Научная статья на тему 'Разработка инструментария всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура»'

Разработка инструментария всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина Евгения Сергеевна, Леван Татьяна Николаевна

В работе рассмотрено понятие вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура» и описаны основания для разработки исследовательского инструментария для ее изучения. Вовлеченность обучающихся в занятия предмету (дисциплине) «Физическая культура» определена как совокупность поведенческих и психологических характеристик обучающихся, сопровождающих их участие в занятиях. Отмечены деятельностный, когнитивный, волевой, мотивационно-ценностный, эмоциональный, социальный, оценочно-рефлексивный аспекты вовлеченности. Выделено 10 практико-ориентированных критериев, позволяющих охарактеризовать вовлеченность и вместе с тем получить сведения о содержании, условиях и организации занятий. Определены институциональные и индивидуальные предпосылки вовлеченности. На основе выделенных критериев вовлеченности, с учетом ее предпосылок, разработаны анкеты для школьников и студентов, успешно использованные в рамках всероссийского социологического исследования в 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осокина Евгения Сергеевна, Леван Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the tools of all-Russia sociological survey of students engagement in physical culture classes

The article represents the notion of the student engagement in physical culture classes and provides background for its investigation. Student engagement in physical culture classes has been defined as a sum of students’ behavioral and psychological characteristics, accompanying their participation in the given classes. The actional, cognitive, volitional, motivational, axiological, emotional, social, evaluative and reflexive aspects of the engagement have been pointed out. 10 practice-oriented criteria, enabling to describe engagement as well as to get information concerning the physical education classes content, environment and organization, have been specified. Institutional and individual engagement dispositions have been identified. On the base of the specified criteria, with respect to the engagement dispositions, the questionnaires for school, college and university students were developed. The questionnaires were applied successfully in course of the All-Russia sociological survey of the students engagement in physical culture classes in 2016.

Текст научной работы на тему «Разработка инструментария всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура»»

ние зрительного анализатора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горелов, А.А. Содержание физического воспитания слабовидящих студентов с использованием народных игр и национальных видов спорта / А.А. Горелов, А.С. Грачёв, А.А. Никитин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 4449.

2. Крамской, С.И. Пути улучшения процесса физического воспитания студенческой молодежи / С.И. Крамской, В.М. Посохова, В.В. Забнин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2007. - № 2. - С. 107-112.

3. Крамской, С.И Физическая культура, спорт и здоровье студентов / С.И. Крамской, И. А. Амельченко // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 1. - С. 78.

4. Ковалева, М. В. Подвижные игры в физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы / М.В. Ковалева, О.Г. Румба // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 4. - С. 35-45.

REFERENCES

1. Gorelov, A.A., Grachev, A.S. and Nikitin, A.A. (2014), "Content of physical training of visually impaired students with use of national games and national sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 44-49.

2. Kramskoy, S.I., Posokhov, V.M. and Zabnin, B.B. (2007), "Ways of improvement of process of physical training of student's youth", Physical training of students of creative specialties, No. 2, pp. 107-112.

3. Kramskoy, S.I, and Amelchenko, I.A. (2009), "Physical culture, sport and health of students", Physical culture and health, No. 1, pp. 78.

4. Kovaleva, M.V. and Rumba, O.G. (2013), "Outdoor games in physical training of students with limited opportunities of cardiovascular system", Physical training of students, No. 4, pp. 35-45.

Контактная информация: nikitin_nnvs@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2016

УДК 796.011.3

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ) «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Евгения Сергеевна Осокина, научный сотрудник, Татьяна Николаевна Ле-ван, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва

Аннотация

В работе рассмотрено понятие вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура» и описаны основания для разработки исследовательского инструментария для ее изучения. Вовлеченность обучающихся в занятия предмету (дисциплине) «Физическая культура» определена как совокупность поведенческих и психологических характеристик обучающихся, сопровождающих их участие в занятиях. Отмечены деятельностный, когнитивный, волевой, мотивационно-ценностный, эмоциональный, социальный, оценочно-рефлексивный аспекты вовлеченности. Выделено 10 практико-ориентированных критериев, позволяющих охарактеризовать вовлеченность и вместе с тем получить сведения о содержании, условиях и организации занятий. Определены институциональные и индивидуальные предпосылки вовлеченности. На основе выделенных критериев вовлеченности, с учетом ее предпосылок, разработаны анкеты для школьников и студентов, успешно использованные в рамках всероссийского социологического исследования в 2016 г.

Ключевые слова: физическая культура, вовлеченность, социологическое исследование, обучающиеся, школьники, студенты, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p198-207

DEVELOPMENT OF THE TOOLS OF ALL-RUSSIA SOCIOLOGICAL SURVEY OF STUDENTS ENGAGEMENT IN PHYSICAL CULTURE CLASSES

Evgeniya Sergeevna Osokina, the research fellow, Tatiana Nikolaevna Le-van, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Research fellow, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Annotation

The article represents the notion of the student engagement in physical culture classes and provides background for its investigation. Student engagement in physical culture classes has been defined as a sum of students' behavioral and psychological characteristics, accompanying their participation in the given classes. The actional, cognitive, volitional, motivational, axiological, emotional, social, evaluative and reflexive aspects of the engagement have been pointed out. 10 practice-oriented criteria, enabling to describe engagement as well as to get information concerning the physical education classes content, environment and organization, have been specified. Institutional and individual engagement dispositions have been identified. On the base of the specified criteria, with respect to the engagement dispositions, the questionnaires for school, college and university students were developed. The questionnaires were applied successfully in course of the All-Russia sociological survey of the students engagement in physical culture classes in 2016.

Keywords: physical culture, engagement, sociological survey, students, school, college, university, primary education, secondary education, higher education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения, связанные с актуализацией потребности государства и общества в развитии человеческого капитала на основе принципов обеспечения высокого качества жизни, непрерывного образования человека в течение всей жизни, равных возможностей для самореализации, миссии «социального служения» и активной жизненной позиции для каждого члена общества. Поскольку одним из важнейших ресурсов для удовлетворения человеком своих физических, духовных (интеллектуальных) и социальных потребностей выступает здоровье. Институт образования в рамках решения задачи по социализации подрастающего поколения должен научить ребенка, осознано выполнять правила здорового образа жизни, одним из которых является оптимальная двигательная активность.

Такая методологическая основа сформировалась, и начала активно развиваться в теории и методике физического воспитания детей и молодежи еще с 1990-х годов. Одним из основных целевых ориентиров реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура» было предложено рассматривать формирование здорового образа жизни и физической культуры личности через приобщение ее к ценностям изучаемой сферы деятельности (Калинина и др., 2014). В процессе развития методики преподавания физкультуры В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, А.В. Гаськов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, И.В. Манже-лей, Л. А. Семенов и другие обращали внимание на то, что системный кризис физической культуры как учебной дисциплины связан со следующим:

- в процессе ее преподавания не учитываются личностные и индивидуальные физиологические особенности обучающихся, неправомерно распределяются акценты (в частности, приоритет биологического относит на второй план социально-культурологическое значение двигательной активности);

- образовательные программы по физической культуре ориентированы на полностью здоровых детей и отсутствует индивидуализация процесса обучения и контроля его эффективности (невозможность учета при существующей системе конституциональных особенностей организма ребенка, его состояния и потенциала здоровья).

Начало XXI века стало эпохой модернизации образования, одним из результатов которой явилась разработка и поэтапное введение на всех уровнях образования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Обновленные требования к результатам образования обусловливают необходимость определения актуального состояния образовательной деятельности в рамках различных предметов и дисциплин и условий, в которых она осуществляется в образовательных организациях.

В 2016 г. Министерством образования и науки Российской Федерации был инициирован проект «Исследование реализации предмета (дисциплины) "Физическая культура" в ФГОС и удовлетворенности ее содержанием школьников и студентов образовательных организаций», направленный на приведение обучения физической культуре в базовой части основных и основных профессиональных образовательных программ в соответствие с новыми требованиями. В этих целях чрезвычайно важно рассмотреть образовательный процесс «изнутри», выявить сложившиеся в образовательных организациях практики и определить, в какой мере они удовлетворяют обучающихся - школьников и студентов - и обеспечивают достижение ими запланированных образовательных результатов. Следует отметить, что ранее построение вектора системных изменений в образовании никогда не было центрировано на учете мнения самих обучающихся, что, безусловно, создавало определенные дефициты и не позволяло должным образом повысить эффективность обучения.

Для определения актуального состояния образовательной деятельности в рамках предмета (дисциплины) «Физическая культура» в рамках проекта было запланировано масштабное социологическое исследование с участием обучающихся из всех регионов Российской Федерации. В качестве ключевого понятия исследования была выбрана вовлеченность обучающихся в учебные занятия по физической культуре, поскольку вовлеченность охватывает как поведенческое, так и личностное измерение, объединяя осуществляемую деятельность, мотивацию и отношение к ней, затрачиваемые усилия, осмысленность и результативность совершаемых действий и др.

Оценка вовлеченности при помощи различных анкет нередко используется в интересах оптимизации деятельности организаций - в том числе образовательных (Малошо-нок, 2011; Соколова и др., 2009).

В настоящей работе предложен подход к определению вовлеченности обучающихся в занятия физической культурой. Предложен разработанный в рамках проекта исследовательский инструментарий.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В рамках работы проведен индуктивный и дедуктивный анализ отечественных и зарубежных научных публикаций, нормативно-правовых документов, методической литературы. Осуществлена структурная операционализация понятия «вовлеченность в занятия по предмету (дисциплине) "Физическая культура"». Разработан инструментарий для исследования вовлеченности (анкеты для обучающихся). Проведено 2 пилотных исследования, логический анализ анкет, а также их экспертная оценка представителями Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной думы Российской Федерации по образованию, региональных институтов развития образования, факультетов физической культуры и кафедр физического воспитания и здоровьесбережения образовательных организаций высшего образования. На основе результатов пилотных исследований, логического анализа и экспертных заключений анкеты скорректированы и подготовлены к массовой работе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ) «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В целях разработки инструментария социологического исследования рассмотрено две группы работ, посвященных проблемам вовлеченности в сферах образования, физической культуры и спорта.

В первой группе работ раскрывается понятие вовлеченности обучающихся, или, в дословном переводе с английского языка, студенческой вовлеченности («student engagement»). Согласно наиболее известному определению, данному А. Астином, студенческая вовлеченность представляет собой «совокупность физической и психической энергии, затрачиваемой для приобретения академического опыта» (Цит. по: Малошонок, 2011, С. 12). Предложено несколько трактовок студенческой вовлеченности. Так, ряд зарубежных авторов выделяет три компонента вовлеченности: поведенческий (академическая деятельность и социальное взаимодействие в процессе обучения), когнитивный (усилия, затрачиваемые на учебу, приобретаемые знания и др.) и эмоциональный (сопутствующие аффективные реакции). В некоторых работах студенческая вовлеченность рассматривается в двух аспектах - академическом (связанном непосредственно с обучением) и социальном (связанном с интеграцией студента в университетское сообщество). Отечественными исследователями предложена модель студенческой вовлеченности, в рамках которой предлагается рассматривать не только учебный процесс, но и его предпосылки (исходные характеристики самого студента и университета), а также результаты обучения; при этом важную роль играют институциональные условия - условия образовательной организации, способные обеспечить «вовлеченное» обучение. На основе теоретических подходов и моделей разработаны разнообразные анкеты, где студенческая вовлеченность описывается по различным критериям, которые обеспечивают образовательные организации информацией, используемой для разработки системных мер по совершенствованию образовательной деятельности (Малошонок, 2011).

Во второй группе работ рассматривается вовлеченность в занятия физической культурой и спортом. За рубежом данная тематика активно развивается в русле спортивной психологии. Так, существует модель приверженности спорту, в русскоязычной литературе называемая моделью спортивной вовлеченности («sport commitment model»), в рамках которой выделены 5 факторов, вносящих вклад в вовлеченность в занятия спортом: спортивное удовольствие, возможности, которые дают занятия, личные вложения, альтернативы и социальные ограничения. Модель справедлива как для занятий спортом в целом, так и для отдельных видов спорта и распространяется как на взрослых, так и на детей (Scalanetal., 1993). Также существует несколько моделей, описывающих мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, где фактически рассматривается вовлеченность в физкультурно-спортивную деятельность. Например, в модели формирования мотивации к физической активности у детей (т.е. любым физкультурно-спортивным занятиям рекреативной или профессиональной направленности) под мотивацией понимается не просто побудительная сила, а поведенческий выбор, затрачиваемые усилия и осуществляемая деятельность. Мотивация к физической активности, согласно модели, зависит от социальной поддержки со стороны родителей, педагогов и сверстников, восприятия собственной компетентности в физической культуре и спорте и удовольствия от занятий (Weiss, 2000). Кроме того, ряд зарубежных работ касается непосредственно вовлеченности обучающихся (школьников) в учебные занятия по физической культуре и включает как теоретическое обоснование данного конструкта, так и эмпирические исследования. Под вовлеченностью в них понимаются затрачиваемые усилия, настойчивость в достижении результатов, внимание и сопутствующие положительные эмоции. Примечательно, что некоторые авторы разделяют вовлеченность в занятия и физическую активность, исходя из того, что вовлеченные обучающиеся могут, в силу своих физических возможностей, плохо справляться с двигательными заданиями. Однако данный подход

определяет физическую активность как следствие вовлеченности, а не как ее составляющую (АекегшапеМ., 2011), т.е. практически лишает вовлеченность в занятия по физической культуре специфического поведенческого компонента.

В нашей стране вовлеченности в занятия физической культурой и спортом посвящено значительное количество социологических исследований с использованием авторских анкет. В исследованиях, где используется термин «вовлеченность», оценивается регулярность занятий, определяются предпочтения в видах спорта, мотивация, факторы, препятствующие занятиям, удовлетворенность условиями для занятий и др.; при этом речь идет, главным образом, о досуговой физкультурно-спортивной деятельности (Гому-лин, 2015; Тиунова, 2012). В исследованиях, посвященных обязательным для обучающихся занятиям в образовательных организациях, чаще используются термины «отношение», «мотивация», «физкультурная грамотность». Рассматриваются удовлетворенность содержанием, организацией, объемом занятий и условиями, в которых они проходят, предпочитаемые виды деятельности, доступность предлагаемых форм работы, доминирующие мотивы, эмоциональные реакции, самооценка полученных знаний и умений, частота пропусков и их причины и др., а также отношение к физической культуре и спорту в целом (Белых, Черниговская, 2013; Горобий, 2007; Синягина и др., 2012; Фирсин, Мас-каева, 2014). Исследования проводятся в контексте повышения качества преподавания физической культуры в образовательных организациях, однако в большинстве случаев отражают лишь отдельные аспекты занятий. Для разработки исследовательского инструментария, способного дать комплексное представление о системе физического воспитания, необходимо дать рабочее определение рассматриваемому конструкту и соотнести его с образовательным процессом.

Представленные литературные данные дают основание определить вовлеченность обучающихся в занятия по физической культуре как совокупность поведенческих и психологических характеристик обучающихся, сопровождающих их участие в занятиях, и указывают на то, что она может быть рассмотрена в деятельностном, когнитивном, волевом, мотивационно-ценностном, эмоциональном, социальном и оценочно-рефлексивном аспектах. Вовлеченность может быть описана при помощи ряда критериев, отражающих процесс и результаты обучения. При этом она, по всей вероятности, имеет определенные предпосылки, обусловленные институциональными условиями реализации предмета (или дисциплины, в зависимости от уровня образования) «Физическая культура» и индивидуальными особенностями обучающихся.

Для исследования вовлеченности в занятия по физической культуре, таким образом, необходимо сформулировать критерии вовлеченности, установить ее предпосылки и отразить их в анкетах для школьников и студентов.

КРИТЕРИИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ) «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Литературные данные позволяют выделить 10 критериев вовлеченности обучающихся в занятия по физической культуре (таблица 1). Каждый из них описывается рядом индикаторов, которые носят практико-ориентированный характер, раскрывая те или иные аспекты реализации данного предмета (дисциплины).

Таблица 1

Критерии вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине)

«Физическая культура»

№ Критерий Содержательное наполнение критерия

1 Фактическая деятельность на занятиях Виды деятельности, которые осуществляют обучающиеся на занятиях

2 Прикладываемые на занятиях усилия Степень активности обучающихся на занятиях; прикладываемые для выполнения учебных заданий психические и физические усилия и затрачиваемые энергетические и временные ресурсы

№ Критерий Содержательное наполнение критерия

3 Наличие внутренней потребности в занятиях Мотивация обучающихся к занятиям; признание и принятие их значимости в контексте ценностного отношения к физической культуре

4 Эмоциональная вовлеченность в занятия Эмоции, возникающие у обучающихся во время занятий

5 Удовлетворенность содержанием программы Отношение к содержанию учебного курса, определенному программой предмета (дисциплины)

6 Удовлетворенность организационно-педагогическими условиями обучения Отношение обучающихся к используемым на занятиях методам, средствам и формам обучения

7 Удовлетворенность условиями и организацией образовательного процесса Отношение обучающихся к условиям, в которых проходят занятия, и их режиму

8 Социальная вовлеченность в занятия Взаимодействие обучающихся со сверстниками и педагогами на занятиях; приобретение социальных компетенций

9 Объективные результаты обучения Объективные количественные и качественные показатели освоения обучающимися учебного курса

10 Субъективная оценка эффективности обучения Субъективное восприятие обучающимися достижения предметных результатов, предусмотренных программой предмета (дисциплины)

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ) «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В качестве институциональных, заданных образовательной организацией, предпосылок вовлеченности в занятия по физической культуре выступают уровень образования и реализуемая в образовательной организации модель физического воспитания; в качестве индивидуальной предпосылки - принадлежность обучающихся к той или иной медицинской группе для занятий физической культурой или отсутствие допуска к практическим занятиям на основании медицинского заключения. На разных уровнях образования реализуются различные программы по физической культуре, по-разному определяющие содержание занятий, организационно-педагогические условия обучения и результаты освоения учебного курса. Реализация предмета (дисциплины) может осуществляться в рамках одной из моделей физического воспитания: оздоровительно-адаптивной, личностно-ориентированной, социально-ориентированной или спортивно-рекреативной. Если первые три модели предполагают традиционную организацию занятий, то последняя имеет ярко выраженную специфику, т. к. программа строится на основе определенного вида физкультурно-спортивной деятельности. Данная модель распространена в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, где студентам предоставляется возможность посещать занятия по физической культуре в секции или группе по виду спорта (Манжелей, 2006).

Принадлежность обучающихся к основной, подготовительной или специальной медицинской группе для занятий физической культурой или отсутствие допуска к практическим занятиям определяют допустимые для обучающихся виды деятельности на занятиях и, соответственно, возможные методы, средства и формы обучения (Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой, 2012).

В сочетании приведенные предпосылки обусловливают определенный формат занятий и их специфику для каждого обучающегося.

В контексте исследования вовлеченности обучающихся в занятия по физической культуре предпосылки вовлеченности определяют ее возможные индикаторы и, соответственно, требуют создания различных модификаций оценочного инструментария.

СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ) «ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА»

В рамках исследования обучающиеся, в соответствии с уровнями образования и возрастными периодами, разделены на шесть категорий: школьники 3-4 классов, 5-7

классов, 8-9 классов, 10-11 классов, студенты профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) и студенты образовательных организаций высшего образования (вузов). Для каждой категории предусмотрено несколько модификаций анкеты, в зависимости от предпосылок вовлеченности в занятия; модель физического воспитания учтена только на уровне среднего и высшего профессионального образования.

В модификации для обучающихся, не допущенных к практическим занятиям, вопросы и варианты ответов учитывают ограниченные возможности здоровья. В модификации для студентов, чьи занятия организованы на основе спортивно-рекреативной модели физического воспитания (занимающихся в секциях или группах по видам спорта), предусмотрены вопросы, касающиеся особенностей спортизированного физического воспитания.

В силу возрастных особенностей восприятия текстовой информации и степени развития способности к рефлексии в разные возрастные периоды количество вопросов и сложность формулировок различны для разных категорий обучающихся. Поскольку способность к рефлексии формируется к старшему подростковому возрасту [Головина, 2011], для 8-9 и 10-11 классов, а также для студентов колледжей, техникумов и вузов анкеты одинаковы.

В структуре анкет выделены три части:

1. Вводная часть (приветствие, краткая информация об исследовании и инструкция по заполнению);

2. Основная часть (содержательные вопросы, непосредственно касающиеся вовлеченности в занятия по физической культуре);

3. Заключительная часть (функциональные вопросы, направленные на получение демографических сведений).

В анкетах использованы дихотомические, альтернативные, поливариантные и шкальные вопросы (с использованием словесных и цифровых шкал). Представлены вопросы закрытого и полузакрытого типа.

Для разных категорий обучающихся использована соответствующая лексика и грамматические конструкции («уроки физкультуры» и обращение на «ты» - для школьников, «занятия по физкультуре» и обращение на «Вы» - для студентов и др.).

В анкетах для 3-4 и 5-7 классов все вопросы являются линейными. В анкетах, для остальных категорий обучающихся, некоторые поливариантные вопросы трансформированы в табличные (серийные), где каждому варианту необходимо дать оценку.

Также в анкетах для учащихся 8-11 классов и студентов в ряде вопросов предусмотрены комплексные ответы, позволяющие получить данные одновременно по нескольким критериям (фактическая деятельность на занятиях и удовлетворенность организационно-педагогическими условиями обучения или содержанием программы).

Вопросы большего и меньшего объема чередуются. В начале предложены более простые вопросы, направленные на получение событийной информации, а также на определение общего отношения к занятиями безотносительно к конкретным критериям вовлеченности. Последнее типично для отечественных исследований данной тематики (Белых, Черниговская, 2013; Горобий, 2007; Синягина и др., 2012), но, в действительности, не представляет, на наш взгляд, существенной практической значимости. Вопросы, в наибольшей степени стимулирующие рефлексию (касающиеся мотивации к занятиям, эмоциональной вовлеченности и др.), даны в середине анкеты.

В конце анкеты расположен блок функциональных вопросов: регион проживания, класс или курс, пол, возраст; школьники также отмечают местоположение образовательной организации (город или сельская местность).

Предусмотрены два варианта каждой анкеты - электронный (на основе сервиса «Google Формы») и раздаточный. В электронном варианте выбор нужной модификации анкеты происходит автоматически после ответа на первый вопрос-фильтр «Как органи-

зованы твои уроки физкультуры?» для школьников или «Как организованы Ваши обязательные занятия по физкультуре?» для студентов (с вариантами ответов, позволяющими определить принадлежность респондента к медицинской группе для занятий физической культурой). В раздаточном варианте для каждой модификации анкеты разработан отдельный бланк.

Время заполнения анкет в среднем составляет 10-15 минут, что согласуется с санитарно-эпидемиологическими требованиями к продолжительности непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках (СанПиН 2.4.2.2821-10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанный в рамках проекта исследовательский инструментарий позволяет решить три задачи:

1. Определяет вовлеченность обучающихся в занятия по физической культуре;

2. Выявляет интересы и предпочтения обучающихся в занятиях;

3. Обнаруживает существующие системные недостатки реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура», связанные с содержанием программ, организационно-педагогическими условиями обучения, условиями и организацией образовательного процесса.

Все вопросы, используемые в анкетах, образуют концептуальное единство. Каждый вопрос, с одной стороны, раскрывает тот или иной аспект вовлеченности обучающихся в занятия, с другой - дает характеристику системе физического воспитания в образовательных организациях в целом.

Инструментарий доказал свою эффективность в ходе Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура», организованного Российским университетом дружбы народов в феврале-марте 2016 года.

Работа выполнена в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации «Исследование реализации предмета (дисциплины) "Физическая культура" в ФГОС и удовлетворенности ее содержанием школьников и студентов образовательных организаций» в 2016 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белых, С. И. О формировании личностной физической культуры студентов в процессе физического воспитания (в аспекте наличия знаний) / С.И. Белых, С.А. Черниговская // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 2. - С. 20-27.

2. Головина, М.С. Формирование личности подростка: шаги к становлению морального сознания / М.С. Головина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 21-1. - С. 49-54.

3. Гомулин, С.А. Физическое здоровье студенческой молодежи: состояние и перспективы развития (на примере ЯРГУ им. П. Г. Демидова) [Электронный ресурс] // URL : http://nocmu.sfu-kras.ru/direction/src/гvманитарное/Физическая%20кvльтура.pdf. - Дата обращения: 04.04.2016.

4. Горобий, А.Ю. Физическое воспитание в старших классах общеобразовательных школ / А.Ю. Горобий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007.- № 5 (27). - С. 26-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Калинина, Н.Е. Российская система физического воспитания: прошлое, настоящее и будущее / Н.Е. Калинина, В.С. Якимович, М.Н. Жегалова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 54-60.

6. Малошонок, Н.Г. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? / Н.Г. Малошонок // Мониторинг университета. - 2011. - № 6. - С. 11-21.

7. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания / И.В. Манжелей // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 2 6.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации Письмо от 30 мая 2012 года N МД-583 "О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/902379049. - Дата обращения: 04.04.2016.

9. Повышение уровня научно-методического обеспечения организации занятий физической культурой и интереса к ним : методические рекомендации / Н.Ю. Синягина, Ю.В. Синягин, Н.В. Зайцева, Т.Ю. Богачева, Е.Г. Артамонова, А.Н. Барышева. - М. : [б. и.], 2012. -51 с.

10. Соколова, Л.И. Формирование системы измерения и анализа удовлетворенности и вовлеченности персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации : монография / Л.И. Соколова, Е.С. Мищенко, С.В. Пономарев. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 124 с.

11. Тиунова, О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом / О.В. Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. - 2012. -№ 4 (6). - С. 54-65.

12. Фирсин, С. А. Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов в XXI веке / С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева // Оздоровительные технологии в образовательном процессе. - 2014.- № 4 (14). - С. 9-11.

13. An introduction to the Sport Commitment Model / T.K. Scanlan, P.J. Carpenter, G.W. Schmidt, J.P. Simons, B. Keeler // Journal of sport and exercise psychology. - 1993. - No. 15. - P. 1-15.

14. Students' objectively measured physical activity levels and engagement as a function of between-class and between-student differences in motivation toward physical education / N. Aelterman, M. Vansteenkiste, H. Van Keer, L. Van den Berghe, J. De Meyer, L. Haerens // Journal of sport and exercise psychology. - 2012. - No. 34. - P. 457-480.

15. Weiss, M.R. Motivating kids in physical activity // President's Council on physical fitness and sports research digest. Series 3. - 2000. - No. 11. - P. 3-10.

REFERENCES

1. Belykh, S.I. and Chernigovskaya, S.A. (2013), "About the students' personal physical culture forming in physical education (respectively to the knowledge)", Physical education students, No. 2, pp. 20-27.

2. Golovina, M.S. (2011), "Teenager personality formation: the steps to moral consciousness development", Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application, No. 21 1, pp. 49-54.

3. Gomulin, S.A. (2015), "Student population physical health: actual state and future development", available at: http://nocmu.sfu-kras.ru/direction/src/гуманитарное/Физическая%20культура.pdf (assessed 4 April 2016).

4. Gorobij, A.Yu. (2007), "Physical education in senior school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.FLesgafta, Vol. 27, No. 5, pp. 26-31.

5. Kalnina, N.E., Yakimovich, V.S. and Zhegalova, M.N. (2014), "The Russian system of physical education: past, present and future", Uchenye zapiski universiteta imeni P. P. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 54-60.

6. Maloshonok, N.G. (2011), "Student engagement: why is it important to study the learning process as well as its result?",Monitoring universiteta, No. 6, pp. 11-21.

7. Manzheley, I.V. (2006), "Pedagogical models of physical education", Physical culture, upbringing, education, training, No. 4, pp. 2-6.

8. Medical and pedagogical control over the organization of the physical culture training of students with health problems. Methodological recommendations, available at: http://docs.cntd.ru/document/902379049 (assessed 4 April 2016).

9. Sinyagina, N.Yu., Sinyagin, Yu.V., Zaytseva, N.V., Bogacheva, T.Yu., Artamonova, E.G. and Barysheva, A.N. (2012), The improvement of scientific and methodological support for physical culture studies organization and interest in them. Methodic recommendations, Moscow.

10. Sokolova, L.I., Mischenko, E.S. and Ponomarev, S.V. (2009), Forming of the subsystem of assessment and analysis of employees satisfaction and engagement in processes of educational institutions quality management, Tambov State University Publishing, Tambov.

11. Tiunova, O.V. (2012), "Practical aspects of motivation for physical culture and sports", Physical education and youth sport, Vol. 6, No. 4, pp. 54-65.

12. Firsin, S.A. and Maskaeva, T.Yu. (2014), "The schoolchildren's and university students' attitude to physical culture and physical activity in the XXI century", Health technology in the educational process, Vol. 14, No. 4, pp. 9-11.

13. Aelterman, N., Vansteenkiste, M., Van Keer, H., Van den Berghe, L., De Meyer, J. and Haerens, L. (2012), "Students' objectively measured physical activity levels and engagement as a function of between-class and between-student differences in motivation toward physical education", Journal of sport and exercise psychology, No 34, pp. 457-480.

14. Scanlan, T.K., Carpenter, P.J., Schmidt, G.W., Simons, J.P. and Keeler, B. (1993), "An introduction to the Sport Commitment Model", Journal of sport and exercise psychology, No 15, pp. 1-15.

15. Weiss, M.R. (2000), "Motivating kids in physical activity", President's Council on physical fitness and sports research digest. Series 3, No 11, pp. 3-10.

Контактная информация: evgeniya.s.osokina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 11.04.2016

УДК 796.062

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КРУПНОГО СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Валерий Борисович Поканинов, кандидат педагогических наук, доцент,

Лилия Александровна Коновалова, кандидат педагогических наук, доцент,

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ), Казань, Дарья Валерьевна Поканинова, студентка, Московский государственный университет (МГУ), Москва

Аннотация

В настоящее время спорт в значительной степени влияет на положение страны на мировой арене, формирует ее имидж в глазах общественности, стимулирует экономическую активность бизнес-структур. В данной статье приводиться анализ влияния крупного спортивного мероприятия Чемпионата мира 2018 по футболу года на социально-экономическое развитие Самарской области на основе трех групп индикаторов: экология, экономическая и социальная сфера. Материалы, полученные в процессе проведения исследования, свидетельствуют о положительном влиянии мероприятий проводимых Правительством Самарской области по подготовке к Чемпионату мира.

Ключевые слова: Чемпионат мира 2018 по футболу, социально-экономическое развитие региона, оценка спортивного мероприятия, экология, туристско-рекреационный комплекс, рынок труда.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p207-212

ANALYSIS OF INFLUENCE OF THE BIGGEST SPORTING EVENT ON THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

Valery Borisovich Pokaninov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lilia Alexandrovich Konovalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Daria Valeryevna Pokaninova, the student, Moscow State University, Moscow

Annotation

Currently, the sport largely influences on the position of the country on the world stage, it forms its image in the public eye, stimulating the economic activity of business structures. This article provides the analysis of the impact of major sporting events of FIFA World Cup 2018 on the socio-economic development of the Samara region on the basis of three groups of indicators: the environment, economic and social spheres. The materials obtained in the course of the study indicate the positive impact of measures

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.