Научная статья на тему 'Разработка и реализация концепции уроков по медиабезопасности для школьников среднего звена(на примере уроков в 7-м классе в МБОУ СОШ № 4 г. Новосибирска)'

Разработка и реализация концепции уроков по медиабезопасности для школьников среднего звена(на примере уроков в 7-м классе в МБОУ СОШ № 4 г. Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
144
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / ЗАПРЕЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лелетка Антон Александрович

В статье рассматривается опыт разработки и реализации концепции уроков по медиабезопасности в сети Интернет для школьников среднего звена. Описываются основные проблемы, связанные с медиабезопасностью школьников в сети Интернет, и варианты их решения в рамках медиаобразования, реализуемого в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация концепции уроков по медиабезопасности для школьников среднего звена(на примере уроков в 7-м классе в МБОУ СОШ № 4 г. Новосибирска)»

УДК 37

A.A. Лелетка

Новосибирский государственный педагогическийуниверситет, Новосибирск

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УРОКОВ ПО МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

(НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ В 7-М КЛАССЕ В МБОУ СОШМ 4 Г. НОВОСИБИРСКА)

В статье рассматривается опыт разработки и реализации концепции уроков по медиабезо-пасности в сети Интернет для школьников среднего звена. Описываются основные проблемы, связанные с медиабезопасностъю школьников в сети Интернет, и варианты их решения в рамках медиаобразования,реализуемого в школе.

Ключевые слова: медиабезопасность, интернет, социальная сеть, персональные данные, запрещенная информация.

В условиях динамично развивающегося мира поиск, хранение и главное - передача информации являются одной из фундаментальных основ современного общества. Эти функции на протяжении десятилетия выполняет всемирная сеть объединенных компьютерных сетей - сеть Интернет (далее - сеть). Основными функциями сети в первую очередь являются хранение и передача информации.

В настоящее время можно говорить о повсеместной «интернетизации» общества, когда на замену общепринятым механизмам взаимодействия в обществе приходит взаимодействие в сети: от модификации процесса коммуникации посредством сотой связи (замена звонков при помощи мобильной связи на звонки при помощи приложений в сети: Skype, What's Up, Viber), до оказания государственных услуг в электронном виде, для получения которых гражданину (в настоящий момент достаточно оформить заявку на портале государственных услуг: http://gosuslugi.ru).

Тот факт, что роль сети в современном мире огромна, не позволяет нам сделать однозначный вывод о ее влиянии нашу жизнь, ввиду множества подходов к рассмотрению данного явления.

При всем том, что сеть во многом, благодаря хранению огромного количества различной информации, облегчает деятельность современного человека, она также, благодаря этому же объему различной информации может нанести ему вред. Особенно подвержены риску школьники, ввиду совпадения активного развития индивидуальных характеристик школьников с активным использованием сети в их жизни.

Как подчеркивают В. А. Плешаков и Н. В. Угольков, если школьников не обучать позитивному использованию возможностей и ресурсов сети как социокультурного феномена и современного социального института, то нет оснований удивляться, что школьники испытывают многие негативные последствия киберсоциализации: кибераддикцию, технофобию, уход от реальности и ДР- [3].

Современные школьники не представляют свою жизнь без сети: помимо доступа к полезной и (или) необходимой информации (образовательные интернет-ресурсы, научные интернет-ресурсы и т. д.), у школьников есть доступ и к негативной информации (интернет-ресурсы порнографического характера, интернет-ресурсы с тематикой суицида и т. д.).

Для удовлетворения своих потребностей в получении различного рода информации школьники используют всевозможные инструменты, которые предоставляет им сеть.

В первую очередь это использование социальных сетей для коммуникации, просмотров видео, прослушивания музыкальных произведений и т. д. Согласно официальной статистике самой известной социальной сети России «Вконтакте», около 40 % пользователей этой социальной сети - это пользователи младше 25 лет.

М. М. Овчинникова отмечает, что Всероссийская конференция «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» выявила причины, которые препятствуют продвижению и развитию медиа- и информационной грамотности в России, в том числе, стихийность и факультативность информационного и медиаобразования в образовательных учреждениях России, дефи-

цит квалифицированных специалистов, призванных обеспечивать подобную подготовку граждан, а также дефицит учебно-методических изданий, необходимых для обучения и информационной подготовки граждан [2].

И. А. Фатеева определяет «медиабезопасность» как состояние защищенности жизненно важных интересов субъектов от угроз, исходящих из медиапространства, т. е. от системы средств массовой информации и коммуникации (медиа) [8].

В этой связи очевидно, что проблема медиабезопасности детей в сети Интернет (умение обезопасить себя от различного рода негативных явлений, встречающихся в Сети) является актуальной в настоящее время.

При этом, на данном этапе развития педагогических наук, не представлена продуманная система по разработке и реализации концепции уроков по медиабезопасности для школьников. В этой связи можно говорить о востребованности данных уроков в системе школьного образования.

В рамках данной статьи представлен опыт разработки и реализации (апробации) концепции уроков по медиабезопасности на примере социальной сети «ВКонтакте» в 7 классе в МБОУ СОШ № 4 г. Новосибирска в мае 2016-го года. Данные уроки разделены на три основных блока: 1) блок, связанный с функционированием социальных сетей (далее - Первый блок), 2) блок, посвященный проблемам распространения персональных данных, в том числе школьников, в социальных сетях (далее - Второй блок), 3) блок, посвященный механизмам профилактики распространения в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Третий блок).

В Первом блоке необходимо определиться с понятием «социальная сеть», ввиду неоднозначности данного понятия.

Анализ определений понятия «социальная сеть» показал, что в основном ее рассматривают как сайт в сети Интернет, предназначенный для взаимодействия пользователей сайта друг с другом. Данное понятие приводится и в свободной энциклопедии «Википедия». Однако в процессе проведения уроков по медиабезопасности со школьниками было установлено, что такое понятие некорректно употреблять в настоящее время, так как круг интернет-ресурсов, подпадающих под данное понятие, достаточно широк.

Исходя из внутренних убеждений автора настоящей статьи, а также дискуссии со школьниками во время урока, нами было обозначено уточненное определение понятия «социальная сеть», а также были установлены неотъемлемые критерии социальных сетей.

На данных уроках понятие «социальная сеть» мы определяем как сайт в сети Интернет, предназначенный для взаимодействия пользователей сайта друг с другом, а также имеющий определенные, такие неотъемлемые характеристики, как наличие личной интернет-страницы на данном сайте - аккаунта; возможности персонального формирования поступающей информации на личную интернет-страницу - собственных аудио-видео файлов, новостной ленты, ленты записей других пользователей сайта и т. д.; возможности вступления в коммуникацию с определенными пользователями сайта - функция «добавить в друзья», переписка в личном чате между 2-мя и более пользователями; возможности комментирования записи других пользователей сайта, а также возможности выражения собственной оценки контента других пользователей сайта - функции «like» / «мне нравится», «репост» / «поделится с друзьями».

В Первом блоке были освещены основные принципы функционирования в социальных сетях, исходя из понятия «социальная сеть», введенного выше, принципы регистрации в социальных сетях с использованием пользовательского соглашения. Было уделено особое внимание такому понятию, как «синхронизация социальных сетей».

Понятие «синхронизация» означает процесс приведения к одному значению одного или нескольких параметров разных объектов. Под «синхронизацией социальных сетей» на настоящих уроках, как было установлено в процессе занятий со школьниками, понимается процесс опубликовании какой-либо информации пользователя одной социальной сети, которая автоматически, при условии соблюдения определенных требований, без искажений публикуется в другой социальной сети. Например, при публикации записи (фото либо видеоизображения) в социальной сети «Instagram» предусмотрена синхронизация с социальной сетью «Вконтакте», когда запись из одной социальной сети публикуется в другой с точностью до категории «Местоположение», а также ссылкой на изначальную запись.

Во Втором блоке, в первую очередь, было дано понятие «персональные данные».

Федеральной закон Российской Федерации от 27.07.2006 «О персональных данных» № 152 - ФЗ (далее - Закон о персональных данных) дает следующее определение понятию «персональные данные»: это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) [2].

Как видно из определения, Закон о персональных данных не устанавливает конкретный набор данных субъекта персональных данных, а фактически закрепляет основной подход к определению персональных данных: в каждом конкретном случае совокупность информации, относящейся к субъекту персональных данных, разная.

В связи с этим объяснение школьникам понятия «персональные данные» является основной проблемой, ввиду неоднозначности данного понятия. По своей сути персональные данные - это совокупность данных, при которой возможно идентифицировать то или иное физическое лицо. Однако, как было указано выше, необходимо иметь в виду содержание данной информации. Например, номер сотового телефона и имя владельца телефона не являются персональными данными, потому что идентифицировать владельца телефона с помощью этой информации невозможно, в отличие от ситуации, когда в распоряжении, помимо номера телефона, мы имеем имя, фамилию и отчество физического лица и т. д. Поэтому во Втором блоке под термином «персональные данные» понимается понятие, указанное в предыдущем абзаце, - совокупность данных, при которой возможно идентифицировать физическое лицо.

Для закрепления понятия «персональные данные» во Втором блоке во время урока на конкретных примерах (данных самих школьников) было разобрано это понятие. При этом основной задачей школьников была следующая: определить субъекта персональных данных (при определенном наборе данных). В случае, если идентифицировать субъекта персональных данных было невозможно, в совокупность данных добавлялись новые (уточняющие) данные.

Для профилактики распространения персональных данных школьников в сети Интернет, был проведен анализ функций (опций) социальной сети «ВКонтакте».

При пользовании личной страницей социальной сети, помимо первичных идентификационных данных пользователя (имя, фамилия, пол, возраст и т. д.), социальная сеть предусматривает ввод и таких категорий данных, как родители; бабушки и дедушки; дети; мобильный телефон; адрес местожительства; ввод данных об учебных организациях; ввод данных о месте работы и т. д. В процессе урока было коллективно установлено, что настоящие сведения, по своей сути, не являются особо значимыми для пользователя. Однако ввод таких данных позволяет идентифицировать субъекта персональных данных, а также располагает к их распространению в сети на законных основаниях, ввиду того, что при регистрации пользователь согласен с правилами пользования социальной сети, что, соответственно, порождает дополнительные риски для субъекта персональных данных.

Также следует упомянуть про синхронизацию социальных сетей, ввиду распространенной синхронизацией с сохранением местоположения сделанной записи. Учитывая, что при прикреплении местоположения к записи, сделанной в социальной сети «Вконтакте», предусмотрена функция открытия электронных карт, с указанием реального местоположения сделанной записи. Это особо актуально для записей с местоположением (геотэгом) указывающего на реальное место проживания пользователя.

В заключении второго блока, помимо самоконтроля при распространении персональных данных в сети, учащимся необходимо рассказать о государственном контроле и надзоре в сфере персональных данных, а также защите прав субъектов персональных данных.

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (далее - Положение о Роскомнадзоре).

В соответствии с Федеральным законом от 02.05 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ (далее - Закон № 59-ФЗ), а также в соответствии с Положением о Роскомнадзоре гражданин в праве обратиться в Роскомнадзор за защитой своих прав как субъекта персональных данных.

Помимо этого необходимо отметить тот факт, что 1-го сентября 2015-го года Роскомнадзор запустил проект, направленный на просвещение школьников по проблеме персональных данных: для школьников открыт сайт в сети Интернет - персональныеданные.дети (URL: http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--dlacj3b./). Данный сайт содержит справочную информацию о проблеме распространения персональных данных школьников в сети Интернет, содержит нормативно-правовую базу в сфере персональных данных, а также обучающие и развивающие материалы.

В третьем блоке пойдет речь об информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также механизмах борьбы с данной информацией.

Данную проблему в первую очередь регулирует Федеральный закон от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ (далее - Закон об информации).

Согласно п. 6 ст. 10 Закона об информации, в Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с требованиями статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006-го года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 1 ноября 2012-го года создана и ведется единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр запрещенной информации). Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012-го года №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Согласно п. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются:

а) решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее

- уполномоченные органы):

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (в настоящее время правопреемник - МВД) - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

- в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в отношении:

- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»;

- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»;

- информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Федеральная налоговая служба - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации, нарушающей требования Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;

б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

В соответствии с п. 6 Правил создана форма в электронном виде для приема обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра. Эта форма размещается по адресу: www.eais.rkn.gov.ru (далее - Электронная форма).

Исходя из содержания вышеуказанных правовых норм, можно предположить, что в настоящее время государством, в целях ограничения доступа к запрещенной на территории Российской Федерации информации, ведется активная работа. При этом законодатель, в целях оперативного ограничения доступа, минуя судебный порядок признания информации таковой, предусмотрел досудебный порядок, по особо как распространенным, так и наиболее опасным категориям информации, при помощи Электронной формы.

Электронная форма позволяет проверить информацию, по указанным выше основаниям, абсолютно любому лицу. В этой связи можно предположить, что данная норма, помимо оперативного ограничения доступа к запрещенной информации, также является одним из видов функционирования гражданского общества.

Все вышесказанное, было представлено школьникам во время урока.

В процессе урока школьники обращались к Электронной форме и попытались внести интернет-ресурс, распространяющий сведения об азартных играх, в Реестр запрещенной информации.

Помимо этого, в процессе уроков со школьниками была проведена игра, имитирующая судебный процесс о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Класс был разбит на 3 группы, у каждой из которых были определенные роли - стороны по делу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации:

• Истец (прокурор) - инициатор запрета информации;

• Ответчик (владелец Интернет-ресурса) - лицо, разместившее у себя на интернет-ресурсе запрещенную информацию;

• Заинтересованное лицо (представить Роскомнадзора) - лицо, дающее экспертную оценку информации, а также рассказывающее об основных механизмах ведения Реестра запрещенной информации;

• Секретарь судебного заседания - классный руководитель;

• Судья - автор данной статьи.

По завершению всего курса уроков нами были сделаны следующие выводы по каждому блоку:

• По первому блоку, согласно наблюдениям, школьники не получили никакой новой информации о понятии «Социальная сеть», однако хаотичные представления школьников о социальных сетях, в большей их части, упорядочились;

• По второму блоку, как и предполагалось изначально, трудности возникли с определением и применением понятия «персональные данные». Ввиду этого, оно тяжело усваивается и соответственно практически не может быть применено в практике;

• Третий блок оказался наиболее продуктивным. В первую очередь, это явилось следствием актуальности предмета обсуждения - запрещенной информации, а во вторую - различными формами взаимодействия во время уроков.

Данный курс уроков по медиабезопасности школьников в Интернете является симбиозом основных проблем, которым стоит уделить особое внимание: механизмы функционирования социальных сетей; профилактика избыточного распространения в сети (в социальных сетях) пер-

сональных данных школьников; распространение в сети, в том числе в социальных сетях, запрещенной в Российской Федерации информации и механизмы предотвращения ее распространения; недостаточная погруженность школьников в проблему собственной медиабезопасности. В качестве основных блоков для изучения выбраны социальные сети, персональные данные и запрещенная на территории Российской Федерации информация. В рамках модульного обучения, с учетом интересов и потребностей целевой аудитории, возможна их комбинация и модификация.

Список литературы

1. Выжить в цифровом мире. Иллюстрированные советы от «Лаборатории Касперского» [Текст] / Э. Кудинов. - «Питер», 2015.

2. Овчинникова, М. В. Медиабезопасность поколения Next: от чего и как защищать молодежь [Текст] / М. В. Овчинникова // Вестн. Челябинск, гос. ун-та. - 2013. - № 22 (313). -С.71-73.

3. Плешаков, В. А. Интернет как фактор социализации старших школьников [Текст] / В. А. Плешаков, Н. В. Угольков // Философские проблемы информационных технологий и кибер-пространства. - 2012. -№2 (4). - С. 48-54.

4. Федеральный закон от 27.07.2007 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Правовой Сервер КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=200126#0 (датаобращения: 28.12.2016).

5. Федеральный закон от 27.07.2007 «О персональных данных» № 152-ФЗ [Электронный ресурс] II Электронное периодическое издание «Правовой Сервер КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200556#0 (дата обращения: 28.12.2016).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создание, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») № 1101 [Электронный ресурс] II Электронное периодическое издание «Правовой Сервер КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=207227#0 (дата обращения: 28.12.2016).

7. Безопасность детей в интернете [Электронный ресурс] II Блог лаборатории Касперского. - URL: www.kaspersky.ru/internte-security-centr/internet-safety/kids-online-safety (дата обращения: 02.02.2016).

8. Фатеева, И. А. Социальные сети в аспекте медиабезопасности [Электронный ресурс] / И. А. Фатеева II Форум конференций «Медиаобразование» - Международная конференция «Ме-диаобразование - 2014». - URL: mim.org.ru/phocadownload/fateeva-mel4.doc (дата обращения: 28.12.2016).

9. 7 вредных интернет-привычек [Электронный ресурс] II Блог лаборатории Касперского. -URL: https://blog.kaspersky.ru/stop-doing-that-online/13396/ (дата обращения: 28.12.2016).

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT MEDIASAFETY LESSONS FOR SCHOOLCHILDREN ON THE MID-LEVEL EXAMPLE OF LESSONS IN THE 7TH GRADE IN SCHOOL № 4 IN NOVOSIBIRSK

LeletkaA. A., NovosibirskStatePedagogical University, Novosibirsk, leletkaanton@gmail.com

The article deals with the experience of developing and implementing lessons of mediasafety concepts learned in the network «Internet». It describes the main problems with the mediasafety of schoolchildren in the network «Internet» and options for their solutions within theframework of media education implemented in schools. Author of the article is given its own definition of «Social Network». Highlighted the main problems of mediasafety of schoolchildren using the network «Internet». An example of a developed a course of mediasafety for middle-level of schoolchildren. It reflects the main approaches and technics used during the lessons of mediasafety for schoolchildren on the mid-level example of lessons in the 7th grade in school № 4 in Novosibirsk. Present the results of the development and implementation of the concept mediasafety lessons for schoolchildren on the mid-level example of lessons in the 7 th grade in school № 4 in Novosibirsk and the mainfindings ofthe implementation ofthe concept.

Keywords: mediasafety, internet, social networking, personal data, prohibited information.

References

1. Kudinov, E. (2015) Vyzhitv tsifrovom mire. Illustrirovannye sovety ot «Laboratorii Kasperskogo» [=To survive in the digital world. Illustrated tips from «Kaspersky Lab»]. (In Russ.).

2. Ovchinnikova, M. V. Mediabezopasnost pokoleniya next: ot chego I kak zaschischat molodezh [=Mediafafety of net generation: what and how to protect young people], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Vestnik Chelyabinsk State university]. (In Russ.).

3. Pleshakov, V. A. and Ugolkov, N. V. Internet kak factor sotsializatsii starshih Shkolnikov [=The internet as a factor of socialization of senior pupils], in: Philosophskie problemy informatsionnyh tehnologiy I kiberprostranstva [=Philosophical problems of information technology and cyberspase]. (In Russ.).

4. Federalni zakon ot 27.07.2007 «Ob informatsii, informatsionnyh tehnologiyah I o zashite informatsii» № 149-FZ [=Eztracts from Federal Lav #149-FZ dated July 27, 2006 «On Information, Information Technologies and Information protection»], available at: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200126#0 accessed: 28.12.2016. (InRuss.).

5. Federalni zakon ot 27.07.2007 «0personalnyh dannyh» № 152-FZ [=Eztracts from Federal Lav #152-FZ dated July 27, 2006 «On personal date»], available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200556#0, accessed 28.12.2016. (In Russ.).

6. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 26.10.2016 «0 edinoi avtomatizirovannoy informatsionnoy sisteme «Edinyi reestr domennyh imen, ukazateley stanits saytov v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti «Internet» I setevyh adresov, pozvolyaushih identifitsirovat sayty v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti «Internet», soderzhashie informatsiy, rasprostraneniye kotoroi v Rossiyskoy Federatsii zapresheno» (vmeste s «Pravilami sozdaniya, formirovaniya I vedeniya edinoi avtomatizirovannoy informatsionnoy sisteme «Edinyi reestr domennyh imen, ukazateley stanits saytov v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti «Internet» I setevyh adresov, pozvolyaushih identifitsirovat sayty v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti «Internet», soderzhashie informatsiy, rasprostraneniye kotoroi v Rossiyskoy Federatsii zapresheno», Pravolami prinyatia upolnomochennymi Pravitelstvom Rossiyskoy Federatsiifederalnymi organami ispolnitelnoy vlsasti resheniy v otnoshenii otdelnyh vidov informatsii i materialov, rasprostranyamyh posredstvom informatsionno-telekommunikatsionnoy seti «Internet», rasprostraneniye kotoryh v Rossiyskoy Federatsii zapresheno»)№ 1101 [= Decree #1101 of the Government of the Russian Federation dated October 26, 2012 «On the Uniform Automated Information system of the Russian internet Blacklist»], available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=207227#0 accessed 28.12.2016. (InRuss.).

7. Bezopasnost detei v Internete [=Child safety on the Internet], available at: www.kaspersky.ru/ internte-security-centr/internet-safety/kids-online-safety accessed: 02.02.2016. (In Russ.).

8. Fateeva, I. A. Sotsialnye seti v aspekta mediabezopasnosti [=Sotsial networking mediasafety aspect], available at: mim.org.ru/phocadownload/fateeva-mel4.doc, accessed 28.12.2016. (In Russ.).

9. 7 vrednyh privuchek [=7 bad habits], available at: https://blog.kaspersky.ru/stop-doing-that-online/13396/, accessed 28.12.2016. (In Russ.).

Лелетка Антон Александрович - магистрант, институт филологии, массовой информации и психологии, Новосибирский государственный педагогическийуниверситет, Новосибирск.

leletkaanton@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.