Научная статья на тему 'Проблема предупреждения правонарушений в сфере игорного бизнеса в сети Интернет'

Проблема предупреждения правонарушений в сфере игорного бизнеса в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
213
34
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / HE PREVENTION OF OFFENSES / ONLINE-GAMING / STANDARD PROVIDING / MEASURES OF THE STATE COERCION

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Горовенко Сергей Викторович, Изюмова Евгения Сергеевна

В статье поднимается проблема предупреждения правонарушений в сфере игорного бизнеса в сети Интернет, связанная с отсутствием правовых средств, способных обеспечить ограничение доступа к интернет-сайтам, на которых осуществляется организация азартных игр и пари. В статье предложен ряд мер, которые, по имению авторов, позволят сократить число совершаемых правонарушений в указанной сфере.

Problem of the prevention of offenses in the online-gaming sphere

The article is devoted to the problem prevention of offenses in online-gaming sphere which connected with lack of the legal means capable to provide restriction of access to the Internet gaming sites. In article authors offer a number of measures which, will allow to reduce number of the made offenses in the online-gaming sphere.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблема предупреждения правонарушений в сфере игорного бизнеса в сети Интернет»

КОНСТИТУЦИОННОЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО (CONSTITUTIONAL, MUNICIPAL, ADMINISTRATIVE LAW)

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 17 (372).

Право. Вып. 43. С. 25-29.

УДК 342.9

ББК 67.301

ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

С. В. Горовенко

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россиия

Е. С. Изюмова

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), Челябинск, Россия

В статье поднимается проблема предупреждения правонарушений в сфере игорного бизнеса в сети Интернет, связанная с отсутствием правовых средств, способных обеспечить ограничение доступа к интернет-сайтам, на которых осуществляется организация азартных игр и пари. В статье предложен ряд мер, которые, по имению авторов, позволят сократить число совершаемых правонарушений в указанной сфере.

Ключевые слова: предупреждение правонарушений, игорный бизнес в сети Интернет, нормативное обеспечение, меры государственного принуждения.

Распространение игорного бизнеса в сети Интернет в настоящее время становится серьезной проблемой ввиду свободного доступа к нему несовершеннолетних, утечки капитала в зарубежные фирмы, которые имеют право осуществлять свою деятельность легально через сеть Интернет, будучи зарегистрированными в государствах, где такой вид бизнеса является разрешенным.

Законодательство Российской Федерации в сфере игорного бизнеса постоянно развивается, совершенствуются механизмы правового регулирования данного вида деятельности, однако, судя по количеству совершаемых правонарушений в сфере азартных игр и пари1, данное направление требует срочных мер со стороны государства.

Практически все страны Европы и США после нескольких лет безуспешной борьбы с незаконным игорным бизнесом в сети Интернет легализовали его [12. С. 15-21] при условии жесткой системы лицензирования и высоких обязательных

1 См.: Прокуратура Югры отчиталась по борьбе с нелегальным игорным бизнесом. — URL: http://www.rarib.ru/news/4327/25980; Брянские полицейские за полгода изъяли почти 90 нелегальных игральных автоматов. — URL: http://www.rarib. ru/news/4327/25979; «Подпольные миллионеры» из Александрова заплатят государству 22 миллиона рублей. — URL: http://www.rarib.ru/news/4327/25975.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

платежей (налогов и сборов), взимаемых за право осуществления данного вида деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Каким образом обеспечено соблюдение данного запрета?

Азартная игра в сети Интернет осуществляется на интернет-сайтах. Постановлением Правительства Российской Федерации создан Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее — Реестр).

Органом, уполномоченным на ведение указанного Реестра, является Федеральная служба

по надзору в сфере связи, информационных техно -логий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), а также специально создаваемая для этого организация — оператор Реестра.

Интернет-сайт включается в Реестр на основании решения Роскомнадзора. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает такие решения в отношении:

- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет;

- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к соверше -нию самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети Интернет;

- информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Помимо Роскомнадзора решения о включении интернет-сайта в Реестр также вправе принять:

- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков — в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.

Ввиду того, что орган, уполномоченный на принятие решений о включении интернет-сайта, на котором осуществляется организация азартных игр и пари, в Реестр не определен, ме-

ханизм государственного контроля в указанной сфере не действует.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Как отмечет В. И. Майоров, уровень эффективности осуществляемой правоохранительными органами деятельности определяется совокупностью ряда условий: наличие систематизированного и стабильного законодательства, информированность его адресатов о содержании правовых запретов и санкций, оперативность производства по делам об административных правонарушениях, процедура рассмотрения дел и наложения взыскания, стабильность административно-карательной практики и реальность исполнения санкций, режим законности в правоприменительной деятельности, неотвратимость ответственности и справедливость наказания, сочетание административной ответственности с иными мерами социального контроля [13. С. 21].

Единственным способом включения интернет-сайтов, на которых организуются азартные игры, в Реестр стало обращение в суд прокурора по результатам проведенной проверки в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об ограничении доступа абонентов к интернет-сайтам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации указанных сайтов [1-4].

Исходя из анализа судебной практики, можно делать вывод о том, что интернет-провайдеры обращают внимание судов на существующий пробел законодательства и требуют отменить решение об ограничении доступа к интернет-сайту, на котором осуществляется организация азартных игр и пари, на том основании, что они не включены в Реестр. Однако суды, исходя из анализа действующего законодательства, указывают на то, что сам по себе факт невнесения сведений об указанных в иске сайтах с азартными играми в Реестр не может служить основанием для вывода о недоказанности запрещенного характера содержащейся на них информации, не может быть положен в основу вывода об отсутствии у ответчика как у оператора связи обязанности по ограничению доступа к заявленным в иске сайтам (содержащейся на них информации) и являться самостоятельным основанием для отказа в иске [5-11].

Между тем сложившаяся ситуация, связанная с отсутствием системного подхода, нормативного обеспечения процедуры включения интернет-сайта в Реестр, осложняет работу уполномоченных органов в сфере игорного бизнеса в сети Интернет, что способствует его спонтанному развитию в киберпространстве.

В соответствии со ст. 15.1 Закона об азартных играх и пари специальным органом, осуществляющим государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. В связи с этим представляется логичным наделение именно ее полномочием по принятию решений о включении интернет-сайтов, на которых осуществляется организация азартных игр, в Реестр.

Совместным приказом Роскомнадзора № 1022, ФСКН России № 368, Роспотребнадзора № 666 от 11.09.2013 утверждены критерии оценки материалов и (или) информации, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, на основании которых принимается решение о включении интернет-сайта в Реестр. По каждому виду информации разработаны отдельные критерии.

С целью обеспечения обоснованности принимаемых Федеральной налоговой службой решений представляется необходимым разработать и включить в указанный приказ критерии оценки интернет-сайтов, на которых осуществляется организация азартных игр и пари, утвердив его совместно с Федеральной налоговой службой. К критериям, в первую очередь, следует отнести:

- рекламу азартных игр и пари;

- предложение принять участие в азартных играх и пари;

- наличие электронной платежной системы, позволяющей пополнить интернет-кошелек денежными средствами и сделать ставку / получить выигрыш;

- наличие анимационных динамических изображений, демонстрирующих процесс азартных игр и пари.

Одним из важнейших факторов, влияющих на соблюдение того или иного запрета, установленного государством, является способ его обеспечения средствами принуждения.

Интернет-провайдер не несет никакой ответственности за организацию азартных игр и пари посредством поставляемого им ресурса. При этом он является непосредственным участником игорного процесса, без которого организатор и игрок не смогли бы взаимодействовать.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность

интернет-провайдера за обеспечение доступа к интернет-сайтам, на которых осуществляется организация игорной деятельности, не предусмо -трена, поэтому полагаем необходимым законодательно определить ответственность интернет-провайдеров за обеспечение организации игорной деятельности. Для этого предлагаем ввести административную ответственность для интернет-провайдеров за обеспечение доступа к сайтам, включенным в Реестр интернет-сайтов, на которых осуществляется организация и прове -дение азартных игр. Для этого предлагаем внести ч. 4 в ст. 14.1.1 КоАП РФ. Право составления протоколов об административных правонарушениях по указанной статье логичным будет делегировать Федеральной налоговой службе и ее территориальным органам.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Также полагаем необходимым ввести механизм досрочного прекращения действия лицензии на предоставление телематических услуг для интернет-провайдеров в случае систематического (трех и более раз) нарушения требований об ограничении доступа к запрещенным интернет-сайтам, включенным в Реестр. Для этого постановление Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» необходимо дополнить по -рядком прекращения действия выданной лицензии на основании нарушения требований об ограничении доступа к запрещенным сайтам, установив, что инициировать прекращение действия лицензии вправе Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в случае выявления неоднократных нарушений в сфере игорного бизнеса.

Доказательством систематического нарушения может явиться факт привлечения интернет-провайдера к административной ответственности.

Тем самым будет обеспечена заинтересованность провайдера в своевременном ограничении доступа к интернет-сайтам, признанным в установленном законом порядке сайтами, на которых осуществляется организация азартных игр и пари, внесенным в Реестр.

Перечисленные выше меры позволят предупредить совершение правонарушений в сфере азартных игр и пари посредством сети Интернет, что будет способствовать повышению уровня законности в указанной сфере.

Список литературы

1. Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2012 по делу № 91-КГПР12-3 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base= ARB;n=303440 (дата обращения 22.05.2015).

2. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2012 № 33-16396/2012 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=469946 (дата обращения 22.05.2015).

3. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 17.07.2012 по делу № 33-14163/12 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=274651 (дата обращения 22.05.2015).

4. Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 06.06.2012 по делу № 33-1152 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=221170 (дата обращения 22.05.2015).

5. Постановление Президиума Свердловского областного суда от 26.02.2014 по делу № 44Г-6/2014 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=942254 (дата обращения 26.06.2015).

6. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2015 по делу № 33-4657 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1127929 (дата обращения 26.06.2015).

7. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2015 по делу № 33-4658 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=SOJ;n=1181418 (дата обращения 26.06.2015).

8. Апелляционное определение Архангельского областного суда от 11.04.2013 по делу № 33-2085/13 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=678793 (дата обращения 26.06.2015).

9. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 19.03.2014 по делу № 33-1351/2014 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=833598 (дата обращения 26.06.2015).

10. Апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2013 по делу № 11-42143 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=928395 (дата обращения 26.06.2015).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

11. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 01.07.2013 по делу № 33-8189/2013 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=S0J;n=630326 (дата обращения 26.06.2015).

12. Бауэр, В. П. О совершенствовании регулирования деятельности по организации и проведению азартных онлайн-игр / В. П. Бауэр // Безопасность бизнеса. - 2015. - № 1. - С. 15-21.

13. Майоров, В. И. Безопасность дорожного движения: концептуальный взгляд / В. И. Майоров. - Челябинск, 2015. - 70 с.

Сведения об авторах

Горовенко Сергей Викторович — кандидат юридических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой административного и финансового права Института государства и права Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. tgamyp@yandex.ru

Изюмова Евгения Сергеевна — аспирант кафедры конституционного и административного права ЮжноУральского государственного университета, Челябинск, Россия. izumchik74@rambler.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 17 (372). Law. Issue 43. Pp. 25-29.

PROBLEM OF THE PREVENTION OF OFFENSES IN THE ONLINE-GAMING SPHERE S.V. Gorovenko

Tyumen State University, Tyumen, Russia. tgamyp@yandex.ru

E.S. Izyumova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. izumchik74@rambler.ru

The article is devoted to the problem prevention of offenses in online-gaming sphere which connected with

lack of the legal means capable to provide restriction of access to the Internet gaming sites. In article authors

offer a number of measures which, will allow to reduce number of the made offenses in the online-gaming

sphere.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Keywords: he prevention of offenses, online-gaming, standard providing, measures of the state coercion.

References

1. [Definition of the Supreme Court of the Russian Federation of 09.10.2012 in the case of no. 91-KGPR12-3]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=303440, accessed 22.05.2015. (In Russ.).

2. [Definition of the St. Petersburg city court of 13.12.2012 no. 33-16396/2012]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=469946, accessed 22.05.2015. (In Russ.).

3. [Appeal definition of the Krasnodar regional court of 17.07.2012 in the matter of no. 33-14163/12]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=274651, accessed 22.05.2015. (In Russ.).

4. [Appeal definition of the Tambov regional court of 06.06.2012 in the matter of no. 33-1152]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=S0J;n=2211706, accessed 22.05.2015. (In Russ.).

5. [The resolution of Presidium of Sverdlovsk regional court of 26.02.2014 in the matter of no. 44G-6/2014]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=942254, accessed 26.06.2015. (In Russ.).

6. [Appeal definition of the Moscow city court of 12.02.2015 in the matter of no. 33-4657]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1127929, accessed 26.06.2015. (In Russ.).

7. [Appeal definition of the Moscow city court of 12.02.2015 in the matter of no. 33-4658]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1181418, accessed 26.06.2015. (In Russ.).

8. [Appeal definition of the Arkhangelsk regional court of 11.04.2013 in the matter of no. 33-2085/13]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=678793, accessed 26.06.2015. (In Russ.).

9. [Appeal definition of the Vologda regional court of 19.03.2014 in the matter of no. 33-1351/2014]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=833598, accessed 26.06.2015. (In Russ.).

10. [Appeal definition of the Moscow city court of 24.12.2013 in the matter of no. 11-42143]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=928395, accessed 26.06.2015. (In Russ.).

11. [Appeal definition of the Rostov regional court of 01.07.2013 in the matter of no. 33-8189/2013]. Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=S0J;n=630326, accessed 26.06.2015. (In Russ.).

12. Baujer V.P. O sovershenstvovanii regulirovanija dejatel'nosti po organizacii i provedeniju azartnyh on-lajn-igr [About improvement of regulation of activities for the organization and carrying out hazardous online games]. Bezopasnost' biznesa [Safety of business], 2015, no. 1, 15-21 pp. (In Russ.).

13. Majorov V.I. Bezopasnost' dorozhnogo dvizhenija: konceptual'nyj vzgljad [Traffic safety: conceptual look]. Chelyabinsk, 2015. 70 p. (In Russ.).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.