УДК 004:656
КЛЫЧЕВА Н.А., к.э.н., доцент (Российский университет транспорта (МИИТ)) ПРОКОФЬЕВА Е.С., к.т.н., доцент (Российский университет транспорта (МИИТ))
Цифровая трансформация транспортно-логистических услуг
Klycheva N.A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (RUT (MIIT)) Prokofeva E.S., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (RUT (MIIT))
Digital transformation of transport and logistics services
Введение
Для эффективной работы на рынке и наращивании транзитного потенциала России, транспортному комплексу необходимо постоянно развиваться, повышать скорость, качество, удобство обслуживания пассажиров и перевозки грузов. Это невозможно без модернизации корпоративной культуры управления на железнодорожном транспорте и оказания инновационных и эффективных транспортно-логистических услуг.
Усилия ОАО «РЖД» направлены не только на внедрение в холдинге инноваций и прорывных технологий, но и изменение корпоративной культуры, повышение эффективности и
формирование новых бизнес-процессов, а также расширение набора предлагаемых рынку услуг [1].
Цифровой трансформации
подвержены все элементы транспортно-логистического процесса. Стратегией предусмотрена реализация свыше 50 проектов в различных сферах, а также применение передовых отечественных инновационных разработок на базе таких цифровых технологий, как хранение и управление «большими» данными, распределенные реестры, промышленный интернет вещей и квантовые вычисления и других.
Анализ последних исследований и публикаций
Политика государства в области цифровых технологий определена в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Одной из целей данной Программы является создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и обеспечено эффективное
взаимодействие, включая
трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества,
государства и граждан [2].
Вопросами цифровизации
озадачены все отрасли производства и промышленности, в том числе и транспортно-логистический комплекс. В целях реализации государственной программы 28 октября 2019 года совет директоров ОАО «РЖД» утвердил «Стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года» (далее -Стратегия) [1]. Документ определяет концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, задает
приоритетные направления
цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области ИТ, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии. В соответствии со Стратегией компания выходит на новый инновационный уровень и вступает в технологическую
революцию.
Цель работы
Изменение технологии
мышления - один из ключевых факторов эффективной работы в цифровой экономике в эпоху IV промышленной революции.
Прорабатывая стратегию цифровой трансформации, холдинг ОАО «РЖД» уделил этому вопросу огромное внимание, понимая, что переход на цифровые технологии - это изменение мышления кадрового потенциала и корпоративной культуры компании. Целью данной работы является определение основных направлений цифровой трансформации транспортной отрасли, выявление эффективных направлений оптимизации бизнес-процессов.
Промышленная революция - это не модернизация, а значительное изменение, которое в разы удешевляет оказание услуг. В связи с этим, можно выделить основные задачи:
1. Проанализировать внедрение цифровых платформ на железнодорожном транспорте.
2. Описать оптимизацию бизнес-процессов за счет разработки и внедрения инновационных методов цифровизации.
Основная часть
Цифровые технологии полностью
охватывают нашу повседневную реальность. С целью повышения эффективности организации
перевозочной деятельности необходим переход к автоматизированным системам, обеспечивающим поддержку принятия персоналом эффективных решений для возможности управления производственными процессами в реальном времени, моделирования и прогнозирования развития ситуаций. Это возможно с помощью внедрения и применения автоматизированной
системы на базе использования новейших научных разработок в области динамического управления бизнес-процессами с использованием искусственного интеллекта,
ориентированной на повышение качества транспортного обслуживания [3]. Данные технологии, безусловно, приведут к повышению эффективности транспортной отрасли и экономики страны в целом.
Одним из основных принципов реализации Стратегии в холдинге ОАО «РЖД» станет формирование восьми цифровых платформ -комплексов взаимосвязанных
технологических решений для взаимодействия участников
транспортного рынка. В их числе платформы:
- мультимодальных пассажирских перевозок;
- мультимодальных грузовых перевозок;
- транспортно-логистических узлов;
- оператора линейной инфраструктуры;
- логистического оператора электронной коммерции;
- управления перевозочным процессом;
- тягового подвижного состава;
- непроизводственных процессов.
Наиболее востребованными
технологиями являются интернет вещей, big data, интеллектуальные системы, blockchain, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной
реальностей.
Основной инициативой развития транспортно-логистических услуг
является создание автоматизированного ресурса ведения единого каталога услуг в области грузовых перевозок, обеспечивающего доступ потребителей ко всему спектру услуг, условий и параметров перевозки грузов.
Ключевой инициативой развития
пассажирского комплекса в дальнем следовании является цифровизация клиентских сервисов и бизнес-процессов.
В условиях технологической революции все отрасли переходят на Индустрию 4.0, где данные и аналитика в цифровой форме являются центральными компонентами и факторами производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает
конкурентоспособность страны.
Важнейшие направления перехода к Индустрии 4.0 представлены на рис. 1.
Рис. 1. IV технологическая революция
Цифровая корпоративная культура играет одну из важнейших ролей как инструмент реализации цифровой трансформации транспортной отрасли.
Основными направлениями
цифровой корпоративной культуры являются обучение и подготовка сотрудников, вовлеченных в процесс цифровой трансформации и создание института «агентов изменений» -сотрудников, деятельность которых направлена на обучение других сотрудников, непосредственное участие
в мероприятиях по управлению изменениями, обеспечение мониторинга хода цифровой трансформации, обобщение передового опыта и его распространение.
Помимо корпоративной культуры существует ряд направлений
транспортной отрасли, подлежащих первоочередной цифровой
трансформации:
- развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве на основе
ориентированности на клиентов;
- создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта;
- внедрение инновационных систем автоматизации и механизации станционных процессов («интеллектуальная станция»);
- разработка и внедрение перспективных технических средств и технологий инфраструктуры путевого комплекса, железнодорожной автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, инновационных информационных и телекоммуникационных технологий;
- установление требований для создания и внедрения инновационного подвижного состава;
- развитие системы управления безопасностью движения и методов управления рисками, связанных с безопасностью и надежностью перевозочного процесса;
- разработка и внедрение технических средств и технологий для развития скоростного и высокоскоростного движения;
- развитие технологий организации грузового тяжеловесного движения;
- повышение энергетической эффективности производственной деятельности;
- внедрение наилучших доступных технологий в природоохранной деятельности;
- развитие системы управления качеством.
Процесс цифровизации транспорта невозможен без оптимизации бизнес-процессов и переработки нормативно-правовой базы. Трансформация влечет за собой внесение изменений в сложившиеся производственные
процессы и механизмы кросс-функционального взаимодействия
между подразделениями, создание проектного офиса реализации стратегии цифровой трансформации, организацию взаимодействия с научным отраслевым комплексом для участия в создании цифровых платформ и осуществления научной экспертизы на всех этапах разработки продукта.
Одним из элементов стратегии цифровой трансформации на железнодорожном транспорте являются цифровые платформы управления перевозочным процессом. В процессе разработки и внедрения цифровых платформ происходит пересмотр регламентов взаимодействия и оптимизация бизнес-процессов между подразделениями. Примером может являться регламент взаимодействия Центра фирменного транспортного обслуживания, Центральной дирекции управления движением и их подразделений при планировании и осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов. При разработке нового регламента учитывалось обеспечение эффективного
взаимодействия подразделений,
обеспечение финансовой стабильности и конкурентоспособности холдинга ОАО «РЖД», оптимизация
использования инфраструктуры,
выполнение бюджетных заданий по объемам перевозок и показателям использования подвижного состава.
Данный регламент охватывает функции прогнозирования и
планирования, функции, связанные с оперативной деятельностью и договорной работой, контролем и анализом выполнения обязательств по перевозкам.
Взаимодействие при
прогнозировании и планировании перевозок грузов подразделяется на несколько этапов формирования объемов перевозок грузов - на год,
квартал и месяц [4]. Формирование прогнозных параметров погрузки железнодорожных администраций стран СНГ для перевозки в Россию и транзитом через Россию
осуществляется на основе анализа статистических данных о перевозках грузов.
Формирование прогноза
квартальных объемов перевозок грузов производится в целях уточнения годового плана перевозок по кварталам не позднее, чем за 30 дней до начала квартала. Проект месячного плана перевозок формируется на основе имеющейся грузовой базы и заявок на перевозку грузов, возможностей грузополучателей по выгрузке вагонов, а также с учетом пропускных и перерабатывающих способностей
инфраструктуры.
Наряду с долгосрочным и среднесрочным планированием
происходит формирование проекта плана погрузки на текущие сутки с учетом:
- графика подач вагонов под погрузку на планируемые сутки;
- наличия и возможности своевременного подвода порожнего
приватного парка;
- действующих ограничений пропускных способностей участков и перерабатывающих способностей
станций.
В процессе планирования грузовых перевозок принимают участие различные структурные подразделения. Для обобщения и обобщения аналитической информации
используются «Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных
документов», «Автоматизированная система оперативного управления перевозочным процессом», «Единая автоматизированная система актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок», «Автоматизированная
система управления местной работой» и др. С помощью этих информационных систем возможно оперативное сквозное производственное планирование
грузовых перевозок на
железнодорожном транспорте.
Еще одним проектом
цифровизации железнодорожного
транспорта является создание цифровой платформа грузовых перевозок (рис. 2).
Рис. 2. Цифровая платформа грузовых перевозок
Выводы
Цифровая трансформация
транспортной отрасли - это кардинальное повышение
эффективности деятельности благодаря применению, в дополнение к традиционным инструментам,
цифровых технологий и интеграции данных из различных направлений бизнеса [5]. Цифровые технологии окружают нас уже сегодня в повседневной жизни, учитывая это, для поддержания конкурентоспособности, повышения клиентоориентированности и экономического роста, транспортная отрасль должна трансформироваться во всех направлениях деятельности.
Следуя стратегии цифровой трансформации, цифровизации
подлежат активы, сервисы и модель управления транспортной отраслью [6].
Цифровая трансформация это не только технологическая, но и, главным образом, управленческая задача. Ключевые процессы перехода на цифру это:
- переход от простой автоматизации процессов к их трансформации. Разработка новых технологических процессов;
- Актуализация нормативной базы, разработка отраслевых стандартов;
- обеспечение киберзащищенности;
- модернизация объектов инфраструктуры, оптимизация парка подвижного состав;
- создание новой корпоративной культуры. Развитие кадрового потенциала;
- привлечение и внедрение инновационных технологий через специализированные фонды, акселераторы и долгосрочное партнерство с технологическими лидерами;
- интеграция с программой Цифровая экономика РФ;
- создание цифровых сервисов.
Список литературы:
1. Информационные технологии в РЖД [Электронный ресурс]: сайт. -Tadviser. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index. - Загл. с экрана.
2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gF M4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0. pdf.
3. Белая книга ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]: сайт. - Железная дорога. История, терминология, новости развития. - Режим доступа: http://rly.su/ru/content. - Загл. с экрана.
4. Клычева Н.А. Тенденция развития рынка грузовых железнодорожных перевозок. Информация как двигатель научного прогресса / Н.А. Клычева, С.С. Андриянов, В.С. Колесников // Сборник статей Международной научно-практической конференции. -2019. - С. 28.
5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р.
Аннотации:
В статье детально рассмотрены процессы цифровой трансформации транспортной отрасли. Определены основные элементы стратегии цифровой трансформации
железнодорожного транспорта. Приведены примеры внедрения продуктов цифровизации. Описана оптимизация бизнес-процессов транспортных подразделений в результате
использования цифровых платформ и информационных технологий.
Ключевые слова: цифровизация, транспорт, трансформация, технологическая
революция, бизнес-процессы, логистика, грузовые перевозки.
The article describes in detail the processes of digital transformation of the transport industry.
The main elements of the strategy of digital transformation of railway transport are defined. Examples of implementation of digitalization products are given. The article describes the optimization of business processes of transport units because of the use of digital platforms and information technologies.
Keywords: digitalization, transport, transformation, technological revolution, business processes, logistics, freight transportation.
УДК 656.073.22
ДОЦЕНКО Ю.В., к.т.н., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта) ХВЕСЬ С.В., ассистент (Донецкий институт железнодорожного транспорта)
Анализ размещения и крепления грузов при перевозке железнодорожным и автомобильным транспортом в странах Союза Независимых Государств
Dotsenko Y.V., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (DRTI) Hves S.V., Assistant (DRTT)
Analysis of the placement and securing of goods during transportation by rail and road in the countries of the Union of Independent States
Введение
В современных условиях ситуация в мировой экономике характеризуется развитием интеграционных процессов и интенсификацией товаропотоков. Это, в свою очередь, значительно влияет на рынок транспортных услуг, который своеобразен и имеет свою специфику. Характерной его чертой на сегодняшний день является то, что он до сих пор формируется и стремительно развивается. В частности, число субъектов хозяйствования,
осуществляющих услуги по перевозке грузов, а также сопутствующие услуги,
стремительно растет.
С целью обеспечения
конкурентоспособности, у субъектов хозяйствования как участников отношений на рынке транспортных услуг, появляется необходимость установления новых более высоких требований к организации процесса перевозки, а также сопутствующих услуг. В частности, такие нововведения направлены на создание условий, ориентированных на обеспечение сохранности перевозимых грузов.
Подход к решению данной проблемы, на первый взгляд, кажется вполне элементарным. Груз, с целью