Научная статья на тему 'Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся'

Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТ-НОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / УЧИТЕЛЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

В статье представлены формы и методы работы с разными категориями участников образовательного процесса (учителями, магистрантами, обучающимися), способствующие организации и развитию исследовательской деятельности обучающихся: элективный курс для магистрантов, обучающие семинары для учителей-организаторов НОУ, научное общество учащихся. Показано, что основой для эффективной организации занятий выступает профессионально-личностное саморазвитие учителя. Выделено значение функций саморазвития учителя в эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся»

УДК 37.011.33

Чудина Елена Ефимовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета echudina@mail .ru Elena E. Chudina

сandidat of Pedagogical Sciences, аssociate рrofessor, Volgograd State Social-Pedagogical University echudina@mail .ru

Профессиональное саморазвитие учителя как основа организации исследовательской деятельности обучающихся

Professional self-development of the teacher as basis of the organization of research activity of the being trained

Аннотация. В статье представлены формы и методы работы с разными категориями участников образовательного процесса (учителями, магистрантами, обучающимися), способствующие организации и развитию исследовательской деятельности обучающихся: элективный курс для магистрантов, обучающие семинары для учителей-организаторов НОУ, научное общество учащихся. Показано, что основой для эффективной организации занятий выступает профессионально-личностное саморазвитие учителя. Выделено значение функций саморазвития учителя в эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся.

Ключевые слова: профессионально-личностное саморазвитие, готовность к саморазвитию, обучающийся, учитель, исследовательская деятельность, научное общество учащихся.

Abstract. Forms and work methods with different categories of participants of educational process (teachers, the undergraduates who are training), the promoting organizations and to development of research activity of the being trained are presented: elective course for the undergraduates, training seminars for teachers organizers of NOU, scientific organization of pupils. It is shown that as a basis for the effective organization of occupations professional and personal self-development of the teacher acts. Value offunctions of self-development of the teacher in the effective organization of research activity of the being trained is marked out.

Keywords: professional and personal self-development, readiness for the self-development, being trained, the teacher, research activity, scientific organization of pupils.

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования предполагает формирование

готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности [3]. Однако формирование готовности обучающихся к саморазвитию невозможно вне саморазвития учителя. Этот вывод убедительно доказали в своих исследованиях Н.К.Сергеев, Н. М. Борытко, В. А. Сластенин, В. И. Андреев, В. В. Сериков. Проведенное собственное исследование показало, что профессионально-личностное саморазвитие является фактором профессионального роста педагога, обязательным условием индивидуально-личностного развития ученика, и системообразующим компонентом содержания профессионально-педагогической подготовки учителя. Педагог не может обеспечить саморазвитие ученика, не демонстрируя ему собственное саморазвитие в поведении, деятельности, поступках. Главный же механизм саморазвития, как целенаправленного воздействия человека на самого себя, В. И. Андреев определяет в разрешении противоречий и постоянно усложняющихся творческих задач. [1, с. 65]. Противоречие в философии — взаимодействие противопоставленных взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения и развития. Исходное, движущее противоречие саморазвития, по мнению Б. С. Братуся, неразрешимо до конца, подчеркивает бесконечный характер процесса саморазвития как жизненного процесса.

Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие современного учителя обеспечивает его готовность к принятию нововведений, к профессиональному реагированию на происходящие изменения как пространству для творчества и самосовершенствования и способствует формированию готовности к саморазвитию обучающихся.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (общего) образования согласно положениям ФГОС должна быть направлена на формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности; навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования [3]. С учетом вышеизложенного, учебно - исследовательская деятельность обучающихся предполагает серьезную и целенаправленную работу педагога - руководителя. Поэтому существенное значение в процессе подготовки учителей по организации исследовательской деятельности обучающихся приобретает разработанный и апробированный нами элективный курс для магистрантов кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета: «Руководство научно-исследовательской работой школьников». Основная цель курса ориентирована на образование магистра, который способен развивать основы исследовательской деятельности обучающихся, проявляющих к ней интерес, а также на подготовку руководителя школьного научного общества учащихся.

Взаимодействие с магистрантами в рамках изучения данного курса показало, что основой эффективной организации и проведения занятий со слушателями является ориентир на профессионально-личностное саморазвитие учителя, как процесс целенаправленного, качественного самоизменения личностной

сферы педагога, обеспечивающего саморазвитие личности ученика, через реализацию целеобразующей, рефлексивной, нормативной, активного взаимодействия функций в развитии педагога.

Ориентируясь на развитие функций профессионального саморазвития учителя, в организации учебной деятельности магистрантов мы предлагали задания, способствующие выработке навыков критического оценивания различных видов работ школьников, определению специфики деятельности научного общества учащихся, творческой деятельности магистрантов со школьниками, способными к исследовательской деятельности. Уточнение специфики учебно-исследовательской деятельности школьников начальной, основной, старшей ступеней обучения, представление возможных видов работ школьников для каждой ступени обучения, указание типа и состава формируемых исследовательских умений запускает механизмы развития рефлексивной и нормативной функций профессионального саморазвития учителя. Анализ тезисов участников конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского г. Волгограда и подготовка рецензии на указанные тезисы способствуют развитию функции целеобразования, которая задает направления исследовательской деятельности современного учителя, формирует его собственную методологическую культуру, а также развивает исследовательские умения учеников, что обеспечивает реализацию требований федерального стандарта среднего образования как творческого процесса. В рецензии магистранты отразили корректность определения актуальности, объекта, предмета, цели, задач участников конкурса. Ориентир на развитие рефлексивной и активного взаимодействия функций выявил целесообразность определения задания к зачету по данной дисциплине. Будущим организаторам учебно-исследовательской деятельности предстояло разработать программу деятельности научного общества учащихся с последующим обсуждением на занятии. Подготовка такого зачетного задания позволила проанализировать опыт деятельности школ Волгограда и области по организации исследовательской деятельности учащихся, собственный опыт магистрантов по работе со школьниками и выстроить логику деятельности научного общества учащихся, способствующего развитию исследовательских умений.

Также для педагогов - руководителей исследовательских работ старшеклассников МОУ СОШ 37, 21, Гимназии №11 нами были проведены обучающие семинары по организации исследовательской деятельности обучающихся. Рефлексивная функция профессионально-личностного саморазвития позволяет учителю выявлять причинно-следственные связи, актуализирует развитие его способности к самосовершенствованию, самореализации и применению этой способности к современным ситуациям педагогической деятельности и обстоятельствам профессиональной жизни. Поэтому мы вместе с педагогами анализировали логику конкурсных работ школьников, их содержание, типичные ошибки при формулировке методологических характеристик учебно-исследовательских работ, составлении презентаций конкурсных работ. Также мы рассматривали требования к формулировке тем учебно-исследовательских работ обучающихся и анализировали различные темы выполненных конкурс-

ных работ. Функция активного взаимодействия связана с тем, что профессионально-личностное саморазвитие, как внутреннее качественное изменение, в основе которого лежит противоречие между «Я» реальным и идеальным, определяет потребность в деятельности и активности учителя. Именно взаимодействие со значимым другим запускает механизмы саморазвития [4, с. 157]. По мере развертывания саморазвития увеличивается потребность индивида во взаимодействии с другими. Чем интенсивнее осуществляется личностное самостроительство, тем более значимыми для человека становятся контакты с окружением, тем сильнее у него ощущение влияния этих контактов »[2, с. 44]. В связи с этим, взаимодействие учителя с коллегами, с преподавателями вуза во время семинара способствует актуализации имеющегося у него внутреннего потенциала, пополнению его в структурном, содержательном, ценностно-смысловом плане. Такая совместная деятельность учителей способствует обмену знаниями, опытом и открывает направления совершенствования деятельности учителей в рамках научного общества учащихся.

Также обращение к требованиям программы по развитию универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с положениями федерального стандарта, показывает необходимость формирования навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности [3]. Наиболее эффективными формами, как показала опытно-экспериментальная работа, реализующими данные требования, являются совместные формы работы учителей с учащимися в проектной деятельности, участие в открытых олимпиадах, различных конкурсах, которые используются в рамках научного общества учащихся в лицее №8 «Олимпия» г. Волгограда.

При проектировании учебно- исследовательской деятельности учащихся в НОУ лицея №8 «Олимпия» нами за основу взята модель и методология исследования, разработанная в современной науке. Эта модель включает в себя стандартные этапы, присутствующие в научном исследовании независимо от предметной области: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический, прогностический. Для организации исследования обучающимися совместно с учителями во введении определяются методологические характеристики: актуальность, исследовательская проблема, тема исследования, цель исследования, задачи исследования, теоретическое и практическое значение. Такая деятельность позволяет развивать методологическую культуру участников образовательного процесса и способствует их саморазвитию. Обучающиеся - члены НОУ - для решения исследовательских задач используют следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, сравнение, обобщение, наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование. Продвижение учащихся по исследовательским этапам способствует развитию их компетенций в области учебно-исследовательской деятельности. Эффективная учебно-исследовательская деятельность обучающихся в научном обществе основывается на педагогическом взаимодействии друг с другом, с учителем и научным консультантом.

Проблематика работ старшеклассников связана непосредственно с педагогической практикой и представляет интерес для педагогов, студентов, самих

учащихся и их родителей. Так, предметом изучения лицеистов явились: деловое общение подростков, экологическая культура подростков, коммуникативные умения подростков, социализация подростков в центре дистанционного образования лицея.

В процессе работы над исследованием у учащихся появляется возможность расширить взаимодействие с участниками учебно-воспитательного процесса. Все члены научного общества учащихся по педагогике лицея №8 «Олимпия» г. Волгограда с удовольствием проводили диагностическое обследование с учениками младших классов, со своими одноклассниками, и учащимися классов разного профиля и оценивали свои возможности с учетом выбранной педагогической проблемы. Также в процессе решения задач работы по темам «Педагогическая диагностика в современном учебно-воспитательном процессе», «Специфика мотивов учения подростков лицея» авторы интервьюировали педагогов лицея. В работе по теме «Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках химии», авторы совместно с учителем выделили наиболее интересную форму - работа в парах на уроках химии при изучении отдельных тем, которая представляет интерес для учащихся, студентов, будущих учителей в процессе развития коммуникативных умений. Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие учителя в организации исследовательской деятельности позволяет лицеистам овладевать новыми способами деятельности, что находит выражение в их непрерывном саморазвитии, культуре мышления и поведения и повышает интерес лицеистов к занятиям в НОУ.

Функция активного взаимодействия профессионального саморазвития учителя наиболее ярко проявляется в процессе совместной подготовки учащихся лицея к районному и городскому конкурсу «Я и Земля» и стимулирует навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования [3], а также позволяет систематизировать материал работы и выделить ключевые аспекты для подготовки презентации.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что при отборе содержания организационных форм обучения с разными категориями участников образовательного процесса: учителями, магистрантами, обучающимися, ориентир на модель профессионально-личностного саморазвития учителя позволяет успешно реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта по формированию готовности обучающихся к саморазвитию, по формированию компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Литература:

1. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентноспособности. Казань: Центр информационных технологий, 2009. - 468 с.

2. Борытко Н. М. Воспитательная деятельность в контексте культуры //Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: сб. тр. по итогам междунар. науч. конф. Волгоград. 8-9 окт.2013г. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013.- 275с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N413). Режим досту-па:http://минобрнауки.рф/документы/2365

4. Чудина Е. Е. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в вузе /Е. Е. Чудина// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013.- Т.13. №9(112). С. 155-158.

Literature:

1 . Andreyev of V. I. Konkurentologiya. Training course for creative self-development of competitiveness. Kazan: Center of information technologies, 2009. -468 pages.

2 . Borytko N. M. Educational activity in a culture context//Pedagogical activity and pedagogical education in innovative society: сб. тр. following the results of междунар. науч. конф. Volgograd. 8-9 окт.2013г. Volgograd: VGSPUpublishing house "Change", 2013. - 275с.

3 . Federal state educational standard of the secondary (full) general education [Electronic resource] (утв. the order of the Ministry of Education and science of the Russian Federation of May 17, 2012 of N413). Mode dostu-pa:http://minobrnauki.rf/dokumenty/2365

4 .Tchudina E. E. Professional and personal self-development offuture teacher in higher education institution / E. E. Tchudina//News of the Volgograd state technical university. 2013 . - T.13. No. 9(112). Page 155-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.