Научная статья на тему 'Разработка единого портала информационной поддержки потребителей в области технического регулирования'

Разработка единого портала информационной поддержки потребителей в области технического регулирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
110
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB 3.0 / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ / СТАНДАРТЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ / INFORMATION PORTAL / STANDARDS / CONSUMERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Галкин В. Е., Журавлева Т. Б., Стойлик Ю. Б.

В статье рассмотрены проблемы, связанные с потребительской интерпретацией технических регламентов и стандартов. Показано, что наилучшим средством снижения информационной асимметрии рынков потребительских товаров является создание единого государственного портала информации в области технического регулирования и стандартизации. Данный портал должен соответствовать парадигме web 3.0 и включать в себя два основных элемента: структурированную базу данных о потребительски значимых характеристиках продукции, заданных в различных стандартах, и методах их проверок, а так же форумы для общения потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Галкин В. Е., Журавлева Т. Б., Стойлик Ю. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF A SINGLE PORTAL OF INFORMATION SUPPORT CUSTOMERS IN THE FIELD OF TECHNICAL REGULATION

The problems related to consumer interpretation of technical regulations and standards. It is shown that the best means of reducing information asymmetry consumer goods markets is to create a unified state information portal for technical regulation and standardization. This portal should meet web 3.0 paradigm and include two basic elements: a structured database of consumer-relevant product characteristics specified in various standards and methods of their checks, as well as forums for communication consumers.

Текст научной работы на тему «Разработка единого портала информационной поддержки потребителей в области технического регулирования»

водства (как самостоятельных, так и несамостоятельных), т.е. является инфраструктурной отраслью. В соответствии с обслуживаемыми и обеспечиваемыми видами деятельности в рамках информационной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру научных исследований и разработок; развития, ведения и управления производством в целом и по отраслям; политического, социального и экономического управления; образования и т.п.

Нужно отметить, что все больше информационных услуг сближаются с продуктами материально-технического производства, хотя и сохраняют ряд особенностей. Технико-экономические характеристики этих услуг, используемые технологии, близкие к индустриальным методам производства, высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства, основывающаяся на применении большого парка технических средств, процессы интенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой индустрии информации, сближают ее с материальным производством. Масштабы использования информационных услуг сегодня настолько велики, что их наряду с информационными ресурсами можно рассматривать как особый ресурс, важный и растущий в своем значении элемент производственного потенциала предприятия, отрасли, национального хозяйства в целом.

Для подготовки информационных услуг осуществляется такой вид обработки, как сортировка и, прежде всего, разделение и объединение информации (в том числе смысловое), выступающие основным технологическим процессом индустрии информации. В свою очередь, основные технологические процессы для успешного осуществления требуют реализации других процессов как на предшествующих стадиях (например, сбор и упорядочивание информации для последующей обработки), так и на последующих

(например, предоставление информации, ее воспроизведение в определенной форме и в необходимом количестве экземпляров, доставка потребителям).

В качестве предмета труда информационной деятельности выступают национальные и мировые информационные ресурсы. Средствами труда в информационной индустрии наряду с ЭВМ и другим оборудованием для обработки информации выступает полиграфическое и другое оборудование, средства оргтехники, непосредственно используемые для подготовки и предоставления информационных услуг. Средства труда можно охарактеризовать понятиями «информационная технология» и «средства информационной технологии».

Литература:

1. Могилев А.В., Листрова Л.Г. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии: Учебное пособие. - СПб: БХВ-Петербург. 2009. - 256 с.

2. Чоговадзе Л. Информация, общество, человек. - М: Дата+, 2003. - 320 с.

3. Егоров Ю.В. Информационный фактор повышения эффективности национальной экономики: Дисс. канд. экон. наук. - М., 2006 - 182 с.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с.

5. Давыдова Е.Ю. Этапы эволюции систем управления информационными потоками на предприятии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007. - № 45. - С. 70-73.

РАЗРАБОТКА ЕДИНОГО ПОРТАЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Галкин В.Е., д.э.н., профессор Журавлева Т.Б., д.э.н., профессор Стойлик Ю.Б., д.т.н., профессор

В статье рассмотрены проблемы, связанные с потребительской интерпретацией технических регламентов и стандартов. Показано, что наилучшим средством снижения информационной асимметрии рынков потребительских товаров является создание единого государственного портала информации в области технического регулирования и стандартизации. Данный портал должен соответствовать парадигме web 3.0 и включать в себя два основных элемента: структурированную базу данных о потребительски значимых характеристиках продукции, заданных в различных стандартах, и методах их проверок, а так же форумы для общения потребителей.

Ключевые слова: web 3.0, информационный портал, стандарты, потребители.

THE DEVELOPMENT OF A SINGLE PORTAL OF INFORMATION SUPPORT CUSTOMERS IN THE FIELD OF TECHNICAL REGULATION

Galkin V., doctorate degree in economic sciences, professor Zhuravleva T., doctorate degree in economic sciences, professor Stoyulik Y., doctorate degree in technical sciences, professor

The problems related to consumer interpretation of technical regulations and standards. It is shown that the best means of reducing information asymmetry consumer goods markets is to create a unified state information portal for technical regulation and standardization. This portal should meet web 3.0 paradigm and include two basic elements: a structured database of consumer-relevant product characteristics specified in various standards and methods of their checks, as well as forums for communication consumers.

Keywords: web 3.0, information portal, standards, consumers.

В настоящее время потребители сталкиваются с проблемой качества источников информации относительно товаров, работ и услуг. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О техническом регулировании», маркируется знаком обращения на рынке. Данные о соответствии продукции стандартам или ее выпуске в соответствии с техническими условиями (ТУ) отражаются, как правило, в текстовой форме на ее упаковке, кроме того, информация об этом может содержаться в рекламно-информационных материалах. Однако интерпретация этих сведений может вызвать у потребителя серьезные затруднения. Так, наличие знака обращения на рынке не дает полного ответа на вопрос, каким именно техническим регламентам соответствует товар.

Сведения о соответствии стандартам или ТУ, полученные поку-

пателем в процессе осмотра товара, требуют для своей интерпретации достаточно сложной последовательности действий. По большей части тексты стандартов и ТУ не размещены в свободном доступе в сети Интернет, кроме того, в ней можно найти устаревшие, недостоверные версии. Таким образом, пользователь, получивший информацию о соответствии продукции стандартам или ТУ, вынужден предпринимать самостоятельный творческий поиск, обработку и обобщение развернутых данных, позволяющих сделать вывод о потребительской ценности этого соответствия. При этом он рискует или не найти необходимой информации вовсе, или же найти заведомо недостоверную информацию. Проблема заключается в том, что, согласно Кодексу об административных правонарушениях, Федеральному закону «О рекламе» и ряду других нормативно-правовых актов производители и продавцы несут ответственность за непосредственное

введение потребителя в заблуждение. Однако если предоставленная ими информация является верной, но требующей развернутой интерпретации, то они могут разворачивать в сети Интернет информационные ресурсы, формально не связанные с производителями, однако же содержащие неточные или даже заведомо ложные интерпретации стандартов, ТУ и так далее. Иногда подобные уловки достаточно очевидны; в частности, известен случай, когда на обложке кондитерского изделия печаталась информация о сертификации его производства по стандартам ИСО серии 9000. Разумеется, о стандартах ИСО 9000 в сети Интернет присутствует исчерпывающая информация, и всякий потребитель легко может установить, что они не содержат каких-либо конкретных положений, характеризующих качество конечной продукции, в т.ч. кондитерских изделий. Однако если упаковка товара указывает на соблюдение малоизвестного стандарта организации или же ТУ, то одним из наиболее популярных (или даже единственным) ответом на соответствующий поисковый запрос может явиться ссылка на формально независимый, но фактически выполняющий рекламную функцию ресурс, установить фактических владельцев и выгодоприобретателей которого и, тем более, привлечь их к ответственности в рамках действующего законодательства практически невозможно.

Указанные обстоятельства приводят к тому, что все большее число потребителей для разъяснения тех или иных положений в описании качества продукции и ее соответствия стандартам обращаются на интернет-форумы, т.е. информационную среду, отвечающую парадигме «web 2.0». Парадигма web 2.0, впервые описанная Тимом О‘Рейли [1] в 2005 году, предполагает переход к такой методологии структурирования и наполнения Интернет-ресурсов, при использовании которой путем учета сетевых взаимодействий ресурсы становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Принципы web 2.0 предполагают использование платформы, генерирующей законченный информационный ресурс (сайт), содержание которого непрерывно динамически обновляется с помощью правок пользователей.

Однако в настоящее время ряд производителей предпринимают значительные усилия по целенаправленной информационной работе на потребительских форумах, включая распространение заведомо недостоверной информации о своей продукции и продукции конкурентов. Зачастую представители производителей берут под свой контроль такие форумы, назначают модераторов, подвергают травле независимых экспертов и, в конечном итоге, превращают формально независимый информационный ресурс в рекламный рупор; при этом они не несут никакой ответственности за свои действия, так как доказать причастность производителя к высказываниям частных лиц на форуме невозможно. Указанная опасность является причиной кризиса концепции web 2.0.

Официальная информация относительно стандартов разбросана по различным правительственным сайтам и, зачастую, малодоступна для понимания потребителей. По нашему мнению, наилучшим выходом из ситуации является создание единого, специализированного портала информации о техническом регулировании и стандартизации в интересах потребителей. Данный портал должен отвечать следующим основным требованиям.

Во-первых, он должен однозначно идентифицироваться как таковой и внушать доверие потребителям. Для этого ссылки на портал должны быть размещены на официальных ресурсах Президента и Правительства, а также предпринята комплексная работа по его продвижению в ведущих поисковых системах.

Во-вторых, портал должен аккумулировать в структурированном и компактном виде информацию относительно технических регламентов, стандартов, а также ТУ, имеющих значение для потребителей - физических лиц. Это вовсе не предполагает выкладывание в свободный доступ полных текстов соответствующих документов. Для потребителей целесообразно выполнять краткие «синопсисы», включающие в себя основную информацию о смысле тех или иных регламентированных в нормативных документах характеристик, ссылки на соответствующие органы по сертификации и варианты самостоятельной проверки соответствующих потребительских свойств (если такие варианты доступны; например, органолептическое тестирование сортов чая или пива может быть проведено самим потребителем), а также отсылки к организациям, осуществляющим необходимые измерения. Как указано в работе П. Канищева, «потребитель может осознать преимущества того или иного сертифицированного товара только в случае транспарентности всего процесса стандартизации, сертификации, возможности

установить организацию, выдавшую сертификат, получить о ней необходимые сведения, уточнить особенности сертифицируемых параметров продукта, сравнить различные системы добровольной сертификации между собой» [2].

Официальные информационные материалы, обобщающие указанную информацию и снабженные удобными классификаторами, а также поисковой системой, должны составлять «ядро» государственного портала потребительской информации в области технического регулирования. Однако использование концепции web 3.0 позволяет значительно повысить его эффективность [3].

«В настоящее время не сложилось единого понимания концепции web 3.0. Согласно мнению А.Б. Долгина [4] , создателя интернет-сайта генерации пользовательских рекомендаций imhonet.ru, «будущее за web 3.0, то есть, за социальной рекомендательной институцией... Web 3.0 отличается от web 2.0 тем, что пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его сертифицируют: отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, их референтных групп, сообществ, в которых они состоят». Данное определение ценно своей направленностью именно на защиту интересов потребителей, однако оно несколько противоречит более распространенному определению, сделанному Д. Калаканисом, впервые предложившим данный термин. Web 3.0 (определение Джейсона Калака-ниса) - высококачественный контент и сервисы, которые создаются талантливыми профессионалами на технологической платформе Web 2.0 [5]. Как поясняет В.В. Журавлев, Web 3.0 - концепция интернета, подразумевающая синтез сильных сторон Web 1.0 и Web 2.0: интернет-проекты, объединяющие профессионалов, но построенные по сетевому, полицентрическому принципу [6].

Противоречие между пониманиями А.Б. Долгина (web 3.0 как самоорганизующаяся система рекомендаций потребителей) и Ка-лаканиса-Долгина (система генерации контента и сервисов, продуцируемых сетью профессионалов) может быть снято в рамках концепции «менеджеров знаний» А. Андреева [7], в понимании которого «Web 3.0 - это в первую очередь новая профессия людей, и новые инструменты для работы этих людей. Данная профессия -«менеджер знаний» - и должна стать связующим звеном между шизофренически разделенными Web 1.0 (контент) и Web 2.0 (народные сервисы связи)». Таким образом, web 3.0 является иерархической версией web 2.0, построенной на принципах самоорганизации, но с выделением класса профессиональных экспертов». Применительно к рассматриваемой проблеме это означает формирование вокруг информационного ядра портала сообщества потребительских форумов, посвященных вопросам качества отдельных групп товаров. При этом деятельность форумов должна контролироваться представителями указанного портала, что обеспечит объективное модерирование и эффективную борьбу с заведомо неверными, а зачастую и опасными для жизни и здоровья пользователей идеями и советами безответственных «экспертов» при сохранении всех преимуществ web 2.0, заключающихся в обобщении коллективного опыта большого количества пользователей.

Создание единого государственного портала информирования потребителей по вопросам технического регулирования и стандартизации позволит значительно повысить степень их доверия к отечественной продукции, снижению информационной асимметрии, уменьшит возможности недобросовестных производителей в области нарушения прав потребителей.

Литература:

1. Режим доступа: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html

2. Канищев П.Ю. Развитие информационного обеспечения сертификации. - М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2007.

3. Беличко В.А. Механизмы самоорганизации потребительского сообщества // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования: Интернет-журнал. 2012. - № 1. - 0,8 п.л. - http://iea.gostinfo.ru/magazine_2012_01% 281%29.html.

4. Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2008/04/02/web3/

5. Режим доступа: http://calacanis.com/2007/10/03/web-3-0-the-official-definition/

6. Журавлев В.В. О перспективах использования инновационных интернет-технологий в инфраструктуре науки // Режим доступа: http://issc.nsu.ru/upload/pdf%20materials/Proceedings/ 10%20Information%20Technologies.pdf

7. http://www.webplanet.ru/news/reading-room/2006/3/20/ we_3_0.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.