Научная статья на тему 'Оценка влияния цифровых технологий на рост добавленной стоимости деятельности транспортных организаций'

Оценка влияния цифровых технологий на рост добавленной стоимости деятельности транспортных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
774
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОКЧЕЙН / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ХОЛДИНГ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION / ECONOMIC GROWTH / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / BLOCKCHAIN / INTERNET OF THINGS (IOT) / BIG DATA / RUSSIAN RAILWAYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулый И. М.

Цель: Обоснование эффективности цифровых технологий транспорта и верификация гипотезы о влиянии цифровых технологий на экономический рост. Методы: В основу исследования положена методология изучения причинно-следственных зависимостей, позволяющая провести верификацию взаимосвязи экономических показателей. Применены методы технико-экономического моделирования, морфологии понятийного аппарата, сравнения, синтеза данных экспертных заключений. Результаты: Сформулировано определение цифровой экономики на основе синтеза содержания частных понятий о составе секторов однородных экономических субъектов, производящих и применяющих цифровые технологии, продукты и сервисы. Аналитически подтверждена гипотеза о взаимосвязи экономического роста и степени развития цифровых технологий. Выявлено, что в транспортной отрасли влияние цифровой инфраструктуры на рост добавленной стоимости оценивается как одно из наиболее существенных. Обозначены и структурированы источники возникновения экономического эффекта при реализации проектов цифровизации холдинга «Российские железные дороги». Практическая значимость: Полученные результаты применимы при разработке стратегий, проектов и программ внедрения цифровых технологий в транспортных организациях, при обосновании подготовки документов стратегического планирования на уровне компаний, транспортного комплекса и национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the digital technology impact on the growth of value added of transport organizations’ activity

Objective: To justify the efficiency of digital transport technologies and to verify the hypothesis of the impact of digital technologies on economic growth. Methods: The study is based on the methodology of studying cause-and-effect relationships, which makes it possible to verify the relationship of economic indicators. The methods of techno-economic simulation, morphology, conceptual framework, comparison, data synthesis and expert opinions were applied in the study. Results: The definition of the digital economy was formulated on the basis of the content synthesis of specific concepts on the structure of sectors homogenous economic entities which produce and apply digital technologies, products and services. The hypothesis on the connection between economic growth and the level of development of digital technologies was analytically confirmed. It was revealed that the impact of digital infrastructure on the growth of added value is rated as one of the most significant in the transport industry. The sources of appearance of economic effect during the implementation of digitalization projects of the “Russian Railways” holding company were identified and structured. Practical importance: The obtained research results are applicable in the development of strategies, projects and programs for the introduction of digital technologies in transport organizations, as well as justification of the preparation of strategic budgeting documents at the level of companies, transport system and national economy.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния цифровых технологий на рост добавленной стоимости деятельности транспортных организаций»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 330.341.1 1

Оценка влияния цифровых технологий на рост добавленной стоимости деятельности транспортных организаций

И. М. Гулый

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Гулый И. М. Оценка влияния цифровых технологий на рост добавленной стоимости деятельности транспортных организаций // Бюллетень результатов научных исследований. - 2019. - Вып. 3. - С. 89-101. 001: 10.20295/2223-9987-2019-3-89-101

Аннотация

Цель: Обоснование эффективности цифровых технологий транспорта и верификация гипотезы о влиянии цифровых технологий на экономический рост. Методы: В основу исследования положена методология изучения причинно-следственных зависимостей, позволяющая провести верификацию взаимосвязи экономических показателей. Применены методы технико-экономического моделирования, морфологии понятийного аппарата, сравнения, синтеза данных экспертных заключений. Результаты: Сформулировано определение цифровой экономики на основе синтеза содержания частных понятий о составе секторов - однородных экономических субъектов, производящих и применяющих цифровые технологии, продукты и сервисы. Аналитически подтверждена гипотеза о взаимосвязи экономического роста и степени развития цифровых технологий. Выявлено, что в транспортной отрасли влияние цифровой инфраструктуры на рост добавленной стоимости оценивается как одно из наиболее существенных. Обозначены и структурированы источники возникновения экономического эффекта при реализации проектов цифровизации холдинга «Российские железные дороги». Практическая значимость: Полученные результаты применимы при разработке стратегий, проектов и программ внедрения цифровых технологий в транспортных организациях, при обосновании подготовки документов стратегического планирования на уровне компаний, транспортного комплекса и национальной экономики.

Ключевые слова: Цифровая экономика, цифровизация, экономический рост, информационно-коммуникационные технологии, блокчейн, Интернет вещей, большие данные, холдинг «Российские железные дороги».

Введение

Одним из главных основополагающих условий, определяющих выбор государственного, отраслевого и корпоративного управления в сторону построения цифровой экономики, является оценка влияния мероприятий, связанных с цифровизацией, на экономический рост. К задачам экономической науки в этой связи относятся поиск и разработка научно-методических положений, позволяющих обосновать экономическую эффективность инвестирования в цифровые технологии, и целесообразность выбора цифровой основы экономического роста как ключевой, системообразующей и объективно необходимой.

Материалы исследования

Общепринятого определения цифровой экономики не существует. Впервые этот термин был сформулирован в 1995 г. американским инфор-матиком Н. Негропонте (Массачусетский университет). Под цифровой экономикой им обозначена деятельность, в которой процессы осуществляются посредством движения не атомов, а битов, т. е. информация представлена в цифровом виде [1].

В настоящий момент существуют десятки определений цифровой экономики. Синтезировав главное в них, выделим два подхода к трактовке исследуемой категории. Первый, более узкий, в рамках которого цифровая экономика - это экономика, основанная на цифровых технологиях производства товаров и оказания услуг. Сюда входят сферы деятельности, в которых процесс производства товара, оказания услуги осуществляется на цифровой основе (традиционные товары, услуги, преобразованные в электронную цифровую форму). Второй, расширенный, подход - это экономическое устройство, в котором товары и услуги производятся с преобладающим использованием цифровых технологий, а данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства продукции и оказания услуг. Количественным критерием здесь может выступать следующий: более половины добавленной стоимости в компании (отрасли) и в целом в национальной экономике создается с применением цифровых технологий: большие данные; безлюдные технологии искусственного интеллекта; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; робототехника и сенсорика; виртуальная и дополненная реальность, беспроводные коммуникации [2].

Более конкретно цифровую экономику будем определять как экономическую деятельность, охватывающую производство информационных товаров (ИТ) и услуг, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

(цифровой сектор экономики - первый уровень), а также деятельность, связанную с производством товаров и услуг, преимущественно или полностью произведенных на базе цифровых технологий, осуществляемую экономическими субъектами, бизнес-модели которых основываются на цифровых продуктах или услугах (второй и третий уровни) (рис. 1).

Рис. 1. Уровни и составляющие цифровой экономики (составлено автором по [1])

Цифровая экономика будет оказывать все большее и решающее влияние на темпы экономического роста [3-5]. Индексы цифровой экономики, основу которой составляет цифровой капитал 1, характеризуемой представленными на рис. 1 рамками, в последние годы существенно выше общих макроэкономических индексов в большинстве стран «большой двадцатки» (рис. 2).

Для доказательства связи цифровизации и экономического благосостояния можно использовать подход компании Нш"№е1, специалисты которой предлагают оценивать влияние различных агрегированных цифровых индексов на ключевые макроэкономические показатели [6]. Сравнив индекс развития ИКТ 2 и душевого ВВП (рис. 3), подтверждаем гипотезу: в развитых

1 К цифровому капиталу отнесем цифровые цепочки поставок, цифровые платформы, электронную коммерцию, цифровой контент, различные нематериальные активы и др.

2 Индекс развития ИКТ - ключевой показатель стран мира, характеризующий достижения стран мира с точки зрения развития ИКТ, ежегодно публикуемый Международным союзом электросвязи.

Третий уровень - цифровая и цифровизированнаяэкономика

Второй уровень - цифровая экономика

Первый уровень -сектор ИКТ -производство ИТ и ИКТ товаров и услуг

Рис. 2. Среднегодовые темпы роста национальных экономик и цифровых Интернет-экономик в странах G-20 в 2010-2016 гг. (% в год) (построено автором на основе [4, 5])

•-Люксембург

Ф- Норвегия

Ф- Ирландия

• Сингапур Дан11я Австралия • Ф1ивеция

Авс1Ри Тер мани»- Нидерланд Канада . ф- Финляндия Бел ьгн я ■»* Н. ЗеТа нди я «в елико Вр ита

№РаГ' фр#ан^ Япония

По Ф- Испания ртугалия Словения * Респ. Корея

Словаки^ "СЧЬвш * .Эстония Мексика Турц»' Аргенти^4"11'

Индия • Индонезия • Китай * - ЧСГГ" • Россия Ф ЮАР Армения . Казахстан Египет* Украина * ^Г

2,00

4,00 5,00 6,00

Индекс развития ИКТ [среднее за 2010-2017 гг.)

7,00

Б,00

3.00

Рис. 3. Взаимосвязь индекса развития ИКТ и душевого ВВП по странам мира (построено автором на основе [5, 7])

странах с высоким уровнем внедрения ИКТ влияние цифровых технологий на масштаб экономики и экономический рост существенно выше.

Почему экономический рост и масштаб экономики выше там, где цифровые технологии более развиты?

Существенным источником экономического роста отраслей экономики служит многофакторное повышение операционной производительности компаний. Опыт стран-лидеров показывает, что оно происходит за счет:

- увеличения эффективности НИОКР и разработки продуктов (ускоряется процесс разработки инноваций при быстром прототипировании, автоматизированном анализе и т. д.);

- оптимизации производственных и логистических операций;

- более эффективном использовании ресурсов («умные» ИТ-системы помогают оптимизировать расход сырья, материалов, запасных частей и сократить потери) [8].

Другим фактором, влияющим на прирост ВВП от цифровизации, является повышение отдачи от производственных и непроизводственных активов. Например, внедрение Интернета вещей (1оТ) позволяет компаниям добиться повышения выхода готовой продукции, сокращения простоев оборудования и транспортных средств, оптимизировать загрузку мощностей, сократить расходы на ремонты.

Еще один фактор: цифровизация отраслей приводит к изменению спроса на факторы производства и производимые товары и услуги. Меняется модель формирования добавленной стоимости, снижается влияние посредников. Возрастает значение индивидуального подхода к формированию спроса за счет создания уникальных цифровых сервисов и гибкого цифрового взаимодействия компаний с клиентами. Опережающими темпами растет потребность компаний и физических лиц в цифровых услугах, сопровождающих потребление и эксплуатацию [9-11].

Согласно экспертным оценкам [9], дополнительный прирост российского ВВП от внедрения новых цифровых технологий будет составлять в среднем до 2025 г. от 0,4 до 0,9 % в год. За счет вклада цифровизации рост российского ВВП оценивается на уровне от 19 до 34 % к 2025 г. по сравнению с 2015 г. (рис. 4) [9]. Для сравнения: макроэкономический прогноз Министерства экономического развития на тот же период, без учета реализации сценария цифровой трансформации, - от 16 до 23 %.

На рис. 5 представлены экспертные оценки вклада цифровизации в темпы роста добавленной стоимости отдельных секторов экономики, проведенные аналитиками Высшей школы экономики [12, 13]. В итоге можно утверждать, что в транспортной отрасли влияние цифровой инфраструктуры на рост добавленной стоимости оценивается наиболее значительно. Процессы автоматизации, внедрения интеллектуальных транспортных систем,

Оптимизация производства и логистики

Мониторинг производственных мощностей и инфраструктуры в реальном времени Оптимизация логистических маршрутов и приоритезация направлений

6,5

18,5

Повышение эффективности рынка труда

Эффективный и быстрый поиск работы и заполнение вакансий

Новые профессии будущего и рабочие места Возможности удаленной работы

9,7

13,4

Повышение производительности оборудования, транспортных средств

Повышение эффективности исследований и разработок и разработки новых продуктов, услу г, техноло гий

Сокращение простоев и расходов на ремонты

Повышение загрузки оборудования и полезного использования

Быстрое прототипирование и контроль качества

Анализ больших данных при разработке и совершенствовании продуктов и услуг

1,9

0,9

6,5

2,3

Снижение расходов ресурсов и потерь

Сокращение расхода энергии и топлива Сокращение потерь сырья, материалов и др.

0,2

0,5

Рис. 4. Экспертные оценки прироста ВВП в 2025 г. к 2015 г. за счет цифровизации минимальные и максимальные значения (%) [9]

3,04 3,03 |-1 _ 2,61 2 54

2,88 I I

1,32

I ш^ш

1,02 1,2 Л

I III 1 1'б41^1 III

1,19

0,91

1,00

0,83 ■ 0,36 | 0,6

■ "Ио,31

-0,5бИ-0,4 ■-0,53

а

¿р

¿г

„•у Л» о

# ,

А//УУ

А Л."

О"

£ #

Вклад производительности

Вклад капитала

Вклад труда

Рис. 5. Экспертная оценка факторов роста добавленной стоимости, связанных с влиянием цифровых технологий, по секторам российской экономики - среднегодовые значения вклада факторов за период с 2017 по 2030 г. (%): вклад совокупного фактора

производительности; капитала и труда [13]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цифрового моделирования и аналитики, интернетизации объектов инфраструктуры и подвижного состава существенным образом повлияют на отдачу средств производства и повышение совокупной производительности труда и капитала компаний-перевозчиков (рис. 5).

Рассмотрим более подробно основные источники обеспечения заявленного экспертами экономического эффекта цифровизации на примере российского железнодорожного транспорта.

В программе развития холдинга «Российские железные дороги» («РЖД») отмечается, что реализация долгосрочных мероприятий и достижение поставленных программных целей возможны только при условии перехода на цифровую модель экономического роста, обеспечивающую эффективность бизнеса, снижение операционных издержек, развитие клиентоориентированности и повышение производительности труда [14].

Ключевые направления развития информационных систем включают в себя:

- создание единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики для повышения доходности грузоперевозок и логистического бизнеса;

- создание единого информационного пространства пассажирского комплекса для повышения доходности пассажирских перевозок [15];

- формирование сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса для повышения эффективности железнодорожных перевозок и инфраструктуры;

- создание единой интегрированной автоматизированной системы управления;

- оптимизацию корпоративных систем управления;

- анализ и разработку отчетности для повышения доходности зарубежной деятельности;

- увеличение эффективности социальной сферы и корпоративного управления [16].

На рис. 6 показаны источники возникновения экономического эффекта при реализации проектов цифровизации холдинга «РЖД».

Рассмотрим некоторые из представленных проектов (рис. 6), ожидаемые результаты и источники экономического эффекта и повышения эффективности.

Запуск системы смарт-контрактов на основе технологии блокчейн для облегчения сотрудничества между железной дорогой, портами, транспортными компаниями, органами власти и прочими участниками перевозочного процесса позволит уменьшить «бюрократию» и сделать весь процесс намного более эффективным и прозрачным для всех участников.

При построении единой транспортной логистической среды России, участником которой, безусловно, является ОАО «РЖД», будут широко за-

Направления цифровизации I

Цифровые транспортно-логистические узлы,

функционирующие на основе технологий _Block Chain__

Предсказательная диагностика состояния инфраструктуры и подвижного состава с применением технологии Bie Data

Система оповещения о неисправностях в режиме реального времени -технология _Интернета вещей (1оТ)_

Система управления динамическим обслуживанием на базе технологий 1оТ

Центр обработки и анализа данных, выполняющий функции непрерывной аналитики, моделирования, прогнозирования

Системы по управлению движением без машиниста

Технологии цифрового моделирования (В1М)

Сокращение затратна перевалку грузов и потерь, вызванных несинхронной работой различных модальностей

Повышение степени загрузкитранспортных коридоров и более полная реализация транзитного потенциала территории

Повышение сервиса грузоперевозок, эффективности грузо-и товаросопроводительной сети

Сокращение потерь и предотвращение ущерба от схода с рельсов

Сокращение расходов и потерь, улучшение обслуживания клиентов

Сокращение расходов на техобслуживание, времени простоев и объемов запчастей, компенсаций, выплаченных клиентам вследствие задержек

Повышение надежности подвижного состава, оптимизация затрат на сервисное обслуживание

Уменьшение эксплуатационных расходов за счет сокращения ставок машинистов, точное соблюдение графика, повышение _безопасности_

Экономия в сроках выполнения строительно-монтажных работ, стоимости строительства и эксплуатации объектов

Рис. 6. Основные планируемые к внедрению проекты цифровизации холдинга «РЖД» и предполагаемые источники экономического эффекта, обеспечивающего экономический рост компании (составлено автором на основе [17])

действованы технологии 1оТ в процессе отслеживания грузов. В итоге существенно вырастет скорость прохождения груза по территории страны.

Инновационная мобильность как основной клиентский сервис для пассажиров предполагает внедрение цифровой платформы, предоставляющей пассажирам возможность заказать билет на мультимодальные поездки «от двери до двери». Помимо базовой железнодорожной поездки предусмотрена возможность планировать поездку другими видами транспорта. Благодаря такому сервису, вырастут привлекательность многих видов транспорта и транспортная мобильность населения.

Для клиентов в области грузоперевозок создается «электронная площадка для заказа перевозок "РЖД"». Помимо базовых услуг перевозки к ней

подключаются услуги терминально-складского комплекса, финансовые услуги и др.

Платформа для эксплуатации инфраструктуры будет способствовать повышению внутренней эффективности. В нее интегрированы следующие системы: учета, автоматизированной диагностики инфраструктуры и подвижного состава, искусственного интеллекта для перехода на предиктивное обслуживание.

Большой резерв роста доходов от перевозок - в развитии международных транзитных перевозок. Здесь важное значение имеет использование электронных пломб в транспортно-логистической деятельности.

В центре анализа данных «РЖД» в режиме реального времени в единую базу собирается информация по поездам. На ее основе возможны различные математические модели (пилотный пример: модель состояния агрегатов подвижного состава). В итоге обеспечиваются экономия затрат, экономика в результате предотвращения ущерба, сокращаются потери от простоев.

Заключение

Итак, модель построения цифровой экономики транспорта является экономически обоснованной: внедрение цифровых технологий способствует повышению экономического роста как в самой транспортной отрасли, так и в национальной экономике в целом. Влияние цифровой инфраструктуры транспорта на рост добавленной стоимости - одно из наиболее существенных среди всех отраслей. При должном инвестировании в ближайшие годы дополнительный прирост добавленной стоимости транспортного комплекса за счет внедрения цифровых технологий может составить до 3 % ежегодно. Холдингом «РЖД» экономический рост, благодаря цифровизации, будет обеспечен комплексом проектов: системы распределенного реестра, аналитика и большие данные, Интернет вещей, инновационная мобильность, интеграция железнодорожного транспорта в единую национальную транспортную логистическую среду.

Библиографический список

1. Бухт Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики / Р. Бухт, Р. Хикс // Вестн. международных организаций. - 2018. - Т. 13, № 2. - С. 143-172.

2. Аброскин А. С. Экономическое развитие в цифровую эпоху / А. С. Аброскин, Ю. К. Зайцев, Г. И. Идрисов и др. - М. : Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 88 с.

3. Журавлева Н. А. Концептуальные основы оценки эффектов от развития проектов высокоскоростных транспортных систем на основе магнитной левитации / Н. А. Журавлева // Транспортные системы и технологии. - 2019. - Т. 5, № 1. - С. 89-102.

4. BCG. The Internet economy in the G-20. - Boston : Boston Consulting group. - NW, 2017. - 57 р. - URL : https://www.bcg.com (дата обращения : 30.06.2019).

5. Россия и страны мира. 2018 : стат. сб. - M. : Росстат, 2018. - 375 с.

6. Прохоров А. Цифровая экономика цифровая, трансформация. Как определить, измерить, повысить? / А. Прохоров, компания Huawei Russia. - URL : http://lib.broadcasting. ru (дата обращения : 30.06.2019).

7. Индикаторы цифровой экономики : 2019 : стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.

8. Saks N. V. Digitalization as a factor of formation of new economic opportunities under globalization conditions / N. V. Saks, L. F. Kazanskaya, Yu. V. Egorov // Globalization and its socio-economic consequences : 18th International Scientific Conference Proceedings. - Pt V. Digital Single Market ; Rajecke Teplice, Slovak Republic, 10-11th of October, 2018. - Zilina : University of Zilina printed, 2018. - P. 2152-2158.

9. Аптекман А. Цифровая Россия: новая реальность / А. Аптекман, В. Калабин,

B. Клинцов и др. ; результаты исследований компании «McKinsey & Company». - URL : http://www.mckinsey.com (дата обращения : 30.06.2019).

10. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации : докл. о развитии цифровой экономики в России. - Washington D. C. : Междунар. банк реконструкции и развития/Всемирный банк, 2018. - 176 с.

11. Казанская Л. Ф. Оптимизация системы управления в транспортно-логистической компании с учетом требований цифровых технологий / Л. Ф. Казанская, А. В. Яшунина // Развитие экономической науки на транспорте : создание методологической основы для развития компетенций цифровизации транспортных систем : сб. науч. статей VI Междунар. науч.-практич. конференции, Санкт-Петербург, 26 апреля 2018 г. - СПб. : ПГУПС, 2018. -

C. 184-189.

12. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение : докл. к XX Апр. междунар. науч. конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 9-12 апреля 2019 г. / науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2019. - 84 с.

13. Цифровая экономика : глобальные тенденции и практика российского бизнеса : материалы исследования / отв. ред. Д. С. Медовников. - М. : Ин-т менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, 2019. - 121 с.

14. Об утверждении долгосрочной программы развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р. - URL : http://government.ru/docs/36094 (дата обращения : 30.06.2019).

15. Волкова Е. М. Проблемы оценки экономических эффектов от использования цифровых технологий в городских транспортных системах / Е. М. Волкова, М. А. Ля-кина, А. В. Стримовская // Бюл. результатов научных исследований. - 2019. - Вып. 1. -С. 59-68.

16. Давыдов С. С. Экономические аспекты цифровой железной дороги / С. С. Давыдов // Транспортные системы и технологии. - 2017. - Т. 3, № 2. - С. 39-41.

17. Чаркин Е. И. Новая технологическая реальность /Е. И. Чаркин // Автоматика, связь, информатика. - 2018. - № 1. - С. 2-5.

Дата поступления: 15.08.2019 Решение о публикации: 28.08.2019

Контактная информация:

ГУЛЫЙ Илья Михайлович - канд. экон. наук, доцент; [email protected]

Assessment of the digital technology impact on the growth of value added of transport organizations' activity

I. M. Guliy

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Guliy I. M. Assessment of the digital technology impact on the growth of value added of transport organizations' activity. Bulletin of scientific research results, 2019, iss. 3, pp. 89-101. DOI: 10.20295/2223-9987-2019-3-89-101 (In Russian)

Summary

Objective: To justify the efficiency of digital transport technologies and to verify the hypothesis of the impact of digital technologies on economic growth. Methods: The study is based on the methodology of studying cause-and-effect relationships, which makes it possible to verify the relationship of economic indicators. The methods of techno-economic simulation, morphology, conceptual framework, comparison, data synthesis and expert opinions were applied in the study. Results: The definition of the digital economy was formulated on the basis of the content synthesis of specific concepts on the structure of sectors - homogenous economic entities which produce and apply digital technologies, products and services. The hypothesis on the connection between economic growth and the level of development of digital technologies was analytically confirmed. It was revealed that the impact of digital infrastructure on the growth of added value is rated as one of the most significant in the transport industry. The sources of appearance of economic effect during the implementation of digitalization projects of the "Russian Railways" holding company were identified and structured. Practical importance: The obtained research results are applicable in the development of strategies, projects and programs for the introduction of digital technologies in transport organizations, as well as justification of the preparation of strategic budgeting documents at the level of companies, transport system and national economy.

Keywords: Digital economy, digitalization, economic growth, information and communication technologies, blockchain, Internet of things (IoT), big data, Russian Railways.

References

1. Buht R. & Hix R. Opredeleniye, conceptsiya i izmereniye tsifrovoy economiki [Determination, concept and measurement of digital economy]. Vestnik mezhdunarodnykh organi-

zatsiy [Proceedings of the International organizations], 2018, vol. 13, no. 2, pp. 143-172. (In Russian)

2. Abroskin A. S., Zaitsev Yu. K., Idrisov G. I. et al. Ekonomicheskoye razvitiye v tsifro-vuyu epokhu [Economic development in digital era]. Moscow, "Delo" Publ. RANEPA, 2019, 88 p. (In Russian)

3. Zhuravleva N.A. Kontseptualniye osnovy otsenki effektov ot razvitiya proektov vysoko-skorostnykh transportnykh system na osnove magnitnoi levitatsii [Conceptual assessment framework of effects from the development of high-speed transport systems based on magnetic levitation]. Transportniye systemy i tekhnologii [Transport systems and technologies], 2019, vol. 5, no. 1, pp. 89-102. (In Russian)

4. BCG. The Internet economy in the G-20. Boston, Boston Consulting group Press, NW,

2017, 57 p. Available at: https://www.bcg.com (accessed: 30.06.2019).

5. Rossiya i strany mira: 2018. Statisticheskiy sbornik [Russia and countries of the world:

2018, Statistical abstract]. Moscow, Rosstat Publ., 2018, 375 p. (In Russian)

6. Prokhorov A. Tsifrovaya ekonomika, tsifrovaya transformatsiya. Kak opredelit, izmerit, povysit? [Digital economy, digital transformation. Determination, measurement, enhacement?]. Huawei Russia. Available at: http://lib.broadcasting.ru (accessed: 30.06.2019). (In Russian)

7. Abdrahmanova G. I., Vishnevskiy K. O., Gohberg L. M. et al. Indikatory tsifrovoi ekonomiki: 2019. Statisticheskiy sbornik [Indices of digital economy: 2019. Statistical abstract]. Moscow, NIU VSHE [National Research University "Higher School of Economics"] Publ.,

2019, 248 p. (In Russian)

8. Saks N. V., Kazanskaya L. F. & Egorov Yu. V. Digitalization as a factor of formation of new economic opportunities under globalization conditions. Globalization and its socio-economic consequences. 18th International Scientific Conference Proceedings. Pt V. Digital Single Market. Rajecke Teplice, Slovak Republic, 10-11th of October, 2018. Zilina, ZU [University of Zilina printed] Publ., 2018, pp. 2152-2158.

9. Aptekman A., Kalabin V., Klintsov V. et al. Tsifrovaya Rossiya: novaya realnost [Digital Russia: the new reality]. Research of "McKinsey & Company". Available at: http://www. mckinsey.com (accessed: 30.06.2019). (In Russian)

10. Konkurentsiya v tsifrovuyu epokhu: strategicheskiye vyzovy dlya Rossiiskoy Fede-ratsii. Doklad o razvitii tsifrovoi ekonomiki v Rossii [Business competition in the digital era: strategic challenges for the Russian Federation. Reports on the development of digital economy in Russia]. Washington, D. C., Mezhdunarodniy bank reconstruktsii i razvitiya [International Bank for Reconstruction and Development], World Bank Press, 2018, 176 p. (In Russian)

11. Kazanskaya L. F. & Yashunina A. V. Optimizatsiya sistemy upravleniya v transport-no-logisticheskoy kompanii s uchetom trebovaniy tsifrovykh technologiy [Optimization of management system in a transport logistics company taking into account the requirements of digital technologies]. Razvitiye ekonomicheskoi nauki na transporte: sozdaniye metodologicheskoi osnovy dlya razvitiya kompetentsii tsifrovizatsii transportnykh system. Sbornik nauchnykh statei VI Mezhdunarodnoi nauchnoi prakticheskoi konferentsii [The development of economic science in the sphere of transport: the creation of methodological framework for the competence development in digitalization of transport systems. Coll. papers of the 6th International research and training conference], Saint Petersburg. April, 26th, 2018. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2018, pp. 184-189. (In Russian)

12. Chto takoye tsifrovaya ekonomika? Trendy, kompetentsii, izmereniye. Doklady k XX aprelskoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [What is digital economy? Trends, competence, measurement. A report for the 20th April International Research Conference on development problems of the economy and society], Moscow, 9—12th of April, 2019. Ed. by L. M. Gohberg. Moscow, Vysshaya shkola ekonomiky [Higher School of Economics] Publ., 2019, 84 p. (In Russian)

13. Tsifrovaya ekonomika: globalniye tendentsii ipraktika rossiyskogo biznesa. Mate-rialy issledovaniya [Digital economy: global trends and experience of the Russian companies]. Ed. by D. S. Medovnikov. Moscow, Institute of Innovation Management NIE VSHE [National Research University "Higher School of Economics"] Publ., 2019,121 p. (In Russian)

14. Ob utverzhdenii dolgosrochnoi programmy razvitiya aktsionernogo obshchestva Rossiiskiye zhelezniye dorogi do 2025 goda. Rasporyazheniye Pravitelstva Rossii ot 19 marta 2019 goda no. 466-p. [On the approval of the long-term development program of OOO "Russian Railways" through to 2025. The RF Government Order dated March 19th 2019, no. 466-r]. Available at: http://government.ru/docs/36094 (accessed: 30.06.2019). (In Russian)

15. Volkova E. M., Lyakina M. A. & Strimovskaya A. V. Problemy otsenki ekonomi-cheskikh effektov ot ispolzovaniya tsifrovykh technologiy v gorodskikh transportnykh sistemakh [Economic effects from the usage of digital technologies in urban transport systems: assessment problems]. Byulleten'rezul'tatov nauchnykh issledovaniy [Bulletin of scientific research results], 2019, iss. 1, pp. 59-68. (In Russian)

16. Davydov S. S. Ekonomicheskiye aspekty tsifrovoi zheleznoy dorogi [Economic aspects of a digital railway]. Transportniye sistemy i technologii [Transport systems and technologies], 2017, vol. 3, no. 2, pp. 39-41. (In Russian)

17. Charkin E. I. Novaya tekhnologicheskaya realnost [The new technological reality]. Avtomatika, svyaz, informatika [Automatic control engineering, communication, information technology], 2018, no. 1, pp. 2-5. (In Russian)

Received: August 15, 2019 Accepted: August 28, 2019

Author's information:

Ilia M. GULIY - PhD in Economics, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.