Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ТРЕНЕР»'

РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ТРЕНЕР» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельность тренера / профессиональный стандарт «Тренер» / дополнительная профессиональная программа / нормативно-правовые документы / анкетирование тренеров / activity of a trainer / professional standard “Trainer” / additional professional programme / regulatory documents / trainers’ survey / questionnaire for trainers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бражник Евгения Ивановна, Еремин Игорь Борисович, Филиппова Светлана Октавьевна, Филиппов Сергей Сергеевич, С.И. Смирнов

В статье проанализированы основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по разработке дополнительных профессиональных программ, и представлен возможный процесс разработки дополнительной профессиональной программы на основе профессионального стандарта «Тренер», цель которого — проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов. Показаны результаты анкетного опроса тренеров о необходимости для них дополнительных знаний и умений в соответствии с профессиональным стандартом «Тренер», которые могут быть положены в основу разработки содержания дополнительных профессиональных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бражник Евгения Ивановна, Еремин Игорь Борисович, Филиппова Светлана Октавьевна, Филиппов Сергей Сергеевич, С.И. Смирнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMMES BASED ON THE “TRAINER” PROFESSIONAL STANDARD

The article analyses the main regulatory documents governing the development of additional professional programmes and presents a possible process for the development of an additional professional programme based on the “Trainer” professional standard which is aimed at conducting training activities with athletes and guiding the competitive activity of athletes in order to achieve sports results. The article also presents the results of a questionnaire survey of trainers who need additional knowledge and skills required by the “Trainer” professional standard. These results can be used as the basis for developing the content of additional professional programmes.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ТРЕНЕР»»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-18-26

Е. И. Бражник, И. Б. Еремин, С. О. Филиппова, С. С. Филиппов, С. И. Смирнов

РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ТРЕНЕР»

В статье проанализированы основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по разработке дополнительных профессиональных программ, и представлен возможный процесс разработки дополнительной профессиональной программы на основе профессионального стандарта «Тренер», цель которого — проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов. Показаны результаты анкетного опроса тренеров о необходимости для них дополнительных знаний и умений в соответствии с профессиональным стандартом «Тренер», которые могут быть положены в основу разработки содержания дополнительных профессиональных программ.

Ключевые слова: деятельность тренера, профессиональный стандарт «Тренер», дополнительная профессиональная программа, нормативно-правовые документы, анкетирование тренеров.

E. Brazhnik, I. Eremin, S. Filippova, S. Filippov, S. Smirnov

DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMMES BASED ON THE "TRAINER" PROFESSIONAL STANDARD

The article analyses the main regulatory documents governing the development of additional professional programmes and presents a possible process for the development of an additional professional programme based on the "Trainer " professional standard which is aimed at conducting training activities with athletes and guiding the competitive activity of athletes in order to achieve sports results. The article also presents the results of a questionnaire survey of trainers who need additional knowledge and skills required by the "Trainer" professional standard. These results can be used as the basis for developing the content of additional professional programmes.

Keywords: activity of a trainer, professional standard "Trainer", additional professional programme, regulatory documents, trainers' survey, questionnaire for trainers.

Введение

В современных условиях у образовательных организаций профессионального образования появились новые задачи по разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации специалистов. Не является исключением эта проблема и для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Тем более что одним из важных направлений в процессе модернизации системы подготовки спортивного резерва в нашей стране был и остается вопрос кадрового обеспечения [5; 6]. В этих документах особое

внимание обращено на необходимость приведения к современным требованиям системы повышения квалификации тренерских кадров. Актуализация этой проблемы связана с внедрением профессиональных стандартов в социальные сферы, в том числе и в области физической культуры и спорта. Введение профессиональных стандартов приводит к изменению содержания в системе повышения квалификации специалистов физической культуры и спорта.

Анализ нормативно-правовых документов для разработки дополнительной профессиональной программы показывает следующее.

Статья 76 п. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) определяет, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [8]. Эта статья фиксирует, что дополнительное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Совершенствование системы повышения квалификации с учетом внедряемых профессиональных стандартов обеспечено необходимыми нормативно-правовыми актами. Среди них следует назвать: Трудовой кодекс Российской Федерации [7]; федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [8]; приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [4]; приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» [3] и ряд других.

В указанных документах приведены основные понятия, характеризующие современный трудовой процесс, складывающиеся в его рамках трудовые отношения, требования к работникам и т. д. К этим понятиям, которые будут использованы в данной статье, относятся: профессиональный стандарт; вид профессиональной деятельности; обобщенная трудовая функция; трудовая функция; трудовое действие; компетенция.

Как закреплено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности и (или)

повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Процесс разработки дополнительной профессиональной программы (ДПП) регулируется указанным выше приказом Минобрнауки РФ [3].

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам содержит требования к структуре и содержанию ДПП.

Во-первых, содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Во-вторых, содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.

В-третьих, в содержании реализуемой дополнительной профессиональной программы должны учитываться профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В данной статье описан процесс разработки дополнительной профессиональной программы на основе профессионального стандарта «Тренер» [2]. Основная цель этого стандарта — проведение со спортсменами

тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов.

Как известно, многолетний период подготовки спортсменов осуществляется в спортивных школах на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду

спорта [1]. На каждом этапе спортивной подготовки сформулированы свои требования к результатам реализации программ спортивной подготовки. Достижение этих результатов согласуется с Обобщенными трудовыми функциями (ОТФ) профессионального стандарта «Тренер» (табл. 1).

Таблица 1

Согласованность требований к результатам реализации программ спортивной подготовки

и ОТФ профстандарта «Тренер»

Этап спортивной подготовки Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки Уровень квалификации Обобщенные трудовые функции

Этап начальной подготовки - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; - формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта; - всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов; - отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта 5 Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки

Тренировочный этап - повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; - приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта; - формирование спортивной мотивации; - укрепление здоровья спортсменов 5 Осуществление тренировочного процесса, руководство со стязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства - повышение функциональных возможностей организма спортсменов; - совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки; - стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; - поддержание высокого уровня спортивной мотивации; - сохранение здоровья спортсменов 6 Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства со стязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства

Таблица 1. Продолжение

Проведение

- достижение результатов уровня тренировочных

спортивных сборных команд мероприятий

Этап высшего спортивного мастерства Российской Федерации; - повышение стабильности демонстрации высоких спортивных 6 и осуществление руководства состязательной

результатов во всероссииских и международных официальных спортивных соревнованиях. деятельно стью спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства

Вначале нами было проведено исследование потребностей тренеров спортивных школ в необходимой информации для выполнения профессионального стандарта «Тренер».

Разработка бланка анкеты осуществлялась следующим образом. Из содержания про-фстандарта «Тренер» были выбраны две обобщенные трудовые функции: «Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки» (код В, уровень квалификации 5) и «Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этап спортивной специализации)» (код С, уровень квалификации 5). Далее из перечня различных «Трудовых функций» были выбраны некоторые «Трудовые действия», «Необходимые умения» и «Необходимые знания».

Тренерам спортивных школ, осуществляющих реализацию программ спортивной подготовки, было предложено оценить содержание трудовых действий, приведенных в анкете, а также знаний и умений, выполнение которых требует, с их точки зрения, получения необходимой дополнительной информации в рамках освоения дополнительной профессиональной программы на курсах повышения квалификации.

Предложенная шкала позволяла оценить содержание трудовых действий, а также необходимых знаний и умений, выполнение

которых требует от тренера получения дополнительной информации на курсах повышения квалификации: «0» — минимальное значение оценки (выполнение тренерской деятельности в пополнении знаний не нуждается); «3» — максимальное значение оценки (требуется пополнение знаниями для выполнения тренерской деятельности).

В рамках данного исследования было опрошено 166 тренеров, работающих в спортивных школах Санкт-Петербурга. Все респонденты реализуют программы спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки на тренировочном этапе (этап спортивной специализации). Социально-демографические характеристики тренеров, принявших участие в исследовании, приведены в таблице 2.

Анализ социально-демографических характеристик опрошенных тренеров показал, что среди респондентов больше мужчин, чем женщин. В большинстве своем респонденты имеют высшее образование в области физической культуры и спорта, незначительная часть имеет среднее профессиональное образование. Что касается стажа работы в спортивной школе, всего 14,5% респондентов имеют рабочий стаж до 5 лет. То есть подавляющее число опытных тренеров работают на тренировочном этапе спортивной подготовки.

Анализ полученных результатов по тематическим блокам анкеты представлен в таблице 3.

Таблица 2

Социально-демографические характеристики опрошенных тренеров

Варианты ответов %

Пол респондентов

1. Женский 39,8

2. Мужской 60,2

Образование респондентов

1. Среднее специальное 7,2

2. Высшее физкультурное 70,5

3. Высшее 22,3

Стаж работы респондентов в спортивной школе

1. От 0 до 2 лет 2,4

2. От 2 до 5 лет 12,1

3. От 5 до 10 лет 27,7

4. От 10 до 20 лет 33,7

5. Свыше 20 лет 24,1

Таблица 3

Ранговая структура трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний тренеров,

нуждающихся в дополнительной информации

Содержание Оценка необходимости пополнения

Трудовые действия знаний (баллы)

0 1 2 3

1. Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации 9,1 2 28,9 3 36,7 5 25,3 5

2. Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних занимающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на этапах спортивной/предспортивной подготовки 14,5 1 32,5 2 33,1 6 19,9 8

3. Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной/предспортивной подготовки 6,0 6 27,7 4 39,8 3 26,5 4

4. Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта 3,6 7 24,7 6 32,5 7 39,2 2

Таблица 3. Продолжение

5. Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних занимающихся 7,2 5 42,8 1 27,7 8 22,3 7

6. Внесение корректив в дальнейшую подготовку занимающихся (при необходимости) 8,4 3 26,5 5 40,4 2 24,7 6

7. Внедрение современных методик подготовки занимающихся по программам этапов спортивной подготовки 3,0 8 7,2 8 41,0 1 48,8 1

8. Выявление наиболее перспективных занимающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования 7,8 4 15,7 7 39,2 4 37,3 3

Необходимые умения

1. Проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группу начальной подготовки / спортивной специализации 6,0 1-3 26,5 2 43,4 3-4 24,1 5

2. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи 6,0 1-3 24,1 3 43,4 3-4 26,5 2

3. Разрабатывать и применять педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, строить тренировочный процесс на основе компетентного подхода 3,0 4 18,7 5 48,2 2 30,1 1

4. Разрабатывать и применять технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения 2,4 5 20,5 4 51,8 1 25,3 4

5. Вносить коррективы в дальнейшую подготовку занимающихся (при необходимости) 6,0 1-3 27,7 1 40,4 5 25,9 3

Необходимые знания

1. Федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта 6,0 2 20,5 4-5 36,1 6-8 37,4 3

2. Общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями 14,5 1 15,1 8 36,1 6-8 34,3 7-8

Таблица 3. Продолжение

3. Режимы тренировочной работы 4,8 3-5 22,9 2 38,0 5 34,3 7-8

4. Предельные тренировочные нагрузки 4,2 6 22,3 3 38,6 4 34,9 6

5. Объем индивидуальной спортивной подготовки 3,0 7 25,3 1 36,1 6-8 35,6 4-5

6. Психологические особенности занимающихся с учетом возраста и основы возрастной педагогики 0,6 8-9 20,4 4-5 40,4 3 38,6 2

7. Методики контроля и оценки физической подготовленности занимающихся 4,8 3-5 15,7 7 44,0 2 35,5 4-5

8. Методы планирования тренировочного процесса 4,8 3-5 19,3 6 44,6 1 31,3 9

9. Современные методы тренировочной работы 0,6 8-9 9,6 9 33,1 9 56,7 1

10. Другая тема (впишите)

Блок «Трудовые действия». Как видно из содержания таблиц, респонденты в первую очередь нуждаются в пополнении профессиональных знаний для выполнения трудового действия «Внедрение современных методик подготовки занимающихся по программам этапов спортивной подготовки». Максимальную оценку для этого действия выбрали 48,8% респондентов. 41,0% опрошенных тренеров оценили свою потребность в знаниях для выполнения рассматриваемого действия в два балла.

По совокупности оценок большинства респондентов в дополнительных знаниях нуждается реализация трудовой функции «Выявление наиболее перспективных занимающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования». Такую потребность показали, поставив два и три балла, 76,5% респондентов.

И, наконец, оценки респондентов показали, что еще одна трудовая функция «Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим

подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта» нуждается в пополнении профессиональных знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что больше половины опрошенных тренеров хотели бы пополнить свои профессиональные знания для выполнения трудовых функций. Именно такое количество респондентов обозначили потребность в получении дополнительной информации для выполнения включенных в анкету трудовых действий.

Что касается тематического блока «Необходимые умения», то здесь в первую очередь, с точки зрения респондентов, в дополнительной информации нуждается практическая реализация умения «Разрабатывать и применять педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, строить тренировочный процесс на основе компетентного подхода». Потребность в пополнении знаний оценили 30,1% респондентов в три балла и 48,2% — в два балла. Также опрошенные тренеры указали на необходимость пополнения знаний для практического применения необходимого умения «разрабатывать и применять технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения». Эта потребность выявлена у 51,8% респондентов, которые оценили ее в два балла, и у 25,3%, оценивших в три балла (см. таблицу 3).

Третий тематический блок анкеты включил перечень различных «Необходимых знаний». Анкетирование показало, что необходимы дополнительные знания «Современных методов тренировочной работы». Такое мнение высказали 56,7% респондентов, оценив эту необходимость пополнения знаний в три балла, и треть респондентов — оценив в два балла.

Также оказались востребованными профессиональные знания «Психологических особенностей занимающихся с учетом возраста и основы возрастной педагогики».

В нормативных документах, регулирующих порядок организации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, предусмотрена возможность включать в ДПП различные виды практик, содержание которых должно быть направлено на достижение целей программ. В процессе опроса тренеров было изучено их отношение к необходимости включать в ДПП практические занятия. Полученные результаты свидетельствуют о том, что 55,4% респондентов считают необходимым предусматривать в ДПП практические занятия, 20,5% затруднились ответить, а 24,1% ответили, что в этом нет необходимости.

Заключение

Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать следующие выводы.

1) В настоящее время сложилась определенная система нормативно-правовых документов, которые регулируют процесс разработки и реализации дополнительных профессиональных программ.

2) Разработка дополнительных профессиональных программ для тренеров должна осуществляться на основе профессионального стандарта «Тренер», опираясь при этом на содержание его структурных элементов: «Трудовые действия», «Необходимые умения» и «Необходимые знания», принимая во внимание соответствующий этап спортивной подготовки, на котором трудится тренер.

3) Наличие индивидуальных потребностей тренеров в необходимых знаниях нужно принимать во внимание при разработке дополнительной профессиональной программы. Это приведет к разнообразию содержания дополнительных программ и удовлетворению потребностей тренеров в информации для профессионального соответствия требованиям современного профессионального стандарта «Тренер».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. Я 114 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол» (с изменениями и дополнениями от 23 июля 2014 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70397760/ (дата обращения: 19.06.2019).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N° 193н «Об утверждении профессионального стандарта "Тренер"» (с изменениями и дополнениями от 12 декабря 2016 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70695556/ (дата обращения: 19.06.2019).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. Я 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (с изменениями и дополнениями от 15 ноября 2013 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения: 20.02.2019).

4. Приказ Министерства труда Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. Я 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/48 (дата обращения: 20.02.2019).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года Я 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902169994 (дата обращения: 19.06.2019).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. Я 2245-р «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года»). [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/2019/doc/2245.rtf (дата обращения: 20.02.2019).

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. Я 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17706 (дата обращения: 20.02.2019).

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Я 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.02.2019).

REFERENCES

1. Prikaz Ministerstva sporta Rossiyskoy Federatsii ot 10 aprelya 2013 g. Я 114 'Ob utverzhdenii Federal'nogo standarta sportivnoy podgotovki po vidu sporta basketbol' (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 23 iyulya 2014 g.). [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70397760/ (data obrashcheniya: 19.06.2019).

2. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 7 aprelya 2014 g. Я 193n 'Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Trener"' (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 12 dekabrya 2016 g.). [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70695556/ (data obrashcheniya: 19.06.2019).

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 1 iyulya 2013 g. Я 499 'Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam' (s izmeneniyami i dopolneniyami ot 15 noyabrya 2013 g.). [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70440506/ (data obrashcheniya: 20.02.2019).

4. Prikaz Ministerstva truda Rossiyskoy Federatsii ot 12 aprelya 2013 g. Я 148n 'Ob utverzhdenii urovney kvalifikatsii v tselyah razrabotki proektov professional'nyh standartov'. [Elektronnyj resurs]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/48 (data obrashcheniya: 20.02.2019).

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 7 avgusta 2009 goda Я 1101-r 'Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda'. [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902169994 (data obrashcheniya: 19.06.2019).

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2018 g. Я 2245-r 'Ob utverzhdenii Kontseptsii podgotovki sportivnogo rezerva v RF do 2025 goda' (vmeste s 'Planom meropriyatiy po realizatsii Kontseptsii podgotovki sportivnogo rezerva v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda'). [Elektronnyj resurs]. URL: https://minsport.gov.ru/2019/doc/2245.rtf (data obrashcheniya: 20.02.2019).

7. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2001 g. Я 197-FZ (red. ot 27.12.2018). [Elektron-nyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17706 (data obrashcheniya: 20.02.2019).

8. Federal'nyj zakon 'Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii' ot 29 dekabrya 2012 g. Я 273-FZ. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 20.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.