4. Дивненко О.В. Основы инновационного менеджмента. - М.: Национальный институт бизнеса, 2012.
5. Дивненко О.В., Горский Д.А. Роль профессиональных компетенций сотрудников бизнес-структур в повышении производительности труда: психологический аспект \\ Вестник Национального института бизнеса. 2017. № 28. С. 148154.
6. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПБ.: Питер, 1999.
7. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2016.
8. Мокроносов А. Г., Маврина И.Н Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. - Екатеринбург: Урал ун-та, 2014.
9. Портер М. Конкурентная стратегия: методика конкурентов. - М.: Альпина Бизнес-Букс, 2005.
10. Actually.pro. URL: http: //actually.pro/Report_samples/actually.pro-competition-strategy.pdf
Решетов К.Ю.1
АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
2
Данекер Мария (Германия)
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ГЕРМАНИИ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ
Аннотация. В данной статье описывается роль малого предпринимательства в экономике в целом и его значение в экономике России и Германии. Также в статье раскрываются современные особенности и проблемы развития малого предпринимательства в России и Германии, приводятся различные методы решения данных проблем.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, малое предприятие, малое предпринимательство, мировая экономика, экономика в современных условиях, экономика России, экономика Германии, бизнес в России, бизнес в Германии.
В современном мире, когда такие необратимые процессы, как глобализация и международная экономическая интеграция все быстрее набирают обороты, а рыночная экономика становится более распространена среди государств, необходимость в изучении экономик разных стран возрастает. Для людей открываются новые возможности по развитию предпринимательства не только в пределах своего государства, но также и за рубежом, что дает огромный толчок для развития и укрепления мировых экономических отношений, появления но-
1 Решетов Константин Юрьевич - доктор экономических наук, профессор АНО ВО «Национальный институт бизнеса»
2 Данекер Мария - студентка (Германия)
вых транснациональных компаний. Также это дает возможность странам открывать для себя и привносить в национальную экономику что-то новое, взятое у других государств.
Именно поэтому вопрос развития предпринимательства в наши дни является наиболее актуальным, т.к. благодаря частному бизнесу развивается экономика страны как на национальном, так и на международном уровне [1,2].
В данной статье речь пойдет о малом предпринимательстве как об одном из самых гибких и простых из возможных видов бизнеса.
Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск с целью получения и максимизации прибыли при помощи продажи продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) [3,4].
Малое предпринимательство (или малый бизнес) основывается на деятельности малых предприятий или небольших фирм, которые не входят в какие-либо монополистические объединения [5,6].
Для экономики в государственных масштабах малое предпринимательство как деятельность имеет большое значение. Оно помогает поддерживать необходимый уровень конкуренции в стране [7,8]. Это обеспечивает рост качества продукции (товаров, работ, услуг), предлагаемых населению, за счет стимулов более полно использовать навыки, рабочую силу, материальные и прочие ресурсы. Также малый бизнес дает возможность развивать хозяйственную деятельность в периферийных районах государств, благодаря чему сглаживается экономическая дифференциация внутри населения и, как следствие, укрепляется и стабилизируется национальная экономика в целом [9,10]. Малое предпринимательство стимулирует спрос на тот или иной вид продукции (товаров, работ, услуг) путем диверсификации предложения, тем самым обеспечивая экономический рост.
Также, как и любой вид предпринимательской деятельности, малый бизнес предоставляет дополнительные рабочие места, уменьшая уровень безработицы в стране и повышая уровень жизни населения, т.е. оказывает весомое воздействие на динамику социально-экономического развития страны в целом, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью экономической безопасности [11].
Малый бизнес помогает смягчать колебания состояния макроэкономического процесса воспроизводства. Он развивается в тех сферах, где возникает неудовлетворенный спрос и помогает обеспечить необходимое предложение, тем самым сбалансировав эти два фактора [12].
Кроме того, предприятия малого бизнеса участвуют в формировании бюджетов всех уровней. Помимо того, что предприятия платят свои собственные налоги, они создают рабочие места, являясь источником доходов населения, что помогает сбору налогов с физических лиц. В сравнение с представителями среднего и крупного бизнеса, малые предприятия стараются исправно и своевременно платить налоги [13,14].
Также по сравнению с крупными предприятиями, малые предприятия более рационально используют ресурсы, т.к. не могут себе позволить содержание
избыточных запасов рабочей силы, сырья и т.д., а это значит, что в экономике повышается эффективность их использования.
Занятие малым бизнесом является способом раскрытия внутреннего потенциала личности, его творческой стороны, а не только возможностью заработать средства для существования [15,16]. Реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Благодаря гибкости и доступности малого предпринимательства, оно является проводником инновационной активности и, можно сказать, ее источником, потому что, как правило, малые предприятия и организуются как инновационные, предлагающие какое-то ноу-хау в виде новой продукции (товаров, работ, услуг) [17,18,19]. Такие формы предпринимательства требуют меньше стартового капитала, имеют преимущество в виде маленькой конкуренции или ее отсутствия, у них намного короче путь от идеи до ее реализации, они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте процедуры управления [20,21]. У собственников малых предприятий, как правило, высокий уровень личной мотивации в достижении успеха.
Оказание помощи малому предпринимательству, его активная многосторонняя поддержка, создание для его развития всех необходимых условий, грамотное стимулирование предпринимателей и инновационной активности малого бизнеса являются одними из важных задач государственной политики любой страны [22].
В России малый бизнес начал зарождаться после периода «застоя» в 80-е годы. В начале 90-х годов произошла приватизация старых госпредприятий, этот процесс отразился и на малом бизнесе. Перераспределение госсобственности помогло еще больше развиться предпринимательству, потому что государственные предприятия больше не могли выдержать конкуренцию со стороны частных. Командно-административная система не позволяла в полной степени удовлетворять потребности населения, поэтому именно переход к рыночной экономике во многом помог развитию малого предпринимательства в стране.
В настоящее время вклад малого бизнеса в экономику России весьма неоднозначен. С одной стороны, количество предприятий в сфере малого бизнеса на территории РФ стало увеличиваться с каждым годом. Так, например, в 2001 г. число малых предприятий в стране составляло 843 тыс. [23], а по данным на 2015 г. их стало уже 2222,4 тыс. [24] (большая часть из них - микропредприятия). Этот рост объясняется тем, что на протяжении всего периода развития предпринимательства государство принимает различные меры по поддержке малого бизнеса: совершенствует законодательную базу, на всех уровнях разрабатывает государственные программы поддержки малого бизнеса, тем самым пытаясь создавать условия для экономического роста. К сожалению, несмотря на большое количество малых и микропредприятий, «в России малый бизнес развит слабо. Доля ВВП малых предприятий составляет до 10 %, в развитых странах мира до 60 %» [25].
Основой поддержки и развития малого бизнеса является Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [26], где в статье 6 изложены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Роль малого бизнеса в экономике России, безусловно, велика, об этом свидетельствует и Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [27], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт.
Следует выделить основные проблемы развития малого предпринимательства в России:
1. Неразвитая инновационная инфраструктура.
2. Недоступность свободных денежных средств и высокая банковская ставка.
3. Высокие налоговые ставки.
4. В последнее время закрытые иностранные рынки.
5. Высокий уровень бюрократизации и нереализуемость многих государственных инициатив и др.
Малое предпринимателъств в наши дни является стратегическим фактором, в первую очередь, не только развития страны, но и ее сохранения. Сегодня поддержка и развитие малого предпринимательства, решение выше изложенных проблем должны стать для Российской Федерации одной из главных экономических задач.
Далее рассмотрим вопросы развития малого предпринимательства в Германии.
Малый бизнес в Германии имеет свою интересную историю развития и отличительные черты. Еще в эпоху зарождения капитализма, когда только начали появляться первые крупные предприниматели, создаются торгово-промышленные палаты, которые становятся первыми объединениями по сотрудничеству в сфере торговли и производства. Торгово-промышленные палаты в настоящее время развились до уровня государственных органов, и каждый предприниматель теперь должен быть в составе палаты. Без одобрения и согласования торгово-промышленными палатами ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не может быть утвержден.
Представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне и объединяет между собой все палаты специальный орган - Ассоциация Германских торгово-промышленных палат. Основной ее задачей является тесная работа и сотрудничество с торгово-промышленными палатами стран Европейского союза. Также существует Объединение торгово-промышленных палат стран Европы, которое связывает между собой все ассоциации ЕС.
Торгово-промышленные палаты Германии вносят свой вклад в подготовку законопроектов, которые касаются регулирования деятельности малых предприятий, также влияют на формирование бюджетов всех уровней. Влияние
палат на все стороны жизни общества велико: они участвуют в заседании местных органов самоуправления, принимают важные социально-экономические решения в области государственного развития. Оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии - это основная приоритетная задача палат.
Малое предпринимательство в Германии - один из самых важных секторов экономики. Доля малых в числе всех предприятий страны - 99%, а доля их вклада в ВВП - больше 50% [28]. Правительство как финансово, так и технологически оказывает помощь малым предприятиям. Также существуют специально разработанные программы для развития малого бизнеса, который занят в сфере науки [29].
Государственные органы финансирования в Германии предоставляют льготы для получения кредита на развитие малого предпринимательства следующим объектам:
о малым предприятиям, которые разрабатывают проекты по модернизации производственных условий;
о предприятиям, занятым в области решения жилищных условий и строительства жилых объектов;
о предприятиям малого и среднего бизнеса, которые заняты в сфере научных разработок;
о предприятиям малого бизнеса, помогающим улучшить с экономической точки зрения слаборазвитые районы Германии;
о предприятиям, которые заботятся об экологической обстановке в стране, разрабатывают проекты по охране окружающей среды и ее улучшению [30].
Мелкий и средний бизнес Германии, объявленный "основой благосостояния для всех", с середины 1960-х годов является главным субъектом социальной рыночной экономики. Согласно федеральной статистике, к середине 70-х гг. в стране насчитывалось примерно 1,9 млн. мелких и средних фирм. Подавляющая их часть - почти 1,7 млн. приходилась на мелкие предприятия (число занятых до 9 человек). Это были небольшие фабрики, рестораны, фирмы бытовых услуг, ремесленные мастерские, свободно практикующие врачи, адвокаты и так далее. К концу ХХ века их количество возросло до 2,6 млн., из них в 1993 г. более 2 млн. было в старых и около 400 тыс. в новых землях бывшей ГДР, что составило 99,8% от общего числа фирм в Германии. В настоящее время число предприятий в Германии постоянно растет. Согласно статистике, только в первой половине 2017 года в Германии было создано 92 200 малых предприятий. На данный момент в стране насчитывается 3,64 миллиона малых и средних предприятий [29,31].
Одна из главных проблем в Германии - это очень высокие ставки налогов и в целом сложная система налогообложения. Например, подоходный налог состоит из суммы различных налогов (корпоративный, промысловый и т.д.). Немецкая налоговая система считается одной из самых сложных в мире. Владелец малого бизнеса от суммы годовой выручки получает всего около 55%. В связи с этим в стране очень много предприятий в течение года признаются
банкротами. Но, несмотря на такое положение дел, доля малых предприятий в Германии, как было отмечено ранее, составляет 99 % от всех, причем они выплачивают в казну более 40 % всех налогов. Такая ситуация обосновывается тем, что в стране действует прогрессивный подоходный налог.
Одна из особенностей Германии состоит в том, что она - страна «скрытых чемпионов» (англ. Hidden Champions). «Скрытые чемпионы — это компании-лидеры на своем континенте или входящие в тройку лидеров на мировом рынке. Обычно их оборот не превышает 500 млн. дол. США, и мир о них почти ничего не знает» [32]. В основном все они находятся в провинции, а не в метрополиях. В Германии числиться свыше 1700 «скрытых чемпионов», в то время как в России их насчитывается меньше 20. Успешность немецких компаний в этой сфере связана с тем, что 80% из них являются семейным бизнесом и их владельцы мыслят поколениями.
Другой особенностью Германии является то, что именно малый бизнес этой страны обладает приоритетом в сфере инноваций, а корпорации уже внедряют в производство научные разработки малых предприятий [33,34,35]. Такое разделение труда обеспечивает повышение общей эффективности экономики.
В стране, где инновации вносят существенный вклад в развитие благосостояния общества, вопросу доступа к венчурному капиталу уделяется также особое внимание. К основным программам, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства в Германии относятся:
• «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства»;
«Стимулирование сбережений для открытия собственного бизнеса».
Первая программа отвечает за обеспечение финансированием малого предпринимательства страны. Вторая программа отвечает за помощь в открытии своего бизнеса с применением «start-up» проектов. Для реализации и контроля выполнения данных программ был создан специальный орган государственного назначения - Кредитный совет по восстановлению (Kreditanstalt für Wiederaufbau, KfW), который относится к федеральному руководству Германии [36].
Особое внимание уделяется финансированию инновационной деятельности малого и среднего бизнеса в ФРГ. В рамках программ «Центральная инновационная программа для малого и среднего бизнеса» (Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand, ZIM), «Инновационный малый и средний бизнес» и «Поддержка развития НИОКР в промышленности» предприятия получают государственные субсидии и кредиты на развитие высокотехнологичных проектов для закрепления на рынке [37].
Также следует отметить, что в Германии еще с конца прошлого века стали формироваться инновационные центры, сильно отличающиеся от традиционных технопарков. Несмотря на то, что они стали появляться лишь в 1983г., к 1989 г. их было уже 68, а 1995г. - более 120. Инновационные центры являются инкубаторами фирм в области новых технологий. В центрах оказываются различные виды деловых услуг, помогающих выживать мелким фирмам: прокат
научного и технологического оборудования, финансовые и маркетинговые услуги, аренда помещений и др.
Немецкие инновационные центры способствуют внедрению новых технологий с помощью обеспечения тесных контактов с исследовательскими государственными учреждениями и служат питомниками новых фирм. Отличительная черта немецких инновационных центров заключается в том, что они делают акцент на создании малых наукоемких фирм, обмене технологий между фирмами, которые действуют в инновационном центре, а также их передачи из науки в промышленность.
Несмотря на, казалось бы, хороший инвестиционный климат и хорошо развивающуюся инновационную сферу, на экономику Германии и развитие малого бизнеса страны может негативно повлиять такая проблема, как дефицит квалифицированной рабочей силы. Такая ситуация связана с изменяющейся демографической ситуацией в стране, а именно, непрекращающимся притоком эмигрантов. По недавним прогнозам [38], в 2030 году в Германии не будет хватать трех миллионов квалифицированных рабочих.
Таким образом, на основании анализа развития малого предпринимательства в России и Германии, отметим, что на сегодняшний день перед Россией стоит цель превратить малый бизнес в один из двигателей экономического развития и увеличить его роль в экономике страны. Для этого нашему государству необходимо осуществлять следующие меры по развитию малого предпринимательства:
о активно совершенствовать действующего законодательства по регулированию деятельности малого бизнеса;
о усилить роль местных органов власти в организации деятельности по поддержки малого предпринимательства, структурировать эту деятельность;
о активно развивать процессы разработки, принятия и реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства [39];
о активно внедрять программы по инновационному и научно -техническому развитию малого предпринимательства;
о обеспечивать малое предпринимательство необходимой финансовой поддержкой, адекватной его потребностям и по срокам, и по объему, и по доступности. Это касается как кредитования, так и субсидирования из государственного бюджета;
о активно привлекать частный капитал, в том числе иностранный; о усилить информационно-консультативную форму поддержки малого бизнеса, развивать сферу специализированных услуг, ориентированных на малое предпринимательство по вопросам налогообложения, планирования, маркетинга, создавать больше доступных информационных ресурсов, которые могли бы проконсультировать предпринимателей в сфере малого бизнеса. Например, в Германии есть сайт Kleinunternehmer.de, на котором предприниматель может получить помощь и рекомендации по налоговым выплатам и т.п.
Все это должно учитываться при разработке действенных, конкретных мер государственной и негосударственной поддержки малого предпринима-
тельства. При этом меры по содействию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях должны не дублироваться, а дополнять друг друга.
Проанализировав условия развития и поддержки малого предпринимательства в России и Германии, можно сделать выводы о том, что они существенно отличаются друг от друга. Если в Германии государство сосредоточено, в первую очередь, на оказании помощи предприятиям в сфере инноваций и стимулируют научные разработки в бизнесе, то в России пока еще главными остаются вопросы по нехватке финансирования, кредитной необеспеченности и преодолению бюрократических процедур. Например, казалось бы, и в России и в Германии существуют так называемые «бизнес-инкубаторы», созданные для того, чтобы помогать развитию малого предпринимательства, но если в Германии это инновационные центры, которые предназначены для фирм в области высокой технологии, то в России их воспринимают исключительно как офисные помещения, а их научная база пока еще недостаточна для того, чтобы развивать сферу инноваций.
Схожей можно назвать разве что проблему высокого налогообложения, но сравнивать его в этих странах было бы неправильно, т.к. в России и Германии совершенно разные подходы к налогообложению и социальным выплатам [40].
Безусловно, России, где разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса пока, к сожалению, очень абстрактны, стоит принять во внимание немецкий опыт, в основе которого лежат четко сформулированные правила для ведения бизнеса и достаточно полно реализуются все поставленные задачи в области поддержки малого предпринимательства. Германии, в свою очередь, следует обратить внимание на демографическую ситуацию в стране и подумать о том, как обеспечить необходимый уровень квалификации рабочих в стране, ведь без высококвалифицированных специалистов развитие науки и инноваций будет невозможно.
Подводя итоги, неоходимо сказать, что только благодаря слаженной работе государственных и негосударственных структур управления и организаций в странах можно достичь желаемого результата и обеспечить достойное экономическое развитие. Как России, так и Германии, стоит задуматься о тех национальных проблемах, которые сейчас существуют, и постараться грамотно их решить. Если решению проблем малого предпринимательства будет уделено должное внимание, если стараться еще больше укреплять взаимоотношения государств с малым бизнесом, то страны смогут не только укрепить национальную экономику, но и выйти на новый уровень развития международных отношений, который позволит стать им более конкурентоспособными.
Список использованных источников
1. Кириков О.И., Емельянов С.Г., Копылов В.И. и др. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение / Под общ. ред. О.И. Кири-кова. - Воронеж, 2004. Том Книга 8.
2. Веселовский М.Я., Федотов А.В. и др. Формирование конкурентных преимуществ российских предприятий в условиях экономической нестабильности:
Коллективная монография / Под ред. М.Я Веселовского, И.В. Кировой. - М., 2017.
3. Энциклопедический словарь предпринимателя / Под ред. Н.Н. Пилипенко. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
4. Пирогов Н.Л., Федорчукова С.Г. Основы предпринимательства. - М., 2007. Том Часть 1.
5. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2012.
6. Малиновская В. В., Шнайдер О. В. Развитие малого бизнеса: проблемы и решения // Карельский научный журнал. 2014. № 3.
7. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И. Конкурентоспособность в среде инновационного предпринимательства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3-1 (23). С. 95-102.
8. Мысаченко В.И. Структурная перестройка промышленности и конкурентоспособность предприятий / Монография. - М.: Национальный институт бизнеса, 2007.
9. Решетов К.Ю. Принципы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на макро-, мезо и микроуровнях // Проблемы экономики и юридической практики. 2012. № 6. С. 213-216.
10. Миронова Н.Н., Мысаченко В.И., Пирогов Н.Л. и др. Приоритетные направления развития регионов: инновации и предпринимательство: коллективная монография. - М., 2017.
11. Reshetov K.Yu. Key lines to improve competitiveness of small innovative businesses // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3-2 (23). С. 39-44.
12. Фомина В.П., Пирогов Н.Л., Попова Е.Н. Экономическая теория. - М., 2001.
13. Решетов К.Ю. Налоги и налогообложение. - М., 2013.
14. Решетов К.Ю. Налоговое планирование. - М., 2015.
15. Дивненко О.В., Пирогов Н.Л. Управление человеческими ресурсами. - М., 2013.
16. Пирогов Н.Л., Дивненко О.В. Управление персоналом. - М., 2013.
17. Решетов К.Ю. Конкурентоспособность российских инновационных предпринимательских структур: Теоретико-методологические аспекты. - М., 2013.
18. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Kahramanovna D.G. etc. Improving the innovative strategy of interaction of large industrial enterprises and small entrepreneurship in the agro-industrial sector // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Т. 12. № 1. С. 159-167.
19. Решетов К.Ю. Развитие методологии обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства. - М., 2015.
20. Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г. и др. Инновационная среда как основа обеспечения конкурентоспособности субъектов инновационного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2016. № 9 (74). С. 290-297.
21. Решетов К.Ю. Сущность конкурентоспособности инновационных предпринимательских структур // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2013. № 1. С. 64-69.
22. Решетов К.Ю. Стратегические альтернативы повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий // Проблемы экономики и юридической практики. 2014. № 4. С. 144-147.
23. Россия в цифрах. 2002: Стат.сборник / Росстат. - М., 2002.
24. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сборник / Росстат. - M., 2017.
25. Тезисы выступления председателя Общественного совета при Федеральной службе государственной статистики Ясина Е.Г. на Коллегии Росстата 17 февраль 2016 г.
26. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4006.
27. Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
28. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ: http : //www.gks .ru.
29. Официальный сайт Правительства Германии: https: //www.bundesregierung.de.
30. Dudin M.N., Mysachenko V.I., Mironova N.N. etc. Green technology and renewable energy in the system of the steel industry in Europe // International Journal of Energy Economics and Policy. 2017. Т. 7. № 2. С. 310-315.
31. Handelsgesetzbuch, Ausfertigungsdatum от 18.07.2017.
32. Скрытые чемпионы: секреты успеха немецких компаний (на 04.10.2017): http://trends.skolkovo.ru/2017/10/skryityie-chempionyi-sekretyi-uspeha-nemetskih-kompaniy.
33. Решетов К.Ю. Конкурентоспособность малых и средних инновационных предпринимательских структур в России и зарубежный опыт стимулирования инновационного предпринимательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2012. № 6. С. 206-209.
34. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., LeontWa L.S. etc. Business Model Canvas as a Basis for the Competitive Advantage of Enterprise structures in the Industrial Agriculture // Biosciences Biotechnology Research Asia. - 2015. - Vol. 12(1). - P. 887894.
35. Решетов К.Ю. Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства // В сборнике: Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы III Международная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. НОУ "Институт экономики и предпринимательства". 2012. С. 14-20.
36. Gesetz über die Kreditanstalt für Wiederaufbau от 05.11.1948 (ред. от 31.08.2015).
37. Christian Rammer, Sandra Gottschalk, Bettina Peters и др. Die Rolle von KMU für Forschung und Innovation in Deutschland. Studien zum deutschen Innovationssystem Nr. 10/2016. - Zentrum für Europäische Wirtschaftsforschung (ZEW), Mannheim, Februar 2016.
38. Studie: Bis 2030 fehlen drei Millionen Fachkräfte (на 30.08.2017): http://www.zeit.de/wirtscha^/2017-08/studie-fachkraefte-mangel-deutschland-2040.
39. Дудин М.Н. и др. Экономико-математическое моделирование процессов разработки и принятия управленческих решений на предприятиях и в предпринимательских структурах // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 924-930.
40. Решетов К.Ю. Налоговое право. - М., 2013.
41. Walter Henson, Rechnungswesen - Controlling / Business & Law Frankfurt / 2008.
Савченко И. Д.1
АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к оценке формирования и использования трудовых ресурсов предприятия. Представлены основные показатели, отражающие состав, структуру и эффективность использования трудового потенциала предприятия.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, методы оценки, трудовой потенциал, показатели использования трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы предприятия являются основной движущей силой формирования и эффективного использования его производственного потенциала. От качества трудовых ресурсов предприятия зависит результат его деятельности и конкурентоспособность. Поэтому оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия должна иметь комплексный характер и научный подход.
В практике управления трудовыми ресурсами, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания.
При изучении показателей трудовых ресурсов в первую очередь обращается внимание на то, как организация обеспечена необходимым персоналом, чтобы выявить влияние использования трудовых ресурсов на производительность труда. С этой целью рассматриваются:
1) состав и структура производственного персонала;
2) обеспеченность организации и ее подразделений рабочими, административно-управленческим персоналом;
3) обеспеченность квалифицированным составом работников;
4) движение рабочей силы.
1 Савченко Илья Дмитриевич - аспирант АНО ВО «Московский гуманитарный университет»