:

- личностно-профессиональная педагогическая позиция;

- предмет профессиональной деятельности;

- способы профессиональной деятельности (технологии и инструментарий);

- определенный уровень освоения рефлексивного анализа и рефлексивного программирования воспитательных ситуаций

Базовое содержание компонентов и способы их интеграции сегодня широко дискутируются в научно-педагогическом сообществе . При этом

очевидно, что формирование каждого из компонентов связано с общей культурой педагога и, соответственно, возникают задачи, во-первых, обнаружения способов знакомства педагогов-практиков с философским, культурным, научным наследием; во-вторых - построения перехода на этой основе к реализации профессиональной деятельности [1] . Представляется, что такого рода синтез может быть осуществлён при организации процессов профессионального самоопределения При этом важно, какой тип самоопределения реализуется в ходе разработки концепции воспитательной деятельности

В работах В . К . Рябцева, С . И . Краснова, Р . Г . Каменского, В . К . Зарец-кого, выделены четыре уровня самоопределения педагогов: ситуативный, социальный, культурный и экзистенциальный [см ., например, 2] . Ситуативный и социальный уровни характеризуются малой осознанностью смысла профессиональной деятельности, отсутствием личностного отношения к выполняемой работе . На практике эти уровни выражены в некритичном копировании известных педагогу образцов педагогического труда, опоре на прошлый опыт, ритуальности и консерватизме педагогической деятельности Культурный тип самоопределения связан с постановкой культурной проблемы, которая не может быть полностью решена в рамках сложившейся системы профессиональной деятельности . Для её решения необходимо построить новый замысел и новую конфигурацию работ. Общую рамку культурного самоопределения можно условно представить в виде формулы «культурная проблема - замысел работы - реализация - рефлексия», которая включает следующие составляющие: фиксация социокультурной проблемы, анализ прецедентов её постановки и решения в различные культурно-исторические эпохи Другими словами, необходимо рассмотрение более широкого философского, научного, методологического, культурологического контекста для фокусировки и построения замысла решения культурной проблемы Построение замысла её решения связано с определением инструментария, ресурсов и условий, при которых проблема будет решена При этом важнейшим условием решения проблем, связанных с воспитанием, является формирование и развитие детско-взрослой образовательной общности как источника, ресурса и результата воспитания . Такое понимание основывается на том, что именно образовательная общность является основным механизмом обнаружения человеком социокультурных смыслов, именно в ней складываются личностные ответственные отношения Отметим, что процесс реализации в первую очередь связан со способами пошагового программирования воспитательной деятельности и со-организации всех её участников Подчеркнем также, что культурное самоопределение предполагает рефлексивное отношение на всех этапах педагогического труда, включая анализ сложившейся деятельности и способов перехода к новой образовательной ситуации .

Экзистенциальный тип самоопределения условно можно представить как формулу «ценность - путь - ответственность» . Данный тип самоопределения предполагает осмысление своей личностной позиции, своих ценностно-смысловых оснований, общефилософского видения мира, другого человека и себя в нём Экзистенциальное самоопределение включает осмысление образования как особой социокультурной практики становления человека, характеризуется активными процессами культуроосвоения и культуротворчества . Именно в таком типе самоопределения интегрируется личностное и профессиональное, что является специфической особенностью профессиональной педагогической позиции и профессиональной педагогической деятельности

Очевидно, что для решения воспитательных задач в современной социокультурной ситуации педагог должен прежде всего освоить и реализовать культурное и экзистенциальное самоопределение Сегодня мы можем говорить о такой важной проблеме профессионального развития, как организация культурного и экзистенциального (мировоззренческого) типа самоопределения педагогов, проектирующих и реализующих воспитательные программы в соответствии с концептуальными установками Концепции стратегии развития воспитания [3], ФГОС [4], Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 гг . [5]. Подготовка педагогов в этом направлении должна опираться на рассмотрение общего культурно-исторического пространства, в котором ставились и решались проблемы воспитания, формировались различные подходы, идеологии, методологии и технологические приемы Соответственно, работа по организации педагогического самоопределения в рамках программ переподготовки и повышения квалификации должна включать знакомство с общефилософскими (мировоз-зренченскими), методологическими, научными подходами к проблеме воспитания При этом важно построить переход от ситуации знакомства с различными воспитательными концепциями к их использованию в ситуациях своей деятельности . Мы считаем, что необходимо создать пространство общего полипозиционного обсуждения, которое, с одной стороны, является формой организации коллективной профессиональной деятельности по разработке программы, с другой - позволяет работать с личностной и профессиональной деятельностной позицией педагога как проектировщика Отметим, что два этих момента чрезвычайно важны для практической деятельности, поскольку педагогу необходимо организовывать свою деятельность, соотнося свои достижения с работой других педагогов, а также уметь использовать ресурс проблемного обсуждения как инструмент профессионального развития и механизм корректировки реализующихся воспитательных программ

Практическая реализация такого замысла по обучению педагогов способам разработки концепции воспитательной программы всегда

сопряжена с формами субъектной активности педагогов, поэтому необходимо строить такие образовательные ситуации, в которых педагоги, разворачивая свою профессионально-личностную позицию, могли бы создавать прототипы будущей воспитательной деятельности . Другими словами, процессы личностного и профессионального самоопределения сегодня могут быть реализованы в ходе разработки индивидуальных концепций воспитательной деятельности педагогов

Ниже мы рассмотрим одну из таких форм работы - деловую моделирующую игру «Модель воспитательной деятельности педагога» . При проектировании данной формы мы выделили следующие этапы: подготовительный, введения в игру, проведения игры и заключительный Кратко рассмотрим задачи, содержание и специфику каждого этапа .

Этап подготовки

Целью этапа является обеспечение восприятия воспитательной деятельности у педагогов как целостности, выявление и преодоление разрозненности знаний о воспитании, выход на новый уровень осмысления воспитательной деятельности . Участникам деловой игры мы обрисовываем определённые проблемы в практической работе педагога: отсутствие целостности в восприятии воспитательной деятельности, фрагментарность, когда воспитательная деятельность сводится к отдельным мероприятиям . Совместно с участниками ставим следующие задачи:

1 . Сформировать целостные теоретические представления о воспитательной деятельности;

2. Выявить и обобщить личностный опыт в рамках философской, научной и методологической традиций;

3 . Ознакомиться с современными воспитательными теориями . Мы руководствуемся следующими принципами организации и проведения деловой игры: полное погружение участников в проблематику, принцип смоделированного «соревнования групп», правдоподобие моделируемой ситуации . Перечислим используемые в деловой игре материалы: раздаточные материалы «Философская, научная, методологическая традиции»; раздаточные материалы в табличной форме «Воспитательные теории»; в аудитории должны быть столы для работы групп, листы ватмана, листы формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры

Этап введения в игру

На данном этапе происходит представление участников, обсуждение в общем виде целей и задач, психоэмоциональная подготовка участников . Проводится предварительное анкетирование с использованием анкеты, которая содержит следующие вопросы: 1 . Стаж педагогической работы .

2 . По Вашему мнению, воспитание это ...

3 . На Ваш взгляд, чего не хватает педагогу для эффективной воспитательной деятельности?

4 . По Вашему мнению, что необходимо педагогу для эффективной воспитательной деятельности?

Этап проведения игры

Целью проводимого на этом этапе упражнения является формирование у педагогов понимания значимости и тесной взаимосвязи между воспитательной деятельностью и философской, научной, методологической традициями . Участники распределяются на три группы . Для изучения и последующего обсуждения каждой группе предлагается теоретический материал, содержащий информацию о философской, научной, методологической традициях, а также воспитательных теориях . Каждая группа подробно рассматривает одну традицию

Приведем вариант предлагаемого теоретического материала:

Философская, научная, методологическая традиции

Педагог, проектирующий свою воспитательную систему, может опираться на различные системы знаний . Мы исследуем то, каким образом составляющие философской традиции, позволяющей рассматривать как устройство социума, так и развитие человека, научной традиции и методологической традиции, в рамках которых переход к практике может осуществляться через моделирование, становятся профессиональным инструментарием педагогического проектирования. Стоит отметить, что под понятием «традиция» понимаются культура, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение, а также некая форма закрепления определенного социокультурного опыта

Философская традиция. Для философской традиции характерна и присуща специфика той эпохи, того культурного слоя, в рамках которой она рассматривается. Кроме проблемы человека, его сущностных и мировоззренческих аспектов, философская традиция рассматривает проблемы нравственности, ценности как таковой, вопросы культуры, морали . Иначе говоря, использует методы философии, определяет категориальный аппарат науки в целом, а также общие принципы познания, помогает осмыслить имеющийся опыт

По мнению ученых, педагогическая мысль не может адекватно развиваться без связи с философией, а современному преподавателю необходимо осознавать свою особую философскую миссию, направленную на «предъявление мира в его ценностном содержании» Мы полагаем, что современному педагогу присущи следующие умения:

- применять аксиологические понятия в обучении и воспитании, например, такие как «жизнь», «человек», «общество», «красота», «добро», «истина»;

- акцентировать внимание на ценностных составляющих воспитательного процесса .

Воспитание у ученика философского понимания и отношения к жизни позволит ему осознавать её ценность, а значит и способность в дальнейшем объективно и рационально планировать своё будущее. Педагог, обладающий способностью с философской позиции взглянуть на себя, своих учеников и педагогическое взаимодействие, способен пережить «полноту бытия ученика и себя самого» .

Фундаментальные категории «человек», «свобода», «пространство», «ценность», рассматриваемые в философской традиции, находятся в прямой зависимости друг от друга: пространство рассматривается в контексте его значения для человека, ценность - как его характеристика .

Научная традиция. Данная традиция - это система общепринятых знаний, норм и идеалов научного познания В рамках научной традиции рассматриваются полностью сложившиеся в теоретическом плане теории, концепции, которые можно исследовать посредством самых разных подходов, например:

- деятельностного, рассматривающего воспитание в контексте совместной деятельности ученика и педагога, способствующей выработке ценностных, нравственных, жизненных ориентиров, становлению личностной позиции ученика;

- системного, рассматривающего воспитание как упорядоченную воспитательную систему взаимосвязанных компонентов, способствующую развитию личности;

- системно-структурного, рассматривающего воспитание в контексте происходящих внутренних процессов и взаимосвязей;

- аксиологического, рассматривающего образование как процесс передачи человеку определенной системы ценностей;

- личностного, рассматривающего педагогическое воздействие с позиции влияния личного опыта;

- культурологического, рассматривающего образование с позиции культурного опыта поколений

Методологическая традиция. Данная традиция позволяет решать практические задачи, возникающие в воспитательной деятельности педагога, используя разнообразные методы, способы, алгоритмы, технологии, например: метод проектов позволяет детально проработать любую воспитательную проблему (например, часто возникающие конфликтные ситуации); метод кейс-стади (метод ситуационного анализа) позволяет разобрать любую конкретную ситуацию в отдельности (например, анализ и решение конфликтных ситуаций)

Философская, научная, методологическая традиции неразрывно связаны между собой, поэтому участникам предлагается ознакомиться со всеми традициями одновременно

В каждой из трех групп участникам предлагается выделить основные категории традиции, графически представить виды взаимосвязей воспитательной деятельности с философской, научной и методологической традициями Каждая из групп представляет свои разработки Ведущие и эксперты, все участники критически оценивают выполненные графические работы Участвуя в презентации работы второй группы, педагоги подробнее знакомятся с научной традицией, в рамках которой рассматриваются основные воспитательные подходы: деятельностный, системный, аксиологический, личностный, культурологический, и теории воспитания: гуманистическая, духовного воспитания, технократическая, антропоцентрическая, государственно-политическая, функционально-ролевая, традиционная Далее участники приступают к изучению методологической традиции, в рамках которой рассматриваются методы воспитательной деятельности

Педагогам предлагается материал, содержащий информацию по основным теориям воспитания, представленный в табличной форме

Основные воспитательные подходы

Деятельностный - воспитание в контексте совместной деятельности ученика и педагога, способствующей выработке ценностных, нравственных, жизненных ориентиров, становлению личностной позиции ученика;

Системный - воспитание как упорядоченная воспитательная система взаимосвязанных компонентов, способствующую развитию личности ребенка;

Аксиологический - воспитание как процесс передачи человеку определенной системы ценностей;

Личностный - воспитание как педагогическое воздействие с позиции влияния личного опыта;

Культурологический - воспитание в контексте культурного опыта поколений

Основные приоритеты теорий воспитания

Приоритеты Теории воспитания

гуманистическая духовного воспитания технократическая антропоцентрическая государственно-политическая функционально-ролевая традиционная

1 . Реализация творческих возможностей + + - + - - +

2. Реализация интеллектуальных возможностей + + + + + + -

3 . Реализация личностных возможностей + - - + - - -

4. Сотрудничество + + - + - - +

5. Взаимопомощь + + - + - - +

6. Ответственность + + - + + + +

7. Равноправие + + - + - - -

8 . Личное достоинство как приоритет + + - + - - +

9. Доброта + + - + - - +

10 . Развитие самодисциплины - + + + + + +

11 . Регуляция волевых процессов - - + - + + -

12. Сочетание поощрения и наказания - - + - + + +

13 . Строгий контроль, управление - - + - + + +

14. Интересы, настроения, мнения учеников как приоритет + + - + - - +

15. Способность к эмпатии + + - + - - +

16 . Самостоятельность мышления + + - + - - -

17 . Признание уникальности, неповторимости каждого ребенка + + - + - - -

18 . Воспитание человеколюбия + + - + - - +

19 Подчинение государственным, политическим идеалам, целям, принципам +

20 . Доминирование общественных интересов - - + - + + -

21 Воспроизведение нормативных образцов поведения, семейных, сословных, национальных традиций + + +

Основания воспитательной теории

Воспитательные теории Основания выбора воспитательной теории

Гуманистическая 1 . Свободная реализация творческих, интеллектуальных возможностей 2. Решение личных задач, а не общественных. 3. Сотрудничество, взаимопомощь. 4. Ответственность . 5. Учащийся - равноправная личность . 6. Достоинство . 7 . Доброты, самодисциплины 8 . Без подавления воли . 9. Уникальность, неповторимость

Духовного воспитания 1 . Учащийся - равноправная личность 2. Достоинство . 3. Доброта, самодисциплина 4. Без подавления воли . 5. Уникальность, неповторимость . 6. Человеколюбие

Технократическая 1 . Поощрение и наказание . 2. Строгая направленность, контролируемость, управляемость воспитательного процесса 3 . Интересы, настроения и мнения учеников не являются приоритетом 4. Равнодушие к внутреннему миру другого человека 5. Не способность к самостоятельному мышлению 6 . Доминирование общественных интересов над личными

Антропоцентрическая 1 Свободная реализация творческих, интеллектуальных возможностей 2 Решение личных задач, а не общественных 3 Сотрудничество, взаимопомощь 4. Ответственность 5. Учащийся - равноправная личность . 6. Достоинство . 7. Самодисциплина. 8. Уникальность, неповторимость личности . 9 . Реализация заложенных способностей

Государственно-политическая 1 . Сочетание поощрения и наказания . 2. Строгая направленность, контролируемость, управляемость воспитательного процесса .

3 Интересы настроения и мнения учеников не являются приоритетом 4 Идеологизированность мышления, подчинение определенным государственным, политическим идеалам, целям, принципам 5. Равнодушие к внутреннему миру другого человека 6 Не способность к самостоятельному мышлению 7 Доминирование общественных интересов над личными

Функционально-ролевая 1 Поощрение и наказание 2 Строгая направленность, контролируемость, управляемость воспитательного процесса 3 Интересы, настроения и мнения учеников не являются приоритетом 4. Равнодушие к внутреннему миру другого человека. 5 Не самостоятельность мышления 6 Доминирование общественных интересов над личными 7 . Воспроизведение нормативных образцов в рамках корпоративных традиций

Традиционная 1 . Достоинство. 2. Поощрение и наказание . 3. Человеколюбие. 4. Воспроизведение нормативных образцов поведения, семейных, сословных, национальных традиций

Таблица 3

Значение подхода и метода в решении воспитательных задач

Подход Метод Задачи

Системный Кейс-стади Выявить степень воздействия внешних и внутренних факторов на воспитательный процесс

Культурологический Диалог Определить взаимосвязи между теорией воспитания и воспитательной деятельностью Исследовать культурологические функции воспитательного процесса Повысить общий культурный уровень ученика

Аксиологический Беседа Сформировать и развивать нравственные ценности, патриотические установки

Деятельностный Метод проектов Повысить общий мировоззренческий уровень. Изменить отношение к поведению в обществе

Личностный Метод инцидента Сформировать жизненные ориентиры, реализовать заложенные в индивидуальности возможности

Таблица 4

Этапы знакомства педагога с воспитательными теориями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитательные теории Постановка воспитательной цели

Гуманистическая 1 . Воспитание свободного, творческого, дисциплинированного человека 2. Воспитание достоинства, способности к сотрудничеству, взаимопомощи . 3. Воспитание доброты, порядочности, ответственности

Духовного воспитания 1 . Воспитание человеколюбия, доброты. 2. Воспитание самодисциплины, терпимости

Технократическая 1 . Воспитание дисциплинированности . 2. Воспитание способности к достижению цели . 3 . Воспитание трудолюбия . 4. Воспитание подчинения старшим

Антропоцентрическая 1 . Воспитание свободного, творческого, дисциплинированного человека 2. Развитие заложенных природой способностей . 3 . Воспитание достоинства, способности к сотрудничеству

Государственно-политическая 1 Воспитание подчинения определенным государственным интересам . 2. Воспитание чувства значимости общественных интересов над личными

Функционально-ролевая 1 . Воспитание чувства значимости общественных интересов над личными . 2. Воспитание корпоративного духа

Традиционная 1 . Воспитание нормативных образцов поведения в духе принятых традиций. 2. Воспитание уважения к традиционным формам поведения

Таблица 5

Соотношение воспитательной теории и подхода

Соответствие педагогическому подходу

Подход как основание воспитательной теории Гуманистическая Духовного воспитания Технократическая Антропоцентрическая Госуд. -политическая Функционально-ролевая Традиционная

Системный + + + + + + +

Культурологический + + - + - - +

Аксиологический + + - + - - +

Формирующий + + + + + + +

Личностно-ориентиро-ванный + - - + - - -

Диалоговый + + - + - - +

Авторитарно-импертивный - - + - + + -

Манипулятивный - - - - + + -

Таблица 6

Воспитательные теории: идеи, приоритеты, представители

Теории Зарождение идей - страна, философы Представители теории воспитания Особенности и приоритеты

Гуманистическая Древняя Греция - Аристотель, Эпикур; Китай - Конфуций; Италия - Л . Бру-ни, Л . Валла; Нидерланды -Э . Роттердамский Д. Локк, И . Г . Песталоцци И . Ф . Гербарт, А. В . Дистерверг, А. Маслоу, К. Роджерс, В . В . Розанов, М . А. Бакунин, Н А. Бердяев Разностороннее развитие личности, воспитание свободных граждан, уважение человеческого достоинства и свободы

Духовного воспитания Древний Рим - Сенека Древняя Греция -Ксенофонт, Антис-фен, Христианский Восток -Василий Великий, Иоанн Златоуст Л . Н . Толстой, А. Н . Острогорский, К. Д . Ушинский Справедливость, нравственность, недопустимость авторитарного воздействия, развитие духовности

Технократическая США Б. Ф . Скиннер, Н . Краудер, Е. Стоунс Взаимное соперничество в обучении; чередование строгости и мягкости, полный контроль над учеником без учета его интересов; воспитание строго контролируемо, управляемо

Антропо-центрическая Древняя Греция -Гераклит, Демокрит Д . Дидро, Ж. - Ж Руссо, Л . Н . Толстой, Р . Штейнер, П. Ф . Каптерев Признание уникальности, неповторимости каждого ребенка

Государственно-политическая Древняя Греция -Платон; Италия -Т . Кампанелла К . Маркс, Ф . Энгельс, Н . К. Крупская, А . В . Луначарский Включение всего социума в реализацию интересов государства, в частности контроль и развитие школ в интересах государства

Функционально-ролевая Древняя Индия; Католический орден иезуитов -И . Лойола Н . К. Крупская, А В Луначарский Каждый выполняет определенную роль,четкое распределение ролей в обществе (кастовость)

Традиционная Древний Иран, Древний Китай, Византийская империя, Древняя Русь - Владимир Мономах П Ф Каптерев, П Ф Лесгафт, В.В . Розанов Ведущая роль семьи в воспитании; семейные ценности; уважение к родителям, почитание традиций

После знакомства с теоретическим материалом участникам деловой игры предлагается выполнить следующее задание: в рамках научной традиции выбрать любой из предложенных воспитательных подходов (деятельностный, системный, аксиологический, личностный, культурологический) и выделить их основания, графически представить взаимосвязь воспитательной деятельности, воспитательных подходов, воспитательной теории в рамках научной традиции В рамках методологической традиции участникам предлагается смоделировать

воспитательную ситуацию . С помощью любого из предложенных методов (метод проектов, диалог, метод кейс-стади, метод инцидента, беседа) попытаться разрешить её, свой выбор аргументировать .

В качестве следующего упражнения мы просили участников придумать метафоры процесса воспитания и взаимосвязей в системе воспитательной деятельности . Целью этого упражнения является осознанный выбор воспитательного вектора (подхода), в рамках которого будет использоваться воспитательная теория Рассматривая графические решения участников, мы пришли к выводу, что процесс воспитания ими рассматривается как целостный Использованные участниками игры метафоры можно классифицировать по следующим позициям: «человек - деятельность», «человек - духовность», «человек - технократ (интеллектуал)», «человек -культура», «человек - ценность», «человек - традиция» . В завершение этого этапа деловой игры участникам предлагается графически изобразить и представить собственную «Модель воспитательной деятельности», отразив в ней взаимосвязи воспитательной деятельности с философской, научной, методологической традициями

Заключительный этап игры

Эксперты и участники оценивают и анализируют проделанную участниками работу. Участникам предлагается анкета со следующими вопросами:

1 Изменилось ли Ваше отношение к воспитательной деятельности и воспитанию в целом?

2. Что нового Вы узнали о воспитательной деятельности?

3 . Изменилось ли Ваше представление о воспитательной деятельности, если да, то почему?

4. Удалось ли повысить уровень Ваших знаний о воспитательной деятельности, если да, то почему?

Описанный сценарий деловой игры был создан и несколько раз использовался в учебном процессе на факультете педагогического образования МГУ имени М . В . Ломоносова . Слушатели программ «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы» активно принимали участие в проведении деловых игр, дискутировали по поводу воспитательных теорий и подходов, с удовольствием включались в творческий процесс создания модели собственной воспитательной деятельности . Анкетирование показало, что такая форма занятия, как деловая игра, более предпочтительна по сравнению с традиционными лекциями и семинарами В ходе деловой игры слушателям удалось расширить свои представления о теориях воспитания, изменить своё отношение к воспитательной деятельности, найти «свою» теорию воспитания и осознать собственные ценности и приоритеты в профессиональной педагогической деятельности

Представленный подход к организации процессов педагогического самоопределения на основе разработки концепции собственной воспитательной деятельности, очевидно, не может обеспечить всю полноту профессиональной педагогической подготовки. Так, особым вопросом является освоение и разработка педагогом инструментария воспитательной деятельности, а также реализация разработанных концепций в практической деятельности Однако при этом важно подчеркнуть, что такого рода интерактивное погружение в области философии, науки и методологии очень тесно связано с развитием общего культурного уровня педагога, его понимания собственной воспитательной деятельности, а также с формированием его коммуникативных компетенций, позволяющих успешно строить отношения сотрудничества в образовательной общности и реализовывать собственный педагогический замысел

Список литературы

1. Исаев Е . И . , Слободчиков В . И . Основы психологической антропологии . Том 1 . «Психология человека . Введение в психологию субъективности» . Том 2. «Психология развития человека . Развитие субъективной реальности в онтогенезе» . Том 3 . «Психология образования человека. Становление субъ-ектности в образовательных процессах». М . : Изд . ПСТГУ, 2013.

2 . Рябцев В . К. , Ряшина В . В . Проектирование программ профессионального развития педагогов. // Психология обучения. №№ 8-9, 2010. М . : Издательство Современного гуманитарного университета (СГУ). Современная гуманитарная академия 120 с

3 . Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (URL: http://www. council . gov.ru/ 12. 12. 2016)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования . (URL: Ы*р://минобрнауки . рф/ 12. 12 . 2016)

5. Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 гг. Российское образование . Федеральный портал . (URL: http://www. edu. ru/index. php?page_id=5 12. 12. 2016)

the design of the conception of upbringing activity of the teacher in the context of professional development

E. A. MiKHAiLoVA, G. V. NoviKoVA, V. K. Ryabtsev, V. V. Ryashina

The development of pedagogical professionalism in the field of upbringing in the context of contemporary socio-cultural situation is connected with cultural development of the teacher and, consequently, there arise such tasks, as: first, discover how to introduce the philosophical, cultural and

scientific heritage to the practicing teachers; secondly, how to construct their own professional activity on this base. In the article are described the levels of professional self-determination of teachers in their upbringing activity and is offered a type of simulating business game for immersion teachers into the philosophical, scientific, methodological traditions that, according to the authors, will facilitate the process of working out their own conception of upbringing activity.

Key words: upbringing activity, conception, teacher, professional development, professional self-determination, philosophical, methodological, scientific approaches.

Сведения об авторах

Рябцев Владимир Константинович - кандидат психологических наук, заведующий лабораторией антропологических основ профессионального развития педагогов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО». E-mail: masterVR@yandex.ru.

Ряшина Вера Викторовна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории антропологических основ профессионального развития педагогов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО». E-mail: dissovet-ippdrao@yandex.ru. Новикова Галина Викторовна - кандидат психологических наук, доцент факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: novikg@rambler.ru.

Михайлова Елена Александровна - заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию ГБОУ Школа № 1232 с углубленным изучением английского языка «Школа на Кутузовском». E-mail: rivolenso@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.