Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ В ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗРАБОТКА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ В ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / БАКАЛАВР ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / DEMO EXAM / BACHELOR OF EARLY CHILDHOOD EDUCATION / COMPETENCES / METHODS OF FORMING BASIC MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

В статье представлен эмпирический материал для разработки и организации демонстрационного экзамена бакалавров по их готовности к формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, как итогового после курса различных дисциплин, теоретической и прикладной направленности, преподаваемых в педагогическом вузе. Представлены примерные задания и виды деятельности, критерии оценивания компетенций бакалавров и условия организации демонстрационного экзамена. Раскрыта значимость и эффективность обозначенной формы для оценивания уровня выпускников педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A DEMONSTRATION EXAM FOR BACHELORS IN THE PARADIGM OF COMPETENCE OF FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOL CHILDREN

The article presents an empirical material for development and organization of demonstration exam Bachelors on their readiness to forming in preschool children of elementary mathematical representations of how the outcome after the course various disciplines, theoretical and applied focus, taught at the Pedagogical University. Submitted sample assignments and activities, criteria of assessment of competences of the Bachelor and the demonstration of the exam. Disclosed to the relevance and effectiveness of the designated form for evaluation of the level of graduate Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ В ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

гуманитарной, социальной и технической направленности; нарастание доли самостоятельности и активности детей, начиная с дошкольного возраста, в процессе их выполнения.

3. Осуществление системы мероприятий для педагогов по эффективной организации и проведению конкурсов проектно-исследовательских работ дошкольников и младших школьников разной направленности.

Литература:

1. Карпушкина Л.В. Сотрудничество и общение дошкольников в воспитательном пространстве дошкольной образовательной организации и семьи / Л.В. Карпушкина // Теория и практика реализации ФГОС в условиях региональной системы общего образования: моногр. / под ред. Т.И. Шукшиной. - Саранск, 2016. - С. 70-89.

2. Кудашкина О.С. Культурно-досуговая деятельность как средство эстетического воспитания детей / О.С. Кудашкина // Бизнес. Образование. Право. - 2017. - №4 (41). - С. 356-362.

3. Приходченко Т.Н. Профессиональная подготовка воспитателя детского сада: современные требования и модели / Н.В. Винокурова, Т.Н. Приходченко // Гуманитарные науки и образование. - 2016. -№4 (28). - С. 83-87.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева. - М.: Аркти, 2003. - 96 с.

5. Сергушина О.В. Потенциал использования средств ИКТ в образовательном процессе в начальной школе / О.В. Сергушина, О.А. Евсеева // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей; отв. ред. И.А. Шарапова. - Витебск, 2014. - С. 38-40.

6. Спиренкова Н.Г. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Н.Г. Спиренкова, Н.В. Оськина // Перспективы науки и образования. - 2018. - №4 (34). - С. 117-122; URL: http:// pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. Режим доступа: ГАРАНТ: http://base.garantm/70512244/53fS9421bbdaf741 eb2d 1 ecc4ddb4c33/#ixzz5ZDALE24e

8. Щередина Н.И. Технология проектной деятельности как средство профессионального развития педагогов ДОО / Н.И. Щередина, К.А. Егорова сборник: Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества сборник материалов II Международной научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. - 2018. - С. 303-306.

Педагогика

УДК 37016:51-053.4 (045)

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики дошкольного и начального образования Кахнович Светлана Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗРАБОТКА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ В ПАРАДИГМЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлен эмпирический материал для разработки и организации демонстрационного экзамена бакалавров по их готовности к формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, как итогового после курса различных дисциплин, теоретической и прикладной направленности, преподаваемых в педагогическом вузе. Представлены примерные задания и виды деятельности, критерии оценивания компетенций бакалавров и условия организации демонстрационного экзамена. Раскрыта значимость и эффективность обозначенной формы для оценивания уровня выпускников педагогического вуза.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, бакалавр дошкольного образования, компетенции, методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Annotation. The article presents an empirical material for development and organization of demonstration exam Bachelors on their readiness to forming in preschool children of elementary mathematical representations of how the outcome after the course various disciplines, theoretical and applied focus, taught at the Pedagogical University. Submitted sample assignments and activities, criteria of assessment of competences of the Bachelor and the demonstration of the exam. Disclosed to the relevance and effectiveness of the designated form for evaluation of the level of graduate Pedagogical University.

Keywords: demo exam, Bachelor of early childhood education, competences, methods of forming basic mathematical representations in preschool children.

Введение. Демонстрационный экзамен по стандартам World Skills Russia предполагает оценивание основных компетенций выпускника суза или вуза способом наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, близких и актуальных для конкретного производства [3]. Естественно, что в таком случае происходит оценивание именно умений в отличие от других форм, традиционно используемых в образовательных учреждениях. В процессе государственной итоговой аттестации в вузе традиционно используют задания ориентированные на актуализацию практических знаний студентов, а также написание дипломных проектов (выпускной квалификационной работы) и последующей защиты на государственном экзамене. Однако такой подход к подготовке и последующего присвоения квалификации бакалавра педагогического образования по направлению дошкольное не может отвечать современным требованиям к уровню компетенций выпускников прикладного бакалавриата. Поэтому и ставиться задача введения демонстрационного экзамена в государственную аттестацию признанного преодолеть создавшееся противоречие между теоретической и практической подготовленностью в парадигме компетенций и в частности в рамках формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.

Изложение основного материала статьи. Необходимо отметить, что задания практического характера для текущего и итогового контроля традиционно существовали в образовательном процессе вуза. В отличие от демонстрационного экзамена, такие задания ориентированы на актуализацию практических знаний студентов, но не умений.

В качества примера приведем следующие задания, ориентирующие и актуализирующие практические знания студентов о теории дошкольной дидактики, именно в парадигме формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В первом задании актуализируются знания студентов о физиологических особенностях метода обучения - подражание. Также рассматривается метод воспитания - эмоциональное положительное оценивание достижений ребенка - поощрение.

Задание 1. Проанализировать педагогическую ситуацию и ответить на вопросы.

Двухлетняя Нина, получив на занятии кусочек глины, стала рвать его на мелкие части. Воспитательница, довольная тем, что Нина занята и не мешает другим, похвалила ее. Дети постарше сказали Нине:

- Мы морковь лепим, а ты что?

Нина важно ответила:

- Хвалили.

Тогда многие дети тоже стали рвать на кусочки свои поделки.

В другой ясельной группе Алла во время обеда крошила хлеб. Воспитательница спросила:

- Зачем ты крошишь хлеб, чтобы курочек кормить? Все дети захотели кормить курочек и стали крошить хлеб [2].

Вопросы.

1. Какой педагогический вывод следует сделать воспитателям?

2. Дайте физиологическое и психологическое обоснование подражания, его значения в воспитании детей раннего возраста.

3. Приведите примеры положительного влияния примера взрослых в социально-коммуникативном развитии детей раннего возраста.

В задании 2 находит реализацию способы использования в обучении синергетичности мышления детей дошкольного возраста в целом, и формирования элементарных математических представлений в частности.

Задание 2. Проанализировать педагогическую ситуацию и ответить на вопросы.

В книге Корнея Чуковского «От двух до пяти» читаем: «Рисует цветы. А вокруг три десятка точек. - Что это? Мухи? - Нет, запах от цветов» [4, с. 13].

Вопросы.

1. Какой педагогический вывод должен сделать воспитатель, анализируя этот пример?

2. Дайте физиологическое и психологическое обоснование детской деятельности - рисованию.

3. Приведите примеры для использования синергетичности мышления детей дошкольного возраста в процессе их обучения, в том числе и формирования элементарных математических представлений.

Задания 3 и 4 актуализируют понятие студентов об использовании при обучении детей дошкольного возраста основам математики подвижных игр, их значимости. Игра «Море волнуется» формирует у детей произвольное поведение, когда необходимо удерживать нужную позу по установке извне, в какой-то мере учит счету. Игра «У медведя во бору грибы, ягоды беру» может проводиться с детьми раннего и младшего возраста, как развлечение и часть непосредственной образовательной деятельности, направленной на изучения понятия «множество»: один гриб - много грибов; знакомство с двумя множествами: «грибы» и «ягоды», их сравнение способом приложения.

Задание 3. Проанализировать педагогическую ситуацию и ответить на вопросы.

Начинает игру, как правило, воспитатель. Три раза произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети свободно двигаются, но после слов ведущего «замри» в позе, которую придумали, замирают на месте. Ведущий выбирает понравившуюся фигуру и того ребенка, который сумел не пошевелится и не рассмеяться [1; 5].

Вопросы.

1. Какой педагогический вывод должен сделать воспитатель, анализируя этот пример?

2. Как можно усложнить данный вид детской деятельности?

3. Предложите цель и задачи представленной детской деятельности.

4. Приведите примеры для использования данного вида деятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста, в том числе и формирования элементарных математических представлений.

Задание 4. Проанализировать педагогическую ситуацию и ответить на вопросы.

Ребенок, который водит, изображает спящего медведя (сидит на корточках и спит). Дети со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру» потихоньку, чтобы не разбудить «медведя» подходят к нему все ближе, имитируя сбор грибов и ягод (собирают карточки с нарисованными грибами и ягодами или муляжи). Когда дети подойдут к «медведю» близко, он просыпается и ловит детей. «Попавший в лапы к медведю», одевает маску и водит. Если «медведь» проснулся рано и все дети успели убежать и сесть на стульчики, то игра продолжается.

Усложнения: Ребенок, изображающий медведя, находится в круге, обрисованным мелом, и просыпается только после того, как заметил нарушение его границ, ловит детей только в границах своего владения. За пределами круга дети уже в безопасности.

Вопросы.

1 .Какой педагогический вывод должен сделать воспитатель, анализируя этот пример?

2.Определите возраст детей, с которыми можно провести данный вид детской деятельности?

3. Предложите цель и задачи представленной детской деятельности.

4. Приведите примеры для использования данного вида деятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста, в том числе и формирования элементарных математических представлений.

Пятое задание направленно на знакомство детей среднего дошкольного возраста с геометрическими фигурами на плоскости: квадрат - прямоугольник, их сравнение в процессе изобразительной деятельности (аппликация).

Задание 5. Проанализировать педагогическую ситуацию и ответить на вопросы.

- Дети, посмотрите, какой домик я построила (воспитатель показывает макет деревенского домика).

- Кто живет в таком домике?

- А Маша (имя ребенка из группы) живет в таком домике?

- Правильно, городской домик это большой-пребольшой прямоугольник с маленькими окошками-квадратами и с плоской крышей (продемонстрировать с помощь вырезанных деталей городской дом).

Уточнить, чем отличается квадрат от прямоугольника: у квадрата все стороны равны, а прямоугольник -вытянутый квадрат, как будто его тянули с двух сторон и вытянули.

- Давайте сделаем в память о наших бабушках и дедушках домик, в котором они живут, и подарим им. Дети самостоятельно накладывают на картон детали, затем поочередно, аккуратно снимая деталь,

наклеивают ее на нужное место. Уточнить с детьми приемы наклеивания [1; 5]. Вопросы.

1. Какой педагогический вывод должен сделать воспитатель, анализируя этот пример? 2.Определите возраст детей, с которыми можно провести данный вид детской деятельности?

3. Предложите цель и задачи представленной детской деятельности.

4. Приведите примеры для использования данного вида деятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста, в том числе и формирования элементарных математических представлений.

Данные практические задания выполняют утилитарную роль при подготовке к демонстрационному экзамену, теоретически готовят студентов непосредственно к демонстрации.

В таблице 1 проиллюстрируем паспорт компетенций, направленных именно на реализацию умений в области технологий непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Таблица 1

Паспорт компетенции

Наименование практико-ориентированного умения Показатели сформированности практико-ориентированного умения Средства оценивания

Проектирование и организация непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста Знает (имеет представление о): - этапы планирования непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста - анализ организованной непосредственной образовательной деятельности (видео-занятие / занятие сокурсника / воспитателя)

Владеет: - умением постановки и решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в соответствии с темой непосредственной образовательной деятельностью; - умением определять уровень сложности предложенного материала в соответствии свозрастным особенностям детей дошкольного возраста; - знаниями методики и теории обучения детей дошкольного возраста; - понятийным аппаратом, подбирает целесообразный с точки зрения научности фактический и иллюстративный материал; - владеет знаниями методики и теории обучения детей дошкольного возраста; - умением вовлекать и мотивировать детей дошкольного возраста выполнять учебные действия; - умением обеспечивать эмоциональный комфорт, уважение личного достоинства детей дошкольного возраста - контрольная работа по выявлению знаний по преподаваемым дисциплинам; - учебные задачи (кейс-задания); - планы-конспекты / проекты непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста с использованием педагогических технологий обучения; - анализ непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста, организуемой воспитателем /сокурсником

Имеет опыт: - проведения и анализа непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста - демонстрация фрагмента непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста; - самоанализ непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Осуществление диагностики достижений детей дошкольного возраста Знает (имеет представление о): - целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО; - критерии оценивания социально-нормативных характеристик возможных достижений детей дошкольного возраста: для детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, предшкольного возраста (подготовительная к школе группа) - анализ критериев оценки социально-нормативных характеристик возможных достижений детей дошкольного возраста: для детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, предшкольного возраста (подготовительная к школе группа) (форма: защита презентации)

Владеет: - способами оценивания социально-нормативных характеристик возможных достижений детей дошкольного возраста: для детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на практике (продукты детских видов деятельности: рисунки, поделки, стихотворение, пересказ и тому подобное) - оценивание социально-нормативных характеристик возможных достижений детей дошкольного возраста: для детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, предшкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Имеет опыт: - наблюдения за оцениванием социально-нормативных характеристик возможных достижений детей дошкольного возраста: для детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, предшкольного возраста (подготовительная к школе группа) - протоколы анализа различных видов детской деятельности

В рамках первого задания мы подготовили содержание, отвечающее компетенции воспитателя в области готовности к формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Разработка и проведение фрагмента непосредственной образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие с детьми дошкольного возраста (возраст на выбор студента: ранний, младший, средний, старший, предшкольный или подготовительная к школе группа).

Цель демонстрационного экзамена: демонстрация умения проектировать, разрабатывать, организовывать и проводить непосредственную образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями.

Далее мы остановились не на всех компетенциях, а только на тех, которые могут быть продемонстрированы студентами, как умения и владения ими на демонстрационном экзамене в парадигме формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.

Ход демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен состоит из двух взаимозависимых этапов (частей) подготовка к демонстрации, непосредственная демонстрация на волонтерах, которые могут быть из смежной группы экзаменующихся студентов. В практике итоговой аттестации в вузе принято делить поток на группы, поэтому есть такая возможность привлекать в волонтеры, тех студентов, которые свободны в этот экзаменационный день. До начала демонстрации экзаменующиеся сдают членам экзаменационной комиссии разработанные цель и задачи непосредственной образовательной деятельности в письменной форме, на правах рукописи.

Рекомендуемое время на подготовку к демонстрации: 1 час 30 минут по стандартам World Skills Russia по компетенции R4 «Дошкольное воспитание» для задания: разработка и проведение занятия по робототехнике для детей дошкольного возраста, наш вариант 30 минут, что соответствует не конкурсным, но учебным требованиям.

Представление задания - демонстрация и по стандартам World Skills Russia и по нашему разумению: 10 минут.

Описание задание.

Студент на первом этапе подготовки к демонстрации должен самостоятельно определить цель и задачи непосредственной образовательной деятельности детей в соответствии с выбранном возрастом и образовательной областью (можно образовательные области интегрировать). Подобрать необходимые материалы и оборудование из имеющихся индивидуальных боксов. Перечень входящих материалов в бокс можно подготовить в соответствии с требованиями по стандартам World Skills Russia для компетенции R4 «Дошкольное воспитание». Разработать конспект или технологическую карту непосредственной образовательной деятельности. По завершении отведенного на подготовку времени быть готовым к демонстрации. Также следует выделить время для инструктажа волонтеров, достаточным является 5 минут для каждого экзаменующегося. Остается только студент и волонтеры для демонстрации. Все остальные, не участвующие в демонстрации должны покинуть аудиторию (демонстрационную площадку экзамена) и переместиться в отведенную комнату для экзаменующихся, из которой их вызывает секретарь по очереди в соответствии с экзаменационной ведомостью. По завершении демонстрации экзаменующийся покидает площадку и ожидает окончания экзамена в отведенной для студентов комнате, что также в традициях проведения итоговой государственной аттестации в вузах.

Если не задавать темы для демонстрационного экзамена, то такая демонстрация может быть подготовлена студентом заранее, что повлияет на объективность оценивания. Темы разрабатываются комиссией и обновляются ежегодно. Возраст детей студент может выбрать самостоятельно или же он также может быть задан.

ЗАДАНИЕ 1. Разработать и продемонстрировать фрагмент непосредственной образовательной деятельности по теме «...»

Темы в сфере математического становления детей дошкольного возраста:

1. Формирование устного счета.

2. Формирование представлений о числе и цифре.

3. Формирование представлений о математическом понятии «множество».

4. Формирование представлений о равенстве - неравенстве множества способом наложения или приложения.

5. Формирование представлений о решении математических задач.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии оценивания

№ п/п Критерий Балл

1. Демонстрация непосредственной образовательной деятельности обеспечивает плановые достижения детей раннего, дошкольного возраста в соответствии с поставленными целью и задачами. 1

2. Содержание непосредственной образовательной деятельности соответствует заданной теме. 1

3. Уровень сложности предложенного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. 1

4. Владеет понятийным аппаратом, подбирает целесообразный с точки зрения научности фактический и иллюстративный материал. 1

5. Владеет знаниями методики и теории обучения детей раннего, дошкольного возраста. 1

6. Вовлекает и мотивирует детей раннего, дошкольного возраста выполнять учебные действия. 1

7. Обеспечивает эмоциональный комфорт, уважение личного достоинства детей раннего, дошкольного возраста. 1

8. Грамотность речи: отсутствие ошибок в устной речи. 1

9. Владеет умением распределять по видам детской деятельности и использовать выделенный лимит времени на демонстрацию. 1

10. Реализует интеграцию разных образовательных областей и видов детской деятельности. 1

Оценка «отлично» - 7-10 баллов

Оценка «хорошо» - 5-6 баллов

Оценка «удовлетворительно» - 2-4 баллов

Оценка «неудовлетворительно» - менее 2 баллов

Выводы. Демонстрационный экзамен показывает теоретическую и практическую готовность к выполнению педагогических функций будущего воспитателя, поэтому за такой формой оценивания эмпирических результатов будет перспектива в профессиональном образовании. Готовность воспитателей к математическому развитию детей дошкольного возраста позволяет обеспечить профессиональный рост выпускников прикладного бакалавриата в педагогическом вузе.

Литература:

1. Кахнович С.В. Формирование учебных умений дошкольников средствами изобразительной деятельности // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 3. С. 72-79.

2. Куриленко Т.М., Петроченко Г.Г. Задачи и упражнения по дошкольной педагогике // URL: «Задачи и упражнения по дошкольной педагогике» OCR Detskiysad.Ru (дата обращения: 30.11.2018).

3. Факторович А.А. Демонстрационный экзамен как новый формат подведения итогов обучения в профессиональных образовательных организациях // URL: https://hmtpk.ru/about-the-college/news/4128/ (дата обращения: 30.11.2018).

4. Чуковский К. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1962. 368 с.

5. Kakhnovich S.V. Pedagigocal technique of building the culture of interpersonal relations in preschool children at art classes // Modern Research social problems. 2013. № 7 (27). P. 21. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013.html (дата обращения: 25.11.2018).

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук Кашицына Юлия Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); кандидат педагогических наук Алексеева Елена Евгеньевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В

ШКОЛЕ

Аннотация. Статья основывается на требованиях к планируемым результатам освоения примерной основной образовательной программы, одним из которых является умение критически оценивать и интерпретировать информацию, осуществлять поиск необходимой информации, свободно оперировать понятиями на уровне предмета. Особое внимание уделено проблеме формирования и развития критического мышления в процессе обучения математическим понятиям в основной школе. Показана возможность применения приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо по теме «Десятичные дроби» и приёмов Сингапурских обучающих структур по теме «Линейное уравнение». Статья адресована педагогам и студентам педагогических вузов, учителям математики.

Ключевые слова: методика обучения; профессиональная компетентность педагога; критическое мышление, творчество; математические способности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, Сингапурские обучающие структуры, урок математики; десятичные дроби; линейные уравнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.