Научная статья на тему 'Концепция комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения на территориальном уровне (на примере Вологодской области)'

Концепция комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения на территориальном уровне (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
3968
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Малышев Владлен Платонович, Горбунов Сергей Валентинович

Создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, основанной на совокупности организационных структур в сфере государственного управления, взаимосвязанных подсистем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, контроля состояния критически важных и потенциально опасных объектов позволит организовать своевременное принятие управленческих решений в целях предупреждения и ликвидации ЧС, своевременного оповещения и информирования населения. В статье представлена концепция создания комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения на территориальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Малышев Владлен Платонович, Горбунов Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения на территориальном уровне (на примере Вологодской области)»

УДК 614.8.001.18; 502.5.001.18 Инв. № 881 (ЦСИ ГЗ)

С.В. Горбунов, В.П. Малышев

Концепция комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения на территориальном уровне (на примере Вологодской области)

Аннотация

Создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, основанной на совокупности организационных структур в сфере государственного управления, взаимосвязанных подсистем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, контроля состояния критически важных и потенциально опасных объектов позволит организовать своевременное принятие управленческих решений в целях предупреждения и ликвидации ЧС, своевременного оповещения и информирования населения. В статье представлена концепция создания комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения на территориальном уровне.

Ключевые слова: обеспечение безопасности; комплексная система обеспечения безопасности; безопасность жизнедеятельности населения.

Содержание

Введение

1. Основные угрозы природно-техногенного, террористического и криминального характера

2. Цели и задачи комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения

3. Требования к комплексной системе

4. Принципы создания комплексной системы и критерии приемлемости технических решений

5. Структура комплексной системы

6. Роль и место комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения

7. Формы и способы управления комплексной системой Заключение

Литература

Введение

Комплексная система природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий — совокупность организационных структур в сфере государственного управления, взаимосвязанных подсистем мониторинга и прогнозирования ЧС природного, техногенного и иного характера, контроля состояния потенциально опасных и других объектов защиты, объединенных в целях информационной поддержки принятия решений о предупреждении и ликвидации ЧС, оповещения и информирования населения о действиях при угрозе ЧС и в условиях ЧС, управления силами ликвидации ЧС.

Комплексная система природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий предназначена для:

предоставления текущей информации о состоянии защищенности объектов защиты территориальным органам федеральных органов исполни-

тельной власти, Правительству субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и должностным лицам администраций объектов с массовым пребыванием людей;

обеспечения аналитической и управленческой деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Правительства субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований области и должностных лиц администраций объектов с массовым пребыванием людей, а также создаваемых оперативных штабов для решения ими задач по противодействию угрозам природного, техногенного, террористического, криминального и иного характера;

обеспечения информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Правительства субъектов Российской Федерации, органов местного са-

моуправления муниципальных образований и должностных лиц администраций объектов с массовым пребыванием людей, а также создаваемых оперативных штабов при решении совместных задач в целях безопасности жизнедеятельности населения;

оповещения и информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, вопросах обеспечения охраны общественного порядка, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий субъекта Российской Федерации, видах и способах защиты, пропаганде в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Объектами комплексного управления выступают:

элементы социальной сферы, нуждающиеся в защите (население, инфраструктура жизнедеятельности, окружающая среда и т.д.);

опасности и угрозы, которые необходимо предотвращать, ослаблять или устранять;

условия, которые благоприятствуют или препятствуют решению проблем безопасности.

1. Основные угрозы

природно-техногенного, террористического и криминального характера

В субъектах Российской Федерации могут реализовываться угрозы природного, техногенного, жилищно-коммунального, террористического, криминального и иного характера.

В качестве основных угроз природного характера рассматриваются ураганные ветры, сильные снегопады, морозы, наводнения, лесные и торфяные пожары, землетрясения цунами, другие стихийные бедствия в зависимости от природных условий.

В качестве основных угроз техногенного характера рассматриваются аварии на критически важных и (или) потенциально опасных объектах, аварии на радиационно и химически опасных объектах, аварии на объектах энергетики, пожары и взрывы на объектах экономики, в том числе на магистральных газопроводах, железнодорожном, автомобильном и авиатранспорте, разрушение гидротехнических сооружений,.

В качестве основных угроз жилищно-коммунального характера рассматриваются возможные аварии на сетях холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления, электроснабжения, газовых сетях, пожары в жилом секторе, в зданиях социально-культурного и бытового назначения, сетях наружного освещения, системах безопасности домов, аварии в лифтовом хозяйстве.

В качестве основных угроз террористического и криминального и характера рассмотрению подле-

жит возможность диверсионно-подрывных и противоправных действий на критически важных и (или) потенциально опасных объектах, а также объектах с массовым пребыванием людей.

Создание системы должно носить комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления в целом.

2. Цели и задачи комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения

Целью создания комплексной системы является обеспечение безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации путем снижения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биоло-го-социального и иного характера за счет:

предотвращения кризисных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и техническими средствами контроля функционирования систем (средств) жизнеобеспечения;

эффективного мониторинга текущей обстановки и предоставления информации для действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц администраций объектов, обеспечивающей своевременность принятия управленческих решений.

Создание комплексной системы направлено на решение следующих основных задач:

совершенствование системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и управления действиями сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации;

своевременное обеспечение аналитической, методической и управленческой деятельности в рамках решения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

предотвращение чрезвычайных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования систем (средств) жизнеобеспечения;

проведение эффективного мониторинга текущей обстановки и предоставления информации для оперативных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц администраций объектов с массовым пребыванием людей, обеспечивающих своевременность принятия управленческих решений;

управление силами ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Требования к комплексной системе

3.1. Общие требования

Требование непрерывности — заключается в способности комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации не допускать перерывов в мониторинге состояния объектов защиты, а также перемещения лиц и транспорта на объектах защиты.

Требование оперативности — заключается в способности комплексной системы обеспечивать органы управления необходимой быстро меняющейся в условиях ЧС, информацией об объектах защиты в необходимые максимально короткие сроки.

Требование точности — заключается в способности комплексной системы обеспечивать максимальную степень соответствия реального состояния объекта защиты получаемой, обрабатываемой и передаваемой в органы управления информации о нем для принятия соответствующих управленческих решений.

Требование устойчивости — заключается в способности комплексной системы сохранять и восстанавливать свои свойства в условиях воздействий окружающей среды, факторов ЧС и внутренних возмущений.

Требование скрытности — заключается в способности комплексной системы противостоять раскрытию (доступу) к получаемой, обрабатываемой и передаваемой информации. Особенно актуально это требование в криминогенной обстановке и в условиях террористической деятельности.

Требование гибкости — заключается в способности комплексной системы быстро реагировать на факторы окружающей среды (ЧС). Это обусловлено тем, что воздействие многих факторов ЧС интенсивно, но может продолжаться незначительный период времени (например, воздушная ударная волна, химическое заражение приземного слоя и т.п.). Кроме этого, при возникновении ЧС могут воздействовать несколько поражающих факторов одновременно.

Требование адекватности — заключается в соответствии комплексной системы сложной инфраструктуре и разветвленному административному делению территории субъекта Российской Федерации, соответствовать возможностям технических средств получения (сбора), обработки и передачи данных в органы управления для принятия соответствующих решений по реагированию на ЧС (негативные факторы).

3.2. Требования к проектированию (созданию) комплексной системы

При проектировании комплексной системы необходимо предусмотреть разработку технических

регламентов на оснащение объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности.

Комплексная система должна обеспечивать целостность и доступность информационных ресурсов, при этом информационный обмен по каналам связи должен поддерживаться процедурами идентификации пользователей.

Комплексная система должна базироваться на максимальном использовании существующих систем управления, мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.

3.3. Требования к структуре комплексной системы

Требования к структуре комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области позволяют судить о степени организованности системы. К таким требованиям относятся:

требование детерминированности — состоит в организации взаимодействия элементов (подсистем), при которой функционирование одного элемента некоторым образом (в большей или меньшей степени) сказывается на других элементах системы. Например, если в системе комплексной безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области будет хотя бы один элемент, действия которого не влияют на другие элементы, то он не реагирует ни на одну из целей деятельности системы, то есть является лишним;

требование динамичности — способность системы под воздействием факторов ЧС и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизменном качественном состоянии, при котором она способна выполнять свои функции.

требование наличия управляющего параметра. Таким параметром (элементом) в рассматриваемой системе является руководитель определенного уровня иерархии. Он отвечает за деятельность подчиненного ему элемента (подсистемы), принимает поступающую информацию с объектов защиты, реагирует на них соответствующим образов, несет ответственность за принимаемые решения.

Важным также является требование наличия контролирующего параметра, то есть такого элемента, который контролирует состояние субъекта управления, не оказывая на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия. Функцию контролирующего параметра выполняет один из сотрудников аппарата управления (в рассматриваемой системе — сотрудник ситуационного центра).

требование наличия прямых и обратных связей обеспечивается регламентацией деятельности системы (подсистемы) по приему, обработке и передаче информации от объектов защиты, при подготовке и принятии управленческих решений по реагированию на поступающую информацию.

4. Принципы создания комплексной системы и критерии приемлемости технических решений

Создание комплексной системы обеспечение безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации осуществляется с учетом следующих принципов:

принцип законности: строгое соответствие деятельности по обеспечению безопасности действующим законодательным и правовым актам Российской Федерации, нормам международного права и другим нормам в области обеспечения безопасности личности и государства;

принцип иерархичности: основан на построении многоступенчатой системы управления комплексной безопасностью жизнедеятельности населения, при которой управленческие функции распределяются между соподчиненными частями системы.

принцип приоритетности: приоритет проблемам безопасной и благоприятной жизни человека и общества в ходе социально-экономического развития, отдавая при этом предпочтение превентивной безопасности, предусматривающей, прежде всего, профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;

принцип универсальности: охват управляющими воздействиями в комплексе всего спектра возможных опасностей и угроз, характерных для региона;

принцип регламентирования: разработка и строгое соблюдение определенных правил, положений, инструкций, нормативов;

принцип разумной достаточности: система основана на признании приемлемого риска, ниже которого оптимизация мероприятий по повышению безопасности жизнедеятельности населения нецелесообразна;

принцип непрерывности: заключается в том, что в работе системы не должно наблюдаться перерывов в решении возложенных на систему функциональных задач;

принцип социальной направленности: соответствие политики по обеспечению безопасности уровню социально-экономического состояния территории и степени возможных опасностей, обеспечение социально-психологического восприятия населением политики по обеспечению его безопасности.

При построении комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации используются следующие принципы:

принцип мониторинга включает в себя: мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений, прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера, мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и по-

тенциально опасных объектов, прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций и комплексный анализ состояния безопасности;

принцип автоматизации предусматривает: автоматизацию процессов сбора и передачи информации результатов мониторинга с объектов защиты (их элементов) службам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных власти субъекта Российской Федерации, администраций объектов с массовым пребыванием людей, а также сбор и передачу информации от существующих и разрабатываемых средств обеспечения безопасности и контроля объектов защиты;

принцип учета опыта функционирования существующих систем безопасности предусматривает детальный анализ опыта функционирования существующих систем безопасности и выявления как положительных, так и отрицательных сторон деятельности по обеспечению комплексной безопасности;

принцип обеспечения безопасности информационного обмена реализуется путем проведения комплексных правовых, организационных, технических и методических мероприятий в объеме требований, предъявляемых нормативно-методическими документами в области информационной безопасности, в том числе по защите информации от утечки по техническим каналам.

принцип взаимодействия с муниципальными органами местного самоуправления власти предусматривает обмен оперативной информацией о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях, как внутри области, так и в других субъектах Российской Федерации;

принцип своевременного оповещения органов управления и информирования населения о ЧС предусматривает обеспечение оповещения и информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, вопросах обеспечения охраны общественного порядка, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, пропаганда в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Критериями приемлемости технических решений являются частота (вероятность, риск) возникновения чрезвычайной ситуации и размеры ущерба (масштабы негативных последствий), обусловленные их возникновением. Эти показатели определяются параметрами источников чрезвычайных ситуаций и характеристиками объектов поражения (человек, объект техносферы и окружающая среда)

Для осуществления процедуры ранжирования рисков проводится их количественная оценка, ко-

торая предусматривает последовательную реализацию следующих этапов:

определение частот (вероятности) возникновения возможных чрезвычайных ситуаций;

оценка величины ущерба (негативных последствий) от возможных чрезвычайных ситуаций;

определение показателей и величин рисков возможных чрезвычайных ситуаций.

Ранжирование рисков (сравнительная оценка) осуществляется с целью установления приоритетов, т.е. выделения круга вопросов, требующих первоочередного решения на основе анализа причинной обусловленности возможных чрезвычайных ситуаций и оценки тяжести их последствий. Для ранжирования рисков могут быть использованы действующие нормативы приемлемых рисков.

5. Структура комплексной системы

Подсистема защиты, информирования и оповещения населения на транспорте

Подсистема предназначена для обеспечения безопасности населения при ЧС природного и техногенного характера на объектах транспорта на основе объединения информационных ресурсов, возможностей функциональной и территориальной подсистемы субъектов Российской Федерации на основе использования современных технических средств и технологий.

Подсистема мониторинга и контроля потенциально опасных объектов

Подсистема предназначена для осуществления контроля за концентрациями вредных веществ в районе расположения потенциально опасных объектов (ПОО).

Подсистема радиационного и химического мониторинга

Подсистема предназначена для решения следующих основных задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществление непрерывного автоматизированного контроля радиационной и химической обстановки на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление непрерывного автоматизированного контроля отдельных параметров метеорологической обстановки; обеспечение сбора и оперативной передачи данных с возможностью диагностики состояния элементов системы; обработка, хранение и представление оперативных данных с использованием геоинформационных технологий; автоматическая сигнализация при превышении установленных пороговых значений;

осуществление информационного обмена с ведомственными и государственными подсистемами, участниками системы аварийного реагирования в установленном порядке

Подсистема мониторинга паводковой обстановки на водных объектах

Подсистема предназначена для осуществления контроля за уровнем воды в паводковые периоды на водных бассейнах, передачи информации в си-

туационный центр, оценка последствий наводнений при подъеме воды в реках и определения рисков наводнений.

Подсистема видеомониторинга, информирования и оповещения населения

Подсистема предназначена для мониторинга, информирования и оповещения населения об угрозах и опасностях в местах массового его пребывания. Создается на базе ОКСИОН

Подсистема космического мониторинга

Подсистема космического мониторинга (Вологодский центр космического мониторинга) предназначена для наблюдения и контроля за ущербом от лесных и торфяных пожаров (данные о координатах, площадях термически активных точек, привязка к ближайшему населенному пункту); определения паводковой обстановки (нахождение заторов и выявление территорий, попадающих в зону затопления), выполнения других задач, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Подсистема информационно-навигационного сопровождения группировки сил территориальной подсистемы РСЧС

Подсистема предназначена для автоматизации процесса управления поисково-спасательными силами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сопровождающихся формированием сложной инженерной, химической и пожарной обстановки.

Подсистема контроля за безопасностью граждан на объектах ЖКХ

Подсистема предназначена для: автоматизации процесса сбора информации с измерительных комплексов или отдельных датчиков, установленных на объектах и характеризующих их состояние, обработку и выдачу этой информации в реальном масштабе времени на рабочее место диспетчера;

контроля за жилым фондом (состоянием несущих конструкций зданий, сооружений и инженерных сетей);

оперативного получения и анализа данных о нештатных и аварийных ситуациях с выдачей рекомендаций по их устранению;

сбора и хранения данных о функционировании объектов ЖКХ в течение длительного срока с возможностью просмотра информации, ее анализа за любой промежуток времени;

информирования об аварийном состоянии инженерных систем.

Подсистема контроля за объектами энергетики

Подсистема предназначена для осуществления контроля за отключением электрических сетей, прогнозирования развития обстановки и определения последствий отключения энергоснабжения на территории субъекта.

Подсистема экологического мониторинга на акваториях

Подсистема предназначена для осуществления контроля и анализа влияния природных и антропогенных факторов на состояние водных источников.

Подсистема мониторинга пожарной обстановки в лесах

Подсистема предназначена для осуществления мониторинга состояния лесных массивов, контроля за возникновением, распространением и тушением лесных пожаров, передачи информации в ситуационный центр, прогнозирования развития и определения последствий лесных пожаров.

Подсистема мониторинга метеорологического состояния и контроля окружающей среды

Подсистема предназначена для осуществления мониторинга параметров метеорологической обстановки, передачи информации в ситуационный центр.

Подсистема пожарного мониторинга объектов с массовым пребыванием населения

Подсистема предназначена для автоматизированного вызова сил подразделений противопожарной службы на объекты; контроля за развитием пожара и передачи в штаб пожаротушения опреатив-ной информации о развитии ситуации на объекте; своевременного определения путей эвакуации и планирования первоочередных мер по ликвидации пожаров; сбора, хранения и передачи информации о состоянии систем пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, и в том числе в высотных зданиях.

Ситуационные центры

Для централизованного управления комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области создаются ситуационные центры.

Единый ситуационный центр комплексной системы обеспечения природно техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий (субъектовый) — предназначен для централизованного управления элементами (подсистемами) комплексной системы. Координация функционирования подсистем комплексной системы организуется на основе использования современных технических средств технологий мониторинга и коммуникаций, комплексирования программно-аппаратных средств на базе автоматизированной интегрированной системы телекоммуникаций (АИСТ) и программно-аппаратного комплекса (ПАК) интеграции различных систем контроля обстановки на территории субъекта Российской Федерации.

Основными задачами центра являются:

организация сбора информации о состоянии объектов защиты и обстановке на территории субъекта Российской Федерации в режиме реального времени;

осуществление централизованного управления действиями по предупреждению и ликвидации ЧС;

планирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности на территории области.

Муниципальный ситуационный центр комплексной системы обеспечения природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий предназначен для объединения информационных ресурсов (подсистем) муниципального образования и централизованного управления элементами комплексной системы на территории муниципального образования.

Основные задачи:

обеспечение консолидированной информацией о состоянии объектов защиты и обстановке на территории муниципального образования;

предоставление информации в ЕСЦ с целью информационной поддержки принятия решения при возникновении ЧС;

сбор и предоставление текущей информации от объектовых систем контроля и мониторинга;

доведение управленческой информации до объектов защиты;

обеспечение управления мероприятиями по экстренному реагированию на ЧС на территории муниципального образования;

оценка масштабов ЧС природного, техногенного и иного характера;

планирование мероприятий по снижению возможного ущерба от ЧС.

6. Роль и место комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения

Роль и место комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территории субъекта Российской Федерации определяются комплексом задач по обеспечению условий общественно приемлемого уровня безопасности личности, населения и региона в целом от опасностей и угроз чрезвычайных ситуаций.

Существующая территориальная подсистема РСЧС субъекта Российской Федерации (рис. 1) является многоуровневой и не может в полной мере обеспечивать оперативность действий по предупреждению и реагированию на ЧС.

Внедряемая комплексная система безопасности (рис. 2) направлена на повышение эффективности действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обновление парка технических средств контроля и мониторинга на объектах защиты, внедрения современных технических средств оповещения и информирования населения, а также на принятие превентивных мер по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижению риска террористических актов.

Правительство субъекта федерации

ддс

Рис. 1. Существующая территориальная подсистема РСЧС

Внедрение комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации должно обеспечить:

создание условий для устойчивого социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

повышение уровня безопасности технологий, связанных с эксплуатацией потенциально опасных объектов, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;

создание систем комплексного мониторинга и анализа состояния безопасности жизнедеятельности населения;

минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного характера и террористических актов.

7. Формы и способы управления комплексной системой

Основной формой управления комплексного системой безопасности жизнедеятельности населения является программно-целевой подход, предполагающий разработку и реализацию наиболее значимых и капиталоемких мер, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам и направленных на достижение поставленных целей.

Одной из важнейших форм управления являются административно-нормативные способы, ко-

торые включают: выявление и изучение угроз безопасности личности и обществу; определение реального состояния безопасности по всем видам угроз; разработку законодательных правовых актов в области безопасности; разработку комплекса мер по повышению безопасности; разработку и реализацию целевых научно-технических программ, планов и других плановых документов; экспертизу в области градостроительства и промышленности; скоординированные действия всех организаций и учреждений, участвующих в обеспечении безопасности; создание системы соответствующих органов управления и сил; организация контроля и надзора в области безопасности.

Для разработки комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций используются информационно-аналитические способы, которые направлены на решение следующих основных задач: идентификация потенциальных опасностей природного, техногенного и иного характера; определение показателей и оценка риска возможных чрезвычайных ситуаций; ранжирование рисков и выработка механизма управления рисками; реализации дополнительных финансово-экономических возможностей в целях смягчения негативных последствий от чрезвычайных ситуаций.

В решении проблем безопасности исключительно важную роль играют экономические методы

Рис. 2. Комплексная система природно-техногенной безопасности области

стимулирования практической деятельности по предупреждению опасных явлений и процессов, ликвидации вызванных ими чрезвычайных ситуаций. Основными экономическими способами управления безопасностью являются: механизмы экономической ответственности. Эта группа механизмов включает систему стандартов (норм, нормативов, квот), отклонение от которых ведет к определенным экономическим санкциям (штрафы, остановки производства, запрещение строительства и др.); механизмы перераспределения риска. Они включают в основном механизмы страхования (государственное, независимое и взаимное страхование); механизмы формирования и использования бюджетных и внебюджетных фондов; механизмы стимулирования в целях повышения уровня безопасности. Сюда относятся механизмы льготного налогообложения, льготного кредитования мероприятий, направленных на обеспечение безопасности территорий; механизмы резервирования на случай чрезвычайных ситуаций. Сюда относятся механизмы образования резервов трудовых ресурсов, материальных ресурсов, мощ-

ностей для быстрой организации производства продукции и т.д.

Особую актуальность в обеспечении безопасности в современных условиях приобретают способы информационно-пропагандистского характера. Они включают: подготовку населения по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности населения; разработку методов и приемов информационного психологического воздействия; создание на радио и телевидении циклов специальных передач по основам безопасности.

Заключение

Основой комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения является мониторинг ЧС и информационный комплекс, который обеспечивает территориальные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации данными о состоянии защищенности критически важных и (или) потенциально опасных объектов, позволяет оценить их влияние на безопасность населения в реальном отрезке времени, принимать оперативные меры по оповещению и информированию населения.

Необходимость создания комплексной системы диктуется объективным требованием повышения защищенности потенциально опасных объектов и населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера. Учитывая ощутимые затраты финансовых и материальных средств на разработку и создание комплексной системы, работы по ее проектированию, оснащению и внедрению целесообразно проводить поэтапно в течение нескольких лет, начиная с пилотных проектов в отдельных субъектах Российской Федерации.

Так, в Вологодской области в 2011 году было выполнено: разработана технология и проект комплексной системы; оборудование пилотной зоны комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области, включая подсистему муниципальных образований г. Вологды и г. Череповца на основе объединения существующих подсистем; разработана технологии информационно-навигационного сопровождения и управления поисково-спасательными работами, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на основе технологии ГЛОНАСС.

Далее планируется развитие комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в том числе:

утверждение концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительством Вологодской области;

анализ опыта функционирования пилотной зоны центра комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области в период 2011—2012 гг.

разработка и утверждение Временного Положения (регламента) о комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области содержащего:

перечень задач, решаемых комплексной системой с детализацией по созданным подсистемам (элементам), уровням управления;

распределение прав, обязанностей и ответственности субъектов управления по управлению элементами системы и комплексной системой в целом;

режимы эксплуатации создаваемой системы, их характеристику в увязке с режимами функционирования территориальной подсистемы РСЧС Вологодской области;

источники финансирования, обеспечивающие эксплуатацию, в том числе опытную, создаваемой комплексной системы и ее отдельных элементов (подсистем);

общие вопросы организации технической эксплуатации создаваемой системы, включая техническое оснащение, и её модернизации, информационно- программного обеспечения в целях надежного и устойчивого функционирования;

общий порядок ввода в эксплуатацию элементов (подсистем) и системы в целом.

На третьем этапе в 2013 году совершенствование комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области, в том числе:

создание элементов комплексной системы в других муниципальных образованиях;

анализ опыта функционирования подсистемы элементов комплексной системы, созданных в 2011-2012 гг.;

доработка и утверждение Положения (регламента) комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области;

разработка типового Положения о подсистеме комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения муниципального образования в целях разработки и утверждения соответствующих положений в каждом из муниципальных образований Вологодской области с учетом их специфики.

Таким образом, создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности позволит организовать своевременное принятие управленческих решений в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, своевременного оповещения и информирования населения.

Литература

1. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. Под общей редакцией Шойгу С.К. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография». 2005.

2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2010 году». Вологда: Гу МЧС России по Вологодской области, 2011 г.291с.

Сентябрь 2012 года.

Сведения об авторах:

Малышев Владлен Платонович: д.х.н, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; главный специалист;

Горбунов Сергеи Валентинович: д.т.н., доцент; главный специалист;

ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.