Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЕЙС КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ ПО ПЕДАГОГИКЕ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ПРОФИЛЬ "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ")'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЕЙС КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ ПО ПЕДАГОГИКЕ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ПРОФИЛЬ "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозументик О.В., Зорина Н.А.

Раскрываются возможности применения кейс-технологии в процессе подготовки бакалавров по профилю «Дошкольное образование». Показываются возможности применения разработанных и апробированных педагогических кейсов на итоговом этапе обучения студентов - междисципли-нарном государственном экзамене по педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прозументик О.В., Зорина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЕЙС КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ ПО ПЕДАГОГИКЕ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ПРОФИЛЬ "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ")»

УДК 378.146

О.В. Прозументик, Н.А. Зорина

Педагогический кейс как средство оценки сформированности компетенций студентов на государственном экзамене по педагогике (направление подготовки бакалавров «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»)

Раскрываются возможности применения кейс-технологии в процессе подготовки бакалавров по профилю «Дошкольное образование». Показываются возможности применения разработанных и апробированных педагогических кейсов на итоговом этапе обучения студентов - междисциплинарном государственном экзамене по педагогике.

Ключевые слова: педагогическое образование, профессионально-педагогическая деятельность, профессиональные компетенции, технология обучения, кейс-технология.

Современное российское образование характеризуется ориентацией на развитие у подрастающего поколения качеств деятеля, субъекта, коммуникатора, исследователя, творца. Для развития этих качеств необходимы не только обновленные образовательные программы, современные образовательные технологии и инициирующая активность субъектов образовательного процесса, но и «новый» педагог, обладающий такими качествами и способный создать условия для их возникновения и совершенствования у детей. Таким образом, обновлению подлежит не только образовательный процесс, но и профессиональная подготовка учителя (воспитателя). Одним из направлений такого обновления является реализация в содержании и методике обучения будущих педагогов компетентностно-го подхода.

Изучением феномена «компетентност-ный подход» и сфер его применения в образовании занимались многие методологи. Исследователями разработаны разные аспекты данного подхода: содержание и дифференциация понятий «компетентность» и «компетенция», видовой состав компетенций, структура компетентности, механизмы формирования компетенций и компетентности, оценка компетентности [1; 2; 6]. Суть компетентностного подхода как составляющей частнонаучной методологии заключается в признании компетентности в качестве стержневой характеристики и критерия оценки достижений личности в процессе образования, а компетенции - как универ-

сальной единицы содержания образования, подлежащей освоению обучающимися (воспитанниками). Данный подход является основанием для разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего среднего, среднего профессионального и высшего образования, современных образовательных программ и образовательных технологий.

ФГОС - это документ, определяющий требования к образовательной программе, учебному плану, условиям реализации образовательной программы, качеству освоения образовательной программы (уровень освоения обучающимся компетенций). В данном документе компетенция определяет задачи и содержание общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной подготовки будущих педагогов и итоговые результаты овладения профессией - компетентность. Поэтому в соответствии с предложенным ФГОС высшего образования (ВО) комплексом компетенций коллективом преподавателей образовательной организации совместно с работодателями разрабатываются как образовательные программы по различным дисциплинам и практикам, так и программа государственной итоговой аттестации, включающая в себя измерители образовательных достижений обучающихся и инструменты выявления этих достижений (уровней освоения компетенций).

ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») вклю-

чает в себя следующий состав компетенций: ОК (общекультурные), ОПК (общепрофессиональные), ПК (профессиональные). Они связаны с формированием у студентов способностей к применению общекультурных, предметных и специальных знаний, умений в разных видах педагогической деятельности и готовности к самостоятельному и творческому решению разнообразных, в том числе нестандартных, педагогических задач. Таким образом, функция компетенций состоит в формировании мотивацион-ной, коммуникативной, когнитивной, операциональной и рефлексивной готовности будущего учителя (воспитателя) к успешному осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.

Для эффективного формирования у будущих педагогов всего состава компетенций необходимо систематичное поэтапное осуществление контроля и оценки уровня овладения ими обучающимся. На каждом из этапов овладения обучающимися компетенциями используются те или иные виды контроля (входной, текущий, рубежный, промежуточный, итоговый). В зависимости от целей контроля подбираются инструменты выявления и оценки образовательных достижений студентом, отслеживания динамики результатов их обучения. Описание технологии подготовки и проведения текущего, рубежного и промежуточного контроля уровней владения профессиональными компетенциями в процессе освоения студентами учебной дисциплины «Дошкольная педагогика» представлено нами в статье «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе подготовки будущего педагога ДОО на основе использования кейс-технологии» [4]. В настоящей статье раскрываются возможности кейс-технологии для осуществления итогового контроля уровня овладения студентами общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в ходе государственной итоговой аттестации (междисциплинарный экзамен по педагогике раннего, дошкольного возраста и культурно-просветительской деятельности в дошкольном образовании).

Государственный экзамен (итоговый междисциплинарный экзамен) по педагогике призван оценить уровень сформирован-ности компетенций, предусмотренных ФГОС ВО и образовательной программой по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»). Контролируются три группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные.

Билеты к государственному экзамену включают в себя два вида заданий: теоретический вопрос и кейс. Теоретические вопросы позволяют выявить содержание, состав, качество знаний выпускника по наиболее значимым проблемам теории и практики дошкольного образования, степень осведомленности студентов в основополагающих теориях, концепциях и технологиях образования детей дошкольного возраста, понимание будущими педагогами связей между социальными явлениями, закономерностями психического развития и целевыми ориентирами, содержанием и технологиями воспитания и обучения ребенка на этапе дошкольного детства, проблемами и тенденциями развития дошкольного образования как уровня системы образования РФ. В то же время компетентность^ подход ориентирует на необходимость выявления и оценки практической готовности выпускника к выполнению профессиональных функций. В такой готовности интегрируются знания, умения, владения (опыт деятельности). Одним из современных инструментов выявления уровня сформированности профессионально-педагогических умений и опыта применения освоенных знаний и умений в образовательной практике является кейс-технология [3; 5].

Педагогический кейс как аттестационное задание на государственном экзамене позволяет осуществить комплексную оценку уровня сформированности всех составляющих компетенции (знания, умения и их применение). Такое задание представляет собой описание образовательной ситуации (имеющей место в практике дошкольной образовательной организации) и четыре вопроса-задания, требующих применения студентом теоретических знаний при оценке

ситуации, аргументации ответа, постановке задач в работе с детьми, выборе педагогических средств и методов и т. д. Например, для выявления уровня сформированности ОК-2 (способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции) был разработан и апробирован в ходе государственного экзамена по педагогике следующий кейс.

Ситуация.

На родительском собрании педагог подготовительной группы информирует родителей о том, что в рамках подготовки к празднику «День независимости России» дети готовят проект «Имена, прославившие Россию». Воспитатель предлагает родителям принять участие в данном проекте: помочь детям подобрать информацию, иллюстрации о каком-либо известном историческом деятеле, ученом или полководце (Владимир Красно Солнышко, А.В. Суворов, И.П. Павлов, А.С. Попов, М.В. Ломоносов, Петр I, В.И. Ленин, Ю.А. Гагарин). Предложение педагога вызвало живой интерес и обсуждение родителей. Так, родители активно обсуждали вопросы: «Нужно ли знакомить детей с давно прошедшими историческими событиями?», «Какую информацию предложить детям о неоднозначных исторических персоналиях (например, Петре I и В.И. Ленине)?», «Как сделать историческую информацию актуальной, доступной и наглядной для детей дошкольного возраста?», «Нужно ли осуществлять эту работу с учетом исторической хронологии?» и др. Многие из этих вопросов остались без ответа.

Задания.

1. Укажите, в чем состоит место и значение исторического знания в образовательных программах для детей дошкольного возраста.

2. Приведите аргументы в пользу включения знаний об исторических персоналиях и событиях в разделы программы, связанные с познавательным развитием и патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста.

3. Предложите свои варианты ответов на вопросы родителей, обоснуйте их.

4. Составьте короткий и доступный рассказ с элементами беседы для детей старшего дошкольного возраста об одном из перечисленных в тексте известном историческом деятеле, ученом или полководце. При выполнении задания предусмотрите возможность использования наглядных и аудиовизуальных демонстрационных средств.

При выполнении заданий студент демонстрирует владение знаниями о возрастных особенностях социального развития в дошкольный период детства; сущности, задачах, содержании, технологиях, условиях и результатах патриотического воспитания детей дошкольного возраста; определяет место исторического знания в образовательных программах для детей дошкольного возраста; раскрывает значение знаний об исторических персоналиях и событиях в личностном развитии ребенка.

Работая над содержанием ситуации, студент демонстрирует умение анализа характера, содержательности, направленности взаимодействия педагога и родителей в вопросах патриотического воспитания детей, соотносит деятельность педагога с требованиями ФГОС дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития детей, применяет умение выявлять возможности конкретного метода (беседы) в решении задач патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предлагая варианты ответов на вопросы родителей, студент обосновывает их с опорой на теоретическую базу, обнаруживает умения конструировать аргументированные ответы на вопросы родителей и применять целесообразные педагогические средства методы для решения задач, связанных с познавательным развитием и патриотическим воспитанием детей. По ответам студента можно судить о степени владения им некоторыми профессиональными навыками (формирование и обогащение компетентности родителей, использование технологий познавательного и социально-коммуникативного развития детей, организация развивающего общения и взаимодействия педагога и воспитанника, применение общекультурных знаний, в частности исторических, в образовательном про-

цессе дошкольной образовательной организации).

На государственном экзамене для выявления уровня сформированности ОПК-5 (владение основами профессиональной этики и речевой культуры) студентам также предлагался педагогический кейс со следующим содержанием.

Ситуация.

Маленький Саша (два года три месяца) начал ходить в детский сад. Вот уже второй месяц он посещает группу раннего возраста. Саше нравится в детском саду: он с удовольствием приходит в группу, не плачет, расставаясь с мамой, играет. Родители довольны настроением и успехами малыша. Вечером, когда мама пришла в детский сад за Сашей, педагог группы обратилась к ней с претензией: «Слушайте меня внимательно! Сашеньке как бы уже третий год, а он с трудом справляется с тем, чтобы самостоятельно одеться после сна, не умеет держать ложку во время еды, не может самостоятельно занять себя игрушкой... Че это Ваш ребенок всему этому не научился, пока находился с мамой дома? Вы должны больше заниматься с мальчиком дома и научить его простейшим умениям!» В ответ мама мальчика возмутилась: «А для чего же тогда детский сад? Разве не Вы должны всему этому обучить ребенка?»

Задания.

1. Дайте оценку высказываниям педагога с точки зрения норм профессиональной педагогической этики.

2. Какие последствия могут иметь нарушения педагогом в общении с родителями норм профессиональной этики и речевой культуры?

3. Предложите варианты построения диалога педагога и родителя с учетом требований и норм речевой культуры и профессиональной этики.

4. Составьте рекомендации для педагога по совершенствованию умений профессиональной коммуникации с родителем как субъектом образовательного процесса.

В ходе выполнения заданий студент обращается к знаниям о сущности, функциях, принципах и нормах профессиональной этики педагога, нормативных документах, обязывающих педагога следовать требованиям

профессиональной этики, месте и значении профессиональной этики в педагогической культуре, культуре речи как части общей культуры и принципах профессионального общения и поведения педагога, нормах и правилах культуры речи, реализуемых в профессиональной коммуникации. Студент демонстрирует умение анализировать коммуникативное взаимодействие педагога и родителей, оценивать его с точки зрения соблюдения норм профессиональной педагогической этики, устанавливать связь между нарушением педагогом в общении с родителями норм профессиональной этики и речевой культуры и установлением отношений сотрудничества. Педагогические решения, предложенные студентом, могут свидетельствовать о степени владения им профессиональными навыками в применении технологий педагогического общения сучетом требований и норм речевой культуры и профессиональной этики, моделирования процесса совершенствования профессионально-педагогической коммуникации с родителем как субъектом образовательного процесса.

Оценка уровня сформированности ПК-2 (способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики) осуществлялась с помощью следующего педагогического кейса.

Ситуация.

Решая задачу обучения детей 3-4 лет трудовым умениям самообслуживания, воспитатель провела работу с воспитанниками, включающую в себя рассказ о трудовых действиях и рассматривание иллюстраций, отражающих своим содержанием действия одевания, умывания. К удивлению педагога, проведенной работы оказалось недостаточно для овладения воспитанниками необходимыми трудовыми умениями самообслуживания.

Задания.

1. Определите причину недостаточной эффективности проведенной педагогом работы. Аргументируйте свою позицию.

2. Укажите адекватные возрасту критерии оценки уровня сформированности трудовых действий по самообслуживанию (операциональный, когнитивный, эмоционально-чувственный компонент).

3. Сформулируйте задачи образовательной работы с детьми данного возраста по формированию действий самообслуживания.

4. Укажите и обоснуйте последовательность реализации сформулированных вами задач в образовательном процессе.

Выполнение студентом заданий осуществляется с опорой на знания о возрастных особенностях, сущности, задачах, этапах деятельности детей младшего дошкольного возраста по самообслуживанию, педагогических методах руководства процессом освоения ребенком умений самообслуживания. Студент демонстрирует умения: анализа деятельности педагога и детей, соотнесения действий педагога с методическими требования к организации процесса овладения детьми трудовыми действий по самообслуживанию, выявления возможностей разных дидактических методов в решении задач в области воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет. Предлагая задачи образовательной работы с детьми данного возраста по формированию действий самообслуживания, студент обнаруживает умения: соотносить возрастные особенности детей с требованиями образовательной программы; определять адекватные возрасту критерии оценки уровня сформированности трудо-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

вых действий по самообслуживанию, обосновывать последовательность реализации сформулированных задач в образовательном процессе. Ответы студента позволяют сделать вывод о степени владения им профессиональными навыками использования технологий обучения детей самообслуживанию, применения научных знаний в области теории и методики дошкольного образования для решения задач по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Результаты апробации разработанных для государственного экзамена по педагогике кейсов свидетельствуют об эффективности этой технологии в решении задач оценивания и контроля освоения студентами комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Перспективами совершенствования контрольно-оценочного инструментария государственной итоговой аттестации являются коррекция кейс-заданий в соответствии с требованиями нового ФГОС ВО (2019 г.) и дополнение педагогических кейсов заданиями, позволяющими более полно и детально оценить уровень сформирован-ности профессионально-педагогических навыков студентов в ходе государственного экзамена по педагогике.

1. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14).

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 41 с.

3. Масалкин И.К., Сёмина Л.В. Стратегия кейс стади. Методология исследования и преподавания: учебник для вузов. - М., 2011. - 443 с.

4. Прозументик О.В., Зорина Н.А. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе подготовки будущего педагога ДОО (на основе использования кейс-технологии) // Пермский педагогический журнал: научно-практический рецензируемый журнал / редкол.: А.К. Колесников (гл. ред.), Л.В. Коломийченко (зам. гл. ред.) и др.; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - № 8. - С. 110-119.

5. Смолянинова О.Г., Храмова Л.Н., Колокольникова З.У. Реализация кейс-технологии в профессиональной подготовке будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-keystehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-pedagoga.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002. - 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.