лями в сфере проектирования содержания профессиональной инженерно-экологической подготовки, а также с профессиональными экологическими ассоциациями. При этом необходимо отграничиться от узкой направленности англосаксонской системы высшего профессионального инженерно-экологического образования на строительную деятельность инженера-эколога и избежать существующей статичности в содержании программ профессиональной подготовки.
1. Haug, G. Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe / G. Haug // Trends in Learning Structures in Higher Education. Project Report, 7 June 1999. - Copenhagen, 1999. - Pp. 3-30.
2. Соколов Э. М. Изучение опыта подготовки инженеров-экологов в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и обоснование структуры и содержания учебных планов и квалификационной характеристики специальности «Инженерная экология» / Э. М. Соколов, Е. И. Захаров, И. В. Панферова, Л. Н. Савинова // Известия Тульского государственного технического университета. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». - Тула: Изд-во Тульск. гос. тех. ун-та, 1994. - С. 3.
3. Aitken M. D. Workshop on the Evolution of Environmental Engineering as a Professional Discipline: Final Report (Workshop Held August 9-10, 2002, Toronto, Ontario, Canada) / M.D. Aitken, J.T. Novak, G.W. Characklis, K.L. Jones, P.J. Vikesland. - Chapel Hill: AEESP/NSF, 2003. - 23 p.
4. Jones S. A. An Initial Effort to Count Environmental Engineers in the USA / S. A. Jones, M. O. Barnett, A. Bhandari, T. LaPara // Environmental Engineering Science. - 2005. - Vol. 22. - No 6. - Pp. 772-782.
5. Civil & Environmental Engineering. Curriculum // Bucknell University. Officially site. - URL: http://www. bucknell.edu/ x14225.xml.
6. Department of Civil & Environmental Engineering of A. James Clark School of Engineering // University of Maryland. Officially site. - URL: http://www.cee.umd. edu/ undergrad/index.php.
7. Department of Civil and Environmental Engineering // Southern Illinois University Carbondale. Officially site. - URL: http://civil.engr.siu.edu/civil/ overview-ugrad.asp.
8. Department of Civil, Environmental & Geomatic Engineering // University College London. Officially site. - URL: http://www.cege.ucl.ac.uk/Home.
9. Department of Civil & Environmental Engineering of Melbourne School of Engineering // University of Melbourne. Officially site. - URL: http://www.civag. unimelb.edu.au/index.html.
УДК/ UDC: 371.14 (571.12) Г. А. Трубин,
аспирант Тюменского государственного университета, г. Тюмень, Россия, [email protected]
Gleb Trubin,
postgraduate student of Tumen State University, Tumen, Russia, [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) INNOVATION ACTIVITY OF THE POPULATION IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION (EXPERIENCE OF TUMEN REGION, RUSSIA)
В статье представлено исследование влияния дополнительного профессионального образования на инновационную активность населения на примере Тюменской области. В качестве основных показателей инновационной активности выделены: участие в организации новых фирм, выпуск новых товаров, внедрение новых технологий.
The paper provides a research on the influence of the additional professional education upon innovative activity of the population on the example of Tumen region. As basic indexes of the innovative activity it offers the following: participation in new companies establishment, producing new products, implementing new technologies.
Ключевые слова: инновационная активность, модернизация профессионального образования, дополнительное профессиональное образование.
Keywords: innovation activity, professional education modernization, additional professional education.
Главным условием модернизации российского общества является инновационная активность населения, занятого в экономике, социальной сфере, государственном и муниципальном управлении. Мы выбрали Тюменскую область для исследования влияния дополнительного профессионального образования на инновационную активность населения. По оценке основных показателей инновационной активности населения регион находится на уровне средних по России.
Однако тюменский регион довольно резко выделяется по уровню противоречий и диспропорций в своем экономическом и социальном развитии. При самом высоком уровне доходов на душу населения в стране, занимая первое-второе место в стране по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), регион характеризуется относительно невысоким уровнем образованности, состоянием здоровья, которые определяют уровень ИРЧП. Высокий уровень доходов существенно не отражается на других показателях, определяющих качество жизни, развития человеческого потенциала.
В результате реализации приоритетного национального проекта «Образование» серьезные изменения произошли в общеобразовательной школе. Однако ощутимые экономические и социальные последствия дают верхние ступени: высшее профессиональное образование, послевузовское образование, система непрерывного образования для переподготовки и повышения квалификации экономически активного населения.
В связи с этим для повышения инновационной активности занятого населения в первую очередь нужен глубокий анализ и перестройка всей системы дополнительного профессионального образования. По
результатам репрезентативного опроса трудоспособного населения страны, желающих освоить новую специальность или повысить квалификацию за счет собственных средств насчитывается около 5-6 млн человек. В списке наиболее востребованных специальностей, обучение по которым оплачивается из «своего кармана», доминируют: бухгалтерский учет, аудит и финансы, менеджмент, юриспруденция, маркетинг, страхование, туризм, иностранные языки, информационные технологии, компьютерная безопасность и некоторые другие (данные Д. В. Диденко, З. Е. Дорофеева на массиве Российского мониторинга экономики и здоровья, Институт социологии РАН (2010)).
Инновационная активность населения коррелирует в основном с уровнем образования. В качестве основных показателей инновационной активности мы выделили: участие в организации новых фирм, выпуск новых товаров, внедрение новых технологий.
Особенно выделяется группа, занятого в экономике населения, которая получила в той или иной форме послевузовское образование. Среди опрошенных специалистов с послевузовским образованием 18,2 % участвовали в организации новых фирм и 17,7 % во внедрении новых технологий. Эта группа работников в инновационном плане в два-три раза активней, чем специалисты, имеющие только высшее образование. А послевузское образование - это целиком дополнительное профессиональное образование.
У работников с высшим образованием эти показатели соответственно равны - 8,9 и 6,1 процента. По всему массиву опрошенных участвовали в организации новых фирм - 5,2 % и во внедрении новых технологий - 4,5 %.
Это объясняется в первую очередь тем, что послевузовские формы переподготовки и повышения квалификации более тесно увязаны с реальной экономикой, больше ориентированы на инновационное развитие.
Можно сделать вывод, что одним из самых эффективных направлений роста инновационной активности занятого населения является система дополнительного
профессионального образования. Однако именно она находится в самом проблемном состоянии и ей меньше всего уделяется внимания в ходе модернизации. Наладить систему ДПО по отраслевому принципу (как это было раньше) практически невозможно. Поэтому остается надеяться на региональные программы модернизации профессионального образования, крупные университеты и корпоративные структуры.
Именно поэтому в большом социологическом опросе на территории трех субъектов Российской Федерации (юг Тюменской области, Ханты-Мансийском (Югра) и Ямало-Ненецком автономных округах (Ямал)) в мае 2011 года было опрошено 5300 респондентов на предмет их отношения, участия в дополнительном профессиональном образовании. Изучалось в частности по различным демографическим, социальнопрофессиональным, образовательным и поселенческим группам их отношение к необходимости повышения профессиональной квалификации, в какой форме респонденты повышали свою профессиональную квалификацию в последние пять лет и сколько времени они потратили на повышение своей квалификации.
Уже при самой первой оценке полученных данных, можно было сделать вывод, что уровень охвата дополнительным профессиональным образованием явно недостаточен для формирования необходимого инновационного потенциала населения. Только один процент опрошенных побывал на стажировках за рубежом, 3 % - в регионах России. Значительное место занимает заочное обучение в вузах или техникумах - почти каждый десятый указал на другие формы повышения своей профессиональной квалификации, в основном это различные формы самообразования. Среди социально-профессиональных групп лидируют госслужащие - 82,6 %, врачи, преподаватели, работники культуры, юристы - 82,6 %, значительно ниже охват дополнительным профессиональным образованием рабочих в промышленности, строительстве, на транспорте и связи - 54,2 %, причем половина ответов приходится на обмен опытом
с коллегами, у рабочих в сельском хозяйстве эти показатели в два раза ниже - только 27,4%. Обращает внимание тот факт, что чаще всего указывают на стажировки за рубежом 14,8 % руководителей госпредприятий, акционерных обществ, и особенно выделяется использование такой формы повышения профессиональной квалификации среди руководителей в сельском хозяйстве - 23,5 % . Это скорее всего связано с тем, что в сельскохозяйственном производстве Тюменской области достаточно широко используется зарубежная техника и технологии, завозятся племенной скот и элитные семена. Обращает на себя внимание и достаточно низкий уровень повышения квалификации у предпринимателей - только 41,5 %, почти четверть среди них занимают стажировки в регионах России - 5,5 % и зарубежные стажировки - 5,9 %.
На вопрос «Сколько времени вы потратили на повышение своей профессиональной квалификации за последние пять лет?» только четверть опрошенных респондентов смогла определенно и положительно ответить, треть опрошенных вообще считает, что нет необходимости повышать свою профессиональную квалификацию и еще треть затруднялись ответить. Показатели сильно варьируют по возрасту с 27,0 % положительных ответов у респондентов до 25 лет, 42,0 % положительных ответов в группе 25-34 года, 41, 5% в группе от 35 до 44, и резко снижается этот показатель в конце трудовой деятельности - 35,0 % в группе 45-54 года, 2,0 % в группе от 55 до 64 лет и всего 6, 6 % среди лиц старше 65 лет.
Очень сильно коррелируют затраты времени на повышение профессиональной квалификации в зависимости от полученного образования. Определенно ответили на вопрос о затратах времени от нескольких дней до нескольких месяцев 30,6 % лиц, имеющих начальное профессиональное образование, 30,5 % лиц имеющих, среднее профессиональное образование, 52,4 % лиц, имеющих высшее образование, и 70,4% лиц, имеющих послевузовское образование.
Как и следовало ожидать, на первом месте по затратам времени на повышение ква-
лификации находится профессиональная группа преподавателей, врачей, юристов, работников культуры; на втором местеру-ководители госпредприятий, акционерных обществ; на третьем месте - госслужащие; на четвертом месте - инженерно-технические работники, средний управленческий персонал. Значительно меньше времени используют на повышение своей профессиональной квалификации работники, занятые физическим трудом в промышленности, на транспорте и связи, и меньше всех - рабочие в сельском хозяйстве, среди последних самая большая группа ответивших, что нет необходимости повышать свою квалификацию - 46,7 %, и еще 34,7 % затруднились с ответом и больше, чем в других группах вообще отказались отвечать на этот вопрос предложенной анкеты.
Затраты времени на повышение профессиональной квалификации мало отличаются у работников предприятий по типу собственности: государственное или муниципальное предприятие, акционерное общество, частное предприятие в личной собственности. Исключением являются сельскохозяйственные кооперативы, и работники, занятые индивидуальной трудовой деятельностью: половина таких работников не видят необходимости в повышении своей квалификации и только 16 -18 % потратили несколько месяцев за последние пять лет на повышение своей квалификации.
Довольно любопытное распределение ответов на вопрос «Сколько времени вы потратили на повышение профессиональной квалификации за последние пять лет?» в зависимости от уверенности в своем будущем. Ответы однозначно показывают, что наибольшие затраты времени в группе опрошенных, которые не очень уверены в своем будущем «Скорее уверен, чем нет», «Не могу сказать точно» до 60 % опрошенных, и снижение почти в два раза среди тех, кто «Вполне уверен», в два раза меньше респондентов, ответивших утвердительно среди тех, кто «Скорее не уверен, чем уверен» и «Совершенно не уверен». Среди последних только каждый десятый опрошенный по-
тратил несколько месяцев на повышение профессиональной квалификации за последние пять лет.
Таким образом, одни работники не особенно стремятся к повышению профессиональной квалификации потому, что вполне уверены в своем будущем и удовлетворены своей жизнью в целом, а другие потому, что не уверены в своем будущем и опускают руки, не видят в профессиональной учебе возможности утвердиться в жизни, изменить ее к лучшему. Среди тех респондентов, которые совсем не удовлетворены своей жизнью в целом, только 3,0 % потратили несколько месяцев на повышение своей профессиональной квалификации и 3,9 % - несколько дней. Это в десять раз меньше, чем у тех респондентов, которые удовлетворены свой жизнью в целом.
Для нашего исследования было важно выяснить, какие мотивы лежат в основе стремления повышать свою профессиональную квалификацию. Вот каким образом распределились ответы в целом по массиву опрошенных 5300 респондентов.
На первом месте среди мотивов повышения профессиональной квалификации во всех образовательных группах находится стремление больше зарабатывать, на втором месте - продвижение по службе, третье место заняли такие мотивы, как желание сменить место работы у респондентов с начальным профессиональным образованием и обновление техники и технологий у респондентов с более высоким образованием, максимальное значение у лиц с послевузовским образованием - 16,2 %.
В зависимости от возраста мотивы повышения профессиональной квалификации распределяются следующим образом: в группе до 25 лет на первом месте желание больше зарабатывать, продвижение по службе (25-26 %), обновление техники и технологий - только 4,1 %; в возрастной группе 25-34 года на первом и втором местах желание больше зарабатывать (27,0 %) и продвижение по службе (26,0 %), обновление техники и технологий - 7,3 % , самое высокое значение мотива - желание сменить место работы - 10,4 %. В возрастной группе 35 - 44
года самое высокое значение мотива «больше зарабатывать» (29,4 %), продвижение по службе - (17,3 %) и обновление техники и технологий - 8,8 %; в возрастной группе 45-54 года стремление больше зарабатывать - 25,9 %, продвижение по службе существенно ниже - 11,3% и самое высокое значение такого мотива, как обновление техники и технологий, - 12,7 %.
Распределение мотивов повышения профессиональной квалификации по социально-профессиональным группам представляет особый интерес. Здесь на первое место выходит такой мотив, как «продвижение по службе» у госслужащих (35,5 %), «стремление больше зарабатывать» у руководителей госпредприятий, акционерных обществ (35,2 %), желание сменить место работы у сельской интеллигенции - 29,4%, обновление техники и технологий в группе инженерно-технических работников -22,0%.
Таким образом, распределение мотивов повышения профессиональной квалификации пока недостаточно связано с обновлением техники и технологий во всех группах опрошенных и пока не может быть основой значительного повышения инновационной активности населения. Скорее всего, это связанно с реалиями жизни наших современников, когда материальные проблемы человека, его семьи чаще всего выходят на
первый план.
Национальным проектом «Образование» предусмотрено до 2020 года создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 % граждан трудоспособного возраста, внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования.
Для модернизации ДПО в первую очередь необходимо создать организационноинституциональные основы формирования и реализации государственной политики в этой сфере, осуществить поэтапный переход к формированию единого заказа на дополнительные образовательные услуги для руководителей и специалистов бюджетной сферы. Лучше всего такие заказы формировать на региональном уровне. Бизнес-структуры могут формировать такие заказы напрямую с центрами дополнительного профессионального образования. Желательно именно на уровне региональных органов государственной власти проводить постоянный мониторинг организации и качества профессиональной переподготовки в учреждениях дополнительного образования независимо от их ведомственной подчиненности.