2. Mitin, E.A., Filippova, S.O. and Stankevich, P.V. (2014), "Safety of the Sports and Educational Environments of Higher Educational Institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 12, Vol. 118, pp. 141-145.
3. Tolstova, Yu.N. and Voronina, N.D. (2012), "About a Necessity of Increasing of Term of Sociological Measurement", Sociological Investigations, No 7, pp. 67-77.
4. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Graphs Theory as a Base for Solving of Socially-Pedagogical Problems", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 8, pp. 370-384.
5. Nunaj, T. (2016), "Universities and Public Administrations' Institutions in Albania: The Cooperation between Them from the Point of Views of Stu-dents", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 6, pp. 195-204.
6. Ugodulunwa, C.A. and Adeyemo, A.A. (2016), "Factorial Validation of an Academic Environment Scale for Undergraduate Education Students in Jos, Nigeria", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 6, pp. 205-212.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.02.2017
УДК 796.011.3
МОНИТОРИНГ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПОВОЛЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРВИСА В ДИСЦИПЛИНУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
Олег Николаевич Кувшинов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Александрович Усачев, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса (ФГБОУ ВО «ПВГУС), Тольятти
Аннотация
В статье анализируются результаты всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура и спорт» (Авторы методики социологического исследования - Е.С. Осокина, Т. Н. Леван) в Поволжском государственном университете сервиса. На основании проведенного социологического исследования авторами разработаны практические рекомендации, позволяющие повысить уровень вовлеченности студентов в занятия по физической культуре.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, всероссийское социологическое исследование, студенты, мониторинг, вовлеченность.
MONITORING OF STUDENTS INVOLVEMENT OF VOLGA STATE UNIVERSITY OF SERVICE IN DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORT"
Oleg Nikolaevich Kuvshinov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Alexandrovich Usachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Dmitry Igorevich Surnin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Volga State University of Service, Togliatti
Annotation
The article analyzes the results of nationwide sociological study of involvement of the students in the classes on subject (discipline) "Physical culture and sport" (The authors methodology of sociological research - E.S. Osokina, T.N. Levan) in the Volga State University of service. On the basis of the conducted sociological research the authors have developed the practical recommendations allowing increasing the level of involvement of the students into classes in physical culture.
Keywords: physical culture and sports, sociological research, students, monitoring and involvement.
ВВЕДЕНИЕ
Реализация государственной политики по улучшению качества жизни населения тесно связана с повышением ценности индивидуального здоровья в системе жизненных ценностей каждого гражданина. Обеспечение качества и доступности услуг в сфере физической культуры и спорта, распространение стандартов здорового образа жизни — важные условия для сохранения здоровья подрастающего поколения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, новые федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты в области педагогической деятельности, Указы Президента Российской Федерации, в том числе Указ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», и многие другие документы очерчивают достаточно четко круг полномочий и функций образовательных организаций, в том числе и в сфере высшего образования, по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, формированию культуры здоровья обучающихся, обеспечению их оптимальной двигательной активности.
Следует отметить, что формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физической культурой и спортом в молодежной среде всегда являлось одним из приоритетов государственной социальной политики в нашей стране. Информационно-пропагандистская работа в этом направлении станет более эффективной, если при её планировании во внимание будут приниматься жизненные ценности и приоритеты современной молодежи и прежде всего - мотивация к достижению жизненного успеха, построения профессиональной карьеры и последующей эффективной самореализации [1].
При этом существует ряд проблем, препятствующих активному вовлечению студенческой молодежи в физкультурно-спортивное движение, среди них: недостаточное привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой во внеучебное время; несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры высших учебных заведений задачам развития массового спорта; отсутствие достаточного количества физкультурных и спортивных проектов с участием внутривузовских активов студенческих спортивных клубов; отсутствие активной мотивации у студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом [2].
Во исполнение п. 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.К. Голодец от 14 сентября 2015 года № ОП-П8-243пр о поддержке молодежных объединений по развитию здорового образа жизни и в целях совершенствования реализации предмета «Физическая культура и спорт» в образовательных организациях и приобщения детей и учащейся молодежи к физической культуре и здоровому образу жизни, на кафедре «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО «ПВГУС» было организовано участие студентов 1-3 курсов во Всероссийском социологическом исследовании вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура и спорт» (Авторы методики социологического исследования - Е.С. Осоки-на, Т. Н. Леван).
Исследование прошло во всех регионах Российской Федерации в феврале - марте 2016 года, в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН), в интересах совершенствования учебных занятий по физической культуре в учебных заведениях общего, среднего-профессионального и высшего образования.
Во всероссийском опросе приняли участие более 14 000 образовательных учреждений, на вопросы анкет ответили 1 315 456 учащихся 3-11 классов общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей), 167 881 студентов.
В России подобные социологические исследования в области физической культуры и спорта, да еще и такого масштаба никогда ранее не проводились. Единственный масштабный проект в указанной сфере - это ежегодный федеральный статистический отчет № 1-ФК и № 3-АФК.
Годовую форму федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» заполняют юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность по физической культуре и спорту (образовательные учреждения дошкольного, общего, начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования), дома, дворцы молодежи и школьников, жилищно-коммунальные организации, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры, предприятия, организации (трудовые коллективы) различных отраслей промышленности, спортивные сооружения, фитнес-клубы, спортивные клубы, организации и объединения, работающие с инвалидами, пенсионерами, физ-культурно-спортивные общества и организации, федерации, ассоциации, союзы по видам спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и другие организации и объединения (Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения http://www.tltsport.ru/docs/1-FK_rek.doc).
Основу отчета о физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, которую организуют и проводят организации и учреждения, составляют данные о кадровом составе специалистов по физической культуре и спорту, количестве систематически занимающихся избранными видами спорта или общей физической подготовкой (отдельно -женщины, население сельской местности, лица, отнесенные к специальной медицинской группе и др.), количестве спортивных клубов, коллективов физкультуры, числе спортивных сооружений, финансировании физической культуры и спорта. Однако, как показывает практика, данные о количестве реально занимающихся физической культурой в образовательных учреждениях часто завышаются, с целью улучшения статистических показателей за прошедший календарный год. В связи с этим, сведения о вовлеченности обучающихся в занятия по дисциплине «Физическая культура», полученные путем онлайн - анкетирования непосредственно от учащихся и их родителей являются наиболее ценными и достоверными.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе методики социологического опроса, разработанной сотрудниками Института медико-биологических проблем Российского университета дружбы народов, проведен анализ анкет студентов 1-3 курсов Института дизайна, туризма и социальных технологий (ИДТиСТ) и Института экономики (ИЭ) Поволжского государственного университета сервиса (ПВГУС) (всего 147 человек).
Цель исследования: выявление актуального состояния и перспектив развития физического воспитания студентов ПВГУС в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт»
Задачи:
1. Определение отношения студентов и степени их удовлетворенности занятиями по дисциплине «Физическая культура и спорт»;
2. Изучение потребностей студентов ИДТиСТ и ИЭ ПВГУС в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
3. Выявление по итогам Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура и спорт» дефицитов существующей системы физического воспитания в ПВГУС.
Методы исследования: анкетирование, теоретический анализ и обобщение полученных данных опроса, математико-статистический анализ.
Этапы исследования:
I этап - Постановка цели и задач исследования;
II этап - В соответствие с поставленными задачами, были систематизированы вопросы анкеты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура»;
III этап - Проведены статистическая обработка и анализ полученных данных анкетирования;
IV этап - Сформулированы выводы о вовлеченности студентов ПВГУС в занятия физической культурой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из путей повышения интереса и активности студентов к учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура», а также участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях является учет мотивов обучающихся, побуждающих заниматься физической культурой и спортом, и потребностей в сохранении здоровья, совершенствовании собственного физического развития.
Анализ отношения студентов к занятиям физическими упражнениями показал, что 71% респондентов считают дисциплину «Физическая культура и спорт» очень важной и их практически полностью устраивает система организации физического воспитания в ПВГУС, при этом учащиеся испытывают такие эмоции как интерес (16%), радость (19%), веселье (23%) и удовлетворение (40%).
Из числа опрошенных студентов - 47% ответили, что посещали бы занятия по физической культуре, даже если бы последние были бы не обязательными. На вопрос «Как часто вы пропускаете занятия по физкультуре?» ответы распределились следующим образом: 53% - пропускают несколько занятий в семестр, 35% - пропускают несколько занятий в год и 12% - без пропусков. При наличии освобождения по медицинским показателям, респонденты в равном количестве либо выполняют теоретические задания, либо участвуют в качестве помощников преподавателя при организации занятий.
Наиболее популярными ответами на вопрос: «Для чего вы посещаете занятия по физкультуре?» стали: 1) чтобы развивать физические качества (17%); 2) чтобы быть красивым и подтянутым (16%). Почти равное количество голосов (по 13%) приходятся на ответы: «чтобы быть здоровым», «чтобы размяться и подвигаться» и «чтобы получить зачет».
На вопрос об участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в вузе 29% респондентов ответили, что делают это без особого энтузиазма и желания. Спортивные секции и фитнес-клубы вне университета посещают 18% учащихся и 82% - следят за состоянием своего здоровья и занимаются физическими упражнениями самостоятельно.
С целью выявления дефицита существующей системы физического воспитания в ПВГУС были проанализированы ответы студентов на такие вопросы:
• «Какие виды деятельности (какие виды спорта) хотя бы изредка бывают на ваших занятиях по физкультуре, и как вы к ним относитесь?»;
• «По каким темам вы получаете знания в процессе теоретической подготовки на занятиях по физкультуре, и в каком объеме?»;
• «Какие умения и навыки вы приобретаете на занятиях по физкультуре, и в каком объеме?»;
• «Чего вам не хватает на занятиях по физкультуре?».
Наиболее популярными видами деятельности на практических занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» являются: эстафеты, подвижные игры, подготовка к сдаче нормативов «ГТО», занятия по интересам на спортивной площадке. Из видов спорта, культивируемых в ПВГУС, больше всего отмечают волейбол, баскетбол, плавание и легкую атлетику.
На теоретических (лекционных и методико-практических) занятиях наибольший интерес вызывает информация по истории физической культуры и спорта, правила подвижных и спортивных игр, техника безопасности и профилактика заболеваний на занятиях физическими упражнениями.
На занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт», по мнению студентов, в большей степени приобретаются такие умения как: планирование и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями; целенаправленное развитие физических качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности; взаимодействие в команде; способность рационально организовывать распорядок дня и т.д.
Респонденты отмечают, что на занятиях «Физическая культура и спорт» «Меня все устраивает» - 27%; Недостает - «Современных спортивных сооружений» - 15%, «Современных спортивных направлений» - 14%, «Разнообразия видов деятельности» - 15%, «Возможности выбирать, чем заниматься» - 15%, «Интересных подвижных игр» и «Другое» по 7%.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование показало:
1. Респонденты имеют различный уровень мотивации и по-разному относятся к занятиям физической культурой и спортом в ПВГУС;
2. Больше половины из опрошенных студентов практически не пропускают занятия и не имеют освобождения, 2/3 респондентов с удовольствием участвуют во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях, большинство из них пытаются поддерживать свое здоровье, самостоятельно развивать физические качества.
3. Содержание программы физического воспитания в ПВГУС практически полностью устраивает лишь 1/3 опрошенных, практически половина студентов 3 курса считают, что не хватает современных спортивных сооружений, разнообразия видов деятельности и современных спортивных направлений
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В связи с вышеизложенным, для популяризации занятий физической культурой и спортом в студенческой среде, предлагается:
1. Организовывать во внеучебное время проведение различных мастер-классов, с применением средств нетрадиционных для процесса физического воспитания ПВГУС (аква-аэробика, степ-аэробика, пилатес, Кроссфит и др.) с последующим расширением списка физкультурно-спортивных специализаций, практикуемых в вузе;
2. Оптимально использовать потенциал новых направлений и видов спорта на занятиях для повышения престижа дисциплины «Физическая культура и спорт», для расширения спектра возможностей и интересов обучающихся в организации самостоятельной двигательной активности и успешной социализации;
3. Широко использовать контрольно-измерительные материалы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» при мониторинге физического развития обучающихся.
4. Обеспечить участие студентов ПВГУС в фестивалях и соревнованиях по программе ВФСК ГТО.
Проведение подобных мероприятий во внеучебное время в комплексе с учебными занятиями, организованными на основе свободного выбора физкультурно-спортивной специализации, во многом могут повлиять на: заинтересованность студентов к различным формам физической культуры; формирование умений направленного использования физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья, потребностей и мотивов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также участия в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кошелева, Е.А. Организационно-методические условия построения процесса физического воспитания в вузе как фактор формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой / Е.А. Кошелева // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 3. - С. 7073.
2. Пащенко, Л.Г. Влияние выбора физкультурно-спортивной специализации на отношение к занятиям физической культурой и спортом студенток вуза / Л.Г. Пащенко, Д. Т. Шарипова // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос. научной конференции. - Омск, 2013. - Т. 1. - С. 181-189.
3. Фильченков, Д.А. Особенности реализации учебных программ по физическому воспитанию студенческой молодёжи в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов / Д.А. Фильченков, С.Г. Ларина, О.В. Тиунова // Здоровье нации - основа процветания России : материалы Х Всероссийского форума. г. Москва, 28-30 апреля 2016 г. / Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации». - Москва, 2016. - С. 100-102.
REFERENCES
1. Kosheleva, E.A. (2013), "Organizationally-methodical terms of planning the process of physical education in higher school as a factor of formation of motivation among the students to physical education", Physical education of students, No. 3, pp. 70-73.
2. Pashchenko, L.G. and Sharipova, D.T. (2013), "Influence of sports specialization on the attitude to physical culture and sports of students of higher school", Problems of improvement ofphysical culture, sports and Olympism: materials of all-Russian scientific conference, Omsk, Vol. 1, pp. 181-189
3. Filchenkov, D.A., Larina, S.G. and Tiunova, O.V. (2016), "Features of the implementation of training programs for physical education student youth in accordance with the new educational standards", Health of the nation - the basis of Russia's prosperity: material X National Forum of Moscow, 28-30 April 2016/All-Russianpublic organization "League of Nation's Health", Moscow, pp. 100-102.
Контактная информация: surnindima@gmail.com
Статья поступила в редакцию 20.02.2017
УДК 796.015:34
АНАЛИЗ ЗНАЧИМОСТИ ИСТОЧНИКОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ
Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Ксения Александровна Бирюкова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования, в котором анализируются оценки значимости правовых документов, регулирующих отношения в процессе спортивной подготовки, работниками спортивных школ. Показана структура нормативно-правовых документов. Установлено влияние должностного положения работников спортивной школы на использование правовых документов. Полученные данные свидетельствуют, что правовое обеспечение деятельности в спортивной школе нужно осуществлять дифференцированно.
Ключевые слова: специалисты спортивной школы, нормативно-правовые документы, оценка значимости документов.