Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕГИОНАХ'

РАЗРАБОТКА КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ / РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ВЕСОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вековцева Татьяна Александровна, Татарникова Анна Алексеевна

В статье рассмотрены вопросы специфики продвижения промышленных предприятий на региональном рынке. Изучены и предложены особенности выбора инструментов и стратегии продвижения весового оборудования с целью совершенствования деятельности промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A COMMUNICATION STRATEGY FOR PROMOTING AN INDUSTRIAL ENTERPRISE IN REGIONS

The article discusses the specific features of the promotion of industrial enterprises on the regional market. The authors consider the choice of tools and strategies for promoting weighing equipment aimed at improving the activities of an industrial enterprise.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕГИОНАХ»

УДК 659.4 ББК 65.291.3 ГРНТИ 19.01.11 ВАК 10.01.10

Т.А. Вековцева, А.А. Татарникова Челябинск, Россия

Разработка коммуникативной стратегии продвижения промышленного

предприятия в регионах

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы специфики продвижения промышленных предприятий на региональном рынке. Изучены и предложены особенности выбора инструментов и стратегии продвижения весового оборудования с целью совершенствования деятельности промышленного предприятия.

Ключевые слова. Стратегия продвижения, реклама и связи с общественностью промышленного предприятия, продвижение на рынке весового оборудования.

Development of a communication strategy for promoting an industrial

enterprise in regions

Annotation. The article discusses the specific features of the promotion of industrial enterprises on the regional market. The authors consider the choice of tools and strategies for promoting weighing equipment aimed at improving the activities of an industrial enterprise.

Keywords. Promotion strategy, advertising and public relations of an industrial enterprise, market promotion of weighing equipment

Введение

Промышленный рынок - это рынок В2В, сфера деятельности которого связана с покупателями и продавцами, являющимися юридическими лицами (организации, предприятия и учреждения). На процесс принятия решения о покупке различных товаров в рамках В2В влияет совокупность факторов, основным из которых является репутация компании-поставщика [Ромат, 2010: 118]. Особенностями промышленного рынка исследователи называют: производный вторичный спрос (малоэластичный по цене и чувствительный к изменениям внешней среды), покупателей (их ограниченное количество и сложная система производственных и непроизводственных связей) и товар (товары часто имеют широкий спектр применения) [Продвижение товаров и услуг на промышленном рынке, 2019].

Продвижение на промышленном рынке является сегодня активно развивающимся сегментом. Особое влияние на формирование узнаваемости и качество продвижения оказывают такие инструменты продвижения как реклама и РК Современному промышленному предприятию необходимо сначала придумать свой собственный фирменный стиль, чтобы создать яркость и запоминаемость, так как на данный момент нет ни одного из элементов системы корпоративной идентификации. Фирменный стиль должен хорошо запоминаться и откладываться в головах потребителей, ведь именно он - единство постоянных визуальных и текстовых элементов, идентифицирующих принадлежность к конкретной фирме и отличающих ее от конкурентов. Репутация промышленного предприятия, как любой компании на рынке, формируется, исходя из устойчивости финансового положения фирмы, истории и стратегии ее развития, качества предоставляемых ею услуг и работ и их стоимости. Именно поэтому так важно правильно определить ключевую идею позиционирования при продвижении, чтобы в сознании потребителей закрепился положительный образ компании, ее продукции и услуг [Семенов,2001: 56]

Постановка проблемы

Анализ рынка весового оборудования в России, в целом, и в Челябинске, в частности, показал:

1. На рынке весового оборудования прослеживаются некоторые проблемы. В частности, сегодня в России рынок весового оборудования довольно развит. Количество производителей с каждым годом возрастает, а значит, растет и количество поставщиков. Основные тенденции по снижению издержек сводятся либо к разработке новых моделей с использованием более дешевых комплектующих, либо к переносу производств в страны с более дешевой рабочей силой. Все весовое оборудование, производимое и реализуемое компаниями должно проходить поверку. Все компании, реализующие весы и весовое оборудование должны иметь все необходимые лицензии.

2. Важным фактором продвижения на рынке В2В также является создание имиджа торговой марки, выраженного через фирменный стиль, коммуникативную стратегию, которая будет запоминаться потенциальными потребителями.

Филипп Котлер определял продвижение, как деятельность, включающую в себя все виды деятельности, которые компания обязуется связывать при продвижении своей продукции на целевом рынке, а также стимулирование сферы торговли, торгового персонала, потребителей [Котлер, 2008: 268].

По словам таких исследователей рекламы, как Котлер, Ромат, Дж.Р. Росситер, Л. Перси и др., маркетинг - это комплекс маркетинговых инструментов, методов и стратегий, связанных с продвижением продукта или услуги. Комплекс продвижения включает в себя инструменты рекламы и PR, для формирования и транслирования положительного образа товара или услуги потребителям. Исходя из концепции маркетинг-микса - 4P, к основным элементам маркетинга относятся стоимость, продукт, место продажи и продвижение. Продвижение весового оборудования на промышленном региональном рынке предполагает комплекс маркетинговых

мероприятий, нацеленных на повышение привлекательности компании для покупателей, и выражается в росте числа покупок, объема продаж. Мероприятия по продвижению, направленные на выход к уровню безубыточности и увеличению прибыли в дальнейшем, включают в себя такие средства продвижения, как реклама, РЯ - инструменты и элементы брендинга.

Для разработки стратегии рекламной кампании необходимо выявить ключевые факторы успеха в промышленной отрасли и источники конкурентного преимущества, а затем определиться с формулировкой позиционирования. Эти аспекты являются стержнем всех рекламных сообщений и позволяют определить базовую идею, на которой строится вся рекламная кампания [Горячев, 2010].

Методики исследования

Для разработки рекламной стратегии современного предприятия был использован ряд методов и концепций, среди которых наиболее значимыми явились: концепция маркетинг-микса, анализ макросреды, анализ внутренней среды, Б^ОТ-анализ, матрица И. Ансоффа и концепция трехуровневого позиционирования Росситера-Перси.

Результаты исследования

Проведенный анализ внутренней и внешней среды, а также анализ маркетинговой деятельности предприятия показал, что на данный момент при продвижении компании «ТД «Весы» осуществляются:

1) Директ-маркетинг. Все покупатели, которые делали заявку на заказ через официальный сайт, после оформления заявки автоматически подписываются на рассылку новостей и эксклюзивных акций компании по электронной почте. Также есть возможность оформить подписку, не делая заказ, а заполнив короткую форму на сайте.

2) Реклама. В ходе своей деятельности компания периодически использует несколько каналов распространения рекламы: пресса (еженедельная газета «Из рук в руки»), интернет (тематические

региональные группы в социальных сетях) и телефонная справка «247-1010».

3) Стимулирование сбыта. Компания «ТД «Весы» делает скидки для своих постоянных покупателей, предлагает гибкость сроков выполнения договора, которые обсуждаются индивидуально.

4) Консультирование в местах продаж. Весовое оборудование -это технически сложный товар и помощь консультантов при выборе наиболее подходящей модели является неотъемлемым условием успешной работы компании.

5) Личные продажи. Компания постоянно занимается увеличением клиентской базы и находит подход к каждому клиенту в ходе телефонных или личных переговоров в офисе, - находится лучший вариант, который подходит клиенту, ставятся сроки поставки или ремонта оборудования, условия оплаты.

Исходя из вышеперечисленного, можно выявить достоинства и недостатки продвижения ООО «ТД «Весы» и выявить рекомендации по более эффективному продвижению компании. Так, достоинствами являются:

1. Активное осуществление рекламы в прессе и в телефонном справочнике;

2. Наличие разнообразных скидок для постоянных покупателей;

3. Наличие официального сайта с обратной связью в виде онлайн-консультанта.

Недостатками продвижения компании «ТД «Весы» являются следующие факторы:

1. Довольно редкое осуществление рекламы в интернете, отсутствие рекламы на телевидении и радио;

2. Отсутствие участия в различных мероприятиях;

3. Фирменный стиль компании отсутствует.

После анализа внутренней и внешней среды, плюсов и минусов компании, угроз и возможностей, можно обозначить через матрицу Ансоффа конкретную маркетинговую стратегию для компании «ТД «Весы».

Стратегия маркетинговых коммуникаций - это комплекс принципов, с помощью которых предприятие формирует цели маркетинга и организует реализацию этих целей на рынке [Блэк С., 1999: 105]. Данная стратегия служит для увеличения объема продаж, узнаваемости организации, увеличения прибыли, лидерства в своем сегменте [Ромат, 2010: 122]. Исходя из данной матрицы, была выбрана стратегия проникновения на рынок (существующий товар - существующий рынок). Это естественная стратегия для большинства компаний, стремящихся увеличить долю существующих товаров на существующем рынке. Расширение проникновения на рынок - это наиболее очевидная стратегия, ее обычное практическое выражение - стремление увеличить продажи. Основными инструментами стратегии могут быть: формирование устойчивого и положительного имиджа за счет инструментов PR - продвижения, привлечение новых клиентов за счет рекламы. Источниками роста продаж также могут быть: увеличение частоты использования товара (например, за счет программ лояльности), увеличение количества использования товара [Гермогенова, 1999: 98].

В результате анализа целевой аудитории «ТД «Весы» был выделен основной сегмент, на который предприятие может воздействовать: крупные и средние компании, находящиеся как в Челябинской области, так и по всей России. Особенность данных компаний: работа на промышленном рынке, где требуется постоянное использование весоизмерительных приборов. Они ценят качество, их выбор часто определяется отзывами о компании, а также своим личным опытом сотрудничества.

Позиционирование компании можно определить по концепции трехуровневого позиционирования Росситера-Перси [Семенов,2001: 111].

Данная концепция может быть определена формулой: «Продукт X предлагает людям Y помощь Ъ», где X наименование торговой марки, Y -целевая аудитория, Ъ - выгоды марки. [Сендидж, 2002: 201]. Рассматривая позиционирование ООО «ТД «Весы», можно определить следующее:

X - ООО «ТД «Весы» - компания, занимающаяся продажей и ремонтом весового оборудования в г. Челябинске.

У - сегмент целевой аудитории, ориентированной на крупные и средние компании, которые покупают продукцию для дальнейшего использования в больших объемах для целей своей организации.

Ъ - «ТД «Весы» помогает покупателям выбрать и приобрести качественное оборудование по низкой стоимости, что делает покупку выгодной.

В конечном виде, концепция позиционирования Росситера-Перси звучит так: «ТД «Весы» - компания, которая занимается продажей и ремонтом весового оборудования в г. Челябинске и ориентирована на крупные и средние компании, покупающие продукцию в больших объемах по низкой, выгодной стоимости, с высоким качеством (рисунок 1).

Рисунок 1. Позиционирование ООО «ТД «Весы» Компания «ТД «Весы» функционирует на рынке В2В. Поэтому в отличие от рынка В2С, направленного на конечного потребителя, данный рынок направлен на другую аудиторию. Основными потребителями весового оборудования являются другие предприятия, использующие эту продукцию для работы компании. Это могут быть компании, связанные с

132

промышленностью, продажами, автомобильными услугами. Покупателями продукции «ТД «Весы» - весового оборудования - будут являться лица, занимающие определенные высокие должности в данных компаниях или организациях. Это мужчины и женщины, работники и руководители отделов закупок, бизнесмены, предприниматели, работающие в области промышленности, продаж или автомобильных услуг, проживающие на территории Челябинска. Это люди со средним или высоким уровнем доходов, представляющие небольшие или средние организации, - активные, энергичные, занятые, дорожащие своим временем.

Коммуникативная стратегия - это стратегия выстраивания коммуникаций с потребителем, за счет определенных коммуникативных каналов и сообщений.

Главными целями коммуникационной стратегии для ООО «ТД «Весы» являются:

• повышение количества посетителей на 5%;

• убеждение целевой аудитории в правильности выбора за счет создание позитивного имиджа организации;

• донесение информации и информирование потребителей об основных направлениях деятельности компании.

Коммуникативная стратегия продвижения ООО «ТД «Весы» на региональном рынке включает в себя инструменты PR и рекламные средства (печатная и интернет-реклама, теле и радиореклама). Исходя их концепции трехуровневого позиционирования Росситера-Перси формирование имиджа для ООО «ТД «Весы» является приоритетным и важнейшим инструментом формирования коммуникативной стратегии. Поскольку целевая аудитория компании - это руководящие лица, принимающие решение о покупке на рынке В2В, то особое внимание в коммуникационной стратегии уделено средствам PR-коммуникаций, таким как создание положительного образа за счет фирменного стиля и его продвижение через рекламные носители. Фирменный стиль помогает организации бороться за покупателей и является

важным элементом брендинга. Фирменный стиль предполагает использование единого фирменного графического оформления, применение единой цветовой гаммы и визуальных образов [Эйри, 2011: 76]. Создав основные элементы фирменного стиля, компания может строить свою дальнейшую коммуникативную стратегию с помощью посланий и сообщений, оформленных в фирменном стиле через следующие каналы продвижения: интернет, печатная реклама, телевидение и радио. Рассмотрим и более подробно.

Большое количество компаний вкладывает значительную часть своего бюджета в формирование фирменного стиля, так как именно благодаря нему складывается положительное впечатление у потенциальных потребителей, происходит визуальное и смысловое олицетворение элементов фирменного стиля с самой организацией и, как следствие, большая узнаваемость и выделение компании среди многих других в глазах покупателей.

На текущий момент у данной компании нет никаких элементов визуальной коммуникации. Ее цель - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, высоким уровнем обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью [Симонова, 2000: 98]. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое компания производит на потребителя.

Исходя из этого, важным элементом коммуникативной стратегии является разработка фирменного стиля, а именно:

Логотипа;

Фирменного лозунга (слогана); Фирменного цвета (цветов); Фирменного комплекта шрифтов; Корпоративного героя [Герчикова, 2014: 342].

В своем фирменном стиле ближайшие конкуренты используют следующие цвета: «Веском» - голубой и белый, «Эталон Веспром» - синий, белый и красный, «РМС» - зеленый и черный.

Исходя из этого, следует создать такой фирменный стиль для ООО «ТД «Весы», который был бы уникален и имел собственные цвета, кардинально отличающиеся от ближайших конкурентов.

Главным элементом фирменного стиля является непосредственно логотип. Это графический символ, созданный для отдельной компании или продукта. Для данной компании было принято решение сделать логотип в старорусском стиле на фоне варяжского щита. На нем изображен купец Весемир, держащий в руках две чаши весов и тем самым изображающий из своего тела старые чашечные весы. Сверху и снизу идет название организации с шрифтом в том же старорусском стиле. Макет логотипа представлен в приложении Д.

Слоган - это фраза или небольшая группа слов, которые объединены особым образом для идентификации продукта или компании [Голъман, 1996: 99]. Фирменный слоган компании - Взвешенное решение для Вашего бизнеса. Это означает, что компания всегда идет навстречу своему клиенту, предоставляет только высококачественное оборудование, которое прослужит долгие годы, и в то же время будет стоить недорого. С каждым клиентом происходят личные переговоры, в ходе которых обсуждаются условия договора, сроки поставок, индивидуально подсчитывается стоимость и обсуждается последующее сотрудничество.

Корпоративные цвета - это цветовая схема, которую организация принимает в качестве ключевого визуального элемента своей фирменной идентичности [Голъман, 1996: 145]. Для ООО «ТД «Весы» были выбраны следующие фирменные цвета: белый, светло-оранжевый, бежевый, горчичный и красный (рисунок 2). Данные цвета близки по оттенкам и хорошо сочетаются между собой. Белый цвет действует на потребителей успокаивающе, несет в себе легкость и чистоту. Бежевый и светло-

оранжевый цвета, прежде всего, несут в себе консервативность и сдержанность, что очень выигрышно представляет логотип в целом. Горчичный - это приглушенный оттенок яркого желтого цвета, но также действует на потребителя позитивно и радостно, притягивает внимание. Красный цвет самый мощный из всей палитры цветов, он притягивает к себе и говорит об уверенности, открытом проявлении своих сил и возможностей. Именно это сочетание цветов помогает сбалансировать логотип и заявить о своих целях: действовать на покупателей успокаивающе, умиротворенно, но в то же время притягивать к себе внимание и говорить о своей уверенности.

Рисунок 2. Разработка логотипа для ООО «ТД«Весы» Корпоративные шрифты - это отличающие шрифты компании в соответствии с ее потребностями и имиджем [Божук, 1999: 111]. Фирменным шрифтом для ООО «ТД «Весы» был предложен ЬЫса, представленный в приложении Д. Данный шрифт был составлен на основе кириллицы, созданной во второй половине IX века братьями Кириллом и Мефодием по поручению императора Михаила III на основе греческого алфавита.

Фирменным героем был выбран купец Весемир, изображенный на логотипе компании, так как в старорусские времена именно купцы занимались в сфере торговли и имели непосредственный частый контакт с взвешиванием тех или иных товаров на весовом оборудовании. Он одет в

свою повседневную одежду - красный сюртук с поясом, красный картуз (разновидность головного убора) и черные сапоги.

Также для полноценного создания фирменного стиля были разработаны: визитка компании, а также фирменный бланк и конверт. Для потенциальных клиентов будут раздаваться листовки, где содержатся все сведения о компании, ее ассортимент (рисунок 3).

Рисунок 3. Макет листовки для ООО «ТД «Весы» У компании «ТД «Весы» имеется официальный сайт, но он не очень удобен и малоэффективен. Сайт не создает каких-либо индивидуальных ассоциаций с организацией, не выделяет компанию на фоне конкурентов, именно поэтому следует разработать новый вариант сайта, например, продающий одностраничник - landing page. На нем также будут размещаться интересные для потенциальных потребителей статьи о весовом оборудовании и смежных с ним областях (рисунок 4).

Рисунок 4. Главная страница нового дизайна сайта ООО «ТД«Весы»

Другим важным элементом присутствия компании в сети Интернет являются социальные сети. ООО «ТД «Весы» не имеет страниц ни в одной из популярных социальных сетей, поэтому для поддержания мгновенной обратной коммуникации с потенциальными и уже имеющимися потребителями следует создать и развивать официальные страницы в сетях «ВКонтакте» и «Instagram», так как именно там содержится ядро целевой аудитории компании - деловые люди, имеющие свой бизнес, в ходе развития которого им требуется наличие весового оборудования или его ремонт.

Для того, чтобы поддерживать связь с имеющимися клиентами компании, также необходимо проводить e-mail рассылку. В ней можно сообщать постоянным клиентам о каких-либо акциях, скидках, рассказывать о новостях в компании, а также поздравлять их с праздниками. У компании «ТД «Весы» сформировалась определенная постоянная база клиентов, с которой компания взаимодействует. Также e-mail покупателей будет получен в результате заполнения ими формы для заказа на разработанной целевой странице компании.

Целевая аудитория активно использует интернет для получения необходимой информации, общественно значимых новостей, в том числе о событиях, происходящих в городе. Реклама, размещенная в интернете, обладает рядом преимуществ: позволяет использовать графические образы в сообщении, обеспечивает относительно высокую избирательность за счет большого числа сайтов разнообразной тематики.

В связи с этим для продвижения «ТД «Весы» был выбран новостной портал chel.74.ru. Это ведущий новостной сайт г. Челябинска, где содержатся новости города, авторские статьи, форум, полезные советы, справочник организаций и консультации специалистов с уникальной аудиторией до 1000000 в месяц.

Телевидение является визуальным динамичным каналом со звуковым рядом. Так как планируется региональная рекламная кампания, следовательно, будет целесообразно использовать вставки региональной рекламы на федеральных телеканалах, таких как «31 канал» и «СТС». На данных телеканалах возможно участие генерального директора компании в качестве гостя в телепередачах «Это Челябинск» и «Городские новости. Челябинск в деталях» на тему тенденций развития рынка весового оборудования.

Реклама на радио обладает достаточно низкой стоимостью контакта с целевой аудиторией, но при этом обладает массовостью аудитории и широким распространением, так как реклама на радио может найти своего слушателя, как на улице, так и в помещении. Важно выбрать радиостанции, которые будут подходить по выбранной тематике канала и целевой аудитории.

Радиостанции, которые подходят для размещения радиоролика о весовом оборудовании ООО «ТД «Весы»: «Радио России Южный Урал» (региональная программа «Губерния»), «DFM» (программа «Новости»), «Business FM» (программа «От первого лица») и «Маяк» (программа «Новости часа»).

Выводы

В современном мире в борьбе за клиентов концепция программы продвижения - это своеобразный долгосрочный план, который необходимо составить с учетом сильных и слабых сторон конкурентов, существующего рынка и задач. При разработке плана программы продвижения промышленного предприятия идея должна быть четко прописана, чтобы каждому сотруднику было понятно, в каком направлении движется компания. Для ООО «ТД «Весы» было предложено использовать коммуникативную стратегию продвижения, включающую в себя средства PR (разработка фирменного стиля) и рекламные средства (печатная, интернет реклама, телевизионная реклама и радиореклама). Использование средств создания имиджа - фирменного стиля, позволит компании создать более устойчивые и долгосрочные коммуникации на рынке В2В и достичь поставленных целей. Рекламные сообщения, использующие визуально -графический язык фирменного стиля, создают настрой и доносят до потребителя основную информацию о деятельности компании через средства печатной рекламы (листовки), интернета, телевидения и радио (местные каналы и радиостанции). Именно такой план наиболее эффективно позволяет проводить рекламные мероприятия и добиться поставленной маркетинговой цели.

Библиография

Блэк, С. Паблик рилейшенз. / С. Блэк. - М.: Модино пресс, 1999.

Гермогенова, Л. Ю. Эффективная реклама в России. / Л.Ю. Гермогенова. -М.:Руспартнер, 1999.

Гольман, И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. / И.А. Гольман. - М.: Новое знание, 1999.

Горячев А. Особенности продвижения товара на промышленном рынке. Дата обращения 8.02.2021. URL: https://www.ippnou.ru/artide.php?idartide=009746

Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - СПб.: Питер, 2008.

Продвижение товаров и услуг на промышленном рынке. Реклама, маркетинг и PR на В2В-рынке. Система сбыта промышленных предприятий. Дата обращения 10.02.2021. URL: https://shorl.com/stat.php?id=nisagralaprage&pwd=hulodrebifragogu

Семенов Б.Д. Рекламный менеджмент. / Б.Д. Семенов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. - 272 с.

Симонова, Н.Е. Методы анализа рынка / Н.Е. Симонова. - Киев: Экспертное бюро,

2000.

Ромат, Е.В. Реклама / Е.В. Ромат. - СПб.: Питер, 2010. Сэндидж, Ч. Реклама. / Ч. Сэндидж. - М.: Инфра-М, 2002.

ЭйриД. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. — СПб.: Питер, 2011. References

Black, S. Public Relations. / S. Blek. - M.: Modino press, 1999.

Germogenova, L. Yu. Effektivnaya reklama v Rossii. / L.Yu. Germogenova. -M.:Ruspartner, 1999.

Gol'man, I.A. Reklamnoye planirovaniye. Reklamnyye tekhnologii. Organizatsiya reklamnoy deyatel'nosti. / I.A. Gol'man. - M.: Novoye znaniye, 1999.

Goryachev A. Osobennostiprodvizheniya tovara napromyshlennom rynke. Date of access: 8.02.2021. URL: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009746

Kotler, F. Marketing menedzhment. Ekspress-kurs / F. Kotler, K.L. Keller. - SPb.: Piter,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008.

Prodvizheniye tovarov i uslug na promyshlennom rynke. Reklama, marketing i PR na V2V-rynke. Sistema sbyta promyshlennykh predpriyatiy. Date of access: 10.02.2021. URL: https://shorl.com/stat.php?id=nisagralaprage.

Semenov B.D. Reklamnyy menedzhment. / B.D. Semenov. - M.: IVTs «Marketing», 2001. - 272 p.

Simonova, N.E. Metody analiza rynka / N.E. Simonova. - Kiyev: Ekspertnoye byuro,

2000.

Romat, E.V. Reklama / E.V. Romat. - SPb.: Piter, 2010.

Sendidzh, Ch. Reklama. / Ch. Sendidzh. - M.: Infra-M, 2002.

Eyri D. Logotip ifirmennyy stil'. Rukovodstvo dizaynera. — SPb.: Piter, 2011.

Сведения об авторах

Вековцева Татьяна Александровна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет) vekovtcevata@susu.ru

Татарникова Анна Алексеевна - бакалавр направления «Реклама и связи с общественностью» кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮжноУральского государственного университета (национальный исследовательский университет).

Vekovtceva Tatyana Aleksandrovna - Candidate of Arts, Associate Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, Institute of Media and Social Sciences and Humanities, South Ural State University (National Research University) vekovtcevata@susu.ru

Tatarnikova Anna Alekseevna - Bachelor of Advertising and Public Relations, Department of Journalism, Advertising and Public Relations, Institute of Media and Social Sciences and Humanities, South Ural State University (National Research University).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.