УДК 614.8.001.18; 502.5.001.18, инв. 881 (ЦСИ)
С.В. Горбунов, В.П. Малышев, В.М. Кондратьв-Фирсов и др.
Разработка концепции комплексной системы обеспечения природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий
Аннотация
Создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, основанной на совокупности организационных структур в сфере государственного управления, взаимосвязанных подсистем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, контроля состояния критически важных и потенциально опасных объектов позволит организовать своевременное принятие управленческих решений в целях предупреждения и ликвидации ЧС, своевременного оповещения и информирования населения. В данном отчете решена задача по разработке концепции комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения и на территориальном уровне (на примере Вологодской области).
Ключевые слова: концепция; комплексная система; база в области защиты; жизнедеятельность; защита населения; форма управления; проблемы безопасности; мониторинг; обеспечение.
Содержание работы
Введение
1. Анализ и опасности на территориальном уровне
2. Обоснование перечня показателей безопасности жизнедеятельности населения и территорий
3. Цели и принципы создания и построения комплексной системы обеспечения безопасности населения
4. Обоснование комплекса задач, критериев и требований к комплексной системе обеспечения природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и ее отдельным подсистемам
Заключение
Литература
ния о действиях при угрозе ЧС и в условиях ЧС, управления силами ликвидации ЧС.
Комплексная система природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий предназначена для:
предоставления информации о состоянии защищенности объектов защиты соответствующим органам управления;
обеспечения аналитической и управленческой деятельности по противодействию угрозам природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;
обеспечения информационного взаимодействия различных органов управления при решении совместных задач в целях безопасности жизнедеятельности населения;
обеспечения оповещения и информирования населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, вопросах обеспечения охраны общественного порядка, мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты, пропаганде в области защиты населения и территорий от
Реферат
Целью работы является разработка концепции комплексной системы обеспечения природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий, представляющую собой систему требований и взглядов на разработку технического проекта и создание отдельных подсистем природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий на региональном уровне.
Комплексная система обеспечения природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения рассматривается как совокупность организационных структур в сфере государственного управления, взаимосвязанных подсистем мониторинга и прогнозирования ЧС природного, техногенного и иного характера, контроля состояния потенциально опасных и других объектов защиты, объединенных в целях информационной поддержки принятия решений о предупреждении и ликвидации ЧС, оповещения и информирования населе-
ISSN 2224-8617. Том 2,2012, № 1(2)
91
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Развертывание комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения должно обеспечить создание условий для устойчивого социально- экономического развития; повышение уровня безопасности технологий связанных с эксплуатацией потенциально опасных объектов; создание систем комплексного мониторинга и анализа состояния безопасности; минимизацию масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного, природного характера и террористических актов.
Основной формой управления комплексной системой безопасности жизнедеятельности населения является программно-целевой подход, предполагающий разработку и реализацию наиболее значимых и капиталоемких мер, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам и направленных на достижение в установленные сроки поставленных целей.
Одной из важнейших форм реализации указанного подхода являются административно-нормативные способы, которые включают: выявление и изучение угроз безопасности личности и обществу; определение реального состояния безопасности по всем видам угроз; разработку законодательных правовых актов в области безопасности; разработку комплекса мер по повышению безопасности; разработку и реализацию целевых научно-технических программ, планов и других плановых документов; экспертизу в области градостроительства и промышленности; организацию координации деятельности всех организаций и учреждений, участвующих в обеспечении безопасности; создание системы соответствующих органов управления и сил; организация контроля и надзора в области безопасности.
Для разработки комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций используются информационно-аналитические способы, которые направлены на решение следующих основных задач: идентификация потенциальных опасностей природного, техногенного и иного характера; определение показателей и оценка риска чрезвычайных ситуаций; ранжирование рисков и выработка механизма управления рисками; реализации дополнительных финансово-экономических возможностей в целях смягчения негативных последствий от чрезвычайных ситуаций.
В решении проблем безопасности исключительно важную роль играют экономические способы стимулирования практической деятельности по предупреждению опасных явлений и процессов и ликвидации вызванных ими чрезвычайных ситуаций. Основными экономическими способами управления безопасностью являются механизмы экономической ответственности. Эта группа механизмов включает систему стандартов (норм, нормативов, квот), отклонение от которых ведет к
определенным экономическим санкциям (штрафы, остановки производства, запрещение строительства и др.); механизмы перераспределения риска. Они включают в основном механизмы страхования (государственное, независимое и взаимное страхование); механизмы формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов; механизмы стимулирования повышения уровня безопасности. Сюда относятся механизмы льготного налогообложения, льготного кредитования мероприятий, направленных на обеспечение безопасности территорий; механизмы резервирования на случай чрезвычайных ситуаций. Сюда относятся механизмы образования резервов трудовых ресурсов, материальных ресурсов, мощностей для быстрой организации производства продукции и т.д.
Особую актуальность в обеспечении безопасности в современных условиях приобретают способы информационно-пропагандистского характера. Они включают: подготовку населения по проблемам безопасности; разработку методов и приемов информационного психологического воздействия; создание на радио и телевидении цикла специальных передач по основам безопасности; разработку и реализацию программ по внедрению идей безопасной жизнедеятельности.
Система обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности на территориальном уровне должна отвечать требованиям непрерывности, оперативности, точности, устойчивости, скрытности, гибкости, адекватности и т.п.
Комплексная система должна обеспечивать целостность и доступность информационных ресурсов, при этом информационный обмен по каналам связи должен поддерживаться процедурами идентификации пользователей. Комплексная система должна базироваться на максимальном использовании существующих систем управления, мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера. Литература
1. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. Под общей редакцией Шойгу С.К. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография». 2005.
2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2010 году». Вологда: Гу МЧС России по Вологодской области, 2011. 291с.
Сведения об исполнителях:
Малышев Владлен Платонович; д.х.н, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; главный специалист;
Горбунов Сергей Валентинович; д.т.н., доцент; главный специалист;
Кондратъев-Фирсов Владимир Михайлович; к.т.н.; главный специалист;
Руденко Галина Василъевна; ведущий специалист.
ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
92
Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования