Отгонсурэн Г.
НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Аннотация. Государственное регулирование и поддержка предпринимательства в настоящее время являются важным направлением обеспечения эффективности экономики в целом. В статье рассматриваются основные направления совершенствования инструментов государственной поддержки предпринимательства.
Ключевые слова. Государственное регулирование, предпринимательство, инструменты государственного регулирования.
Otgonsuren G.
NEW INSTRUMENTS OF STATE REGULATION AND SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN THE CRISIS CONDITIONS
Abstract. State regulation and support of entrepreneurship are an important issue to ensure the efficiency of the economy. In the article the basic directions of improvement of state support of business tools are considering.
Keywords. State regulation, entrepreneurship, instruments of state regulation.
В современном мире основные инструменты реализации государственной политики регулирования, поддержки и развития предпринимательства представляют собой набор методов, которые используются для воздействия на определенные направления ведения бизнеса, требующие регулирования [2]. Наиболее актуальны вопросы финансовой поддержки, так как именно финансовый вопрос является самым сложным для небольших компаний [3].
При рассмотрении используемых финансовых инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства автор классифицировал их на несколько основных групп (см. табл.). В связи с тем, что представленные инструменты имеют значительные недостатки, автором предлагается разработка дополнительных мер по поддержке малых предприятий, которые будут охватывать несколько направлений, представленных на рисунке.
Согласно мнению автора, в первую очередь для поддержки малого и среднего предпринимательства, важно оказать помощь в приобретении нового оборудования или модернизации старого. Это может осуществляться, например, в рамках модернизации действующих лизинговых инструментов. В рамках поддержки молодых предпринимателей, государственным структурам (например, центрам развития предпринимательства) рекомендуется создать отделы, основной деятельностью которых будет предоставление в лизинг предметов небольшой стоимости, таких как нестационарное павильоны или автомобили для разъездной торговли, стоимостью до 1 млн руб.
В данном случае показательным является пример Монголии, которая долгое время являлась аграрной страной, имеет большую территорию и небольшую плотность населения [1]. Для повышения эффективности малого и среднего предпринимательства в рамках разработки программы «Микрокредит и бизнес» в Монголии созданы государственные микрокредитные организации для предоставления оборудования и необходимого инвентаря в лизинг.
ГРНТИ 06.39.02 © Отгонсурэн Г., 2016
Готов Отгонсурэн - аспирантка Санкт-Петербургского академического университета.
Контактные данные для связи с автором: 190000, г. Санкт-Петербург, 19-я линия В.О., д. 18 (Russia, St. Petersburg, 19 1ше of V.O., 18). Тел.: 8 (952) 384-30-80. E-mail: [email protected].
Таблица
Финансовые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ [6, 7]
Форма поддержки Инструменты реализации Содержание
Финансовая Инвестиционные фонды: федерального, регионального, муниципального уровней Финансирование государственных программ и проектов
Бюджетные средства: федерального, регионального, муниципального бюджета Прямое бюджетное финансирование; использование средств под поручительства
Финансовые льготы: бюджетные, налоговые Стимулирование развития; снижение налогового бремени
Кредитная Предоставление кредитов государственными банками Стимулирование запуска новых проектов
Снижение процентной ставки под поручительства Создание условий для модернизации
Помощь в осуществлении лизинговых платежей: поручение, софинансирование первых взносов Стимулирование развития новых предприятий; стимулирование проведения модернизации
Страхование Специальные виды страхования для малого и среднего бизнеса Обеспечение финансовой устойчивости предприятий
Инструменты поддержки малого и среднего бизнеса
1 г т
Развитие системы лизинга Создание модернизационных агентств
—► Предоставление в лизинг нестационарных павильонов и оборудованных автотранспортных средств государственными микрофинансовыми организациями —► Применение 3-хуровневой системы возмещения затрат на проведение модернизации при оценке их социальной значимости для территории
Рис. Предлагаемые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса
Отличительная особенность данного инструмента лизинга - наличие государственного обеспечения, которое предоставляется предприятию-поставщику оборудования. Государство в лице ответственных органов, таких как, например, центр развития предпринимательства, берет на себя субсидирование первого взноса по лизинговым платежам в размере 50%. При выполнении предпринимателем установленного плана продаж и получении необходимой прибыли, государство субсидирует уплату процентов по лизингу в размере 50%.
Для соответствия данным критериям компании необходимо первоначально предоставить бизнес-план, который будет одобрен государственными структурами. При этом общая сумма выплат государственными органами не может превышать 0,5 млн руб. для малой компании и 1 млн руб. для средней. Основное отличие данного предложения от используемых в настоящее время традиционных инструментов лизинга - предоставление в лизинг оборудования малой стоимости, под гарантии государственных структур. Данный инструмент направлен на поддержание малого и среднего бизнеса в двух плоскостях:
• с одной стороны, данный инструмент направлен на повышение эффективности поддержки предприятий, нуждающихся в новом оборудовании и только выходящих на рынок (в том числе и предприятий, занятых нестационарной и разъездной торговлей);
152
Отгонсурэн Г.
• с другой стороны, возможность предоставления недорогого малогабаритного оборудования в лизинг под гарантии государственных органов позволит малым и средним предприятиям-производителям получить дополнительный инструмент для реализации своей продукции.
Второе направление поддержки предпринимательства, которое в настоящее время является весьма актуальным - модернизация уже действующих малых и средних производств, направленная, в том числе, и на повышение энергоэффективности и инновационности предприятий.
В рамках поддержки малого и среднего бизнеса автором предлагается создание модернизацион-ных агентств, которые будут осуществлять всестороннюю помощь в проведении модернизации малыми и средними предприятиями. Модернизационное агентство может действовать в рамках функционирующих Центров развития предпринимательства, в виде специализированных отделов. Взаимодействие Центра и модернизационного агентства позволит значительно повысить оперативность принимаемых решений и предоставления необходимой поддержки для развития малых производств. Основными функциями модернизационного агентства могут быть:
• предоставление информации о возможных направлениях модернизации производства;
• предоставление информации о действующих программах поддержки модернизации;
• проведение анализа действующего оборудования на предприятии;
• составление акта о состоянии оборудования и заключения о возможных направлениях модернизации;
• разработка и составление сметы проведения модернизации производства, обоснование эффективности производимых работ;
• разработка рекомендаций по осуществлению модернизации для конкретного предприятия;
• помощь в поиске поставщиков необходимого оборудования;
• помощь в проведении модернизационных мероприятий;
• контроль за обеспечением финансирования модернизационных мероприятий;
• контроль за целевым использованием выделяемых средств.
Представленные функции имеют много общего с функционалом действующих в настоящее время на рынке консалтинговых агентств. Однако основное отличие нового инструмента заключается в оказании не только информационной, но и финансовой помощи при проведении модернизации оборудования со стороны государственных структур. В рамках своей деятельности модернизационное агентство берет на себя функцию анализа необходимости и оценки эффективности проводимой модернизации производства.
В настоящее время Центры развития предпринимательства предоставляют субсидии для осуществления необходимых работ. Однако ни информационной, ни аналитической поддержки не производится. В рамках повышения эффективности работы по поддержке малого и среднего предпринимательства предлагается внедрение трехуровневой поддержки повышения энергоэффективности небольших предприятий в рамках деятельности модернизационных агентств:
1 этап предполагает проведение обследования предприятия, которое позволит выявить возможные направления применения методов повышения энергоэффективности производства. Проведение обследования возлагается на модернизационные агентства, стоимость обследования не должна превышать 500 тыс. руб. В этом случае государством оплачивается 50% от стоимости обследования;
2 этап предполагает составление проекта модернизации с обеспечением обоснования его эффективности. На основании проекта рассчитываются сметы затрат на модернизацию оборудования, составляется детальный план работ, определяются потенциальные поставщики необходимых комплектующих, а также сервисные организации, способные оказать услуги по модернизации оборудования;
3 этап предполагает закупку оборудования, его установку и обучение персонала использованию энергосберегающего оборудования. Данный этап предполагает субсидирование малых компаний в рамках оплаты приобретаемых комплектующих и частей агрегатов.
Для предоставления услуг модернизационными агентствами необходимо составить перечень критериев, которые позволят оценить эффективность предоставляемых субсидий. Среди них можно выделить следующие: субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, которые действуют на рынке не менее 12 месяцев на день обращения за поддержкой; субсидирование осуществляется на конкурсной основе; субсидируется до 90% произведенных предпринимателями
затрат по заключенному договору на приобретение основных средств по результатам оценки важности производства для конкретной территории.
Последний пункт является наиболее важным с точки зрения поддержки наиболее необходимых и актуальных производств для отдельных регионов. Например, для Республики Алтай, в которой развито производство молочной продукции, наиболее актуальна поддержка небольших перерабатывающих предприятий, а также малых и средних торговых предприятий, которые будут поставлять данную продукцию в другие регионы РФ. Для Дальневосточного региона России актуально развитие небольших добывающих и перерабатывающих морепродукты предприятий, продукция которых будет поставляться во все районы РФ, а также на экспорт.
Автором предлагается использовать ранжированный подход к предоставлению субсидий на модернизацию посредством оценки важности данного производства для конкретного региона. Оценка социальной эффективности Сse в этом случае производится по формуле [2]:
N
Gse = £ (ISEt х Wt),
i=0
где ISE (indicator of social efficiency) - значение показателя социальной эффективности, %; W (weight) -вес (значимость) показателя; N - количество показателей; i - номер показателя.
По каждой группе критериев находится свой показатель социальной значимости проекта для региона. Для оценки интегрального эффекта необходимо рассчитать средневзвешенное значение рассчитанных выше показателей. На основе полученного интегрального показателя оценивается важность и социальная значимость проекта, по результатам которой определяется уровень софинансирования проекта со стороны государства.
Предложенные автором новые инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства невозможно осуществить без эффективной деятельности центров развития предпринимательства, на которые возлагается ответственность в отборе наиболее перспективных проектов и обеспечении контроля за выполнением работ и подтверждением эффективности государственных мероприятий экономической политики, ориентированных на развитие и стимулирование предпринимательской активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ариунтуяа Цэдэндамба. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Монголии // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 3. С. 105-110.
2. Богданова А. С. Оценка эффективности инвестиционных проектов, имеющих социальную направленность // Публикации IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 15 февраля - 31 марта 2012 года.
3. Гончарова О. Банки сократили выдачу кредитов малому и среднему бизнесу // Ведомости. 2015. № 3895. С. 7.
4. Зеленые технологии при управлении складом: как, зачем и почему? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://proshovel.ru/market/zelenye-tehnologii-pri-upravlenii-skladom.html (дата обращения 31.08.2016).
5. Оюун-Ундрах Зандансурэн. Развитие малого и среднего бизнеса в Монголии и особенности его финансирования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 1. С. 53-56.
6. Официальный портал системы поддержки малого и среднего бизнеса в Петербурге. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smesupport.net (дата обращения 31.08.2016).
7. Официальный сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/prog-rams/225/about (дата обращения 31.08.2016).