Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ТРЕНЕР"'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ТРЕНЕР" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ТРЕНЕР" / АНКЕТНЫЙ ОПРОС ТРЕНЕРОВ / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION PROGRAM / NORMATIVE LEGAL DOCUMENTS / PROFESSIONAL STANDARD "COACH" / QUESTIONNAIRE SURVEY OF COACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремин И.Б., Бирюкова К.А., Филиппов С.С., Филиппова С.О.

Цель исследования - обоснование подхода к разработке дополнительных профессиональных программ на основе ПС «Тренер» с учетом индивидуальных потребностей тренеров. Методика и организация исследования. В качестве методов исследования использованы анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс разработки программ, анкетный опрос тренеров спортивных школ Санкт-Петербурга (n=128). Тренерам спортивных школ, осуществляющих реализацию программ спортивной подготовки, было предложено оценить содержание трудовых действий, необходимых знаний и умений, выполнение которых требует получения дополнительной информации в рамках освоения ДПП на курсах повышения квалификации. Среди опрошенных тренеров примерно половину составляют женщины и мужчины, имеющие в большинстве своем высшее образование в области физической культуры и спорта, каждый пятый имеет среднее профессиональное образование. По стажу работы в спортивной школе 57,8% респондентов имеют рабочий стаж до 5 лет. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов исследования позволил утверждать, что сложившаяся система нормативно-правовых документов в полной мере определяет порядок разработки, содержание и структуру рассмотренных программ. Результаты анкетного опроса тренеров свидетельствуют о наличии индивидуальных потребностей тренеров в получении необходимых знаний для практического выполнения требований ПС «Тренер». При разработке содержания дополнительных профессиональных программ необходимо опираться на выявленные потребности тренеров в информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремин И.Б., Бирюкова К.А., Филиппов С.С., Филиппова С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION PROGRAM BASED ON "COACH" PROFESSIONAL STANDARD

Objective of the study was to substantiate a new approach to the development of the additional vocational education program based on the "Coach" professional standard taking into account the coaches' individual needs. Methods and structure of the study. The research methods included: analysis of the normative legal documents regulating the program development process, questionnaire survey of the sports school coaches of Saint Petersburg (n=128). The sports school coaches implementing the sports training programs were asked to evaluate the content of labor activities, knowledge, skills, and abilities required, which necessitate the acquisition of additional information as part of the additional vocational education program during the advanced training courses. About half of the coaches surveyed were women and men with higher education in the field of physical education and sports, of whom one in five had secondary vocational education. In terms of the length of service at a sports school, 57.8% of the respondents had up to five years of experience. Results of the study and conclusions. The analysis of the findings has made it possible to state that the current system of normative legal documents fully defines the design, content, and structure of the programs reviewed. The results of the questionnaire survey of the coaches indicate that there are individual needs to obtain necessary knowledge for practical fulfillment of the requirements of the "Coach" professional standard. The content of the additional vocational education programs should be based on the identified information needs of the coaches.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ТРЕНЕР"»

АКТУАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ТРЕНЕР»

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 17.12.2019 г.

Филиппов3 Филиппова4

Информация для связи с автором: fill ss2014@mail.ru

Кандидат педагогических наук И.Б. Еремин1 К.А. Бирюкова2

Доктор педагогических наук, профессор С.С Доктор педагогических наук, профессор С.О

1 СШОР «Радуга», Санкт-Петербург

2 Комитет по физической культуре и спорту, Санкт-Петербург

3 Училище олимпийского резерва № 1, Санкт-Петербург

4 СШ Красногвардейского района, Санкт-Петербург

ACTUALIZATION OF ADDiTiÜNAL VOCATIONAL EDUOATiON PROGRAM BASED ON "COACH" PROFESSIONAL STANDARD

PhD I.B. Eremin1 K.A. Biryukova2

Dr. Hab., Professor S.S. Filippov3 Dr. Hab., Professor S.O. Filippova4

1 Olymlic Reserve Sport School "Rainbow", St. Petersburg

2 Committee for Physical Culture and Sports, St. Petersburg

3 Olympic Reserve School No. 1, St. Petersburg

4 SS Krasnogvardeysky district, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - обоснование подхода к разработке дополнительных профессиональных программ на основе ПС «Тренер» с учетом индивидуальных потребностей тренеров.

Методика и организация исследования. В качестве методов исследования использованы анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс разработки программ, анкетный опрос тренеров спортивных школ Санкт-Петербурга (п=128). Тренерам спортивных школ, осуществляющих реализацию программ спортивной подготовки, было предложено оценить содержание трудовых действий, необходимых знаний и умений, выполнение которых требует получения дополнительной информации в рамках освоения ДПП на курсах повышения квалификации. Среди опрошенных тренеров примерно половину составляют женщины и мужчины, имеющие в большинстве своем высшее образование в области физической культуры и спорта, каждый пятый имеет среднее профессиональное образование. По стажу работы в спортивной школе 57,8% респондентов имеют рабочий стаж до 5 лет. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов исследования позволил утверждать, что сложившаяся система нормативно-правовых документов в полной мере определяет порядок разработки, содержание и структуру рассмотренных программ. Результаты анкетного опроса тренеров свидетельствуют о наличии индивидуальных потребностей тренеров в получении необходимых знаний для практического выполнения требований ПС «Тренер». При разработке содержания дополнительных профессиональных программ необходимо опираться на выявленные потребности тренеров в информации.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа, нормативно-правовые документы, профессиональный стандарт «Тренер», анкетный опрос тренеров.

Annotation

Objective of the study was to substantiate a new approach to the development of the additional vocational education program based on the "Coach" professional standard taking into account the coaches' individual needs. Methods and structure of the study. The research methods included: analysis of the normative legal documents regulating the program development process, questionnaire survey of the sports school coaches of Saint Petersburg (n=128). The sports school coaches implementing the sports training programs were asked to evaluate the content of labor activities, knowledge, skills, and abilities required, which necessitate the acquisition of additional information as part of the additional vocational education program during the advanced training courses. About half of the coaches surveyed were women and men with higher education in the field of physical education and sports, of whom one in five had secondary vocational education. In terms of the length of service at a sports school, 57.8% of the respondents had up to five years of experience. Results of the study and conclusions. The analysis of the findings has made it possible to state that the current system of normative legal documents fully defines the design, content, and structure of the programs reviewed. The results of the questionnaire survey of the coaches indicate that there are individual needs to obtain necessary knowledge for practical fulfillment of the requirements of the "Coach" professional standard. The content of the additional vocational education programs should be based on the identified information needs of the coaches.

Keywords: additional vocational education program, normative legal documents, professional standard "Coach", questionnaire survey of coaches.

CL

с

га

^

О (U .с I—

Введение. В настоящее время разработка дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации тренеров приобрела особую актуальность с внедрением в стране профессиональных стандартов (ПС). Нормативно-

правовые основы разработки дополнительных образовательных программ с учетом ПС представлены в следующих документах: Трудовой кодекс Российской Федерации [1]; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

102

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2020 Октябрь | October

[2]; приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [3]; приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» [4]. Конкретизация ряда требований закона об образовании, относящихся к ДПП, нашли свое отражение в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, в том числе в части требования к структуре и содержанию ДПП [4].

При разработке ДПП используются различные современные методологические подходы, широко применяемые в пе-

дагогических исследованиях: компетентностный, личностно ориентированный, модульный и другие.

Цель исследования - обоснование подхода к разработке дополнительных профессиональных программ на основе ПС «Тренер» с учетом индивидуальных потребностей тренеров.

Методика и организация исследования. В рамках научной работы проводился анализ нормативно-правовых документов, анкетный опрос тренеров спортивных школ Санкт-Петербурга. Всего было опрошено 128 тренеров, работающих со спортсменами на этапе начальной подготовки.

Содержание анкеты было сформировано следующим образом. Из ПС «Тренер» были выбраны две «обобщенные

Ранговая структура результатов оценивания тренерами необходимости пополнения профессиональных знаний

Содержание Оценка необходимости пополнения знаний,баллы

Трудовые действия

0 1 2 3

1. Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации 94 4-5 35,2 2 25,8 7 29,6 5

2. Консультирование обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних занимающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки 17,9 1 30,5 4 20,3 8 31,3 4

3. Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки 78 6 21,8 6-7 35,2 3 35,2 2

4. Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта 23 8 31,3 3 38,3 2 28,1 6

5. Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних занимающихся 13,3 2 43,0 1 29,6 6 14,1 8

6. Внесение коррективов в дальнейшую подготовку занимающихся (при необходимости) 94 4-5 29,6 5 40,7 1 20,3 7

7. Внедрение современных методик подготовки занимающихся по программам этапов спортивной/ предспортивной подготовки 3.9 7 12,5 8 30,5 5 53,1 1

8. Выявление наиболее перспективных занимающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования 10.9 3 21,9 6-7 32,8 4 34,4 3

Необходимые умения

1. Проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группу начальной подготовки/спортивной специализации 10,2 3 22,7 4 37,5 3-4 29,6 2

2. Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи 12,5 1-2 27,4 2 35,9 5 24,2 3-4

3. Разрабатывать и применять педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, строить тренировочный процесс на основе компетентного подхода 6,3 4-5 20,3 5 37,5 3-4 35,9 1

4. Разрабатывать и применять технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения 6,3 4-5 29,6 1 40,7 1 23,4 5

5. Вносить коррективы в дальнейшую подготовку занимающихся (при необходимости) 12,5 1-2 24,2 3 39,1 2 24,2 3-4

Необходимые знания

1. Федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта 10,9 2-3 30,5 2 25,0 9 33,6 4-5

2. Общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями 10,2 4 31,2 1 31,2 4-5 27,4 9

3. Режимы тренировочной работы 13,3 1 21,1 6-7 32,8 3 32,8 6

4. Предельные тренировочные нагрузки 10,9 2-3 18,8 8-9 31,2 4-5 39,1 2

5. Объем индивидуальной спортивной подготовки 94 5 21,1 6-7 38,2 1 31,3 7-8

6. Психологические особенности занимающихся с учетом возраста и основы возрастной педагогики 78 6-7 25,8 5 30,5 6 35,9 5

7. Методики контроля и оценки физической подготовленности занимающихся 6-7 29,7 5 28,9 6 33,6 5

8. Методы планирования тренировочного процесса 3,9 8 28,9 4 35,9 2 31,3 7-8

9. Современные методы тренировочной работы 31 9 18,8 8-9 26,6 8 51,5 1

Примечание. В таблице - в числителе указаны процентные соотношения выборов респондентами необходимости пополнения профессиональных знаний, в знаменателе - ранг сделанных выборов респондентами.

№ 10 • 2020 Октябрь | ОсЬЬег

http://www.teoriya.ru

103

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

функции»: «Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки» (код В, уровень квалификации 5) и «Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этап спортивной специализации)» (код С, уровень квалификации 5). Далее из описания различных «Трудовых функций» были выбраны некоторые «Трудовые действия», «Необходимые умения» и «Необходимые знания».

Тренерам спортивных школ, осуществляющих реализацию программ спортивной подготовки, было предложено оценить содержание трудовых действий, необходимых знаний и умений, выполнение которых требует получения дополнительной информации в рамках освоения ДПП на курсах повышения квалификации. Шкала включала: 0 - минимальное значение оценки (выполнение тренерской деятельности в пополнении знаний не нуждается); 3 - максимальное значение оценки (требуется пополнение знаниями для выполнения тренерской деятельности).

Анализ социально-демографических характеристик опрошенных тренеров свидетельствует о том, что среди них примерно половину составляют женщины и мужчины, имеющие в большинстве своем высшее образование в области физической культуры и спорта, каждый пятый имеет среднее профессиональное образование. По стажу работы в спортивной школе 57,8 % респондентов имеют рабочий стаж до 5 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетного опроса показал следующее. Оценивание тренерами необходимости пополнения профессиональных знаний для выполнения трудовых действий показало, что в большей степени в этом нуждается выполнение такого трудового действия, как «Внедрение современных методик подготовки занимающихся по программам этапов спортив-ной/предспортивной подготовки». Такое мнение высказали 53,1 % респондентов, оценив необходимость пополнения знаний в 3 балла. В необходимости пополнения профессиональных знаний нуждается трудовое действие «Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки», получившее второй ранг (см. таблицу).

Что касается потребности пополнения знаний для расширения необходимых умений, отраженных в профессиональном стандарте, то здесь респонденты определили наиболее нуждающиеся в пополнении новыми знаниями умения «Разрабатывать и применять педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, строить тренировочный процесс на основе компетентного подхода». Так считают 35,9 0% респондентов, оценив эту потребность в 3 балла.

В современной информации, по оценкам респондентов, нуждаются такие знания, как «Современные методы тренировочной работы» - их обозначили больше половины респондентов (51,5 %) и «Предельные тренировочные нагрузки» - на них указали 39,1 % опрошенных тренеров.

Анализ полученных данных позволяет также сделать вывод о том, что приведенные в таблице трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания в большей или меньшей степени востребованы у респондентов с точки зрения необходимости пополнения профессиональных знаний, то есть должны быть отражены в содержании ДПП.

При этом полученные данные свидетельствуют о том, что у каждого опрошенного тренера возникает индивидуальная потребность в пополнении новыми знаниями для реализации трудовых действий, необходимых умений и знаний, включенных в ПС «Тренер». Это, на наш взгляд, накладывает свой отпечаток на проектирование ДПП, приводит к необходимости расширения спектра программ с тем, чтобы удовлетворить потребности

тренеров в необходимых профессиональных знаниях, используя при их проектировании личностно ориентированный подход.

Как было показано выше, содержание реализуемых ДПП может включать различные виды практик, которые должны быть направлены на достижение целей программ. В ходе анкетного опроса было изучено мнение тренеров о необходимости предусматривать в ДПП практические занятия. Результаты опроса свидетельствуют, что большинство респондентов - 62,5 % - считают нужным включать практические занятия в содержание ДПП.

Выводы. При разработке дополнительных профессиональных программ следует опираться на сложившуюся нормативно-правовую базу документов, определяющих содержание и структуру ДПП.

В основу разработки ДПП для тренеров целесообразно положить обобщенные функции, трудовые действия, необходимые умения и знания профессионального стандарта «Тренер», которые конкретизируют содержание программ.

В разработке ДПП следует учитывать индивидуальные потребности тренеров в необходимых знаниях, что позволит удовлетворить их потребности и значительно расширит спектр таких программ.

Литература

1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ - (дата доступа 20.02.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ - (дата доступа 20.02.2019)

3. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148 н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534) [Электронный ресурс] // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ - (дата доступа 20.02.2019)

4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29444) [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151143/ - (дата доступа 20.02.2019)

References

1. «Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii» ot 30.12.2001 # 197-FZ (red. ot 27.12.2018) [Labor Code of the Russian Federation "dated 30.12.2001 No. 197-FL (as amended on 27.12.2018)]. [Electronic resource] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/ - (date of access: 20.02.2019)

2. Federalny zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot

29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FL (last edition)]. [Electronic resource] Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (date of access: 20.02.2019)

3. Prikaz Mintruda Rossii ot 12.04.2013 # 148 n «Ob utverzhdenii urovney kvalifikatsii v tselyakh razrabotki proektov professionalnykh standartov» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.05.2013 # 28534) [Order of the Ministry of Labor of Russia of 12.04.2013 No. 148 n "On the approval of qualification levels to develop draft professional standards" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on

27.05.2013 No. 28534)]. [Electronic resource] Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ (date of access: 20.02.2019)

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.07.2013 # 499 (red. ot 15.11.2013) «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osuschestvleniya obrazovatelnoy deyatelnosti po dopolnitelnym professionalnym programmam» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 20.08.2013 # 29444) [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 01.07.2013 No. 499 (as amended on 15.11.2013) "On approval of the Procedure for organizing and conducting educational activities for additional professional programs" (Registered with the Ministry of Justice of Russia 08.20.2013 No. 29444)]. [Electronic resource] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151143/ (date of access: 20.02.2019)

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2020 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.