Научная статья на тему 'Правовые аспекты фандрайзинга в образовательной организации высшего образования'

Правовые аспекты фандрайзинга в образовательной организации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
887
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНДРАЙЗИНГ / ФАНДРАЙЗИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КРАУДФАНДИНГ / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОПОЛУЧАТЕЛИ / ЖЕРТВОВАТЕЛИ / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Екатерина Юрьевна, Платунова Татьяна Леонидовна

Рассматриваются отдельные актуальные вопросы использования механизма фандрайзинговой деятельности в сфере образования, где она является управленческим инструментом поиска, сбора, аккумуляции и перераспределения внешних источников финансирования для некоммерческого сектора. Фандрайзинг в современном образовательном пространстве России мало исследованная проблематика. С исторических позиций вопросы благотворительности и меценатства получили достаточно яркое освещение в научных исследованиях. С правовой точки зрения ученые лишь приступают к анализу образовательного фандрайзинга. Именно правовая основа создает ту самую практическую операционную точность в образовательном фандрайзинге, позволяя выявить модели финансового посредничества между благополучателем и благодарителем, механизмы как постоянного, так и разового донорского взаимодействия вуза и донора, жертвователя. С правовой точки зрения организационный аспект фандрайзинговой деятельности укладывается в несколько схем юридического взаимодействия. Авторы уделяют внимание отдельным механизмам в фандрайзинговой деятельности в образовании, таким как эндаумент-фонды, и значению попечительского совета организации. В результате проведенного анализа сформулированы некоторые рекомендации, направленные на развитие данного института в образовательном пространстве России. Тщательно продуманная система фандрайзинга в вузе становится мощным источником софинансирования и эффективным инструментом развития образовательной организации благодаря обратной связи, которую он получает от бизнеса, своих выпускников потенциальных благотворителей, от государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Aspects of Fundraising in the Organization of Higher Educatin

The article considers some actual issues of using the mechanism of fundraising activity in the sphere of education. Fundraising in the educational sphere is used as a management tool for the search, collection, accumulation and redistribution of external sources of financing for the non-profit sector. Fundraising in the modern educational space in Russia is a little studied problem. From the historical point of view, issues of charity and philanthropy have received quite bright coverage in scientific research. From the legal point of view, scientists are just starting to analyze the educational fundraising. It is the legal basis that creates the most practical operational accuracy in educational fundraising, which allows identifying models of financial intermediation between the beneficiary and the donor, mechanisms for both permanent and one-time donor interaction between the university and the donor. From the legal point of view, the organizational aspect of fundraising activity fits into several schemes of legal interaction. In the article the authors pay attention to individual mechanisms in fundraising activities in education, such as endowment funds and the value of the Board of Trustees of the organization. As a result of the analysis, the authors formulated some recommendations aimed at developing this institution in the educational space of Russia. A carefully thought-out fundraising system in a university becomes both a powerful source of cofinancing and an effective tool for the development of an educational organization, thanks to the feedback that it receives from business, its graduates-potential philanthropists and the state.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты фандрайзинга в образовательной организации высшего образования»

УДК 34:364.053.3 ББК 67.404.211.3

Правовые аспекты фандрайзинга в образовательной организации высшего образования

Е.Ю. Коваленко, Т.Л. Платунова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Legal Aspects of Fundraising in the Organization of Higher Educatin

E.Yu. Kovalenko, T.L. Platunova Altai State University (Barnaul, Russia)

Рассматриваются отдельные актуальные вопросы использования механизма фандрайзинговой деятельности в сфере образования, где она является управленческим инструментом поиска, сбора, аккумуляции и перераспределения внешних источников финансирования для некоммерческого сектора. Фандрайзинг в современном образовательном пространстве России — мало исследованная проблематика. С исторических позиций вопросы благотворительности и меценатства получили достаточно яркое освещение в научных исследованиях. С правовой точки зрения ученые лишь приступают к анализу образовательного фандрайзинга. Именно правовая основа создает ту самую практическую операционную точность в образовательном фанд-райзинге, позволяя выявить модели финансового посредничества между благополучателем и благо-дарителем, механизмы как постоянного, так и разового донорского взаимодействия вуза и донора, жертвователя. С правовой точки зрения организационный аспект фандрайзинговой деятельности укладывается в несколько схем юридического взаимодействия.

Авторы уделяют внимание отдельным механизмам в фандрайзинговой деятельности в образовании, таким как эндаумент-фонды, и значению попечительского совета организации. В результате проведенного анализа сформулированы некоторые рекомендации, направленные на развитие данного института в образовательном пространстве России.

Тщательно продуманная система фандрайзинга в вузе становится мощным источником софинан-сирования и эффективным инструментом развития образовательной организации благодаря обратной связи, которую он получает от бизнеса, своих выпускников — потенциальных благотворителей, от государства.

The article considers some actual issues of using the mechanism of fundraising activity in the sphere of education. Fundraising in the educational sphere is used as a management tool for the search, collection, accumulation and redistribution of external sources of financing for the non-profit sector. Fundraising in the modern educational space in Russia is a little studied problem. From the historical point of view, issues of charity and philanthropy have received quite bright coverage in scientific research. From the legal point of view, scientists are just starting to analyze the educational fundraising. It is the legal basis that creates the most practical operational accuracy in educational fundraising, which allows identifying models of financial intermediation between the beneficiary and the donor, mechanisms for both permanent and one-time donor interaction between the university and the donor. From the legal point of view, the organizational aspect of fundraising activity fits into several schemes of legal interaction.

In the article the authors pay attention to individual mechanisms in fundraising activities in education, such as endowment funds and the value of the Board of Trustees of the organization. As a result of the analysis, the authors formulated some recommendations aimed at developing this institution in the educational space of Russia.

A carefully thought-out fund-raising system in a university becomes both a powerful source of co-financing and an effective tool for the development of an educational organization, thanks to the feedback that it receives from business, its graduates-potential philanthropists and the state.

Ключевые слова: фандрайзинг, фандрайзинговая деятельность, эндаумент-фонд, образовательная организация, краудфандинг, попечительский совет, частно-государственное партнерство, благотворительная деятельность, благополучатели, жертвователи, целевой капитал, управляющая компания, инвестиции.

DOI 10.14258/izvasu(2018)6-31

Key words: fundraising, fundraising activity, endowment fund, educational organization, crowdfunding, board of trustees, public-private partnership, charity, beneficiaries, donors, target capital, management company, investments.

В развитии современного образовательного пространства важное место отводится интеграции науки, образования и инновационной деятельности. Такая интеграция способна привести к трансформации всей культуры высшего образования. Одна из актуальных тенденций — тесное взаимодействие вузов и работодателей, партнерство, взаимовыгодное сотрудничество.

В настоящее время наблюдается активизация фандрайзинговой деятельности образовательных организаций, что связано с ограниченностью финансовых и материально-технических ресурсов, которыми располагают вузы. Фандрайзинг органично связан с благотворительностью, и образовательный фандрайзинг рассматривается как некий целенаправленный операционный процесс по привлечению благотворительных средств и ресурсов для выполнения миссии образовательной организации и достижения целей стратегии (фандрайзинг от (англ.) — поиск, добывание средств) [1]. Фактически фандрайзинг является социальной технологией формирования и развития многовекторного социального партнерства. Однако социальная технология основана не только на законах психологии, социального менеджмента, она нуждается в стабильной и эффективной правовой платформе.

В фандрайзинге привлекаются средства на реализацию конкретных планов, проектов и программ. В образовании он используется как управленческий инструмент поиска, сбора, аккумуляции и перераспределения внешних источников финансирования для некоммерческого сектора. В связи с этим принципиальные изменения происходят в сфере оказания образовательных услуг. Услуги становятся продуктом социального взаимодействия и социального партнерства. Изучением фандрайзингового процесса занимаются представители научных школ различных научных направлений от психологии до экономики и юриспруденции [2-4].

Единого мнения исследователи достигают по поводу очевидности трансформационных, структурно функциональных изменений в образовательной сфере, самой среды образовательных организаций, в частности вузов, в связи с использованием технологий фандрайзинга. Все тщательнее инвентаризируются фандрайзинговые инструменты, изучается мировой и внутрироссийский опыт благотворительности

и ее механизмов [5]. Так, в работах Дж.Д. Александера, К.Дж. Карлсона, Е. Шековой рассмотрены теоретические и практические вопросы применения фандрайзингового инструментария в некоммерческом секторе, однако, как отмечают российские ученые, фандрайзинг в современном образовательном пространстве России — мало исследованная проблематика [6]. С исторических позиций вопросы благотворительности и меценатства получили достаточно яркое освещение в научных исследованиях. С правовой точки зрения ученые лишь приступают к анализу образовательного фандрайзинга. Именно правовая основа создает ту самую практическую операционную точность в образовательном фандрайзинге, позволяя выявить модели финансового посредничества между благополучателем и благодарителем, механизмы как постоянного, так и разового донорского взаимодействия вуза и донора, жертвователя. С правовой точки зрения организационный аспект фандрайзин-говой деятельности укладывается в несколько схем юридического взаимодействия.

Мы уделяем внимание в данной статье лишь некоторым, наиболее выверенным и апробированным фандрайзинговым инструментам, а именно созданию и функционированию в вузе эндаумент-фонда и особенностям правового построения и функционирования Попечительского совета образовательной организации и фонда. Однако в современном образовательном пространстве начинает проявляться и механизм краудфандинга — создание платформ в вузах по привлечению средств на реализацию различных студенческих научных разработок. Во всем мире в этой плоскости можно найти положительный опыт. В российских вузах существуют проблемы с использованием краудфандинговой платформы из-за отсутствия достаточной нормативной базы.

В научных исследованиях и на практике наблюдаются различные подходы к пониманию и определению ряда понятий, используемых в сфере фандрайзинговой деятельности. К примеру, крауд-фандинг — это механизм привлечения финансирования от широких масс с целью реализации продукта, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки бизнеса и т.д. Лидерами в этой отрасли можно назвать сайты Kickstarter, Indygogo Bumstarter. Краудфандинг как платформа привлечения средств используется частными лицами, творческими кол-

лективами и молодыми компаниями для реализации своих коммерческих планов. В России он не обсуждается в широких кругах и лишь точечно используется единицами образовательных организаций, однако, по нашему мнению, потенциал этого механизма еще не раскрыт в полной мере.

Проблемы финансирования сферы высшего образования, ситуация, когда субъекты частного сектора экономики нуждаются в высококвалифицированных кадрах, создают объективную потребность в объединении различных ресурсов государства и частного бизнеса в целях развития образовательной среды на платформе социального частно-государственного партнерства. Источниками финансирования деятельности вуза являются поступления от благотворительных фондов и международных организаций, отдельных предпринимательских структур, органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических лиц (так называемых доноров).

В настоящее время многие вузы России формируют эндаумент-фонды [7, с. 70]. Эндаумент-фонды в соответствии с российским законодательством представляют собой целевой капитал некоммерческой организации — часть ее имущества, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, предусмотренных Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — закон № 275-ФЗ), и переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном настоящим федеральным законом (п. 1 ст. 2 закона № 275-ФЗ) [8].

Перспективность эндаумент-фондов исследуется российскими учеными, практиками, в основном экономистами (Д.А. Дегтярева, О.И. Иванов, И.А. Грищенко, Т.В. Майорова и др.) [9-11].

Эндаумент как один из механизмов фандрайзинга может стать в ближайшее время успешным инструментом софинансирования социальной и образовательной сфер. Так, на сегодняшний день объем рынка целевого капитала в России составляет 2,9 млрд рублей. Зарегистрировано около 60 фондов целевого капитала в вузах страны, из них функционирует около 35. Самый крупный российский эндаумент-фонд у МГИМО — 640 млн рублей. В настоящее время эндаумент-фонд АлтГУ составляет 5 млн рублей. Общий объем университетских эндаументов в США превышает 200 млрд долларов (для сравнения: в Англии эта величина — около 5 млрд долларов) [12, с. 58].

Основное отличие эндаумент-фонда от обычных благотворительных организаций в том, что он носит

строго целевой характер, направлен на обеспечение финансовой деятельности, определенной в уставных документах некоммерческой организации (вуза), и на инвестирование средств с целью получения дополнительного дохода. Основное преимущество фонда — практически в полной прозрачности его деятельности, что обеспечивается обязанностью собственника целевого капитала готовить и утверждать отчет об использовании целевого капитала, о распределении дохода от него по итогам каждого отчетного года (ст. 12 закона № 275-ФЗ), а также формированием особых органов, таких как Совет по использованию целевого капитала. В указанный совет могут быть включены помимо других граждане и юридические лица, имеющие заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации. Такой формой совета является Попечительский совет. На практике Попечительский совет вуза согласно ч. 4, 5 ст. 26 ФЗ «Об образовании в РФ» рассматривается как один из коллегиальных органов управления наряду с общим собранием (конференцией) работников образовательной организации, ученым советом [13].

Создание таких органов должно быть предусмотрено в уставе образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенции Попечительского совета образовательной организации, порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации и положением о Попечительском совете. Так, к примеру, в п. 4.3. Устава АлтГУ предусмотрено создание Попечительского совета [14]. Попечительский совет университета и Попечительский совет эндау-мент-фонда в практике вузов — один и тот же орган, состоящий из одних и тех же лиц. Такой подход, на наш взгляд, оправдан. Попечительский совет согласно закону № 275-ФЗ и уставу фонда управляет фондом и является завершающим элементом инфраструктуры фандрайзинга. Влияние Попечительского совета тем больше, чем выше доля благотворительного финансирования в бюджете вуза. Здесь интересы попечителей совпадают с целями вуза, а управляющая роль совета становится инструментом задействования их связей и возможностей для развития фандрайзинга [15].

Чем выше реальная роль Попечительского совета, чем активнее его члены привлекаются к управлению проектами и программами вуза, тем сильнее стимул войти в его состав. Зачастую именно стремлением попасть в Попечительский совет мотивированы крупнейшие частные пожертвования. Превращение Попечительского совета в формальный орган может привести к стагнации системы образовательного фандрайзинга.

Чем активнее Попечительский совет участвует в управлении вузом, представляет интересы партнеров, тем реальнее звучат нужды экономики в ключе образовательных задач, тем весомее роль профессионального сообщества в политике вуза. В конечном итоге это влияет на укрепление статуса вуза, его имидж в социальном пространстве и, несомненно, на качество образования. Поэтому целесообразно отражать в Уставе вуза, в Уставе фонда, в положении о Попечительском совете правовые нюансы, укрепляющие роль Попечительского совета в решении стратегических задач вуза.

Как было сказано выше, в вузе и эндаумент-фон-де формируется единый состав Попечительского совета, обеспечивая наилучшую координацию между политическими, управленческими и финансовыми задачами, стоящими перед Попечительским советом. Регулярная основа работы совета обеспечивает эффективность принимаемых решений по текущим вопросам развития вуза. Подготовка вопросов и предложений, обеспечение работы совета осуществляются всеми подразделениями фандрайзинга вуза. Члены совета активно вовлекаются в мероприятия вуза — это могут быть переговоры с потенциальными жертвователями, различные круглые столы и конференции и др.

Ассоциация бизнес-партнеров может формироваться как самостоятельно, так и в рамках энда-умент-фонда (клуб партнеров и благотворителей). Именно такой подход позволяет вузу реализовать свою роль «социального лифта» для студентов и выпускников, стать кузницей элиты региона, России.

По мнению экономистов, создание эндаумент-фондов означает появление нового сегмента рынка управления активами. Есть очевидная связь такого фандрайзингового инструмента, как эндаумент-фонд, с традиционными разновидностями управления страховыми или пенсионными резервами, доверительным управлением средствами частных клиентов. Однако образовательные организации, которые передают управление средствами энда-умент-фонда в частные компании, более консервативны в выборе стратегии и связаны законом № 275-ФЗ, риск в таком случае минимизируется. Консервативные стратегии способны сберечь целевой капитал и обеспечить ему с годами только прирост, при этом формируется финансовая устойчивость вуза. Инструмент эндаумента идеален для финансирования стипендий, исследовательских грантов и других программ образовательной организации, требующих не только точечного, но и постоянного финансирования.

У собственника целевого капитала нет возможности самостоятельно управлять сформированными средствами фонда. Согласно п. 3 ст. 15 закона № 275-ФЗ управление имуществом, составляющим

целевой капитал, должно осуществляться управляющей компанией на основании договора доверительного управления имуществом, которое составляет целевой капитал.

Фонд может передать денежные средства компаниям в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, имеющим лицензию в сфере инвестиционной деятельности, которые являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

На практике у вузов по-разному выстраивается работа с управляющей компанией. Так, большой опыт с эндаумент-фондами вузов — у управляющей компании (далее — УК) Газпромбанк. Под управлением этой УК находятся 27 целевых капиталов, 20 из которых принадлежат вузам и 4 из них — это фонды федеральных университетов. Работу с фондами целевых капиталов УК Газпромбанк начала вести с 2009 г. и добилась неплохих результатов как в области доходности, так и в области взаимодействия с фондами [16]. Эндаумент-фонд АлтГУ поддерживает сотрудничество с данной УК [17]. Несколько сложных вопросов из плоскости юридической практики и менеджмента встает перед вузом, когда речь идет о передаче средств эндаумента в доверительное управление УК. Во-первых, как безошибочно выбрать в финансовом пространстве достойную УК, во-вторых, продумать нюансы договора доверительного управления и, в-третьих, грамотно выстроить непосредственную работу с управляющей компанией. Для вуза большое значение имеют репутация компании и доходность от управления средствами фонда, а также работа с персональным менеджером УК, который контактирует с Попечительским советом. При заключении договора доверительного управления имуществом с фондом в отношении целевого капитала от управляющей компании зависит прибыль от вложенного целевого капитала (на практике — примерно около 20%) [18].

Очень важно содержание договора доверительного управления, оно должен быть доступным для понимания, без перегрузки терминами. Правовая модель такого договора регламентируется ст. 1012 ГК РФ. Немаловажное значение имеют преференции, которые предоставляются по данному договору эндаумент-фондам и их собственникам, как правило, их детально прописывают в договоре.

Основными функциями управляющей компании, на наш взгляд, являются: профессиональное управление средствами; финансово грамотное принятие решений по сферам инвестирования; обеспечение реального приращения капитала к вложенному целевому капиталу; получение дополнительного дохода в своих интересах; предоставление четких отчетов о деятельности; информационно-аналитическая поддержка фонда. При этом существуют определен-

ные ограничения в сферах деятельности УК, что позволяет снижать риски утраты имущества целевого капитала. Эти ограничения обозначены в ст. 15 закона № 275-ФЗ.

Депозиты в кредитных организациях — на сегодняшний день достаточно распространенный способ управления финансами фонда, однако с ним связана низкая доходность.

Получателями дохода от целевого капитала являются некоммерческие организации, в рассматриваемом случае вуз — собственник целевого капитала согласно закону № 275-ФЗ. Данным законом четко определены цели использования дохода от целевого капитала.

Таким образом, закон не предлагает универсального рецепта по управлению средствами фонда, составляющего целевой капитал образовательной организации. Организационные вопросы по этому поводу в большинстве случаев решает Попечительский совет образовательной организации.

С точки зрения экономической теории, фандрай-зинг представляет собой систему взаимоотношений различных экономических субъектов, заключающуюся в безвозмездной передаче денежных средств жертвователей в пользу некоммерческих организаций, в нашем случае — образовательных учреждений — вузов. Таким путем жертвователи реализуют свои собственные экономические или иные интересы. Так, например, для коммерческой компании-жертвователя наряду с соображениями оптимизации налогообложения и заинтересованностью в поддержании вуза, готовящего для нее будущие квалифицированные кадры, может присутствовать обычный рекламный момент, соображение престижа.

По мнению практиков, в России сформирована достаточно сильная законодательная основа, регулирующая деятельность фондов целевого капитала, вобравшая в себя весь лучший зарубежный опыт. Речь идет о Федеральном законе № 275-ФЗ

«О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», регулирующем деятельность эндаумент-фондов в России. Формат взаимодействия вуза и попечителей бизнес-сектора, частных жертвователей важен не только для вуза, но и для самих попечителей. Результатом таких переговоров становится соглашение о стратегическом партнерстве между университетом и корпорацией и одновременно соглашение между корпорацией и фондом.

Думается, что потенциальных благотворителей-жертвователей, доноров в области образования необходимо стимулировать, в частности, необходимо шире применять международный опыт налогового стимулирования благотворительной деятельности в России. В международной практике налоговые стимуляторы закреплены для благотворительных организаций, к примеру, освобождение от налога на прибыль, налога на имущество при регистрации благотворительных организаций, выплачивание акциза в размере 1-2% от прибыли, освобождение от налога на доходы, пониженная ставка налога на имущество (Англия); освобождение от налога на доходы юридических лиц, промыслового налога, налога на дарение и наследование, земельных налогов (ФРГ). Видами стимулирования донора выступают: освобождение от уплаты налога на наследование, возврат части налога при ставке выше базовой по налогу на доходы физических лиц, освобождение от налога на прирост капитала (Англия), налоговые вычеты по налогам на доходы физических лиц и т.д. [12, с. 62]. В России также необходимо задуматься о таких инструментах стимулирования фандрайзин-говой деятельности. Лучшие традиции частно-государственного партнерства в образовательной сфере смогут таким образом укрепиться и через фандрай-зинговый инструментарий, кроме того, возрастет социальная ответственность компаний и выпускников российских вузов.

Библиографический список

1. Инновационная деятельность : толковый словарь [Электронный ресурс]. — URL : https : // innovative_ activities.academic.ru/618.

2. Белова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя : монография, изд. 2-е стереотип. — Красноярск, 2013.

3. Арзамасцев А.А., Бадылевич Л.В., Зусман Ю.А. Основы фандрайзинга : учебное пособие. — Тамбов, 2003.

4. Борзов С.В. Роль и место фандрайзинга в процессе кругооборота ресурсов, услуг и доходов высшей школы [Электронный ресурс]. — URL : https : // research-journal. org/economical/rol-i-mesto-fandrajzinga-v-processe-k/.

5. Дегтярев Д.А., Джариани Н.В., Козин А.Л., Стель-мах А.В. Система фандрайзинга в современном вузе : современные образовательные технологии. — Ч. 1-6 — М., 2009.

6. Шекова Е. Развитие фандрайзинга в России : вопросы методологии // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Серия 8 : Менеджмент. — 2005. — Вып. 1.

7. Филиппова Т.А.,Платунова Т.Л. Правовые аспекты создания и функционирования эндаумент-фонда образовательных организаций // Правовая мысль в образовании, науке и практике. — 2017. — № 1 (5).

8. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций : Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ (редакции 23.07.2018) [Электронный ресурс]. — URL : https : // www/consultant.ru.

9. Дегтярева Д.А., Иванов О.И. Современная организация функционирования образовательных фондов целевого капитала // Аудит и финанализ. — 2009. — № 3.

10. Грищенко А.В. Фонды целевого капитала некоммерческих организаций //Некоммерческие организации в России. — 2017. — № 2.

11. Майорова Т.В., Майдан Т.Н. Пути совершенствования финансового механизма высшего образования // Современные технологии управления. — 2013. № 7.

12. Молчанова А.П. Государственно-частное партнерство в образовании : монография / науч. редакторы А.П. Молчанова, А.Я. Лившин. — М., 2015.

13. Об образовании в РФ : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. — URL : http : // www/consultant.ru.

14. Устав Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]. — URL : http : // www.asu.ru/files/ documents/00001011.pdf.

15. Попечительский совет в образовательных организациях [Электронный ресурс]. — URL : http : //edu.mcfr. kz/article/1981-qqq-10-m10-01-10-2010-organizatsiya-i-dokumentatsiya-popechitelskogo-soveta.

16. Газпромбанк: управление активами [Электронный ресурс]. — URL : http : // am.gazprombank.ru/.

17. АлтГУ передал средства эндаумент-фонда УК Газпромбанк [Электронный ресурс]. — URL : http : // bankir. ru/novosti/20141210/altgu-peredal-sredstva-endaument-fonda-uk-gazprombank-upravlenie-aktivami-10094316/.

18. Эндаумент-фонды в системе высшего образования в РФ [Электронный ресурс]. — URL : http : // viperson.ru/articles/endaument-fondy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-rf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.