неса. Предотвратить массовую безработицу, а значит избежать обнищания населения, могут только государственные власти. Их задача заранее подготовить людей к грядущим переменам, стимулировать предпринимателей создавать новые рабочие места и обучать персонал технически сложным профессиям.
Список использованных источников:
1. Ефремова Ю.Е. Роль человеческого капитала в социально-экономической модернизации российской экономики / Международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Т.2 - М.: Московский гуманитарный университет, 2016.
2. Экономисты еще раз подсчитали, сколько людей заменят роботы. Русская служба Би-би-си, 3 апреля 2018г. // bbc.com/russian/topics.
3. Царегородцев Ю. Н., Башина О. Э., Ефремова Ю. Е. Развитие человеческого потенциала организаций: учебное пособие. — М.: Московский гуманитарный университет, 2012.
Жукова Н.Н.1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
Аннотация. В связи со сложившейся политико-экономической ситуацией в стране требуется особое внимание развитию импортозамещения. Однако, трудности, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в части обновления основных фондов, требуют вмешательства на государственном уровне. Данная статья посвящена вопросам развития лизинга, как эффективного средства финансирования инвестиций в основной капитал, а также такому механизму государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в области лизинга, как субсидирование лизинга Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Ключевые слова: лизинг, договор лизинга, промышленность, промышленное самообеспечение, инвестиции, инвестиционная деятельности, импорто-замещение, основные фонды, государственная субсидия, программа льготного лизинга.
Характерной чертой современной экономики любой страны является ее зависимость от внешнего рынка. В связи с этим национальная экономика столкнулась с рядом трудностей, связанных с применением ограничительных политических и экономических мер со стороны США, стран Евросоюза и некоторых других стран.
1 Жукова Наталья Николаевна — студентка первого курса магистратуры, направление «Экономика», АНО ВО «Московский гуманитарный университет».
На сегодняшний день устойчивого экономического развития страны можно добиться, в первую очередь, увеличив уровень промышленного самообеспечения. Так в целях повышения экономической и национальной безопасности страны в России с 2014 года начала осуществляться политика импортозамеще-ния.
Данная политика включает в себя два направления, зачастую применяемых совместно:
1. Введение импортных протекционистских барьеров для снижения конкуренции с иностранными поставщиками и создания благоприятной среды для развития отечественных производителей.
2. Применение прямых и косвенных субсидий для отраслей национального производства с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
В рамках политики импортозамещения проводится повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке, рост емкости рынка, более легкий доступ отечественных предприятий на рынок и рост их конкурентных позиций.
Но в настоящее время отечественные организации сталкиваются с рядом проблем, главной из которых является изношенность основных фондов и наличие морально устаревшего оборудования, в результате чего они не могут производить конкурентоспособную продукцию. Переоснащение предприятий новым высокотехнологичным оборудованием и техникой требует привлечения инвестиционных ресурсов, т.к. финансирование основных фондов не всегда предоставляется возможным только за счет прибыли компании.
Так, основным источником финансирования инвестиций в основной капитал продолжают оставаться привлеченные средства. Регулятором отношений в сфере инвестиционной деятельности выступает государство, которое одновременно совмещает в себе функции инвестора, заказчика, подрядчика и иных субъектов инвестиционного процесса. Государственное финансирование предусматривает непосредственное выделение соответствующих денежных средств хозяйствующим субъектам.
Рассмотрим структуру инвестиций в основной капитал по видам основных фондов, приведенную на рисунке 1.
Из этого рисунка видно, что в структуре инвестиций в основной капитал преобладает доля зданий (кроме жилых) и сооружений (более 40%), которые имеют более долгий срок окупаемости, что оказывает влияние на совокупную эффективность инвестиций в стране. Также прослеживается негативная тенденция к снижению доли машин, оборудования и транспортных средств за период 2014-2018 гг., доля которых снизилась с 36,3% до 34,6%. Инвестиции в машины и оборудование играют существенную роль в повышении производительности труда, и их спад в среднесрочной перспективе будет усиливать дефицит технологий в экономке страны.
20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
12,7%
13,6%
14,7%
14,5% 15,6%
40,8% 43,7% 44,7% 43,8% 43,3%
36,3% 31,5 31,5% 33,7% 34,6%
8,4% 9,2% 9,1% 8,9% 9,4%
Жилища
Здания (кроме жилых) и сооружения
Машины, оборудование, транспортные средства
Прочие
млрд.руб. 2014
2015
2016
2017
2018
Рис. 1. Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов
за период 2014-2018 гг., млрд. руб., %.
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks. ru
На сегодняшний день наиболее прогрессивным способом финансирования предпринимательской деятельности является лизинг (финансовая аренда). Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг определяется как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [1].
Договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем [1].
При заключении договора лизинга лизингополучателю дается возможность использовать дорогостоящую технику без больших начальных капиталовложений, а также возможность оплатить аренду по мере получения прибыли от эксплуатации арендованного оборудования, техники или машины, а Лизингополучатель в свою очередь расширяет сбыт при относительном снижении риска потерь от неплатежеспособности Лизингополучателя.
Также лизинг устраняет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит такому предприятию кредит.
Однако, у небольших компаний зачастую не хватает средств даже на относительно небольшие капиталовложения, да и стабильно развивающиеся компании не всегда могут позволить себе дорогостоящую технику.
Поэтому в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 518 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций...» [2] Министерством промышленности и торговли Российской Федерации реализуется программа льготного лизинга.
В рамках поддержки отечественных предпринимателей и российского машиностроения Министерством промышленности и торговли реализуются программы льготного лизинга специализированной техники: программы льготного лизинга на грузовой автотранспорт, дорожно-строительную и коммунальную технику, а также программы «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело».
Согласно условиям данных программ Министерством промышленности и торговли компенсируются выпадающие доходы лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателям скидок в размере от 10 до 12,5% цены техники по уплате авансового платежа. По классической программе субсидируется 10% от стоимости предмета лизинга, но не более 500 тыс. руб. на один предмет лизинга. По программам «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело», направленным на поддержку отечественного автопрома, сельскохозяйственных производителей, а также малого и среднего бизнеса, субсидия составляет 12,5%, но не более 625 тыс. руб. на один предмет лизинга.
На сегодняшний день программы реализуются более чем 90 лизинговыми компаниями. С 2017 года в рамках программы на льготных условиях было реализовано более 9 тыс. единиц российской техники. В 2018 году программы были продлены до 2020 года.
Программа субсидирования лизинга позволяет стимулировать спрос на продукцию отечественного производства за счет снижения ее стоимости для конечного потребителя. Также позволяет обеспечить за счет увеличения объема реализации финансирование производства продукции и повышает доступность производимой продукции более широкому кругу потребителей. На сегодняшний день 70% коммерческой техники покупается в лизинг с помощью госпрограммы.
Таким образом, программа субсидирования льготного лизинга специализированной техники стимулирует рост спроса на российском рынке, позволяет существенно увеличить загрузку российских предприятий, нарастить объемы производства. В связи с этим достигается мультипликативный эффект - в бюджет страны поступают дополнительные доходы не только от деятельности лизинговых компаний-получателей субсидии, но и за счет увеличившихся налоговых поступлений от машиностроителей.
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 №164-ФЗ // Сборник законодательства Российской Федерации. 02.11.1998. №2 44. Ст. 5394.
2. Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю
скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники» от 03.05.2017 № 518 // Сборник законодательства Российской Федерации. 03.05.2017. № 20. Ст. 2907.
3. Русавская О.В. Развитие лизинга в России: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 11.
4. Решетов К.Ю. Стратегические альтернативы повышения конкурентоспособности отечественных малых инновационных предприятий // Бизнес в законе: Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 144-147.
5. Лясников Н.В., Пирогов Н.Л. Инновационный подход к экономическому развитию производственно-промышленных предприятий // Экономика и социум: современные модели развития. 2016. № 12. С. 5-14.
6. Подколзина И.М., Павлюк А.В. Финансовая ситуация в России: прогнозы и перспективы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 1. С. 189-193.
7. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сенин А.С., Сепиашвили Е.Н. и др. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для бакалавров и магистров. — М., 2015.
8. Reshetov K.Yu., Khoroshavina N.S., Mysachenko V.I., Komarov V.Yu., Timofeev M.I. State policy in the area of implementation of innovations in industrial production // The Journal of Social Sciences Research. 2018. № S3. P. 271-276.
9. Пирогов Н.Л. К вопросу философии инноваций // Микроэкономика. 2016. № 4. С. 69-76.
10. Agarkova L., Gurnovich T., Shmatko S., Podkolzina I., Filonich V. Priority directions of development of innovation education cluster in the regional agro-industrial complex // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 2. С. 718-727.
11. Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г. и др. Совершенствование развития инновационных фармацевтических предприятий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71). С. 315-319.
12. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И. Конкурентоспособность в среде инновационного предпринимательства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 3(23). С. 95-102.
13. Морозюк Ю.В., Гнездова Ю.В., Костин А.А. и др. Повышение инновационной активности промышленных предприятий: Коллективная монография. — М., 2018.
14. Агаркова Л.В., Шматко С.Г., Подколзина И.М. Финансовая безопасность страхового рынка России // экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63). С. 913-917.
15. Решетов К.Ю. Инновационные модели технологического развития предпринимательских структур и их применимость к условиям современной России // Бизнес в законе: Экономико-юридический журнал. 2012. № 6. С. 202-205.
16. Николаев И.А., Жидков Д.В., Пирогов Н.Л., Фомина А.В. Радиоэлектронная отрасль как зеркало инновационного потенциала России // Вопросы радиоэлектроники. 2015. № 7 (7). С. 288-296.
17. Подколзина И.М. Основные направления финансовой безопасности в сфере страхования // В сборнике «Социальные, гуманитарно-экономические и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире». Ставрополь. 2015. С. 44-49.
18. Решетов К.Ю. Роль инновационных кластеров при обеспечении конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур в условиях ВТО // Российское предпринимательство. 2014. № 20(266). С. 117-123.
19. Дудин М.Н. и др. Оценка эффективности и особенности реализации механизма финансирования государственных закупок в условиях перехода на контрактную систему обеспечения государственного заказа // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66-2). С. 195-200.
20. Романова Ю.А., Павлова И.В., Погодина Т.В. и др. Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности в условиях инновационного подъема: Коллективная монография. — М., 2018.
21. Решетов К.Ю. Развитие методологии обеспечения конкурентоспособности инновационного предпринимательства. — М., 2015.
22. Пирогов Н.Л., Жеребцов В.И., Шматова Н.И., Бобрышев А.Д., Царегород-цев Ю.Н. и др. Инновационный янтарный кластер — прогрессивная форма организации бизнеса: Коллективная монография. — М., 2018.
23. Подколзина И.М., Шматко С.Г. Перспективы развития онлайн страхования в России // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7 (36). С. 568-571.
24. Решетов К.Ю. Налоговое право. — М., 2013.
25. Шматко С.Г., Подколзина И.М., Гладилин А.А. Пути повышения инвестиционной активности российских страховщиков // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2 (53). С. 857-860.
26. Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Smirnova O.O., Vysotskaya N.V. etc. Economic profit as indicator of food retailing enterprises performance // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. P. 468-479.
27. Решетов К.Ю. Аудит. — М., 2013.
28. Kaldiyarov D.A., Dudin M.N., Bashilov B.I., Noskov I.Y. etc. Developing vehicles for collective investment in real estate in the Russian Federation // Journal of Real Estate Literature. 2018. № 26. P. 313-329.
29. Мысаченко В.И., Николаев Д.В. Теоретические подходы к бизнес-планированию //Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3 (65-3). С. 80-82.
30. Решетов К.Ю. Роль кластерного подхода в обеспечении конкурентоспособности отечественных инновационных предпринимательских структур в условиях ВТО // Креативная экономика. 2014. № 12. С. 13-22.
31. Мысаченко В.И., Тимофеев М.И., Жеребцов В.И. и др. О причинах низкой предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 491-494.
32. Официальный сайт Аналитического центра «Эксперт». URL: http://www.acexpert.ru.
33. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли. URL: http://minpromtorg.gov.ru.
34. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
Ипполитов Л.М.1
ПОСТМАРКСИСТСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО (к 100-летию со дня смерти ученого)
Аннотация. В статье рассматривается эволюция экономических взглядов М.И. Туган-Барановского в постмарксистский период, представляющая собой попытку создания нового экономического учения, в котором синтезированы последние достижения основных направлений экономической науки конца ХIX -начала ХХ века.
Ключевые слова: М.И. Туган-Барановский, экономическая теория, история экономических учений, институционализм, социальная теория распределения.
В нынешнем году исполняется 100 лет со дня смерти выдающегося русского экономиста М.И. Туган-Барановского (1865-1919). Для его мировоззрения и творчества был характерен широкий социальный подход к анализу эволюции общества и экономики, междисциплинарные исследования на стыке экономической теории с другими социальными науками. Подобно П.Б. Струве и С.Н. Булгакову, Туган-Барановский начинал свою деятельность как один из ведущих теоретиков «критического марксизма». На рубеже XIX-XX вв. происходит эволюция его мировоззрения в сторону кантианской философии, а в политической экономии он стремится создать собственную теоретическую систему на базе синтеза достижений различных школ и направлений этой науки: марксизма, исторической школы, элементов маржиналистской теории. Несмотря на известный эклектизм учения Туган-Барановского, ряд его концепций можно отнести к институционалистскому направлению экономической науки.
Постмарксистские философские взгляды Туган-Барановского были ориентированы на философию Канта, главным образом на этическое учение, приверженцем которого он был и которое творчески развивал. В области социальной философии важнейшей темой творчества ученого была разработка собственной версии теории этического социализма, основанной на положении этики Канта о человеческой личности как верховной цели в себе и о равенстве всех людей как ее носителей. Этический подход, применение этических критериев при описании экономических процессов и явлений роднит Туган-Баранов-
1 Ипполитов Леонид Михайлович — доцент АНО ВО «Московский гуманитарный университет», к.э.н., доцент.