Научная статья на тему 'Разработка каталога элективных дисциплин специальности бакалавриата'

Разработка каталога элективных дисциплин специальности бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ / ФАКТОРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАТАЛОГ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН / КРЕДИТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Н. М.

Рассматриваются вопросы, связанные с факторами и источниками проектирования каталога элективных дисциплин специальности бакалавриата. Автор систематизирует требования к методике разработки каталога, соотносимые с объективными и субъективными закономерностями проектирования. Примером служит научно-методическая деятельность высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка каталога элективных дисциплин специальности бакалавриата»

РАЗ РАБОТКА КАТАЛ ОГА ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОСТИ БАКАЛАВРИАТА

УШАКОВА Наталья Михайловна, профессор Павлодарского государственного университета им. С Торайгырова, кандидат педагогических наук

Рассматриваются вопросы, связанные с факторами и источниками проектирования каталога элективных дисциплин специальности бакалавриата. Автор систематизирует требования к методике разработки каталога, соотносимые с объективными и субъективными закономерностями проектирования. Примером служит научно-методическая деятельность высшего учебного заведения.

Ключевые слова: источники, факторы содержания образования, каталог элективных дисциплин, кредитная технология обучения, методические требования к моделированию образовательной программы

Модель каталога элективных дисциплин (КЭД) относится к моделям учебно-нормативной документации и предназначена для оптимизации разрабатываемых образовательных программ. Исходные положения разработки такой модели — установление источников и факторов содержания образования, классификация учебных курсов в каталоге элективных дисциплин, выделение методических требований и параметров их реализации в процессе проектирования.

Сложность конструирования содержания образования дисциплин по выбору требует различать источники содержания образования и факторы, влияющие на его конкретное наполнение. В данной статье мы обратимся к факторам и источниками, которые определяют требования к методике проектирования и процедурам проектной деятельности.

Факторы — это объекты, обстоятельства, влияющие на объём или характер отбираемого материала. К ним относятся потребности общества, закономер-

ности проектирования, возможности обучающихся. Потребности общества присущи всему процессу разработки образовательной программы специальности, проявляются независимо от уровня образования и содержания образования. Закономерности проектирования процесса обучения подразделяются на два вида: объективные, присущие процессу проектирования по его сущности, и закономерности, проявляющиеся в зависимости от предпринимаемой деятельности разработчиков. Второй вид закономерностей связан с уровнем подготовки обучающихся.

Первый фактор — потребности общества к содержанию образования — представлены требованиями Национальной классификационной рамки, отраслевыми профессиональными стандартами, стратегией развития государства (так называемый социальный заказ), требованиями вуза как организатора образовательной среды (заказ на вхождение в единое образовательное пространство), работодателей как заказчиков и потребителей кадров (практико-ориентированный заказ регионального рынка труда) и студента как потребителя конкретной образовательной услуги (личностно ориентированный подход).

Современный социальный заказ государства — это подготовка высококвалифицированных кадров, владеющих компетенциями, готовыми к выполнению трудовых функций. Инструментом влияния факторов на содержание образо-

вания служат нормативные требования, извлечённые из материалов Болонского процесса, Государственной программы форсированного инновационно-индустриального развития Республики Казахстан (РК), отраслевых профессиональных стандартов, нормативно-распорядительных документов Министерства и науки Республики Казахстан.

В настоящее время сложился следующий порядок учёта потребностей общества. Первыми и главными факторами являются требования государства. Они раскрываются через концепцию компе-тентностного подхода и цели практико-ориентированного образования. Отбор дисциплин по выбору производится так, чтобы обеспечить интеграцию образования, науки и производства. К решению этой задачи привлекаются потребители образовательных услуг в лице государства, работодателей и преподавателей. Они имеют разные функции в проектировании содержания образования. В разработке целей обучения образовательной программы работодатели устанавливают те виды, функции и типичные задачи профессиональной деятельности, которые позволяют трудоустроиться выпускнику без дополнительного переучивания. Как видно из развития кредитной технологии обучения в Республике Казахстан, компетенции в рамках конкретной специальности, соответствующие трудовым функциям специалиста определённого уровня подготовки, перечислены в паспорте образовательной

программы специальности бакалавриата и учтены при отборе содержания образования для трёх групп дисциплин: дисциплин группы А — обязательные для изучения и указанные в типовых планах специальности (78 кредитов РК), две группы дисциплин по выбору Б, В — вариативные и включённые в рабочий учебный план вузом специальности (41 кредит РК).

Начиная с 2007 года, в нашем университете с непосредственным участием корпоративных партнёров разрабатываются квалификационные характеристики специалиста в паспорте специальностей бакалавриата. Квалификационная характеристика бакалавра закладывает основу для развития профессиональных навыков и компетенций. Содержание квалификационной характеристики определяется образовательными и профессиональными компетенциями, на основе которых формулируются цели образовательной программы специальности. Первые даны в Государственном стандарте высшего образования и государственных документах (например, в области образования — «Трёхъязычное образование», «Информатизация образования», «Организация обучения в малокомплектной школе»), а вторые представлены отраслевым рынком труда Павлодарской области и работодателя-ми(например, в области образования — «Личностноориентированное образование»). Реализация Государственных программ развития профильной и ма-

локомплектной школы обусловила введение учебного модуля «Организация обучения в малокомплектной школе» объёмом 11 кредитов дисциплин по выбору цикла «Базовые дисциплины» учебного плана; а формирование полиязычной личности обусловило введение учебного модуля «Иностранный язык» (английский, испанский, китайский) объёмом 11 кредитов дисциплин по выбору цикла «Базовые дисциплины» учебного плана.

Как показывает анализ анкетирования директоров школ г. Павлодара, 43% анкетируемых предлагают усилить фундаментальную подготовку будущих педагогов, 47% респондентов выступают за практическую ориентацию дисциплин по выбору, за выделение большего количества часов для дисциплин психолого-педагогического цикла и практики.

В формировании каталога элективных дисциплин принимают участие студенты и магистранты. Как показывает анализ анкет, они предлагают дисциплины, расширяющие их кругозор. В условиях нашего региона для педагогических специальностей эти дисциплины имеют ярко выраженный практико-тео-ретический характер, к ним относятся: «Педагогическая психология», «Когнитивная психология», «Педагогические техники», общий объём кредитов колеблется от 11 до 18 кредитов.

Таким образом, компонент по выбору цикла «Общеобразовательные дисциплины» устанавливается государ-

ственным заказом, компонент по выбору циклов «Базовые и профилирующие дисциплины» разрабатывается совместно работодателями и академическим сообществом. Работодатели, являясь членами Попечительского совета факультета, устанавливают содержание специальных компетенций группы дисциплин Б и влияют на практическую часть учебного модуля, студенты расширяют перечень дисциплин группы В.

Кроме того, в паспорте специальности подготовки бакалавра указаны специализации, соотносимые с трудовыми функциями (например, по направлению «Образование» функции учителя-предметника, педагога, методиста, педагога-психолога, специалиста в области дополнительного образования определяют образовательно-профессиональные траектории подготовки). Содержание специализаций определено в КЭД, порядок изучения — в перечне из КЭД, а «входной контроль», т.е. наличие пререквизитов — в структурно-логической схеме образовательной программы специальности.

Квалификационная рамка педагогически адаптируется к процессу обучения в паспорте специальности, который описывает структуру компетенций как результата обучения по пятиэлементной модели Дублинских дескрипторов: «знание и понимание», «умение применять», «способы деятельности и проектирование», «анализ и синтез», «навыки самостоятельной работы». При этом в описании мы полностью опирались на разницу

в описании уровней бакалавриата и магистратуры, представленную в Дублинских дескрипторах. Квалификационная характеристика магистра, в отличие от бакалавра, закладывает основу для развития научной работы и ориентирована на научно-исследовательский и экспертный уровень готовности в рамках профессиональной программы.

Введение квалификационной характеристики специалиста на уровне бакалавриата и на уровне магистратуры в рамках одной специальности оправдано тем, что квалификационная рамка, во-первых, формируется тремя заинтересованными сторонами: государством, корпоративными партнёрами и академическим сообществом; во-вторых, точно определяет объём профессиональных навыков, уровней готовности по компетенциям (операционной, функциональный уровень — бакалавриат), исследовательский, экспертный — магистратура); в-третьих, уровни готовности регулируют целенаправленную и осознанную деятельность двух взаимосвязанных субъектов процесса обучения — обучающегося и обучающих.

ЫВ период нашего эксперимента, в соответствии с выделенными закономерностями процесса обучения, выработаны нормативные и функциональные требования к методике разработки каталога элективных дисциплин. Каждая группа требований включает количественные и качественные параметры реализации. Нормативные требования

определяются Государственными распорядительно-нормативными документами, функциональные требования устанавливаются высшим учебным заведением совместно с членами Попечительского совета Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова, в состав которого входят представители ведущих организаций региона, общественных организаций, зарубежные партнёры, руководители научных школ университета. К ним относятся семь видов требований, которые служат целям стандартизации разрабатываемых образовательных программ специальности.

Нормативные требования к методике разработки каталога элективных дисциплин представлены тремя группами:

1) выполнение количественных показателей в рамках основной образовательной программы: минимальный объём кредитов на изучение одной дисциплины — 1 кредит РК / 1,86 кредита БСТБ; минимальный объём кредитов на теоретическое обучение — 129 кредитов РК / 240 кредитов БСТБ, минимальный объём кредитов в семестре — 16 кредитов РК / 30 кредитов БСТБ, минимальный объём кредитов в учебном модуле — 3 кредита РК / 5 кредитов БСТБ (требования европейского образовательного пространства прохождения международной аккредитации специальности) [1, с. 35-36];

2) соответствие количественных показателей трудоёмкости образовательной программы специальности типовому

плану специальности Государственного общеобязательного стандарта высшего образования бакалавриата: общий объём теоретического обучения дисциплин по выбору — 41 кредит РК / 1845 акад. часов, включая общий объём дисциплин по выбору цикла «Базовые дисциплины» — 24 кредита РК /1080 акад. часов; общий объём дисциплин по выбору цикла «Профилирующие дисциплины» — 17 кредитов РК / 765 акад. часов; минимальный перечень видов деятельности — 6; минимальный перечень профессиональных компетенций — 6 (требования государственного заказа по подготовке бакалавров) [1]; 3) соответствие количественных показателей объёма аудиторной и самостоятельной работы обучающего в дном кредите: 1 кредит РК (45 акад. часов) включает 1 часть аудиторной работы обучающегося (15 акад. часов), 1 часть самостоятельной работы обучающегося под руководством преподавателя^ акад. часов), 1 часть самостоятельной работы обучающегося (15 акад. часов) (требование правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения) [2]. Функциональные требования к методике разработки каталога элективных дисциплин представлены тремя группами: 1) соответствие трудовых функций специалиста целям и результатам обучения, характеризующееся за-

висимостью между компетенцией, учебным модулем образовательной программы и содержанием учебного предмета (требования кредитной технологии обучения в рамках ком-петентностного подхода);

2) наличие трёх групп дисциплин в каталоге элективных дисциплин: дисциплины вузовского компонента, которые формируются на основе отраслевой междисциплинарности и являются поточными для групп родственных специальностей внутри направления подготовки; дисциплины по выбору, внесённые в каталог работодателями, так называемые дисциплины специализации; дисциплины по выбору студентов; установление структурно-логических связей между всеми типами учебных дисциплин образовательной программы (соотношение фундаментальной и прикладной части подготовки специалиста);

3) обновляемость элективных дисциплин — 25% от трудоёмкости каталога элективных дисциплин, цель которых — формирование профессиональных и специальных компетенций (требования работодателей и научных школ университета);

4) дифференциация дисциплин по степени сложности содержания учебных предметов в учебном модуле планв с учётом ограничений во времени и уровнем подготовки и возможностями обучающихся (психолого-педагогические требования).

На основе закономерностей требования к методике проектирования каталога элективных дисциплин специальности по кредитной технологии, как показывает наш опыт, состоят из семи обязательных действий:

1. Форма каталога элективных дисциплин имеет две части: содержание учебных предметов и перечень учебных дисциплин. Описание содержания учебных предметов ведётся по девяти параметрам: название специальности, код учебной дисциплины по выбору; наименование учебной дисциплины; основное содержание учебного предмета; его пререквизиты; его постреквизиты; количество кредитов, отводимое на изучение дисциплины; название кафедры, за которой закреплено преподавание дисциплины; система разработки, согласования и утверждения каталога элективных дисциплин. Перечень учебных дисциплин из каталога описывается по девяти параметрам: номер по порядку; код дисциплины; наименование трёх дисциплин, обеспечивающих выбор одной дисциплины для студента; объём в кредитах; семестр изучения дисциплины; формы промежуточного контроля (расчётно-графические работы, курсовые работы/проекты, экзамен); название специализации; тип дисциплины; номер дисциплины по базовому учебному плану специальности.

2. Определение места и роли учебной дисциплины по выбору в об-

разовательно-профессиональной траектории. В перечне элективных дисциплин применяется последовательность записи трёх дисциплин по выбору с учётом данного требования: первая дисциплина — дисциплина, установленная советом вуза, так называемый вузовский компонент; вторая дисциплина — дисциплина специализации, третья дисциплина — по выбору студентов. Дисциплины вузовского компонента включены в общие обязательные учебные модули цикла «Базовые дисциплины», формирующие базовые профессиональные компетенции специалиста. Они одинаковы для близкородственных специальностей, что позволяет создавать «поточные» аудиторные занятия по циклу «Базовые дисциплины». Цель этой группы дисциплин — формирование профессиональной компетенции на основе фундаментальных наук.

Учебный модуль «Специализация» — профильные дисциплины, которые объединяются по направлению подготовки. Внутри специализации выделяются две группы дисциплин. Это, во-первых, обязательные модули по специализации, которые определяются содержанием дисциплин специализации. Цель этой группы дисциплин — формирование профессиональной компетенции на основе прикладных наук. Например, в процессе выполнения научно-исследовательской работы «Личностно ориентированное образование» раз-

работаны модули специализации «Технологии обучения», «Познавательное развитие личности», «Целеполагание в технологиях развивающего обучения» [3].

Дисциплины по выбору студентов — дисциплины, выходящие за рамки квалификации, не относящиеся к определённой специализации и направленные на формирование неосновных компетенций. Например, коммуникативное изучение иностранного языка, информационные технологии в педагогике и т.п. 3. Реализация структурно-логических связей между учебными дисциплинами, полностью отражающих образовательную (-ые) программу (-ы), изучаемые обучающимися по выбору в любой академический период. Структурно-логическая схема образовательной программы — это последовательное соединение учебных дисциплин между собой по таким параметрам, как циклы, блоки дисциплин, курсы, семестры. Соединение оформляется как ориентированный граф, где помещены код, названия учебных дисциплин. Последовательное соединение дисциплин с первого курса до последнего представляет собой возможные содержательные траектории обучения, которые начинаются обязательными дисциплинами, затем переходят к трём группам дисциплин компонента по выбору. Общее количество содержательных траекторий обучения равно произве-

дению числа всех дисциплин, представленных по циклам, блокам, курсам [4, с. 42]. 4. Источники конструирования содержания дисциплин по выбору — это объекты, из которых черпается содержание образования. В качестве источников содержания образования используются культура, виды и отрасли деятельности, логика развёртывания каждой из них, методы, средства и организационные формы обучения. Обычно это четыре компонента содержания образования, представляющие социальный опыт в виде «Опыта познавательной деятельности», «Опыта репродуктивной деятельности», «Опыта творческой деятельности», «Опыта эмоционально-оценочного отношения к миру».

Определение объёма научного содержания новых учебных предметов — это задача учёных, которые активно выполняют научно-исследовательские работы международного, государственного, регионального уровней в период разработки учебного плана. Чтобы определить объём конструируемого содержания, следует учитывать закономерности процесса обучения — сколько в среднем может усвоить студент, в какой логике, в каком темпе и т.д., а также следует продумать, в какой роли выступает преподаватель и какова степень влияния его личности на содержание учебного предмета.

На основе нормативной дидактической модели учебного предмета они раз-

рабатывают содержание учебного предмета в виде учебной программы, состава учебного предмета, типов учебного материала, учебников. Например, в рамках научной исследовательской темы «Лич-ностно ориентированное образование», проводимой автором монографии с 2006 по 2011 год, были разработаны авторские учебные программы: «Научно-теоретические основы современных образовательных технологий», «Активные процессы в современном образовательно-педагогическом целеполагании», «Содержание образования как таксономическая категория», «Современная типология методов обучения», «Система менеджмента качества образования», объединённые в учебный модуль «Личностно ориентированное обучение» общим объёмом 12 кредитов.

После того как определены основные компетенции и группы предметов, составляющие научные знания, следует установить степень дифференцирован-ности каждой из них в учебном модуле. В период нашей экспериментальной работы в вузе были опробированы три типа элективных дисциплин: 1) курсы повышенного уровня, тесно связанные с дисциплинами основного компонента циклов «Базовые дисциплины» и «Профилирующие дисциплины». Их основная цель — углублять профессиональные знания, формируя научную картину мира. Данные курсы сочетают теоретическую и прикладную (реже — экспе-

риментальную) подготовку студентов. Например, начиная с 2002 года, нами ведётся спецкурс «Современная типология методов обучения и контроля» для педагогических специальностей бакалавриата [5];

2) курсы прикладного уровня, цель которых — использовать достижения науки на практике и развивать проектную деятельность обучающихся. Например, начиная с 2004 года, нами ведётся дисциплина по выбору «Научно-теоретические основы современных технологий обучения» для специальностей бакалавриата и магистратуры [6];

3) спецкурсы, на которых более глубоко изучаются отдельные разделы науки, играющие большую роль в формировании исследовательской компетенции. Например, участие магистрантов в работе спецкурса «Целеполагание как образовательно-педагогическая категория» [7] позволило им описать структуру компетенций в диссертациях на соискание академической степени «магистр».

5. Каталог элективных дисциплин — это систематизированный перечень учебных модулей. Разработка содержания модуля начинается с планирования результатов обучения, которые определяют цель дисциплин, включённых в учебный модуль, пять групп задач обучения: знание и понимание, умение применять знания в стандартной ситуации, анализ

и систематизация, умение профессиональной речи, владение коммуникативными умениями и навыками самостоятельной работы. Система целеполагания определяет содержание учебной дисциплины и устанавливается пре- / постреквизиты, тип дисциплины. Обычно дисциплины изучаются в течение одного семестра, учебный модуль, состоящий из двух дисциплин, — в течение одного года, как исключение — в течение двух — трёх лет. При этом в последнем случае программы каждого года автономны, а студент может начать заниматься данным курсом в любом году. Содержание учебного модуля соотносится с методами обучения и контроля.

6. Определение формы промежуточной аттестации. Формой итогового контроля по модулю является экзамен. В случае если модуль состоит из нескольких дисциплин, то экзамен проводится по основной дисциплине, а по другим дисциплинам формой итогового контроля служат курсовая работа / проект [2].

7. Каталог элективных дисциплин имеет ежегодную обновляемость в объёме не менее 25% от 41 кредита РК, предназначенных для дисциплин по выбору. Следовательно, ежегодная об-новляемость составляет 11 кредитов, или 495 часов. Учитывая то, что минимальное количество часов на дисциплину — 100-120 часов, возникает три типовых варианта соотношения коли-

чества кредитов и количества учебных дисциплин: если каждая дисциплина имеет объём 2 кредита, то — 5 дисциплин; если каждая дисциплина имеет объём 3 кредита, то — 4 дисциплины. Таким образом, ежегодно каталог элективных дисциплин специальности пополняется четырьмя новыми учебными предметами.

Третьим фактором разработки каталога элективных дисциплин являются рентабельность и выдерживание норм наполняемости группы. По кредитной технологии рентабельность группы достигается тремя способами: набор в группу до 20 человек, запись на дисциплину студентов с разным сроком обучения, создание потоков по одному или разным направлениям подготовки.

Различение факторов и источников содержания образования, выделение нормативных требований позволяют классифицировать дисциплины по выбору на основе семи критериев:

1) по характеру дисциплин кредитной технологии обучения — 2 параметра (группа Б — общие обязательные учебные модули, группа В — дисциплин по выбору студентов);

2) по соотношению с наукой — 2 параметра (фундаментальные и прикладные отрасли науки);

3) по требованиям потребителя — 3 параметра (дисциплины вузовского компонента; дисциплины по выбору, внесённые в каталог работодателями; дисциплины по выбору студентов);

4) по месту в структуре учебного плана специальности — 3 параметра (общие обязательные учебные модули цикла «Базовые дисциплины»; учебный модуль «Специализация» в цикле «Профилирующие дисциплины»; группа дисциплин по выбору студентов, выходящая за рамки квалификации);

5) по дифференцированности содержания образования — 3 параметра (курсы повышенного уровня; курсы прикладного уровня; спецкурсы);

6) по объёму кредитов и трудоёмкости — 3 параметра (курсы, не менее двух кредитов; типично — три кредита; не более шести кредитов):

7) по времени изучения — 3 параметра (один семестр, один учебный год — для учебной дисциплины,2-3 года — для учебного модуля, состоящего из нескольких учебных дисциплин). Если характеристика объекта по

обобщённым показателям позволит выполнить классификацию изучаемого объекта, то применение к ним нормативных и функциональных требований — создать модель объекта и технологию его разработки.

В университете, начиная с 2007 года, разработка и утверждение каталога элективных дисциплин осуществляются в четыре стадии: стадия разработки КЭД на уровне кафедры; стадия анализа и экспертизы КЭД на уровне учебно-методического совета факультета; стадия утверждения КЭД на уровне учёного совета университета; стадия закрепления

дисциплин КЭД на уровне учебно-методического совета университета. Как показывает опыт работы университета, если имеется карта процесса разработки, согласования и утверждения каталога элективных дисциплин и их содержания, то проектирование и утверждение КЭД проходят прозрачно и ответственно. Содержание учебного модуля разрабатывается одним преподавателем или группой преподавателей, а специализированной кафедрой определяется целевая аудитория обучающихся.

На первой стадии КЭД разрабатывается кафедрой в период до марта текущего учебного года. На начало учебного года формируется рабочая группа из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, которую возглавляет заведующий кафедрой. Преподаватель разрабатывает учебно-методический комплекс дисциплины и подаёт заявку на включение данной дисциплины в каталог элективных дисциплин. Заявка на включение дисциплины в каталог — документ, содержащий название, цели и задачи, краткое содержание дисциплины, постреквизиты и пререквизиты, информацию о преподавателе.

Проект КЭД по специальности на каждый год поступления обсуждается на заседании кафедры на соответствие требованиям ГОСО РК высшего образования. Результаты обсуждения и рекомендации фиксируются в протоколе заседания кафедры. Не позднее марта каждого учебного года проект КЭД по

специальности, утверждённый на заседании кафедры, передаётся в комитет по рабочим планам учебно-методического совета факультета.

На второй стадии разработки члены комитета по учебным планам анализируют проект КЭД по специальности на соответствие содержания учебных дисциплин и перечня дисциплин из КЭД компетенциям по направлениям подготовки, устанавливают перечень дисциплин вузовского компонента, которые являются поточными для групп родственных специальностей внутри направления подготовки, перечень дисциплин по выбору студентов; оценивают КЭД и дают экспертное заключение о соответствии специализаций профессиональным компетенциям данной специальности или группе специальностей одного направления подготовки. На заседании комитета по учебным планам академий проводится экспертиза каталогов элективных дисциплин специальностей, утверждается перечень кодов дисциплин, название учебных дисциплин, их объём, название специализации. Результаты экспертизы каталога элективных дисциплин оформляются актом.

Каталог элективных дисциплин и акт экспертизы рассматриваются и утверждаются на учебно-методическом совете университета не позднее марта каждого учебного года. До этого срока происходит презентация специализаций Попечительскому совету факультета.

Третья стадия — утверждение каталога элективных дисциплин специальности на учёном совете университета — происходит не позднее апреля каждого учебного года.

Четвёртая стадия — закрепление учебных дисциплин за каждой кафедрой. Эта процедура проводится отделом регистрации не позднее июня каждого учебного года. Учебные дисциплины компонента по выбору, утверждённого в установленном порядке, закрепляются решением учебно-методического университета за каждой кафедрой. Издаётся приказ по закреплению учебных дисциплин по университету 8].

Обучение преподавателей университета проектированию каталога элективных дисциплин позволило получить специализации, структурно-логическую схему специальности с выбором специализаций, алгоритм процесса разработки каталога элективных дисциплин, авторские учебные программы [9]. Полагаем, что обозначенные факторы, являющиеся источниками проектирования каталога элективных дисциплин специальности бакалавриата, требований к методике разработки каталога, соотносимые с закономерностями проектирования, могут составить предмет специального рассмотрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. 5.04.19-2011. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения. — Астана, 2011. — 28 с.

2. Правила организации процесса обучения по кредитной технологии обучения. — Астана, 2014. — 52 с.

3. Ушакова Н.М. Отчёт о научно-исследовательской работе «Личностно-ориентиро-ванное образование» (заключительный) [Текст] / Н.М. Ушакова// Номер госрегистрации 0210РК01476. — Павлодар: ИнЕУ, 2010. — 91 с.

4. Ушакова Н.М. Принципы и правила разработки образовательной программы высшего профессионального образования на основе зачётных единиц [Текст] / Н.М. Ушакова // Инновации в педагогическом образовании // Материалы II Международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. — С. 49-69.

5. Ушакова Н.М. Типология методов обучения и контроля в преподавании русского языка/ Н.М. Ушакова. — Изд. 2-е. — Павлодар: ЭКО, 2007. — 316 с.

6. Ушакова Н.М. Учебная программа «Научно-теоретические основы современных технологий обучения» / Н.М. Ушакова. — Павлодар: ИнЕУ, 2008. — 38 с.

7. Ушакова Н.М. Активные процессы в современном образовательно-педагогическом целе-полагании / Н.М. Ушакова. — Павлодар: Павлодарский университет, 2006. — 170 с.

8. Ушакова Н.М. Алгоритмизация разработки образовательной программы по кредитной технологии обучения [Текст] / Н.М. Ушакова // Актуальные проблемы современной биологии и биотехнологии // Материалы Международной научно-практической конференции. — Семипалатинск: изд-во СГУ, 2007. — С. 549-557.

9. Ушакова Н.М. Научно-методическое обеспечение образовательной программы в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.М. Ушакова Филологическая наука и школа: сборник трудов по материалам VI Всероссийской научно-методической конференции. Ч. 2. — Москва: МИОО, 2014. — С. 216-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.