На пути к международным стандартам
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
а.в. Суворов,
кандидат экономических наук Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Феникс»
Переход на МСФО — глобальная тенденция мировой экономики
До появления Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в мире существовали две модели учета — континентальная и англосаксонская. В последнее десятилетие ХХ века наметилось сближение этих во многом полярных учетных систем. Собственно говоря, и континентальная, и англосаксонская модели сегодня «дрейфуют» в сторону Международных стандартов финансовой отчетности.
Непосредственно работу над МСФО начал Центр ООН по транснациональным корпорациям. Для развития глобальных экономических отношений был необходим универсальный язык общения. Позднее, в 1973 г., в Лондоне был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). С 1983 г. членами КМСФО стали все профессиональные организации — члены Международной федерации бухгалтеров. Цель КМСФО — унификация принципов бухгалтерского учета, используемых хозяйствующими субъектами во всем мире для составления финансовой отчетности.
Примером, иллюстрирующим объективные тенденции использования финансовой отчетности, является деятельность западногерманского концерна «Даймлер-Бенц», до определенного времени исправно получавшего кредиты в немецком Дойчебанке. Затем концерн вдруг стал котировать свои ценные бумаги на Нью-йоркской фондовой бирже. На следующий год на этой же бирже появились ценные бумаги компании «Nokia», а следом за ней — еще несколько десятков крупнейших европейских концернов.
Результатом размещения знаменитым концерном «Даймлер-Бенц», который по праву считается предметом национальной гордости, своих акций на Нью-йоркской фондовой бирже стал невиданный скандал в прессе. Но никакие рассуждения о том, что крупнейший автоконцерн Германии «переметнулся за океан кормить янки», не заставили его руководителей изменить свое непопулярное, но вполне обоснованное с финансовой точки зрения решение. Дело в том,
что цена денег на фондовом рынке за океаном оказалась ниже, чем при долговом финансировании «у себя дома». И хотя всю отчетность концерна пришлось приводить в соответствие с действующей в США системой GAAP, что повлекло за собой огромные расходы, руководство концерна сделало этот трудный шаг и, в конце концов, оказалось в выигрыше.
Этот момент можно принять за точку отсчета, с которой начался процесс активного перехода на унифицированные стандарты финансовой отчетности. В первую очередь в таком переходе были заинтересованы крупнейшие англосаксонские и японские биржи (которые, кстати, тоже ведут учет по американским стандартам). Они быстро поняли, что привлекать выгодных и крупных клиентов было бы куда легче, если бы все они вели учет по одной системе. И идеальной в их глазах, конечно, была американская GAAP.
Однако и при переходе на GAAP возникает совершенно оправданное сопротивление со стороны некоторых стран: ведь даже южный сосед США
— Мексика, страна, ни в коей мере не претендующая на мировое лидерство, — приняла свои (а точнее
— взяв на 100% американские) стандарты. Она упорно называет их мексиканскими и ни за что не хочет признать, что это американские стандарты, которые просто переписаны по-испански. Понятно, что здесь свою роль сыграли и национальная гордость, и нежелание бесплатно рекламировать американскую GAAP где-либо за пределами США.
Поэтому Международная организация по регулированию деятельности бирж постановила, что с 2000 г. все биржи примут за основу очень близкие к американским, но все же несколько иные унифицированные стандарты финансовой отчетности. С этого времени к котировке на всех мировых биржах стали допускаться бумаги только тех эмитентов, которые ведут свою отчетность по новым унифицированным стандартам. Это решение поддержали и сами биржевики, и транснациональные корпорации, и объединение крупнейших аудиторских компаний (так называемая «Большая четверка»1). Мотивы каждой из групп ком-
1 Ernst & Young, KPMG, PWC и Deloitte & Touche.
паний очевидны. Если биржам выгодно перейти на единый стандарт, чтобы расширить рынок эмитентов, то транснациональные корпорации заинтересованы в унификации своей разноязыкой финансовой документации, а для аудиторов «единый язык денег» облегчает и упрощает проверку и консалтинг.
В совокупности же сторонники перехода на международные стандарты контролируют такой капитал, который способен оказывать решающее влияние не только на промышленные, но и на политические круги и тем самым гарантировать успешное завершение глобальной финансовой реформы.
Иными словами, процесс перехода на Международные стандарты финансовой отчетности «обречен на успех». Это процесс, к которому лучше присоединиться. И наши законодатели сначала принятием закона о бухгалтерском учете, а затем и постановлениями исполнительной власти ввели Россию в фарватер этого мирового процесса.
Формы использования МСФО
Отчетность, подготовленная по международным стандартам, содержит большой объем различной информации о деятельности хозяйствующего субъекта. Анализ отчетных данных позволяет получить четкое представление об общих направлениях деятельности, финансовом положении, а также об активах, обязательствах и перспективах развития такого субъекта.
Президиум стран Европейского Союза (ЕС) придает большое значение унификации финансовой отчетности кредитных организаций. В документах Президиума отмечается необходимость ускорения формирования внутреннего рынка финансовых услуг и устанавливаются сроки проведения мероприятий в сфере финансовых услуг и рискового капитала. Основными из этих документов являются «План мероприятий в сфере финансовых услуг» и Отчеты Комиссии по финансовым услугам и рисковому капиталу. В каждом документе предусматривается формирование емкого и ликвидного фондового рынка в интересах как эмитентов, так и инвесторов. При этом в качестве одной из приоритетных задач рассматривается обеспечение большей сопоставимости финансовой отчетности хозяйствующих субъектов различных стран (прежде всего, кредитных организаций) как одного из факторов стабильности европейского финансового рынка. Для выполнения поставленной задачи необходимы единые стандарты финансовой отчетности: прозрачные, понятные, обеспечивающие основу для соответствующей аудиторской проверки и возможность эффективного контроля их соблюдения.
В настоящее время рынки ценных бумаг в странах-членах ЕС характеризуются резкими изменениями и все большей степенью интеграции в связи с новыми технологиями, глобализацией и введением единой
валюты — евро. Быстрое развитие информационных технологий и средств связи, в частности электронных торговых площадок, приводит к изменению условий заключения сделок и способов распространения информации. Кроме того, меняется сама система составления финансовой отчетности. Представление финансовой отчетности в Internet облегчило доступ инвесторов к экономической информации, что стало объективной предпосылкой для анализа и сопоставления этой информации. Инвесторы стремятся принимать решения, связанные с движением своих капиталов, на основе постоянно раскрываемой стандартизированной финансовой и нефинансовой информации. Финансовая отчетность играет важную роль в обеспечении прозрачности хозяйственной деятельности, предоставлении определенных гарантий инвесторам и достижении общей стабильности на рынке.
Следует отметить, что Международные стандарты финансовой отчетности носят в основном рекомендательный характер, и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО — это по сути обобщенная практика учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и европейской), совершенно очевидно, что их слепое копирование может негативно сказаться на национальной практике бухгалтерского учета. Поэтому главной основой перехода на международные стандарты должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements). Данные принципы сформулированы в виде отдельного документа, который не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения учетных стандартов противоречат указанным принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, при разработке будущих и пересмотре существующих учетных стандартов число расхождений будет уменьшаться.
В соответствии с этими принципами цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении хозяйствующего субъекта. Эта информация необходима широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Согласно Принципам к пользователям финансовой отчетности относятся инвесторы, работники, кредиторы, поставщики и другие клиенты, правительство, государственные и общественные организации.
В настоящее время в Европейском Союзе действуют различные правила составления финансовой отчетности, в основе которых лежат национальные стандарты стран-членов ЕС. Существующие противоречия устраняются проведением соответствующих
реформ, что способствует формированию единого рынка капитала в ЕС.
Процесс введения МСФО имеет положительную динамику развития, поскольку сами участники рынка настаивают на сближении стандартов бухгалтерского учета, что, в свою очередь, способствует более тесному сотрудничеству органов, устанавливающих национальные стандарты. В подготовленном Комиссией еще в 1995 г. документе «Гармонизация бухгалтерского учета: новая стратегия международной гармонизации» основное внимание было уделено необходимости облегчения доступа европейских транснациональных компаний к международному рынку капитала посредством использования международных стандартов финансовой отчетности. Комиссия поддержала Комитет по международным стандартам и Международную организацию комиссий по ценным бумагам в работе по созданию международных стандартов.
Основной целью Комиссии в настоящее время является обеспечение возможности торговли ценными бумагами на европейском и международном финансовых рынках на основе единых стандартов финансовой отчетности. При этом Комиссия старается учитывать и международный опыт бухгалтерского учета.
В основе подхода Комиссии лежит создание устойчивой системы финансовой отчетности. Своевременная, надежная и сопоставимая информация о финансовых результатах и финансовом положении хозяйствующего субъекта по-прежнему играет основную роль в защите прав инвесторов, кредиторов и других заинтересованных лиц, обеспечивая равные условия для конкуренции. Финансовая отчетность представляет собой основу всей системы информации на рынке. Она выступает в качестве связующего звена между эмитентами и инвесторами, что невозможно без соответствующего уровня сопоставимости этой информации, поскольку сегодня стоит вопрос о создании единого рынка ценных бумаг в ЕС. Вследствие того, что для обеспечения эффективного функционирования фондового рынка необходимо правильно применять стандарты бухгалтерского учета и контролировать их соблюдение, возникла необходимость в разработке авторитетных рекомендаций, которые помогли бы при составлении финансовой отчетности.
В настоящее время существует несколько форм использования странами Международных стандартов финансовой отчетности:
■ как национальных стандартов (Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Хорватия, Тринидад и Тобаго);
■ как национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные стандарты (Малайзия и Папуа — Новая Гвинея);
■ как национальных стандартов с возможной модификацией в отдельных случаях в соответствии с на-
циональными особенностями (Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай и Ямайка);
■ как национальных стандартов, основанных на МСФО и обеспечивающих дополнительные их разъяснения (Китай, Иран, Словения, Тунис и Филиппины);
■ как национальных стандартов, основанных на МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО (Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Чехия и Швейцария);
■ как национальных стандартов, основанных на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сопоставляющее национальный стандарт с МСФО (Австралия, Гонконг, Дания, Италия, Новая Зеландия).
Как уже говорилось, важность решения проблемы унификации бухгалтерского учета связана также и с устойчивой тенденцией глобализации финансовых рынков, поскольку возникает вопрос о сопоставимости финансовой информации о хозяйствующих субъектах, привлекающих средства через рынки капитала. Особенно это касается развивающихся рынков. Причины, породившие кризис в Юго-Восточной Азии в 1998 г., заключаются, прежде всего, в том, что иностранные инвесторы, рискнувшие своими капиталами в сделках, которые были основаны на неадекватной финансовой информации, очень быстро изымали свои средства при возникновении финансовых трудностей. В результате местные национальные валюты оказались легко подвержены инфляции, а азиатский бизнес лишался финансирования.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) в настоящее время является еще одной организацией, выступающей за введение единых стандартов учета, обслуживающих мировые рынки капитала. По словам исполнительного директора МФБ, дело доходит до того, что одна и та же компания в одном и том же отчетном периоде может показать в отчетности как прибыль, так и убыток в зависимости от того, какие стандарты финансовой отчетности она использует. Абсурдность данной ситуации, характерной также для многих российских хозяйствующих субъектов, очевидна, поскольку даже крупнейшие компании, чьи ценные бумаги размещаются на зарубежных финансовых рынках, вынуждены готовить свою финансовую отчетность либо по Российским положениям по бухгалтерскому учету, либо по Международным стандартам финансовой отчетности, а иногда и по американским GAAP, если ценные бумаги размещаются в США. При этом данные российского варианта финансовой отчетности и так называемого «экспортного варианта» по одним и тем же позициям могут значительно различаться, а прибыль, посчитанная по Российским положениям по бухгалтерскому учету, может превратиться в убыток. Кроме того,
объем дополнительной информации, предоставляемой этими компаниями, изложенной в примечаниях и пояснениях к отчетам, многократно превышает тот объем информации, которая раскрывается в российском варианте финансовой отчетности. Возникает вполне естественный вопрос, имеет ли смысл в одной и той же стране иметь несколько стандартов финансового учета для одних и тех же хозяйствующих субъектов? Поэтому в России, особенно в связи с ее намерением в ближайшее время вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), проводится большая работа по переходу на Международные стандарты финансовой отчетности.
Преимущества МСФО
Стандартизация финансовой отчетности закладывает основу для совершенствования финансового учета, отчетности и раскрытия информации. Поэтому законодательство и положения по бухгалтерскому учету в разных странах должны соответствующим образом отражать последовательный процесс принятия и внедрения МСФО. С этой целью необходимо кардинально улучшить взаимоотношения между организациями, разрабатывающими стандарты, фондовыми биржами, организациями, регулирующими финансовую деятельность, и министерствами финансов разных стран. Только открытая независимая система контроля, осуществляемая самостоятельными организациями, может способствовать повышению эффективности всеобщей системы финансовой отчетности для общества в целом.
Необходимо четко определить различия между категориями учета и отчетности в тех случаях, когда вместо МСФО используются национальные стандарты финансовой отчетности или когда такие стандарты не полностью соответствуют МСФО. Хозяйствующие субъекты в условиях рынка и пользователи финансовой информации должны помнить о различиях, связанных с уровнем раскрытия информации в финансовой отчетности, бухгалтерских балансах, отчетах о прибылях и убытках и в отчетах об изменениях финансового положения, а также о различиях, связанных с проводимой учетной политикой. Проводящаяся в настоящее время в нашей стране реформа бухгалтерского учета создает основу для разумного налогообложения, обеспечивает средствами оценки эффективности государственных программ, прозрачности и учитываемости.
Следует учитывать, что формирование российской системы бухгалтерского учета происходило под влиянием таких факторов, как плановое ведение хозяйства и жесткий государственный контроль, тогда как переход от планового хозяйства к установлению рыночных отношений и налогового контроля сопровождался и сопровождается прогрессирующим
процессом инфляции. Определенное влияние на формирование российской системы бухгалтерского учета оказало отсутствие развитого рынка ценных бумаг и присутствие в экономике бартерных расчетов. Под влиянием этих факторов и сформировалась российская система бухгалтерского учета. Эта система к настоящему времени сложилась в основном как система, служащая различным целям, основной из которых является сбор налогов. Но, как свидетельствует международная практика, смещение целей всегда порождает противоречие в методах и, как правило, не дает положительных результатов. В этой связи внедрение Международных стандартов финансовой отчетности должно оказать положительное влияние на сложившуюся ситуацию.
Улучшение качества финансовой информации выгодно не только предприятиям, имеющим сторонних инвесторов в лице банков, но и руководителям всех хозяйствующих субъектов, которые благодаря МСФО имеют реальную возможность получения более полного представления о реальных экономических условиях деятельности своего предприятия для принятия более эффективных управленческих решений.
Как известно, международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы на подготовку отчетности, особенно в условиях консолидированной финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, работающих в разных странах, но и снизить затраты на привлечение капитала.
В международных стандартах нашли свое отражение все важнейшие вопросы бухгалтерского учета: учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и другие. Каждый стандарт содержит информацию следующего характера:
■ объект учета: дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом;
■ признание объекта учета: дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;
■ оценка объекта учета: приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;
■ отражение в финансовой отчетности: раскрывается информация об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.
Таким образом, логика дальнейшего развития мировой экономики требует не только наличия единого рынка, но и единых стандартов финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, являющихся участниками этого рынка. Поэтому как бы ни старались отдельные страны сохранить национальные особенности своих систем финансового учета, рано или поздно они будут вынуждены подчиниться общепризнанным международным нормам и правилам.