Научная статья на тему 'Научно-методические особенности элективного курса «Руководство научно-исследовательской работой школьников»'

Научно-методические особенности элективного курса «Руководство научно-исследовательской работой школьников» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / STUDENTS’ SCIENTIFIC COMMUNITY / PROFESSIONAL COMPETENCES / EDUCATIONAL RESEARCH WORK / PROJECT WORK / RESEARCH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

Раскрыта авторская научно-методическая разработка элективного курса, ориентированная на формирование профессиональных компетенций магистрантов в условиях реализации ФГОС высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is revealed the author’s scientific research development of the elective course oriented at formation of professional competences of postgraduates in the conditions of implementation of the federal educational standards of higher education.

Текст научной работы на тему «Научно-методические особенности элективного курса «Руководство научно-исследовательской работой школьников»»

известия вгпу

Role of higher school educational environment in formation of students’ creativity

There are analyzed the peculiarities of higher school educational environment and its potential in formation of creativity offuture specialists in socio-humanities sphere. There are considered the psychological and pedagogical conditions and factors that have great influence on formation of creativity of students specializing in the humanities in the process of their professional training.

Key words: creativity, conditions, educational environment, information and communication technologies.

Е.Е. ЧУДИНА (Волгоград)

научно-методические особенности элективного курса «руководство научноисследовательской работой школьников»

Раскрыта авторская научно-методическая разработка элективного курса, ориентированная на формирование профессиональных компетенций магистрантов в условиях реализации ФГОС высшего образования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, научное общество учащихся, исследовательские умения.

В современной социокультурной ситуации обществу необходимы выпускники, способные практически решать встающие перед ними проблемы (жизненные и профессиональные). Для реализации потребностей социума главным результатом образовательного процесса является формирование компетентного человека, ориентированного на творческую инициативу, самостоятельную ответственность за принятое решение в конкретных жизненных проблемных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями дает возможность человеку решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

Результатом освоения основных образовательных программ магистратуры в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» является способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4) [1] . Обращение к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования показывает необходимость овладения учащимися умениями видеть проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, обсуждать и оценивать полученные результаты и применять их к новым ситуациям) [2] .

В результате проведенного анализа 67 презентационных выступлений участников регионального конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского г. Волгограда, городского конкурса «Я и Земля» мы обнаружили, что учащиеся в своих работах формулируют достаточно глобальные цели, ориентированные на деятельность образовательных учреждений, указывают теоретические методы исследования, которые фактически подменяются другими методами исследования. Кроме того, обращают на себя внимание некорректные формулировки тем учебно-исследовательских работ. Результаты опроса 46 педагогов-руководителей учебно-исследовательских работ обучающихся гимназии .№11, МОУ СОШ .№ 37, лицея N° 8 «Олимпия», МОУ СОШ № 21 во время обучающих семинаров показали, что учителя испытывают трудности в определении целей, задач конкурсных работ, в подготовке тезисов соответствующих работ.

Данные обстоятельства позволили сделать вывод о наличии проблемы, связанной с разработкой целостной системы по подготовке руководителей научного общества учащихся, и определили необходимость разработки элективного курса «Руководство научноисследовательской работой школьников» для магистрантов магистерской программы «Среднее образование». При проектировании содержания данного курса мы использовали идеи концепции непрерывного педагогического образования Н.К. Сергеева; научные исследования общих закономерностей учебновоспитательного процесса в высшей школе, эффективные технологии обучения и воспитания будущих учителей (С.И. Архангельский.

Н.М. Борытко, А.А. Вербицкий), психолого-

© Чудина Е.Е., 2013

педагогические исследования обучения взрослых (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская), авторскую концепцию профессионального саморазвития будущего учителя. При определении основных разделов содержания мы также привлекали результаты экспериментальной работы по развитию исследовательских умений с обучающимися лицея №8 «Олимпия» в рамках научного общества учащихся по педагогике, участники которого на протяжении пяти лет занимали призовые места на городском конкурсе «Я и Земля», региональном конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

Курс «Руководство научно-исследовательской работой школьников» ориентирован на образование магистра как субъекта профессиональной деятельности, который способен развивать исследовательскую компетенцию обучающихся, проявляющих интерес к учебно-исследовательской деятельности. Освоение данного курса также нацелено на подготовку руководителя школьного научного общества учащихся.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

- способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

- способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17).

Результат формирования профессиональных компетенций магистрантов в рамках изучаемого курса мы рассматриваем как умение выстраивать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании [1].

В рамках изучения данного курса у магистрантов формируются представления о прогрессивных идеях и направлениях современной педагогики, которые позволяют раскрыть

1) сущность феноменов «деятельность», «исследование»; 2) значение категорий «научноисследовательская деятельность», «учебноисследовательская деятельность», «проектная деятельность», 3) идеи о развитии исследовательского процесса, видах учебноисследовательской деятельности обучающихся на разных ступенях обучения.

Стержневая идея курса заключается в рассмотрении логики и содержания учебноисследовательской деятельности обучающихся на разных ступенях обучения.

На практических занятиях магистранты решали актуальные проблемы личностно развивающего потенциала учебно-исследовательской работы школьников, акцентировали внимание на сущностных характеристиках научного исследования, определяли различия между учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью учащихся. Использование системы методов и приемов обучения по организации учебной деятельности магистрантов направлено на выработку навыков критического оценивания различных видов работ школьников, определение специфики деятельности научного общества учащихся, творческой деятельности магистрантов со школьниками, способными к исследовательской деятельности. Использование в процессе преподавания дисциплины интерактивных методов обучения активизирует механизмы профессионального саморазвития магистрантов как внутренне обусловленного прогрессивного самоизменения человека, выражающегося в изменении качества его профессиональной деятельности [3].

При изучении раздела «Сущностные характеристики научно-исследовательской работы школьников» мы проводили заседание круглого стола по обсуждению различий между научной, учебно-исследовательской и учебно-познавательной деятельностью учащихся. При изучении раздела «Содержание научно-исследовательской работы» мы организовали дискуссию, которая позволила обнаружить отношение магистрантов к количеству, содержанию методологических характеристик работ школьников и отбору и формулировке учебно-исследовательских задач обучающихся в учебно-исследовательской работе. По результатам проведенной дискуссии магистранты представили замысел учебноисследовательской работы с указанием методологических характеристик предполагаемого исследования и возможных некорректных вариантов формулировок цели и задач

работы. Для осмысления специфики учебноисследовательской деятельности обучающихся начальной, основной, старшей ступеней обучения магистранты, изучив психологопедагогическую литературу, представили возможные виды работ школьников, указали тип исследовательских умений и перечислили состав формируемых исследовательских умений. Такая творческая работа позволила будущим руководителям научного общества учащихся определиться в особенностях учебноисследовательской деятельности современных школьников и раскрыть ее потенциал в развитии исследовательской культуры обучающихся.

При изучении раздела «Подготовка к защите учебно-исследовательской работы» мы пришли к выводу о необходимости проведения деловой игры, которая позволила приблизиться к реальной педагогической ситуации подготовки к различным конкурсам (школьного, районного, городского уровней) и способствовала профессиональному саморазвитию участников эксперимента. Для активизации компонентов профессионального саморазвития, самосознания, самооценки, самоорганизации, самоуправления [3] мы провели мозговой штурм, в результате которого слушатели курса определили возможную тематику проектных и научных работ учащихся, а также собрали копилку предполагаемых вопросов для участников конкурса и выделили требования к презентации работ школьников.

Мы обнаружили, что такая форма обучения, как семинар для руководителей НОУ, позволяет студентам при работе в микрогруппах определить основные критерии к конкурсным работам и выделить типичные ошибки, которые встречаются в научно-исследовательских работах школьников. Для закрепления полученных знаний на практических занятиях мы предложили магистрантам проанализировать тезисы участников конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского г. Волгограда и подготовить рецензии на указанные тезисы. В рецензиях магистранты отразили корректность определения актуальности, объекта, предмета, цели, задач участников конкурса. Такая организация занятий способствовала развитию самосознания и самоуправления - компонентов профессионального саморазвития будущего учителя, выделенных нами в исследовании.

Ключевая идея данной дисциплины заключалась в разработке магистрантами программы деятельности научного общества учащихся с

последующей презентацией и защитой. Обязательными элементами программы должны быть 1) цель деятельности НОУ; 2) перечень возможных тем учебно-исследовательских работ по предмету, выбранному магистрантами самостоятельно; 3) тематическое планирование занятий; 4) краткое содержание занятий. При планировании тематики занятий магистрантам предлагалось указать формируемые умения обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования. Проектирование деятельности НОУ позволило магистрантам обратиться к опыту деятельности научных обществ учащихся образовательных учреждений г. Волгограда и выстроить собственную логику деятельности НОУ.

Планирование и организация самостоятельной работы участников элективного курса, по нашему мнению, направлены на решение трех основных задач:

1) формирование опыта собственной исследовательской деятельности, ориентированного на развитие исследовательских умений обучающихся и создание научного общества учащихся;

2) подготовка к практическим занятиям: разработка тематики НОУ, анализ работ школьников, сбор материалов для программы НОУ и подготовка к ее презентации, разработка «семинара для руководителей НОУ», подготовка реферата;

3) выполнение дополнительных учебных заданий, связанных с текущим контролем: написание педагогического эссе, подбор критериев конкурсных работ.

Для освоения данной дисциплины студенты использовали знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Инновационные процессы в образовании», «Психология»:

- знание основ современных педагогических технологий;

- сущности и структуры образовательных процессов;

- способов психологической и педагогической диагностики;

- специфики психических процессов;

- умение использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

- владение навыками рефлексии, самооценки, самовоспитания, самосовершенствования, самоконтроля;

- способами и приемами инновационной деятельности в образовании.

Изучение дисциплины способствует укреплению знаний дисциплин базовой части профессионального цикла: «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании».

В результате освоения дисциплины магистрант должен знать теоретические основы организации научно-исследовательской работы школьников, логику научноисследовательской работы обучающихся, принципы проектирования исследовательской деятельности учащихся, виды научноисследовательских работ школьников, уметь изучать возможности, потребности и достижения школьников в научноисследовательской деятельности, организовывать научно-исследовательскую работу школьников, анализировать различные виды научно-исследовательских работ школьников, владеть методикой организации научноисследовательской работы школьников, умениями психолого-педагогической диагностики.

Опытно-экспериментальная работа по апробации курса «Руководство научноисследовательской работой школьников» показала эффективность приведенных в статье приемов, форм, методов обучения. Существенно возросло количество студентов, способных разработать программу научного общества учащихся для конкретной ступени обучения (87%), проанализировать конкурсные работы обучающихся (76%). Освоение данного курса позволяет магистранту выступать умелым организатором систематической поисковой деятельности обучающихся по усвоению знаний, приобретению умений и

навыков учебно-исследовательской деятельности, что соответствует потребностям современной образовательной практики.

литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр») / утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 янв. 2010 г. № 35 // Координационный совет учебнометодических объединений и научно-методических советов высшей школы. ПЯЬ : http://www.fgosvpo.ru/ uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010.

3. Чудина Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.

Scientific and methodological peculiarities of the elective course “Supervision of pupils’ scientific research work”

There is revealed the author’s scientific research development of the elective course oriented at formation of professional competences of postgraduates in the conditions of implementation of the federal educational standards of higher education.

Key words: professional competences, educational research work, project work, students’ scientific community, research skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.