Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСПОРТ / ЭКОНОМИКА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимов А.Е.

В условиях пандемии коронавируса экономическая и социальная изоляция страны привела к разрыву устоявшихся логистических и производственных цепей и обусловила масштабные изменения в деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Как ключевой фактор успешной адаптации бизнес-субъектов к новым условиям хозяйствования сейчас рассматриваются цифровые инновации, внедрение которых в деятельность предприятий железнодорожного транспорта будет способствовать оптимизации бизнес-процессов, обеспечению устойчивого развития предприятий отрасли и налаживанию их коммуникации со стейкхолдерами. Наряду с этим ускорение технологического прогресса и, как результат, сокращение жизненного цикла инноваций требуют наращивания темпов и, соответственно, затрат на осуществление научно-исследовательской деятельности, что в условиях ограниченности собственных ресурсов предприятий железнодорожного транспорта формирует потребность в поиске новых подходов к организации инновационной деятельности и привлечения к инновационному процессу других субъектов экономической деятельности. Ускорение цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности и преодоление цифрового неравенства в обществе нашло отражение в программах цифрового курса большинства экономически развитых стран. Несмотря на замедление темпов роста глобальной экономики из-за пандемии коронавируса, подавляющее большинство лидеров мирового рынка планирует ускорить цифровую трансформацию бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF RAILWAY INFRASTRUCTURE

In the context of the coronavirus pandemic, the economic and social isolation of the country led to the rupture of established logistics and production chains and caused large-scale changes in the activities of railway transport enterprises. Digital innovations are being considered as a key factor in the successful adaptation of business entities to new economic conditions, the introduction of which into the activities of railway transport enterprises will contribute to optimizing business processes, ensuring the sustainable development of industry enterprises and establishing their communication with stakeholders. Along with this, the acceleration of technological progress and, as a result, the shortening of the innovation life cycle require an increase in the pace and, accordingly, the costs of carrying out research activities, that in the conditions of limited own resources of railway transport enterprises creates the need to find new approaches to the organization of innovative activities and to involve other subjects of economic activity in the innovation process.The acceleration of the digital transformation of all spheres of life and the overcoming of digital inequality in society is reflected in the programs of the digital course of most economically developed countries. Despite the slowdown in the global economy due to the coronavirus pandemic, the vast majority of world market leaders plan to accelerate the digital transformation of business.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Актуальные проблемы цифровизации железнодорожной инфраструктуры

Акимов Александр Евгеньевич

аспирант, кафедра «Информационные системы цифровой экономики», РУТ (МИИТ), iakim777@mail.ru

В условиях пандемии коронавируса экономическая и социальная изоляция страны привела к разрыву устоявшихся логистических и производственных цепей и обусловила масштабные изменения в деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Как ключевой фактор успешной адаптации бизнес-субъектов к новым условиям хозяйствования сейчас рассматриваются цифровые инновации, внедрение которых в деятельность предприятий железнодорожного транспорта будет способствовать оптимизации бизнес-процессов, обеспечению устойчивого развития предприятий отрасли и налаживанию их коммуникации со стейкхолдерами. Наряду с этим ускорение технологического прогресса и, как результат, сокращение жизненного цикла инноваций требуют наращивания темпов и, соответственно, затрат на осуществление научно-исследовательской деятельности, что в условиях ограниченности собственных ресурсов предприятий железнодорожного транспорта формирует потребность в поиске новых подходов к организации инновационной деятельности и привлечения к инновационному процессу других субъектов экономической деятельности. Ускорение цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности и преодоление цифрового неравенства в обществе нашло отражение в программах цифрового курса большинства экономически развитых стран. Несмотря на замедление темпов роста глобальной экономики из-за пандемии коронавируса, подавляющее большинство лидеров мирового рынка планирует ускорить цифровую трансформацию бизнеса. Ключевые слова: цифровизация, транспорт, экономика, железнодорожный транспорт, трансформация.

В условиях пандемии коронавируса экономическая и социальная изоляция страны привела к разрыву устоявшихся логистических и производственных цепей и обусловила масштабные изменения в деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Как ключевой фактор успешной адаптации бизнес-субъектов к новым условиям хозяйствования сейчас рассматриваются цифровые инновации, внедрение которых в деятельность предприятий железнодорожного транспорта будет способствовать оптимизации бизнес-процессов, обеспечению устойчивого развития предприятий отрасли и налаживанию их коммуникации со стейкхолдерами.

Об этом свидетельствуют результаты исследования BCG Digital Transformation 2020 Global Study. Консалтинговое агентство провело опрос 700 руководителей крупных мировых компаний с уровнем дохода более 500 млн долл. и на этой основе выяснило, что пандемия лишь усилила интерес к цифровизации.

Более 90% компаний активизировали работу по цифровизации обслуживания клиентов. При этом 70% работы финансируется бизнес-подразделениями, а не IT-службами [1].

Подтверждает сказанное и исследование международной компании Euler Hermes [2]. Согласно Enabling Digitalization Index, отражающий возможности, созданные в стране для реализации цифровых проектов (регу-ляторная среда для бизнеса, экосистема знаний, качество подключения, инфраструктура и размер рынка), установлено, что лидерами цифрового рейтинга в 2020 г. стали США, Германия и Дания.

В частности, США заняли первое место в рейтинге благодаря высокому качеству экосистемы знаний, размеру конкурентного рынка и благоприятности правового регулирования.

Германия, в свою очередь, имеет высокие позиции по уровню сложившейся экосистемы знаний и развитостью инфраструктуры. Дания лидирует по качеству связи. Однако слабым местом страны остается уровень цифровых навыков населения.

Наряду с этим в России зафиксированы лишь фрагментарные изменения,направленные на формирование цифрового курса страны. Так, следует отметить одобрение в 2020 г. Концепции развития цифровой экономики и общества на 2020-2024 гг. и утверждении плана мероприятий по ее реализации [3].

Данный проект основными целями государства определяет стимулирование экономики и привлечения инвестиций, формирования платформы для трансформации различных отраслей экономики в процессе обеспечения их конкурентоспособности, улучшения доступности цифровых технологий по всей стране, создание новых условий и возможностей для реализации человеческого капитала, развитие «цифровых» индустрий, транспорта и бизнеса.

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м м

сч сч о

CS СП

о ш m

X

<

m о х

X

Кроме того, документ определяет путь развития России и ее мировое лидерство в контексте экспорта «цифровой» продукции и информационных услуг. Предусматривается необходимость разработки эффективных шагов по цифровизации в сфере здравоохранения, инфраструктуры, экологии и т. п [5].

Однако сегодня вне поля зрения руководства страны осталось вопросы формирования отдельных отраслевых концепций цифровизации, в частности железнодорожного транспорта, поскольку в Стратегии ОАО «РЖД» на 2019-2023 гг не нашло должного отражения вопросы совершенствования принципов организации инновационной деятельности, в т. ч. за счет использования возможностей цифровизации. В аспекте инновационной деятельности предприятий железнодорожного транспорта в рамках указанной стратегии указано на возможность формирования стратегических партнерств предприятий отрасли с мировыми лидерами в сфере производства и модернизации тягового подвижного состава [6].

В контексте исследования следует обратить внимание и на недавно принятую Национальную экономическую стратегию на период до 2030 г., которая определяет стратегические приоритеты экономического развития России, пути и задачи по их достижению.

Так, одним из направлений стратегического развития государства определены превращение России в логистический и производственный хаб, обеспечивающий потребности экономики, и дает возможность реализовать экспортный и транзитный потенциал.

При этом, прежде всего, отмечена ключевая роль железнодорожного транспорта в транспортной системе страны и раскрыты проблемы его стабильного функционирования, вызванные в значительной степени катастрофической изношенностью железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава и отсутствием финансовых ресурсов для их своевременного и полноценного обновления.

Для преодоления этих проблем обозначена важность решения таких задач [7]: разработка обновленной версии проекта Федерального Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и подзаконных нормативно-правовых актов для его реализации; создание конкурентного рынка железнодорожных перевозок; обновление и модернизация железнодорожного подвижного состава; обеспечение создания железнодорожного фонда, проведение капитального ремонта железнодорожных путей и других элементов железнодорожной инфраструктуры; обеспечение улучшения качества пассажирских железнодорожных перевозок и внедрения соответствующей системы управления; решение проблемы разукомплектования подвижного состава и краж грузов; повышение уровня безопасности железнодорожных перевозок; обеспечение электрификации железнодорожной колеи на участках, где это является экономически обоснованным для строительства высокоскоростной железной дороги; обеспечение улучшения качества (доступности) железнодорожных перевозок для маломобильных групп населения.

При этом следует отметить, что в рамках стратегии очерчено и направление развития цифровой экономики. Ускорение процессов цифровизации бизнеса и общества в целом планируется обеспечить за счет: акселерации экономической деятельности; трансформации ресурсных секторов экономики в высокопроизводительные, интеллектуальные и конкурентоспособные; трансформации сфер жизни в эффективные, современные и

комфортные; создание новых возможностей для реализации человеческого капитала, развития инновационных, креативных и цифровых индустрий и бизнеса [7].

Наряду с этим следует указать и на перспективу внедрения дорожных карт цифровизации таких инду-стрий, как агросектор, машиностроение, туризм, легкая промышленность, пищевая и перерабатывающая промышленность, энергетика, горнодобывающая промышленность, оборонная сфера.

Несмотря на в целом важность решения перечисленных задач, указанных в стратегиях не отражено инструменты наращивания инновационного потенциала предприятий железнодорожного транспорта и обеспечения цифровой трансформации их бизнес-процессов. Сегодня ОАО «РЖД» удалось достичь лишь фрагментарных результатов в направлении внедрения новейших технологий и цифровых решений.

В качестве примера реализации таких проектов следует привести транспортный портал rzd.ru, объединивший цифровые транспортные сервисы. На этой платформе созданы возможности для заказа государственных административных услуг в сфере транспорта, а также сайт предоставляет доступ к общим тематическим сервисам.

Непосредственно на железнодорожном транспорте внедрена автоматизированная система управления процессами материально-технического обеспечения, а также отдельные программные решения, направленные на совершенствование существующих автоматизированных систем на железнодорожном транспорте.

В частности, в сфере грузовых перевозок осуществлен переход на систему электронного документооборота и сотрудничества с клиентами, разработаны программные решения по организации учета и анализа маршрутных отправок, а также оперативного контроля доступного для работы парка локомотивов, в сфере пассажирских перевозок расширен функционал цифровых сервисов по оформлению электронных проездных документов и тому подобное.

Так, например, среди последних нововведений следует обратить внимание на запуск чат-бота в Viber и Telegram, а также обновление приложения РЖД, который оснащен функцией прямой продажи билетов с возможностью заказа питания во время поездки, информацией о расписании движения поездов, о времени прибытия, опоздания, платформу и номер пути прибытия, а также возможностью возврата билетов и тому подобное.

На фоне развития цифровой экономики кардинальные изменения происходят и в инновационной среде функционирования предприятий железнодорожного транспорта, связанные с масштабным проникновением цифровых технологий в их деятельность, углублением глобального инновационного партнерства и сотрудничества на основе развития цифровых экосистем, усилением кросс-функциональности и конвергентности элементов инновационной системы, переходом от массового стандартизированного производства до разработки кастомизированной продукции и услуг.

Эти процессы, в свою очередь, сопровождаются повышением технологической сложности производства и тотальной цифровизацией жизненного цикла инновационной продукции.

Следует отметить, что под влиянием перечисленных тенденций ощутимые изменения претерпевают и процессы организации инновационной деятельности на

предприятиях железнодорожного транспорта: локальные инновационные системы предприятий отрасли, которые на данный момент не способны самостоятельно обеспечить их инновационное развитие, трансформируются в открытые модели производства инноваций.

При этом целесообразно учитывать, что трансформация инновационных систем предприятий железнодорожного транспорта с локальных, которые предусматривают использование в инновационном процессе только собственного потенциала, в открытые инновационные системы, которые ориентированы на использование не только собственных, но и внешних идей, технологий, способов выхода на рынок и т. д, предусматривающий изменение и типа инновационной среды предприятий отрасли, особенностей взаимодействия субъектов инновационной деятельности, продолжительности инновационного цикла, типа инноваций и роли потребителя в инновационном процессе.

Итак, на смену локальной закрытой инновационной среде развития предприятий отрасли приходит открытая инновационная экосистема, сформированная на базе комплекса цифровых платформ.

Межфункциональный характер взаимодействия субъектов инновационной деятельности предприятий железнодорожного транспорта меняется на полиаспектный характер их сотрудничества в рамках цифровой экосистемы. Происходит сокращение инновационного цикла, большинство процессов должно быть передано предприятиями железнодорожного транспорта на аутсорсинг.

В условиях внедрения модели открытых инноваций на смену локальным внутренним инновациям приходят совместные инновационные решения, созданные благодаря синергетическому использованию идей, технологий, ресурсов и тому подобное.

Приобретает существенные изменения и роль потребителя в инновационном процессе: его традиционная роль исключительно как потребителя инновационной продукции и объекта для маркетинговых исследований трансформируется в соавтора и соавтора кастоми-зированной под его запросы продукции благодаря интеграции потребителя в инновационный процесс предприятий железнодорожного транспорта.

Таким образом, учитывая тот факт, что в настоящее время инновационные потребности мировых железнодорожных компаний удовлетворяются преимущественно за счет использования внешних источников инновационных идей, а в инновационном процессе учитываются потребности ключевых стейкхолдеров, целесообразным является совершенствование инновационно-технологического обеспечения отечественных предприятий железнодорожной отрасли за счет формирования открытых инновационных систем с целью формирования надлежащего инновационного базиса для реализации инициатив устойчивого роста отечественных предприятий будет способствовать ускорению цифровой трансформации железнодорожного транспорта.

Обеспечение интеграции предприятий железнодорожного транспорта и углублению управления ресурсами всех участников сотрудничества со стейкхолдерами.

Литература

1. Зайцев В. Е. Цифровая экономика как объект исследования : обзор публикаций // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 3. С. 107-122. ISSN 1999-5431.

2. Тихонов П. М. Развитие ресурсного обеспечения при регулируемой закупочной деятельности // Вестник ГУПС. 2019. № 4 (44). С. 112-123. ISSN 2079-0392.

3. Сай В. М., Тихонов П. М. Моделирование действий агента-заказчика при закупочной процедуре // Вестник ГУПС. 2020. № 2 (46). С. 51-68. ISSN 2079-0392.

4. Тихонов П. М. Графоаналитическая модель ресурсного обеспечения сетевой организационной структуры при регулируемом закупочном процессе (на примере холдинга «РЖД») // Вестник РГУПС. 2020. № 1. С. 129-136.ISSN0201-727X.

5. Вихорева М.В. Интенсификация взаимосвязи процессов управления персоналом со стратегией развития ОАО «РЖД» // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. -2018. - Т. 2. - С. 158-162.

6. Бутаков, С. Ю. Влияние инноваций на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта / С. Ю. Бутаков, С. В. Рачек // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 22. - С. 128-132.

7. Ксенофонтова Т.Ю., Грушинский С.В. Проблемы транспортного комплекса страны и перспективы их разрешения с учетом инновационных подходов / Экономика и менеджмент систем управления. - 2018. - № 4-1 (30). -С. 144-150.

Actual problems of digitalization of railway infrastructure

Akimov A.E.

RUT

In the context of the coronavirus pandemic, the economic and social isolation of the country led to the rupture of established logistics and production chains and caused large-scale changes in the activities of railway transport enterprises. Digital innovations are being considered as a key factor in the successful adaptation of business entities to new economic conditions, the introduction of which into the activities of railway transport enterprises will contribute to optimizing business processes, ensuring the sustainable development of industry enterprises and establishing their communication with stakeholders. Along with this, the acceleration of technological progress and, as a result, the shortening of the innovation life cycle require an increase in the pace and, accordingly, the costs of carrying out research activities, that in the conditions of limited own resources of railway transport enterprises creates the need to find new approaches to the organization of innovative activities and to involve other subjects of economic activity in the innovation process.The acceleration of the digital transformation of all spheres of life and the overcoming of digital inequality in society is reflected in the programs of the digital course of most economically developed countries. Despite the slowdown in the global economy due to the coronavirus pandemic, the vast majority of world market leaders plan to accelerate the digital transformation of business. Keywords: digitalization, transport, economy, railway transport,

transformation. References

1. Zaitsev V. E. Digital economy as an object of research: a review of

publications // Issues of state and municipal management. 2019. No. 3. S. 107-122. ISSN 1999-5431.

2. Tikhonov P. M. Development of resource support in regulated procurement

activities // Vestnik GUPS. 2019. No. 4 (44). pp. 112-123. ISSN 2079-0392.

3. Sai V. M., Tikhonov P. M. Modeling the actions of a customer agent in the

procurement procedure // Vestnik GUPS. 2020. No. 2 (46). pp. 51-68. ISSN 2079-0392.

4. Tikhonov P. M. Graph-analytical model of resource support of a network

organizational structure in a regulated procurement process (on the example of the Russian Railways holding) // Vestnik RGUPS. 2020. No. 1. P. 129-136.ISSN0201-727X.

5. Vikhoreva M.V. Intensification of the relationship between personnel

management processes and the development strategy of Russian Railways // Transport infrastructure of the Siberian region. -2018. - T. 2. - S. 158-162.

6. Butakov, S. Yu. Influence of innovations on improving the competitiveness

of railway transport / S. Yu. Butakov, S. V. Rachek // Innovations. The science. Education. - 2020. - No. 22. - S. 128-132.

7. Ksenofontova T.Yu., Grushinsky S.V. Problems of the transport complex

of the country and the prospects for their resolution, taking into account innovative approaches / Economics and management of control systems. - 2018. - No. 4-1 (30). -FROM. 144-150.

X X

о

го А

с.

X

го m

о

2 О

to м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.