УДК: 378.147:61
к вопросу об элективных дисциплинах при обучении в магистратуре специальности «общественное здравоохранение»
И.Б. КЕНЖЕБАЕВА
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,
Актобе, Казахстан
Кафедра Общественного здравоохранения Кенжебаева И.Б. - к.м.н., доцент, руководитель кафедры, e-mail: indira24@mail.ru.
Аннотация. В статье представлена роль введения элективных дисциплин в учебную программу магистрантов специальности «Общественное здравоохранение». Изучение опыта использования элективных дисциплин обуславливается возможностью самостоятельного, всестороннего формирования индивидуальной траектории обучения магистранта в течение учебного года. Изложены основные задачи элективных дисциплин, их содержание и построение занятий с использованием различных дидактических материалов.
Ключевые слова: магистратура, элективные дисциплины, общественное здравоохранение.
В приоритетах для Европейского пространства высшего образования до 2020 года, стран - участниц Болонского процесса, признается ключевая роль высших учебных заведений в подготовке активных граждан демократического общества и конкурентоспособных специалистов, в создании и поддержании широкой базы передовых знаний, стимулировании научных исследований и инноваций, а также расширения возможностей отдельных обучающихся и новой активации их познавательной деятельности, позволяющей им реагировать на изменяющиеся потребности быстроразвивающегося общества [1].
Известно, что учебный процесс требует постоянного развития и совершенствования. Одной из форм совершенствования современного образовательного процесса является внедрение и использование элективных дисциплин. Элективные дисциплины - учебные дисциплины, входящие в компонент по выбору, в рамках установленных кредитов (часов) и отражающие индивидуальную траекторию обучающегося, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы в соответствии с личными наклонностями, обеспечивают знания, умения и навыки в конкретных областях. В настоящее время действующим государственным общеобязательным стандартом магистратуры по медицинским специальностям установлены требования к содержанию образовательных программ магистратуры, образовательной траектории магистрантов, структуре и содержанию образования. При кредитной технологии обучения в магистратуре научного и
педагогического направления объем цикла базовых дисциплин составляет 48% от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 60% отводится на дисциплины обязательного компонента и 40% - на дисциплины компонента по выбору.
В магистратуре научного и педагогического направления объем цикла профилирующих дисциплин составляет 52% от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 36% отводится на дисциплины обязательного компонента и 64% - на дисциплины компонента по выбору.
Ежегодно ВУЗом разрабатывается каталог элективных дисциплин (далее - КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору. КЭД обеспечивает магистрантам возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин. Из всего перечня элективных учебных дисциплин, предлагаемого кафедрой вуза на каждый семестр, магистрант выбирает те, которые отвечают его интересам или помогают более углубленно изучить обязательные дисциплины. Таким образом, реализуется возможность самостоятельного, оперативного и всестороннего формирования индивидуальной траектории обучения, которая закрепляется в индивидуальном учебном плане на весь учебный год. При выборе элективных дисциплин необходимо способствовать раскрытию собственных тенденций развития магистрантов и стараться выводить их на эти пути. Самореализация личности магистранта повышает возможность его свободного и творческого самовыражения, построения индивидуальной стратегии самоопределения в
специальности и в жизни. В то же время необдуманная свобода выбора элективных дисциплин из компонента по выбору профилирующих дисциплин принципиально может нарушить целостность специализации и профильной подготовки магистранта и привести к профессиональной некомпетентности.
Элективные дисциплины предполагают развитие следующих способностей:
• демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне высшего образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований;
• применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с общественным здравоохранением;
• интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний;
• сформировать профессиональную компетентность, которая обеспечивает готовность магистрантов к будущей деятельности в общественном здравоохранении;
• способствовать удовлетворению познавательных интересов магистрантов в различных сферах профессиональной деятельности [2]. Элективные дисциплины должны содержать код
дисциплины, её название, цель, краткое описание, ожидаемые результаты и количество кредитов. Технология разработки элективных дисциплин для магистрантов медицинских специальностей, понимание их роли в учебно-образовательном процессе и методика их преподавания требуют обобщения опыта работы различных кафедр медицинских вузов [2,3].
Общественное здоровье и здравоохранение, как самостоятельная медицинская наука, является одним из сложнейших предметов в системе высшего непрерывного медицинского образования. Она имеет большое значение как наука, изучающая здоровье общества в различных исторических условиях, в определенные периоды и фазы его развития. Здоровье и здравоохранение - категории социальные, общественные. В процессе развития общественных отношений в области здравоохранения в государстве проявляется их благотворное влияние на здоровье и здравоохранение, а успехи в укреплении здоровья положительно влияют на экономику и повышение жизненного уровня народа. Любое государство
должно осуществлять политику, направленную на сохранение здоровья своих граждан. От этого зависит, насколько успешной будет популяция, что соответственно влияет на все сферы жизни страны. Это сложнейшее направление, изучением которой занимается специальность 6М110200 «Общественное здравоохранение», предполагает формирование профессиональных компетенций, которые позволят реально влиять на улучшение качества жизни населения, умение разбираться в проблемах отечественного здравоохранения.
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ЗКГМУ имени Марата Оспанова в течение 2016/17 учебного года предлагает магистрантам модульную учебную программу «Менеджмент в здравоохранении», включающую 4 элективные дисциплины из 7 кредитов: «Актуальные проблемы здоровья населения в современных условиях» (90 час/2) кредита, «Организация больничной помощи» (90 час/2) кредита, «Менеджмент и маркетинг в здравоохранении (135 часов/3) кредита. Данные дисциплины способствуют развитию профессиональных компетенций, навыков в разработке стратегий, методов и средств в общественном здравоохранении. Успешное осуществление реформ в развитии здравоохранения требует знаний принципов менеджмента, экономических и социально-психологических методов в управлении здравоохранением. Элективные дисциплины способствуют развитию компетенций в области методологии исследований по специальности, в области современных проблем глобального и национального здравоохранения [2,3].
По каждой данной дисциплине предусмотрено чтение лекций, проведение практических 3-х часовых занятий, итоговый компьютерный зачет в конце семестра.
Элективные занятия должны содержать следующий дидактический материал:
1. Специально составленные тесты для проверки исходных знаний по теме. Такой тип контроля адекватен и имеет ряд определенных достоинств: быстрота (тестирование идет не более 10 минут), групповой ответ на тест, стандартизация опроса.
2. Установочная (вводная) лекция, беседа.
3. Практическая часть занятия.
4. Решение ситуационных задач с обсуждением и подведением результатов.
5. Проведение итогового теста с выставлением оценки в журнал. Современная педагогика высшего медицинского
образования невозможна без использования активных методов преподавания, позволяющих повысить не
только мотивацию, но и качество профессионального обучения у магистрантов. Интерактивное обучение -это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности магистрантов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы. Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, когда магистрант чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [3, 4].
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность преподавателя уступает место активности магистрантов, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. При интерактивном обучении магистрант получает знания от преподавателя не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.
Интерактивное обучение придает импульс обучению: формирует умение мыслить и аргументировать, способствует развитию коммуникативных навыков. Среди различных форм интерактивного обучения наиболее органически вписываются в преподавание общественного здравоохранения - круглый стол с тематическими дискуссиями по реферативным докладам с презентациями, обучение в команде или командно-ориентированный метод обучения (TBL), обеспечивающий усвоение материала, а также развитие навыков межличностного и командного взаимодействий, решение ситуационных задач. Работа над ситуационными задачами активизирует самостоятельную работу, позволяет совершенствовать процесс самообразования и самоконтроля. Решение задач, как форма тренинга, развивает умение анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи, принимать конкретные самостоятельные решения [5, 6, 7, 8, 9].
Таким образом, элективные дисциплины направлены на расширение и углубление
компетенций, обеспечивают знания и умения в общественном здравоохранении и направлены на углубление профессиональных навыков. Элективные дисциплины, являясь составляющей учебного процесса, способствуют развитию личности магистранта, интеллектуальному и нравственному совершенствованию.
Список литературы:
1. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии // Высшее образование в России. -2009. - №7. - С. 156-157.
2. Государственный общеобязательный стандарт магистратуры по медицинским специальностям медицинского образования. - Приложение 3 к приказу и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 июля 2015 года № 647.
3. О роли элективных курсов естественно-научного цикла обучения студентов медицинских вузов / Е.В. Дорохов, А.В. Карпова, В.А. Семилетова, О.И. Тюнина // Инновации в науке: сборник статей по матер. ХЬП межд. научн.-практ. конф. -Новосибирск: СибАК, 2015. - №2(39).
4. Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие для вузов / Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов. - М.: МГТА, 2001. - 301с.
5. Артюхина, А.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие / А.И. Артюхина, В.И. Чумаков. - ВГМУ. - Волгоград, 2011. - 155 с.
6. Технология TBL. Командно-ориентированный метод обучения. Педагогический циркуляр учебно-методического центра ЗКГМУ им. М. Оспанова. - Актобе, 2014. - С. 3-8.
7. Технология TBL. Командно-ориентированный метод обучения. Педагогический циркуляр учебно-методического центра ЗКГМУ им. М. Оспанова, Актобе. - 2014. - С .3-5.
8. Медицинское образование в XXI веке: традиции и инновации // Материалы XX Межрегиональной учебно-методической конференции 22 апреля 2015 года. - С. 107-112.
9. Образование XXI века // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Витебск, 2014. - С. 227.
ТУЙ1Н
«когамдьщ денсаульщ сацтау» мамандыгы бойынша магистранттарды окытудагы элективт1 пэндер
туралы сура;
И.Б. КЕНЖЕБАЕВА
Марат Оспанов атындагы Батыс К^азакстан мемлекетгiк медицина университет^ Актебе, К^азакстан
Кргамдык денсаулык сактау кафедрасы Кенжебаева И.Б. - м.г.к., доцент, кафедра жетекшiсi, e-mail: indira24@mail.ru
Макалада «Кргамдык денсаулык сактау» мамандыгы бойынша магистранттардыц оку багдарламаларына элективл пэндердi енгiзу релi ^сынылган. Элективп пэндердi колдану тэжiрибесiн зерттеу оку жылы бойы магистранттарга бiлiм берудеп жеке траекторияларынын жан-жакты дербес калыптасу мYмкiндiктерiмен негiзделедi. Онда элекгивтi пэндердщ негiзгi максаттары, мазм^ны жэне тYрлi дидактикалык материалдарды колдану аркылы сабактардьщ к¥рылуы баяндалган.
Heeisei свздер: магистратура, элективт1 пэн, цогамдыц денсаулыц сацтау.
SUMMARY
about the elective disciplines in education process of master's programme students in "public health"
speciality
I.B. KENZHEBAYEVA
West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan
Public Health department I.B. Kenzhebayeva - c.m.s., head of Public Health department
The article presents the role of the introduction of elective disciplines in the curriculum of Master's programme students in "Public health" speciality. Big importance is premised on the possibility of independent and comprehensive formation of individual learning paths of a student during the academic year. The basic tasks of elective courses, their meaning and the construction of studies using a variety of teaching materials are stated in article.
Key words: Master's programme, elective disciplines, public health.