УДК 338
СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Готов Отгонсурэн, аспирант, ФГБОУВО «СПбАУ», e-mail: [email protected]
Государственное регулирование и поддержка предпринимательства в настоящее время являются важным вопросом обеспечения эффективности экономики в целом. В статье рассматриваются основные методы и инструменты государственного регулирования и поддержки предпринимательства в РФ.
Ключевые слова: государственное регулирование, предпринимательство, методы государственного регулирования, инструменты государственного регулирования.
MODERN MECHANISM OF STATE REGULATION AND SUPPORT OF
ENTREPRENEURSHIP
Gotov Otgonsuren, the post-graduate student, FSFEIHE «SPbAU», e-mail: [email protected]
State regulation and support of entrepreneurship are now an important issue to ensure the efficiency of the economy as a whole. The article deals with the basic methods and tools of state regulation and support of business in the Russian Federation.
Keywords: state regulation, entrepreneurship, government regulation, government regulation.
Отличительной особенностью современной экономики и экономической среды является ее постоянное динамичное изменение, развитие научно-технической мысли, информатизация общества. Современный бизнес значительно изменился и в некоторой степени деформировался. Он стал более динамичным, прогрессивным, требующим принятия быстрых и правильных решений. В нем усилилась роль конкуренции. Из-за возможности быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынков именно малый и средний бизнес позволяет развитым странам восстанавливаться после серьезных финансовых кризисов.
В связи с этим вопрос регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства приобретает все большую важность. Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Современные методы государственного регулирования можно разделить на две большие группы:
1. Методы прямого воздействия.
2. Методы косвенного воздействия.
Сущность прямых методов государственного регулирования состоит в том, что государство для осуществления необходимой политики в любой сфере экономики использует комплекс требований и распоряжений, которые обязательны для всех субъектов. Косвенные методы могут быть представлены самыми разнообразными средствами воздействия на предпринимателей. Они не напрямую регулируют их деятельность, а создают условия, оказывающие влияние на деятельность предпринимателей. [2]
Использование различных методов и инструментов государственного регулирования и поддержки предпринимательства оказывает влияние не только непосредственно на предпринимательский сектор, но и на общее состояние экономики в целом. Для оценки эффективности деятельности государства в сфере регулирования и поддержки предпринимательства используются различные подходы.
Тем не менее, как показывает анализ реализуемых в настоящее время государственных программ, только малая часть используемых показателей отражает эффекты, вызванные именно данными программами, а не внешними эффектами. Большая же часть показателей не позволяет провести подобное разграничение. В таблице 2 приведены основные показатели, которые используются для определения эффективности государственного регулирования и поддержки предпринимательства на примере г. Санкт-Петербурга.
Как видно из представленной выше таблицы, на основании данных критериев невозможно оценить эффективность принимаемых государством мер по поддержке и регулированию предприниматель-
ства. С научной точки зрения весьма важное значение имеет разделение при оценке любых экономических действий таких оценочных показателей, как результативность и эффективность таких действий. Результативность - это оценка степени достижения поставленных плановых показателей. Эффективность - приращение, превышение результата над затратами.
Таблица 1. Основные показатели эффективности государственной поддержки и развития предпринимательства на примере г. Санкт-Петербурга [1, С.112; 4]
Наименование показателя Значение показателя
Доля малых предприятий в общем числе предприятий, % 22
Доля малых предприятий в общем обороте, % 21
Доля налоговых поступлений от малых предприятий в общем числе предприятий, % 24
Доля субъектов малого предпринимательства в фор-мировании ВРП, % 24
Доля занятых на малых предприятиях от общей численности занятых, % 36
Таблица 2. Основные проблемы предпринимательства (на примере г. Санкт-Петербурга) [3]
Проблема Балл
Нехватка финансовых ресурсов 27,01
Поиск клиентов и рынков сбыта 21,14
Высокая стоимость аренды помещений 10,79
Невыгодные условия кредитования 9,24
Поиск сотрудников 6,07
Административные барьеры 4,60
Высокая стоимость оборудования 2,94
Высокая налоговая нагрузка 2,85
Высокая стоимость и низкое качество рекламы 2,10
Быстроменяющееся и противоречивое законодательство 1,74
Нестабильность экономической ситуации 1,70
Монополизм поставщиков 1,18
Нехватка информации о внутренних рынках сбыта 0,83
Нехватка информации о поставщиках, технологиях и новых продуктах 0,81
Проблемы управления 0,63
Незначительность господдержки 0,28
Инфляция 0,20
Другое 5,90
Всего 100
Таблица 3. Инструменты государственного регулирования и поддержки предпринимательства в РФ
Административные Правовые Экономические
Денежно-кредитные Бюджетные
Установление правил функционирования предприятий. Установление правил деятельности профсоюзов. Правительственные убеждения и т.д. Нормативно-правовые акты. Правовой режим. Лицензирование. Регулирование учетной ставки. Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке. Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг. Бюджетные программы. Налоги. Субсидии. Дотации. ГЧП. Государственные программы.
С точки зрения оценки государственной поддержки предпринимательства деятельность государственных органов необходимо рассматривать не только с точки зрения результативности (достижение показателей, которые представлены в государственных программах), но и с точки зрения эффективности. При этом эффективность должна рассматриваться с нескольких точек зрения:
1. Экономической.
2. Политической.
3. Социальной.
4. Инновационной.
В заключение следует обратить внимание на тот факт, что при разработке методов государственного регулирования и поддержки предпринимательства декларируется, но редко осуществляется учет предпочтений непосредственно предпринимателей в отношении методов поддержки. В результате чаще всего поддержка оказывается не в тех направлениях, которые необходимы бизнесу. [3]
Руководители предприятий выделяют основные проблемы предпринимательства (Табл.2).
Однако при разработке программ чаще всего данные критерии не учитываются. Например, проведенный А.В. Немец анализ государственных программ позволил выявить, что на востребованную предпринимателями нормативно-правовую поддержку и защиту интересов малого предпринимательства выделяется значительно меньше средств, чем на обучение и выставочно-ярмарочную деятельность, в которой субъекты малого предпринимательства, согласно данным опроса, испытывают гораздо меньшую потребность. Льготная аренда помещений - один из приоритетных методов государственной поддержки с точки зрения предпринимателей -финансировалась только в одном из семи исследуемых субъектов РФ, причем в незначительном объеме [2].
А это означает снижение эффективности даже при высоких результатах работы, что требует коренного пересмотра работы государственных органов при разработке программ поддержки предпринимательства.
В современном мире основные инструменты реализации государственной политики регулирования, поддержки и развития предпринимательства представляют собой набор методов, которые используются для воздействия на определенные направления, требующие регулирования. Система используемых в настоящее время инструментов государственной поддержки и регулирования предпринимательства представлена в табл. 3.
Как показал анализ, используемые в настоящее время инструменты государственного регулирования и поддержки предпринимательства, а также методы оценки их эффективности отражают несостоятельность применяемых методов и приводят к необходи-
мости разработки новых инструментов регулирования и поддержки предпринимательства.
В связи с этим автором предлагается разработка новых инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства. Наиболее актуальны данные вопросы финансовой поддержки, так как именно финансовый вопрос является самым сложным для небольших компаний. Если крупные предприятия могут получить необходимые финансовые средства в банках и других кредитных учреждениях, то небольшая компания, как правило, рассчитывает в вопросе финансирования на собственные силы.
Особое внимание привлекают вопросы модернизации производства и повышения эффективности используемого оборудования. Большая часть малого бизнеса не может приобретать новое оборудование, что приводит к необходимости проведения модернизации.
Автором предлагается разработка дополнительных мер по поддержке малых предприятий, которая будет включать несколько направлений, представленных на рис. 1.
Согласно предложению автора, в первую очередь важна помощь в приобретении нового оборудования или модернизации старого. Лизинговые компании не всегда предоставляют необходимое оборудование, а у предпринимателей не всегда в наличии необходимые документы, подтверждающие их кредитоспособность. В связи с этим предлагается в рамках поддержки молодых предпринимателей государственным структурам заключить договоры с лизинговыми компаниями на предоставление в лизинг нестационарных павильонов. При этом государство в лице ответственных органов берет на себя субсидирование первого взноса по лизинговым платежам в размере 50%. При выполнении предпринимателем установленного плана продаж и получении необходимой прибыли государство субсидирует уплату процентов по лизингу в размере 50%. При этом общая сумма выплат государственными органами не может превышать 3 млн рублей для малой компании и 5 млн рублей для средней.
Повышение энергоэффективности производств является важной задачей повышения эффективности всего бизнеса и обеспечения охраны окружающей среды. В связи с этим в рамках поддержки малого и среднего бизнеса предлагается внедрение 2-уровневой поддержки повышения энергоэффективности небольших предприятий:
- 1 этап предполагает проведение обследования предприятия, которое позволит выявить возможные направления применения методов повышения энергоэффективности производства. Проведение обследования возлагается на государственные компании, стоимость обследования не должна превышать 500 тыс. рублей;
- 2 этап предполагает закупку необходимого оборудования, его установку и обучение персонала использованию энергосберегающе-
Рис. 1. Предлагаемые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса
р ру TRANSPORrBUSINESS IN RUSSIA | №5 2016 | 85
го оборудования. Данный этап предполагает субсидирование малых компаний в размере до 1 млн рублей (оплата оборудования), средних компаний - 2 млн рублей.
Третье предложение предполагает расширение сферы деятельности небольших компаний и повышение их социальной значимости. Социальная ответственность бизнеса в настоящее время играет значительную роль в обеспечении прибыльности компании и повышении лояльности ее сотрудников. В связи с этим автором в рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса предлагается предоставление грантов в размере до 1 млн рублей на создание собственных частных детских центров или домашних детских садов для детей сотрудников. Грант предоставляется при защите бизнес-плана предприятия. Выдача гранта предполагает три транша:
- 1 - 5% от необходимой суммы при защите бизнес-плана;
- 2 - 45% от суммы при заключении договора аренды и других необходимых для работы договоров, закупку оборудования и пр.;
- 3 - 50% от суммы при выполнении показателей бизнес-плана в течение первого года деятельности.
Предложенные новые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства невозможно осуществить без эффективной деятельности центров развития предпринимательства, на которые возлагается ответственность в отборе наиболее перспективных проектов и обеспечении контроля за выполнением
работ и подтверждением эффективности государственных дотаций. Именно центры развития предпринимательства обязаны контролировать все этапы прохождения процедуры регистрации, получения дотаций, а также контролировать направление их использования и полученные результаты. Что позволяет говорить о необходимости установления четких критериев отбора и контроля в рамках предлагаемых мероприятий, по которым сотрудники центров могут обеспечивать их эффективное использование.
Литература:
1. Быкова Н.В. Современный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 4, том 6, 2014. - С. 107-115.
2. Немец А.В. Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства в системе государственного регулирующего воздействия: Автореферат диссертации. - Новосибирск, 2009.
3. Официальный портал системы поддержки малого и среднего бизнеса в Петербурге. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.smesupport.net/
4. Сайт Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли // http://www.cedipt.spb.ru/
УДК 338
РОЛЬ ОФСЕТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ ПРОДУКЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ВООРУЖЕНИЙ
Хмелев И.Б., к.э.н., доцент, кафедра «Международный бизнес и таможенное дело», ФГБОУВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», e-mail: [email protected]
В статье исследованы особенности офсетных сделок в продвижении продукции на мировом рынке вооружений. Поведен анализ зарубежного опыта применения офсетных сделокс целью продвижения продукции военного назначения на зарубежные рынки.
Ключевые слова: офсетные соглашения, тендеры на поставку, совместное производство, лицензионное производство.
THE ROLE OF OFFSET AGREEMENTS IN THE PROMOTION OF PRODUCTS ON
THE WORLD ARMS MARKET
Khmelev I., Ph.D, assistant professor, International business and customs chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»
The article examines the features of the offset deals in the promotion of products on the world arms market. Behavioral analysis of foreign experience of offset transactions for the purpose ofpromotion of military products to foreign markets.
Keywords: offset agreements, tenders for supply, joint production, licensed production.
Офсетные соглашения играют значительную роль в технологическом и экономическом развитии стран - импортеров военной продукции. Офсет означает компенсацию, представляемую поставщиком заказчику в виде субподрядов встречных торговых или инвестиционных обязательств.[1] Согласно этим обязательствам страна - экспортер вооружения и военной техники обязана вложить часть средств, полученных от контракта, в экономику страны-импортера. Важно отметить, что офсетные соглашения не противоречат правилам ВТО, что позволяет развивать международную торговлю продукцией военного назначения, не нарушая общепринятые нормы[3].
Начало применения офсетов обычно связывают с периодом после Второй Мировой Войны. С середины XX века США, Аргентина, Япония, Саудовская Аравия и Турция начинают использовать офсетные соглашения с целью развития аэрокосмической промышленности. Малайзия начинает обменивать местные продуктына военную технику, в конечном итоге приходя к офсетным контрактам. Южная Корея, Испания и Южная Африка также вводят офсетные программы. В кризисный поствоенный период увеличение импорта угрожало развитию национального ОПК, местные оборонные предприятия лишились бы работы, а со временем и квалификации. Средством компенсации подобных отрицательных эффектов, а также усиления экономики в то время стали офсетные контракты.
Согласно классификации, принятой в США, существуют две основные категории офсетов: прямые и косвенные. Бюро промышленности и безопасности (BIS) США определяет прямыеофсеты
как сделки, непосредственно связанные со товаромили услугой, экспортируемыми в соответствии с договором. Они, как правило, осуществляются в форме совместного производства, субподряда, обучения, производства и лицензионного производства, передачи технологий или финансирования деятельности.[4]
Они, как правило, осуществляются в форме совместного производства, субподряда, обучение, производство, лицензионного производства, передачи технологий или финансирования деятельности.
Косвенные офсеты не имеют непосредственного отношения к производству импортированной продукции, их можно разделить на два вида: те, которые реализуются в сфере оборонного производства, и несвязанные офсеты, которые обычно касаются гражданского производства и приобретают формы встречной торговли.[4]
Более того, оборонные предприятия в полной мере осознают, что офсеты являются мощными маркетинговыми инструментами для мотивации покупки, демонстрируя и предоставляя дополнительные преимущества для стран-покупателей помимо инвестирования в военную технику.
Часто сами офсетные контракты являются более привлекательными, чем основное приобретениевооружения по личным или политическим причинам. Это может показаться иррациональным, но это часть глобальных бизнес-процессов.Если в траты огромных государственных средств на современное оружие включается распространенный политический аспект, то мотивационная значимость офсетов не может быть недооценена в процессе принятия решений.