УДК / UDC А. В. Козачек. кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
378:502(075.8) «Природопользование и защита окружающей среды» ФГБОУ ВПО
«Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов. Россия, [email protected]
Artemiy Kozachek, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Wildlife Management and Environment Protection of the Tambov State Technical University, Tambov, Russia, [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРНО-эКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ в странах КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ1
the content of professional engineering-ecological training in the
countries of continental europe
В статье проводится анализ содержания профессиональной подготовки инженеров-экологов в странах континентальной Европы, выявляются особенности проектирования содержания подготовки в различных вузах, определяются основные направления специализации европейского инженерно-экологического образования, выделяются основные достоинства и недостатки проектирования содержания подготовки инженеров-экологов применительно к образовательным системам отдельных европейских государств.
The article provides an analysis of the content of vocational training of engineers-ecologists in the countries of Continental Europe; features of designing the content of training in various high schools come to light; the basic directions of specialization of the European engineering-ecological formation are defined; the basic merits and demerits of designing the content of training engineers-ecologists with reference to educational systems of the certain European states are allocated.
Ключевые слова, содержание профессиональной подготовки, зарубежный опыт, защита окружающей среды, инженер-эколог, федеральный государственный образовательный стандарт, страны континентальной Европы.
Keywords, vocational training content, foreign experience, environment protection, engineer-ecologist, Federal State Educational Standard,
states of the Continental Europe.
Опыт проектирования содержания профессиональной подготовки бакалавров и магистров инженерной экологии в зарубежных вузах является важным в свете модернизации высшего российского профессионального экологического образования и перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Как отмечается в работе профессора С. В. Мищенко (с соавторами], «учитывая то обстоятельство, что российская высшая школа стремиться стать конкурентоспособной на мировом рынке образовательных услуг, особый интерес представляет зарубежный опыт работы над технологией создания новых учебно-методических комплексов и их использования в учебном процессе. Такой опыт может стать полезным для вхождения российских университетов в Болонский процесс»2 .
Однако, что касается организации процесса проектирования содержания профессиональной инженерно-экологической подготовки в континентальных европейских странах - основоположниках Болонской системы, то здесь ситуация сложная. Несмотря на интенсивную реализацию Болонских соглашений, существуют достаточно большие различия в системе профессиональной подготовки инженеров-экологов именно в вузах Европы, сохраняющиеся до сих пор.
Например, немецкие и австрийские вузы к настоящему времени реализуют инженерно-
1. Представленный в статье анализ выполнен по результатам комплексной стажировки автора в зарубежных вузах в 2006-2008 гг. в рамках проекта ТЕМ-ПУС-ТАСИС 25186/2004. а также по результатам научной работы в рамках гранта Администрации Тамбовской области и Тамбовской областной Думы на 2010 г. Кроме того. при анализе автор также опирается на статистические данные по системе проектирования содержания высшего образования и организации профессиональной инженерно-экологической подготовки. представленные в различных научных и методических источниках. а также на официальных сайтах европейских университетов. ссылки на которые имеются в тексте.
2. Мищенко С. В. Технология создания и реализации инновационной проблемно-ориенти-рованной магистерской программы «Экологическое право и политика» / С. В. Мищенко. Н. С. Попов. Л. А. Мозерова. Л. Н. Чуксина. Ш. Хузар // Международное образование. ноосферология и устойчивое развитие: материалы междунар. науч. конф. (5-6 июня 2008 г.. г. Тамбов) / Тамб. гос. техн. ун-т. - Тамбов: ООО Изд-во «Юлис». 2008. - С. 45-58.
экологическое образование традиционно. по доболонской системе. но с применение определенных инновационных инструментов. Бакалавриатов по инженерной экологии очень мало. В основном такое образование осуществляется в рамках специалитета.
Так. в Университете Тюбингена (Германия] содержание профессиональной подготовки по специальности «Защита окружающей среды (технические аспекты]» разделяется на две крупные части - базовый этап и этап специальной подготовки. Каждый этап подразделяется на модули. На первом этапе (1-4 семестры обучения] выделяется 14 обязательных модулей («Анализ». «Линейная алгебра». «Физическая химия». «Физика» и т. д.] и 1 модуль по выбору. Также в первом семестре предусмотрено выполнение курсового проекта по «Инженерным основам технологических процессов». Второй этап (5-1 0 семестры обучения] включает 6 обязательных модулей («Технические средства защиты окружающей среды». «Практикум по аналитике окружающей среды» и др.]. 2 обязательно-альтернативных модуля (здесь дисциплины выбираются студентом только из числа обязательных]. 3 центральных модуля (здесь студентом выбираются глубоко специализированные предметы из списка обязательных]. 3 дополнительных модуля (сюда входят в основном факультативные дисциплины. например. «Право в области защиты окружающей среды». «Риск и оценка» и т.д.] и 2 модуля по индивидуальному выбору студента. Здесь же предполагается выполнение одной курсовой работы (6 семестр]. одного междисциплинарного проекта (7-8 семестры] и итоговой дипломной работы (10 семестр]. Трудоемкость всех модулей измеряется в зачетных единицах (от общего количества 30 зачетных единиц за один семестр]. Также введена должность куратора. помогающего студентам выбирать индивидуальные траектории обучения и координирующего учебный процесс3.
Можно сделать вывод. что реализуемая в Университете Тюбингена учебная программа подразумевает много возможностей самостоятельного выбора студентом изучаемых предметов. однако эта система достаточно запутана и нацелена на обязательные предметы. Программа явно не рассчитана на бакалавриат. также как и нет предложений для магистратуры.
В Университете сельскохозяйственных наук в Вене (Австрия] в целях изменения ситуации несогласованности образовательных про-
грамм для студентов в рамках их мобильности было проведено кардинальное изменение всего содержания программы подготовки ин-женеров-экологов. Пятилетняя образовательная программа была поделена на две части. В первую часть (54 недели] было включено 54 комплексных междисциплинарных курса («Математика». «Геология». «Почвоведение». «Химия». «Геодезия» и т. д.]. Во вторую часть (156 недель] вошли 90 комплексных междисциплинарных курсов («Экономика и право». «Геотехническая инженерия». «Гидрология» и т. д.]. 40 элективных специализированных курсов. объединенных в 5 блоков по 8 часов каждый («Менеджмент водных ресурсов». «Санитарная инженерия». «Управление отходами и переработка отходов». «Управленческое планирование и развитие» и т.д.]. 21 элективный курс (разрабатываемых индивидуально преподавателями] и 5 тематических семинаров. По окончании обучения студент защищает дипломную работу. после чего ему присваивается степень <Ор1от !пдетеиг». Причем разработчики предлагают считать первую часть аналогом бакалавриата. а вторую часть - аналогом ма-гистратуры4.
Достоинством такой образовательной программы. по нашему мнению. является то. что именно при обучении на втором этапе австрийские студенты наиболее мобильны. поэтому содержание курсов здесь подбирается таким образом. чтобы имелась согласованность с программами зарубежных вузов. принимающих студентов Университета сельскохозяйственных наук в Вене (это вузы Великобритании. Испании. Франции. Италии и Нидерландов]. или с общеевропейскими болонскими программами. В качестве недостатков необходимо отметить необоснованность механического разделения специалитета на бакалавриат (всего 54 недели] и магистратуру (целых 156 недель]. а также специально проведенную минимизацию англоязычных курсов.
В одном из крупнейших вузов Словакии -Словацком университете технологий в Братиславе - на Факультете гражданской инженерии открыты инженерно-экологические направления бакалавриата («Менеджмент водных ресурсов и гидравлические структуры»]. магистратуры («Менеджмент водных ресурсов и водные структуры»] и докторантуры («Санитарная инженерия»]. на которых подразумевается изучение вопросов существования экологических структур. экологической инженерии.
3. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения: монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 112 с.
4. Loiskandl W. Integrating the Curriculum of Land & Water Management and Engineering to European Water Science / W. Loiskandl, H.P. Nachtnebel, M. Calderyn // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999. - Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 40-47.
ландшафтоведения. геоинформатики. менеджмента проектов. земельного. коммерческого и экологического права5. Ключевыми опорными пунктами указанных образовательных программ обозначены экологическая политика. инженерные решения в области защиты окружающей среды. экологический менеджмент и управление проектами6.
На первой ступени (бакалавриат] в содержание подготовки включено 33 обязательных предмета («Энвайронменталистика». «Химия окружающей среды». «Инженерная экология». «Региональная экология и биология». «Инженерия водных ресурсов» и т.д.] и 7 предметов на выбор («Менеджмент проектов». «Персональный менеджмент». «Экологическое право» и т. д.]. на которые выделено в среднем по два кредита. Интересно. что каждая дисциплина преподается не более одного семестра. за исключением двухсеместровых дисциплин «Математика». «Механика» и «Строительные конструкции». Предусмотрено выполнение двух курсовых проектов на выбор7 .
Для магистерского направления выделяются такие модули. как «Гидротехника». «Менеджмент водных ресурсов». «Санитарная инженерия» и «Геотехническая инженерия»8. На этой ступени количество дисциплин по выбору увеличено в среднем до более 20 односеместровых дисциплин. и на них выделено больше кредитов (по 4-5 БСТБ на каждую]. Дисциплины по выбору достаточно разнообразны. Это и англоязычные. и природоресурсные. и экономические дисциплины и т. д9.
Докторантура по инженерной экологии Словацкого университета технологий в Братиславе считается третьей ступенью обучения и включает как углубленное и более исследова-тельско-теоретизированное изучение общих и специальных дисциплин. так и выполнение в каждом из шести семестров обучения научных исследований. оформляемых в виде диссертационного проекта. публикацию научных статей и т. д.10 Для докторантов определены более десятка различных тем в инженерно-экологических исследований. в том числе «Экологи-
зация транспортных структур и транспортного менеджмента», «Менеджмент качества воды», «Устойчивое использование природных ресурсов в строительстве», «Рециклинг промышленных отходов в полезную продукцию и новые строительные материалы» и т. д.11 .
В целом учебный план профессиональной подготовки инженеров-эколо-гов в Словацком университете технологий в Братиславе достаточно жестко структурирован, а дисциплины на выбор многочисленны только на второй ступени и имеют объем не более одного семестра каждая. Разбиение на модули прослеживается только для уровня магистратуры. Магистратура фактически приравнивается к специалитету. Инженерно-экологическая деятельность, как и в США, воспринимается родственной строительной деятельности. Можно сделать вывод, что реформирование системы высшего экологического образования в стране вылилось лишь в механическое разделение дисциплин специалитета на дисциплины бакалавриата и дисциплины магистратуры.
В Швеции в настоящее время высшее инженерно-экологическое образование организуется на модульной основе с расчетом срока обучения и объема нагрузки по ECTS. Так, для получения степени «l^gskoleexamen» необходимо набрать 120 кредитов ECTS, «kandidatexamen» - 180 кредитов ECTS,
«magisterexamen» - 240 кредитов ECTS12. Для присвоения профессиональной квалификации, например, «инженер-эколог», студенту требуется отучиться не менее 4-6 лет. В последнее время в стране обсуждается необходимость открытия совместных экологических магистерских программ. В этом же направлении в отчете Министерства образования и науки Швеции отмечается, что такие программы будут стимулировать мобильность студентов и преподавателей Швеции и продвижение шведского высшего образования на рынок13.
С этой целью, например, в Университете г. Лунд (Швеция] в консорциуме с другими европейскими университетами в рамках программы «Erasmus Mundus» открыта
5. SlovenskS technickS univerzita v Bratislave. StavebnS fakulta. tudbnfl programy akademickэ rok 2005/2006. - Bratislava: Vydavatel'stvo Slovenskej technickej university v Bratislave, 2005. - 224 str.
6. Faculty of Civil Engineering of the Slovak University of Technology in Bratislava. - Bratislava: Faculty of Civil Engineering, 2000. - 20 p.
7. SlovenskS technickS univerzita v Bratislave. StavebnS fakulta. tudbnfl programy akademickэ rok 2005/2006. - Bratislava: Vydavatel'stvo Slovenskej technickej university v Bratislave, 2005. - 224 str.
8. Faculty of Civil Engineering Slovak University of Technology in Bratislava. Information Package ECTS. Academic Year 2001/2002. - Bratislava: Faculty of Civil Engineering of the Slovak Univer-sity of Technology in Bratislava, 2001. - 204 p.
9. Faculty of Civil Engineering. Annual Report 2005. - Bratislava: Faculty of Civil Engineering of the Slovak University of Technology in Bratislava, 2006. - 238 p.
10. SlovenskS technickS univerzita v Bratislave. StavebnS fakulta. tudbnfl programy akademickэ rok 2005/2006. - Bratislava: Vydavatel'stvo Slovenskej technickej university v Bratislave, 2005. - 224 str.
11. Faculty of Civil Engineering. Annual Report 2005. - Bratislava: Faculty of Civil Engineering of the Slovak University of Technology in Bratislava, 2006. - 238 p.
12. National Report Sweden - Report on the Swedish follow-up of the Bologna Declaration and the Prague Communique. Memorandum of Ministry of Education and Science Sweden from 30 April 2003. - Stockholm: Ministry of Education and Science in Sweden, 2003. - 7 p.
13. Some Aspects of the Development of Joint Degrees as a Means of Achieving the Objectives Set in the Bologna Declaration. The Stockholm Conclusions and a Compilation of Answers to a Ques-tionnaire (Stockholm Brochure). - Stockholm: Ministry of Education and Science in Sweden, 2002. - 33 p.
магистерская программа по направлению «Masters in Environmental Sciences, Policy and Management» (MESPOM]14. Первый год студенты данной программы обучаются в Центральном Европейском Университете г. Будапешт (Венгрия], изучая такие модули, как «Введение в методы экологического контроля», «Введение в экологические науки», «Введение в экологическую политику», «Введение в экологический менеджмент», по окончании которого выбирая любой из двух модулей для дальнейшего изучения в третьем семестре: «Превентивные экологические стратегии» в Университете г. Лунд (включающий такие разделы, как «Стратегический экологический менеджмент», «Научные исследования в экологии», «Стратегия экологического развития» и др.] или «Химический и экологический контроль» в Университете Манчестера (включающий разделы «Влияние загрязнителей на здоровье человека и экосистем», «Технический контроль систем», «Исследовательские методы и аналитические техники в экологических науках», «Водная химия» и т. д.]. Четвертый семестр полностью предназначен для исследовательской работы студента, которая проводится в любом из университетов консорциума. Считается нормальным содействие таким исследованиям со стороны правительства, общественных организаций или частного сектора. Результаты исследований сводятся в магистерскую диссертацию, которая представляется к защите, после чего студенты получают степень «Master of Science» (MSc], признаваемую во всех университетах консорциума.
Необходимо отметить, что данная образовательная программа включает междисциплинарные и мультидисциплинарные модули, которые, по нашему мнению, позволяют студенту интегрировать теорию и практику, освоить методы системного анализа, менеджмента изменений в окружающей среде с учетом различных социальных аспектов. В качестве положительной характеристики можно отметить и то, что в процессе обучения студенты развивают исследовательские, коммуникативные и другие профессиональные компетенции, в обучении ориентируются на самостоятельную подготовку, в том числе и с использованием мировых информационных сетей различных экологических организаций. Однако, к сожалению,
вопросы модернизации бакалаврского инженерно-экологического образования в стране свелись пока лишь к переложению и упрощению образовательных программ специалитета.
В Италии для студентов инженерно-экологических специализаций имеется возможность обучаться по краткосрочным программам в университетах и в неуниверситетском секторе для получения специализированной узкопрофессиональной степени «Diploma Universitario». Эти программы включают и теоретическую, и практическую подготовку. Есть возможность получить и более высокую степень «Diploma di Laurea» («бакалавр»], однако, она подразумевает более фундаментальную и более теоретизированную подготовку, выполнение диссертации с ориентацией в первую очередь на академический научно-исследовательский уровень15. Что касается реализации совместных магистерских образовательных программ, то такая задача в Италии была объявлена одной из важнейших для обеспечения вхождения страны в Европейское пространство высшего образования16. В этих целях в последнее время появились и новые магистерские программы подготовки инженеров-экологов, которые делятся на первый (низший] и второй (высший] уровни17 .
Из инженерно-экологических магистерских программ первого уровня наибольший интерес, на наш взгляд, представляет программа «Экологический менеджмент и контроль» Высшей школы Святой Анны в Пизе18. В рамках программы реализуются новые технологии обучения, такие как «case studies», деловые игры, экскурсии на предприятия, коллективное обсуждение и т. д. Первая часть программы делится на четыре так называемых «пространства» («Area»]: науки («Area scientifica»], экономики («Area economica»], технологии («Area technologica»] и юриспруденции («Area giuridica»]. В рамках этих четырех «пространств» изучаются учебные модули. Так, «Area scientifica» включает модули «Основы химии и физики», «Методология статистики», «Гидрогеология», «Экология окружающей среды», «Токсикология и эпидемиология». В состав «Area economica» входят модули «Организация и баланс», «Экономика окружающей среды и природных ресурсов». Пространство «Area technologica» включает такие модули, как «Техника и инструменты эко-
14. Masters in Environmental Sciences, Policy and Management // MESPOM. Officially site. - URL: http://www.mes-pom.org/Programme.
15. Kirstein, J. Information on Learning Structures in Higher Education in the EU/EEA Countries / J. Kirstein // Trends in Learning Structures in Higher Education. Project Report, 7 June 1999. - Co-penhagen, 1999. - Pp. 30-69.
16. Italia. National Report on the Implementation of the Bologna Process July 2003. - Rome: Italian Ministry for Education, University and Research, 2003. - 5 p.
17. Massa, A. Master Courses on «Environmental Law and Policies» in Italy. Tempus-Tacis JEP 25186-2004 «Master in Environmental Law and Policies in the Russian Federation (FRELP)». Out-come 1. Setup of the Master Programme / A. Massa. - Genova: University of Genova Press, 2006. - 20 p.
18. XI Master in Gestione e Controlo dell'Ambiente // Scuola Superiore Sant'Anna. Officially site. - URL: http://www.sssup.it/sssup/jsp/section.jsp9sec_ id1=503&sec_id2=65542&lang=it.
логического мониторинга», «Динамика загрязнений». В состав «Area giuridica» входит только один модуль - «Элементы права и законодательства окружающей среды». Вторая часть посвящена изучению более специфических дисциплин, таких как «Технология», «Территориальная политика», «Экологический менеджмент и контроль», «Экономика менеджмента и производства», «Экономика экологического менеджмента», «Производственная политика», «Энергосбережение» и др. Третья часть программы полностью отдана под стажировки студента на предприятиях и в университете для выполнения специального проекта под руководством тьютора и преподавателя университета.
Что касается программ второго уровня, то, например, в Университете г. Генуя открыта магистерская программа «Инновационные мембранные технологии и процессы очистки сточной и питьевой воды». Программа рассчитана на один академический год и включает три основные секции19:
1] общеинформативный - здесь изучаются особенности циркуляции воды в природе, основы химического и микробиологического анализа, а также социология, политика и законодательство в сфере использования, очистки и управления водными ресурсами;
2] специальный - включает такие модули, как «Фундаментальные принципы очистки воды», «Аспекты охраны здоровья и санитарные мероприятия при использовании воды», «Промышленные примеры систем очистки воды» (включая организацию экскурсий на очистные сооружения], «Мембранные процессы очистки и их промышленное применение» и т. д.;
3] практический - представляет собой профессиональную стажировку студента на предприятии, в лабораториях, исследовательских центрах в Италии или за рубежом, включая стажировку в университетских исследовательских лабораториях; для каждого студента подбираются место прохождения и тематика практики с учетом интересов самого студента.
Процесс обучения включает лекции, практические лабораторные работы и стажировки. В конце обучения по каждому модулю осуществляется тестирование, после чего студент переводится для обучения на следующую секцию. В конце курса каждый студент обязан предложить и на основе исследований обосновать
техническое предложение по тематике курса.
К сожалению. собственно бакалаврских инженерно-экологических программ в Италии существует к настоящему времени не очень большое количество. Большинство экологических программ являются магистерскими.
Необходимо отметить. что в конце XX века ряд ученых континентальной Европы поставили вопрос о выделении из инженерно-экологи-ческих специальностей некоторых узкопро-фильных специализаций. Особенно акцентируется внимание на необходимости создания особой специализации «инженер-эколог по водным ресурсам (инженер-эколог-гидролог]».
Впервые о необходимости самостоятельной профессиональной подготовки инженеров-экологов-гидрологов в области защиты водных ресурсов заявили в 1990 году ,_1.Е. МаэИ и его коллеги. называя это направление новым развивающимся сектором в образовании20.
Созвучны данной тематике оказались и публикации таких авторов. как Р. Нрг^ Н. КоЬиэ и др. Они посчитали. что из инженерно-экологических специальностей необходимо выделить специализацию «Гидравлическая инженерия». что позволит таким специалистам решать специфические вопросы водной экологии и устойчивого развития водных ресурсов21. Авторы отмечали. что создание новой специальности «Гидравлическая инженерия» и введение соответствующих тематических курсов в содержание обучения будет соответствовать требованиям экологической революции XX века22.
Поддерживая эту позицию. Р. и. М. с1е Laat и А. Б. РатэипСегБюдИ подтвердили. что водный сектор в Европе находится не в лучшем состоянии. поэтому необходимо в качестве стратегического образовательного решения на начальном этапе ввести в учебный процесс дополнительные индивидуальные занятия по проблемам водных ресурсов и в будущем создать международные и региональные «знаниевые» сети с опорой на повышение «знаниевой» эффективности и развитие человеческих ресурсов. Такая стратегия позволит улучшить знания и повысить профессионализм инженеров-эко-логов. В рамках стратегии авторы предложили использовать курсы генерации идей (в том числе с применением метода Дельфи]. курсы методов Тейлора. групповые тренинги в маги-
19. Innovative Membrane Technologies & Conventional Processes for Waste and Drinking Water Treatment. Departament of Chemistry and Industrial Chemistry of University of Genova // Univer-sity of Genova. Officially site. - URL: http://www.chimica.unige.it/masterwater.
20. Nash J.E. The Education of Hydrologists / J.E. Nash, P.S. Eagleson, JR. Philip, W.H. Van der Molen // Hydrological Sciences Journal. - 1990. - Vol. 35. - No 6. -
Pp. 597-607.
21. Hjort P. Relating Hydraulics and Ecological Processes / P. Hjort, H. Kobus, H.P. Nachtnebel, A. Nottage, R. Robarts // Journal of Hydraulic Research. - 1991. - Vol. 29. - No Extra. - Pp. 8-19.
22. Kobus H. Education of Hydraulic Engineers / H. Kobus, H.W. Shen, E. Plate, A. Szollosi-Nagy // Journal of Hydraulic Research. - 1994. - Vol. 32. - No 2. - Pp. 163-181.
стерских программах и т. д.23
В свою очередь J. Bundschuh предложил добавить в содержание инженерно-экологического образования модули, ориентирующие студента на стратегию применения принципов устойчивости водных ресурсов как обобщающих принципов. По мнению ученого, такая педагогическая инновация позволила бы научить студента отыскивать путь от экологической проблемы до ее решения, глубже понимать проблемы водных ресурсов и подключаться в качестве консультанта в решении политикоэкологических вопросов24.
Что касается подхода к формированию социального заказа на профессиональную подготовку инженеров-экологов по водным ресурсам со стороны профессиональных сообществ, то данный подход тогда же получил широкую поддержку и в настоящее время осуществляется в Европейском Союзе на практике на достаточно высоком уровне. Например, проблемы образования в сфере водной экологии решаются на общеевропейском уровне специально созданной сетью «ETNET - Water-Environment Thematic Network», которая участвует в разработке требований к содержанию образовательных программ в области инженерной защиты водных ресурсов, создании специальных курсовых модулей и публикует учебные материалы, которые могут быть использованы на различных уровнях образования25.
Важную роль в обучении и трудоустройстве инженеров-экологов по водным ресурсам играет и Международная ассоциация гидрологических наук (International Association of Hydrological Sciences - IAHS]. Основными ее задачами в области инженерно-экологического образования называются разработка и реализация обучающих курсов по гидрологическому циклу на Земле, эрозионным и осадочным процессам, оптимальному использованию водных ресурсов, включая передачу знаний студентам инженерно-экологических специ-
альностей и слушателям по планированию. инженерии. менеджменту и экономическим аспектам гидрологии. Кроме этого. 1АНБ осуществляет координацию деятельности инже-неров-экологов по водным ресурсам в Европе. организует системные научные исследования и проекты и участвует в проектах мобильности студентов инженерно-экологических специ-альностей26.
Таким образом. можно сделать вывод. что в континентальных европейских странах в рамках Болонских соглашений интенсивно реализуются различные программы модернизации системы высшего образования. Для сферы профессиональной экологической подготовки в вузах это проявилось в таких положительных моментах. как введение степеней «бакалавр» и «магистр». переход на расчет трудоемкости учебной работы студента по системе кредитов ЕБТС. появление новых магистерских инженерно-экологических образовательных программ. ориентация на результаты обучения. знания и компетенции выпускника. согласование учебных планов и программ с работодателями.
В отличие от государств англосаксонского типа (США. Великобритании. Канады. Австралии и др.] в странах континентальной Европы инженер-эколог все реже воспринимается как инженер-строитель очистных сооружений и чаще представляется как управленец в сфере экологического менеджмента. технический специалист по системам экологического контроля и т. д.. то есть признается многогранность инженерно-экологической профессии. сложность. комплексность и системность профессиональной деятельности инженера-эколога. что. безусловно. находит отражение и в содержании его профессиональной подготовки в европейских вузах.
23. Laat P.J.M., de. Water Sector Capacity Building Strategies, Methods and Instruments in a World of Knowledge Networks / P.J.M. de Laat, A.S. Ramsundersingh // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999. - Luxem-bourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 27-34.
24. Bundschuh J. The Sustainability Principle in Water Resources Management Requires Education and Training as Missing Link Between Problems and Solutions
(Examples from South America) / J. Bundschuh // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999.
- Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 79-85.
23. Almeida-Teixeira M.-E. Europe of Knowledge // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999. - Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 11-17.
24. Bundschuh J. The Sustainability Principle in Water Resources Management Requires Education and Training as Missing Link Between Problems and Solutions (Examples from South America) / J. Bundschuh // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999.
- Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 79-85.
25. Almeida-Teixeira M.-E. Europe of Knowledge // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June
1999. - Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 11-17.
26. Rodda J.C. Promoting International Co-Operation Learning - the Role of the International Asso-ciation of Hydrological Sciences // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999. - Luxembourg: Office of Official Publica-tions of the European Communities.
2000. - Pp. 374-379.
Особое место в системе профессионального инженерно-экологического образования в странах континентальной Европы занимает подготовка инженеров-экологов по водным ресурсам, что, очевидно, обусловлено высоким уровнем загрязнения большинства водоемов Европы и необходимостью их восстановления, экологоориентированного использования водоемов в будущем. Такой подход заслуживает положительной оценки, однако его восприятие как единственной альтернативы может повлечь за собой в будущем отрицание других путей развития инженерно-экологических специальностей и направлений.
К числу основных недостатков проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога в вузах стран конитенталь-ной Европы можно отнести то, что количество инженерно-экологических программ малу, большая часть из них организуется в виде спе-циалитета или является магистерскими (которые часто включают собственно инженерноэкологические разделы как вспомогательные].
Кроме того, различные университеты Европы применяют разные подходы к проектированию содержания подготовки эколога, наполняя это содержания иногда кардинально отличными дидактическими единицами. Безусловно, множественность таких подходов отражает плюрализм образовательных систем европейского континента и имеет право на существование, Однако при этом сложно говорить о существовании в Европе единой практики проектирования содержания профессиональной подготовки инженеров-экологов. Более того, в последнее время в некоторых европейских средствах массовой информации все чаще стали озвучиваться предложения по свертыванию Болонского процесса для стран Западной Европы в связи с его «неэффективностью». Все это может отрицательно сказаться на так необходимом единстве профессиональной подготовки и профессиональных действий инже-неров-экологов Европы в будущем.
1. Мищенко С. В. Технология создания и реализации инновационной проблемно-ориенти-рованной магистерской программы «Экологическое право и политика» / С. В. Мищенко, Н. С. Попов, Л. А. Мозерова, Л. Н. Чуксина, Ш. Хузар // Международное образование, ноосферология и устойчивое развитие: материалы междунар. науч. конф. (5-6 июня 2008 г., г. Тамбов] / Тамб. гос. техн. ун-т. - Тамбов: ООО Изд-во «Юлис», 2008. - С. 45-58.
2. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения: монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 112 с.
3. Loiskandl W. Integrating the Curriculum of Land & Water Management and Engineering to European Water Science / W. Loiskandl, H.P. Nachtnebel, M. Calderyn // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999. - Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 40-47.
4. Slovensk6 technick6 univerzita v Bratislave. Stavebn6 fakulta. Dtudbnn programy akademicka rok 2005/2006. - Bratislava: Vydavatel'stvo Slovenskej technickej university v Bratislave, 2005. - 224 str.
5. Faculty of Civil Engineering of the Slovak University of Technology in Bratislava. - Bratislava: Faculty of Civil Engineering, 2000. - 20 p.
6. Faculty of Civil Engineering Slovak University of Technology in Bratislava. Information Package ECTS. Academic Year 2001/2002. - Bratislava: Faculty of Civil Engineering of the Slovak University of Technology in Bratislava, 2001. - 204 p.
7. Faculty of Civil Engineering. Annual Report 2005. - Bratislava: Faculty of Civil Engineering of the Slovak University of Technology in Bratislava, 2006. - 238 p.
8. National Report Sweden - Report on the Swedish follow-up of the Bologna Declaration and the Prague Communique Memorandum of Ministry of Education and Science Sweden from 30 April 2003. - Stockholm: Ministry of Education and Science in Sweden, 2003. - 7 p.
9. Some Aspects of the Development of Joint Degrees as a Means of Achieving the Objectives Set in the Bologna Declaration. The Stockholm Conclusions and a Compilation of Answers to a Questionnaire (Stockholm Brochure]. - Stockholm: Ministry of Education and Science in Sweden, 2002. - 33 p.
10. Masters in Environmental Sciences, Policy and Management // MESPOM. Officially site. - URL: http://www.mes-pom.org/Programme.
11. Kirstein, J. Information on Learning Structures in Higher Education in the EU/EEA Countries / J. Kirstein // Trends in Learning Structures in Higher Education. Project Report, 7 June 1999. - Copenhagen, 1999. - Pp. 30-69.
12. Italia. National Report on the Implementation of the Bologna Process July 2003. - Rome: Italian Ministry for Education, University and Research, 2003. - 5 p.
13. Massa, A. Master Courses on «Environmental Law and Policies» in Italy. Tempus-Tacis JEP 25186-2004 «Master in Environmental Law and Policies in the Russian Federation (FRELP]». Outcome 1. Setup of the Master Programme / A. Massa. - Genova: University of Genova Press, 2006. - 20 p.
14. XI Master in Gestione e Controlo dell'Ambiente // Scuola Superiore Sant'Anna. Officially site. - URL: http://www.sssup.it/sssup/jsp/section. jsp?sec_id1=503&sec_id2=65542&lang=it.
15. Innovative Membrane Technologies & Conventional Processes for Waste and Drinking Water Treatment. Departament of Chemistry and Industrial Chemistry of University of Genova // University of Genova. Officially site. - URL: http://www.chimica.unige.it/masterwater.
16. Nash, J.E. The Education of Hydrologists / J.E. Nash, P.S. Eagleson, J.R. Philip, W.H. Van der Molen // Hydrological Sciences Journal. - 1990. - Vol. 35.
- No 6. - Pp. 597-607.
17. Hjort, P. Relating Hydraulics and Ecological Processes / P. Hjort, H. Kobus, H.P. Nachtnebel, A. Nottage, R. Robarts // Journal of Hydraulic Research.
- 1991. - Vol. 29. - No Extra. - Pp. 8-19.
18. Kobus H. Education of Hydraulic Engineers / H. Kobus, H.W. Shen, E. Plate, A. Szollosi-Nagy // Journal of Hydraulic Research. - 1994. - Vol. 32. - No
2. - Pp. 163-181.
19. Laat P.J.M., de. Water Sector Capacity Building Strategies, Methods and Instruments in a World of Knowledge Networks / P.J.M. de Laat, A.S. Ramsundersingh // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999. - Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 27-34.
20. Bundschuh, J. The Sustainability Principle in Water Resources Management Requires Education and Training as Missing Link Between Problems and Solutions (Examples from South America] // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999. - Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 79-85.
21. Almeida-Teixeira M.-E. Europe of Knowledge // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999. - Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 11-17.
22. Rodda, J.C. Promoting International Co-Operation Learning - the Role of the International Association of Hydrological Sciences / J.C. Rodda // The Learning Society and the Water-Envi-ronment: Proceedings of the International Symposium, Paris, 2-4 June 1999. - Luxembourg: Office of Official Publications of the European Communities, 2000. - Pp. 374-379.