УДК/ UDC: 378: 504.75(075.8) А. В. Козачек,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Природопользование и защита окружающей среды» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Россия, [email protected]
Artemiy Kozachek,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Wildlife Management and Environment Protection of the Tambov State Technical University, Tambov, Russia, [email protected]
ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ЭКОЛОГОВ В ГОСУДАРСТВАХ АНГЛОСАКСОНСКОГО ТИПА1 EXPERIENCE AND FEATURES OF DESIGNING THE CONTENT OF VOCATIONAL TRAINING OF ENGINEERS-ECOLOGISTS IN THE STATES OF ANGLO-SAXON TYPE
В статье проводится анализ практики проектирования содержания и особенностей организации профессиональной подготовки бакалавров и магистров инженерной экологии в вузах стран англосаксонского типа (на примере США, Великобритании и Австралии), делаются выводы о состоянии и проблемах практической организации профессиональной инженерно-экологи-ческой подготовки в рамках англосаксонской системы образования, выделяются ее достоинства и недостатки, определяются особенности возможного использования изученного опыта в России.
The article provides an analysis of practice of designing the content and features of the vocational training organization for bachelors and masters in engineering ecology in high schools of the countries of Anglo-Saxon type (on the example of the USA, Great Britain and Australia); it gives conclusions about the condition and problems of the practice organization within professional engineering and ecological training in the limits of an Anglo-Saxon education system. The paper allocates merits and demerits of this system, features of possible use of the studied experience in Russia are defined.
Ключевые слова: содержание профессиональной подготовки, зарубежный опыт, защита окружающей среды, инженер-эколог, федеральный государственный образовательный стандарт, государства англосаксонского типа.
Keywords: the vocational training content, foreign experience, environment protection, engineer-ecologist, Federal State Educational Standard, States of Anglo-Saxon Type.
Во многих крупнейших зарубежных вузах сегодня используются различные комплексные подходы к профессиональному экологическому образованию, основанные в том числе и на Болонских соглашениях. Однако известно, что образцом для построения содержания высшего образования в рамках Болонских соглашений является система высшего образования США. Это в частности было недвусмысленно отмечено в
1 Представленный в статье анализ выполнен по результатам комплексной стажировки автора в зарубежных вузах в
2006-2008 гг. в рамках проекта ТЕМПУС-ТАСИС 25186/2004, а также по результатам научной работы в рамках гранта админи-
страции Тамбовской области и Тамбовской областной Думы на 2010 г. Кроме того, при анализе автор опирается на статистические данные по системе проектирования содержания высшего образования и организации профессиональной инженерно-экологической подготовки, представленные в различных научных и методических источниках, а также на официальных сайтах университетов США, Великобритании и Австралии, ссылки на которые имеются в тексте.
Болонском докладе «Тенденции I»2.
Сама североамериканская система высшего профессионального образования близка по многим своим параметрам к своему родоначальнику - системе высшего образования Великобритании. Несколько в стороне находятся системы высшего образования Австралии и Новой Зеландии, однако по духу они являются прямыми «родственниками» образовательных систем Великобритании и США. Таким образом, можно говорить о существовании систем высшего профессионального образования англосаксонского типа, имеющих общие черты и сильно отличающиеся от аналогичных систем континентальной Европы, стран СНГ и государств других континентов и субконтинентов.
Необходимо отметить, что в современной научной литературе работы с анализом практики профессиональной инженерно-экологической подготовки в англосаксонских странах практически отсутствуют. Среди российских публикаций можно выделить лишь небольшую статью ученых Тульского государственного университета под руководством его ректора, доктора технических наук, профессора Э. М. Соколова, в которой в основном отмечается необходимость изучения опыта подготовки инже-неров-экологов в зарубежных странах и некоторые особенности его использования при разработке содержания учебных планов и квалификационной характеристики специальности «Инженерная защита окружающей среды»3. Однако данная работа имеет небольшой объем, устарела, характеризуя требования для давно уже отмененных стандартов высшего профессионального образования первого поколения, и не дает полную и подробную картину зарубежной, в том числе и современной, практики професси-
2 Haug G. Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe / G. Haug // Trends in Learning Structures in Higher Education. Project Report, 7 June 1999. - Copenhagen, 1999. - Pp. 3-30.
3 Соколов Э. М. Изучение опыта подготовки инженеров-экологов в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и обоснование структуры и содержания учебных планов и квалификационной характеристики специальности «Инженерная экология» / Э.М. Соколов, Е.И. Захаров, И.В. Панферова, Л.Н. Савинова // Известия Тульского государственного технического университета. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». - Тула: Изд-во Тульск. гос. тех. ун-та, 1994. - С. 3.
ональной подготовки инженеров-экологов.
За рубежом с публикациями по данной тематике сложилась аналогичная ситуация. Единственными, на наш взгляд, заслуживающими внимания комплексными исследованиями опыта организации профессиональной подготовки инженеров-экологов являются отчет членов Ассоциации профессоров экологической инженерии и науки (Association of Environmental Engineering and Science Professors - AEESP) и Национального научного фонда (National Science Foundation - NSF) M.D. Aitken, J.T. Novak, G.W. Characklis, K.L. Jones и P.J. Vikesland4, а также большая коллективная статья под авторством профессоров Sharon A. Jones (Колледж Лафайета в Истоне), Mark O. Barnett (Университет Аубурна), Alok Bhandari (Кан-заский государственный университет) и Timothy LaPara (Университет Миннесоты)5. Однако отмечая в числе достоинств указанных публикаций использование обширного статистического материала, попытки выделить взаимосвязи между системой высшего образования, сообществом работодателей и профессиональными экологическими ассоциациями, необходимо указать и на недостатки - узкая ориентация данных публикаций исключительно на систему профессиональной инженерно-экологической подготовки США, без исследования ситуации в других странах англосаксонского типа, преобладание технологий статической обработки информации по выпускникам и слабый анализ опыта проектирования непосредственно содержания профессиональной подготовки инженеров-экологов в американских вузах.
Таким образом, представляется необходимым комплексно исследовать современный опыт проектирования содержания профессиональной инженерно-экологической подготовки в различных государствах англосаксонского типа, выделить основные
4 Aitken, M.D. Workshop on the Evolution of Environmental Engineering as a Professional Discipline: Final Report (Workshop Held August 9-10, 2002, Toronto, Ontario, Canada) / M.D. Aitken, J.T. Novak, G.W. Characklis, K.L. Jones, P.J. Vikesland. - Chapel Hill: AEESP/NSF, 2003. - 23 p.
5 Jones, S.A. An Initial Effort to Count Environmental Engineers in the USA / S.A. Jones, M.O. Barnett, A. Bhandari,
T. LaPara // Environmental Engineering Science. - 2005. - Vol. 22. - No 6. - Pp. 772-782.
положительные моменты с целью их использования в нашей стране и сегрегировать соответствующие недостатки. Такой анализ приобретает большое значение в связи с созданием и предстоящим утверждением Министерством образования и науки Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по направлению «Защита окружающей среды» (направлению подготовки инженеров-экологов и техников-экологов).
Большое значение имеет и выявление особенностей содержания профессиональной подготовки бакалавров и магистров инженерной экологии как двух разных ступеней высшего образования. Основное внимание в данной статье предлагается уделить профессиональной подготовке бакалавров инженерной экологии как будущих инже-неров-экологов низших и наиболее массовых категорий. Для магистров инженерной экологии в связи с их относительной элитарностью считаем необходимым выделять только наиболее интересные моменты проектирования содержания профессиональной подготовки.
Первоначально рассмотрим особенности организации североамериканской системы высшего профессионального инженерно-экологического образования.
В Соединенных Штатах Америки давно осуществляется выпуск бакалавров, магистров и докторов инженерной экологии. В числе более чем двадцати вузов, выпускающих инженеров-экологов, можно назвать такие, как Стенфордский университет, Университет Мичигана, Университет Мэриленда, Университет Джона Хопкинса, Университет Баккнелла, Массачусетский институт технологий, Корнельский университет, Южный Иллинойский университет Карбондейл, Университет Висконсина и т. д. Большинство из них имеют профилирующие кафедры (department) или школы (school)6.
Например, Университет Баккнелла в Ле-
6 Aitken, M.D. Workshop on the Evolution of Environmental Engineering as a Professional Discipline: Final Report (Workshop Held August 9-10, 2002, Toronto, Ontario, Canada)
/ M.D. Aitken, J.T. Novak, G.W. Characklis, K.L. Jones, P.J. Vikesland. - Chapel Hill: AEESP/NSF, 2003. - 23 p.
висбурге (Пенсильвания, США)7 осуществляет профессиональную подготовку бакалавров инженерной экологии, направленную не только собственно на обучение, но и на работу студентов инженерами-экологами на различных предприятиях во время обучения. В числе формируемых профессиональных компетенций бакалавра инженерной экологии здесь называются следующие:
- способность идентифицировать, формулировать и решать определенные технические проблемы;
- способность осуществлять ранжирование инженерных технических задач, требующих своего решения;
- способность учитывать глобальные и социальные факторы, этические вопросы и вопросы устойчивого развития в процессе решения инженерно-экологических задач;
- способность проектировать компоненты, системы или процессы в различных технических областях при выполнении реалистических ограничений типа экономического, экологического, социального, политического, этического, здоровья и безопасности, конструктивности и устойчивости;
- способность применять методы исчисления на основе физических, химических и математических знаний через дифференциальные уравнения и другие знания для решения инженерно-экологических проблем;
- способность решать технические проблемы в экологической, геотехнической, структурной, транспортной областях и в области водных ресурсов, используя соответствующее программное обеспечение;
- способность планировать и проводить экспериментальные исследования, анализировать и интерпретировать его результаты;
- способность к критическому осмыслению и решению экологических проблем при сочетании фундаментальных знаний в гуманитарных, социальных, математических, инженерных науках;
- способность организовать и поставить эффективные устные, письменные, и графические коммуникации, способности к лидерству;
- способность эффективно работать в со-
7 Civil & Environmental Engineering. Curriculum // Bucknell University. Officially site. - URL: http://www.bucknell.edu/ x14225.xml.
ставе команды.
В целях формирования перечисленных компетенций в Университете Баккнелла содержание профессиональной подготовки бакалавров инженерной экологии включает в себя такие учебные модули, как «Введение в инженерные структуры», «ГИС-системы в инженерии», «Инжиниринг водных ресурсов», «Инженерная математика», «Введение в процессы переноса», «Структурный анализ», «Методы конечных элементов», «Инженерная экология», «Геотехнический инжиниринг», «Конструирование стальных сооружений», «Гидрология», «Речная механика», «Экологическая безопасность в дорожном строительстве», «Городское и региональное планирование», «Моделирование процессов переноса», «Физико-химические процессы очистки», «Биотехнологии», «Менеджмент отходов», «Инженерно-экологическая химия», «Операции и процессы инженерной экологии», «Инженерное планирование и проектный менеджмент», «Основы научных исследований» и т. д.
Студенты-экологи под руководством преподавателя не только занимаются собственно учебной деятельностью, но и ежегодно участвуют в научных конференциях, а также в многочисленных реальных проектах строительства очистных сооружений (например, в 2010 году при финансовой поддержке Фонда Дэвиса по проекту, разработанному четырьмя студентами и двумя преподавателями университета, были построены сооружения очистки воды в населенных пунктах Республики Суринам).
В Университете Мэриленда (США)8 подготовка бакалавров наук в области инженерной экологии осуществляется в университетской Школе инжиниринга им. А. Джеймса Кларка.
Уже на младших курсах студент бакалавриата выбирает траекторию (track) для продолжения своего обучения из трех: «Инфраструктурная инженерия», «Экологическая и водоресурсная инженерия» и «Транспортные системы и управление проектами». В содержание всех трех траекторий
8 Department of Civil & Environmental Engineering of A. James Clark School of Engineering // University of Maryland.
Officially site. - URL: http://www.cee.umd.edu/undergrad/ index.php.
включаются технические элективы, каждый из которых может быть собран из комбинации модулей шести учебных направлений (экологического, геотехнического, управления проектами, структур, транспортирования и водных ресурсов). Например, экологическое направление включает такие модули, как «Инженерная экология и водоресурсные системы», «Биологические принципы экологической инженерии», «Динамические процессы в природных системах», «Химия природных вод», «Воздействие органических загрязнителей на окружающую среду» и «Восстановление биологических ресурсов».
Учебный план должен обеспечивать разумное смешение требуемых модулей в элективах таким образом, чтобы учесть индивидуальные интересы студентов, но при этом избежать риска их сверхспециализации. Акцент в содержании обучения делается на основные науки («Математика», «Химия», «Физика» и т. д.), технические науки («Механика материалов», «Статика», «Динамика» и т. д.), строительные и экологические технические курсы «Материалы», «Жидкая механика», «Гидрологический инжиниринг», «Инженерная экология», «Инженерная биология», «Гидрология грунтовых вод» и т. д.). Окончив бакалавриат, студент может продолжить обучение в магистратуре по инженерной экологии.
Система профессиональной подготовки бакалавров инженерной экологии в Университете Мэриленда направлена на формирования следующих профессиональных компетенций:
- техническая компетентность в математике, физике и технических науках;
- техническая компетентность в науках гражданского строительства;
- техническая компетентность по крайней мере в одной главной области специализации;
- способность использовать компьютеры, программное обеспечение и экспериментирование как инструменты для решения технических проблем;
- способность эффективно формулировать и защищать собственные технические идеи, включая устные, письменные и техни-
ческие навыки;
- способность идентифицировать технические проблемы и профессиональные решения, включая анализ проблемы, построение проекта системы, компонента или процесса;
- навыки взаимодействия при выполнении междисциплинарных проектов;
- понимание и оценка социального контекста профессии гражданского строительства, этических обязанностей инженера;
- оценка потребности в дальнейшей специализации в сфере инженерной экологии и гражданского строительства в течение всей жизни;
- понимание воздействия технологий и проектов на общество, включая безопасность жизни и экологические проблемы;
- знание современных проблем на национальном и международном уровнях, знание новейших научных разработок в профессиональных областях;
- понимание важности активного участия в профессиональных обществах и организациях в профессиональной практике.
При этом руководство и преподаватели кафедры гражданского строительства и экологического инжиниринга Школы инжиниринга А. Джеймса Кларка каждый семестр проводят оценку качества подготовки выпускников бакалавриата посредством выстраивания системы обратных связей с работодателями и проводя самооценку системы обучения. Кроме того, на каждом курсе процесс обучения студента курируют специальные советники.
В Южном Иллинойском университете Кар-бондейл (США)9 главной задачей подготовки бакалавров инженерной экологии считается их научение использованию технических принципов и методов в защите человеческого здоровья и окружающей среды. К профессиональным навыкам инженера-эколога в университете относят навыки проектирования экологических сооружений, разработки мероприятий по восстановлению биологических ресурсов, организации экологического мониторинга и разработки экологических нормативов. Задача формирования указан-
9 Department of Civil and Environmental Engineering // Southern Illinois University Carbondale. Officially site. - URL: http://civil.engr.siu.edu/civil/overview-ugrad.asp.
ных профессиональных навыков определяет в содержании профессиональной подготовки инженера-эколога акцент на дисциплинах в области гражданского строительства, геотехнического инжиниринга, гидротехники, землеустроения и т. д.
По окончании обучения выпускники университета получают работу, как правило, в инженерно-консультационных фирмах, различных агентствах, на промышленных предприятиях, а также органах федеральной власти, органах власти штата и в муниципалитетах. Кроме того, после бакалавриата студенты могут поступить в магистратуру по гражданскому строительству (отдельной магистратуры по инженерной экологии в университете нет), а затем продолжить обучение в специализированной докторантуре по инженерной экологии, где они получают возможность проводить научные исследования по таким темам, как очистка воды, обезвоживание осадков сточных вод, переработка опасных и промышленных отходов, геотехнологии и геоэкологический инжиниринг, гидрология и гидравлические принципы проектирования, оптимизация водоресурсных систем, структурный анализ, эколого-инженерное материаловедение, экологическое строительство и т. д.
Система и содержание профессиональной подготовки бакалавров инженерной экологии в других англосаксонских странах (Австралия, Великобритания) имеют схожие черты с североамериканской. В то же время существуют и определенные отличия.
В частности, в Университетском колледже Лондона (Великобритания)10 инженерно-экологические программы предлагаются как трехлетний бакалавриат и четырехлетняя магистратура. В дополнение к техническим, строительным и инженерно-экологическим знаниям образовательная программа Колледжа направлена на привитие студенту знаний в сферах информационных технологий, географических информационных систем и навыков коммуникаций. Целью обучения является формирование у бакалавра компетенций в четырех областях:
10 Department of Civil, Environmental & Geomatic Engineering // University College London. Officially site. - URL: http:// www.cege.ucl.ac.uk/Home.
1) в области деятельности - способности к строительно-технической и экологической деятельности, политическим и культурным взаимодействиям, затрагивающим работу инженера-эколога;
2) в области обновлений - способности проектировать, изменять и управлять природными и природосберегающими системами, создавать собственные системы на основе личного видения;
3) в области механизмов - способности понимать сущность физических, химических и биологических процессов и использовать их в своей технической работе;
4) в области инструментов - способности использовать для решения инженерноэкологических проблем методы математики и информатики, автоматизированные и информационные системы.
Первые два года в содержание профессиональной подготовки бакалавра инженерной экологии включаются дисциплины по гражданскому строительству, инженерной защите окружающей среды, береговым и водным ресурсам, климатологии, геоинформатике, проектному менеджменту, праву, финансам и т. д. Эти дисциплины структурируются в специальные пятинедельные междисциплинарные модули. В конце каждого пятинедельного периода междисциплинарные знания студенты закрепляют на так называемых scenarios, которые представляют собой практико-исследователь-ские проекты, базирующиеся на реальных технических проблемах инженерной экологии. Соответственно, первый и второй годы обучения разделены каждый на четыре четверти длительностью по пять недель.
Интересно, что система содержания профессиональной подготовки в Университетском колледже Лондона спроектирована таким образом, что уже на третьем году обучения студент может самостоятельно строить дальнейшую образовательную траекторию, которая наиболее близка его интересам и навыкам. Причем третий и четвертый учебные годы предполагают широкий набор различных вариантов курсов и междисциплинарных модулей на выбор.
Что касается технологии оценки уровня подготовленности студентов, то в пер-
вые два года комплексная оценка их знаний проводится каждое лето на экзаменах и на защите ежегодной курсовой работы. На третьем году обучения знания студента проверяются при выполнении и защите им научно-исследовательской работы, являющейся дипломной для бакалавров.
Окончив бакалавриат, студенты могут устроиться на работу инженером-экологом или продолжить обучение в магистратуре. В Университетском колледже Лондона открыты две научно-исследовательские экологические магистратуры на степень магистра наук: «Инженерно-экологические систе-
мы» и «Инженерно-экологическое картографирование». По окончании научно-исследовательской магистратуры студенты могут поступить в докторантуру по направлению «Устойчивость городов».
Также в колледже открыта базовая инженерная магистратура по направлению «Инженерная экология», ориентированная на дальнейшую профессиональную инженерную деятельность на предприятиях. Выпускники этой магистратуры получают степень магистра инженерии. Дополнительно к ней введена международная инженерная магистерская программа по тому же направлению, позволяющая студенту один год обучаться в одном из ведущих заграничных университетов, которые имеют связи с Университетским колледжем Лондона. Содержание обеих инженерных магистерских программ примерно одинаково. Отличие их между собой заключается лишь в том, что будущие студенты международной магистерской программы весь третий год обучения обязательно проходят в другом университете (Университете Мельбурна (Австралия), Университете Колумбии и Калифорнийском технологическом институте (США), Гонконгском университете науки и техники (Китай), Национальном университете Сингапура). Четвертый год в магистратуре заканчивается для студента защитой комплексного научно-практического дипломного проекта, объединяющего в себе результаты всех предыдущих курсовых работ и научно-исследовательских проектов, а также вновь полученные данные.
Все образовательные программы ба-
калавриата и магистратуры Университетского колледжа Лондона аккредитованы национальной организацией «Joint Board of Moderators», в которую входят представители вузов и предприятий гражданского строительства, инженерной инфраструктуры, шоссейных дорог и транспорта, а также «Дипломированным институтом водного и экологического менеджмента» (CIWEM) Великобритании.
В отличие от британских вузов, в Университете Мельбурна (Австралия)11 на базе входящей в его структуру Мельбурнской школы инжиниринга продолжительность обучения бакалавра и магистра инженерной экологии одинакова и составляет три года. Концептуальными направлениями в обучении бакалавра здесь являются изучение таких проблем окружающей среды, как глобальное изменение климата, дефицит водных и других ресурсов, урбанизация, глобализация и устойчивость. Главными компетенциями, которые должны быть сформированы у бакалавра, обозначаются:
- способность к лидерству в изучении искусственных, естественных и виртуальных подсистем окружающей среды;
- способность к пониманию проблем и вызовов, которые влияют на формирование различных подсистем окружающей среды;
- способность к решению технических задач в сфере инженерной защиты окружающей среды.
Университет Мельбурна предоставляет студентам различные варианты направлений и поднаправлений собственно самого бакалавриата. Так, в университете выделяется три направления бакалавриата в области инженерной экологии: «Картография и геодезия в инженерной экологии», «Инженерная экология в гражданском строительстве» и «Физические системы в инженерной экологии». При этом второе и третье направления подразделяются на поднаправления со специализацией в математических науках и без такой специализации. В итоге получается пять вариантов инженерно-экологического бакалавриата.
11 Department of Civil & Environmental Engineering of Melbourne School of Engineering // University of Melbourne. Officially site. - URL: http://www.civag.unimelb.edu.au/index. html.
В основе содержания обучения лежит междисциплинарный подход к изучению окружающей среды. Уже с первого курса студент изучает примерно по шесть междисциплинарных модулей в год. При этом все модули структурируются между собой по трем блокам - инженерному, экологическому и естественнонаучному.
В числе основных модулей, например, для бакалавриата инженерной экологии в строительстве можно назвать «Восстановление природной среды», «Природные системы», «Конструирование в инженерной экологии», «Картографирование в инженерной экологии», «Инженерные материалы», «Науки о Земле», «Линейная алгебра», «Вычисления», «Моделирование и конструирование систем», «Теория структур и конструирование», «Гидромеханика», «Инженерная математика» и т. д. Аналогичный бакалавриат со специализацией в области математических наук отличается только выделением большего учебного времени на математические дисциплины.
Необходимо отметить, что система построения содержания профессиональной подготовки бакалавров инженерной экологии в Университете Мельбурна сильно вариативна и позволяет студенту выбрать значительное число учебных траекторий. Причем студент имеет право определять траекторию обучения уже после первого курса, выбирая не менее двух специальных учебных модулей самостоятельно. Как обязательные, каждый год изучаются только шесть (в первый год) или четыре (второй и третий год) междисциплинарных модуля и только два специальных предмета.
Направления и поднаправления магистратур инженерной экологии полностью соответствуют направлениям и поднаправ-лениям бакалавриата как по числу, так и по направленности. При этом сама магистратура в университете является профессионально ориентированной на дальнейшую инженерную работу выпускника на производстве. Однако это не отменяет возможностей научной работы для студентов и их дальнейшего поступления в докторантуру по направлениям «Гидрология и водные ресурсы» и «Управление и защита инфра-
структуры».
Можно сказать, что в целом университетах англосаксонских стран профессиональная подготовка бакалавров инженерной экологии направлена на формирование четко сформулированных профессиональных компетенций, идентичные практически для всех вузов. Причем в числе компетенций выделяются не только собственно инженерно-экологические (например, способность идентифицировать и решать инженерно-экологические проблемы), но и специализированные (например, способности применять математические методы, информационные системы, направленность на лидерство, способность к работе в социальном коллективе).
Соответственно, в структуре содержания профессиональной подготовки бакалавров инженерной экологии в англосаксонских университетах можно выделить компоненты как собственно инженерноэкологического направления, так и специализированные дидактические единицы, например, в сфере математического моделирования, структурного анализа, геотехнологий и ГИС-систем, а также не только проектирования, но и строительства очистных систем.
Не менее важно и то, что студенты не только магистратуры, но и бакалавриата в вузах США, Великобритании и Австралии могут на начальных периодах выбирать дальнейшую траекторию обучения, самостоятельно конструируя содержание своей профессиональной подготовки из предлагаемых им на выбор курсов и междисциплинарных модулей.
Эффективно выстраивается и система обратных связей между вузами и работодателями, позволяющая учесть основные требования предприятий к выпускникам университета и осуществить их практическую реализацию в содержании профессиональной подготовки бакалавров инженерной экологии.
Таким образом, можно говорить о направленности вузов США, Великобритании и Австралии на формирование профессионально ориентированного инженера-эколо-га, способного определять проблемы, осу-
ществлять выбор оптимального варианта их разрешения, принимать решения в сфере инженерной защиты окружающей среды, системно решать профессиональные задачи, применять для этого междисциплинарные знания.
Тем не менее многие ученые отмечают наличие системных проблем с инженерноэкологическим образованием в англосаксонских странах. Например, в Университете штата Огайо (США) вопросы охраны окружающей среды уже более 30 лет рассматриваются комплексно в более чем двадцати различных учебных курсах, охватывающих множество кафедр в половине университетских колледжей, и координируются двумя правительственными организациями: Департаментом природных ресурсов и Департаментом по образованию штата Огайо. В Великобритании существует множество не взаимосвязанных друг с другом высших профессиональных экологических учебных курсов, которые курируются многочисленными (более 40) инстанциями различного назначения и подчинения.
Причем в англосаксонских странах до настоящего времени не создано единой профессиональной, общественной или государственной организации, занимающейся комплексным решением назревших проблем инженерно-экологического образования (как в континентальной Европе). Так, в своем отчете для Ассоциации профессоров экологической инженерии и науки и Национального научного фонда M.D. Aitken, J.T. Novak, G.W. Characklis, K.L. Jones и P.J. Vikesland провели статистический анализ студенческих выпусков американских университетов, доказав, что к началу XXI века в США на 20 основных университетов и институтов, выпускающих бакалавров, магистров и докторов инженерной экологии, приходится целых 18 разрозненных профессиональных инженерных организаций, из которых 7 организаций регламентируют отдельные вопросы профессиональной подготовки и деятельности инженеров-экологов. По мнению авторов отчета, это создает существенные проблемы в объединении экологиче-
ской деятельности в США12.
Кроме того, как ясно из исследований ученых США и других стран, содержание профессиональной подготовки инженеров-экологов в этих странах статично. Например, Sharon A. Jones, Mark O. Barnett, Alok Bhandari и Timothy LaPara в своей статье постулируют, что исторически задачи деятельности североамериканского инжене-ра-эколога изменялись достаточно редко. Например, в 1962 году введение в США в действие законов «О чистом воздухе», «Об опасном воздействии твердых отходов», «О комплексной экологической поддержке» и «О компенсации и ответственности» привело к расширению обязанностей специалистов по охране окружающей среды, которые стали также заниматься и вопросами загрязнения атмосферного воздуха, появления опасных отходов и т. д. Затем деятельность инженера-эколога интенсивно развиваясь, стала межотраслевой, поэтому студенты инженерно-экологических специальностей должны были изучать целый ряд новых технических дисциплин (особенно из сельскохозяйственной, химической и машиностроительной отраслей) и обновленных естественнонаучных предметов (например, модернизированные курсы по химии, биологии и геологии). Сейчас же основной задачей инженера-эколога является оценка, защита и проектирование жизнеспособных систем для сохранения здоровья человека и окружающей среды13. Соответственно, и технология проектирования содержания профессиональной подготовки бакалавра инженерной экологии также стабильна и не менялась длительное время.
Еще одним недостатком англосаксонских вузов является узкоспециализированное понимание сущности профессиональной деятельности инженера-эколога. Как стало ясно из проведенного нами обзора, в вузах США, Великобритании и Австралии рассматрива-
12 Aitken, M.D. Workshop on the Evolution of Environmental Engineering as a Professional Discipline: Final Report (Workshop Held August 9-10, 2002, Toronto, Ontario, Canada) / M.D. Aitken, J.T. Novak, G.W. Characklis, K.L. Jones, PJ. Vikesland. - Chapel Hill: AEESP/NSF, 2003. - 23 p.
13 Jones, S.A. An Initial Effort to Count Environmental Engineers in the USA / S.A. Jones, M.O. Barnett, A. Bhandari,
T. LaPara // Environmental Engineering Science. - 2005. - Vol. 22. - No 6. - Pp. 772-782.
ют инженера-эколога в первую очередь как специалиста по строительству очистных сооружений (причем чаще делается упор на сооружения очистки воды и переработки осадков) и только затем их дальнейшей эксплуатации как действующих строительных и инженерно-технических сооружений. Это характеризует и расположение, и название профилирующих выпускающих кафедр -практически все они называются кафедрами гражданского строительства и инженерной экологии (либо только гражданского строительства) и практически все они находятся в составе инженерно-строительных колледжей в университетах. Отражается это и на содержании профессиональной подготовки бакалавра инженерной экологии, куда включены многочисленные курсы по гражданскому строительству, геотехнологиям, землеустройству, строительному материаловедению (бетонам и стали) и т. д.
В итоге содержание профессиональной инженерно-экологической подготовки в вузах англосаксонских стран раздроблено на различные программы и курсы, проектируется на основе рекомендаций многочисленных разрозненных экологических организаций, ориентировано, в первую очередь, на строительную деятельность инженера-эколога, на охрану в основном водных ресурсов и слабо адаптировано к возможным факторам воздействия на рынке эколого-образовательных услуг (в течение десятилетий имеющем стабильные характеристики). Возникает угроза неспособности использующихся в англосаксонских университетах технологий проектирования содержания адекватно и гибко реагировать на новые вызовы рынка и возможные быстро меняющиеся факторы в сфере защиты окружающей среды.
Таким образом, применительно к российской системе профессионального инженерно-экологического образования необходимо добиться максимального использования опыта англосаксонских стран по разработке профессиональных компетенций выпускника, созданию условий для свободного выбора студентом траектории обучения уже на ранних курсах, обеспечению академической мобильности и системной кооперации с национальными и региональными работодате-
лями в сфере проектирования содержания профессиональной инженерно-экологической подготовки, а также с профессиональными экологическими ассоциациями. При этом необходимо отграничиться от узкой направленности англосаксонской системы высшего профессионального инженерно-экологического образования на строительную деятельность инженера-эколога и избежать существующей статичности в содержании программ профессиональной подготовки.
1. Haug, G. Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe / G. Haug // Trends in Learning Structures in Higher Education. Project Report, 7 June 1999. - Copenhagen, 1999. - Pp. 3-30.
2. Соколов Э. М. Изучение опыта подготовки инженеров-экологов в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и обоснование структуры и содержания учебных планов и квалификационной характеристики специальности «Инженерная экология» / Э. М. Соколов, Е. И. Захаров, И. В. Панферова, Л. Н. Савинова // Известия Тульского государственного технического университета. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». - Тула: Изд-во Тульск. гос. тех. ун-та, 1994. - С. 3.
3. Aitken M. D. Workshop on the Evolution of Environmental Engineering as a Professional Discipline: Final Report (Workshop Held August 9-10, 2002, Toronto, Ontario, Canada) / M.D. Aitken, J.T. Novak, G.W. Characklis, K.L. Jones, P.J. Vikesland. - Chapel Hill: AEESP/NSF, 2003. - 23 p.
4. Jones S. A. An Initial Effort to Count Environmental Engineers in the USA / S. A. Jones, M. O. Barnett, A. Bhandari, T. LaPara // Environmental Engineering Science. - 2005. - Vol. 22. - No 6. - Pp. 772-782.
5. Civil & Environmental Engineering. Curriculum // Bucknell University. Officially site. - URL: http://www. bucknell.edu/ x14225.xml.
6. Department of Civil & Environmental Engineering of A. James Clark School of Engineering // University of Maryland. Officially site. - URL: http://www.cee.umd. edu/ undergrad/index.php.
7. Department of Civil and Environmental Engineering // Southern Illinois University Carbondale. Officially site. - URL: http://civil.engr.siu.edu/civil/ overview-ugrad.asp.
8. Department of Civil, Environmental & Geomatic Engineering // University College London. Officially site. - URL: http://www.cege.ucl.ac.uk/Home.
9. Department of Civil & Environmental Engineering of Melbourne School of Engineering // University of Melbourne. Officially site. - URL: http://www.civag. unimelb.edu.au/index.html.
УДК/ UDC: 371.14 (571.12) Г. А. Трубин,
аспирант Тюменского государственного университета, г. Тюмень, Россия, [email protected]
Gleb Trubin,
postgraduate student of Tumen State University, Tumen, Russia, [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) INNOVATION ACTIVITY OF THE POPULATION IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION (EXPERIENCE OF TUMEN REGION, RUSSIA)
В статье представлено исследование влияния дополнительного профессионального образования на инновационную активность населения на примере Тюменской области. В качестве основных показателей инновационной активности выделены: участие в организации новых фирм, выпуск новых товаров, внедрение новых технологий.
The paper provides a research on the influence of the additional professional education upon innovative activity of the population on the example of Tumen region. As basic indexes of the innovative activity it offers the following: participation in new companies establishment, producing new products, implementing new technologies.