Научная статья на тему 'Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов'

Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / DEMONSTRATION EXAM / FUTURE TEACHERS / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / WORLD SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Несына С.В.

В данной статье рассматриваются средства итогового контроля индивидуальных образовательных результатов студентов будущих педагогов. Показано, что на этапе внедрения компетентностного подхода использовались традиционные педагогические средства для оценивания компетенций. На этапе реализации компетентностного подхода широко применялись технические средства. На современном этапе развития профессионального образования широко применяются инновационные средства. В системе высшего образования начинает использоваться демонстрационный экзамен. На основе опыта проведения демонстрационного экзамена у студентов педагогов проводится анализ преимуществ этого способа оценивания формирования компетенций. Показано, что демонстрационный экзамен отвечает требованиям комплексности и функциональности. Оценка образовательных результатов в таком формате объективная, прозрачная, оперативная, эффективная и сопоставимая с требованиями стандартов (в том числе и профессиональных). Демонстрационный экзамен выполняет диагностическую, обучающую и воспитательную функции. В целом, такая форма итоговой аттестации открывает новые возможности как для университета, так и для студентов. Демонстрационный экзамен отвечает всем современным требованиям к оценке образовательных результатов студентов будущих педагогов. В практикоориентированной модели высшего педагогического образования именно демонстрационный экзамен становится результативным средством итогового контроля формирования компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Несына С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAM IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

This article focuses on the pedagogical tools of the final control in individual educational results of students-future teachers. It is shown that at the initial stage of the competency-based approach, traditional pedagogical tools were used to assess professional competencies. At the stage of implementation of the competency-based approach, technical means were widely used. At the present stage of development in the professional training, innovative tools are widely used. The higher education system starts to use demonstration exam (demo exam). Based on the experience of conducting a demonstration exam for student, the analysis is carried out. This article addresses the advantages in this method connecting to the assessment of professional competencies formation. It is shown that the demonstration exam is comprehensive and functional. The assessment of educational results in this format is objective, transparent, operational, effective and comparable with the requirements of standards (including professional standards). The demonstration exam has diagnostic, training and educational functions. In general, this form of final control opens new opportunities for the university and for students. The demonstration exam meets all modern requirements for assessing the educational results of students-future teachers. In the practice-oriented model of higher pedagogical education, it is precisely the demonstration exam that becomes the effective method (tool) of the final control of the formation of competencies.

Текст научной работы на тему «Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов»

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "сознание"

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-23-28

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В ПОДГОТОВКЕ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Несына С.В.

ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», г. Калининград, Российская Федерация

DEMONSTRATION EXAM IN PROFESSIONAL TRAINING

OF FUTURE TEACHERS

Nesyna S.V.

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation

Аннотация: В данной статье рассматриваются средства итогового контроля индивидуальных образовательных результатов студентов-будущих педагогов. Показано, что на этапе внедрения ком-петентностного подхода использовались традиционные педагогические средства для оценивания компетенций. На этапе реализации компетент-ностного подхода широко применялись технические средства. На современном этапе развития профессионального образования широко применяются инновационные средства. В системе высшего образования начинает использоваться демонстрационный экзамен. На основе опыта проведения демонстрационного экзамена у студентов-педагогов проводится анализ преимуществ этого способа оценивания формирования компетенций. Показано, что демонстрационный экзамен отвечает требованиям комплексности и функциональности. Оценка образовательных результатов в таком формате объективная, прозрачная, оперативная, эффективная и сопоставимая с требованиями стандартов (в том числе и профессиональных). Демонстрационный экзамен выполняет диагностическую, обучающую и воспитательную функции. В целом, такая форма итоговой аттестации открывает новые возможности как для университета, так и для студентов. Демонстрационный экзамен отвечает всем современным требованиям к оценке образовательных результатов студентов-будущих педагогов. В практикоориентированной модели высшего педагогического образования именно демонстрационный экзамен становится результативным средством итогового контроля формирования компетенций.

Annotation: This article focuses on the pedagogical tools of the final control in individual educational results of students-future teachers. It is shown that at the initial stage of the competency-based approach, traditional pedagogical tools were used to assess professional competencies. At the stage of implementation of the competency-based approach, technical means were widely used. At the present stage of development in the professional training, innovative tools are widely used. The higher education system starts to use demonstration exam (demo exam). Based on the experience of conducting a demonstration exam for student, the analysis is carried out. This article addresses the advantages in this method connecting to the assessment of professional competencies formation. It is shown that the demonstration exam is comprehensive and functional. The assessment of educational results in this format is objective, transparent, operational, effective and comparable with the requirements of standards (including professional standards). The demonstration exam has diagnostic, training and educational functions. In general, this form of final control opens new opportunities for the university and for students. The demonstration exam meets all modern requirements for assessing the educational results of students-future teachers. In the practice-oriented model of higher pedagogical education, it is precisely the demonstration exam that becomes the effective method (tool) of the final control of the formation of competencies.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, будущие педагоги, World Skills

Keywords: demonstration exam, future teachers, World Skills

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. М.: Изд-во Юрайт, 2019.

[2] Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Издат. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

[3] Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

[4] Макарова, Н. С. Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнекласси-ческим перспективам: монография / Н. С. Макарова, Н. А. Дука, Н. В. Чекалева. М.: Изд-во Юрайт, 2019.

[5] Методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена / URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c765ab5faa40 a1783380c7f39a893a01/download/1263/ (дата обращения 12.08.2019).

[6] О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия / URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html (дата обращения 12.08.2019).

[7] Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М.: Издат. центр проблем качества под_готовки специалистов, 2004._

REFERENCES

[1] Blinov, V. I. Metodika prepodavaniya v vysshej shkole: uchebno-prakticheskoe posobie / V. I. Blinov, V. G. Vinenko, I. S. Sergeev. M.: Izd-vo YUr-ajt, 2019.

[2] Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. M.: Izdat. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

[3] Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak re-zul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

[4] Makarova, N. S. Didaktika vysshej shkoly. Ot klassicheskih osnovanij k postneklassicheskim perspektivam: monografiya / N. S. Makarova, N. A. Duka, N. V. CHekaleva. M.: Izd-vo YUrajt, 2019.

[5] Metodicheskie rekomendacii o provedenii attesta-cii s ispol'zovaniem mekhanizma demonstracion-nogo ekzamena / URL: https://docs.edu.gov.ru/docu-ment/c765ab5faa40a1783380c7f39a893a01/down load/1263/ (data obrashcheniya 12.08.2019).

[6] O demonstracionnom ekzamene po standartam Vorldskills Rossiya / URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demon-straczionnyij-ekzamen/obshhaya-infor-macziya.html (data obrashcheniya 12.08.2019).

[7] Tatur YU.G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya. M.: Izdat. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

Введение. В условиях формирования новой парадигмы образования требования к профессиональной подготовке педагогов повышаются. Несмотря на то, что потребность в молодых специалистах в педагогической сфере довольно высока, работодатели ожидают, что выпускники педагогических программ готовы качественно выполнять профессиональную деятельность («умеют делать») и не нуждаются в «доучивании» и «переучивании». В нашем стремительно меняющемся мире профессиональное сообщество стремится взаимодействовать с молодыми специалистами как носителями перспективных компетенций (компетенций будущего), необходимых для выполнения новых задач профессиональной деятельности. В обществе возрастает спрос на практикоориентированное образование.

Под влиянием интеграции и глобализации мировой экономики, необходимости гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования», смены образовательной

парадигмы, и, во многом, благодаря предписаниям на уровне государства, в профессиональном образовании прочно укоренился компетентностный подход [2, 3]. Компетентность понимается как «интегральное свойство личности, характеризующее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области»; как своеобразная «реализованная образованность», то есть способность человека использовать образованность как результат образования [7, с. 6-7]. Компетентность дифференцируется на ряд определенных федеральным государственным стандартом универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, являющихся результатом освоения студентом определенной программы высшего образования.

Образовательная модель компетентностного подхода затронула «все структурные звенья педагогической системы»: произошла «переналадка» цели, содержания, форм, методов, средств обучения и контроля, деятельности обучающих и обучающихся, образовательной среды в целом [2, с. 21]. В настоящее время обучение студента - будущего педагога в высшей школе представляет собой «сложный саморазвивающийся открытый нелинейный процесс», при котором на первый план выходит отношение «студент - профессиональная задача». Меняются и функции преподавателя: от обучения - к сопровождению, от отбора учебной информации и организации ее усвоения студентами - к систематизации субъектного опыта студентов. Происходит обновление содержания ведущих дидактических принципов, форм, методов, технологий и т.д. [4]. Требуют модернизации и формы контроля, в том числе итоговая аттестация. Перед высшей школой стоит вопрос: Как оценить результаты обучения студента-педагога в высшем учебном заведении, с помощью каких процедур можно определить соответствие индивидуальных образовательных достижений требованиям, предъявляемым к выпускникам?

Материалы и методы. На этапе внедрения компетентностного подхода широко использовались традиционные способы оценки образовательных результатов в форме устного опроса (ответов на вопросы экзаменационного билета, собеседования, коллоквиума и др.), письменных работ (контрольных работ, курсовых работ, научно-учебных отчетов). При этом для повышения объективности контроля применялось (и применяется) коллегиальное оценивание -комиссией.

На этапе реализации компетентностного подхода в высшей школе в связи с внедрением и распространением в профессиональном образовании информационно-коммуникационных технологий при проведении итогового контроля все чаще стали использоваться технические средства. Эти средства представляют собой стандартные тестовые программы, разработанные преподавательскими коллективами, высшими учебными заведениями или сторонними специализированными организациями для проверки качества образования, например, Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования, проводимый с 2005 года для независимого оценивания уровня образовательных достижений студентов на определенных этапах обучения. В настоящее время в области педагогического образования разработано огромное количество тестовых программ.

На современном этапе развития компетентностного подхода широко применяются инновационные оценочные средства в виде портфолио, кейсов, тестов практических умений, анкетных опросов, интервьюирования студентов и т. д. Эти средства часто используются в ком-

плексе. Определение результативности освоения компетенций осуществляется с использованием балльно-рейтинговых систем, проектной деятельности, также проводится психолого-педагогический анализ студентом реальных образовательных ситуаций (данных как видеоролики) и т.д.

«Проектирование оценочных средств для проведения итоговой государственной аттестации выпускников вуза может рассматриваться как процесс установление следующих основных соответствий: комплекса оценочных средств - содержанию программы; качества подготовки выпускник вуза - требованиям, заложенным в комплекс оценочных средств; универсальных и профессиональных компетенций выпускников - требованиям, заложенным в образовательную программу; компетенций выпускников - социально-нормативному качеству, заложенному в требованиях стандарта» [1, с. 210-211], в том числе и профессионального. Обязательной является экспертиза со стороны работодателей и профессионального сообщества

В настоящее время получает распространение проведение демонстрационного экзамена, особенно в системе среднего профессионального образования: 1 апреля 2019 года Министерством просвещения Российской Федерации утверждены Методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена в системе среднего профессионального образования [5]. В настоящее время этот формат «проникает» и в систему высшего педагогического образования. В 2019 году 20 студентов Института образования Балтийского федерального университета им. И. Канта принимали участие в демонстрационном экзамене.

Результаты и обсуждение. Демонстрационный экзамен по стандартам «World Skills» — это форма государственной итоговой аттестации выпускников, которая предусматривает ряд моментов:

во-первых, моделирование реальных условий профессиональной деятельности для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками;

во-вторых, независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена;

в-третьих, определение уровня знаний, умений, компетенций выпускников в соответствии с международными требованиями.

Демонстрационный экзамен по стандартам «World Skills» проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальности в соответствии со стандартами «World Skills» (Ворлдскиллс Россия) [5, 6].

Задания демонстрационного экзамена представляют собой комплексные практические задачи, которые моделируют реальную профессиональную деятельность и выполняются в реальном времени. Так, в 2019 году студентам, обучающимся по программе «Начальное образование» (компетенция «Преподавание в младших классах»), было предложено подготовить и провести:

1) фрагмент урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов;

2) виртуальную экскурсию.

Студентам, обучающимся по программе «Дошкольное образование» предлагалось (компетенция «Дошкольное воспитание»), предлагалось разработать и провести:

1) интегрированное занятие по речевому развитию с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании;

2) совместный проект воспитателя, детей и родителей (продуктом должен быть информационно-демонстрационный стенд).

Задания разбиты по модулям: общекультурное развитие, общепрофессиональное развитие, взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, саморазвитие и самообразование. Выполнение заданий оценивается экспертной группой, возглавляемой главным экспертом, координирующим проведение экзамена. Участие группы экспертов, повышает объективность оценивания, так как предполагает обработку и анализ совокупности индивидуальных мнений экспертов по определенной методике.

Важнейшими требованиями к успешной реализации итогового контроля являются комплексность (понимаемая как межпредметность) и функциональность, рассматриваемая как связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности и социальной активности выпускника [1, с. 204]. Демонстрационный экзамен в полной мере отвечает двум этим требованиям, так как студенты, осуществляя профессиональные пробы, при выполнении заданий демонстрируют различные виды компетенций. Контроль и оценка качества образовательных результатов должна быть объективной, прозрачной, оперативной, эффективной и сопоставимой с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [4]. Формат демонстрационного экзамена «World Skills» предполагает именно такое оценивание результата.

Важно отметить, что контроль и оценивание, как необходимые составляющие образовательного процесса, выполняющие три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Как показывает опыт, демонстрационный экзамен дает возможность осуществить качественную и количественную оценку образовательного результата. Также в ходе проведения контрольных испытаний реализуется обучающая функция: происходит активизации работы студента с учебным материалом, повышается уровень внутренней мотивации учебно-профессиональной деятельности. Также участие в демонстрационном экзамене позволяет выявить пробелы и «точки роста», наметить перспективы дальнейшего профессионального и личностного развития.

Демонстрационный экзамен открывает новые возможности для преподавателей и руководителей педагогических институтов, так как дает возможность оценить следующие моменты:

во-первых, содержание и качество образовательных программ, по которым ведется обучение студентов-будущих педагогов;

во-вторых, материально-технического оснащение высших учебных заведений;

в-третьих, квалификацию профессорско-преподавательского состава.

Более того, осмысление результатов демонстрационного экзамена помогает определить направления дальнейшего развития, соотнести содержание подготовки педагогов с актуальными требованиями профессионального стандарта и рынка труда, в том числе и международного. Коллективы специалистов, занимающихся подготовкой педагогов, имеют возможность

провести своеобразную «ревизию» своей деятельности, переосмыслить многие ее составляющие. Подготовка к проведению демонстрационного экзамена предполагает анализ лучшего педагогического опыта, ведущих инновационных практик своего региона.

Студенты, прошедшие процедуру демонстрационного экзамена, вносятся в базу данных «Молодые профессионалы». Доступ к этой базе предоставляется всем ведущим образовательным организация для поиска и подбора сотрудников. Соответственно, перспективы получить работу в любой образовательной организации у выпускников повышаются. Прохождение демонстрационного экзамена оказывает влияние и на профессиональную самооценку, придает уверенности молодым педагогам, вызывает восхищение и уважение со стороны других студентов.

Вывод. Образовательный результат обучения в вузе предусматривает овладение компетенциями (универсальными, общепрофессиональными, профессиональными), которые не только интегрируют достижения студентов в области обучения и воспитания, но и, во многом, являются результатом самообучения, самовоспитания, саморазвития студентов. В практико-ориентированном обучении в процессе взаимодействия с профессиональным сообществом (преподавателями в институте, наставниками в образовательных учреждениях) студент расширяет опыт решения профессиональных задач в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Демонстрационный экзамен отвечает всем современным требованиям к оценке образовательных результатов студентов-будущих педагогов. В практикоориентированной модели высшего педагогического образования именно демонстрационный экзамен становится результативным средством итогового контроля формирования компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.