31. Тимофеев М.И., Гусев А.К. Мотив, стимул и роль потребности в социальном статусе // Вестник Национального института бизнеса. Выпуск 29. С. 181-185.
32. Тимофеев М.И., Мысаченко В.И., Жеребцов В.И. Критическая оценка теории А. Маслоу о мотивации и личности // Вестник Национального института бизнеса. Выпуск 29. С. 174-180.
33. Тимофеев М.И., Мысаченко В.И. Жеребцов В.И. Бессилие «Пяти сил М. Портера». Ценности и интересы современного общества // Материалы 4-ой международной научно-практической конференции. Москва. 17-21 октября 2016 г., в 2-х томах. Том 1. С. 173-180.
34. Фомина В.П., Пирогов Н.Л., Попова Е.Н. Экономическая теория. - М.,
2001.
Селезнев В.Н.1 Хамбазаров Ш.Б.2
К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. В статье раскрываются возможности стратегии, направленной на обеспечение для компании широкого рыночного сегмента по видам продукции
Ключевые слова: стратегия дифференциации, стратегия вертикальной интеграции, стратегия горизонтальной интеграции, стратегия инвестирования, планирование процесса реализации стратегию.
Объектом данного научного исследования выбрано типовое коммерческое предприятие, занимающееся инновационной деятельностью в виде производства эксклюзивной продукции. В данном случае это предприятие, занимающееся производством российских моторных масел, специальных автожидкостей, автокосметики и автоаксессуаров (ООО «НПО Нордикс»).
Каждая конкретная стратегия компании - это принятые ее высшим руководством направления или способы деятельности для достижения важного результата, имеющего долгосрочные последствия. Формирование стратегии становиться жизненно необходимым в тех случаях, когда возникают изменения во внешней среде компании и наступает резкая необходимость заниматься инновационной деятельностью. Причинами таких изменений являются: насыщение спроса, крупные изменения в технологии, неожиданное появление новых конкурентов, изменение социальных и экономических условий и т.д. [1].
1 Селезнев Владимир Николаевич - доктор психологических наук, профессор, АНО ВО «Национальный институт бизнеса».
2 Хамбазаров Шамиль Бесланович - аспирант факультета «Институт менеджмента и маркетинга», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
В качестве основной конкурентной стратегии в исследуемой организации была выбрана стратегия дифференциации. Стратегия дифференциации -стратегия, направленная на обеспечение для компании широкого рыночного сегмента по видам продукции, придание выпускаемым продуктам отличительных инновационных качеств (черт), способствующих получению конкурентных преимуществ и привлечению устойчивого контингента потребителей в планируемом периоде. Также в рамках этой стратегии предусматриваются наступательные и защитные действия по отношению к тем или иным конкурентам и отдельным видам продукции. Разработанная стратегия исследуемого предприятия направлена на защиту своего положения посредством дополнительного инвестирования в инновационную составляющую производства и сбыта [2].
Для решения амбициозных задач обычно задействуют следующие стратегии. Стратегия вертикальной интеграции выражается в росте исследуемой организации за счет приобретения или усиления контроля за поставщиками сырья, т.е. необходимы инвестиции компании в развитие производства. Стратегию горизонтальной интеграции следует избрать на рынках, где уже существуют достаточно крупные предприятия. Стратегия инвестирования определяется с помощью матрицы МакКинзи. Согласно данной матрице исследуемая организация занимает одну из лидирующих позиций на российском рынке. Основная угроза для анализируемой компании - усиление позиций отдельных конкурентов.
В анализируемой компании была разработана инвестиционная программа реализации стратегии, также в соответствии с выбранными стратегиями роста и конкуренции были сформированы специальные программы инновационного развития и финансирования на долгосрочную перспективу [3].
Созданная на предприятии служба качества, оборудованная по последнему слову техники, позволяет оперативно вести входной контроль компонентов, оперативный контроль технологических процессов и контроль качества готовой продукции. Паспортизация и сертификация выпускаемой предприятием продукции, а также разработка и внедрение ТУ в соответствии с требованиями ведущих мировых автопроизводителей, организация системы независимого контроля продукции в специализированных лабораториях позволяют быть уверенными в качестве всей выпускаемой продукции [4].
Основным направлением исследуемой компании является производство высококачественных инновационных автомасел и охлаждающих жидкостей. На данный момент существует широкая гамма синтетических, полусинтетических и минеральных автомасел «НОРДИКС», применяемых как для бензиновых, так и для дизельных двигателей российского и иностранного производства.
Кроме моторных масел в ассортименте компании есть полусинтетические и минеральные автомасла для использования в трансмиссиях автомобилей. Все автомасла «НОРДИКС» выполнены с применением только зарубежных присадок компаний INFINEUM и CHEVRON в эксклюзивной упаковке объемом 1 л, 4 л, 5 л, 10 л, 50 л, 100 л, 210 л.
Охлаждающая жидкость «НОРДИКС АНТИФРИЗ» обеспечивает автомобилю не только комфортный температурный режим, но и благодаря уникаль-
ному комплексу присадок предотвращает коррозию системы охлаждения, препятствует образованию накипи и разбуханию резины уплотнителя. «НОРДИКС АНТИФРИЗ» марки ОЖ 40 выдерживает температуру до -40°С, ОЖ 65 — до -65°С, изготавливается в фасовке 1 л, 5 л, 10 л, 50 л, 100 л, 210 л.
Анализируемая компания большое значение уделяет защите своей инновационной продукции от подделок, поэтому очень тесно сотрудничает с частными охранными предприятиями и другими специальными структурами, защищающие авторские и патентные права. Кроме того, качество всей инновационной продукции исследуемой организации застраховано в страховой компании.
Значимую роль в компании уделяют развитию сверхновых продуктов. За весь период существования компании в продажу было запущено множество различных инновационных продуктов из автомобильной тематики. Одними из них являются масляные, воздушные, топливные фильтры, а также ассортимент технических смазок. В качестве фильтрующего элемента фильтров применена фильтровальная бумага фирмы Hollingsvorth&Vose Company (Германия), пропитанная специальными составами, которая обеспечивает высокую пропускную способность при сохранении необходимого качества фильтрации. За счет увеличенной площади фильтрующей шторы увеличен ресурс эксплуатации фильтрующего элемента. Масляные фильтры изготовлены с применением в конструкции двух клапанов: перепускного клапана, который с увеличенным давлением открытия предотвращает прорыв грязного масла в двигатель при холодном пуске и при резком наборе оборотов, и противодренажного клапана с улучшенными характеристиками, который защищает двигатель от масляного голодания при пуске, исключая стекание масла в картер.
Исследуемая инновационная компания, как было указано выше, также производит смазки. В качестве смазок представлены такие смазки, как «НОРДИКС Литол», «НОРДИКС Графитная смазка» и «НОРДИКС ШРУС 4». Все виды смазок продаются в эксклюзивной удобной для использования таре в фасовке 200 г, 450 г, 800 г и 35 кг.
Имеется в анализируемой организации и широкий ассортимент специальной автокосметики. Например, в линейке компании появилась автокосметика в виде трех разных автошампуней в фасовке 500 мл. Автошампунь «НОРДИКС Сосновый бор» - концентрированный автошампунь с запахом лесной свежести, обладающий антикоррозионными свойствами. Автошампунь «НОРДИКС Букет цветов» - концентрированный автошампунь с силиконом, благодаря которому он обладает повышенными водоотталкивающими, антистатическими и антикоррозионными свойствами, возвращает первоначальный блеск, совместим с любыми видами лакокрасочного покрытия, не повреждает полировку. Автошампунь «НОРДИКС Морской бриз» - концентрированный автошампунь с натуральным воском карнаубы, который способствует великолепному полирующему эффекту любых типов лакокрасочных покрытий, а также обладает водоотталкивающими, антистатическими и антикоррозионными свойствами.
Исследуемая организация также производит и продает тормозную жидкость. Проанализировав рынок автопродукции, изучаемая компания совместно
с ОАО «Сибур-Нефтехим» разработали следующий инновационный продукт -тормозная жидкость «НОРДИКС Капрос-ДОТ». Это синтетическая высокотемпературная тормозная жидкость, предназначенная для использования во всех тормозных системах и гидроприводах легковых и грузовых автомобилей российских и зарубежных марок, которая превышает требования международных стандартов FWVSS № 16 и SAE Л703 по классу DOT-4. Она совместима с отечественными и импортными тормозными жидкостями классов DOT-4 и DOT-3 на гликолевой основе. Тормозная жидкость «НОРДИКС Капрос-ДОТ» выпускается в эксклюзивной таре с повышенным уровнем защиты от подделок в фасовках 330 мл и 1 л.
Анализируемая компания активна и на рынке обычных и инновационных стеклоочистителей. Например, в апреле 2016 года брэнд исследуемой организации пополнился еще одним новым продуктом из раздела автоаксессуары - это щетки стеклоочистителя высокого качества с графитовым напылением, специальным профилем в эксклюзивной упаковке, 5 размеров: 13", 15", 16", 20" и 21". Резиновая лента щеток изготовлена из высококачественного композитного материала на основе натурального каучука и других неорганических веществ с добавлением графита.
В июне 2016 года на прилавках магазинов появился еще один инновационный продукт от исследуемой компании - «НОРДИКС Пятиминутка» — это новейшее высокоэффективное промывочное средство для масляной системы, которое применяется для удаления нагара продуктов окисления и других загрязнений из цилиндро-поршневой группы и каналов масляной системы бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания. Промывочное средство представлено в двух видах фасовки 330 мл и 1 л.
Благодаря реализации инвестиционной программы по расширению линейки инновационных продуктов вышел в продажу «НОРДИКС Преобразователь ржавчины с цинком» в фасовке 500 мл - это высокоэффективное средство для обезжиривания, удаления ржавчины и защиты от коррозии металлических поверхностей, которое, вступая в реакцию с продуктами ржавчины, модифицирует их и образует защитный слой. Поверхность покрытия позволяет нанести любую органическую краску. Одновременно с преобразователем ржавчины в разделе автохимии появляются еще два продукта в фасовке аэрозольным баллоном объемом 650 мл - это «НОРДИКС Очиститель карбюратора» и «НОРДИКС Мовиль».
В результате реализации указанных стратегий финансовая прибыль исследуемой инновационной компании по итогам 2017 года составила около 20 млн. руб.
Рисунок 1. Динамика отгрузки и оплаты за 2017 год, тыс. руб.
Наибольший отрицательный баланс между суммой отгрузки и оплаты был допущен в 1 квартале, что связано с ростом дебиторской задолженности в этот период. Проведенная оценка результатов выполнения стратегии [5] показала возможности укрепления позиций лидера на российском рынке (см. рис.
2).
Пр одуктов ая политика
Производство и инновации
Рисунок 2. «Звезда проблем» исследуемого инновационного предприятия после выполнения инвестиционной программы
Итак, для инновационного предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а также планирование процесса её реализации. Но единой для всех инновационных предприятий стратегии не существует. Поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации [6].
Список использованных источников и литературы :
1. Виханский О.И. Стратегическое управление. - М., 2000.
2. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: учебное пособие. - М.: Информ-центр «Маркетинг», 2010.
3. Решетов К.Ю. Стратегические альтернативы повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий // Бизнес в законе: Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 144-147.
4. Решетов К.Ю. Современные российские предпринимательские структуры и влияние их масштаба на характер конкурентной борьбы // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 3. С. 75-78.
5. Селезнев В.Н. Управление организацией в условиях кризисной неопределенности на основе технологий активизации человеческого капитала: научная монография. - М.: ООО «НИКПЦ Восход-А» , 2013.
6. Селезнев В.Н. Модели компетенций успешной управленческой деятельности руководителей. - М.: Национальный институт бизнеса, 2014.
7. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Dzhurabaeva G. K., Dzhurabaev K.T. etc. Improving the innovative strategy of interaction of large industrial enterprises and small entrepreneurship in the agro-industrial sector // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Vol. 12(1). P. 159-167.
8. Решетов К.Ю. Принципы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на макро-, мезо- и микроуровнях // Бизнес в законе: Экономико-юридический журнал. 2012. № 6. С. 213-216.
9. Романова Ю.А., Павлова И.В., Погодина Т.В. и др. Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности в условиях инновационного подъема: Коллективная монография. - М.: Научный консультант, 2018.
10. Селезнев В.Н. Менеджмент. - М.: Национальный институт бизнеса,
2013.
11. Решетов К.Ю. Уровни формирования концепции экономической политики обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 3. С. 79-84.
12. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., LeontWa L.S., Sidorenko V.N. etc. Business Model Canvas as a Basis for the Competitive Advantage of Enterprise structures in the Industrial Agriculture // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Vol. 12(1). P. 887-894.
13. Решетов К.Ю. Бухгалтерский финансовый учет. - М., 2013.
14. Селезнев В.Н. Теория менеджмента. - М.: Национальный институт бизнеса, 2013.
15. Веселовский М.Я., Федотов А.В., Вилисов В.Я. и др. Формирование конкурентных преимуществ российских предприятий в условиях экономической нестабильности: Коллективная монография / Под ред. М.Я Веселовского, И.В. Кировой. - М.: Научный консультант, 2017.
16. Решетов К.Ю. Предпринимательские структуры и конкуренция: к постановке проблемы // Бизнес в законе: Экономико-юридический журнал. 2012. № 3. С. 183-187.
17. Дудин М.Н., Лясников Н.В. и др. Использование методов анализа и оценки рисков в обеспечении устойчивого развития промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 37-45.
18. Селезнев В.Н. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов. -М.: Национальный институт бизнеса, 2008.
19. Кириков О.И., Емельянов С.Г., Копылов В.И. и др. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение / под общ. ред. О. И. Кирикова. Воронеж, 2004. Том Книга 8.
20. Решетов К.Ю. Аудит. - М., 2013.
21. Морозюк Ю.В., Гнездова Ю.В., Костин А.А. и др. Повышение инновационной активности промышленных предприятий: Коллективная монография. - М.: Научный консультант, 2018.
22. Селезнев В.Н. Управление организацией в условиях кризисной неопределенности на основе технологий активизации человеческого капитала. -М., 2013.
23. Решетов К.Ю. Налоговое право. - М., 2013.
24. Пирогов Н.Л., Федорчукова С.Г. Основы предпринимательства. - М., 2007. Часть 1.
25. Дудин М.Н., Лясников Н.В. и др. Экономико-математическое моделирование процессов разработки и принятия управленческих решений на предприятиях и в предпринимательских структурах // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2(55). С. 924-930.
26. Решетов К.Ю. Бухгалтерский учет и анализ. - М., 2013.
27. Селезнев В.Н. Организационная культура как модель управленческих изменений в организации на основе качеств ее руководителя // Вестник национального института бизнеса. 2016. № 24. С. 136-155.
28. Пирогов Н.Л., Рязанов А.А. Трудовая мотивация в современных условиях: теория и практика // Вестник национального института бизнеса. 2015. № 22. С. 46-52.
29. Dudin M.N., Mysachenko V.I., Mironova N.N. etc. Green technology and renewable energy in the system of the steel industry in Europe // International Journal of Energy Economics and Policy. 2017. Т. 7. № 2. С. 310-315.
30. Решетов К.Ю. Налоговое планирование. - М., 2015.
31. Жеребцов В.И., Шматова Н.И., Бобрышев А.Д., Царегородцев Ю.Н. и др. Инновационный янтарный кластер - прогрессивная форма организации бизнеса: Коллективная монография. - М., 2018.
32. Смирнов Э.А., Селезнев В.Н. Управленческие решения: учебник для студентов вузов. - М.: Национальный институт бизнеса, 2008.
33. Решетов К.Ю. Учет и анализ. - М., 2013.
34. Фомина В.П., Пирогов Н.Л., Попова Е.Н. Экономическая теория. - М.,
2001.
35. Мысаченко В.И., Тимофеев М.И., Жеребцов В.И., Комаров В.Ю. и др. О причинах низкой предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 491-494.
36. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сенин А.С., Сепиашвили Е.Н. и др. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для бакалавров и магистров. - М., 2015.
37. Решетов К.Ю. Роль кластерного подхода в обеспечении конкурентоспособности отечественных инновационных предпринимательских структур в условиях ВТО // Креативная экономика. - 2014. № 12. С. 13-22.
38. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Smimova O.O., Vysotskaya N.V. etc. Economic profit as indicator of food retailing enterprises performance // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 468-479.
Селезнёв В.Н.1 Шматова Н.И.2
ИНТЕГРАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ПРОЦЕСС ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЕЁ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
В структурном аспекте организации делятся на подразделения по видам специализации, Подобная специализация в рамках организационной структуры резко увеличивает потенциальную эффективность организации. Чтобы реализовать такой потенциал, руководству организации необходимо ввести в организационную структуру механизм интеграции всех этих подразделений и задействовать его возможности.
Интеграция в управлении организацией есть процесс достижения единства усилий всех подсистем (подразделений) организации для эффективной реализации ее задач и целей. Назначение интеграции состоит в том, чтобы процессы сбора, обработки и поиска информации, необходимой для разных звеньев управления использовались менеджментом рационально, то есть с наименьшими потерями3.
Для того чтобы в какой-либо степени интегрировать организацию, руководство должно постоянно иметь в виду общие цели организации и столь же постоянно напоминать всем сотрудникам о необходимости концентрировать свои усилия именно на общих целях, а также обеспечить в разумной мере централизо-ванность организации в целом или по подразделениям. Поэтому на практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций4.
Понять, насколько данная организация централизованна и насколько в ней эффективны интеграционные процессы можно лишь определив ее некоторые характеристики.
1 Селезнёв Владимир Николаевич, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор АНО ВО «Национальный институт бизнеса».
2 Шматова Наталья Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета экономики, управления и праваАНО ВО «Национальный институт бизнеса».
3 Мескон М.К., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Под ред. Л.И. Евенко/Пер с англ. - М.: Дело, 2002,с.187-189.
4Иванов А.П. Менеджмент. Учебник.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002 г,с.104-107.