Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ УСЛУГ IT-РАЗРАБОТОК В СЛОЖИВШИХСЯ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ'

ИНТЕГРАЦИЯ УСЛУГ IT-РАЗРАБОТОК В СЛОЖИВШИХСЯ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ УСЛУГИ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жильцова М.С., Кузнецова О.А., Брянцев Р.Г., Пономарев С.И.

В статье рассмотрены основные тенденции импортозамещения цифровых услуг в секторе рынка IT-услуг и программ интеграции и нформационных систем предприятия. Проанализированы основные аспекты развития услуг по интеграции систем предприятия и защиты информации. Проведен конкурентный анализ, SWOT-анализ, выедены основные целевые аудитории, рассмотрены их потребности в современных условиях, предложены мероприятия по продвижению компаний, предоставляющие цифровые услуги. В 2020-22 гг произошел существенный рост требований к эффективности ИТ-проектов, к резкому повышению скорости и качества ИТ-разработки. Срок вывода продукта к клиенту уже часто составляет не 12 месяцев, а существенно более короткий период. Добиться этого можно только с применением наработанных решений и современных технологических платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF IT DEVELOPMENT SERVICES IN THE CURRENT MARKET CONDITIONS

The article discusses the main trends of import substitution of digital services in the IT services market sector and integration programs and information systems of the enterprise. The main aspects of the development of services for the integration of enterprise systems and information protection are analyzed. Competitive analysis and SWOT analysis were carried out, the main target audiences were identified, their needs in modern conditions were considered, and measures to promote companies providing digital services were proposed. In 2020-22, there was a significant increase in the requirements for the efficiency of IT projects, for a sharp increase in the speed and quality of IT development. The deadline for the product to be delivered to the customer is often not 12 months, but a significantly shorter period. This can be achieved only with the use of proven solutions and modern technological platforms.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ УСЛУГ IT-РАЗРАБОТОК В СЛОЖИВШИХСЯ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ»

EDN: MFPAEO

М.С. Жильцова - к.э.н., доцент кафедры рекламы и связи с общественностью, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, marine_fiz@mail.ru,

M.S. Zhiltsova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of advertising and public relations, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

О.А. Кузнецова - к.хим.н., доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия,

O.A. Kuznetsova - candidate of chemical sciences, associate professor of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

Р.Г. Брянцев - студент кафедры транспортные процессы и технологических компклексов; института механики, робототехники, инженерии транспортных и технических систем, безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия,

R.G. Bryantsev - student of the department of transport processes and technological complexes; institute of mechanics, robotics, engineering of transport and technical systems, security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

С.И. Пономарев - студент кафедры транспортные процессы и технологических компклексов; института механики, робототехники, инженерии транспортных и технических систем, безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия,

S.I. Ponomarev - student of the department of transport processes and technological complexes; institute of mechanics, robotics, engineering of transport and technical systems, security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.

ИНТЕГРАЦИЯ УСЛУГ IT-РАЗРАБОТОК В СЛОЖИВШИХСЯ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ INTEGRATION OF IT DEVELOPMENT SERVICES IN THE CURRENT MARKET CONDITIONS

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции импортозамещения цифровых услуг в секторе рынка IT-услуг и программ интеграции и нформационных систем предприятия. Проанализированы основные аспекты развития услуг по интеграции систем предприятия и защиты информации. Проведен конкурентный анализ, SWOT-анализ, выедены основные целевые аудитории, рассмотрены их потребности в современных условиях, предложены мероприятия по продвижению компаний, предоставляющие цифровые услуги. В 2020-22 гг произошел существенный рост требований к эффективности ИТ-проектов, к резкому повышению скорости и качества ИТ-разработки. Срок вывода продукта к клиенту уже часто составляет не 12 месяцев, а существенно более короткий период. Добиться этого можно только с применением наработанных решений и современных технологических платформ.

Abstract. The article discusses the main trends of import substitution of digital services in the IT services market sector and integration programs and information systems of the enterprise. The main aspects of the development of services for the integration of enterprise systems and information protection are analyzed. Competitive analysis and SWOT analysis were carried out, the main target audiences were identified, their needs in modern conditions were considered, and measures to promote companies providing digital services were proposed. In 2020-22, there was a significant increase in the requirements for the efficiency of IT projects, for a sharp increase in the speed and quality of IT development. The deadline for the product to be delivered to the customer is often not 12 months, but a significantly shorter period. This can be achieved only with the use of proven solutions and modern technological platforms.

Ключевые слова: цифровые услуги, интеграция, рынок, экономическая ситуация, конкурентоспособность, продвижение.

Keywords: digital services, integration, market, economic situation, competitiveness, promotion.

Индустрия цифровых услуг успешно преодолела коронавирус и за последний год выросла на 21 %. Если в 2020 году объем рынка цифровых услуг РФ составлял 482,4 млрд рублей, то в 2021 году 684,4 млрд рублей, что на 42,9 % больше, чем в 2020 году. Основные тренды развития этого сектора экономики: спрос на нововведения, цифровизацию, инновации.

Но последние события на мировой экономической и политической арене поставили ИТ-бизнес ещё в больше безжалостные обстоятельства. Западные цифровые компании, оказывающие ИХ-услуги по различным направлениям деятельности, временно остановили работу в РФ, прекратились поставки зарубежного программного обеспечения и оснащения, по подсчетам экспертов, более семидесяти тысяч специалистов покинули страну. Специалисты рынка выделяют следующие направления развития рынка ИТ-услуг:

1) в российском сегменте этого рынка кратно увеличивается спрос на инноваторские технологии. Компании .которые до этого развивали собственные инновацинные разработки эффективно перестраивают бизнес и коммуникации с клиентами и сотрудниками;

2) растет спрос на технологические концепции и разработки онлайн приложений для бизнеса, программного обеспечения с открытым кодом, искусственный интеллект, машинное обучение, роботизация, Big data, Business intelligence;

3) одним из ключевых трендов все еще остаётся государственный курс на цифровизацию. Государственная программа «Цифровая экономика» учитывает воплощение комплексной цифровой модификации всех сфер жизни, охватывая создание соответствующей инфраструктуры, внедрение современных практик в главных промышленностях и госуправлении.

Рисунок 1 - Объем российского рынка ГГ-услуг по годам, млрд руб.

Большие цифровые проекты требуют привлечение дополнительных ресурсов и специалистов, даже если у компании есть собственный задел сильных ИТ - специалистов или подразделений. В настоящее время на рынке осталось не так много компаний, которые могут справится с огромных количеством заказов на различные разработки в сфере защиты информации, цифрового обслуживания, продвижения и т. д. Эти услуги необходимы не только крупным и средним организациям, но востребованы в SMB-секторе, стартапах, компаниях «новой экономики». В крупнейших российских компаниях развиваются инсорсинг, внутренние команды разработки и единые центры обслуживания в области ИТ.

Ритейлеры развивают собственные компетенции в сфере разработки и внедрения ИТ-решений. Крупные игроки этого рынка стремятся стать ИТ-компаниями, не только реализующими товары, но и создающими полноценные сервисы, разработанные с помощью инновационных технологий. Благодаря этому ИТ-решения в ритейле постепенно становятся более интеллектуальными и полностью адаптированными под конкретные пожелания потребителя.

В 2020-22 гг произошел существенный рост требований к эффективности ИТ-проектов, к резкому повышению скорости и качества ИТ-разработки. Срок вывода продукта к клиенту уже часто составляет не 12 месяцев, а существенно более короткий период. Добиться этого можно только с применением наработанных решений и современных технологических платформ.

Рисунок 2 - Отраслевая структура рынка IT-услуг в России в 2020-2021 гг.

Спрос на ИТ-услуги обеспечивается растущим многообразием и сложностью используемых корпоративных ИТ-систем ,требующих затрат на разработку и установку, интеграцию, обучение, обслуживание. ИТ-аутсорсинг, то есть передача сторонним организациям функций по поддержке и обслуживанию ИТ-инфраструктуры - одно из перспективных направлений на этом рынке.

Рисунок 3 - Структура рынка ИТ-услуг, в % по секторам услуг

Другим важным трендом развития рынка ИТ-услуг стало импортозамещение: в РФ активно развиваются компании, которые занимаются созданием средств для разработки. Это серьезный фактор развития ИТ-рынка, поскольку российские игроки начинают выходить на международные рынки. Основные направления работы этих компаний - разработки систем мониторинга, умного дома, платформ для разработки ПО с открытым кодом.

Исследование основных тенденций ИТ-отрасли показало, что на ее развитие оказывают влияние как текущие факторы, связанные с последствиями пандемии и ведением СВО, так и долгосрочные перспективы связанные разработкой и интеграцией ПО.

Среди позитивных - формирование благоприятной институциональной среды и повышение конкурентоспособности российской юрисдикции для ИТ-специалистов, расширение международной кооперации, вовлечение в процессы цифровизации малого и среднего бизнеса и распространение концепции «Интернета всего» (Internet of Everything, IoE). Дополнительные возможности для отрасли открывает также рост рынка проприетарного ПО российского производства. В то же время негативные ожидания в этой сфере отчасти связаны с преимуществами альтернативной модели разработки - открытого ПО, существенное увеличение доли которого в структуре российского ИТ-рынка видится экспертам маловероятным.

Рисунок 4 - Возможности для развития ИТ-отрасли в среднесрочном периоде (оценка влияния на ИТ-отрасль в % от численности опрошенных экспертов)

В качестве потенциальных угроз рассматриваются увеличение технологической закрытости, повышение концентрации рынка ИТ и углубление цифрового неравенства, обострение проблем киберпреступности и защиты персональных данных, в том числе из-за перевода многих процессов он-лайн, а также возможный рост безработицы вследствие автоматизации.

Так, в 2022 году расширен перечень компаний, обязанных следить за информационной безопасностью. Теперь к таким организациям относятся не только стратегические предприятия и госструктуры, но и множество юрлиц. Президент РФ издал Указ от 01.05.2022 г. № 250, на основании которого возложена персональная ответственность на первых лиц организаций за информационную безопасность. В Указе перечислено, какие именно компании обязаны ее обеспечивать:

- органы исполнительной власти;

- высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ;

- госфонды;

- госкорпорации и компании, созданные на основании федеральных законов;

- стратегические предприятия, АО и системообразующие компании отечественной экономики;

- юрлица - субъекты критической информационной инфраструктуры РФ.

Особо следует отметить компании, которые относятся к защите критической информационной инфраструктуры, такие как здравоохранение, энергетика, связь, транспорт, наука, а также оборонная, горнодобывающая, банковская, металлургическая, ракетно-космическая, химическая промышленность и атомная энергия. Субъект критической информационной инфраструктуры - это не только субъект, которому принадлежат подобные объекты, но и тот, кто обеспечивает информационное взаимодействие организаций с критически важными системами.

Под критической информационной инфраструктурой подразумевается совокупность автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов РФ и обеспечивающих их взаимодействие информационно-телекоммуникационных сетей, а также ИТ-систем и сетей связи, предназначенных для решения задач государственного управления, обеспечения обороноспособности, безопасности и правопорядка.

В настоящее время в секторе интеграции и защиты критической инфраструктуры действуют только российские компании, их всего четыре:

1) ООО «GIS ГАЗИНФОРМ Сервис» - контроль конфигураций и состояний рабочей среды сетевого оборудования, средств защиты информации, платформ визуализации и операционных систем;

2) ООО «ЮСК». Реализует комплексные проекты в сфере информационной безопасности любого уровня сложности - от обеспечения соответствия требованиям регулирующих органов до создания комплексных решений для управления ИБ;

3) ООО «Региональные системы». Компания разрабатывает и внедряет решения в области: информационной безопасности; информационных технологий; инженерно-технических средств охраны;

4) ООО «АТИСС». Компания разрабатывает индивидуально для каждого предприятия средства защиты от киберугроз, специализирующаяся на внедрении систем АСУ ТП, энергоснабжении и цифровизации, а также комплексном снабжении промышленных объектов электрооборудованием и приборами КИПиА.

Для каждой из компаний был проведен SWOT-анализ .по его итогам были ситематизированы сильные и слабые стороны российских ИТ-компаний, а также угрозы и возможности, возникающие на рынке в современных условиях (таблица 1). К сильным сторонам данной компании можно отнести полная открытость действий для заказчика. Все планы и действия по оказанию той или иной услуги открыты и полностью согласованы с заказчиком. Также следует отметить такой факт, что в истории компании все заключенные договора по оказанию IT-услуг, были завершены в установленные сроки с полным их выполнением.

Таблица 1 - SWOT-анализ ИТ-компаний

Положительное влияние Отрицательное влияние

Внутренняя среда - Открытость действий для заказчика. - Хорошая клиентская история. - Документация полностью соответствует законам РФ. - Молодые и потенциальные сотрудники - Оказание услуг только для крупных компаний.

Внешняя среда - Участие в научных конференциях и открытых тендерах. - Выставки научных разработок. - Постоянно растущая конкуренция. - Кризисные явления.

Так же необходимо отметить, что вся документация компании соответствует законодательству РФ, что является большим плюсом, поскольку для всех предприятий, обращающихся за услугами, необходима финансовая отчетность.

К слабым сторонам деятельности компаний можно отнести следующее: в совоем большинстве компании в настоящее время оказывают услуги для крупных компаний. Также негативное влияние может оказать текучесть кадров. Угрозу представляет постоянно увеличивающийся рост конкуренции на рынке 1Т-услуг.

Таблица 2 - Оценка конкурентоспособности компаний (по 10 балльной шкале, где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная)

Игроки Db шка

АТИСС GIS ЮСК Региональные системы

1. Качество услуг 10 9 7 8

2. Количество оказываемых услуг 10 8 8 10

3. Уровень цен 10 10 9 5

4. Отзывы о компании в сети 10 6 5 5

5. Известность 9 10 8 2

6. Реклама 5 7 6 2

7. Уровень и методы стимулирования сбыта 5 4 7 3

Рисунок 5 - Сетка конкурентоспособности основных конкурентов в сфере ИТ-интеграции

Для успешного продвижения компаний на рынке необходимо также проанализировать их айдентику, то есть, набор характерных черт бренда; то, что делает его узнаваемым визуально, тактильно или с помощью других каналов восприятия. Айдентика компаний анализируемых компаний состоит из трех основных элементов: шрифт, цвет, геометрическая форма. Все анализируемые компании имеют разработанный фирменный шрифт для своих сайтов, фирменных рекламных материалов и цветовую палитру.

Компания «GIS» - голубые, бирюзовые и белые оттенки. Компания открыта к моментальному диалогу, на титульной странице размещен слоган и эхо-фраза компании, которые призывают сразу начать обсуждать проект: «ИТ - инфраструктура под Вашим полным контролем».

Компания «ЮСК» - зелено-черный фирменный стиль. Сайт компании содержит перечень услуг и клиентов. Минимум элементов, которые способствуют быстрой коммуникации с потенциальным клиентом. Эхо-фраза: «ЮСК предлагает лучшие в индустрии решения, протестированные в ходе их эксплуатации на реальных проектах, выполненных для целого ряда предприятий и организаций».

«Региональные системы» - голубой логотип, оформление сайта в синих и голубых оттенках. Эхо-фраза компании отсутствует, есть просто перечень услуг, партнеров, вендоров. Далее представлены команды сотрудников и их выполненные проекты. А также представлены собственные решения.

Таблица 3 - Оценка элементов айдентики конкурентов компании

Наименование компании

АТИСС GIS ЮСК Региональные системы

1. Фирменный шрифт + + + +

2. Цветовая палитра + + + +

3. Логотип + + + +

4. Айдентика смысла + - + -

5. Вербальная айдентика + - - +

Компания «АТИСС», единственная из потенциальных конкурентов стремиться к диалогу с потенциальным клиентом, открыта для целевой аудитории и представляет услуги в виде выполненных кейсов, как вариант быстрого и эффективного взаимодействия.

Далее рассмотрим показатель Tone of Voice. В зависимости от позиционирования компании, ее товаров и брендов Tone of Voice может быть веселым, серьезным, умным, простым и т.д. Tone of Voice делает стиль коммуникации каждого конкурента ООО «АТИСС» характерным и узнаваемым, если были правильно определены рациональные и эмоциональные компоненты позиционирования.

Ниже представлен анализ показателя Tone of Voice для конкурентов ООО «АТИСС».

Таблица 4 - Tone of Voice

Tone of Voice Игроки рынка

АТИСС GIS ЮСК | Региональные системы

Эмоциональный Нейтральный Сухой

АТИСС ЮСК Региональные системы

Открытый Нейтральный Без подробностей

АТИСС GIS ЮСК Региональные системы

Tone of Voice бренда «АТИСС» - эмоциональный, открытый. Готовый к сотрудничеству. В отличие от потенциальных конкурентов, которые используют нейтральный стиль в общении с потенциальными клиентами. Хотя у конкурентов можно найти информацию об оказываемых услугах и выполненных проектах, однако, к диалогу такая подача информации не располагает.

На основе проведенного анализа рынка и конкурентов сформирована сводная таблица конкурентных сил на рынке, результаты анализа приведены ниже (таблица 5).

Таблица 5 - Конкурентные силы на рынке ИТ-услуг

Силы конкуренции на рынке ИТ-услуг Степень влияния

в настоящее время в перспективе

угроза вхождения в отрасль новых конкурентов сильная сохранится

отраслевая конкуренция сильная будет расти

рыночная власть пользователей средняя будет расти

рыночная власть поставщиков сильная сохранится

угроза появления товаров заменителей средняя сохранится

Конкуренция между компаниями на рынке ИТ-услуг определяется сильной степенью влияния отраслевой конкуренции, рыночной властью покупателей и угрозой появления товаров заменителей, что, в свою очередь, является стимулом для разработки новых стратегий дифференциации продукта и фокусировании на увеличении прибыли и удержании пользователей. При этом необходимо обращать особое внимание на то, что дифференциация продукта на рынке ИТ-услуг подразумевает под собой значительные финансовые вложения, которые направляются на формирование компетентности для производства комплексных услуг с помощью инвестиций в обучение и повышение квалификации персонала, а также сертификации специалистов и получения опыта в реализации масштабных проектов.

Основные клиенты компании «АТИСС» представлены в четырех группах:

1) автоматизация;

2) технологии;

3) инжиниринг;

4) снабжение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегментирование целевой аудитории ООО «АТИСС» можно провести по следующим параметрам (таблица 6).

Таблица 6 - Сегментирование целевых аудиторий ООО «АТИСС»

Критерий сегментации Описание

Общие характеристики бизнеса

Географический Бизнес находится в Краснодаре и Краснодарском крае - 50 %

Бизнес находится в других регионах страны - 50 %

Форма собственности Государственные - 7 % Частные - 93 %

Вид деятельности Сфера производства - 73 % Строительство - 6 % Сфера услуг - 21 %

Лица, принимающие решения

Социально-экономический Люди с достатком средний и выше среднего. Собственный бизнес или руководящие посты.

Демографический Преимущественно мужчины (74 %) в возрасте 30-55 лет. Имеют семью, детей.

Психографический Привыкли принимать решения самостоятельно. Основная цель - расширение бизнеса, реорганизация бизнеса, смена сферы деятельности организации. Чаще всего логический склад ума. Склонны к саморазвитию, к новым идеям подходят взвешенно и продуманно.

Поведенческий Интересуются делами организации. Интроверты Информацию ищут в интернете, на аналитических и новостных порталах. Не доверяют рекламе «в лоб». Имеют собственные аккаунты в соцсетях или аккаунты компаний.

Страх получения услуг «не на уровне» от некомпетентных сотрудников

Боли и страхи клиента Страх переплаты Страх, что услугу окажут не в должном объеме Страх, что все последующие действия окажутся бесполезными.

Анализ рынков сбыта услуг компании, работающей на рынке ИТ-услуг показал, что основными клиентами фирмы являются частные предприятия, работающие в самых разных сферах, большим спросом пользуются такие услуги как:

- технический аудит АСУ ТП и ее подсистем;

- оказание услуг по техническому сопровождению и руководству пусконаладочными работами;

- создание АСУ ТП;

- работа в качестве наладчика КИПиА;

- техническое обслуживание АСУ и КИП;

- техническое перевооружение АСУ предприятия и т.д.

В связи с этим рекомендуется активизировать маркетинговую и рекламную политику фирмы именно в отношении продвижения этого спектра услуг. Планируя развитие своего бизнеса, предприятие имеет четыре основных пути развития. Предлагаемые стратегии увеличения выручки можно отобразить в одном из четырех квадратов (таблица 7).

Таблица 7 - Риски стратегии увеличения выручки

Услуги

Существующие Новые

as Существующие: - консалтинговые услуги в сфере ИТ, инжиниринга, автоматизации; - проекты внедрения: аудит, интеграция, исправление ошибок, проектирование «с нуля»; - IT-разработка и интеграции. Углубление рынка (безопасно) Развитие услуги (умеренный риск) наружная реклама промо-акции

Рч Новые пакеты услуг: - эконом - мидл - премиум - VIP Развитие рынка (умеренный риск) предложение комплексного обслуживания Диверсификация (высокий риск) - диверсификация не предусмотрена на данном этапе развития

Углубление рынка - совершенствование фактических видов деятельности:

- увеличение объема информации о рынке, на котором работает фирма;

- улучшение рекламно-пропагандистской деятельности;

- совершенствование отбора клиентов;

- снижение себестоимости (и если понадобится - цены) услуг.

Предприятию знакомы все аспекты текущей рыночной ситуации и поэтому риск является не высоким. Развитие услуги - подготовка предложения новых услуг предприятия на освоенный рынок сбыта:

- разработка новых услуг;

- изучение мнения постоянных покупателей.

Если основная специализация предприятия отвечает потребностям потребителей, а его услуга удовлетворяет эти потребности, усовершенствование услуги на освоенном рынке может быть хорошей стратегией с умеренным риском.

Источники:

1. Одинцов А.А. Психологические особенности поведения потребителя // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 55-58.

2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 4-е изд., исправ. и доп. - М.: КДУ, 2010. - 228 с.

3. Хэлворсон Х. Г. Психология мотивации. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 272 с.

4. Песоцкий Е. А. Реклама и мотивация потребителей. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 240 с.

5. Вайншенк С. Законы влияния. Как побудить людей делать то, что вам нужно. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 с.

6. Фицурина М.С., Деркачева Е.А., Кузнецова О.А. Разработка эффективной маркетинговой коммуникации в условиях формирования предвыбора потребительских товаров. // Экономика и предпринимательство, 2018. - № 3 (92). - С. 1170-1176. References:

1. Odincov A.A. Psihologicheskie osobennosti povedeniya potrebitelya // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2013. - № 3. - S. 55-58.

2. Gofman A.B. Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. 4-e izd., isprav. i dop. - M.: KDU, 2010. - 228 s.

3. Helvorson H. G. Psihologiya motivacii. - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. - 272 s.

4. Pesockij E. A. Reklama i motivaciya potrebitelej. - M.: Dashkov i Ko, 2012. - 240 s.

5. Vajnshenk S. Zakony vliyaniya. Kak pobudit' lyudej delat' to, chto vam nuzhno. - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013. - 272 s.

6. Fitsurina M.S., Derkacheva E.A., Kuznecova O.A. Razrabotka effektivnoj marketingovoj kommunikacii v usloviyah formirovaniya predvybora potrebitel'skih tovarov. // Ekonomika i predprinimatel'stvo, 2018. - № 3 (92). - S. 1170-1176.

EDN: L^LTQUQ

И.В. Ищенко - к.э.н., руководитель проектов управления по организации и планированию закупочной деятельности, АО «Концерн «Созвездие», Воронеж, Россия, ishenko@yandex.ru,

I.V. Ishchenko - candidate of economics, project manager of the department for the organization and planning of procurement activities, Concern Constellation JSC, Voronezh, Russia;

О.В. Зубахина - руководитель управления по организации и планированию закупочной деятельности, АО «Концерн «Созвездие», Воронеж, Россия,

O.V. Zubakhina - head of the department for the organization and planning of legislative activities, Concern Constellation JSC, Voronezh, Russia.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ВТС В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ FEATURES OF FORMING THE CONCEPT OF MTC IN THE FRAMEWORK OF PROCUREMENT

ACTIVITIES AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с особенностями организации и осуществления закупочной деятельности в рамках военно-технического сотрудничества субьектов хозяйствен-ных отношений. Поднимаются важные проблемы, требующие законодательного регулирования, а также пред-лагаются возможные пути их разрешения. На сегодняшний день мировая торговля средствами вооружения ди-намично развивается, изменяются потребности и требования инозаказчиков, многие производители перешли на исполнение индивидуальных производственных заказов. Отношения купли-продажи, поставки экспортного вооружения и военной техники трансформируется в совместную с партнерами разработку их образцов, произ-водство, реализацию и сервисное обслуживание. Результаты такой работы для российских производителей определяются гибкостью нормативно-правовых актов, регулирующих систему военно-технического сотрудни-чества, способностью предприятий разработчиков создавать военную продукцию экспортного назначения, конкурентоспособную по критериям «эффективность-стоимость».

Abstract. The article is devoted to the consideration of issues related to the peculiarities of the organization and implementation of procurement activities within the framework of military-technical cooperation of subjects of eco-nomic relations. Important problems requiring legislative regulation are raised, as well as possible ways to resolve them are proposed. To date, the world trade in weapons is developing dynamically, the needs and requirements of foreign customers are changing, many manufacturers have switched to the execution of individual production orders. The rela-tions of purchase and sale, supply of export weapons and military equipment are transformed into joint development of their samples, production, sale and service with partners. The results of such work for Russian manufacturers are determined by the flexibility of regulatory legal acts regulating the system of military-technical cooperation, the ability of developer enterprises to create military products for export purposes that are competitive according to the criteria of "efficiency-cost".

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, понятие ВТС, закупочная деятельность, закупки ВТС, особенности.

Keywords: military-technical cooperation, the concept of military-technical cooperation, procurement activi-ties, procurement of military-technical cooperation, features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.