Development of educaton
Валеева Г. В.
кандидат пед. наук, доцент кафедры «Физическое воспитание», ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет, нефтяной технический университет, Россия, г. Уфа Россия, г. Уфа
0
Красулина Н. А.
кандидат хим. наук, доцент кафедры «Физическое воспитание», ФГБОУ ВО Уфимский государственный
Греб А. В.
кандидат техн. наук, заведующий кафедрой «Физическое воспитание», ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа
УДК 378.172
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-НЕФТЯНИКОВ
В статье рассматривается процесс взаимодействия преподавателя и студента при совместном решении конкретных задач в физическом воспитании, предусмотренных в программе по учебной дисциплине «Физическая культура».
Распоряжением Министерства образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи провел с 1 по 29 февраля 2016 года социологическое исследование вовлеченности обучающихся в занятия по дисциплине «Физическая культура» [6].
Исходя из этого, кафедра физического воспитания Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) провела свое социологическое исследование по анкете «Анализ отношения студентов УГНТУ к дисциплине «Физическая культура».
Проведенное социологическое исследование направлено на совершенствование реализации дисциплины «Физическая культура» и приобщение студентов к физической культуре и здоровому образу жизни.
Социологический опрос студентов-нефтяников по анкете «Анализ отношения студентов к дисциплине «Физическая культура» позволил выделить самые информативные факторы современной тенденции положительного отношения студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности, к регулярным и систематическим занятиям, желание получить хорошую оценку по итоговой аттестации и улучшение здоровья.
Реализовав на практике принципы обратной связи, была получена ценная информация, необходимая для регулирования учебного процесса, связанного с физическим воспитанием студентов, и подготовки будущей профессиональной деятельности специалиста-нефтяника.
Социологическое исследование показало, что в целях качественной подготовки специалистов нефтегазового производства внедрены в учебный процесс эффективные педагогические технологии, которые дают положительные результаты в физической, психофизиологической подготовленности студентов, а также в улучшении состояния здоровья.
Ключевые слова: студенты, анкеты, социологическое исследование, преподаватель, физическая культура, результаты.
PROCESS IMPROVEMENT OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF PETROLEUM
^e article discusses the process of interaction between teacher and student at the joint solution of specific problems in physical education in the program on a subject "Physical training"
Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation Department of state policy in the sphere of education of children and youth held from 1 to 29 February 2016 a case study of involvement of students in lessons on discipline "Physical culture". [6].
Accordingly, the Department of Physical Education Ufa State Oil University (UGNTU) held its sociological study on the questionnaire "The analysis of students' attitudes UGNTU discipline" Physical culture ".
Sociological research aimed at improving the implementation of discipline "Physical Education" and involve students in
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2
Развитие образования
physical education and a healthy lifestyle.
The poll Students oil on the questionnaire "The analysis of students' attitudes to the discipline" Physical training "allowed to identify the most informative factors of the current trend of positive attitude of students to sports and recreational activities, to regular and systematic studies, the desire to get a good grade on the final certification and improvement of health.
To put into practice the principles of feedback, provided valuable information needed to control the learning process associated with the physical education of students and training of future professional activity petroleum specialist.
Sociological research has shown that in order to quality training oil and gas production are introduced into the learning process effective teaching technologies that give positive results in the physical, psycho-physiological fitness of students, as well as in the improvement of health
Key words: students, questionnaires, case study, teacher, physical education, the results.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой и спортом. Интенсивно развиваются процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни. С переходом страны на новое политическое устройство, в результате которого произошло резкое расслоение населения по уровню доходов, функционирование физической культуры значительно изменяется.
Решая вопросы совершенствования системы управления содержанием учебных занятий по физической культуре в высшей школе, кафедре физического воспитания необходимо располагать объективной информацией не только о состоянии учебно-воспитательной работы, но и о степени заинтересованности студентов в ее содержании и результатах. От осмысления аспектов физического воспитания студентов зависит многое в работе кафедры [1, 2].
Таблица 1. Анализ опроса юношей и девушек об их отношении к
В нашем исследовании применялся сплошной метод анкетирования — это метод получения информации путем письменных ответов студентов на систему вопросов анкеты. Опрос проводился среди студентов (юношей и девушек) второго и третьего курсов. Основным критерием применения вопросов анкеты является достоверность [2,5].
В анкетировании приняли участие 1090 студентов 2 и 3 курсов (461 девушка и 629 юношей). Данное число опрошенных респондентов обеспечивает статистически значимые результаты исследования [5]. Результаты социологического опроса по анкете «Анализ отношения студентов УГНТУ к дисциплине «Физическая культура» представлен в таблице №1.
Анализ анкетирования показал, что считают физическую культуру необходимым элементом общей культуры студента почти поровну: девушки 89,5%, юноши 91,7%. А вот занимаются систематически больше юноши (62,3%), чем девушки (37,7%).
дисциплине «Физическая культура» в УГНТУ
№ Вопросы Женщины Мужчины
Кол-во ответов % Кол-во ответов %
1 Считаете ли Вы физическую культуру необходимым элементом общей культуры студента?
считаю; 411 89,5% 577 91,7%
не считаю; 50 10,5% 52 8,3%
2 Факторы, побуждающие Вас к занятиям физической культурой?
желание улучшить здоровье и оптимизировать вес 452 96,8% 592 94,1%
желание получить хорошую оценку; 9 3,2% 37 5,9%
3 Как часто Вы занимаетесь самостоятельно?
каждый день; 51 11,0% 90 13,0%
очень редко; 410 89% 539 87%
4 Сколько дней Вы пропустили по болезни за последний год обучения?
не пропустил (а) вообще; 151 32,7% 178 28,4%
от 3-х до 14-ти дней; 310 67,3% 451 71,6%
5 Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
хорошее; 295 63,9% 151 24,0%
удовлетворительное; 166 36,1% 468 76%
6 Можете ли Вы составить комплекс утренней гигиенической гимнастики?
да, я смогу; 330 71,6% 391 62,2%
нет, я не смогу; 131 28,4% 238 37,8%
8 Удовлетворены ли Вы уровнем преподавания физической культуры в УГНТУ?
удовлетворен (а); 393 85,2% 412 65,5%
не удовлетворен (а); 68 14,8% 217 34,5%
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016, (16), № 2
Development of educaton
К физическому совершенствованию стремятся оптимизировать вес и улучшить здоровье юноши (91,4 %) и девушки (96,8%). Юноши больше желают иметь хорошую оценку по физкультуре (5,9%), чем девушки (3,2%). Девушки занимаются самостоятельно каждый день 11,0%, а юноши — 13,0%. Ни одного занятия по физическому воспитанию в течение учебного года не пропустили 32,7% девушек и 28,4% юношей. О своем здоровье девушки беспокоятся лучше юношей. Количество девушек, оценивающих свое состояние здоровья как хорошее, — 63,9%, а юношей — 24,0%.
Из форм занятий физическими упражнениями девушки больше предпочитают самостоятельные занятия (65,9%), а юноши — массовые спортивные мероприятия (33,1%). Девушек больше интересует информация об уровне своей физической подготовленности (70,5%) по сравнению с юношами (56,6%). И юноши, и девушки не интересуются информацией о своей теоретической и физической подготовленности (13,8%). На вопрос «Что может повысить интерес к физической культуре?» юноши и девушки ответили — занятия любимым видом спорта (73,8%, 70,1% соответственно).
Ответы девушек и юношей на последний вопрос в анкете «Ваши суждения об организации и содержании занятий по физической культуре», состоящий из шести пунктов, показаны на рисунке 1.
1. Направленность занятий по физическому воспитанию на всестороннее физическое развитие.
2. Оптимальная физическая нагрузка на практических занятиях дисциплины.
3. Разнообразное и интересное содержание теоретических и учебно-тренировочных занятий.
4. Желающие заниматься физической культурой в избранном виде спорта.
5. Недостаточная физическая нагрузка на учебно-тренировочных занятиях.
6. Невнимательное отношение преподавателей к студентам.
Как показало наше исследование, в целом по университету большинство респондентов (89%) считают, что физическая культура — необходимый элемент общей культуры. Полученные нами данные подтверждают современную тенденцию положительного отношения студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Из факторов, побуждающих студентов к физическому совершенствованию, желают улучшить здоровье 43,6%. На втором месте — необходимость оптимизировать вес (41,9%). Улучшить фигуру желают 112 студентов или 10,3% от числа опрошенных. Желают получить хорошую итоговую оценку по физической культуре — 4,2%. В последний год обучения студенты не пропустили ни одного занятия по физической культуре, что составило 28,3%, до 3-х дней — 35,9% и до 10 дней — 28%. Большинство студентов (40,4%) оценивают свое состояние здоровья как хорошее, удовлетворительное — 20% и затруднились ответить — 39,6%.
Особое внимание в исследовании было уделено вопросу получения информации студентами от преподавателя в конце семестра и учебного года об уровне своей физической и теоретической подготовленности. Получают информацию 44,1% студентов. Информация о подготовленности не интересует 13,7% студентов. Показатели, характеризующие уровень своего физического развития, знают 46,3%, а 1,5% ответили, что это не имеет для них никакого значения. 66,2% респондентов ответили, что они в данный момент могут самостоятельно составить комплекс утренней гигиенической гимнастики, провести его на учебной группе и выполняют его самостоятельно.
В 2010/11 учебном году на кафедре внедрена балльно-рейтинговая система оценки знаний и
Рисунок 1. Ответы женщин и мужчин на вопрос «Ваши суждения об организации и содержании занятий по физической культуре»
Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2
умений студентов. На вопрос «Знает ли студент свои результаты по балльно-рейтинговой системе» после сдачи всех компонентов программы, 76,6% ответили положительно, а 11,8% знают приблизительно. Интерес к занятиям физической культурой можно повысить только занимаясь любимым видом спорта — отметили 71,5%, Удовлетворены уровнем преподавания физической культуры 73,8% респондентов.
Особое внимание в нашем исследовании было уделено вопросу «Методика организации и содержание занятий по физической культуре». Как показывает практика, именно этот компонент оказывает влияние на успеваемость, посещаемость занятий, а также и при подготовке к будущей трудовой деятельности студентов [3, 4].
Направленность на всестороннее физическое развитие устраивает 956 студентов или 87,7%. Оптимальная физическая нагрузка удовлетворяет 910 студентов (83,8%). Интересное и разнообразное содержание занятий отмечают 814 студентов или 74,7%. Недостаточная физическая нагрузка на занятиях не удовлетворяет 201 студента — 18,4%. Четкую организацию занятий отметили 750 студентов — 68,8%. Невнимательное отношение преподавателей отметили 157 студентов, что составляет 14,5%.
По позиции «Ваши пожелания преподавателям кафедры физического воспитания» студенты выска-
Развитие образования
зали 382 предложения и пожелания преподавателям кафедры, что составляет 35,5%.
Реализовав на практике принципы обратной связи, мы получили ценную информацию, крайне необходимую для регулирования учебного процесса, связанного с физическим воспитанием студентов. Анализ данных анкетного опроса выявил, что уже мотивом посещения занятий у многих студентов не является зачет, как это было в предыдущем анкетировании [1,3,4]. По мнению большинства студентов, развивать свои физические качества они предпочли бы в спортивных секциях, занимаясь любимым видом спорта.
Социологический опрос студентов-нефтяников по анкете «Анализ отношения студентов к дисциплине «Физическая культура»» позволил выделить самые информативные факторы современной тенденции положительного отношения студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности. Полученный материал служит надежным фундаментом для разработки научно обоснованных рекомендаций целенаправленного совершенствования процесса физического воспитания в нефтяных вузах, а физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности студента, будущего конкурентоспособного специалиста нефтегазовой отрасли.
Литература
1. Бережнова З. З., Греб А. В., Красулина Н. А. Аспекты отношения студентов вузов к занятиям физической культурой и спортом //Евразийский юридический журнал.— 2014. — № 11 (78). — С. 216-219.
2. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. — М., 1989. — 176 с
3. Валеева Г. В. Диагностика мотивационного отношения студентов к физической культуре. Сборник научных трудов «Интеграция инновационных систем технологий в процессе физического воспитания молодежи». Ульяновск: УГТУ, 2009. — С.40.
4. Валеева Г. В., Валеева Е. Д. Анализ мотивационного отношения студентов УГНТУ к физической культуре. Материалы IX региональной НМК «Проблемы совершенствования физического воспитания студентов». РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. — М., 2010. — С.9.
5. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
6. Распоряжение Минобрнауки России «О проведении всероссийского социологического исследования в образовательных организациях высшего образования», Москва, 14.12.2015, № 09-3565.
Literature
1. Berezhnova Z. Z., Greb A. V, Krasulina N. A. Aspects of the relationship of university students in physical education and sport // Eurasian Law bulletin. - 2014. - № 1(78). — Pp. 216-219.
2. Butenko I. A. The questionnaire as a sociologist
communication with respondents. — M., 1989. — 176 p.
3. Valeeva G. V. Diagnostics of motivational attitudes of students in physical education. Collection of scientific works "The integration of innovative technology systems in the process of physical education of youth."
Ulyanovsk: Ural State Technical University, 2009. — P. 40.
4. Valeeva G.V., Valeeva E.D. Analysis of motivational relations USOTU students in physical education. Proceedings of the IX regional NMK "Problems of improving the physical education of students." Russian State University of Oil and Gas. THEM. Gubkin. — M., 2010. — P.9.
5. Lubysheva L.I. Sociology of Physical Culture and Sports: Proc. allowance. M.: Publishing Center "Academy", 2001. — 240 p.
6. Order of the MES of Russia "On the All-Russian sociological studies in educational institutions of higher education", Moscow, 14.12.2015, № 09-3565.
Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016, (16), № 2