Научная статья на тему 'Новый технологический уклад и содержание профессиональной инженерно-экологической подготовки'

Новый технологический уклад и содержание профессиональной инженерно-экологической подготовки Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
376
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / НАНОТЕХНОЛОГИИ / НАНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ИНЖЕНЕР-ЭКОЛОГ / SIXTH TECHNOLOGICAL PARADIGM / NANOTECHNOLOGY / NANOECOLOGIC PROBLEMS / DESIGNING THE CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING / ENVIRONMENTAL ENGINEER

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Козачек Артемий Владимирович

В работе рассматривается проблема неготовности современной системы проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога к требованиям наступающего в ближайшем будущем шестого технологического уклада. Автором статьи ставится задача выделить общие особенности проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога в условиях нового технологического уклада. Для этого предлагается инновационный подход, в рамках которого осуществляется декомпозиция определения шестого технологического уклада на компоненты, затем проводится анализ каждого из таких компонентов с целью выделить возможные экологические проблемы будущего и спрогнозировать предполагаемые инженерно-экологические методы решения таких проблем. Результаты декомпозиции и анализа синтезируются для выделения соответствующих особенностей проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW TECHNOLOGICAL PARADIGM AND PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL ENGINEERING TRAINING CONTENT

This paper considers the problem of unavailability of a modern system of designing the environmental engineers’ professional training content for the requirements of the coming sixth technological paradigm. The author of the article seeks to highlight common features of designing the environmental engineers’ professional training content in the conditions of new technological paradigm. That is why we propose an innovative approach, which provides the decomposition of the definition of the sixth technological paradigm on the components. After that we analyze each of these components to identify possible future environmental problems and to predict estimated environmental engineering methods for solving such problems. The results of this decomposition and analysis are synthesized to highlight the corresponding features of designing the environmental engineers’ professional training content in future.

Текст научной работы на тему «Новый технологический уклад и содержание профессиональной инженерно-экологической подготовки»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

УДК/UDC 378 А. В. Козачек

A. Kozachek

НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

THE NEW TECHNOLOGICAL PARADIGM AND PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL ENGINEERING TRAINING CONTENT

В работе рассматривается проблема неготовности современной системы проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога к требованиям наступающего в ближайшем будущем шестого технологического уклада. Автором статьи ставится задача выделить общие особенности проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога в условиях нового технологического уклада. Для этого предлагается инновационный подход, в рамках которого осуществляется декомпозиция определения шестого технологического уклада на компоненты, затем проводится анализ каждого из таких компонентов с целью выделить возможные экологические проблемы будущего и спрогнозировать предполагаемые инженерно-экологические методы решения таких проблем. Результаты декомпозиции и анализа синтезируются для выделения соответствующих особенностей проектирования содержания профессиональной подготовки инженера-эколога в будущем.

This paper considers the problem of unavailability of a modern system of designing the environmental engineers' professional training content for the requirements of the coming sixth technological paradigm. The author of the article

seeks to highlight common features of designing theenvironmentalengineers'professionaltraining content in the conditions of new technological paradigm. That is why we propose an innovative approach, which provides the decomposition of the definition of the sixth technological paradigm on the components. After that we analyze each of these components to identify possible future environmental problems and to predict estimated environmental engineering methods for solving such problems. The results of this decomposition and analysis are synthesized to highlight the corresponding features of designing the environmental engineers' professional training content in future.

Ключевые слова: шестой технологический уклад, нанотехнологии, наноэкологические проблемы, проектирование содержания профессиональной подготовки, инженер-эколог.

Keywords: sixth technological paradigm, nanotechnology, nanoecologic problems, designing the content of professional training, environmental engineer.

В первой четверти XXI в., по мнению ученых, вступит в фазу роста новый, шестой технологический уклад. Этот уклад будет харак-

теризоваться главенством нанотехнологий и молекулярной биологии, которые до 2050 г должны изменить жизнь на планете, в том числе и всю мировую экономику [3].

На данный момент в российской и зарубежной литературе имеются предложения по модернизации содержания профессиональной подготовки инженера-эколога, но для условий четвертого и пятого технологических укладов [9; 12; 13]. Тем не менее большинство таких работ устарело. Объективная причина здесь кроется в том, что шестой технологический уклад только наступил в 2010 г., либо еще только подходит время его наступления. Учитывая инерционность системы образования в любой стране, совершенно понятно, что ученые-педагоги экологического профиля пока только начинают осмысливать эту проблему. Необходимо отметить, что уже сейчас существует целый ряд работ по когнитивным технологиям и возможным особенностям их применения в будущей педагогике, однако это только узкая сторона инженерно-экологического образования, и такие работы не дают комплексного освещения всей проблемы подготовки именно инженера-эколога в наступающем будущем.

Соответственно, выпускники экологических специальностей и направлений уже на студенческой скамье подвергаются эти-ко-психологическому воздействию существующего противоречия между содержанием обучения и сутью происходящих в мире изменений, а при выпуске не могут считаться обладающими компетенциями в достаточной мере, поскольку сами эти компетенции не соответствуют требованиям наступающего шестого технологического уклада и связанными с его первой фазой потрясениями в экономике.

Существуют определенные проблемы проектирования содержания будущей инженерно-экологической подготовки на перспективу деятельности инженера-эколога, так как сегодняшние молодые (от 17 до 22 лет) студенты станут зрелыми специалистами как раз к моменту активного внедрения в планетарное мировое хозяйство шестого технологического уклада. В настоящее время экология практически не отражает требований шестого технологического уклада. Финансово-экономический кризис, падение и сильная волатильность фондовых и товарных рынков с 2014 г., особенно в 2015-2016 гг., изменение политической обстановки в это же время, создание либо более четкое обозначение мировых военных, экономических и политических коалиций к 2016 г.,

связанных, по мнению экономистов, с началом нового технологического уклада, также практически не находят отражения в содержании инженерно-экологической подготовки.

Указанные противоречия не позволяют в настоящее время полностью создать комплексное понимание современного содержания профессиональной экологической подготовки.

Для решения поставленной задачи в данной статье предлагается рассмотреть подход, который включает анализ изменений в объекте экологии с учетом внешних факторов глобальной экономики и мировых технологий в рамках наступающего шестого технологического уклада. Данный подход заключается в реализации двух основных стадий. На первой стадии — декомпозиция определения шестого технологического уклада, что позволит выделить его основные компоненты. Здесь же проводится содержательный анализ выделенных компонентов с целью определения особенностей будущего воздействия техносферы на окружающую среду в рамках шестого технологического уклада и одновременно с целью прогнозирования возможных новых инженерно-экологических решений в наступающем периоде.

На второй стадии предлагается определить общие особенности проектирования содержания профессиональной экологической подготовки с тем, чтобы компетенции инженера-эколога на выходе из учебного заведения как раз к началу шестого технологического уклада соответствовали новым требованиям этого уклада.

В настоящее время в инженерно-экологической деятельности можно увидеть совершенно новые группы факторов, ранее не учитывающиеся в профессиональной экологической педагогике:

1) появление на планете новой группы техногенных экологических воздействий техносферы;

2) глобализация мировой экономики, которая оказывает влияние и на состояние техносферы;

3) усиливающаяся реакция окружающей среды, ответная по отношению к глобальным технологическим воздействиям.

Первый из названных признаков характеризуется тем, что к настоящему времени деятельность техносферы, связанная с добычей природных ресурсов и производством продуктов, оказывает настолько большое влия-

ние на окружающую среду, что мы предлагаем говорить о появлении новой группы воздействий — техногенных экологических воздействий, которые отличны от абиотических, биотических и выделенных ранее антропогенных экологических факторов. Предлагается выделить три основных вида техногенных экологических воздействий, которые можно соотнести и с глобальными экологическими проблемами, а именно:изъятие и использование (потребление) человеком природных ресурсов, техногенные нарушения компонентов окружающей среды, перенос техногенных отходов в окружающую среду и ее загрязнение.

Техносфера в своем развитии прошла и проходит различные стадии техногенеза. Такие стадии называют технологическими укладами [3; 14; 15]. Академик РАН С. Ю. Глазьев считает, что «технологический уклад представляет собой целостное и устойчивое образование, в рамках которого осуществляется замкнутый цикл, начинающийся с добычи и получения первичных ресурсов и заканчивающийся выпуском набора конечных продуктов, соответствующих типу общественного потребления. Комплекс базисных совокупностей технологически сопряженных производств образует ядро технологического уклада. Технологические нововведения, определяющие формирование ядра технологического уклада, называются ключевым фактором. Отрасли, интенсивно использующие ключевой фактор и играющие ведущую роль в распространении нового технологического уклада, являются несущими отраслями» [3].

Каждый технологический уклад имеет жизненный цикл примерно одинаковой временной протяженности, которая составляет от 40 до 60 лет. В настоящее время ученые выделяют разное количество уже состоявшихся технологических укладов, однако во всех известных работах цифры не сильно отличаются — от пяти до семи. Можно принять мнение научной школы под руководством академика РАН С. Ю. Глазьева, в соответствии с которым в настоящее время необходимо выделять пять технологических укладов прошедших и недавно начавшийся шестой.

Обобщая выводы различных ученых, предлагаем считать, что шестой технологический уклад — это уклад новых материалов и технологий обращения с материалами. К новым материалам мы относим:

— наноматериалы, полученные с помощью нанотехнологий;

— биоматериалы, полученные с помощью методов молекулярной биологии, биотехнологии и генной инженерии;

— искусственно созданные композитные материалы (подобные по составу, свойствам, другим параметрам и природным материалам), полученные с помощью методов промышленной химии, физики и биологии;

— радиоэлектроматериалы, которые позволят обеспечить еще более быстрое развитие информационных технологий, укрепление глобального информационного пространства.

Применение перечисленных новых материалов позволит начаться новому витку научно-технического прогресса, в рамках которого инновационные материалы повысят эффективность работы технологического оборудования, улучшат вкусовые и полезные свойства продуктов, решат проблему нехватки продовольствия для населения Земли, оптимизируют ремонтопригодность и улучшат самовосстанавливающиеся способности различных машин, механизмов, одежды, начиная от космической отрасли до урбанистических коммун.

Проводя декомпозицию определения шестого технологического уклада, предлагаем выделить его основные компоненты:

1) технологические нововведения, являющиеся ключевым фактором технологического уклада;

2) комплекс, включающий базисные совокупности технологически сопряженных производств, которые являются основой ядра каждого из технологических укладов и определяются сущностью и особенностями внедрения технологических инноваций;

3) несущие отрасли, которые реализуют технологически сопряженные производства, применяя технологические нововведения.

Другими словами, начало технологического уклада образуют технологические инновации [нововведения). Из общей теории техносферы [6; 8; 11] известно, что именно технологические инновации определяют степень негативности/позитивности воздействия техносферы на окружающую среду и именно технологические инновации формируют новые подходы и инженерные решения по охране окружающей среды во время нового технологического уклада.

Например, инновации в сфере нанотехно-логий привели к появлению продуктов, материалов с совершенно новыми, ранее неизвестными свойствами, которые находят все более активное применение в различных отраслях

промышленности. Исходя из понимания особенностей функционирования техносферы, можно говорить о том, что после использования и потребления данные наноматериалы или переработанные продукты из них должны будут либо уже перемещаются в качестве отходов в окружающую среду. То есть можно говорить о появлении новых видов негативного, причем до сих пор полноценно не изученного воздействия на природу.

Таким образом, данные материалы в будущем могут стать источниками так называемых нанозагрязнений. Первые сведения об их появлении и влиянии на здоровье человека и природные организмы уже имеются.

Так, немецкими учеными были проведены исследования, которые показали, что при контакте наночастиц с организмом человека проявляется связь между частотой инфарктов сердца и концентрацией наночастиц в атмосфере, наблюдается зависимость нарушений сердечного ритма от большой концентрации наночастиц, возрастает риск возникновения воспалительных процессов в легочной ткани, приводящих к выводу медиаторов, увеличению свертываемости крови и быстрой закупорке кровеносных сосудов [7].

Сотрудники Института медицины труда Академии медицинских наук Украины определили, что порошки наночастиц высокодисперсного кремнезема, интратрахеально вводимые лабораторным крысам в течение трех месяцев, «вызывали снижение относительной массы надпочечниковых желез», что, по мнению ученых, влияло на стрессоустойчивость организма крыс, а также изменение в легких, отразившееся в «выраженном полнокровии сосудов, ... слущивание клеток эпителия бронхов в их просвет, а также очаговое эмфизематозное расширение просветов альвеол с истончением межальвеоллярных перегородок». Авторы по результатам проведенных ими исследований делают выводы, что «ингаляционное поступление наночастиц высокодисперсных аморфных кремнеземов в организм лиц, работающих в условиях их производства, опасно для здоровья» [2].

Исследователи из Университета Калгери (Канада) доказали влияние наночастиц, находящихся в системе кровообращения, на развитие куриных эмбрионов [10].

Как отмечает А. А. Анциферова, сотрудник НИЦ «Курчатовский институт», при активном использовании нанотехнологий в промышленности и бытовых сферах жизни могут наблю-

даться как положительные результаты, так и отрицательные последствия. К числу эффектов, оказывающих неблагоприятное токсическое действие на организм, А. А. Анциферова относит [1]:

— изменение поведенческого стереотипа мышей, принимающих в течение месяца нано-препарат серебра (мыши перестают реагировать на яркий свет, их поведение активизируется);

— наночастицы диоксида титана, входящие в состав солнцезащитных кремов, через реализацию так называемого фототоксического эффекта могут стать причиной возникновения онкологических заболеваний кожи;

—наночастицы органического происхождения, например фуллерены, при попадании внутрь организма вызывают реакцию в виде появления антител, действуют как антиген и могут вызывать различные воспалительные процессы.

Предлагается считать, что возможным способом снижения экологического риска на стадии шестого технологического уклада должны стать методы, основанные на тех же технологиях микромира, которые в течение этого уклада будут активно развиваться и применяться. К таким технологиям необходимо отнести технологии экологической наноинже-нерии, когда произведенные с помощью таких технологий нанороботы-репликаторы, имеющие в основе своего строения как биологические наноэлементы, так и химические элементы, будут по команде человека или машины уничтожать источники загрязнения, загрязняющие вещества и очаги заражения.

Отсюда возникает необходимость их изучения и в дальнейшем разработки комплекса мероприятий по борьбе с таким новым видом техногенного воздействия. Одновременно на-нотехнологии позволяют улучшить экологическую технику. Так, например, появляются различные фильтры для очистки воды с использованием наносорбентов, позволяющих, по заявлению их разработчиков, повысить эффективность водоочистки до уровней медицинской и пищевой безопасности с уменьшением общей стоимости такой очистки. Такая ситуация требует от инженера-эколога новых компетенций, которые позволят ему эффективно эксплуатировать такое инновационное оборудование.

В итоге технологические нововведения фактически должны стать базой для построения в рамках следующего технологического

уклада нового реестра дидактических единиц в содержании профессиональной подготовки инженера-эколога.

Ученые, занимающиеся проблемами технологических укладов, выделяют ряд производственных технологий, которые станут основой шестого технологического уклада.

По мнению С. Ю. Глазьева, в качестве технологий шестого технологического уклада необходимо отметить «наноэлектронику, молекулярную и нанофотонику, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, оптические наноматериалы, наногетерогенные системы, нанобиотехнологии, наносистемную технику, нанооборудование, ... биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы» [3], причем нанотехнологии в его работе считаются ключевым фактором данного технологического уклада.

Приведенные перечни в целом похожи и дают основу для построения в будущем новых дидактических единиц содержания профессиональной подготовки инженера-эколога.

Ядро технологического уклада образуется за счет комплекса, включающего базисные совокупности технологически сопряженных производств, которые выстраиваются по результатам разработки, коммерциализации и реального внедрения технологических инноваций на предприятиях-потребителях. При этом производство невозможно без потребления, составляя с ним неразрывное единство, так как, с одной стороны, производство создает сырье и материалы для сферы потребления, а с другой — производство само выступает потребителем природных ресурсов [5]. Отсюда можно сделать вывод, что эволюция вышеобозначен-ного ядра технологического уклада в своем развитии сопровождается изменением сферы потребления, в рамках существования которой потребители-инноваторы начинают использовать новые технологии, после чего постепенно в рамках жизненного цикла производства и продаж такие новые технологии постепенно принимаются все большим числом остальных групп потребителей, в конце концов становясь общепринятыми в мире потребления.

В структуре взаимодействия техносферы с окружающей средой предлагается рассматривать сферы производства и потребления как основное источники комплексного устояв-

шегося техногенного воздействия на объекты природы.

Предлагается считать, что технологические инновации, как сказано выше, определяют новые виды техногенного позитивного/негативного воздействия на окружающую среду и новые виды возможных к использованию новых экологических технологий. В то же время рассматриваемый здесь комплекс базисных совокупностей технологически сопряженных производств одновременно с изменениями в сфере потребления позволяет определить новые типы техногенного воздействия, к которым относятся три вышеперечисленных. При этом такие типы техногенного воздействия определяются не только с точки зрения их перечисления, но и с точки зрения их сущности. Иначе говоря, зная особенности реформации производственной и потребительской сфер, можно понять и содержание новых типов техногенного воздействия.

Например, инновации в сфере нанотехно-логий позволяют провести анализ сущности и структуры вновь сложившихся производств нанопродуктов и рынков потребления соответствующей продукции, работ, услуг, определяя новый вид нанозагрязнителей окружающей среды. Такой анализ можно провести с помощью известных методов экономики, теории организации, бизнес-планирования и т. д., а также методов технологического анализа производства, оценки технологической эффективности и технологической структуры производства. Построенная структура производства и потребления нанопродуктов дает нам информацию об используемых ресурсах (природных, сырьевых и т. д.) и образующихся в процессе производства и потребления загрязнений (включая их химические формулы, физические свойства, возможные токсические особенности и др.). Различными экологическими методами оценки воздействия производств на окружающую среду, методами экологического аудита и контроля мы можем определить перечень соответствующих техногенных нарушений компонентов окружающей среды, например особенности, глубину нарушения почвенного покрова на территории строительства и функционирования изучаемого производства, особенности и количественные показатели истощения запасов подземных водных ресурсов на данной территории и т. д.

В итоге появляется возможность сформировать экологический паспорт рассматриваемого инновационного производства, в котором

будут выделены конкретные количественные характеристики новых типов техногенных воздействий данного производства.

Как это отразится на формировании содержания профессиональной подготовки инженера-эколога? Такой подход позволяет выделить новые дидактические единицы содержания профессиональной подготовки инженера-эколога. Здесь появляется и возможность, например, произвести наполнение содержания экологических дисциплин новыми видами практических задач, лабораторных работ аналитического и проектировочного характера.

Теперь необходимо проанализировать термин «несущие отрасли, которые реализуют технологически сопряженные производства, применяя технологические нововведения». В экономике отрасль представляет собой совокупность предприятий, осуществляющих производство однородной продукции по однотипным технологиям [4]. Из данного определения мы можем сказать, что несущая отрасль в новом технологическом укладе — это совокупность вновь созданных предприятий новой формации, которые осуществляют комплекс базисных совокупностей технологически сопряженных производств, используя однотипные технологические инновации данного технологического уклада.

Выделяют различные несущие отрасли шестого технологического уклада: электронную, ядерную и электротехническую; информационно-коммуникационную; станко-, судо-, авто- и приборостроительные; фармацевтическую; гелиоэнергетическую; ракетно-космическую; авиастроительную; биомедицинскую; семеноводческую; строительную; химико-металлургическую [3].

Определение ведущих отраслей шестого технологического уклада позволяет сформировать систему прогнозирования возможной географии и интенсивности техногенного воздействия таких отраслей на будущее. При этом появляется возможность определения перспектив и направлений развития инженерно-экологической отрасли с учетом ее предполагаемой кооперации с несущими отраслями. Одновременно меняются и особенности взаимодействия системы профессиональной инженерно-экологической подготовки с работодателями, так как выделение инновационных производств нового технологического уклада и соответствующих типов техногенных воздействий с конкретными количественными показателями для данного региона позволяет

определить новые хозяйствующие кластеры в регионе, с предприятиями которых следует заключать соглашения о взаимодействии в процессе обучения и при трудоустройстве выпускников, соглашения о проведении экологической оценки с целью перенесения полученных в результате такой оценки данных в содержание определенных дисциплин учебного плана подготовки инженера-эколога.

С учетом вышеизложенного в содержании профессиональной подготовки инженера-эколога необходимо выделить два основных раздела.

В первом разделе рассматриваются место нанотехнологий, наноматериалов и их значение для экономики страны, а также экологические проблемы применения нано-материалов и нанотехнологий, их влияние на процессы природопользования и загрязнения окружающей природной среды в рамках шестого технологического уклада. Задачей данного раздела является осмысление той ситуации, что применение нанотехнологий приведет к определенному негативному влиянию на другие природные объекты и на жизнь самого человека, и понимание роли и возможностей человека в ухудшении состояния природных ресурсов.

Во втором разделе через ряд различных инновационных для учебного заведения дисциплин предлагаются пути предотвращения возможного наноэкологического кризиса. Задачей данного раздела является обеспечение студентов-экологов информацией о том, как уменьшить негативное влияние нанотехно-логий на живые и неживые ресурсы планеты, воздействуя политическими, техническими и биотехнологическими методами. Одним из важнейших направлений должно стать изучение современных и будущих национальных и зарубежных инновационных экологических и инженерно-экологических нанотехнологий очистки воды, воздуха, сохранения почвы и переработки отходов, снижения вредных энергетических воздействий, а также новейших на-нотехнологий энерго- и ресурсосбережения, что особенно актуально и в условиях современного экономического кризиса. Необходимо обратить особенное внимание на систему формирования шестого технологического уклада в экономике стран, так как именно этот технологический уклад определяет будущий уровень инновационности и применимости новых эко-лого-ориентированных технологических и других решений.

Таким образом, предлагается определить новую направленность всех разделов экологии, а именно: направленность на изучение возможных наноэкологических проблем ближайшего будущего с разработкой и применением соответствующих инновационных нано-ин-женерно-технологических эколого-ориенти-рованных решений, и через призму такого изучения — на понимание причин, последствий и путей предотвращения глобального кризиса ресурсов на планете. Данный процесс должен обязательно учитывать новые экономические и технологические условия, определяющие как процессы глобального техногенного влияния на окружающую среду, так и возможные технологические подходы, разрабатываемые кластерами глобальной экономики в рамках развития наступающего шестого технологического уклада.

На основе проведенного анализа появляется возможность пересмотреть содержание экологической науки на шестом этапе ее развития, соответствующем шестому технологическому укладу в экономике.

Ранее в экологической науке и педагогике исследовались и изучались, как правило, только вопросы: 1) существования и взаимодействия живых организмов друг с другом и с неживой природой; 2) негативного воздействия человека на окружающую среду в плане ее загрязнения и 3) негативного влияния загрязнения окружающей среды на существование и взаимодействие живых организмов и неживой природы. Например, из-за увеличения количества кислотных осадков погибает растительность, следовательно, на данной территории погибнут или уйдут в другие места животные и т. д.

В современном же понимании в экологической науке и педагогике должны изучаться места природных ресурсов на планете, их роли как для других природных объектов, так и для человека, особенности использования человеком природных ресурсов, проблемы нерационального расточительного использования и направления рационализации использования ресурсов через призму их возможного использования для реализации новых нанотехнологий шестого технологического уклада. Здесь необходимо анализировать и новые предполагаемые наноэкологические проблемы, связанные с возможным приобретением новыми материалами негативных для природы свойств, как и предоставляемые теми же технологиями возможности для сохранения окружающей среды.

Иначе говоря, технологии шестого технологического уклада при рассмотрении их с разных сторон обязательно должны изучаться в различных модулях и дисциплинах содержания профессиональной подготовки инженера-эколога будущего.

1. Анциферова А. А. (подготовил В. Фридман) Нанотехно-логии в повседневной жизни: где таится опасность? // В мире науки. - 2015. - № 3. - С. 59-65.

2. Диденко М. Н., Стежка В. А. Влияние наночастиц аморфного высокодисперсного кремнезема на морфологическую структуру внутренних органов крыс // Биотехнолопя. - 2009. - Т. 2, № 1. - С. 80-87.

3. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / под ред. С. Ю. Глазьева, В. В. Харитонова. - М. : Тровант, 2009. - 304 с.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., пере-раб. и доп. - М. : Инфра-М, 2007. - 495 с.

5. Семенов Ю. И. Производство и общество // Социальная философия. Курс лекций : учебник / под ред. И. А. Гобозова. - М. : Издатель Савин С.А., 2003. -

C. 97-116.

6. Шитов С. Б., Илюхин Ю. В., Гришина Т. Г. Тенденции развития современной науки и техносферы как философская проблема // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2014. - № 4. - С. 13-15.

7. Шуленбург М. Наночастицы - крохотные частицы с огромным потенциалом. Возможности и риски / ред.: VDI Технологицентрум ГмБХ, д-р В. Лютер, д-р Г. Бах-манн, Депт. Консалтинг по технологиям будущего; дизайн: С. Коппенс. - Бонн-Берлин: Фед. мин-во обр. и науч. иссл.; Отдел «Наноматериалы; Новые вещества», 2008. - 60 с.

8. Arguelles J. Time and the Technosphere: the Law of Time in Human Affairs. - Rochester, Vt. : Bear & Co., 2002. -259 p.

9. Cawsey D. C. Influencing the Future through Innovations in Environmental Engineering Education // European Journal of Engineering Education. - 1996. - Vol. 21, № 4. - P. 393-402.

10. Measuring Properties of Nanoparticles in Embryonic Blood Vessels: Towards a Physicochemical Basis for Nanotoxicity / A. A. Clancy, Y. Gregoriou, K. Yaehne,

D. T. Cramb // Chemical Physics Letters. - 2010. - Vol. 488, Iss. 4-6. - P. 99-111.

11. Hofstetter P. Perspectives in Life Cycle Impact Assessment: A Structured Approach to Combine Models of the Technosphere, Ecosphere, and Valuesphere. -Boston, Mass : Kluwer Academic Publ., 1998. - 484 p.

12. Knight D.W. Dissemination of Information to Practicing Engineers and Researches in the Water Industry // Journal of the Institution of Water and Environmental Management. - 1987. - Vol. 1, № 3. - P. 315-324.

13. Nguyen D. Q., Pudlowski Z. J. Educating Engineers for the Environment: A Pilot Study on How Students Assess the Concept in Engineering Curricula // Global Journal of Engineering Education. - 1999. - Vol. 3, № 2. -P. 105-113.

14. Perez C. Technological Revolutions and Techno-Economic Paradigms // Cambridge Journal of Economics. -2009. - Vol. 34, № 1. - P. 185-202.

15. Perez C. Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages. - London : Elgar 2002. - 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.