Научная статья на тему 'Разработка и внедрение в систему образования Республики Саха (Якутия) единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог»'

Разработка и внедрение в систему образования Республики Саха (Якутия) единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / трансформация образования / цифровые технологии / подготовка педагогических кадров / дефицит педагогических кадров / цифровая платформа / «Е-педагог» / education / transformation of education / digital technologies / training of teaching staff / shortage of teaching staff / digital platform / «E-teacher»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Миролюба Ивановна, Алексеева Ирина Степановна, Подлиняев Олег Леонидович

В статье предложен проект по разработке и внедрению в систему образования Республики Саха (Якутия) единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог». Проект разработан с целью решения проблемы восполнения дефицита педагогических кадров в Республике Саха (Якутия). Рассмотрена проблема дефицита педагогических кадров в Республике Саха (Якутия). Одним из решений проблемы предложено внедрение специализированной единой цифровой платформы для педагогов. В работу данной системы будут включены все педагогические работники республики и студенты педагогических специальностей. При успешной реализации проекта единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог» можно решить проблему восполнения кадрового дефицита в сфере образования Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Миролюба Ивановна, Алексеева Ирина Степановна, Подлиняев Олег Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and introduction into the educational system of the Republic of Sakha (Yakutia) a unified digital pedagogical platform “E-teacher”

The article proposes a project for the development and implementation of a unified digital pedagogical platform «E-teacher» into the education system of the Republic of Sakha (Yakutia). The project was developed to solve the problem of replenishing the shortage of teaching staff in the Republic of Sakha (Yakutia). The problem of shortage of teaching staff in the Republic of Sakha (Yakutia) is considered. One of the solutions to the problem is the introduction of a specialized unified digital platform for teachers. All teaching staff of the republic and students of pedagogical specialties will be included in the work of this system. With the successful implementation of the project of a unified digital pedagogical platform «E-teacher», it is possible to solve the problem of replenishing the personnel shortage in the education sector of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Разработка и внедрение в систему образования Республики Саха (Якутия) единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог»»

DOI 10.25587/2587-5604-2023-3- 51-56 УДК 37.08

М. И. Семенова1, И. С. Алексеева2, О. Л. Подлиняев3

Разработка и внедрение в систему образования Республики Саха (Якутия) единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог»

дамский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова, село Намцы, Намский улус, Россия 2Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия 3Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Аннотация. В статье предложен проект по разработке и внедрению в систему образования Республики Саха (Якутия) единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог». Проект разработан с целью решения проблемы восполнения дефицита педагогических кадров в Республике Саха (Якутия). Рассмотрена проблема дефицита педагогических кадров в Республике Саха (Якутия). Одним из решений проблемы предложено внедрение специализированной единой цифровой платформы для педагогов. В работу данной системы будут включены все педагогические работники республики и студенты педагогических специальностей. При успешной реализации проекта единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог» можно решить проблему восполнения кадрового дефицита в сфере образования Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: образование, трансформация образования, цифровые технологии, подготовка педагогических кадров, дефицит педагогических кадров, цифровая платформа, «Е-педагог».

M. I. Semenova1,I. S. Alekseeva2, O. L. Podlinyaev3

Development and introduction into the educational system of the Republic of Sakha (Yakutia) a unified digital pedagogical

platform "E-teacher"

1 I.E. Vinokurov Namsky Pedagogical College, Namtsy village, Namsky ulus, Russia 2M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 3Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

Abstract. The article proposes a project for the development and implementation of a unified digital pedagogical platform «Е-teacher» into the education system of the Republic of Sakha (Yakutia). The project was developed to solve the problem of replenishing the shortage of teaching staff in the Republic of Sakha (Yakutia). The problem of shortage of teaching staff in the Republic of Sakha (Yakutia) is considered. One

СЕМЕНОВА Миролюба Ивановна - заместитель директора по учебной работе, Намский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова.

E-mail: miroluba777@mail.ru

SEMENOVA Mirolyuba Ivanovna - deputy Director for Academic Affairs, I.E. Vinokurov Namsky Pedagogical College.

АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - к. пед. н., доцент кафедры педагогики, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова.

E-mail: alekseevais2010@mail.ru

ALEKSEEVA Irina Stepanovna - PhD in Education Science, Assistant Professor of Education Science Department, Teacher Training Institute, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ПОДЛИНЯЕВ Олег Леонидович - д. пед. н., профессор кафедры педагогики, Иркутский государственный университет.

E-mail: pol@psy.isu.ru

PODLINYAEVOleg Leonidovich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Irkutsk State University.

of the solutions to the problem is the introduction of a specialized unified digital platform for teachers. All teaching staff of the republic and students of pedagogical specialties will be included in the work of this system. With the successful implementation of the project of a unified digital pedagogical platform «E-teacher», it is possible to solve the problem of replenishing the personnel shortage in the education sector of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: education, transformation of education, digital technologies, training of teaching staff, shortage of teaching staff, digital platform, «E-teacher».

Введение

В настоящее время актуальным вопросом в России является подготовка педагогических кадров в условиях трансформации образования. В 2022 г. Правительство РФ утвердило Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 г., в котором «предусмотрено внедрение единых подходов к структуре, содержанию и оценке качества подготовки педагогов, развитие системы непрерывного педагогического образования от профильных классов до учреждений повышения квалификации» [1].

На региональном уровне вопрос подготовки будущих педагогов изучали в своих исследованиях Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова, Т. А. Макаренко, А. В. Мордовская, С. В. Панина и др., авторы выделяют, что должны быть созданы организационно-педагогические условия, создана единая образовательная среда подготовки будущих педагогов [2, 3].

Успешность подготовки педагогических кадров зависит от созданных условий образовательной среды. В этой среде должна быть организована комплексная мера повышения уровня образования и профессиональной компетентности будущих педагогов [2].

Сегодня цифровая трансформация охватила практически все виды общественной и экономической деятельности человека и вовлекла в свою орбиту образование в том числе. Поэтому вопросы, каким быть образованию будущего, становятся не просто ключевыми, но жизненно важными: Как должно измениться образование в будущем? Какими навыками и компетентностями должен обладать человек в современном мире, чтобы быть успешным и эффективно адаптироваться к быстро меняющейся конкурентной среде? Зачем и нужно ли учиться всю жизнь?

В современном обществе образование имеет особое значение, так как оно является источником социального и экономического развития страны. В последнее время система образования характеризуется глобальными изменениями. Происходит быстрое обновление информационных, цифровых технологий, что влияет на развитие и изменение образования и образовательных технологий.

Вопросу об образовании будущего уделяется много внимания. Исследователи, педагоги, научные работники предполагают различные варианты развития и изменения в системе образования будущего. Большинство авторов считают, что образование будущего будет неразрывно связано с информационными технологиями и искусственным интеллектом.

Так, Амиров Р. А., Билалова УМ. считают, что повышение уровня цифровой компетентности всех участников системы образования приобретает особую актуальность [4]. Наряду с этим возникает необходимость постоянного развития цифровой образовательной среды, грамотное и эффективное применение искусственного интеллекта в образовательном процессе [4]. Также, по мнению отечественных экспертов, пандемия послужила «толчком» для активного внедрения информационных технологий в российскую систему образования [5]. При этом информатизация современной образовательной системы является объединяющей направляющей силой [6].

Основная часть

Агентство стратегических инициатив при Президенте РФ, Сколковский институт науки и технологий, Министерство науки и высшего образования РФ и другие министерства

в Форсайт проекте «Образование 2035» выделили ключевые изменения в системе образования. В данном проекте элементами новой системы образования 2035 года выдвинуты: «Игра и командная работа как основные типы образования и жизни; Искусственный интеллект в роли наставника («Алмазный букварь») и коллеги в изучении; «Живые модели знания», «смерть галактики Гуттенберга»; Обучение в нейронетгруппах и новая педагогика». Отмирающими форматами выделены «Общеобразовательная школа; Исследовательский университет; Текст (в виде книги, статьи)» [7].

В социальных сетях по вопросу образования будущего представлены разные варианты видения ученых, исследователей, инвесторов и др.

Так, по мнению Дамель Мектепбаевой, казахстанского ученого, ментора, образование будущего ожидает четыре главных изменения:

- практический опыт;

- непрерывное образование;

- искусственный интеллект;

- менторство.

Максим Спиридонов, инвестор, в образовательных проектах выделяет пять черт образования будущего:

- индивидуальная образовательная траектория;

- лаконичность, микрообучение (пазл);

- эмоциональность, увлекательность;

- сопровождение, наставничество;

- кросплатформенность.

Для обновления и развития системы образования востребованы педагоги, соответствующие современным требованиям и тенденциям. В связи с этим, вопрос подготовки педагогических кадров, кадрового дефицита в системе образования Республики Саха (Якутия) и России в целом, остается актуальным.

В Республике Саха (Якутия) педагогические кадры готовят четыре образовательные организации: ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосо-ва», ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева», ГАПОУ РС (Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова» и ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н. Г. Чернышевского». Статистические данные по выпуску показывают, что ежегодно образовательными организациями выпускаются более тысячи педагогических кадров (табл. 1).

Таблица 1

Данные по количеству вакантных мест и выпускников педагогических специальностей

за 3 года

Годы Всего вакантных мест на 1 января Количество выпускников ВУЗ Количество выпускников СПО

2021 1016 623 609

2022 1013 663 596

2023 1018 647 533

В таблице 1 представлены данные из публичных отчетов образовательных организаций по количеству вакантных мест и выпускников педагогических специальностей за 20212023 гг.

В целях изучения отношения выпускников педагогических специальностей к будущей профессии было проведено анкетирование выпускников СПО. В ходе анкетирования ре-

спонденты отвечали на 8 вопросов, касающихся положительного отношения к выбранной профессии, подтверждения выбора профессии, профессиональных планов на будущее и др. Всего в опросе приняли участие 511 выпускников (95,8% от общего количества выпускников СПО за 2023 г.).

Основным мотивом выбора профессии у большинства респондентов является «интерес к выбранной профессии» - 34%, «особо не задумывались о будущей профессии» - 23%. Выбранная профессия удовлетворяет требования большинство опрошенных - 51%, 11% выпускникам не нравится будущая профессия и 38% затрудняются ответить. У многих выпускников СПО за годы обучения представление о будущей профессии изменилось в лучшую сторону, 75% выпускников оценивают подготовку как «очень хорошую» и «хорошую». По совершенствованию профессиональной подготовки поступили такие предложения как гибкий график обучения, увеличение числа практических и лабораторных занятий, применение различных технологий, в том числе цифровых, повышение уровня теоретической подготовки. Основное количество выпускников затруднились ответить на вопрос о предстоящих трудностях в работе (59%), также выпускники СПО считают, что серьезных трудностей в профессии не будет (32%). Остальные респонденты, говоря о трудностях будущей профессии, высказывают беспокойство о работе с людьми, трудностях из-за личностных особенностей и др. Из числа опрошенных, 49% выпускников намерены работать по своей специальности. Этот показатель является средним показателем по трудоустройству выпускников педагогических специальностей по России (рис. 1).

затрудняюсь ответить работать в другой сфере

служба в РА РФ

продолжить обучение в очной форме (поступить в ВУЗ)

работать по своей специальности

4%

15%

4%

28%

49%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Рис. 1. Трудоустройство выпускников педагогических специальностей

Итоги проведенного опроса подтверждаются отчетами выполнения государственного задания образовательных организаций, готовящих педагогические кадры для республики. Отчеты показывают, что снижение количества вакантных мест не наблюдается, так как по статистике в образовательные организации идут работать около 60% выпускников, 25-30% продолжают обучение в вузе (бакалавриат, магистратура), 10-15% оформляют отпуск по уходу за ребенком, идут на службу в ряды вооруженных сил Российской Федерации. По этим основным причинам, в том числе, сохраняется проблема дефицита кадров в системе образования Республики Саха (Якутия).

Для решения проблемы восполнения кадрового дефицита в сфере образования Республики Саха (Якутия) нами предложен проект по разработке и внедрению в систему образования РС (Я) единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог». Цель проекта - поддержка и продвижение имиджа педагогов путем создания в республике единой цифровой педагогической платформа «Е-педагог».

На сегодняшний день аналогов такой платформы в республике нет. Данные о педагогических работниках в основном размещаются на официальных сайтах образовательных организаций. Разработка и внедрение единой цифровой педагогической платформы позволит объединить в общую систему всех педагогических работников республики, а также будущих педагогов - студентов педагогических специальностей.

Реализация данного проекта требует решения следующих задач:

- разработка программного обеспечения платформы (можно через портал E-Yakutia.ru);

- мониторинг потребностей педагогов (выявить проблемы педагогов, в чем они нуждаются);

- внесение данных в платформу (лучшие практики, нормативно-правовая документация, учебные рабочие документы, методические пособия и т.д.);

- регистрация пользователей, запуск и продвижение платформы.

Реализацию проекта предлагаем провести в три этапа:

- 2023-2025 гг. - разработка программы, мониторинг потребности педагогов.

- 2026-2027 гг. - внесение данных в платформу.

- 2023-2025 гг. - запуск платформы.

При реализации проекта единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог» будут охвачены более 30000 педагогов республики по четырем категориям: опытные педагоги (наставники), молодые педагоги, студенты педагогических специальностей, учащиеся педагогических классов.

В единую цифровую педагогическую платформу будут включены следующие разделы: Учебная деятельность; Научная деятельность; Досуговая деятельность; Имиджевая деятельность; Нормативно-правовая база; Методкопилка; Вакансии, Видеоблоги; Чат; Меры поддержки и другие.

Ожидаемые результаты реализации проекта ЕЦПП «Е-Педагог»: восполнение кадрового дефицита в системе образования республики; оказание методической, социальной, психологической помощи, поддержка; популяризация профессии педагога (престиж, имидж); стимулирование педагогических работников (гранты, премии).

Заключение

Подготовка педагогических кадров в Республике Саха (Якутия) и в России является актуальной. Для восполнения педагогических кадров образовательным организациям необходимо создание комфортных условий образовательной среды, характеризующейся использованием современных образовательных и цифровых технологий с целью повышения уровня образования и профессиональной компетентности будущих педагогов. Одним из решений проблемы восполнения педагогических кадров нами предложен проект внедрения единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог». При успешной реализации проекта «Е-педагог» возможно решить не только проблему восполнения кадрового дефицита в сфере образования республики, но и повысить престиж и имидж профессии педагога.

Л и т е р а т у р а

1. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 27. - ст. 4873.

2. Данилов, Д. А. Формирование целостной образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов: монография / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова, Ю. В. Корнилов. - Якутск : Полигр. комп. «Смик-Мастер.Полиграфия», 2011. - 94 с.

3. Макаренко, Т. А. Формирование индивидуальной профессиональной траектории будущих педагогов: теория и практика: монография / Т. А. Макаренко, С. В. Панина, А. В. Мордовская. - Москва: СГА, 2008. - 149 с.

4. Амиров, Р.А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Р. А. Амиров, У. М. Билалова // Управленческое консультирование. - 2020. - № 3.

- С. 80-88. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pers pektivy-vnedreniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (дата обращения 04.04.2023).

5. Лучшева, Л. В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы / Л. В. Лучшева // Научный Татарстан. - 2020. - № 4. - С. 84-89.

- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44240126 (дата обращения 01.03.2021).

6. Лаврепов, А. Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде / А. Н. Лаврепов // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции / под ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова. - Москва: Московский педагогический университет, 2019. -С. 660-665. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41517683 (дата обращения 01.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лукша, П. О., Песков, Д. Н. Будущее образования: глобальная повестка будущее образования: глобальная повестка. 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://vcht.center/wp-content/ uploads/2019/06/6.-0brazovanie-do-2035.pdf (дата обращения: 12.04.2023).

R e f e r e n c e s

1. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 24.06.2022 N 1688-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda» // Sobraniye zakonodatel'stva RF. - 2022. - № 27. - st. 4873.

2. Danilov, D. A. Formirovaniye tselostnoy obrazovatel'noy sredy dlya professional'no-lichnostnogo razvitiya studentov: monografiya / D. A. Danilov, A. G. Kornilova, YU. V. Kornilov. - Yakutsk: Poligr. komp. «Smik-Master.Poligrafiya», 2011. - 94 s.

3. Makarenko, T. A. Formirovaniye individual'noy professional'noy trayektorii budushchikh pedagogov: teoriya i praktika: monografiya / T. A. Makarenko, S. V. Panina, A. V. Mordovskaya. - Moskva: SGA, 2008.

- 149 s.

4. Amirov R.A., Bilalova U.M. Perspektivy vnedreniya tekhnologiy iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego obrazovaniya // Upravlencheskoye konsul'tirovaniye. - 2020. - № 3. - S. 80-88. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pers pektivy-vnedreniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (data obrashcheniya 04.04.2023).

5. Luchsheva L.V. Sotsial'nyye problemy ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v vysshem obrazovanii: zadachi i perspektivy // Nauchnyy Tatarstan. - 2020. - № 4. - S. 84-89. - URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=44240126 (data obrashcheniya 01.03.2021).

6. Lavrenov A.N. Iskusstvennyy intellekt v sovremennoy informatsionnoy obrazovatel'noy srede // Aktual'nyye problemy metodiki obucheniya informatike i matematike v sovremennoy shkole: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii / pod red. L.L. Bosovoy, D.I. Pavlova. -Moskva: Moskovskiy pedagogicheskiy universitet, 2019. - S. 660-665. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=41517683 (data obrashcheniya 01.03.2021).

7. Luksha P.O., Peskov D.N. Budushcheye obrazovaniya: global'naya povestka budushcheye obrazovaniya: global'naya povestka. 2013 [Elektronnyy resurs]. URL: http://vcht.center/wp-content/ uploads/2019/06/6.-Obrazovanie-do-2035.pdf (data obrashcheniya: 12.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.