Научная статья на тему 'Сравнительный анализ отношения учащихся старших классов школ и студентов вузов к внедрению ВФСК «ГТО» в системе физического воспитания'

Сравнительный анализ отношения учащихся старших классов школ и студентов вузов к внедрению ВФСК «ГТО» в системе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / СТУДЕНТЫ / ВФСК "ГТО" / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачев Николай Александрович, Сурнин Дмитрий Игоревич

В статье представлены результаты исследования отношения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов высших учебных заведений Тольятти к проблеме внедрения в систему физического воспитания ВФСК «ГТО». Проведен опрос (посредством тестирования и анкетирования) и сравнительный анализ полученных данных, сделаны выводы, даны практические рекомендации по эффективному формированию у учащихся осознанного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом на этапе внедрения ВФСК «ГТО».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усачев Николай Александрович, Сурнин Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of attitude of students of senior classes of schools and students of higher schools to introduction of All-Russian athletic - sporting complex «Ready for labor and Defense» in the physical education system

The the article presents the results of research of the attitude of the senior classes students of the schools and students of higher educational establishments of Togliatti to the problem of introduction in the system of physical education the All-Russian athletic-sporting complex "Ready for labor and defense". Questioning (by means of testing and questionnaire) and comparative analysis of the obtained data have been conducted, with drawing the conclusion, and the practical recommendations are given on the effective forming of the conscious attitude among the students toward the systematic engaging in physical culture and sport at the stage of introduction of All-Russian athletic-sporting complex "Ready for labor and defensive"

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ отношения учащихся старших классов школ и студентов вузов к внедрению ВФСК «ГТО» в системе физического воспитания»

УДК 796.89

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ВНЕДРЕНИЮ ВФСК «ГТО» В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Николай Александрович Усачев, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса (ФГБОУ ВО «ПВГУС»), Тольятти

Аннотация

В статье представлены результаты исследования отношения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов высших учебных заведений Тольятти к проблеме внедрения в систему физического воспитания ВФСК «ГТО». Проведен опрос (посредством тестирования и анкетирования) и сравнительный анализ полученных данных, сделаны выводы, даны практические рекомендации по эффективному формированию у учащихся осознанного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом на этапе внедрения ВФСК «ГТО».

Ключевые слова: учащиеся, студенты, ВФСК «ГТО», система физического воспитания, тестирование, анкетирование.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ATTITUDE OF STUDENTS OF SENIOR CLASSES OF SCHOOLS AND STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS TO INTRODUCTION OF ALL-RUSSIAN ATHLETIC - SPORTING COMPLEX «READY FOR LABOR AND

DEFENSE» IN THE PHYSICAL EDUCATION SYSTEM Nikolay Alexandrovich Usachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Dmitry Igorevich Surnin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga State University of service, Togliatti

Annotation

The the article presents the results of research of the attitude of the senior classes students of the schools and students of higher educational establishments of Togliatti to the problem of introduction in the system of physical education the All-Russian athletic-sporting complex "Ready for labor and defense". Questioning (by means of testing and questionnaire) and comparative analysis of the obtained data have been conducted, with drawing the conclusion, and the practical recommendations are given on the effective forming of the conscious attitude among the students toward the systematic engaging in physical culture and sport at the stage of introduction of All-Russian athletic-sporting complex "Ready for labor and defensive"

Keywords: pupils, students, All-Russian athletic-sporting complex "Ready for labor and defense", system of physical education, testing.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», Указом Президента РФ № 172 от 24 марта 2014 года «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» ведется работа по этапному внедрению ВФСК «ГТО». Учёные и практики в сфере физической культуры и спорта активно включились в обсуждение нормативной базы, целей, условий и современных требований ГТО, а также изучению отношения различных групп населения к внедрению комплекса [1, 2, 3].

Целью исследования явилось формирование мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности, осознанного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом учащихся образовательных учреждений г.о. Тольятти.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:

1. Определить начальный уровень знаний респондентов посредством тестирования «История становления ВФСК «ГТО»:

2. Провести сравнительный анализ отношения учащихся к внедрению ВФСК «ГТО» в систему физического воспитания общеобразовательных учреждений (ОУ), высших учебных заведений (ВУЗов) г.о. Тольятти;

3. Сделать выводы и дать практические рекомендации по эффективному формированию у учащихся ОУ и студентов ВУЗов осознанного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом на этапе внедрения ВФСК «ГТО».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе МБУ «Лицей №51», МБУ «Лицей №19», ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», ФГБОУ ВО «Тольят-тинский государственный университет» г.о.Тольятти.

В исследовании приняли участие 248 респондентов, включая 148 учащихся 10-11-х классов и 100 студентов 1-3-х курсов вузов г.о. Тольятти.

Опрос проводился посредством тестирования знаний в области истории становления ВФСК «ГТО», а также анкетирование испытуемых с целью изучения их отношения к возрождению и внедрению комплекса в систему физического воспитания образовательных учреждений.

Респондентам было предложено ответить на вопросы по 3 блокам, соответствующим основным этапам истории развития комплекса ГТО (1931-1972 гг., 1972-1990 гг., 2014г - по настоящее время). Каждый блок включал в себя 10 вопросов закрытого типа.

Анкетирование «Отношение к внедрению комплекса ГТО» проводилось на основе методических рекомендаций опроса населения по развитию физической культуры и спорта и внедрению комплекса «ГТО», в рамках социологического исследования проводимого Министерством спорта РФ [3, С. 233], а также «Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура и спорт»» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ совместно с ФГБОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН) [2, С. 111].

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе были определены цель, задачи и методы исследования, проводился обзор литературных источников и анализ законодательных и нормативно-правовых актов Министерством спорта РФ и Министерства образования и науки РФ по вопросам внедрения ВФСК «ГТО» в систему физического воспитания образовательных учреждений;

На втором этапе, в соответствии с поставленными задачами сформирован тестовый опросник и систематизированы вопросы анкет;

На третьем этапе проводилась апробация и корректировка анкеты и тестирования на базе указанных выше общеобразовательных учреждений и вузов г.о. Тольятти, результаты которой были представлены на обсуждение при проведении круглого стола секции «Современное образование: международный и отечественный опыт» X международной научно-практической конференции «Запад-Россия-Восток» политическое, экономическое и культурное взаимодействие (07 апреля 2016 г.);

На четвертом этапе проведена статистическая обработка и сравнительный анализ полученных данных опроса учащихся школ и студентов вузов, сформулированы выводы об отношении учащихся к возрождению ВФСК «ГТО», разработаны практические рекомендации для специалистов по физической культуре и спорту по вопросам эффективного внедрения комплекса в систему физического воспитания образовательных учреждений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Полученные данные тестирования по теме «История становления ВФСК «ГТО» свидетельствуют о низком уровне теоретических знаний, как у учащихся общеобразовательных школ, так и у студентов вузов.

По итогам тестирования средний показатель уровня знаний составил: у учащихся общеобразовательных учреждений (МБУ «Лицей №51», МБУ «Лицей №19») составил 46%, у студентов ВУЗов (ФГБОУ ВО «ПВГУС», ФГБОУ ВО «ТГУ») - 36%.

□Учащиеся ОУ ■ Студенты ВУЗов

Рисунок 1 - Результаты тестирования по теме «История становления ВФСК «ГТО»

Как видно из рисунка 1, наиболее высокий уровень знаний респонденты показали, отвечая на вопросы 3 блока (2014г. - по настоящее время), у школьников доля правильных ответов составила 84%, студенты вузов - 70%.

Вопросы анкетирования были сгруппированы по трем направлениям, а именно: отношение к возрождению ВФСК «ГТО», информированность о требованиях по возрастным группам, готовность к сдаче испытаний (тестов) ВФСК «ГТО» (можно было выбрать два варианта суждений - положительное (+), отрицательное (-)).

Направленность вопросов Учащиеся ОУ Студенты вузов

10 кл. 11 кл. 1 - 3 курс

Отношение к возрождению ВФСК «ГТО» + 88,2% (60 ч) 82,5% (66 ч) 80% (80 ч)

- 11,8% (8 ч) 17,5% (14 ч) 20% (20 ч)

Информированность о требованиях по возрастным группам + 67,6% (46 ч) 65% (52 ч) 27% (27 ч)

- 32,4% (22 ч) 35% (28 ч) 73% (73 ч)

Готовность к сдаче испытаний (тестов) ВФСК «ГТО» + 64,7% (44 ч) 27,5% (22 ч) 15% (15 ч)

- 35,3% (24 ч) 72,5% (58 ч) 85% (85 ч)

По результатам, представленным в таблице 1 видно, что большинство респондентов (206 человек), вне зависимости от образовательного учреждения, положительно относятся к внедрению ВФСК «ГТО».

В ходе анкетирования выявлено, что учащиеся ОУ более информированы, чем студенты вузов о порядке регистрации и требованиях контрольных испытаний (тестов) ВФСК «ГТО», согласно возрастным группам.

На вопросы анкеты, касающихся готовности к сдаче испытаний (тестов) ВФСК «ГТО» выявлена следующая тенденция: наибольшую заинтересованность показали учащиеся 10-х классов общеобразовательных учреждений - 64,7% (44 ч). Намечаются резкие изменения в мотивации учеников 11-х классов и студентов вузов - 27,5% (22 ч), 15% (15 ч) соответственно. Основными причинами, указанными респондентами являются -отсутствие свободного времени (73% (181 ч), 27% (67 ч)), отсутствие четкой системы поощрения (5% (12 ч), 95% (236 ч)).

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По результатам проведенного исследования в образовательных учреждениях г. о. Тольятти можно сделать следующие выводы:

1. Уровень знаний о истории становления ВФСК «ГТО» не соответствует современным требованиям, предъявляемым к теоретической подготовки учащихся и студентов в области физической культуры и спорта.

2. Несмотря на положительное отношение к возрождению ВФСК «ГТО» в образовательных учреждениях, большинство респондентов недостаточно информированы о порядке регистрации и требованиях контрольных испытаний (тестов) ВФСК «ГТО», согласно возрастным группам.

3. Выявлена слабая мотивация к сдаче контрольных испытаний (тестов) ВФСК «ГТО» по причине отсутствия четко выраженной системы поощрения, пропаганды и агитации в области физической культуры и спорта.

С учетом вышеизложенного нами разработаны практические рекомендации:

1. Создание и обновление информационных стендов; организация и проведение физкультурно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду и продвижение ВФСК ГТО (организация мастер-классов, тренировок и физкультурно-спортивных праздников приуроченных к сдаче нормативов комплекса ГТО с участием звезд спорта);

2. Морально-материальное стимулирование лиц, участвующих в подготовке и успешном выполнении норм ГТО, а также предоставление льгот при посещении фитнес-клубов, спортивных залов, бассейнов и других спортивных объектов;

3. Внедрение в учебный процесс дисциплины «Физическая культура и спорт» лекционного раздела, посвященного ВФСК «ГТО», а также учебно-спортивной специализации;

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошелева, Е.А. Организационно-методические условия построения процесса физического воспитания в вузе как фактор формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой / Е.А. Кошелева // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 3. - С. 7073.

2. Кувшинов, О.Н. Мониторинг вовлеченности студентов Поволжского государственного университета сервиса в дисциплину «Физическая культура и спорт» / О.Н. Кувшинов, Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 110115.

3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. : распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101 - р [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения 03.04.2017.

4. Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г №172 «О Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70619520/. - Дата обращения 03.04.2017.

5. Об отношении учащихся среднего школьного возраста к внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, В.В. Власов, А.И. Петров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 232-236.

REFERENCES

1. Kosheleva, E.A. (2013), "Organizationally-methodical terms of planning the process of physical education in higher school as a factor of formation of motivation among the students to physical education", Physical education of students, No. 3, pp. 70-73.

2. O.N. Kuvshinov, N.A. Usachev, D.I. Surnin (2017) "Monitoring of students involvement of Volga State University of Service in discipline "Physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 2 (144), pp. 110-115.

3. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020, the Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 N 1101-p,

available at: http://base.garant.ru/196059

4. The decree of the President of the Russian Federation from 3/24/2014 No. 172 "About the All-Russian sports and improving complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), available at: http://base.garant.ru/70619520/.

5. Fursov, A.V., Sinyavskiy, N.I., Vlasov, V.V. and Petrov A.I. (2017), "About schoolchildrens attitude to introducing the "Ready for Labor and Defense" complex into the educational process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 3 (145), pp. 232-236.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.06.2017

УДК796.422.16

ВЛИЯНИЕ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В МАРАФОНСКОМ БЕГЕ

Яков Игоревич Фатьянов, студент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург,

Людмила Александровна Комлева, кандидат педагогических наук, доцент,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье рассматриваются специфические особенности спортивной деятельности бегунов, специализирующихся на марафонской дистанции. Проведен анализ влияния микроэкономических стимулов на результативность и структуру тренировочного процесса марафонцев. Авторами определены условия необходимые для преодоления проблемы выраженной ориентации подготовки профессиональных спортсменов на участие в коммерческих стартах.

Ключевые слова: марафонский бег, подготовка спортсменов, микроэкономические факторы.

INFLUENCE OF MICROECONOMIC FACTORS ON THE PROCESS OF TRAINING

OF MARATHON RUNNERS Yakov Igorevich Fatyanov, the student, Saint Petersburg state University, Saint Petersburg Lyudmila Alexandrovna Komleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd

Annotation

The article deals with the specific features of sports training for marathon runners. The article analyzes the influence of microeconomic stimuli on the process of sports training for marathon runners.

Keywords: marathon running, training athletes, microeconomic factors.

Одной из специфических особенностей спортивной деятельности марафонцев является наличие относительно обособленной системы стимулирования личных достижений спортсменов. Монетизация спортивных достижений в беге на выносливость берет свое начало в 1980 г. (www.arrs.net) [1], Микроэкономические факторы оказали значительное влияние на развитие исследуемой соревновательной дисциплины. Существующие особенности стимулирования успешной соревновательной деятельности в коммерческих стартах, входящих в систему AIMS (Association of International Marathons and Distance Races), существенно отличаются от системы вознаграждения участников марафонских забегов на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Различия и конфликт персональных целевых и социально детерминированных целевых установок в конкурентной борьбе является одним из специфических аспектов марафонского бега [2].

Целью исследования являлось исследование влияния стимулов экономического характера на процесс подготовки спортсменов, специализирующихся в марафонском бе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.