Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ'

РАЗРАБОТКА ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
фандрайзинг / фандрайзинговая кампания / фандрайзинговая стратегия / fundraising / fundraising campaign / fundraising strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имехенова С.С.

В статье рассмотрены этапы организации фандрайзинговой кампании, предложены принципы, которые позволили бы выработать эффективную стратегию фандрайзинговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUNDRAISING OPERATION STRATEGIES CULTURAL INSTITUTIONS

The article examines the stages of organizing a fundraising campaign and proposes principles that would allow us to develop an effective strategy for fundraising activities.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 6 (75) Том 4. ИЮНЬ 2024 г. УДК 008

Имехенова С.С.

магистрант кафедры социально-культурной деятельности Восточно-Сибирский государственный институт культуры

(г. Улан-Удэ, Россия)

РАЗРАБОТКА ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: в статье рассмотрены этапы организации фандрайзинговой кампании, предложены принципы, которые позволили бы выработать эффективную стратегию фандрайзинговой деятельности.

Ключевые слова: фандрайзинг, фандрайзинговая кампания, фандрайзинговая стратегия.

Сегодня сфера культуры нуждается в поиске дополнительных источниках финансирования, отчего тема фандрайзинга становится актуальной.

Фандрайзинг (от англ. fund-raising - сбор средств) - это достаточно сложное понятие, под которым понимается привлечение ресурсов для проведения какого-либо проекта: научного, коммерческого, социального, культурного и т. д. Его осуществление требует грамотного планирования и поэтапной реализации. В этой связи необходимо ответственно подходить к разработке стратегии ведения фандрайзинговой деятельности.

Для начала следует обозначить, что организация фандрайзинга проходит в несколько этапов.

Обычно на первом этапе определяются цели и задачи, выбираются возможные методы сбора средств, делается прогнозирование результатов. Второй этап - это непосредственно реализация. Третий предполагает контроль деятельности, а четвёртый - подведение итогов [3].

1763

Конечно, существуют и другие подходы к выработке стратегии фандрайзинга.

Так, Л. А. Николаева, Н. В. Погорелова отмечают, что фандрайзинг в реализации социокультурных проектов делится на четыре этапа: разработка проекта, выбор потенциальных спонсоров, отправка заявки и освоение привлечённых ресурсов [1].

Е. В. Потапова описывает такие этапы: «1-й этап - определение нужд учреждения, 2-й этап - формулирование предложения, 3-й этап - изучение возможных источников фандрайзинга, 4-й этап - определение методологии, 5-й этап - распределение ответственных лиц, 6-й этап - постановка промежуточных целей и реалистичных сроков, 7-й этап - установление размера бюджета» [2, с. 68 - 69].

В целом, видно, что каждый из приведённых примеров так или иначе строится по определённой схеме с небольшими отличиями в последовательности действий и формулировке наименований этапов.

По нашему мнению, для успешности реализации фандрайзинговой кампании следует не просто последовательно выполнять шаги к его достижению, но и придерживаться нескольких основополагающих принципов.

Фандрайзинговая кампания - это динамичный процесс, он требует постоянных преобразований и корректировок, пока продолжает проходить. Отсюда мы можем сделать утверждение, что разработанный на этапе планирования инструментарий должен в случае необходимости видоизменяться в течение всей кампании, особенно если это долгосрочный проект, рассчитанный на серию мероприятий. В таком случае, учитывая опыт прошедшего мероприятия, ответственное лицо может достаточно быстро сориентироваться и предпринять необходимые решения для исключения ошибочных действий и применении новых методов.

Например, если проводимая культурно-досуговая программа оказалась провальной по причине того, что привлечённые ресурсы были распределены неверно (было потрачено слишком много денег на организацию пространства,

1764

но было мало выделено на само содержание этой программы), тогда на следующем мероприятии нужно иным образом распорядиться имеющимися ресурсами.

Отметим, что фандрайзинг рассчитан не только на привлечение финансовых, но и других ресурсов - информационных, интеллектуальных, человеческих. Мы считаем, что, помимо поиска источников финансирования, нужно во многом ориентироваться на использование и других возможностей.

Так, привлечение добровольцев в организацию социокультурных проектов может стать достаточно популярным и в то же время простым способом подключения рабочей силы. Как правило, в качестве добровольцев выступают люди, которые не ищут финансовой выгоды, но стремятся получить другие блага: признание в обществе, получение нового опыта, активная коммуникация, ощущение сопричастности в обществе и др. [5].

На наш взгляд, одним из основных ресурсов, которые необходимо привлекать для проведения культурно-досуговых мероприятий для населения, являются СМИ. Мы считаем, что широкое распространение информации о предстоящих событиях среди населения будет оправдывать затраченные ресурсы, так как повышается узнаваемость мероприятия, а следовательно, и количество гостей на самом мероприятии. Кроме того, через СМИ можно напрямую обратиться к потенциальным спонсорам.

Мы хотим обратить внимание, что обеспечение финансирования культуры в западных странах развивается по нескольким моделям. Так, выделяется европейская модель, когда сфера культуры в основном содержится за счёт государства, британская модель, когда финансирование культуры происходит частично за счёт государства и частично - за счёт привлечённых средств, и американская - в основном, за счёт средств граждан, благотворителей и меценатов [4].

Нужно сказать, что в России такая модель не оформилась, так как в научной литературе нет её конкретного и точного описания. Тем не менее, сейчас фандрайзинг в нашей стране активно набирает обороты, а отечественный опыт

1765

применения фандрайзинговых технологий только оформляется. Это позволяет говорить о том, что теоретико-методологическая база исследований находится на стадии своего формирования, отчего может возникать ряд трудностей в практической деятельности. Для их преодоления нужно проводить исследования «на местах», выявлять, какие тенденции существуют, что будет зависеть от особенностей региона, его социально-экономической ситуации и культурных ценностей. Такая работа позволит сформировать теоретико-понятийный аппарат, который будет применяться для дальнейших теоретических и эмпирических исследований, однако на это требуется время.

Таким образом, нами определены некоторые важные принципы в организации фандрайзинговой стратегии:

- контроль и корректировка фандрайзинговой кампании в её динамике,

- активное использование информационных ресурсов,

- разработка теоретико-методологической базы с помощью постоянных исследований, проведения контрольных срезов и прослеживания динамики «на местах».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Николаева Л.А., Погорелова Н.В. Особенности применения фандрайзинга в реализации социально-культурных проектов // Вестник КазГУКИ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-fandrayzinga-v-realizatsii-sotsialno-kulturnyh-proektov (дата обращения: 17.06.2024);

2. Потапова, Е.В. Фандрайзинг как источник инвестиций в сфере культуры / Е.В. Потапова, С.В. Башакина // Научные записки ОрелГИЭТ. - 2017. - №2 3. - С. 63-71. - ISSN 2079-8768. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://elanbook.com/journal/issue/302469 (дата обращения: 17.06.2024);

3. Шекова, Е.Л. Фандрайзинг в сфере культуры: монография / Е.Л. Шекова. — 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2024. - 228 с. - ISBN 978-

1766

5-507-49725-6. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/401279 (дата обращения: 17.06.2024);

4. Щитова Наталья Геннадьевна Механизмы альтернативного финансирования культуры в развитых странах -членах ВТО // Вестник МГУКИ. 2012. №6 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mehanizmy-alternativnogo-finansirovaniya-kultury-v-razvityh-stranah-chlenah-vto. (дата обращения: 17.06.2024);

5. «Организация добровольческой деятельности: учебно-методическое пособие / Н.С. Антонова, Базарова, И.Б. Буртонова [и др.]. — Улан-Удэ: БГУ, 2021. - 202 с. - ISBN 978-5-9793-1556-6. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://elanbook.com/book/166867 (дата обращения: 17.06.2024)

Imekhenova S.S.

East Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russia)

DEVELOPMENT OF FUNDRAISING OPERATION STRATEGIES CULTURAL INSTITUTIONS

Abstract: the article examines the stages of organizing a fundraising campaign andproposes principles that would allow us to develop an effective strategy for fundraising activities.

Keywords: fundraising, fundraising campaign, fundraising strategy.

1767

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.