Томилов Валерий Викторович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», ОмГУПС.
Тел.: +7 (913) 610-62-67.
E-mail: tomilov_omsk@mail.ru
Павлов Вячеслав Михайлович
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная механика», ОмГУПС
Тел.: (3812) 31-34-67.
E-mail: pavlovvm@omgups.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Tomilov Valery Viktorovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the department «Power supply of railway transport», OSTU.
Phone: +7 (913) 610-62-67
E-mail: tomilov_omsk@mail.ru
Pavlov Vyacheslav Mihajlovich
Omsk State Transport University (OSTU).
35, Marx st., Omsk, 644046, the Russian Federation.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department «Theoretical and applied mechanics », OSTU.
Phone: (3812) 31-34-67.
E-mail: pavlovvm@omgups.ru
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Смердин, А. Н. Совершенствование методики Smerdin A. N., Tomilov V. V., Pavlov V. M.
определения нагрузочных показателей токоприемников Improvement methods of checking of electrical duty indica-
магистрального электроподвижного состава [Текст] / tors of rolling stocks pantographs. Journal of Transsib
А. Н. Смердин, В. В. Томилов, В. М. Павлов // Известия Railway Studies, 2019, vol. 3, no. 39, pp. 99 - 110
Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск - (In Russian). 2019. - № 3 (39). - С. 99 - 110.
УДК 656.225:004.003.12
Н. А. Клычева, Е. С. Прокофьева
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), г. Москва, Российская Федерация
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ МОДЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования модели взаимодействия с клиентами посредством внедрения проектов цифровизации в сферу организации грузовых железнодорожных перевозок, описаны изменения основных функций подразделений компании и технологические аспекты их деятельности. Определены технологические и экономический эффекты от разработки и внедрения проектов цифро-визации грузовых перевозок на примере проекта совершенствования цифровой платформы взаимодействия с клиентами. Проработана модель внедрения CRM-системы цифровизации транспортных услуг и определены инвестиции по ее разработке и внедрению. Рассмотрены основные категории рисков с наибольшим непосредственным влиянием на эффективность реализации новой модели взаимоотношений с клиентами. Цифровая платформа взаимодействия с клиентом позволяет осуществить заказ услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом без каких-либо дополнительных финансовых и технологических нагрузок, связанных с получением квалифицированной электронной подписи, упростить организацию договорной работы, связанную с получением услуг и расчетов за них.
Ключевые слова: цифровизация, транспорт, грузовые перевозки, CRM-система, клиентоориентирован-ность, эффективность, риски, надежность, загрузка инфраструктуры.
Natalia А. Klycheva, Evgenia S. Prokofieva
Russian University of Transport (RUT (MIIT), Moscow, Russian Federation
EFFICIENCY OF DIGITAL MODELS IMPLEMENTATION IN THE FIELD
OF FREIGHT TRANSPORT
Abstract. The article deals with the issues of improving the model of interaction with customers through the introduction of digitalization projects in the sphere of freight rail transport, describes the changes in the main functions of the company's divisions and technological aspects. The technological and economic effects of the development and implementation offreight transport digitalization projects on the example of improving the digital platform of interaction with customers are determined. The model of CRM-system implementation of transport services digitalization is worked out, investments on its development and implementation are defined. The main categories of risks with the greatest direct impact on the effectiveness of the new model implementation of interaction with customers are considered. The digital platform of interaction with the client allows to carry out the order offreight transportation service by rail without any additional financial and technological expenses connected with obtaining the qualified electronic signature, to simplify the organization of contractual work to obtain services and payments for them.
Keywords: digitalization, freight transportation, CRM-system, customer orientation, efficiency, risk, reliability, infrastructure occupation.
Современный мир характеризуется стремительным изменением технологий. Очевидно, что данная тенденция будет сохраняться и в обозримом будущем, поэтому крайне важно использовать эту технологическую волну для развития уровня конкуренции в транспортной сфере.
Цифровые технологии уже давно являются частью нашей повседневной жизни. Для повышения конкурентоспособности транспортной отрасли необходимы концепция цифровой модели взаимодействия с клиентом и предложение существующим и потенциальным клиентам новых сервисов на её основе. Одним из ключевых направлений цифровизации и развития информационных технологий согласно Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» является создание единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики для повышения доходности грузоперевозок и логистического бизнеса [1].
Эффективность производственной деятельности каждого участника перевозок обеспечивается за счет безусловного и качественного выполнения принятых перевозчиком и согласованных с владельцем инфраструктуры заявок на перевозки грузов, перемещение порожних вагонов (принадлежащих операторам и иным собственникам железнодорожного подвижного состава) с минимальными расходами, зависящими от объемов перевозок, на основе единой сквозной технологии организации перевозочного процесса. Сегодня холдинг «РЖД» активно идет в промышленную логистику, внедряет новые практики, эффективно избавляющие клиента от непрофильных проблем [2]. Более клиентоориентированным, а значит, успешным будет тот, кто сможет определить актуальные потребности клиента и своевременно реагировать на них, а также сумеет создать доверительную среду и партнерские взаимоотношения.
В соответствии с мировыми технологическими трендами цифровые технологии создают условия для изменения классических моделей ведения бизнеса и открывают новые возможности во всех направлениях деятельности, в том числе:
организация быстрого и простого доступа к услугам перевозки грузов (создание цифрового канала продаж и доступа к услугам через личный кабинет с использованием элементов искусственного интеллекта, отслеживание текущего статуса оказания услуги, онлайн-расчеты и получение финансово-расчетных документов и др.);
использование предиктивной аналитики клиентов, переход к формированию на основе потребностей клиентуры индивидуальных сервисов и услуг (создание цифрового конструктора индивидуального пакета услуг и сервисов);
формирование пакетных предложений и комплексных услуг с привлечением как предприятий холдинга РЖД, так и сторонних организаций, других видов транспорта (создание цифрового каталога услуг);
интеграция РЖД в логистику клиентов за счет совместного планирования отгрузки и перевозки продукции, доставка грузов в соответствии с потребностью производственного процесса клиентов (взаимодействие автоматизированных систем, при котором создается основа для осуществления сквозного планирования от момента формирования потребности клиента с дальнейшей организацией процесса перевозки до момента доставки в пункт назначения) [3].
Для реализации сквозной согласованной автоматизированной технологии необходимо создать единое информационное пространство транспортной отрасли, обеспечивающее взаимодействие автоматизированных систем всех участников перевозочного процесса: АСУ клиента, АСУ собственника, АСУ оператора и АСУ перевозчика (ОАО «РЖД») [4]. Широкое применение для автоматизации указанных процессов получают элементы искусственного интеллекта и технологии Big data.
Рассмотрим в качестве примера проект по внедрению и совершенствованию цифровой платформы взаимодействия с клиентами (CRM-системы) в области грузовых перевозок на железнодорожном транспорте для ОАО «РЖД».
Для создания платформы необходимо выполнение следующих операций [5]: изучение приоритетных потребностей клиентов;
проведение SWOT-анализа существующей системы взаимодействия с грузоотправителями/грузополучателями в компании;
проведение совещания с клиентами и совместное рассмотрение их потребностей; оценка удовлетворенности клиентов информационным обслуживанием и документооборотом;
benchmarking смежных отраслей и компаний;
разработка концепции цифровой модели взаимодействия с клиентами; проработка цифровой модели обслуживания клиентов и продажи услуг компании; разработка требований к новым цифровым сервисам и синхронизация работ с планом реализации IT-проектов компании;
выработка предложений для наполнения «Личного кабинета» на основе мнения клиентов и опыта других отраслей;
определение необходимых изменений в нормативную документацию компании для создания юридической основы цифровой модели продажи услуг; подготовка проектов нормативных документов;
составление новой карты процесса заключения договоров на транспортное обслуживание;
оценка рисков при разработке и реализации проекта.
Цифровая модель предусматривает развитие сервиса оперативного получения и обработки обращений клиентов с прозрачной системой контроля реагирования на запросы подразделений компании. Создан действующий прототип данной системы, который позволяет оценивать эффективность работы хозяйств железной дороги и предприятий, отталкиваясь от мнения клиента. Задача создания прямого цифрового канала коммуникации между клиентом и компанией решается при создании действующего мобильного приложения.
Для крупных холдинговых компаний CRM-система предусматривает особый сервис, с помощью которого клиент имеет возможность планировать подвод составов с грузом с учетом потребностей производственного процесса предприятия.
Принципиальная модель предлагаемой CRM-системы изображена на рисунке.
Цифровой личный кабинет клиента
Канал продаж и доступа к услугам
V
Модель цифровизации транспортных услуг
Создание CRM-системы предусматривает принципиально новый подход к суточному планированию погрузки с использованием оперативной информации о реальной грузовой базе и потребностях клиента, транслируемых через цифровой сервис. С использованием цифровых сервисов у клиента появляется возможность оперативной оценки уровня удовлетворенности оказанной услугой.
Переход на цифровую платформу взаимодействия с клиентом приведет к принципиальному изменению основных функции подразделений компании и их технологии работы [6]:
- появление единых центров продаж, формирование пакетных услуг под индивидуальные потребности клиента через запросный сервис и цифровой калькулятор услуг;
- сокращение сроков заключения договоров на предоставление услуг компании в связи с переходом на полный электронный документооборот с использованием электронной цифровой подписи и реализацией принципа «один договор на всю сеть»;
- получение оперативной и актуальной информации о потребностях клиента через запросы в личном кабинете и реализации возможности суточного планирования;
- ускорение оборота вагона и повышение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в рамках реализации услуги «подвод поездов» и др.
Получение информации о потребностях клиента через мобильные цифровые каналы позволит создать систему оперативного реагирования на запросы и обращения, что может использоваться в качестве инструмента влияния на уровень лояльности клиента [7].
Внедрение любых технологий предусматривает вложение инвестиций. Для оценки эффективности инвестиционного проекта по внедрению CRM-системы основополагающими принципами выступают моделирование потоков, ресурсов и денежных средств по периодам, комплексный учет внешних и внутренних факторов реализации проекта, определение эффекта посредством сопоставления ожидаемых инвестиционных результатов и затрат.
Сумма первоначальных инвестиционных затрат на этапе Start up составит в целом по проекту 92,1 млн руб., из которых операционные затраты составляют 29,9 млн руб., капитальные затраты - 62,2 млн руб.
В результате проведенных расчетов сумма операционных расходов от увеличенного объема трафика на инфраструктуре ОАО «РЖД» составит 137,9 млн руб., сумма инвестиционных затрат в целом за период экономической жизни проекта по операционным статьям расходов - 2 064 млн руб., из которых 1 906 млн руб. составляют расходы на инфраструктуру ОАО «РЖД» (расходы от увеличенного объема трафика).
Доходная часть за период экономической жизни проекта составит 3 349 млн руб. Основным источником доходов проекта является увеличение погрузки грузов.
Расходная часть проекта за период экономической жизни проекта составит 2 317 млн руб., из которых операционные затраты составляют 2 064 млн руб., капитальные затраты -253 млн руб. В 2019 г. сумма инвестиционных затрат при заявленных доходах без учета расходов на содержание инфраструктуры ОАО «РЖД» составила 92,1 млн руб.
Доналоговая прибыль (EBITDA) составляет 1 285 млн руб., чистая прибыль - 831,2 млн руб.
Дисконтированный свободный денежный поток (или чистая текущая стоимость инвестиций) к 2027 г. составит 426 млн руб., что является высоким уровнем ожидаемой величины денежных средств к получению по достижению горизонта планирования с учетом временного фактора после окупаемости его первоначальных инвестиционных затрат (первоначальные инвестиции до момента окупаемости составляют 92,1 млн руб.). Положительная динамика значения выступает гарантом того, что вызываемый инвестициями денежный поток в течение всей экономической жизни проекта превысит первоначальные вложения и обеспечит необходимый уровень доходности для увеличения стоимости.
Внутренняя норма доходности проекта (IRR) составляет 183 %, что характеризует высокий уровень рентабельности инвестиционного проекта, дисконтированный срок окупаемости проекта составляет 18 месяцев.
Расчет изменения величины перечисленных выше показателей в зависимости от изменения величины капитальных затрат приведен в таблице.
Расчет NPV показал экономическую целесообразность разработки и внедрения предлагаемой CRM-системы, так как сумма дисконтированных денежных потоков превысила сумму первоначальных затрат, что является необходимым условием эффективности.
Изменение экономических показателей под влиянием изменения величины капитальных затрат
Показатель Величина показателей п ри изменении величины капитальных затрат
Капитальные затраты (CAPEX), млн руб. 202,4 227, 7 253,04 278,35 303,66
Чистая текущая стоимость (NPV), млн руб. 445 435 426 418 409
Внутренняя норма рентабельности (IRR), % 220 204 183 162 146
Индекс рентабельности (PI), % 174 171 168 165 162
Срок окупаемости проекта (PP), мес. 14 16 18 19 21
Индекс рентабельности инвестиций PI 1,7 что также говорит о целесообразности цифро-визации транспортной отрасли. Внутренняя норма рентабельности превысила показатель расчетной ставки дисконтирования, т. е. показатель IRR превышает стоимость капитала, используемого для осуществления проектов цифровизации.
За счет реализации проектов цифровизации транспортной отрасли достигаются не только экономические эффекты, но и не менее важные технологические [8]:
снижение загрузки инфраструктуры, маневренности станций и полигонов сети железных дорог;
снижение числа временно отставленных от движения поездов; снижение объема маневровой работы и переработки вагонов на станциях; повышение надежности выполнения обязательств по доставке грузов и порожних вагонов, снижение штрафов за просрочку доставки;
снижение простоя вагонов в ожидании распоряжения отправителя и др.
Для современных логистических систем транспортировки грузов крайне важно четко оценивать время нахождения в пределах инфраструктуры вагонов по категориям вагонопо-тока для каждой элементарной струи [9]. Указанные технологические эффекты позволяют сократить потери компании в части недополучения средств из-за отказа приема груза к перевозке, а также потери доходов из-за просрочки доставки грузов и порожних вагонов.
Реализация цифровых услуг, таких как «подвод поездов», позволяет повысить эффективность разрабатываемых планов поездной работы и создает предпосылки для осуществления полномерного планирования, обеспечивающего большую технологическую обоснованность и достоверность с учетам инфраструктурных, тяговых и других ограничений.
В то же время, используя новые технологии, нельзя забывать о рисках, влияющих на эффективность реализации новой модели взаимоотношений с клиентами. Это могут быть технологические, инвестиционные, рыночные и управленческие риски.
Технологические риски связаны в первую очередь с существенными изменениями и бурным развитием технологий, цифровых инноваций за короткий временной лаг, в связи с чем работа существующих цифровых систем может привести к отставанию и, как следствие, к неспособности формирования в компании оперативного и качественного предложения на запросы клиентов. Вторым аспектом данного риска являются «враждебность», или несовместимость информационных систем, используемых клиентами и компанией, и влияние ки-беругроз с учетом существующей негативной общемировой тенденции [10].
Важными инструментами для нивелирования данной группы риска являются применение практики мониторинга и внедрения инноваций в сфере цифровых технологий, заключение долгосрочных договоров на сопровождение и модернизацию программного продукта.
Инвестиционные риски связаны с приоритетностью проблем в части первоочередного устранения существующих ограничений и «узких» барьерных мест в компании, таких как высокий износ основных средств, строительство новых и модернизация используемых железнодорожных линий соответственно, как результат - дефицит инвестиционных средств для своевременного направления на «цифровизацию» предложенной модели взаимоотношений с клиентами. С целью минимизации влияния рисков необходимо повышать управляемость ин-вестпроектов через разделение на этапность, формировать инвестиционный бюджет за счет резерва или внешних источников, применять новые технические решения для удешевления проектов.
В аспекте рыночных рисков существует вероятность изменения, как конъюнктуры рынка перевозок, так и роста конкуренции со стороны других видов транспорта. Меры, позволяющие исключить фактор влияния рыночных рисков, это прежде всего формирование взаимоотношений с клиентами на основе долгосрочных договоров, постоянное развитие и расширение комплексных услуг, работа над снижением стоимости через повышение внутренней эффективности компании, внедрение новых сервисов, в том числе в сотрудничестве с конкурентами (например, контрейлерные перевозки).
Управленческие риски являются одними из ключевых. В настоящее время, с учетом вызовов, стоящих перед компаниями, управленческая структура должна соответствовать высоким требованиям с точки зрения наличия необходимых компетенций, и в то же время уметь гибко и своевременно реагировать на запросы внешней среды. Наличие задокументированной и сложной административной структуры в компании может привести к затягиванию процесса принятия необходимых управленческих решений как с точки зрения изменения функциональной структуры, так и самого процесса взаимодействия с клиентами.
Самыми продуктивными механизмами влияния на риски управленческого характера являются системная работа в части совершенствования и развития процедур управленческой структуры, применение практик управления на основе лучшего мирового опыта и формирование проектного подхода.
Внедрение CRM-системы и удобного цифрового интерфейса, взаимодействия с клиентом сегодня является необходимостью, а не конкурентным преимуществом. Создание удобных и доступных цифровых каналов взаимодействия компаний с клиентами, выстраивание цифровой модели продажи и формирования услуг грузовых перевозок должно кардинально изменить процессы продаж и обслуживания клиентов в транспортно-логистическом блоке.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 466-р «Об утверждении Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL=http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320741/ (Дата обращения: 21.06.2019).
2. Бородин, А. Ф. Проблемы комплексного развития железнодорожной инфраструктуры в припортовых транспортных узлах [Текст] / А. Ф. Бородин / Транспорт Российской Федерации. - 2017. - № 4 (71). - С. 45 - 50.
3. Дитрих, Е. Использование 1Т-систем обеспечит быстрое развитие цифровизации в сферах транспорта и логистики [Электронный ресурс] / Е. Дитрих. -URL=http://www.vestnikstroy.ru (Дата обращения: 21.06.2019).
4. Панин, В. Сквозная технология организации перевозочного процесса как инструмент снижения эксплуатационных расходов железных дорог [Текст] / В. В. Панин, Е. С. Прокофьева и др. // Труды IV науч.-техн. конф. «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование» / ОАО «НИИАС». -М., 2015. - С. 96 - 97.
5. Интегрированная система управления поездной работой объединенного полигона [Текст] / Т. А. Никитин, А. Ф. Бородин и др. / Железнодорожный транспорт./ - Москва. -2016. - № 6. - С. 38 - 44.
6. Тюрин, В. Семь факторов развития цифровых платформ [Электронный ресурс] / Тюрин. В. - URL=http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=195765 (Дата обращения 21.06.2019).
7. Евневич, М. Клиентоориентированность в цифровой экономике [Текст] / М. Евневич // Современная конкуренция. - М. - 2017. - Т. 11. -. № 5. - С. 65.
8. Прокофьева, Е. С. Экономические аспекты оценки производственной деятельности ОАО «РЖД» [Текст] / Е. С. Прокофьева, Н. А. Клычева // Молодежь и научно-технический прогресс: Сб. докл. XI междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых: В 4 т. / ООО «Ассистентплюс». - Губкин; Старый Оскол: - 2018. - Т. 2. - С. 610 - 613.
9. Черемисин, В. Т. Роль информационных технологий в обеспечении надежности локомотивов [Текст] / В. Т. Черемисин, И. В. Пустовой [Для современных логистических систем транспортировки грузов крайне важно четко оценивать время нахождения в пределах инфраструктуры вагонов по категориям вагонопотока для каждой элементарной струи] // Локомотив. - 2017. - № 9. - С. 2 - 4.
10. Гришин, А. Как цифровые технологии могут оптимизировать реализацию № 54-ФЗ на транспорте [Текст] / А. Гришин // Транспорт России. - 2019. - № 13.
References
1. Rasporyagenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii (Government order of the Russian Federation of 19.03.2019 No. 466-p «About the Approval of the Long-term Development Program of JSC «RZD» 2025»). URL=http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320741/ (Revised: 21.06.2019)
2. Borodin A. F. Problems of Complex Development of Railway Infrastructure in the Port Transport Hubs [Problemi kompleksnogo razvitiya zeleznodorognoi infrastrukturi v priportovikh transportnikh uzlakh]. Transport Rossiiskoi Federatsii - Transport of the Russian Federation. 2017. №. 4 (71). Pp. 45-50.
3. Ditrih, E. The Use of IT Systems will Ensure the Rapid Development of Digitalization in the Fields of Transport and Logistics [Ispol'zovanie IT-sistem obespechit bystroe razvitie tsifrovizatsii v sferakh transporta i logistiki ] / Eugenij Ditrih. URL = http: //www.vestnikstroy.ru (06.21.2019)
4. Panin V. V., Zalutsky M. I., Rubtsov D. V., Prokofieva E. S. End-to-end Technology of Organization of Transportation Process as a Tool to Reduce Operating Costs of Railways. [Skvoznaia tekhnologiia organizatsii perevozochnogo protsessa kak instrument snizheniia ekspluatatsionnykh raskhodov zheleznykh dorog]. Trudy IV nauchno-tekhnicheskoi konferentsii «IntellektuaVnye siste-my upravleniia na zheleznodorozhnom transporte. Komp'iuternoe i matematicheskoe modeliro-vanie» (Proceedings of the IV Scientific and Technical Conference «Intelligent Control Systems for Railway Transport. Computer and Mathematical Modeling» (ISUZHT-2015)), Moscow, JSC «NIIAS», 2015, p. 96 - 97.
5. Nikitin, T.A. Integrated Train Operation Management System for the United Polygon. Nikitin, T.A., Borodin A.F. [Integrirovannaia sistema upravleniia poezdnoi rabotoi ob"edinennogo poligona]. Zheleznodorozhnyi transport - Railway Transport, 2016, № 6, pp. 38 - 44.
6. Tyurin, V. Seven Factors of Development of Digital Platforms V. Tyurin. [Sem' faktorov razvitiia tsifrovykh platform] / URL = http: //www.pcweek.ru/idea/article/detail.php? ID = 195765 (Revised: 21.06.2019).
7. Yevnevich, M. Klientoorientirovannost' v tsifrovoi ekonomike. M. Yevnevich [Customer Focus in the Digital Economy] // Modern Competition, 2017, Vol. 11, №5, p. 65.
8. Prokofieva, E.S., Economic Aspects of the Evaluation of the Production Activity of Russian Railways E.S. Prokofieva, N.A. Klycheva [Ekonomicheskie aspekty otsenki proizvodstvennoi deiatel'nosti OAO «RZhD»] / Molodezh' i nauchno-tekhnicheskii progress: Sbornik dokladov XI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. (Youth and Scientific and Technical Progress: Collection of Reports of the XI International Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists). In 4 t. T. 2. Gub-kin; Stary Oskol: OOO Assistantplus, 2018, pp. 610 - 613.
9. Cheremisin, V. T. The Role of Information Technology in Ensuring the Reliability of Locomotives. V. T. Cheremisin, I. V. Pustovoy [Rol' informatsionnykh tekhnologii v obespechenii nadezhnosti lokomotivov]. Lokomotiv - The Locomotive, 2017, № 9, pp. 2 - 4.
10. Grishin, A. How Digital Technologies can Optimize the Implementation № 54-FZ in Transport A. Grishin [Kak tsifrovye tekhnologii mogut optimizirovat' realizatsiiu № 54-FZ na transporte]. Vserossiiskaia ezhenedel'naia gazeta «Transport Rossii» - Russian Weekly Newspaper «Transport of Russia», 2019, № 13.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Клычева Наталья Александровна
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ).
Образцова ул., д. 9, стр. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы», РУТ (МИИТ).
Тел.: +7 (495) 684-28-27.
E-mail: nalarkova@mail.ru
Прокофьева Евгения Сергеевна
Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ).
Образцова ул., д. 9, стр. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте», РУТ (МИИТ).
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Klycheva Natalia Aleksandrovna
Russian University of Transport (RUT (MIIT).
9b9, Obrazcova st., Moscow, 127994, Russian Federation.
Ph. D. in Economics, Associate Professor of the department «Transport business management and intelligent systems», RUT (MIIT).
Phone: +7 (495) 681-28-27
E-mail: nalarkova@mail.ru
Prokofieva Evgenia Sergeevna
Russian University of Transport (RUT (MIIT).
9b9, Obrazcova st., Moscow, 127994, Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, Associate Professor of the department «Operational and transport safety management», RUT (MIIT).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Клычева, Н. А. Эффективность внедрения цифровых моделей в области грузовых перевозок [Текст] / Н. А. Клычева, Е. С. Прокофьева // Известия Транссиба/ Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2019. -№ 3 (39). - С. 110 - 118.
Klycheva N. A., Prokofieva E. S. Efficiency of digital models implementation in the field of freight transport. Journal of Transsib Railway Studies, 2019, vol. 3, no. 39, pp. 110 - 118 (In Russian).
УДК 658.5: 656.259.12
М. М. Соколов
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ОТКАЗОВ В АППАРАТУРЕ РЕЛЕЙНОГО КОНЦА СТАНЦИОННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ ТОНАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ
Аннотация. В статье описана возможность использования алгоритмов диагностирования для снижения времени поиска и устранения повреждений применительно к конкретной задаче поиска повреждения в аппаратуре релейного конца станционной тональной рельсовой цепи. Целью работы является обоснования необходимости учета сложности обследования при составлении этих алгоритмов. Рассчитаны условные вероятности, диагностические веса, частные и общие диагностические ценности. На основании проведенных вычислений составлены алгоритмы диагностирования без учета и с учетом сложности обследования аппаратуры релейного конца тональной рельсовой цепи. Показан эффект от учета сложности обследования при составлении алгоритмов. Результаты работы, представленные в статье, могут быть использованы при техническом обслуживании систем автоматики действующих железных дорог.
Ключевые слова: рельсовая цепь, путевой приемник, генератор, диагностирование, алгоритм диагностирования, диагноз, диагностический признак.
Maxim M. Sokolov
Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation
SEARCH FOR FAILURES OF RECEIVER END DEVICES OF TONAL RAIL
CIRCUITS ON STATION
Abstract. The article describes the possibility of applying diagnostic algorithms, taking into account the complexity of the examination, applied to a specific problem of searching for damage in receiver of station's tonal track circuit. The aim of the work is to justify the need to take into account the complexity of the survey when compiling these algorithms. The order of compiling the diagnostic algorithm is shown, conditional probabilities, diagnostic weights, private and general diagnostic values are calculated. On the basis of the calculations performed, algorithms for diagnosing taking into account the complexity of the examination in receiver of the tonal track circuit was compiled. The work results presented in the article can be usedfor technical maintenance of automation systems of operating railways.
Keywords: track circuit, a track receiver, a generator, diagnosing, diagnosis algorithm, diagnostic indication
Согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» одними из целевых параметров ее реализации являются внедрение рельсовых цепей тональной частоты (ТРЦ) с цифровой обработкой информации и разработка новых комплексных систем диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры.
Задачей, на решение которой направлено совершенствование технологии устранения повреждений в устройствах железнодорожной автоматики, является снижение времени устранения этих повреждений с целью минимизации времени простоя или времени нарушения условий безопасности движения поездов.
Снижение времени устранения повреждения может быть достигнуто за счет изменения технологии обслуживания устройств [1, 2] или оптимизации процесса локализации отказа