Научная статья на тему 'Современные тенденции в международном бухгалтерском учете(европейскнй аспект)'

Современные тенденции в международном бухгалтерском учете(европейскнй аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в международном бухгалтерском учете(европейскнй аспект)»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

(европейский аспект)

А. Г. Саркисян и,,

кандидат экономических наук

Основные тенденции в международном бухгалтерском учете сейчас определяются задачами, стоящими перед Европейским союзом. К этим задачам, в частности, относятся: стимулирование экономического роста и обеспечение высокого уровня занятости. В свою очередь, выполнение этих задач невозможно без создания единого финансового рынка. План мероприятий в этой области предусматривает, что единый финансовый рынок должен быть создан к 2005 году. При этом имеется в виду формирование емкого и ликвидного европейского фондового рынка в интересах как эмитентов, так и инвесторов.

Вполне логично, что среди приоритетных задач отмечается необходимость обеспечения большей сопоставимости финансовой отчетности в интересах компаний и инвесторов. Для этого необходимы единые стандарты финансовой отчетности: прозрачные, понятные, обеспечивающие основу для соответствующей аудиторской проверки и возможность эффективного контроля за их соблюдением. В настоящее время объем рынка ценных бумаг ЕС в два раза ниже объема фондового рынка США, и только при наличии таких стандартов у европейского рынка появится потенциал роста.

В последние годы рынки ценных бумаг в странах-членах ЕС характеризуются резкими изменениями и все большей степенью интеграции в связи с новыми технологиями, глобализацией и введением единой валюты евро. Быстрое развитие информационных технологий и средств связи, в частности электронных торговых площадок, приводит к изменению условий заключения сделок и способов рас-

пространения информации. Кроме того, меняется сама система составления финансовой отчетности. Представление финансовой отчетности в Интернете облегчает доступ инвесторов к информации, способствует анализу и сопоставлению информации. В целях принятия решений инвесторы все чаще стремятся принимать решения на основе постоянно раскрываемой стандартизированной финансовой и нефинансовой информации. Финансовая отчетность играет важную роль в обеспечении прозрачности хозяйственной деятельности, предоставлении определенных гарантий инвесторам и достижении общей стабильности на рынке.

Главные тенденции в области международного бухгалтерского учета

В настоящее время в Европейском союзе действуют различные правила составления финансовой отчетности, в основе которых лежат национальные традиции стран-членов ЕС. Существующие противоречия (многие из них достаточно существенны) удастся устранить только в результате осуществления реформы. В противном случае финансовая отчетность европейских предприятий останется несопоставимой, тем самым препятствуя формированию единого емкого ликвидного рынка капитала в ЕС.

Последний мировой финансовый кризис показал, какую роль в системе финансовых рынков, или, точнее, рынков активов, может сыграть недостаток информации. Во многих странах Восточной Азии, а также в России счета компаний не были прозрачными, а у государственных орга-

нов надзора не было достаточной информации, связанной с балансами банков. Но даже финансовые отчеты не всегда могли дать полную картину реального состояния дел (переоценка капитала, переоформление контрактов на офшорные компании, сокрытие рискованных вложений и т.д.). Наконец, участники рынка не всегда знали о том, сколько у страны резервов в иностранной валюте.

Детонатором для экономик всех этих стран явилась краткосрочная задолженность перед зарубежными кредиторами, причем в большей степени у банков и фирм, нежели у правительства. Подавляющая часть этой задолженности выражалась в иностранной валюте, что подвергало заемщиков двойному риску, так как неожиданный и широкомасштабный отток капитала мог привести не только к трудностям, связанным с возвращением долгов, но и к громадным убыткам в случае падения курса национальной валюты.

Во всех этих регионах происходило рискованное кредитование, что делало финансовый сектор очень хрупким. Но насколько хрупким, и кто в действительности был некредитоспособным? Инвесторы так и не смогли спрогнозировать, какие фирмы, банки и целые страны смогут выйти из кризиса, а какие нет. Поэтому началась цепная реакция: средства изымались, а цены на активы снижались в широком спектре. Отток капитала в отдельных странах выражался суммой свыше 100 млрд долларов и составлял 10% от ВВП. Некоторым заемщикам пришлось продать свои активы, после чего цены упали еще больше. Паники удалось бы избежать при большей прозрачности учета.

По большому счету прозрачность должна иметь место как в части предоставления данных, так и в области проведения политики. В МВФ недавно разработан и постепенно внедряется так называемый стандарт распространения данных (Special Data Dissemination Standard, SDDS). К сожалению, no ряду причин Россия пока не присоединилась к этому стандарту. Кроме того, в отношении проведения политики МВФ разработаны кодексы прозрачности в осуществлении фискальной, монетарной и финансовой политики. Это позволит оценивать, в какой степени реальная практика той или иной страны соответствует этим кодексам.

Вместе с тем следует учитывать, что процесс внедрения стандартов это сложный процесс, занимающий длительный период. Данный

процесс внедрения стандартов должен сопровождаться предварительным их публичным обсуждением, учетом специфики стран при применении этих стандартов, а также необходимой технической помощью при их внедрении.

Быстрыми темпами развивается сам процесс установления стандартов. Участники рынка настаивают на сближении стандартов бухгалтерского учета, что повышает значение международных стандартов и способствует более тесному сотрудничеству органов, устанавливающих национальные стандарты. В Европе основное внимание сейчас уделяется необходимости облегчения доступа европейских транснациональных компаний к международному рынку капитала посредством использования Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) и Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) проводят в настоящее время работу, направленную на создание единых стандартов финансовой отчетности, которые могли бы использоваться для прохождения процедуры листинга во всем мире. Уже завершена работа над основными стандартами, согласованными КМСФО и IOSCO. В прошлом году IOSCO объявила о том, что она завершила оценку МСФО, и рекомендовала своим членам не препятствовать транснациональным компаниям-эмитентам использовать МСФО при составлении финансовой отчетности для размещения акций и прохождения процедуры листинга на международных фондовых биржах.

Недавно произошли кардинальные изменения в самом КМСФО. Его новая организационная структура должна вступить в действие уже с текущего года; в ее основе лежит стремление обеспечить высокое качество и полноту МСФО с тем, чтобы они могли использоваться на рынках капитала во всем мире.

Будущая стратегия ЕС в области

составления финансовой отчетности

ЕС стремится получить широкую поддержку своего подхода на политическом уровне с тем, чтобы подготовить предложения по внедрению стратегии до конца этого года. Основным фактором успешного выполнения дан-

ной стратегии является разработка политики, обеспечивающей возможность торговли ценными бумагами на европейском и международном финансовых рынках на основе единых стандартов финансовой отчетности. Кроме того, стратегия должна в полной мере учитывать передовой международный опыт.

В основе указанного подхода лежит устойчивая система финансовой отчетности. Своевременная, надежная и сопоставимая информация о финансовых результатах и финансовом положении компании по-прежнему играет основную роль в защите прав инвесторов, кредиторов и других заинтересованных лиц, обеспечивая равные условия для конкурентов. Финансовая отчетность представляет собой основу всей системы информации о рынке. Она выступает в качестве связующего звена между эмитентами и инвесторами, способствует повышению уровня сопоставимости информации, без чего невозможно создание единого рынка ценных бумаг в ЕС. Для обеспечения эффективного функционирования фондового рынка необходимо правильно применять стандарты бухгалтерского учета и контролировать их соблюдение. Соблюдение стандартов должно обеспечиваться равным образом в странах ЕС и во всем мире.

Хотя в основе правил бухгалтерского учета ЕС для компаний с ограниченной ответственностью по-прежнему лежат Директивы ЕС по бухгалтерскому учету, существующие директивы не отвечают потребностям компаний, желающих привлекать капитал на общеевропейском или международных рынках ценных бумаг. Это объясняется тем, что как инвесторы, так и надзорные органы стремятся получить прозрачную, сопоставимую финансовую отчетность и выдвигают более жесткие требования к компаниям с котируемыми ценными бумагами в части раскрытия информации.

Разнообразие методов бухгалтерского учета в ЕС обусловлено многочисленными альтернативными вариантами учета, предусмотренными в Директивах, а также расхождениями в национальных системах правоприменения в ЕС. Адаптация финансовой отчетности к требованиям национальных систем законодательства и налогообложения была оправдана, когда национальная принадлежность инвесторов и других заинтересованных пользователей финансовой отчетности совпадала с националь-

ной принадлежностью соответствующей компании. Однако, сегодня ценными бумагами одной компании все чаще владеет группа инвесторов из разных стран. Необходимость интерпретации и расшифровки финансовой отчетности, составленной в соответствии с законодательством страны регистрации компании, вовсе не способствует защите интересов инвесторов из других стран - членов ЕС.

Кроме того, законодательством ЕС не урегулированы многие аспекты бухгалтерского учета, что позволяет странам разрабатывать свои собственные нормы. Национальные органы власти могут разрешить компаниям составлять отчетность на основе общепризнанных систем финансовой отчетности (МСФО или вААР США - Общепринятые принципы бухгалтерского учета в Соединенных Штатах Америки), при условии их соответствия Директивам по бухгалтерскому учету. Нередко в одной и той же стране ЕС и даже на одной и той же фондовой бирже различные компании представляют отчетность, составленную по разным стандартам. Сосуществование различных систем отчетности приводит к путанице и большим расходам. В результате снижается эффективность надзора и контроля за выполнением требований к финансовой отчетности компаний с ценными бумагами, обращающимися на открытом рынке. Инвесторы не располагают сопоставимой финансовой отчетностью и, как следствие, лишены возможности получать необходимую информацию. Затрудняется внешнеторговая деятельность в странах ЕС. В результате фрагментарности рынка серьезно снижается конкурентоспособность европейских рынков ценных бумаг в мире.

С повышением уровня деловой активности возрастает потребность в более динамичной, отвечающей современным требованиям законодательной и нормативной базе финансовой отчетности. Необходимо внимательно изучить длительные законодательные процессы в Европейском союзе, чтобы обеспечить их соответствие новым требованиям рынка. Кроме того, следует рассмотреть способы перехода от жестких, иногда слишком детализированных директив ЕС к более рациональной и гибкой системе финансовой отчетности, наиболее полно отвечающей потребностям рынков ценных бумаг.

Единая система стандартов финансовой отчетности

Европейский совет в Лиссабоне поставил задачу к 2005 году сформировать единый рынок финансовых услуг. Начинать следует с создания системы сопоставимой финансовой отчетности. Выбранная система стандартов бухгалтерского учета должна удовлетворять требованиям инвесторов и учитывать мировые достижения. Общепризнанные принципы, лежащие в основе финансовой отчетности, жизненно необходимы для составления финансовой отчетности компаниями с котируемыми ценными бумагами в странах ЕС.

В ЕС сейчас используются две системы финансовой отчетности, которые могут послужить в качестве общепризнанных стандартов: GAAP США и МСФО. В 2000 году, например, отчетность в соответствии с МСФО представили около 280 компаний стран ЕС, а в соответствии с GAAP США - около 245 компаний. Причем два года назад картина была совершенно иная - 210 и 235 соответственно.

Обе системы ориентированы на инвесторов и обеспечивают одинаковый уровень защиты их интересов. Однако на практике составление отчетности в соответствии с данными стандартами регулируется по-разному.

Можно было бы предоставить самому рынку решить, какая из систем отчетности является более предпочтительной, однако затягивание конкуренции между стандартами приведет к потере времени. В течение этого периода не удастся ни сократить затраты, ни повысить степень прозрачности отчетов. Кроме того, промедление может помешать Европейскому совету достичь поставленную в Лиссабоне цель - к 2005 году повысить уровень сопоставимости финансовой отчетности в странах-членах ЕС.

Большинство аналитиков в последнее время высказываются в пользу принятия МСФО в качестве системы стандартов для европейских компаний, стремящихся привлечь капитал на международном и общеевропейском рынках. Параллельно Комиссия МСФО последовательно осуществляет всестороннюю доработку стандартов. Уже сейчас МСФО представляет собой полную и концептуально устойчивую систему стандартов финансовой отчетности, которая удовлетворяет требованиям международных деловых кругов. Еще одним

преимуществом МСФО является то, что эта система разрабатывается для применения в международном масштабе, а не в американской экономике. С другой стороны, система СААР США слишком объемна, и в ее основе лежат очень подробные правила и толкования. Для того, чтобы использовать американские стандарты, необходимо длительное обучение и серьезная профессиональная подготовка. Эффективное применение данных стандартов в США опирается, главным образом, на сильные регулирующие и правоприменительные полномочия американской Комиссии по ценным бумагам и биржам. К тому же, Европейский союз никак не может повлиять на разработку СААР США.

Сфера применения МСФО

Комиссия МСФО предлагает ввести требование, в соответствии с которым все компании ЕС с ценными бумагами, котируемыми на регулируемом рынке, будут обязаны составлять сводную отчетность по МСФО (около 6 700 компаний). В течение двух лет данное требование будет распространено на все компании, составляющие проспекты эмиссии при публичном размещении ценных бумаг в соответствии с Директивой о порядке прохождения процедуры листинга. Компании, не входящие в котировальные листы фондовых бирж и в то же время, планирующие публичное размещение своих ценных бумаг, также могут стремиться к использованию МСФО. Поэтому Комиссия предлагает разрешить странам-членам ЕС вводить нормы, в соответствии с которыми компании, не входящие в котировальные листы фондовых бирж, обязаны или имеют возможность составлять финансовую отчетность в соответствии с теми же стандартами, что и компании с котируемыми ценными бумагами. В частности, страны-члены ЕС могут распространить требование об обязательном применении МСФО на финансовые институты и страховые компании, не входящие в котировальные листы фондовых бирж, для повышения уровня сопоставимости отчетности в данном секторе и обеспечения рационального и эффективного надзора за его деятельностью.

Требование об обязательном применении МСФО относится к сводной отчетности компаний с котируемыми ценными бумагами. Что касается использования МСФО при составле-

нии отчетности отдельными юридическими лицами, то, согласно требованиям национальных регулирующих и налоговых органов, применение МСФО может оказаться нецелесообразным или даже незаконным. Тем не менее, по мере возможности, страны-члены ЕС должны стремиться к тому, чтобы МСФО применялись и при составлении отчетности отдельными юридическими лицами. Это в значительной степени облегчит составление сводной отчетности в будущем.

Единая регистрация

В настоящее время Комиссия рассматривает целесообразность увязки изложенного выше подхода с предстоящими мероприятиями, направленными на обновление действующих Директив по подготовке проспектов эмиссии, которые, возможно, будут предусматривать более широкое использование "единой регистрации " эмитентов ценных бумаг в странах ЕС. В основе единой регистрации лежит "справочный документ " (дополненный "информацией о ценных бумагах"), который подается в соответствующие органы данной страны. Цель единой регистрации состоит в обеспечении доступа к рынкам других стран-членов ЕС путем применения единой системы регистрации на основе сопоставимой информации о рынках, в том числе и финансовой информации. Единая регистрация на основе единой системы прозрачных международных стандартов бухгалтерского учета, используемых для составления финансовой отчетности, позволит не только упростить ситуацию с данными компаниями, но и в значительной степени будет способствовать более динамичному развитию европейских финансовых рынков.

Инфраструктура и осуществление надзора

Данная стратегия должна учитывать интересы государственной политики. Европейский союз не может уполномочить негосударственную организацию устанавливать требования к финансовой отчетности компаний ЕС, не входящих в котировальные листы фондовых бирж. Компетентные органы в странах ЕС могут передать разработку стандартов бухгалтерского учета в ведение созданного ими органа,

устанавливающего национальные стандарты. У пользователей МСФО в Европейском союзе появится правовая база, только если международные стандарты будут встроены в систему законодательства ЕС по финансовой отчетности. Органы власти ЕС должны располагать механизмом осуществления необходимого надзора, устранения существенных недостатков и решения проблем, связанных с применением МСФО.

Для обеспечения надлежащего общественного надзора в ЕС необходимо создать механизм утверждения. Роль этого механизма состоит не в редактировании или замене МСФО, а в осуществлении надзора за принятием новых стандартов и интерпретаций, при этом механизм вступает в действие только тогда, когда в этих стандартах выявляются существенные неточности или не учитывается специфика стран ЕС. Стандарты МСФО, используемые в ЕС, должны утверждаться с помощью такого механизма.

Основной задачей данного механизма является подтверждение того, что МСФО полностью соответствуют общей стратегии Союза, в частности, соответствуют Директивам ЕС по бухгалтерскому учету и являются приемлемой основой для составления финансовой отчетности компаниями с котируемыми ценными бумагами. При этом предполагается, что МСФО удовлетворяют данным требованиям, а механизм должен подтвердить обоснованность такого предположения.

Для обеспечения необходимого общественного надзора в ЕС в структуре механизма подтверждения должно быть два уровня: политический и технический. Особое внимание здесь уделяется юридическому статусу механизма, полномочиям, составу и возможному привлечению к работе органов, занимающихся регулированием рынков ценных бумаг.

Технический уровень подлежит контролю, устанавливаемому на политическом уровне. Такой контроль будет осуществляться в соответствии с правилами ЕС по созданию комиссий и комитетов. На техническом уровне должна работать группа высококвалифицированных специалистов, отбор которых следует производить на основе их компетенции в области европейских и международных стандартов финансовой отчетности. Кроме того, возможно, придется создать специализированные рабочие

группы для рассмотрения особенно сложных вопросов или стандартов, оказывающих наибольшее влияние на функционирование системы контроля и пруденциального надзора (особенно за деятельностью банков, других финансовых институтов и страховых компаний). Такие группы должны не только внимательно изучить МСФО, но и внести свой вклад в работу КМСФО над стандартами на всех стадиях этого процесса, особенно на начальном этапе.

Механизм утверждения предоставит возможность внедрения МСФО в странах ЕС. В частности, следует определить необходимость разработки рекомендаций, обеспечивающих единообразное и последовательное применение стандартов. Речь не идет о пересмотре общих интерпретаций МСФО. Эта функция возложена на Постоянный комитет по интерпретации (ПКИ) в рамках КМСФО. Задача заключается в установлении конструктивного, целенаправленного и постоянного диалога с КМСФО, и в частности с ПКИ, в тех случаях, когда возникает потребность в рекомендациях по применению стандартов. Выполнение данной задачи потребует координации усилий с органами, устанавливающими национальные стандарты, и, в частности, с органами, регулирующими рынки ценных бумаг.

В рамках механизма утверждения будут подтверждаться даты вступления в силу новых МСФО в странах ЕС. В результате работы такого механизма может быть сделан вывод о необходимости раскрытия дополнительной информации или несоответствии отдельных альтернативных вариантов учета в данном стандарте Директивам ЕС по бухгалтерскому учету. В рамках механизма Комиссии может быть рекомендовано принять или отклонить поправку к Директивам в свете развития международного бухгалтерского учета.

Возражения против тех или иных положений МСФО должны быть обоснованы и преданы гласности. Рекомендации по применению конкретного стандарта МСФО, сделанные на техническом уровне, необходимо ратифицировать на политическом уровне. Во избежание подобной ситуации возражения против положений новых МСФО следует высказывать на самой ранней стадии разработки стандартов КМСФО. Союз должен обеспечить взаимодействие со всеми участниками разработки МСФО на всех этапах данного процесса и оказывать

влияние на ход дискуссии. Механизм утверждения поможет согласовать позицию Европейского совета в рамках КМСФО.

Более понятные общепризнанные стандарты бухгалтерского учета и более высокий уровень сопоставимости требований к финансовой отчетности компаний с котируемыми ценными бумагами значительно упростят контроль за соблюдением законодательства на рынках ценных бумаг.

Однако только правильное и неукоснительное применение МСФО позволит повысить эффективность рынка ценных бумаг ЕС. Система правоприменения включает целый ряд различных элементов: понятные стандарты бухгалтерского учета, своевременное составление интерпретаций и рекомендаций по применению стандартов, аудит, контроль со стороны надзорных органов, а также действенные санкции. Каждый из этих элементов должен быть эффективным: система защиты интересов инвесторов и кредиторов будет не сильнее ее самого слабого звена.

Для поддержания высокого качества финансовой отчетности во всех странах ЕС должен проводиться аудит, обеспечивающий надлежащее применение стандартов бухгалтерского учета. Поэтому как можно скорее нужно обратить внимание на установление стандартов аудита, разработку норм профессиональной этики и внедрение эффективных систем контроля за качеством аудита. Комиссия собирается выпустить Рекомендации по контролю за качеством аудита. Дальнейшая работа Комитета ЕС по аудиту будет посвящена определению единого подхода к стандартам аудита и профессиональной этики.

Решающую роль в обеспечении соблюдения требований к составлению финансовой отчетности компаниями с котируемыми ценными бумагами играют органы, регулирующие рынки ценных бумаг. Они заинтересованы в обеспечении точного и последовательного применения стандартов бухгалтерского учета на рынках ценных бумаг. Органы, регулирующие рынки ценных бумаг в ЕС, должны активно заниматься вопросами правоприменения. В частности, Комиссия ожидает, что европейские органы, регулирующие рынки ценных бумаг (при посредничестве FESCO - Форум европейских Комиссий по ценным бумагам), разработают и будут внедрять единый

подход к правоприменению. Такой подход позволит установить одинаковые условия во всех странах и предотвратить судебные разбирательства между регулирующими органами. Проверки органов, регулирующих рынки ценных бумаг, их коллегами из других стран могут оказаться полезным инструментом в обеспечении единого подхода к решаемым вопросам.

Основные этапы

На первом этапе Комиссия должна представить предложения, в соответствии с которыми все компании ЕС с котируемыми ценными бумагами будут обязаны представлять отчетность по (утвержденным) МСФО. При этом страны-члены ЕС могут разрешить компаниям, не входящим в котировальные листы фондовых бирж, или даже обязать их представлять отчетность в соответствии с МСФО. Кроме того, в данном предложении будут установлены основные правила функционирования механизма утверждения, особенности переходного периода, график внедрения, а также условия проведения оценки предлагаемого подхода.

Комиссия считает, что для выполнения вышеуказанного требования (об обязательном представлении отчетности по МСФО) до 2005 года (крайнего срока выполнения Плана мероприятий в сфере финансовых услуг, установленного Европейским советом в Лиссабоне) будет необходим переходный период, который предоставит возможность включить данное требование в национальное законодательство каждой страны и позволит компаниям с котируемыми ценными бумагами приспособиться к новым правилам. Комиссия ограничивает продолжительность переходного периода. Он начнется с момента принятия первого законодательного предложения, и самое позднее, с 2005 года все компании ЕС с котируемыми ценными бумагами должны будут составлять сводную отчетность по МСФО. В

течение переходного периода страны-члены ЕС имеют право принять решение о том, какие компании с котируемыми ценными бумагами могут (а какие - должны) перейти на МСФО до вышеуказанной даты. По мнению Комиссии, через пять лет после принятия предложения, положения, порядок выполнения и механизмы должны быть пересмотрены в свете национального, общеевропейского и международного опыта. Комиссия будет отслеживать ход реализации этого процесса путем сравнительного анализа.

Некоторые крупные компании в странах ЕС применяют СААР США часто потому, что их акции котируются на американском фондовом рынке, или в связи с тем, что в отношении их отрасли экономики КМСФО еще не установил соответствующего отраслевого стандарта. Страны-члены ЕС могут разрешить компаниям использовать СААР США в течение всего или определенной части переходного периода.

На втором этапе (до конца 2001 года) Комиссия внесет предложения по изменению Директив ЕС по бухгалтерскому учету, на основе которых по-прежнему будет составляться финансовая отчетность компаний с ограниченной ответственностью в странах ЕС. Изменения Директив бухгалтерского учета позволит сократить количество потенциальных расхождений с МСФО и привести Директивы в соответствие с современными тенденциями в бухгалтерском учете. Это особенно справедливо в тех случаях, когда научно-технический прогресс влечет за собой изменения таких традиционных методов бухгалтерского учета, как признание и оценка нематериальных активов. Комиссия обратится за консультацией к соответствующим консультативным комитетам по поводу воздействия новых информационных технологий, в частности Интернета, на представление финансовой отчетности и необходимости принятия адекватных нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.