Научная статья на тему 'Интернет-портал по техническому регулированию - «Единая точка доступа» к информационным ресурсам заинтересованных лиц'

Интернет-портал по техническому регулированию - «Единая точка доступа» к информационным ресурсам заинтересованных лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕДИНАЯ ТОЧКА ДОСТУПА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INTERNET PORTAL / TECHNICAL REGULATION / UNIFORM POINT OF ACCESS / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Докукин А. В.

Интернет-портал это самостоятельный элемент Единой информационной системы по техническому регулированию, предназначенный для предоставления многочисленным заинтересованным пользователям в сети Интернет «единой точки доступа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET PORTAL ON TECHNICAL REGULATION - «A UNIFORM POINT OF ACCESS» TO INFORMATION RESOURCES OF STAKEHOLDERS

The Internet portal is an independent element of Uniform information system on the technical regulation, intended for granting to numerous interested users in a network the Internet of «a uniform point of access»

Текст научной работы на тему «Интернет-портал по техническому регулированию - «Единая точка доступа» к информационным ресурсам заинтересованных лиц»

• синергетический эффект консолидации отрасли по разным направлениям;

• перспективы корпорации как единой системы.

В условиях, когда добавленную стоимость в отрасли ЖКХ ложится не на управляющие компании, а на предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, в консолидированной отчетности должна быть информация о количественном и суммовом измерении стоимости данных услуг.

Финансовый стратегический план подразделяют по следующим признакам:

• решение самостоятельных рыночных задач при помощи

• собственной продукции в рамках четко сформулированных целей;

• наличие определенных внешних конкурентов, с которыми

• система конкурирует на рынке (в условиях полного перевода отрасли на рыночные отношения);

• относительная хозяйственная самостоятельность при реализации ключевых хозяйственных функций и определенная ответственность за результаты хозяйственной деятельности (собственник инфраструктуры - государство, ТСЖ, ЖСК и т.д.);

• наличие собственной системы планирования, учета и контроля.

Консолидированная отчетность предполагает последовательное решение следующих задач:

• разработка плана научно-исследовательских работ для планомерного воспроизводства системы ЖКХ;

• определение спектра анализируемых предприятий и объема

• корпоративной выборки, построение корпоративной выборки;

• определение направлений анализируемых предприятий (на основе методологии управленческого учета);

• определение показателей для измерения эффективности

• предприятий и уровня накопления знаний (построение карты знаний работающих) и управленческих ошибок;

• идентификация фаз производственного цикла каждой жилищ-но-коммунальной услуги, идентификация стадий фаз, разработка моделей измерения стадий фаз, их измерение и интерпретация;

• соотнесение показателей эффективности предприятий ЖКХ

и уровня управленческих ошибок с предполагаемыми стадиями фазы производственного цикла;

• выявление факторов, влияющих на изменение фаз производственного цикла, построение факторных зависимостей;

• разработка модифицированных моделей для эффективного управления и регулирования тарифов: производственного цикла корпорации; корпоративной активности и ответственности согласно Кодексу корпоративного управления;

• разработка моделей консолидированной отчетности, включающей показатели, необходимые для совершенствования вышеуказанных расчетов.

Консолидированная отчетность в условиях корпоративного управления в системе ЖКХ позволяет осуществить производство услуг высокого качества; выплату более высокой заработной платы; социальную защиту сотрудников, а также их семей; четкую уплату налогов; поддержку нуждающихся, в том числе наиболее бедных слоев населения.

Консолидированная финансовая отчетность содержит в себе информацию о социальной ответственности корпорации ЖКХ. Планирование социальной ответственности бизнеса в системе ЖКХ в настоящее время освещается всеми СМИ. На основе данных финансового анализа консолидированной отчетности можно провести отраслевой финансовый анализ по направлениям услуг. При отсутствии новых отраслевых рекомендаций требуется множество уточнений существенных условий для составления консолидированной отчетности. Социальная ответственность бизнеса в системе ЖКХ требует полной и достоверной информации по всем элементам затрат по регулируемой деятельности. Социальная отчетность отражает деятельность в социальной области и области защиты окружающей среды. Консолидированная отчетность, заверенная независимой внешней экспертной организацией, внушает уверенность в успешной и долгосрочной деятельности корпорации.

Консолидированный отчет - это не только основа эффективного финансового анализа, но и публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров и всего общества о том, как и какими темпами реализуются заложенные в стратегических планах вопросы развития экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности (Таблица 1).

ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ - «ЕДИНАЯ ТОЧКА ДОСТУПА» К ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ

Докукин А.В., к.э.н., заведующий сектором научно-экономических исследований информационного обеспечения технического

регулирования ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Интернет-портал - это самостоятельный элемент Единой информационной системы по техническому регулированию, предназначенный для предоставления многочисленным заинтересованным пользователям в сети Интернет «единой точки доступа»

Ключевые слова: интернет-портал, техническое регулирование, единая точка доступа, информационные ресурсы.

INTERNET PORTAL ON TECHNICAL REGULATION - «А UNIFORM POINT OF ACCESS» TO INFORMATION RESOURCES OF STAKEHOLDERS

Dokukin A., CES, The managing sector of scientifically-economic researches of a supply with information of technical regulation of FSUO

«STANDARTINFORM»

The Internet portal is an independent element of Uniform information system on the technical regulation, intended for granting to numerous interested users in a network the Internet of «a uniform point of access»

Key words: Internet portal, Technical regulation, Uniform point of access, Information resources.

Интернет-портал как самостоятельный элемент Единой информационной системы по техническому регулированию, позволяет получить доступ заинтересованным пользователям в сети Интернет «единой точки доступа»:

• к информационным ресурсам по техническому регулированию;

• к сведениям об основных задачах, структуре, персональном составе руководства, результатах основной деятельности государственных органов и других организаций в области технического

регулирования;

• к документам правового нормативного обеспечения процессов технического регулирования;

• к каталогам (перечням, реестрам) информационных ресурсов национальных, международных и зарубежных организаций, участвующих в процессах и осуществляющих ведение баз и банков данных в области технического регулирования;

• к нормативным документам, регламентирующим порядок и правила предоставления информационных ресурсов по техничес-

кому регулированию;

• к интерактивным сервисам портала.

Создание интернет-портала по техническому регулированию

- важнейшая часть программы построения ЕИС ТР. Ее значимость и масштаб обусловлены физическим увеличением объемов и многообразия информационных ресурсов в области технического регулирования, в том числе стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия, сертификации, аккредитации, контроля за соблюдением требований технических регламентов, что соответственно приводит к увеличению запросов среди потребителей данных ресурсов.

Интернет-портал по техническому регулированию призван обеспечить доступ к интегрированным информационным ресурсам представителей органов законодательной, исполнительной и судебной власти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений, международных и зарубежных организаций, а также российских и иностранных граждан и служить средством реализации функций электронного Правительства в части функций, закрепленных за Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, как федерального органа исполнительной власти.

При этом технологическая, программная и коммуникационная инфраструктура интернет-портала должна учитывать распределенный характер информационных ресурсов государственных органов и других организаций, выполняющих функции по техническому регулированию, и обеспечить интеграцию действующих и разрабатываемых информационных систем.

Создание интернет-портала ЕИС ТР (далее ИП ЕИС) должно опираться на анализ отечественного и зарубежного опыта создания правительственных порталов с учетом специфики задач и информационного наполнения ЕИС ТР.

В России требования к ИП исполнительной власти определяются Постановлением Правительства «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [1]

Утвержденный Постановлением Перечень сведений, обязательных для опубликования на сайтах органов власти, состоит из двух частей, одна из которых касается Правительства РФ, другая

— остальных федеральных органов исполнительной власти. В состав сведений о деятельности последних включено 35 пунктов, предусматривающих обнародование различной по тематике информации, которую можно сгруппировать в 10 типологических блоков: 1) Структура органа власти и контактная информация, 2) Работа с гражданами, 3) Правовая основа деятельности, 4) Ведомственное нормативное регулирование, 5) Официальные события,

6) Отраслевая статистика, 7) Деятельность, 8) Вакансии, 9) Тендеры, 10) Международные связи.

В последней редакции данного Постановления [2] появились поправки к пункту 41, непосредственно относящиеся к ИП ЕИС:

41. Перечни федеральных информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему учреждений, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям.

Таким образом, пункт 41 предусматривает необходимость интеграции ИП ЕИС ТР с головным сайтом Ростехрегулирования.

Однако в целом данное постановление задает лишь общие требования к размещаемой органами исполнительной власти информации и не содержит конкретных требований к наполнению ИП ЕИС, а так же к технической стороне организации информации (что объясняется быстрым техническим прогрессом и нецелесообразностью унификации представления разнородной информации, характерной для различных органов государственной власти). Поэтому для детализации требований к структуре и наполнению ИП ЕИС необходимо обратиться к изучению отечественного и зарубежного опыта.

Как подчеркивает С. Шевердяев [3], в разных странах в зависимости от степени развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, уровня проработки доктрины прозрачности деятельности органов власти, требовательности граждан в отстаивании своих прав на доступ к информации требования к Ин-тернет-порталам органов власти различаются довольно существенно. На уровне международных публичных договоренностей государств, как правило, редко затрагивается столь конкретный пара-

метр как содержательные особенности правительственных сайтов. Специальные программы развития электронного государства, осуществляемые ООН, ОЭСР и другими международными организациями, также зачастую считают вопрос о требованиях к правительственным сайтам менее важным, чем фактически складывающаяся практика обеспечения доступа, что очевидно гораздо более адекватно отражает степень развития демократической инфраструктуры прозрачности.

В ходе анализа 1797 правительственных интернет-порталов из 198 стран (в том числе и России) ученым из Университета Брауна (США) [4] было сделано ряд заключений, которые необходимо сопоставить с особенностями и специфическими требованиями, предъявляемыми ИП ЕИС. Группа американских специалистов выделила для своего мониторинга параметры сайтов, которые нашла наиболее важными (из них исключены узкопрофильные и не явно не соответствующие области деятельности ИП ЕИС)

1) Онлайновая информация (количество, общий объем и разнообразие доступной пользователям информации):

а) справочная информация о контактных телефонах органов власти и их подразделений,

б) адреса органов власти и их подразделений,

в) ссылки на другие сайты,

г) публикации,

д) базы данных,

е) аудиоклипы,

ж) видеоклипы.

Очевидно, что специфика ИП ЕИС не предполагает большого объема информации по пп. a-в, однако, помимо контактной информации по головной организации ЕИС ТР - Ростехрегулирова-нию - необходимо поддержание достаточно полной и актуальной информации об остальных участниках системы ТР, включая профильные технические комитеты, данные о международных и иностранных организациях по стандартизации и т.д.

Основной контент ИП ЕИС описывается пунктом д) - базы данных; представление информации по техническому регулированию в виде аудио и видеоклипов в настоящее время нецелесообразно.

2) Цифровые услуги.

Как цифровой сервис не рассматривается ситуация, при которой с сайта можно распечатать форму документа, отправив ее далее обычной почтой, т.е. в качестве цифровых рассматриваются услуги, реализуемые полностью в сети.

Среди услуг подобного рода встречаются:

— поиск работы (данная услуга не является профильной для деятельности ИП ЕИС; в то же время нельзя исключать необходимости появления банка данных о специализированных вакансиях в данной области);

— заполнение форм для получения или продления лицензий, разрешений и т.п. (подобные услуги предполагаются характером деятельности подсистем «аккредитация», «подтверждения соответствия», «госконтроль» ЕИС ТР и соответственно должны быть представлены на ИП ЕИС);

— подписка на публикации, обновления и т.п. (данная возможность является одной из ключевых в концепции информационного обеспечения технического регулирования, предусматривающей переход от распространения отдельных стандартов к комплексной, оперативно актуализируемой системе знания по индивидуально составляемому профилю специализаций - см. подробнее наст, номер, статья «Совершенствование клиентских взаимодействий при распространении стандартов в рамках ЕИС ТР»);

— наличие флэш-презентации, рассказывающей о правительственном сайте и особенностях навигации по информационному ресурсу (наличие подобных обучающих возможностей более характерно для государственных сайтов, рассчитанных на работу с широкими слоями населения; учитывая, что контингент потенциальных пользователей ИП ЕИС составляют в основном специалисты в соответствующих отраслях, данная форма представления справочного материала о навигации по порталу представляется нецелесообразной) ;

3) Охрана персональных данных при сетевом обмене информации с правительственными сайтами («Privacy and Security») предполагает такие показатели:

а) техническая поддержка правового запрета на коммерческое использование пользовательской информации;

б) использование «cookies» или индивидуальных профилей

посетителей сайта;

в) закрытость персональной информации (без прямого согласия пользователя);

г) закрытость персональной информации для иных государственных структур.

Все пункты данного раздела являются обязательными к выполнению в ИП ЕИС, что определяется особой важностью сохранения коммерческой тайны в области научно-технических сфер интереса той или иной организации, патентных прав, особое внимание должно уделяться разграничению уровней доступа к информации во время совместной работы над проектами стандартов.

4) Обеспечение доступа к информации людям с ограниченными возможностями.

Поскольку информация ИП ЕИС ориентирована в основном на организации, а не на частных лиц, выполнение данного пункта не является обязательным.

5) Обеспечение доступа к информации иноязычных граждан.

Речь в данном случае идет о каких-либо сервисах для иноязычных граждан, связанных с переводом текстовой информации на другие языки. Характер международных отношений в области стандартизации предполагает тесную интеграцию с иностранными органами по стандартизации и, следовательно, желателен многоязычный интерфейс ИП ЕИС.

6) Реклама, платный доступ к услугам.

Реклама на правительственных сайтах встречается в 4% случаях.

Теоретически является возможным размещение тематической рекламы в области стандартизации, сертификации и управлении качеством, однако практическая целесообразность данного решения на ИП ЕИС требует отдельного обсуждения.

Что касается платного доступа к услугам, то такая практика встречается в 2% случаях при обеспечении доступа к базам данных и публикациям. Укажем здесь, что к этому разделу сайтов следует подходить осторожно. С одной стороны, отсутствие оплаты за обязательные сервисы является справедливой практикой, которая должна всячески поддерживаться, в то время как введение оплаты за элементарные обязательные услуги следует рассматривать как ограничение доступа. С другой стороны, если сайты помимо обеспечения обязательной информации позволяют дополнительно на платной основе получить доступ к расширенному перечню материалов, охраняемых авторским правом или защищаемых другими интеллектуальными правами, развитие таких сервисов может рассматриваться положительно.

7) Наличие специальных интерактивных возможностей («Public Outreach»).

а) наличие возможности задать вопрос по электронной почте и получить ответ от служащих органов власти;

б) наличие поисковых механизмов, опции поиска по сайту;

в) наличие возможности оставить комментарий на сайте (обсуждения, форумы, чаты и т.п.);

г) наличие почтовой рассылки с новостями сайта;

д) наличие персонализации на сайте для индивидуального учета и удовлетворения интересов посетителя;

е) наличие специальных возможностей для загрузки страниц с использованием карманного персонального компьютера (PDA), а также сотового телефона (WAP).

Все перечисленные возможности являются обязательными, т.к. предполагаются самой природой функционирования ИП ЕИС, кроме пункта е) - поскольку доступ к основному массиву информации, предлагаемому ИП ЕИС, требует иного формата представления данных, нежели реализуемый через WAP, кроме того, на современном этапе развития телекоммуникаций даже в случае необходимости мобильного доступа к данному порталу практически во всех регионах возможен полноценный интернет-доступ посредством GPRS, Wi-Fi и других технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выполнения требуемых функций ИП ЕИС должен иметь структурно-функциональное и проблемно-ориентированное сегментирование.

Центральный сегмент (первая страница) - это системообразующий элемент интернет-портала, обеспечивающий навигацию в рамках структурно-функционального и проблемно-ориентиро-ванного (тематического) рубрикаторов, а также поиск по ресурсам тематических сегментов и ведомственных интернет-сайтов.

Структурно-функциональное сегментирование соответствует

структуре, функциям, полномочиям государственных органов и других организаций, установленных законами и иными нормативными документами в области технического регулирования. Следует выделит следующие сегменты: Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственные организации, технические комитеты и экспертные комиссии, международные и национальные организации.

Проблемно-ориентированное сегментирование должно быть представлено рядом тематических сегментов: техническое регулирование (разработка технических регламентов), стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, сертификация, аккредитация, контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, информационные и аналитические материалы.

Структурно-функциональные и проблемно-ориентированные сегменты информационно взаимосвязаны между собой с помощью установления соответствующих гиперссылок.

Кроме доступа к статичным информационным ресурсам ин-тернет-портала заинтересованным лицам предоставляется набор интерактивных сервисов, позволяющих им зарегистрироваться, отправить запросы и получить ответы на них, принять участие в общественных обсуждениях (форумах, конференциях, обменах мнениями), осуществить поиск информации, а также сформировать заказ на получение информационной продукции и услуг, что позволяет значительно сократить затраты как временные так и финансовые на организацию работы с потребителями, а также сократить время реакции на их обращения.

Участникам информационного наполнения интернет-порта-ла по техническому регулированию являются федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им организации, территориальные органы по стандартизации и метрологии, технические комитеты, экспертные комиссии, органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованные субъекты хозяйственной деятельности. Таким образом, выделяются требования к повышенному уровню надежности и производительности портала, поддержки им стандартных технологий и форматов экспорта и импорта данных, возможности удаленного доступа к персональным рабочим местам через web интерфейс.

Для координации участников информационного наполнения (последующего обновления) интернет-портала должны быть распределены функции между ними и разработаны, в первую очередь, следующие нормативно-правовые документы:

• регламент подготовки, публикации информационных материалов и их редактирование непосредственно на портале;

• регламент взаимодействия с поставщиками информации;

• регламент публикации оперативной информации;

• регламент предоставления информационной продукции и услуг с помощью интерактивных сервисов.

Разработка и ввод в действие интернет-портала по техническому регулированию относится к числу первоочередных задач по созданию Единой системы, является необходимым условием реализации полного объема ее функций по предоставлению доступа всех заинтересованных субъектов к единой, целостной системе знания по вопросам технического регулирования.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003 г. №98 (ред. от 26.11.2008 г.) // Собрание законодательства РФ», 17.02.2003, №7, ст. 658.

2. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. №98» от 26.11.2008 №884 // «Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, № 48, ст. 5627

3. Шевердяев С. Особенности построения Интернет-порта-лов государственных органов // Законодательство и практика масс-медиа Выпуск 3 март 2007

4. www.insidepolitics.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.