ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ - «ИНТЕГРИРОВАННАЯ ТОЧКА ДОСТУПА» К РЕСУРСАМ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
Алякин А.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГУП Стандартинформ
Докукин А.В., к.э.н., заведующий сектором научно-экономических исследований информационного обеспечения технического регулирования и послевузовского образования ФГУП «Стандартинформ»
Перепелкин И.Б., к.т.н., зам. начальника оргуправления Российской Академии наук
Интернет-портал по техническому регулированию призван обеспечить доступ к интегрированным информационным ресурсам представителей органов законодательной, исполнительной и судебной власти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений, международных и зарубежных организаций, а также российских и иностранных граждан и служить средством реализации функций электронного Правительства в части функций, закрепленных за Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, как федерального органа исполнительной власти.
Ключевые слова: интернет-портал, единая информационная система по техническому регулированию.
INTERNET PORTAL - «THE INTEGRATED POINT OF ACCESS» TO RESOURCES OF THE UNIFORM INFORMATION SYSTEM ON TECHNICAL REGULATION
Aljakin A., professor, The Leading scientific employee of FSUO Standartinform Dokukin A., Managing sector of scientifically-economic researches of a supply with information of technical regulation formations FSUO of
«Standartinform»
Perepelkin I., The Deputy chief of organizational management of the Russian Academy of Sciences
The Internet portal on technical regulation urged to ensure access to the integrated information resources of representatives of bodies legislative, executive and a judicial authority, subjects of economic activities, public associations, the international and foreign organisations, and also Russian and foreign citizens and to serve as an implementer of functions of the electronic Government regarding the functions fixed to Federal agency on technical regulation and metrology, as federal enforcement authority.
Key words: internet portal, uniform information system on technical regulation.
Интернет-портал - это самостоятельный элемент Единой информационной системы по техническому регулированию, предназначенный для предоставления многочисленным заинтересованным пользователям в сети Интернет «единой точки доступа»:
• к информационным ресурсам по техническому регулированию;
• к сведениям об основных задачах, структуре, персональном составе руководства, результатах основной деятельности государственных органов и других организаций в области технического регулирования;
• к документам правового нормативного обеспечения процессов технического регулирования;
• к каталогам (перечням, реестрам) информационных ресурсов национальных, международных и зарубежных организаций, участвующих в процессах и осуществляющих ведение баз и банков данных в области технического регулирования;
• к нормативным документам, регламентирующим порядок и правила предоставления информационных ресурсов по техническому регулированию;
• к интерактивным сервисам портала.
Создание интернет-портала по техническому регулированию -важнейшая часть программы построения ЕИС ТР. Ее значимость и масштаб обусловлены физическим увеличением объемов и многообразия информационных ресурсов в области технического регулирования, в том числе стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия, сертификации, аккредитации, контроля за соблюдением требований технических регламентов, что соответственно приводит к увеличению запросов среди потребителей данных ресурсов.
При этом технологическая, программная и коммуникационная инфраструктура интернет-портала должна учитывать распределенный характер информационных ресурсов государственных органов и других организаций, выполняющих функции по техническому регулированию, и обеспечить интеграцию действующих и разрабатываемых информационных систем.
Создание интернет-портала ЕИС ТР (далее ИП ЕИС) должно опираться на анализ отечественного и зарубежного опыта создания правительственных порталов с учетом специфики задач и информационного наполнения ЕИС ТР.
В России требования к ИП исполнительной власти определяются Постановлением Правительства «Об обеспечении доступа к
информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» [1]
Утвержденный Постановлением Перечень сведений, обязательных для опубликования на сайтах органов власти, состоит из двух частей, одна из которых касается Правительства РФ, другая — остальных федеральных органов исполнительной власти. В состав сведений о деятельности последних включено 35 пунктов, предусматривающих обнародование различной по тематике информации, которую можно сгруппировать в 10 типологических блоков: 1) Структура органа власти и контактная информация, 2) Работа с гражданами, 3) Правовая основа деятельности, 4) Ведомственное нормативное регулирование, 5) Официальные события, 6) Отраслевая статистика, 7) Деятельность, 8) Вакансии, 9) Тендеры, 10) Международные связи.
В последней редакции данного Постановления [2] появились поправки к пункту 41, непосредственно относящиеся к ИП ЕИС:
41. Перечни федеральных информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных ему учреждений, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
Таким образом, пункт 41 предусматривает необходимость интеграции ИП ЕИС ТР с головным сайтом Ростехрегулирования.
Однако в целом данное постановление задает лишь общие требования к размещаемой органами исполнительной власти информации и не содержит конкретных требований к наполнению ИП ЕИС, а так же к технической стороне организации информации (что объясняется быстрым техническим прогрессом и нецелесообразностью унификации представления разнородной информации, характерной для различных органов государственной власти). Поэтому для детализации требований к структуре и наполнению ИП ЕИС необходимо обратиться к изучению отечественного и зарубежного опыта.
Как подчеркивает С. Шевердяев [3], в разных странах в зависимости от степени развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, уровня проработки доктрины прозрачности деятельности органов власти, требовательности граждан в отстаивании своих прав на доступ к информации требования к Интернет-порталам органов власти различаются довольно существенно. На уровне международных публичных договоренностей государств, как
правило, редко затрагивается столь конкретный параметр как содержательные особенности правительственных сайтов. Специальные программы развития электронного государства, осуществляемые ООН, ОЭСР и другими международными организациями, также зачастую считают вопрос о требованиях к правительственным сайтам менее важным, чем фактически складывающаяся практика обеспечения доступа, что очевидно гораздо более адекватно отражает степень развития демократической инфраструктуры прозрачности.
В ходе анализа 1797 правительственных интернет-порталов из 198 стран (в том числе и России) ученым из Университета Брауна (США) [4] было сделано ряд заключений, которые необходимо сопоставить с особенностями и специфическими требованиями, предъявляемыми ИП ЕИС. Группа американских специалистов выделила для своего мониторинга параметры сайтов, которые нашла наиболее важными (из них исключены узкопрофильные и не явно не соответствующие области деятельности ИП ЕИС)
1) Онлайновая информация (количество, общий объем и разнообразие доступной пользователям информации):
а) справочная информация о контактных телефонах органов власти и их подразделений,
б) адреса органов власти и их подразделений,
в) ссылки на другие сайты,
г) публикации,
д) базы данных,
е) аудиоклипы,
ж) видеоклипы.
Очевидно, что специфика ИП ЕИС не предполагает большого объема информации по пп. а-в, однако, помимо контактной информации по головной организации ЕИС ТР - Ростехрегулированию -необходимо поддержание достаточно полной и актуальной информации об остальных участниках системы ТР, включая профильные технические комитеты, данные о международных и иностранных организациях по стандартизации и т.д.
Основной контент ИП ЕИС описывается пунктом д) - базы данных; представление информации по техническому регулированию в виде аудио и видеоклипов в настоящее время нецелесообразно.
2) Цифровые услуги.
Как цифровой сервис не рассматривается ситуация, при которой с сайта можно распечатать форму документа, отправив ее далее обычной почтой, т.е. в качестве цифровых рассматриваются услуги, реализуемые полностью в сети.
Среди услуг подобного рода встречаются:
— поиск работы (данная услуга не является профильной для деятельности ИП ЕИС; в то же время нельзя исключать необходимости появления банка данных о специализированных вакансиях в данной области);
— заполнение форм для получения или продления лицензий, разрешений и т.п. (подобные услуги предполагаются характером деятельности подсистем «аккредитация», «подтверждения соответствия», «госконтроль» ЕИС ТР и соответственно должны быть представлены на ИП ЕИС);
— подписка на публикации, обновления и т.п. (данная возможность является одной из ключевых в концепции информационного обеспечения технического регулирования, предусматривающей переход от распространения отдельных стандартов к комплексной, оперативно актуализируемой системе знания по индивидуально составляемому профилю специализаций - см. подробнее наст. номер, статья «Совершенствование клиентских взаимодействий при распространении стандартов в рамках ЕИС ТР»);
— наличие флэш-презентации, рассказывающей о правительственном сайте и особенностях навигации по информационному ресурсу (наличие подобных обучающих возможностей более характерно для государственных сайтов, рассчитанных на работу с широкими слоями населения; учитывая, что контингент потенциальных пользователей ИП ЕИС составляют в основном специалисты в соответствующих отраслях, данная форма представления справочного материала о навигации по порталу представляется нецелесообразной) ;
3) Охрана персональных данных при сетевом обмене информации с правительственными сайтами («Privacy and Security») предполагает такие показатели:
а) техническая поддержка правового запрета на коммерческое использование пользовательской информации;
б) использование «cookies» или индивидуальных профилей
посетителей сайта;
в) закрытость персональной информации (без прямого согласия пользователя);
г) закрытость персональной информации для иных государственных структур.
Все пункты данного раздела являются обязательными к выполнению в ИП ЕИС, что определяется особой важностью сохранения коммерческой тайны в области научно-технических сфер интереса той или иной организации, патентных прав, особое внимание должно уделяться разграничению уровней доступа к информации во время совместной работы над проектами стандартов.
4) Обеспечение доступа к информации людям с ограниченными возможностями.
Поскольку информация ИП ЕИС ориентирована в основном на организации, а не на частных лиц, выполнение данного пункта не является обязательным.
5) Обеспечение доступа к информации иноязычных граждан.
Речь в данном случае идет о каких-либо сервисах для иноязычных граждан, связанных с переводом текстовой информации на другие языки. Характер международных отношений в области стандартизации предполагает тесную интеграцию с иностранными органами по стандартизации и, следовательно, желателен многоязычный интерфейс ИП ЕИС.
6) Реклама, платный доступ к услугам.
Реклама на правительственных сайтах встречается в 4% случаях.
Теоретически является возможным размещение тематической рекламы в области стандартизации, сертификации и управлении качеством, однако практическая целесообразность данного решения на ИП ЕИС требует отдельного обсуждения.
Что касается платного доступа к услугам, то такая практика встречается в 2% случаях при обеспечении доступа к базам данных и публикациям. Укажем здесь, что к этому разделу сайтов следует подходить осторожно. С одной стороны, отсутствие оплаты за обязательные сервисы является справедливой практикой, которая должна всячески поддерживаться, в то время как введение оплаты за элементарные обязательные услуги следует рассматривать как ограничение доступа. С другой стороны, если сайты помимо обеспечения обязательной информации позволяют дополнительно на платной основе получить доступ к расширенному перечню материалов, охраняемых авторским правом или защищаемых другими интеллектуальными правами, развитие таких сервисов может рассматриваться положительно.
7) Наличие специальных интерактивных возможностей («Public Outreach»).
а) наличие возможности задать вопрос по электронной почте и получить ответ от служащих органов власти;
б) наличие поисковых механизмов, опции поиска по сайту;
в) наличие возможности оставить комментарий на сайте (обсуждения, форумы, чаты и т.п.);
г) наличие почтовой рассылки с новостями сайта;
д) наличие персонализации на сайте для индивидуального учета и удовлетворения интересов посетителя;
е) наличие специальных возможностей для загрузки страниц с использованием карманного персонального компьютера (PDA), а также сотового телефона (WAP).
Все перечисленные возможности являются обязательными, т.к. предполагаются самой природой функционирования ИП ЕИС, кроме пункта е) - поскольку доступ к основному массиву информации, предлагаемому ИП ЕИС, требует иного формата представления данных, нежели реализуемый через WAP, кроме того, на современном этапе развития телекоммуникаций даже в случае необходимости мобильного доступа к данному порталу практически во всех регионах возможен полноценный интернет-доступ посредством GPRS, Wi-Fi и других технологий.
Для выполнения требуемых функций ИП ЕИС должен иметь структурно-функциональное и проблемно-ориентированное сегментирование.
Центральный сегмент (первая страница) - это системообразующий элемент интернет-портала, обеспечивающий навигацию в рамках структурно-функционального и проблемно-ориентированного (тематического) рубрикаторов, а также поиск по ресурсам тематических сегментов и ведомственных интернет-сайтов.
Структурно-функциональное сегментирование соответствует структуре, функциям, полномочиям государственных органов и
других организаций, установленных законами и иными нормативными документами в области технического регулирования. Следует выделит следующие сегменты: Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственные организации, технические комитеты и экспертные комиссии, международные и национальные организации.
Проблемно-ориентированное сегментирование должно быть представлено рядом тематических сегментов: техническое регулирование (разработка технических регламентов), стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, сертификация, аккредитация, контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, информационные и аналитические материалы.
Структурно-функциональные и проблемно-ориентированные сегменты информационно взаимосвязаны между собой с помощью установления соответствующих гиперссылок.
Кроме доступа к статичным информационным ресурсам интернет-портала заинтересованным лицам предоставляется набор интерактивных сервисов, позволяющих им зарегистрироваться, отправить запросы и получить ответы на них, принять участие в общественных обсуждениях (форумах, конференциях, обменах мнениями), осуществить поиск информации, а также сформировать заказ на получение информационной продукции и услуг, что позволяет значительно сократить затраты как временные так и финансовые на организацию работы с потребителями, а также сократить время реакции на их обращения.
Участникам информационного наполнения интернет-портала по техническому регулированию являются федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им организации, территориальные органы по стандартизации и метрологии, технические комитеты, экспертные комиссии, органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованные субъекты хозяйственной деятельности. Таким образом, выделяются требования к повышенному уровню надежности и производительности портала, под-
держки им стандартных технологий и форматов экспорта и импорта данных, возможности удаленного доступа к персональным рабочим местам через web интерфейс.
Для координации участников информационного наполнения (последующего обновления) интернет-портала должны быть распределены функции между ними и разработаны, в первую очередь, следующие нормативно-правовые документы:
• регламент подготовки, публикации информационных материалов и их редактирование непосредственно на портале;
• регламент взаимодействия с поставщиками информации;
• регламент публикации оперативной информации;
• регламент предоставления информационной продукции и услуг с помощью интерактивных сервисов.
Разработка и ввод в действие интернет-портала по техническому регулированию относится к числу первоочередных задач по созданию Единой системы, является необходимым условием реализации полного объема ее функций по предоставлению доступа всех заинтересованных субъектов к единой, целостной системе знания по вопросам технического регулирования.
Литература:
1. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12 февраля 2003 г. №98 (ред. от 26.11.2008 г.) // Собрание законодательства РФ», 17.02.2003, №7, ст. 658.
2. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. №98» от 26.11.2008 №884 // «Собрание законодательства РФ», 01.12.2008, № 48, ст. 5627
3. Шевердяев С. Особенности построения Интернет-порталов государственных органов // Законодательство и практика масс-медиа Выпуск 3 март 2007
4. www.insidepolitics.org
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Темиров К.В., доцент Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, к.э.н.
Надежное управление предполагает постоянный пересмотр стандартов качества с учетом мнений потребителей и их претензий, а также требований заказчиков. По своей природе стандарты содержат фиксированные требования в целях достижения унификации и единообразия. Но такое фиксирование не должно зайти слишком далеко.
Ключевые слова: резервы, повышение качества, стандартизация.
ORGANIZATIONAL-ADMINISTRATIVE RESERVES OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF PRODUCTION
Temirov K., North Ossetia state University of K.L.Hetagurova, The senior lecturer
The positive control assumes constant revision of the quality standards with allowance for opinions of consumers and their claims, and also requests of customers. By the nature standards contain the fixed requests with the purposes of unification and uniformity achievement. But such fixation should not go too far.
Key words: reserves, improvement of quality, standardization
Достаточно детально резервы повышения качества на примере машиностроительной продукции рассмотрены в работах Герасимова Б.И., Жарикова В.Д., Туркина В.Г., Бастрыкина Д.В., Евсеиче-ва А.И., Нижегородова Е.В., Румянцева Е.К., Сизикина А.Ю, Торбина О.И.1 Наиболее подробно ими исследованы технологические, бенчмаркинговые, интеллектуально-креативные, информационные, интеграционные резервы, кроме того рассмотрены кайзен резервы (вовлечение каждого работника в работу по повышению качества продукции и услуг, что предусматривает немного инвестиций и большое число мелких шагов по улучшению качества) и кайрио резервы (крупные улучшения, которые предполагают единовременную кардинальную организацию процесса и требуют больших инвестиций. Данный подход характеризуется следующими особенностями: не требуется больших усилий людей, а требуются большие инвестиции; только несколько специалистов вовлечены в систему
улучшения; необходимо использовать лишь ограниченное количество технологий; подход используется для решения только поставленных целей).
Представляют определенный интерес интеллектуально-креативные резервы повышения качества продукции, представленные в работах вышеназванных авторов. Для характеристики качества продукции ими введен вектор качества - В , для характеристики развития предприятия - вектор интеллектуального развития - В^ .
Суть такого взаимодействия заключается в том, что качество характеризуется двумя величинами: модулем (уровнем качества продукции и рангом отрасли предприятия) и направлением • , определяемым компонентами концепции качества 6М: материалы (materials) - М1; машины, оборудование (mashines) - М2; персонал (man) - М3; методы (methods) - М4; измерения (metrology) - М5; окружающая среда (media) - М6.