Благоприятные природно-климатические условия для производства сочных кормов и зерна в кормовых целях могут способствовать значительному росту потенциала в молочно-мясном животноводстве и существенному увеличению самообеспеченности молочной и мясной продукцией. По качественному показателю в молочном животноводстве (среднегодовой надой на одну корову) Северо-Западный федеральный округ занимает первое место в РФ, а некоторые субъекты (Ленинградская и Мурманская области) по данному показателю приблизились к странам ЕЭС. Более полное использование относительных преимуществ региона в производстве молочной продукции возможно за счет интеграции и кооперации организаций по всей цепочке производства, обоснованного размещения производства по всей продовольственной цепочке.
Литература
1. Романенко И.А., Сиптиц O.K. и др. Разработать теоретические основы формирования эффективного сельскохозяйственного производства на территории Российской Федерации с учетом биоклиматического потенциала региональных агропродовольственных систем на 2011г.: Отчет НИР ВИАПИ. С.49. [Электронный ресурс]. UP/: http://www.viapi.ru/download/files/rep2011-viapi.pdf
2. Дибиров A.A. Сущность интеграции и кооперации в аграрной сфере // Научное обозрение: теория практика. - 2015. -№1. - С.58-70.
3. Дибиров A.A., Дибирова Х.А. Теоретические основы функционирования интегрированных и кооперативных формирований АПК в региональном аспекте // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2016. -№43.-С.180-185.
УДК 338 Аспирант ГОТОВ ОТГОНСУРЭН
(СПбАУ, с^оп[email protected])
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Государственное регулирование, предпринимательство, инструменты государственного регулирования
В современном мире основные инструменты реализации государственной политики регулирования, поддержки и развития предпринимательства представляют собой системы, которые используются для воздействия на определенные направления, требующие регулирования [1]. Наиболее актуальны данные вопросы финансовой поддержки, так как именно финансовый вопрос является самым сложным для небольших компаний [2]. При рассмотрении используемых финансовых инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства их классифицировал на несколько основных групп (табл.).
Таблица. Финансовые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ
Форма поддержки Инструменты реализации Содержание
Финансовая Инвестиционные фонды: федерального, регионального, муниципального Финансирование государственных программ и проектов
Бюджетные средства: федерального, регионального, муниципального бюджета Прямое бюджетное финансирование; Использование средств под поручительства
Финансовые льготы: бюджетные, налоговые Стимулирование развития; Снижение налогового бремени
Продач.жсние таблицы
Кредитная Предоставление кредитов государственными банками Стимулирование новых проектов
Снижение процентной ставки под поручительства Создание условий для модернизации
Помощь в заключении лизинговых платежей: поручение, софинансирование первых взносов Стимулирование развития новых предприятий; Стимулирование проведения модернизации
Страхование Специальные виды страхования для мсп Обеспечение финансовой устойчивости предприятий
Источник: разработано автором
В связи с тем что представленные выше инструменты имеют значительные недостатки, автором предлагается разработка дополнительных мер по поддержке малых предприятий, которая будет включать несколько направлений, представленных на рис.
Рис. Предлагаемые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса
В первую очередь для поддержки малого и среднего предпринимательства особенно на этапе стартапа важно оказать помощь в приобретении нового оборудования или модернизации старого. Это может осуществляться в рамках модернизации действующих лизинговых инструментов.
В рамках поддержки молодых предпринимателей государственным структурам, таким как Центр развития предпринимательства, необходимо создать отделы, основной деятельностью которых будет предоставление в лизинг предметов небольшой стоимости, таких как нестационарное павильоны или автомобили для разъездной торговли, стоимостью до 1 млн. руб.
В данном случае показательным является пример Монголии, которая долгое время являлась аграрной страной, имеет большую территорию и небольшую плотность населения на большей территории страны [3]. Для повышения эффективности малого и среднего предпринимательства в рамках разработки программы «Микрокредит и бизнес» в Монголии созданы государственные микрокредитные организации для предоставления оборудования и необходимого инвентаря в лизинг.
Отличительная особенность данного инструмента лизинга - наличие государственного обеспечения, которое предоставляется предприятию-поставщику оборудования. Государство в лице ответственных органов, таких как Центр развития предпринимательства, берет на себя субсидирование первого взноса по лизинговым платежам в размере 50%. При выполнении предпринимателем установленного плана продаж и получения необходимой прибыли государство субсидирует уплату процентов по лизингу в размере 50%. Для соответствия данным критериям компании необходимо первоначально предоставить бизнес-план, который будет одобрен государственными структурами. При этом общая сумма выплат государственными органами не может превышать 0,5 млн. руб. для малой компании и 1 млн. руб. - для средней.
Основное отличие данного предложения от используемых в настоящее время инструментов лизинга - предоставление в лизинг оборудования малой стоимости под гарантии государственных структур. Данный инструмент направлен на поддержание малого и среднего бизнеса в двух плоскостях:
1. С одной стороны, данный инструмент направлен на повышение эффективности поддержки предприятий, нуждающихся в новом оборудовании и только выходящих на рынок (в том числе и нестационарной и разъездной торговли).
2. С другой стороны, возможность предоставления недорогого малогабаритного оборудования в лизинг под гарантии государственных органов позволит малым и средним предприятиям-производителям получить дополнительный инструмент для реализации своей продукции.
Второе направление поддержки предпринимательства, которое в настоящее время является весьма актуальным, модернизация уже действующих малых и средних производств, направленная, в том числе и на повышение энергоэффективности, и инновационное™ предприятий.
В рамках поддержки малого и среднего бизнеса предлагается создание модернизационных агентств, которые будут осуществлять всестороннюю помощь в проведении модернизации малыми и средними предприятиями. Модернизационное агентство может действовать в рамках функционирующих Центров развития предпринимательства в виде специализированных отделов. Взаимодействие Центра и модернизационного агентства позволит значительно повысить оперативность принимаемых решений и предоставления необходимой поддержки для развития малых производств. К основным функциям модернизационного агентства отнесем:
- Предоставление информации о возможных направлениях модернизации производства.
- Предоставление информации о действующих программах поддержки модернизации.
- Проведение анализа действующего оборудования на предприятии.
- Составление акта о состоянии оборудования и заключения о возможных направлениях модернизации.
- Разработка и составление сметы проведения модернизации производства, обоснование эффективности производимых работ.
- Разработка рекомендаций по осуществлению модернизации для конкретного предприятия.
- Помощь в поиске поставщиков необходимого оборудования.
- Помощь в проведении модернизационных мероприятий.
- Контроль за обеспечением финансирования модернизационных мероприятий.
- Контроль за целевым использованием выделяемых средств.
Представленные выше функции имеют много общего с действующими в настоящее время на рынке консалтинговыми агентствами. Однако основное отличие нового инструмента заключается в оказании не только информационной, но и финансовой помощи при проведении модернизации оборудования со стороны государственных структур.
В рамках своей деятельности модернизационное агентство берет на себя функцию анализа необходимости и оценки эффективности проводимой модернизации производства. В настоящее время Центры развития предпринимательства предоставляют субсидии для осуществления необходимых работ. Однако ни информационной, ни аналитической поддержки не производится. В рамках повышения эффективности работы по поддержке малого и среднего предпринимательства предлагается внедрение 3-уровневой поддержки:
1 этап - предполагает проведение обследования предприятия, которое позволит выявить возможные направления применения методов повышения энергоэффективности производства. Проведение обследования возлагается на модернизационные агентства, стоимость обследования не должна превышать 500 тыс. руб. В этом случае государством оплачивается 50% от стоимости обследования.
2 этап - предполагает составление проекта модернизации с обеспечением обоснования его эффективности. На основании проекта рассчитываются сметы затрат на модернизацию оборудования, составляется детальный план работ, определяются потенциальные поставщики необходимых комплектующих, а также сервисные организации, способные оказать услуги по модернизации оборудования.
3 этап - предполагает закупку оборудования, его установку и обучение персонала использованию энергосберегающего оборудования. Данный этап предполагает субсидирование малых компаний в рамках оплаты приобретаемых комплектующих и частей агрегатов.
Критерии, оценки эффективности предоставляемых субсидий:
- субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые действуют на рынке не менее 12 месяцев на день обращения за поддержкой;
- субсидирование осуществляется на конкурсной основе;
- субсидируется до 90% произведенных предпринимателями затрат по заключенному договору на приобретение основных средств, по результатам оценки важности производства для конкретной территории.
Последний критерий является наиболее важным с точки зрения поддержки наиболее необходимых и актуальных производств для отдельных регионов. Например, для Республики Алтай, в которой развито производство молочной продукции, наиболее актуальна поддержка небольших перерабатывающих предприятий, а также малых и средних торговых предприятий, которые будут поставлять данную продукцию в другие регионы РФ. Для Дальневосточного региона актуально развитие небольших добывающих и
перерабатывающих морепродукты предприятий, продукция которых будет поставляться во все районы РФ.
На основе полученного показателя оценивается важность и социальная значимость проекта, по результатам которой определяется уровень софинансирования проекта.
Разработка инструментов государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства представляется особенно ценной с учетом адаптации опыта других национальных экономик, в нашем случае Монголии. Для повышения эффективности малого и среднего предпринимательства в рамках разработки программы «Микрокредит и
бизнес» в Монголии созданы государственные микрокредитные организации для предоставления оборудования и необходимого инвентаря в лизинг [4]. Грамотное применение программ раЗВИТИЯ И поддержки предпринимательства в Монголии и развитие рынка микрозаймов позволило правительству в течение 2003 - 2015 гг. значительно увеличить количество действующих малых предприятий, особенно в наиболее отдаленных районах страны.
Предложенные новые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства невозможно осуществить без эффективной деятельности Центров развития предпринимательства, на которые возлагается ответственность в отборе наиболее перспективных проектов и обеспечении контроля за выполнением работ и подтверждением эффективности государственных дотаций. Это позволит адаптировать опыт Монголии для
развития рынка микрозаймов в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Литература
1. Богданова A.C. Оценка эффективности инвестиционных проектов, имеющих социальную направленность // Публикации IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» (15 февраля - 31 марта 2012 года).
2. Гончарова О. Банки сократили выдачу кредитов малому и среднему бизнесу // Ведомости. -2015.-№ 3895.-С. 7.
3. Ариунтуяа Цэдэндамба. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Монголии //Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 3. - С. 105-110.
4. Оюун-Ундрах Зандансурэн Развитие малого и среднего бизнеса в Монголии и особенности его финансирования // Известия Иркутской государственной экономической академии.-2014.-№ 1.-С. 53-56.
УДК 330.43
Доктор экон. наук В.Е. ПАРФЕНОВА (СПбГАУ, [email protected])
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ДИНАМИЧЕСКОГО НОРМАТИВА
Экономический анализ, интегральная оценка, факторная модель, динамический норматив, ранговая шкала
Факторный анализ является составной частью общего экономического анализа, представляющего собой важнейшее средство эффективного управления любым производством, включая и аграрное производство. Ведущее место анализа среди других функций управления обусловлено тем, что основное его назначение состоит в информационном обеспечении принимаемых управленческих решений. Он также позволяет оценить результаты реализованных управленческих решений, определить отклонения от плана, выявить и оценить факторы, вызвавшие эти отклонения. Задачей факторного анализа является изучение влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.
В факторном анализе выделяют детерминированный и стохастический анализ. В детерминированном факторном анализе связь между факторами и результирующим показателем носит функциональный характер, в стохастическом анализе - корреляционный. Факторный анализ изучает причинно-следственные связи между разными признаками. Те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных (независимых) признаков. Те же признаки, которые характеризуют следствие, принято называть результатными (зависимыми). Совокупность факторных и результативных признаков, которые находятся в одной причинно-следственной связи, определяется как факторная система. Моделью факторной системы называется формальное выражение взаимосвязи между результативным экономическим показателем и отдельными факторами, влияющими на этот показатель.
Целью данной статьи является построение детерминированной факторной модели с использованием методики расчета результативного показателя в виде динамического норматива (ДН) и проведение факторного анализа, который позволит оценить влияние динамики каждого фактора-показателя на изменение оценки результативного показателя во времени. Иначе говоря, надо выполнить разложение: