КОНСТИТУЦИОННОЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО (CONSTITUTIONAL, MUNICIPAL, ADMINISTRATIVE LAW)
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372).
Право. Вып. 43. С. 25-29.
УДК 342.9
ББК 67.301
ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
С. В. Горовенко
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россиия
Е. С. Изюмова
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), Челябинск, Россия
В статье поднимается проблема предупреждения правонарушений в сфере игорного бизнеса в сети Интернет, связанная с отсутствием правовых средств, способных обеспечить ограничение доступа к интернет-сайтам, на которых осуществляется организация азартных игр и пари. В статье предложен ряд мер, которые, по имению авторов, позволят сократить число совершаемых правонарушений в указанной сфере.
Ключевые слова: предупреждение правонарушений, игорный бизнес в сети Интернет, нормативное обеспечение, меры государственного принуждения.
Распространение игорного бизнеса в сети Интернет в настоящее время становится серьезной проблемой ввиду свободного доступа к нему несовершеннолетних, утечки капитала в зарубежные фирмы, которые имеют право осуществлять свою деятельность легально через сеть Интернет, будучи зарегистрированными в государствах, где такой вид бизнеса является разрешенным.
Законодательство Российской Федерации в сфере игорного бизнеса постоянно развивается, совершенствуются механизмы правового регулирования данного вида деятельности, однако, судя по количеству совершаемых правонарушений в сфере азартных игр и пари1, данное направление требует срочных мер со стороны государства.
Практически все страны Европы и США после нескольких лет безуспешной борьбы с незаконным игорным бизнесом в сети Интернет легализовали его [12. С. 15-21] при условии жесткой системы лицензирования и высоких обязательных
1 См.: Прокуратура Югры отчиталась по борьбе с нелегальным игорным бизнесом. — URL: http://www.rarib.ru/news/4327/25980; Брянские полицейские за полгода изъяли почти 90 нелегальных игральных автоматов. — URL: http://www.rarib. ru/news/4327/25979; «Подпольные миллионеры» из Александрова заплатят государству 22 миллиона рублей. — URL: http://www.rarib.ru/news/4327/25975.
платежей (налогов и сборов), взимаемых за право осуществления данного вида деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Каким образом обеспечено соблюдение данного запрета?
Азартная игра в сети Интернет осуществляется на интернет-сайтах. Постановлением Правительства Российской Федерации создан Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее — Реестр).
Органом, уполномоченным на ведение указанного Реестра, является Федеральная служба
по надзору в сфере связи, информационных техно -логий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), а также специально создаваемая для этого организация — оператор Реестра.
Интернет-сайт включается в Реестр на основании решения Роскомнадзора. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает такие решения в отношении:
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет;
- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к соверше -нию самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети Интернет;
- информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Помимо Роскомнадзора решения о включении интернет-сайта в Реестр также вправе принять:
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков — в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
Ввиду того, что орган, уполномоченный на принятие решений о включении интернет-сайта, на котором осуществляется организация азартных игр и пари, в Реестр не определен, ме-
ханизм государственного контроля в указанной сфере не действует.
Как отмечет В. И. Майоров, уровень эффективности осуществляемой правоохранительными органами деятельности определяется совокупностью ряда условий: наличие систематизированного и стабильного законодательства, информированность его адресатов о содержании правовых запретов и санкций, оперативность производства по делам об административных правонарушениях, процедура рассмотрения дел и наложения взыскания, стабильность административно-карательной практики и реальность исполнения санкций, режим законности в правоприменительной деятельности, неотвратимость ответственности и справедливость наказания, сочетание административной ответственности с иными мерами социального контроля [13. С. 21].
Единственным способом включения интернет-сайтов, на которых организуются азартные игры, в Реестр стало обращение в суд прокурора по результатам проведенной проверки в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об ограничении доступа абонентов к интернет-сайтам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации указанных сайтов [1-4].
Исходя из анализа судебной практики, можно делать вывод о том, что интернет-провайдеры обращают внимание судов на существующий пробел законодательства и требуют отменить решение об ограничении доступа к интернет-сайту, на котором осуществляется организация азартных игр и пари, на том основании, что они не включены в Реестр. Однако суды, исходя из анализа действующего законодательства, указывают на то, что сам по себе факт невнесения сведений об указанных в иске сайтах с азартными играми в Реестр не может служить основанием для вывода о недоказанности запрещенного характера содержащейся на них информации, не может быть положен в основу вывода об отсутствии у ответчика как у оператора связи обязанности по ограничению доступа к заявленным в иске сайтам (содержащейся на них информации) и являться самостоятельным основанием для отказа в иске [5-11].
Между тем сложившаяся ситуация, связанная с отсутствием системного подхода, нормативного обеспечения процедуры включения интернет-сайта в Реестр, осложняет работу уполномоченных органов в сфере игорного бизнеса в сети Интернет, что способствует его спонтанному развитию в киберпространстве.
В соответствии со ст. 15.1 Закона об азартных играх и пари специальным органом, осуществляющим государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. В связи с этим представляется логичным наделение именно ее полномочием по принятию решений о включении интернет-сайтов, на которых осуществляется организация азартных игр, в Реестр.
Совместным приказом Роскомнадзора № 1022, ФСКН России № 368, Роспотребнадзора № 666 от 11.09.2013 утверждены критерии оценки материалов и (или) информации, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, на основании которых принимается решение о включении интернет-сайта в Реестр. По каждому виду информации разработаны отдельные критерии.
С целью обеспечения обоснованности принимаемых Федеральной налоговой службой решений представляется необходимым разработать и включить в указанный приказ критерии оценки интернет-сайтов, на которых осуществляется организация азартных игр и пари, утвердив его совместно с Федеральной налоговой службой. К критериям, в первую очередь, следует отнести:
- рекламу азартных игр и пари;
- предложение принять участие в азартных играх и пари;
- наличие электронной платежной системы, позволяющей пополнить интернет-кошелек денежными средствами и сделать ставку / получить выигрыш;
- наличие анимационных динамических изображений, демонстрирующих процесс азартных игр и пари.
Одним из важнейших факторов, влияющих на соблюдение того или иного запрета, установленного государством, является способ его обеспечения средствами принуждения.
Интернет-провайдер не несет никакой ответственности за организацию азартных игр и пари посредством поставляемого им ресурса. При этом он является непосредственным участником игорного процесса, без которого организатор и игрок не смогли бы взаимодействовать.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность
интернет-провайдера за обеспечение доступа к интернет-сайтам, на которых осуществляется организация игорной деятельности, не предусмо -трена, поэтому полагаем необходимым законодательно определить ответственность интернет-провайдеров за обеспечение организации игорной деятельности. Для этого предлагаем ввести административную ответственность для интернет-провайдеров за обеспечение доступа к сайтам, включенным в Реестр интернет-сайтов, на которых осуществляется организация и прове -дение азартных игр. Для этого предлагаем внести ч. 4 в ст. 14.1.1 КоАП РФ. Право составления протоколов об административных правонарушениях по указанной статье логичным будет делегировать Федеральной налоговой службе и ее территориальным органам.
Также полагаем необходимым ввести механизм досрочного прекращения действия лицензии на предоставление телематических услуг для интернет-провайдеров в случае систематического (трех и более раз) нарушения требований об ограничении доступа к запрещенным интернет-сайтам, включенным в Реестр. Для этого постановление Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» необходимо дополнить по -рядком прекращения действия выданной лицензии на основании нарушения требований об ограничении доступа к запрещенным сайтам, установив, что инициировать прекращение действия лицензии вправе Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в случае выявления неоднократных нарушений в сфере игорного бизнеса.
Доказательством систематического нарушения может явиться факт привлечения интернет-провайдера к административной ответственности.
Тем самым будет обеспечена заинтересованность провайдера в своевременном ограничении доступа к интернет-сайтам, признанным в установленном законом порядке сайтами, на которых осуществляется организация азартных игр и пари, внесенным в Реестр.
Перечисленные выше меры позволят предупредить совершение правонарушений в сфере азартных игр и пари посредством сети Интернет, что будет способствовать повышению уровня законности в указанной сфере.
Список литературы
1. Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2012 по делу № 91-КГПР12-3 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base= ARB;n=303440 (дата обращения 22.05.2015).
2. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2012 № 33-16396/2012 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=469946 (дата обращения 22.05.2015).
3. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 17.07.2012 по делу № 33-14163/12 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=274651 (дата обращения 22.05.2015).
4. Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 06.06.2012 по делу № 33-1152 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=221170 (дата обращения 22.05.2015).
5. Постановление Президиума Свердловского областного суда от 26.02.2014 по делу № 44Г-6/2014 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=942254 (дата обращения 26.06.2015).
6. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2015 по делу № 33-4657 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1127929 (дата обращения 26.06.2015).
7. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2015 по делу № 33-4658 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=SOJ;n=1181418 (дата обращения 26.06.2015).
8. Апелляционное определение Архангельского областного суда от 11.04.2013 по делу № 33-2085/13 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=678793 (дата обращения 26.06.2015).
9. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 19.03.2014 по делу № 33-1351/2014 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=833598 (дата обращения 26.06.2015).
10. Апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2013 по делу № 11-42143 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=928395 (дата обращения 26.06.2015).
11. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 01.07.2013 по делу № 33-8189/2013 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=S0J;n=630326 (дата обращения 26.06.2015).
12. Бауэр, В. П. О совершенствовании регулирования деятельности по организации и проведению азартных онлайн-игр / В. П. Бауэр // Безопасность бизнеса. - 2015. - № 1. - С. 15-21.
13. Майоров, В. И. Безопасность дорожного движения: концептуальный взгляд / В. И. Майоров. - Челябинск, 2015. - 70 с.
Сведения об авторах
Горовенко Сергей Викторович — кандидат юридических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой административного и финансового права Института государства и права Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. [email protected]
Изюмова Евгения Сергеевна — аспирант кафедры конституционного и административного права ЮжноУральского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 17 (372). Law. Issue 43. Pp. 25-29.
PROBLEM OF THE PREVENTION OF OFFENSES IN THE ONLINE-GAMING SPHERE S.V. Gorovenko
Tyumen State University, Tyumen, Russia. [email protected]
E.S. Izyumova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article is devoted to the problem prevention of offenses in online-gaming sphere which connected with
lack of the legal means capable to provide restriction of access to the Internet gaming sites. In article authors
offer a number of measures which, will allow to reduce number of the made offenses in the online-gaming
sphere.
Keywords: he prevention of offenses, online-gaming, standard providing, measures of the state coercion.
References
1. [Definition of the Supreme Court of the Russian Federation of 09.10.2012 in the case of no. 91-KGPR12-3]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=303440, accessed 22.05.2015. (In Russ.).
2. [Definition of the St. Petersburg city court of 13.12.2012 no. 33-16396/2012]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=469946, accessed 22.05.2015. (In Russ.).
3. [Appeal definition of the Krasnodar regional court of 17.07.2012 in the matter of no. 33-14163/12]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=274651, accessed 22.05.2015. (In Russ.).
4. [Appeal definition of the Tambov regional court of 06.06.2012 in the matter of no. 33-1152]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=S0J;n=2211706, accessed 22.05.2015. (In Russ.).
5. [The resolution of Presidium of Sverdlovsk regional court of 26.02.2014 in the matter of no. 44G-6/2014]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=942254, accessed 26.06.2015. (In Russ.).
6. [Appeal definition of the Moscow city court of 12.02.2015 in the matter of no. 33-4657]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1127929, accessed 26.06.2015. (In Russ.).
7. [Appeal definition of the Moscow city court of 12.02.2015 in the matter of no. 33-4658]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1181418, accessed 26.06.2015. (In Russ.).
8. [Appeal definition of the Arkhangelsk regional court of 11.04.2013 in the matter of no. 33-2085/13]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=678793, accessed 26.06.2015. (In Russ.).
9. [Appeal definition of the Vologda regional court of 19.03.2014 in the matter of no. 33-1351/2014]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=833598, accessed 26.06.2015. (In Russ.).
10. [Appeal definition of the Moscow city court of 24.12.2013 in the matter of no. 11-42143]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=928395, accessed 26.06.2015. (In Russ.).
11. [Appeal definition of the Rostov regional court of 01.07.2013 in the matter of no. 33-8189/2013]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=S0J;n=630326, accessed 26.06.2015. (In Russ.).
12. Baujer V.P. O sovershenstvovanii regulirovanija dejatel'nosti po organizacii i provedeniju azartnyh on-lajn-igr [About improvement of regulation of activities for the organization and carrying out hazardous online games]. Bezopasnost' biznesa [Safety of business], 2015, no. 1, 15-21 pp. (In Russ.).
13. Majorov V.I. Bezopasnost' dorozhnogo dvizhenija: konceptual'nyj vzgljad [Traffic safety: conceptual look]. Chelyabinsk, 2015. 70 p. (In Russ.).