Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
фандрайзинг / культура / спонсорство / благотворительность / патронаж / досуговые программы / fundraising / culture / sponsorship / charity / patronage / cultural programs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имехенова С.С.

В статье рассмотрены некоторые способы повышения эффективности ведения фандрайзинговой деятельности в сфере культуры. Обоснован ряд причин, по которым внедрение перечисленных методов может повысить конечные показатели проделанной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE EFFICIENCY FUNDRAISING ACTIVITIES IN THE FIELD OF CULTURE

The article discusses some ways to increase the efficiency of fundraising activities in the field of culture. A number of reasons have been substantiated why the implementation of the listed methods can increase the final indicators of the work done.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

УДК 008

Имехенова С.С.

магистрант кафедры социально-культурной деятельности Восточно-Сибирский государственный институт культуры

(г. Улан-Удэ, Россия)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые способы повышения эффективности ведения фандрайзинговой деятельности в сфере культуры. Обоснован ряд причин, по которым внедрение перечисленных методов может повысить конечные показатели проделанной работы.

Ключевые слова: фандрайзинг, культура, спонсорство, благотворительность, патронаж, досуговые программы.

На сегодняшний день сфера культуры активно развивается, и для этого ей требуются затраты большого количества разнообразных ресурсов. Эти обстоятельства порождают необходимость в привлечении дополнительных средств, отчего сейчас популяризируется такое направление деятельности, как фандрайзинг.

Е. Л. Шекова даёт такое определение данного понятия: «Фандрайзинг -от английского fund raising - привлечение и аккумулирование средств из различных источников на реализацию проектов и программ» [4, с. 7].

Как правило, фандрайзинг предполагает привлечение именно денежных средств, поиск дополнительных источников финансирования, однако стоит отметить, что при реализации социокультурных проектов могут задействоваться и другие ресурсы - информационные, интеллектуальные, человеческие.

1758

Сегодня фандрайзинг становится одним из ключевых направлений работы учреждений культуры, что заставляет говорить о поиске возможностей для повышения эффективности применения его технологий.

Привлечение дополнительных средств может происходить в нескольких формах.

Так, Д. В. Маланина выделяет: спонсорство, меценатство, благотворительность, патронаж. Автор сопоставляет данные понятия, выделяет их отличительные особенности. В контексте нашего исследования мы обращаем внимание на следующие выводы: под спонсорством следует понимать сотрудничество при реализации совместного проекта, оказание финансовой и организационной поддержки, когда основной целью сотрудничества является получение прибыли. Под патронажем подразумевается заключение долгосрочных отношений между сторонами договора, при том, что у вкладчика нет цели заработать, он делает свои пожертвования бескорыстно, на добровольной основе [2].

Мы считаем, что для оптимизации фандрайзинга важно стремиться именно к патронажу, так как это даёт гарантии, что при реализации последующих социокультурных проектов у них будут постоянные источники финансирования, что позволяет рассчитывать предполагаемый бюджет. Параллельно с этим можно заниматься поиском и других источников, что в совокупности обеспечивает увеличение общего дохода от фандрайзинговой кампании.

И. В. Мерсиянова в соавторстве с Н. В. Ивановой и И. Е. Корнеевой в проведения фандрайзинга определяют важность маркетинга в организации социокультурных мероприятий, чему способствуют правильные управленческие решения, которые создают хорошую репутацию брендам, оказывающим спонсорскую помощь [3].

От себя отметим, что компания-спонсор получает свои бенефиции за счёт рекламы своей продукции или услуг, и тем успешнее будет её результат, чем большее количество людей увидит её. Но для этого нужно, чтобы на проводимое

1759

социокультурное мероприятие пришло как можно больше человек. Для этого необходимо расширять информационное поле, в котором вещается о предстоящем событии, создавать «шум» вокруг него, стараться привлекать разнообразные средства массовой информации, что позволит повысить его узнаваемость среди людей.

Из этого вытекает ещё одно важное утверждение: для увеличения положительного эффекта от фандрайзинга стоит формировать целевую аудиторию, для которой будет проводится культурно-досуговая программа. Это поможет сконцентрироваться на содержании конкретного мероприятия (например, оно будет проводиться для семей, молодёжи или детей младшего школьного возраста).

На наш взгляд, это поможет создать более интересную и насыщенную программу, что обусловлено запросами и интересами конкретной социальной группы, для которой она и проводится, а потому при сборе средств и их реализации будут учитываться следующие аспекты, перечисленные ниже.

Во-первых, спонсором мероприятия могут стать поставщики товаров и услуг, актуальных для аудитории, которая посещает мероприятие, что повышает уровень узнаваемости и привлекает потенциальных клиентов.

Во-вторых, вероятность того, что на такое мероприятие придёт большое количество человек, возрастает, поскольку, как уже было отмечено выше, оно отвечает определённым запросам и предпочтениям.

Помимо этого, мы обращаем внимание на такую важную составляющую, как формирование позитивного имиджа организации.

Ю. Н. Киселёва и В. И. Моисеева пишут: «Процесс развития имиджа непрерывен. Организации должны понимать всю важность этого процесса, постоянно следить и правильно оценивали свой имидж. Организации могут использовать множество методов и инструментов в процессе создания и реализации имиджа, так как имидж во многом помогает организации достигнуть желаемых результатов» [1, с. 180].

1760

Отметим, что позитивное представление может быть сформировано как о проведённом культурно-досуговом мероприятии, его непосредственных руководителях (в лице физических и юридических лиц), так и о компании-спонсоре, что позволяет создать хорошую репутацию и сформировать положительный имидж, что поспособствует привлечению людей на последующие мероприятия. Это выгодно как для организации, проводящей программу, так и для спонсора, поскольку он может прорекламировать свой бренд, осуществить продажу своей продукции на территории, предоставленной его партнёром - спонсируемой организацией. Такие цели могут достигаться за счёт благотворительных акций, безвозмездных пожертвований.

Итак, нами были определены некоторые пути повышения эффективности фандрайзинговой деятельности в сфере культуры:

- переход со спонсорства на патронаж,

- создание информационной повестки,

- формирование целевой аудитории,

- проводимые социокультурные программы следует подстраивать под запросы и интересы конкретной социальной группы (детей, семей, молодёжи),

- создание положительного имиджа у организации.

Конечно, некоторые выдвинутые тезисы могут оставаться дискуссионными, однако стоит отметить, что фандрайзинг в Росси сейчас активно развивается и требуется времени для того, чтобы понять, какие методы окажутся наиболее успешными, а это требует последующих теоретических и эмпирических исследований, практической апробации предложенных решений, что создаёт множество перспектив для развития фандрайзинговой деятельности в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Киселева Ю.Н., Моисеева В.И. Формирование имиджа организации // Научный журнал молодых ученых. 2016. №2 (7). URL:

1761

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-organizatsii (дата обращения: 15.06.2024);

2. Маланина Д.В. Отличия и функции основных форм поддержки культуры: патронаж, меценатство, спонсорство, благотворительность // Скиф. 2018. №6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7otlichiya-i-funktsii-osnovnyh-form-podderzhki-kultury-patronazh-metsenatstvo-sponsorstvo-blagotvoritelnost (дата обращения: 15.06.2024);

3. Мерсиянова И.В., Иванова Н.В., Корнеева И.Е. Фандрайзинг как фактор устойчивого функционирования некоммерческого сектора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fandrayzing-kak-faktor-ustoychivogo-funktsionirovaniya-nekommercheskogo-sektora (дата обращения: 15.06.2024);

4. Шекова, Е.Л. Фандрайзинг в сфере культуры: монография / Е.Л. Шекова. -2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2024. - 228 с. - ISBN 978-5507-49725-6. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -URL: https://elanbook.com/book/401279 (дата обращения: 15.06.2024)

Imekhenova S.S.

East Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russia)

WAYS TO INCREASE EFFICIENCY FUNDRAISING ACTIVITIES IN THE FIELD OF CULTURE

Abstract: the article discusses some ways to increase the efficiency of fundraising activities in the field of culture. A number of reasons have been substantiated why the implementation of the listed methods can increase the final indicators of the work done.

Keywords: fundraising, culture, sponsorship, charity, patronage, cultural programs.

1762

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.