Научная статья на тему 'Основополагающие правовые аспекты электронной торговли в Евросоюзе'

Основополагающие правовые аспекты электронной торговли в Евросоюзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ВНУТРЕННИЙ РЫНОК / ВНЕШНИЙ РЫНОК / ПРАВОВАЯ БАЗА / ELECTRONIC COMMERCE / ELECTRONIC BUSINESS / REGULATORY ACTS / THE INTERNAL MARKET / THE EXTERNAL MARKET / LEGAL BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргина Л. А.

В статье рассмотрены законодательные аспекты развития электронной торговли. Проанализированы нормативные акты, принятые в этой сфере в США, Канаде и Евросоюзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC LEGAL ASPECTS OF ELECTRONIC COMMERCE IN THE EUROPEAN UNION

The article considers the legal aspects of e-Commerce development. Analyzed and regulations adopted in this field in the USA, Canada and European.

Текст научной работы на тему «Основополагающие правовые аспекты электронной торговли в Евросоюзе»

ким образом, величину С =(200+250+225)*1000=675000 у.е.. Полученное значение оказывается на 32,5% дешевле, чем стоимость транспортировки исключительно автомобильным видом транспорта.

Другим очевидным эффектом, хорошо видимым на рисунках 3 и 4, является плотность транспортных потоков на подходах к основному транспортному центру.

Выводы

1. Топология современных транспортных сетей изменяется под действием новых экономических и технологических факторов.

2. Действие этих факторов является достаточно простым и предсказуемым в теоретическом аспекте.

3. Конкретная реализация того или иного варианта сухопутной транспортировки на практике подвержена влиянию массы мел-

ких дополнительных факторов, которые могут приводить к отклонению от теоретической картины.

4. Тем не менее, понимание основных механизмов и принципов расчета, диктуемых соответствующими представлениями, оказывается важными для практики.

Литература:

1. Введение в транспортную логистику: учебное пособие / А.В. Кириченко, А.Л. Кузнецов, О.А. Ражев, В.А. Фетисов. Спб: ГУАП, 2011.-228 с.

2. А.Л.Кузнецов, Механизмы рационализации маршрутов наземного распределения и выбора видов транспорта. Транспорт: наука, техника, управление. 2011. № 6. с. 13-18

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В

ЕВРОСОЮЗЕ

Каргина Л.А., профессор кафедры предпринимательства, торгового дела и услуг Московской академии предпринимательства при

правительстве Москвы

В статье рассмотрены законодательные аспекты развития электронной торговли. Проанализированы нормативные акты, принятые в этой сфере в США, Канаде и Евросоюзе.

Ключевые слова: электронная торговля, электронный бизнес, нормативные акты, внутренний рынок, внешний рынок, правовая база.

BASIC LEGAL ASPECTS OF ELECTRONIC COMMERCE IN THE EUROPEAN

UNION

Kargina L., Professor of entrepreneurship, sales and services of Moscow academy of entrepreneurship under the government of Moscow

The article considers the legal aspects of e-Commerce development. Analyzed and regulations adopted in this field in the USA, Canada and European.

Keywords: electronic Commerce, electronic business, regulatory acts, the internal market, the external market, legal base.

Конец двадцатого и начала нового века характеризуются значительными изменениями в мировой экономике и цивилизации в целом, связанными, во многом, с развитием информационных технологий, новых электронных средств связи и широким использованием глобальной сети Интернет.

В последнее время активно осуществляется переход экономически наиболее развитых стран на новую стадию развития - стадию информационного общества. В предпринимательской сфере эти изменения находят свое воплощение в быстром росте «новой экономики», основу которой составляет электронный способ ведения бизнеса, или - электронная торговля. Под электронной торговлей понимается совершение коммерческих сделок с использованием электронных средств связи.

При этом сделки совершаются в онлайновом режиме, в том числе и в режиме реального времени (англ. on-line, ср. франц. en ligne), без использования традиционных носителей информации. Как отмечается в литературе, основным принципиальным отличием электронной торговли от традиционной является продвижение товара через сеть Интернет.

Начало развития электронного ведения бизнеса относят к концу шестидесятых годов, но лишь в последнее десятилетие он вышел за пределы банковской сферы и получил широкое развитие. Сеть Интернет становится главным средством осуществления радикальных перемен в современном бизнесе. Вместе с новым явлением неизбежно возникают сложности, связанные с необходимостью урегулировать ранее неизвестный объект общественных отношений, для понимания которого необходим междисциплинарный подход, сочетание технических, экономических, финансовых и юридических знаний.

Кроме того, специалисты выделяют два ключевых момента, из которых следует исходить в законотворческой деятельности в данной сфере: быстрая смена технологий и очень высокий уровень глобализации экономических отношений в области «новой экономики». Наиболее развитые в экономическом плане страны в последние годы разработали законодательство по отдельным аспектам электронного бизнеса, которое становится примером для других государств.

Нормативные акты приняты в Соединенных Штатах, Канаде,

Австралии, некоторых европейских государствах, а также на уровне международных организаций. В то же время, накопленный опыт правоприменительной практики нового законодательства еще не значителен.

В Европейском Союзе набирает обороты программа «Электронная Европа» (еЕигоре), которая направлена на максимально широкое внедрение новых информационных технологий в жизнь граждан Европейского Союза, распространение доступа в сеть Интернет и т.д. Правовая сторона этой программы связана с формированием нового, единообразного законодательства на уровне ЕС.

Цели и принципы правового регулирования этой новой сферы:

а) реализация принципов внутреннего рынка в части обеспечение свободы движения услуг информационного общества;

б) обеспечение уважения прав и основных свобод человека в условиях применения новых средств связи, включая свободу слова, право на получение информации, право на неприкосновенность частной жизни и др.; в) решение важнейших задач, таких как увеличение занятости населения путем создания рабочих мест в «новой экономике», инновационное развитие малого и среднего бизнеса, рост инвестиций в научные исследования;

г) установление правовой определенности в электронной торговле, при соблюдении прав потребителей и общественно важных интересов, в таких областях, как, например, здравоохранение.

Основные ориентиры при создании правовой базы электронной торговли заключаются в необходимости создания эффективно действующего механизма. Важно при этом сохранить достаточный простор для частной инициативы и действия автономных сил в рамках единого рынка. Также необходимо сохранить достигнутый уровень защиты прав потребителей, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Наибольших успехов в развитии правового регулирования услуг информационного общества достиг Европейский Союз. Законопроектные работы в Европейском Союзе по разработке базового нормативного акта в области электронной торговли были начаты в

1996 г.

По итогам широкой дискуссии Европейская комиссия в апреле

1997 г. выступила с «Европейской инициативой в области элект-

ронной торговли». В июне 2000 г. была принята «Директива о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества и, в частности, электронной торговли на внутреннем рынке» (Директива об электронной торговле).

Директива об электронной торговле обеспечивает развитие внутреннего рынка ЕС в отношении услуг информационного общества, под которыми понимаются «услуги, оказываемые по индивидуальному запросу клиента на расстоянии, обычно за вознаграждение, посредством электронной передачи и хранения данных». Оказание таких услуг по индивидуальному запросу является их отличием, в частности, от телевизионных услуг. Приведенное понятие выходит за рамки сделок, заключаемых электронным путем, и включает услуги по онлайновому поиску и предоставлению информации, доступу к базам данных, пересылке и хранению информации, обмену коммерческой корреспонденцией.

Общий принцип, закрепленный в Директиве, гласит, что государства-члены не вправе ограничивать осуществление услуг информационного общества, происходящих или адресованных за национальную границу, но в пределах Европейского Союза. При этом в законодательство вводится принцип ответственности государства происхождения услуги. Действие Директивы об электронной торговле распространяется на услуги, предоставляемые поставщиками с территории Европейского Союза, и не применимо к услугам, предоставляемым с территории третьих стран. Важнейшим в этой связи оказывается вопрос определения государства, с территории которого оказывается услуга. Директива исходит из сложившегося в практике Суда Европейских сообществ, понимания места учреждения поставщика услуги, как места действительного осуществления экономической деятельности. Такая деятельность должна предусматривать создание коммерческого предприятия на неограниченный срок.

В соответствии с данным правилом, местом нахождения поставщика услуги будет являться не место, например, физического

нахождения данных его сайта, а центр его реальной экономической активности, т.е. место, из которого обеспечивается предоставление услуг. Исключением из принципа свободы предоставления услуг информационного общества является традиционный перечень вопросов общественного порядка, государственной безопасности, здравоохранения и охраны нравственности.

Ограничение свободы электронных сообщений требует применения принципа пропорциональности, развитого в праве Европейского Союза. Реализация принципов внутреннего рынка ЕС находит свое выражение также в том, что для оказания услуг информационного общества не требуется получения предварительного разрешения властей (ст. 4 Директивы). При этом поставщик услуг обязан обеспечивать постоянный доступ к информации о себе, включая фирменное наименование, действительное место нахождения, адрес электронной почты. За пределами сферы действия Директивы об электронной торговле и других актов Европейского Союза пока остаются вопросы налогообложения экономической деятельности в сети Интернет. В настоящее время, услуги, предоставляемые электронным путем получателям на территории государств-членов извне, не облагаются налогом на добавленную стоимость. Комиссия выступила в 2000 г. с проектом изменений Шестой директивы о НДС, предусматривающим правила определения места налогообложения некоторых услуг информационного общества, исходя из принципа страны назначения. -

Литература:

1. Директива о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества и, в частности, электронной торговли на внутреннем рынке

2. «Европейской инициативой в области электронной торговли».

3. www.ecommerce.com

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА БАЗЕ

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА

Галкин В.Е., д.э.н., профессор Журавлева Т.Б., д.э.н., профессор Стойлик Ю.Б., д.э.н., профессор

В статье рассмотрены проблемы, связанные с потребительской интерпретацией технических регламентов и стандартов. Показано, что наилучшим средством снижения информационной асимметрии рынков потребительских товаров является создание единого государственного портала информации в области технического регулирования и стандартизации. Данный портал должен соответствовать парадигме web 3.0 и включать в себя два основных элемента: структурированную базу данных о потребительски значимых характеристиках продукции, заданных в различных стандартах, и методах их проверок, а так же форумы для общения потребителей.

Ключевые слова: web 3.0, информационный портал, стандарты, потребители.

IMPROVING THE QUALITY OF INFORMATION SUPPORT OF CONSUMERS IN THE AREA OF TECHNICAL REGULATION BASED ON INTERNET-PORTAL

TECHNOLOGY

Galkin V., doctorate degree of economic sciences, professor Zhuravleva T., doctorate degree of economic sciences, professor Stoylik U., doctorate degree of economic sciences, professor

The article considers issues connected with consumer interpretation of technical regulations and standard. It is shown that the best approach to decreasing the information asymmetry in the markets of consumer goods is creation of a unified government information resource in the area of technical regulation and standardization. Such resource should comply with web 3.0paradigm and include two basic elements: a structured database on consumer significant characteristics of a product that a set in various standards and forums for consumer socialization.

Keywords: web 3.0, information portal, standards, consumers.

В настоящее время потребители сталкиваются с проблемой качества источников информации относительно товаров, работ и услуг. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О техническом регулировании», маркируется знаком обращения на рынке. Данные о соответствии продукции стандартам или ее выпуске в соответствии с техническими условиями (ТУ) отражаются, как правило, в текстовой форме на ее упаковке, кроме того,

информация об этом может содержаться в рекламно-информационных материалах. Однако интерпретация этих сведений может вызвать у потребителя серьезные затруднения. Так, наличие знака обращения на рынке не дает полного ответа на вопрос, каким именно техническим регламентам соответствует товар.

Сведения о соответствии стандартам или ТУ, полученные покупателем в процессе осмотра товара, требуют для своей интерпретации достаточно сложной последовательности действий. По большей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.